епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 54. епископ Новокаховский и Генический Филарет, председатель Литургико-богослужебной комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви; 55. схиархимандрит Илий (Ноздрин); 56. архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; 57. архимандрит Варфоломей (Калугин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; 58. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), профессор Санкт-Петербургской духовной академии; 59. архимандрит Илия (Рейзмир), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; 60. архимандрит Иоасаф (Морза), профессор Киевской духовной академии; 61. архимандрит Кирилл (Говорун), клирик г. Москвы; 62. архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря; 63. архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; 64. архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря; 65. архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре;  66. игумен Димитрий (Байбаков), руководитель Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии; 67. игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи; 68. игумен Серапион (Митько), проректор по научной работе Белгородской духовной семинарии; 69. игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы; 70. игумен Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 71. игумен Филипп (Рябых), представитель Московского Патриархата при Совете Европы; 72. игумен Филипп (Симонов), клирик г. Москвы; 73. протоиерей Александр Абрамов, клирик г. Москвы; 74. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московской духовной академии; 75.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Митрофорный протоиерей Владимир ЗЯЗЕВ, настоятель храма Рождества Христова на Уралмаше, первый помощник правящего архиерея, Екатеринбург Дай Бог, чтобы так было всегда Впечатления от Собора хорошие и очень глубокие. Голосование проходило открыто, честно, и владыка Кирилл одержал убедительную победу… Впрочем, слово «победа» тут не подходит. Победа дается в бою, а здесь никакого боя не было. Здесь одна семья, дети одной семьи выбирали себе старшего, отца и господина. И владыка Кирилл просто набрал больше голосов. Разбирались и другие вопросы, было немало дискуссий. Каждый мог высказаться, и многие воспользовались этим правом. Дай Бог, чтобы у нас в стране всегда все было так честно и открыто, как на этом Соборе. Игумения СЕРГИЯ (Конкова), наместница Свято-Троицкого Серфимо-Дивеевского монастыря Единый живой организм На Поместный собор прибыли многие архипастыри, пастыри, миряне из многих регионов и стран, чтобы избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси — кормчего большого корабля Русской Православной Церкви, на котором происходит преображение душ и сердец. Работа Собора проходила очень активно и организованно — «в союзе мира». Работа была запланирована на три дня, а все прошло за два. Большинством голосов был избран митрополит Кирилл, Патриарший Местоблюститель. Вспоминается Собор 1990 года, в котором я также принимала участие как монашествующая; я была благочинной Спасо-Преображенской пустыни филиала рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Путь, который был пройден Русской Православной Церковью к тому моменту, существенно отличается от пути, который пройден за последние восемнадцать лет. Последний Собор был значительно масштабнее предыдущего. Но самое главное отличие — в уровне церковного самосознания. В этот раз пастыри и архипастыри очень активно обсуждали многие насущные вопросы, причем на более высоком уровне, нежели частности и детали. Чувствовалось, что Церковь — это действительно единый живой организм. Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва

http://foma.ru/vashi-glavnyie-vpechatlen...

На богослужении присутствовали губернатор Брянской области Н.В. Денин, губернатор Ивановской области М.А. Мень, руководители областных и городских структур Брянской и Ивановской областей. По окончании богослужения Его Святейшество посетил Успенский Свенский мужской монастырь. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл вернулся в российскую столицу. 14 июля 2012 года начался визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Смоленскую епархию. На железнодорожном вокзале города Смоленска Святейшего Патриарха Кирилла встречали губернатор Смоленской области А.В. Островский, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епархиальное духовенство. Святейшего Владыку при посещении Смоленска сопровождали руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Вечером того же дня в сослужении епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта, православного ординария Войска Польского епископа Семятицкого Георгия (Польская Православная Церковь), руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, духовенства Русской и Польской Православных Церквей Его Святейшество совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. 15 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин великого освящения храма-памятника в честь Воскресения Христова рядом с мемориальным комплексом «Катынь» под Смоленском и Божественную литургию в нем. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви, губернатор Смоленской области А.В. Островский приняли участие в церемонии открытия на историческом здании Смоленского государственного университета мемориальной доски, посвященной педагогу Т.Н. Щипковой, репрессированной за религиозные убеждения в 70-80-х годах ХХ века.

http://patriarchia.ru/db/text/2367549.ht...

