Одиннадцатый Московский Пасхальный фестиваль проходит с 15 апреля по 9 мая 2012 года при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и с Благословения Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Художественный руководитель Фестиваля — Валерий Гергиев. За 25 дней Фестиваля состоится порядка 150 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. События симфонической программы помимо Москвы, где состоится 13 концертов, охватят 10 городов России, а также столицу Украины — Киев. В числе российских городов симфонической программы: Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Ростов-на-Дону и Волгоград. В насыщенной культурной и духовной программе (греческие гости собирались посетить мощи святой Матроны Московской (по словам отца Михаила Асмуса, в Греции особенно любят трех русских святых – Серафима Саровского, Луку Крымского и Матрону Московскую), регент Византийского хора «Филатоните» Димитриос Манусис, нашел несколько минут и ответил на вопросы сайта «Правмир» (благодарим преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священника Михаила Асмуса, любезно согласившегося переводить беседу с господином Димитриосом). — Расскажите, как вы начали заниматься древней византийской музыкой? — У меня широкое образование. Вначале я изучал психологию, педагогику и богословие. Позднее у меня появился интерес к музыке, и сейчас я заканчиваю докторскую диссертацию по византийскому музыковедению. Тема моей диссертации творчество Иоаниса Кладаса, имевшего звание лампадария в храме святой Софии в Константинополе и в царских палатах в XIV веке. Моим учителем был Грегориус Стасис из Афинского Университета. С 2006 г. я являюсь регентом храма Пресвятой Богородицы Одигитрии в Салониках и преподаю Византийское церковное пение в Афонском монастыре Симонапетра. Я занимаюсь не только церковной, но и традиционной народной музыкой. — Какие произведения сегодня исполнял хор «Филатоните»?

http://pravmir.ru/moskva-zazvuchala-po-v...

Предыстория К моменту первой миссионерской поездки Университет (в то время он носил статус Института), несмотря на лишь четырехлетнюю историю, уже имел за спиной миссионерский опыт. 90-е годы принесли, помимо политической нестабильности, экономических неурядиц, социальных потрясений, ощущение внутренней свободы, которое нередко было сродни внутреннему вакууму, и люди стремились его заполнить. ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование, и этой возможностью поспешили воспользоваться многие: как москвичи, так и приезжие со всей России, которые порой были вынуждены ночевать на вокзалах и питаться лапшой быстрого приготовления из западной гуманитарной помощи. Стали открываться новые храмы, народ потянулся в Церковь. В епархиях, в том числе тех, что создавались или открывались вновь, нужны были люди, способные рассказать пришедшим о вере, поэтому особым спросом пользовалась система заочного образования ПСТБИ. Для новоначальных христиан была необходима просветительская литература, поэтому в издательстве Университета стал выпускаться широкий круг как серьезных пособий, по которым преподавали в новооткрытых духовных семинариях, так и популярных брошюр. Таким образом, к 1996 году Университет уже был в силах сделать следующий шаг в сфере миссионерской деятельности. Первый опыт миссионерских поездок «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28.19-20). Господь посылает апостолов на проповедь этими словами, и каждый христианин должен следовать этим словам, проповедовать имя Христово. В 1993 году на недавно созданную Якутскую кафедру был поставлен владыка Герман (Моралин), ныне архиепископ Курский и Рыльский. На тот момент на территории огромной республики,  которую лишь 7 независимых государств, включая Россию, превосходят по площади, был только один священник – на юге, в городе Нерюнгри. Вторым священнослужителем стал епископ Герман. Трое монахов и диакон, которые были посланы ему на помощь, через два-три месяца вернулись домой, и архиерею самому пришлось в одиночку служить, ходить по требам, убираться в алтаре. В 1996 году владыка в очередной раз посетил Москву, где безуспешно пытался найти священников и монахов, которые поехали бы с ним в Якутию хотя бы на какое-то время. В столице он зашел в книжный магазин Университета, чтобы купить просветительскую литературу, где ему посоветовали встретиться с ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым. Итогом этой случайной встречи стала первая миссионерская поездка Университета летом 1996 года.