Также Святейший Владыка остановился на вопросе подготовки приходских работников и поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и Российскому православному университету в течение следующего года полностью завершить организацию курсов для приходских работников в объеме полубакалавриата. Кроме того Патриарх поручил епископу Воскресенскому Савве организовать на базе Новоспасского ставропигиального монастыря специальные кратковременные курсы. Еще одним вопросом, который Святейший Патриарх Кирилл вынес на обсуждения собрания, стал вопрос совместного участия всех прихожан в богослужении. Народное пение под управлением диакона, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией «Символа веры» и молитвы Господней, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за всенощным бдением, считает Предстоятель. «Вводя такую практику, полезно обращаться с отдельным словом к прихожанам, поясняя им значение общего пения», — отметил Святейший Владыка. «Несколько слов скажу о подготовке к Таинству Святого Причащения, поскольку в тех записках, которые я получил при подготовке доклада, эта тема несколько раз затрагивалась, — продолжил Патриарх. — Сообщаю вам, что через месяц на Пленуме Межсоборного присутствия и на Архиерейском Совещании будет рассмотрен документ, который, полагаю, ответит на многие вопросы. Сейчас отвечу на один из них: как быть, когда человек поисповедовался в одном храме, к примеру, на своем приходе, а причащаться пришел в другой? Если, подходя к Святой Чаше, такой человек поясняет, что в своем храме получил благословение причаститься, его следует причастить, так как в противном случае, будет вноситься недоумение в среду духовенства и смущение в сердца прихожан относительно правомерности действий того или иного священника». «Богослужебное молитвенное общение должно получать продолжение во внебогослужебной жизни прихода», — заявил Предстоятель Русской Церкви. Самая простая возможность для этого — организация чаепития для всех желающих прихожан сразу после окончания Божественной литургии, при обязательном участии настоятеля или старшего служащего в этот день священника. Такая практика широко распространена в наших приходах за рубежом и все больше распространяется в Москве. «Ее всячески следует приветствовать, и она осуществима в большинстве приходов, за исключением, быть может, ведомственных, находящихся на особом режиме, или же тех, у которых вовсе нет собственной территории или подходящего приходского помещения», — считает Святейший Владыка.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-12-23/...

12 марта 2018 В 2018 году все желающие получить степень магистра по теологии впервые смогут поступить на бюджетные места в дистанционную магистратуру Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 12 марта 2018 В 2018 году традиционная Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» пройдет с 9 по 13 апреля в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова. Международная конференция «Ломоносов» проводится в рамках Международного молодежного научного форума «Ломоносов». Сопредседателями Оргкомитета Форума «Ломоносов» являются Ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий и Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева. 8 марта 2018 5 марта 2018 года в Москве состоялась XIV ежегодная конференция «Благотворительность в России». Организатор газета «Ведомости» собрал для обмена мнениями руководителей ведущих некоммерческих организаций социальной направленности, представителей крупнейших частных фондов, органов власти и грантооператоров. На пленарном заседании участники обсуждали критерии оценки эффективности деятельности организаций, которые занимаются благотворительностью и социальной работой. 6 марта 2018 В пятницу, 16 февраля, в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева прошел форум " Буддизм: философия, история, практика " . Ключевым спикером стала Виктория Лысенко - ведущий российский буддолог, санскритолог, главный научный сотрудник Института философии РАН. Канонические правила в настоящее время регулируют исключительно внутреннюю жизнь Православной Церкви, хотя были введены государственной властью в эпоху, когда церковные структуры являлись органической частью Восточной Римской, затем Византийской империи. Для византийского общества следование канонам было обязательным, поскольку те имели статус права ничуть не меньший, чем светские законы. В настоящее время ситуация изменилась. Всё чаще можно наблюдать дискуссии, в ходе которых звучат призывы к пересмотру состава и содержания канонов. В представленной статье автор делится с читателями своей точкой зрения на эти вопросы, обращаясь к законотворческому наследию Православной Церкви, а также рассказывает о так называемой канонической рецепции, при которой Церковь убеждается в правильности тех или иных канонических правил.

http://bogoslov.ru/topic/20269

Владимир Абдулаевич Дадали, доктор химических наук, профессор, преподаватель высшей школы, Санкт-Петербург, Россия; Владислав Игоревич Петрушко , доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, шеф-редактор интернет-портала Седмица.Ru (ЦНЦ " Православная Энциклопедия " ) ; Виктор Николаевич Тростников , кандидат физико-математических наук, философ, член Союза писателей России, Москва; Ольга Николаевна Четверикова, кандидат исторических наук, доцент МГИМО; Максим Михайлович Шевченко, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; Василий Васильевич Семенцов, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук; Рудольф Васильевич Борисов, доктор технических наук, профессор СПбГМТУ, заслуженный работник высшей школы; Виктор Николаевич Бараков , профессор Вологодского госуниверситета, член Союза писателей России; Игорь Петрович Карпов, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета; Сергей Николаевич Железко, доктор экономических наук, профессор, Москва; Елена Николаевна Борхунова, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и гистологии МГАВМиБ им. К.И.Скрябина; Анатолий Григорьевич Кирдяшкин , доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск; Алексей Анатольевич Кирдяшкин , доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск; Олег Рашидович Каюмов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математики и экономики филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре; Николай Владимирович Киншт, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, Владивосток; Василий Алексеевич Есаков, доктор географических наук, главный научный сотрудник Институт истории естествознания и техники РАН, Москва;

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/09/os...

Вышедшая уже некоторое время назад книга доктора физико-математических наук, заведующего кафедрой истории миссий Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Борисовича Ефимова является первой работой в современной литературе, в которой дается обзор истории миссии Русской Церкви за весь период ее существования. К сожалению, за полтора (почти два) года после того, как книга появилась в продаже в магазинах православной и исторической книги, она не получила широких откликов, хотя вполне их заслуживает. Книга петербургского историка П.Г. Рогозного «Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции)» посвящена очень важной теме в рамках истории Русской Церкви — 1917-му году, который стал рубежом двух периодов в нашей церковной истории: синодального и второго патриаршего. Представляем рецензию на данную монографию постоянного автора портала «Богослов.Ru» Мраморнова А.И. Библиография Библиография В рецензии А.И. Мраморнова подробно анализируются две церковно-краеведческие книги священников Михаила Воробьева и Аркадия Гоглова с целью выявления достоинств и недостатков, присущих не только данным работам, но и характерных практически для любого исследования в области церковного краеведения. Книга профессора Мюнстерского университета Томаса Бремера «Крест и Кремль. Малая история Православной Церкви в России» свидетельствует о том, как видится история Русской Церкви и динамика ее развития стороннему наблюдателю, к этой Церкви не принадлежащему. Немецкий ученый постарался в кратком формате раскрыть выбранную им тематику  и адекватно изложить процесс изменений, происходивших в Русской Церкви на протяжении веков. Как отмечает автор публикуемой рецензии, с данной задачей Т. Бремер в целом справился.    В сообщении 2004 г. А.И. Мраморнов рассматривает отношение саратовского духовенства и епархиальных организаций к Первой мировой войне в первые ее полтора года. Сбор средств, устройство лазарета, активное распространение религиозно-нравственной литературы - все это было характерно для того времени.

http://bogoslov.ru/person/270797

Далее свой доклад представила член оргкомитета Макарьевских чтений Галина Сергеевна Гадалова – кандидат исторических наук, член Совета Тверского областного общественного фонда культуры (г. Тверь). Её исследование касалось почитания Спиридона Тримифунтского на примере тверских литературных и книжных памятников XV–XIX вв., где она проследила связь с почитанием Макария Калязинского. Заочно в программе чтений значился доклад Светланы Витальевны Гнутовой – кандидата искусствоведения, главного научного сотрудника Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (г. Москва). «Образы Анны Кашинской и Макария Калязинского в московских храмах и частных коллекциях» – это очень интересная тема, и будем надеяться, вскоре этот доклад будет доступен в изданном сборнике. Впервые принял участие в чтениях научный сотрудник научно-просветительского отдела ГПИБ России, аспирант Исторического факультета ИАИ РГГУ (г. Москва) Илья Станиславович Агафонов. Он представил подробное исследование на тему «Кирилло-Белозерские летописчики XVI века: проблемы атрибуции и тематические приоритеты авторов», коснувшись, в частности, фигуры князя Юрия Дмитровского – инициатора прославления Макария Калязинского в 1521 году. Не первый раз в Калязине делает свои интереснейшие доклады Александр Григорьевич Авдеев – доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, научный сотрудник Университета Дмитрия Пожарского (г. Москва). На калязинской секции он представил сразу два доклада: «Андрей Семенович Бедов: кашинский служилый человек, московский дворянин, строитель Калязина монастыря» и «Эпиграфические свидетельства почитания святителя Серапиона, митрополита Крутицкого, Сарского и Подонского в Троицком Калязине монастыре (XVIII-XIX вв.)». О биографии иконописца Троицкого Калязинского монастыря Семена Грузинца подробно рассказала в своём исследовании Ольга Николаевна Радеева – кандидат исторических наук, заведующая сектором комплектования, экспертизы и описания рукописей отдела рукописей Российской государственной библиотеки (г. Москва).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/01/sv...