http://bogoslov.ru/article/2288063

Савин А. И. «Город солнца»: К истории одной религиозной утопии в Советской России// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2009 . Т. 8. Вып. 1. С. 45–49. Сафонов Д. В. Патриарх Тихон и советская власть: к проблеме государственно-церковных отношений в 1922–1925 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 2004. Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Терентьев А. А. Буддийская церковь в 1917–1942//Журнал «Буддизм в России» Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. Т. 2. М., 1990. Феодосий ( Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943) М., 2004. Филиппов Б. А. Очерки по истории России. ХХ век. М., 2012 Фотиев К., прот. Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ в.//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М., 1997. Цыпии В. А., прот. Каноническое прано. М., 2009. Шиленок Д., свящ. Из истории Православной Церкви в Белоруссии (1922–1939). М., 2006. Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. Шкаровский М. В. Партия и Церковь в раннем Советском государстве. 2007//Вестник церковной истории. 2008. 1. С. 259–263]. Шкаровский М. В.. Черепенина Н. Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России, 1917–1945. СПб.. 2004. Шкурин А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)–ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922–1929 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. М.. 2005. Шкурин А. В. Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922–1929 гг.: По материалам Антирелигиозной комиссии//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 162–175. Для подготовки биографических справок и именного указателя использовались также: Православная энциклопедия; Католическая энциклопедия; «Электронная еврейская Энциклопедия; база данных «Жертвы политического террора в СССР» (компакт-диск; 4-е изд. М., 2007); Архив Александра Н. Яковлева; «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза (1898–1991)»; электронная база данных «За Христа пострадавшие» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и другие интернет-ресурсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня необходимы люди, способные обучать миссионеров в рамках принятого стандарта, именно для таких людей, а также для руководителей епархиальных миссионерских отделов и открывается наша магистратура по миссиологии. Конечно, это лишь начало формирования системы миссионерского образования. Наряду с двухлетней образовательной программой существует более фундаментальные проекты — Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , работающий по стандарту 033300 Религиоведение, и Белгородская духовная семинария, работающая по стандарту 033400 Теология. Эти образовательные учреждения готовят миссионеров-священнослужителей и миссионеров-богословов, призванных сформировать полноценную систему миссионерского образования. Помимо этого мы стремимся активно участвовать в процессе приведения деятельности духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в соответствие с требованиями светского законодательства об образовании и государственных образовательных стандартов. Открытие магистратуры — важнейший фактор статуса духовных учебных заведений в российской системе образования, без наличия магистратуры духовные учебные заведения будут отставать в своем развитии от светских вузов. — Это очень существенно? — Конечно! В Белгородской области семинария и университеты обладают высокой степенью интеграции. У нас есть совместные научные проекты, священнослужители преподают в светских вузах, а светские преподаватели — в семинарии. По благословению нашего ректора  митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна  многие семинаристы получили и продолжают получать высшее профессиональное образование в ведущих университетах региона, некоторые продолжают обучение в теологической магистратуре Белгородского государственного университета. Лицензирование бакалавриата и магистратуры Белгородской духовной семинарии расширит возможности наших выпускников. — Каким образом и как долго вы готовились к открытию магистратуры? — К открытию магистратуры наша семинария шла на протяжении почти всей своей истории.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696179...