История гонений христиан в Грузии в период персидских завоеваний в аспекте последующего создания Грузинского Экзархата Бажутина Т.Д. (Москва), Тихонов И.С. (ГАРФ) Церковно-государственный аспект жизни и деятельности представителей грузинских колоний в Москве, упокоенных в Некрополе Донского монастыря Багратион-Мухранели И.Л. (МГУ, ПСТГУ) Грузиноведение в России Бокучава А.М. (МГУ) Отдельные фрагменты российско-грузинских церковно-государственных отношений КРУГЛЫЙ СТОЛ: " СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ПО ВОПРОСУ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ " Начало заседания: 18.30 Место заседания: Студенческая трапезная, ул. Новокузнецкая, протоиерей Максим Чантурия (Грузинский храм вмч. Георгия, Москва) Современное состояние российско-грузинских церковно-государственных отношений и возможные пути дальнейшего сотрудничества Мельникова И.Е (ПСТГУ) История Грузинского Экзархата: прошлое и настоящее 21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) 2 ЗАСЕДАНИЕ Начало заседания: 10.00 Место заседания: конференц-зал ректората, ул. Новокузнецкая, 23 СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ) - БОГОСЛОВ, ИЕРАРХ, ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ священник Павел Хондзинский (ПСТГУ) Литургическое творчество святителя Филарета протоиерей Максим Козлов (МДАиС, ПСТГУ) Святитель Филарет и духовенство Московского университета Кондаков Ю.Е. (Санкт-Петербург, РГПУ) Святитель Филарет и политическая борьба в России в начале XIX века Сухова Н.Ю. (ПСТГУ) Участие Святителя Филарета в развитии академического богословия XIX века Журавлёва О.М. (Санкт-Петербург) Церковно-судебная практика Московского митрополита Филарета Курляндский И.А. (ИРИ РАН) Проблема улучшения состояния приходского духовенства в наследии Святителя Филарета Бежанидзе Г.В. (ПСТГУ) Учение Святителя Филарета и взгляды иеромонаха Климента (Зедергольма) о положении Церкви в государстве Перерыв 3 ЗАСЕДАНИЕ Начало заседания: 14.30 Место заседания: конференц-зал ректората, ул. Новокузнецкая, 23 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Она также дала высокую оценку качеству образования, получаемого в стенах Общецерковной аспирантуры. «У вас очень серьезная программа по подготовке на двух направлениях магистратуры, я знаю, что большое внимание уделяется языкам. Меня это очень радует», отметила министр. В ответном слове митрополит Иларион поблагодарил главу ведомства за вклад в становление теологии в России как научной отрасли и пожелал успехов в дальнейшем служении. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) С.С. Кравцов вручил митрополиту Илариону государственную лицензию, подтверждающую право ОЦАД на ведение образовательной деятельности по направлению «Теология», и поздравил иерарха с 30-летием служения в священном сане. С.С. Кравцов преподнес ректору ОЦАД написанный на Святой Горе Афон образ Пресвятой Богородицы «Иверская». «От вас и вашей дальнейшей работы будет зависеть развитие теологии не скажу, что это новое направление, оно давно развивалось, но сейчас оформилось и признано на государственном уровне. От того как развивается наука, зависит и развитие общества в целом. Сегодня есть определенные проблемы, связанные с нравственным воспитанием в школе, в вузах. Я уверен, что благодаря вам эти проблемы в нашей стране, во многих странах будут решаться», подчеркнул руководитель Рособрнадзора. В свою очередь, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий отметил, что созданный по приказу Минобрнауки в мае 2016 года Объединенный совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности 26.00.01 «Теология» действует на очень высоком уровне. Совет функционирует на базе ОЦАД, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, МГУ и РАНХиГС при Президенте РФ. «Московский святитель Филарет, освящая домовый храм при нашем университете в честь святой великомученицы Татианы, сказал, что наука и религия должны жить вместе и соработничать, помогая друг другу. Хотел бы в этой связи вспомнить двух великих мыслителей и наших профессоров А.Ф. Лосева и С.С. Аверинцева, глубоко верующих и очень духовно богатых людей, делавших все для того, чтобы состоялось наше общее дело, срасталось дело Церкви и дело образования. То, что происходит сегодня, является логическим завершением усилий, которые на протяжении многих веков предпринимали наши предшественники», подчеркнул ректор Московского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/4942534.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010