Нам бы очень хотелось, говорит протоиерей Владимир Воробьев, чтобы память о новомучениках всегда присутствовала в нашей жизни и, чтобы мы всегда учились у них вере и любви. Присутствовавшая на торжественной церемонии член Совета Федерации РФ Елена Мизулина подчеркнула, ранее в нашем обществе никогда не обсуждалась репрессированная часть православного духовенства. «Может быть потому, что эта беда ещё не осознавалась обществом. Ведь священники об этом никому не говорили, в учебниках об этом не писали. Практически первыми, кто приступил к сбору этой информации, созданию архивов, их систематизированию стали Свято-Тихоновский университет и отец Владимир», - заявила сенатор. Смысловыми элементами экспозиции Музея стали разделы, посвящённые эпохе самых масштабных и кровавых гонений: революция и гражданская война, коллективизация, предвоенный период - нарастание гонений, достигших апогея в 1937 году. Как рассказал заместитель заведующего Отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священник Александр Мазырин, 15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный собор Православной Российской Церкви. «Лучшие представители Церкви собрались, чтобы решить многочисленные проблемы, накопившиеся в течение 200-летнего Синодального периода. Вопрос о восстановлении патриаршества вызвал особенно бурное обсуждение. Но, получив 25 октября 1917 года известие о большевистском перевороте, о расстреле Московского Кремля члены Собора пришли к решению о необходимости избрания Патриарха, - отметил священник. - Сохранилась фотография участников Поместного собора, сделанная на одном из таких заседаний, проходивших, в том числе, и в Главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Большинство членов Поместного Собора, более 500 человек, подверглись гонениям, многие были убиты, 50 членов этого Собора причислены Церковью к лику святых». О. Александр Мазырин подчеркнул, что трудно представить себе другого предстоятеля Церкви, кто пользовался бы такой глубокой, всенародной любовью, как Патриарх Тихон, ставший главой Русской Церкви в самый драматичный период её истории. «Особенно ярко выявилось истинное православие и твёрдость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола, когда часть священства пошла на сотрудничество с большевиками. Патриарх же в своём обращении к пастве в 1923 году писал: «Церковь не будет ни белой, ни красной, а Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью». В музее представлен уникальный экспонат - малый омофор Патриарха Тихона, в котором он совершал богослужения, а также его подлинное воззвание с призывом о помощи голодающим», - добавил священник.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ортодоксия : Митрополит Сурожский Антоний . Если Христос не воскрес… Выдержки из беседы в Женеве 30 марта 1967 г. Пер. с англ. и публ. Елены Майданович //Фома. –2005.- С. 42-44. – (рубрика « Ортодоксия »). Лики и лица : Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1878-1929)//Фома. - – 2005. – С.45. – (рубрика « Лики и лица »). Арест епископа властями в 1921 году вызвал забастовки рабочих на заводах Сормова под Нижним Новгородом, прекращенные обманным заявлениям об освобождении владыки Петра. В периоды между арестами и ссылками организовывал помощь голодающим Поволжья, много сделал для преодоления инспирированного спецслужбами церковного раскола – так называемого «обновленчества». В 1927 году арестован и сослан в Соловецкий концлагерь, где через два года умер от тифа на острове Анзер. Разговор начистоту : Душа, тело и… платье . Фото Валентины Хиц и священника Сергия Новожилова//Фома. – 2005. – С.46-49. - (рубрика « Разговор начистоту »). Публикация включает следующие материалы: Письмо в редакцию / Анна , Москва/, содержащее вопрос о том, как Православие относится к человеческому телу, земным радостям и можно ли спасти душу без пренебрежения к ним? – С.46; Священник Николай Емельянов , заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «Всегда радуйтесь». (Ответ на письмо читательницы). – С.47-49; Свидетельство : Артем Ермаков . Батюшка вдруг стал смеяться . Фото Виктора Пилипенко//Фома. - – 2005. – С.50-51. – (рубрика « Свидетельство »). ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.52-71. (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Дело : Ухожу в монастырь! На лето… Кто такие трудники . О трудничестве и жизни в монастыре рассказывает настоятель Успенского подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге иеромонах Ростислав ( Якубовский ). Беседовала Анна Ершова. Фото Николая Федорова//Фома. - – 2005. – С.54-57. – (рубрика « Дело »). На врезках: Анна Ершова . Впечатления //Фома. - – 2005. – С.55, 56-57. – (рубрика «Дело »). Заметки (и фотографии), рассказывающие собственном опыте летней работы в монастыре в составе молодежного православного клуба «Свежий ветер».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-25-y...

12. епископ Кронштадтский Вениамин, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры 13. архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 14. архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии 15. епископ Нарвский и Причудский Лазарь 16. епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению 17. епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий 18. епископ Волгодонский и Сальский Антоний 19. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 20. протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве 21. протоиерей Александр Абрамов, секретарь Синодальной комиссии по биоэтике 22. протоиерей Александр Балыбердин, руководитель церковно-исторического центра Вятской епархии 23. протоиерей Димитрий Василенков, заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, главный военный священник духовенства, окормляющего военнослужащих в зоне СВО 24. протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии 25. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 26. протоиерей Сергий Илющенко, секретарь Бердянской епархии 27. протоиерей Олег Корытко, руководитель Референтуры Московской Патриархии 28. протоиерей Александр Пелин, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии 29. протоиерей Михаил Прокопенко, второй секретарь Епархиального совета г. Москвы 30. протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии 31. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 32. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии 33. Афанасьев Андрей Сергеевич, корреспондент телеканала «Спас»

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

Благовещенский собор тогда только-только построили. Будучи человеком невоцерковленным, я многого не знал, не знал, как себя правильно вести в храме. Со временем, года через два после того, как я пришёл к Богу, стало появляться всё больше и больше вопросов. Я хотел понять, что такое вера, что такое Церковь, Кто такой Бог. Поэтому возникла идея получить богословское образование. Вначале я пробовал поступить в ДВФУ на кафедру теологии, но не сложилось. Расстроенный, я начал искать в Интернете, куда же ещё можно поступить, и наткнулся на сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (сокращенно – ПСТГУ). Там как раз был прием на дистанционное обучение. Экзамены (также дистанционные) должны были состояться на следующий день, поэтому за ночь я прочитал методичку для поступающих, и утром, где-то в 6 часов утра, сел их сдавать. Сдал экзамены и ушел на работу. В обед заглянул на сайт и увидел, что я успешно сдал экзамены и зачислен на факультет теологии. Учиться в Свято-Тихоновском было очень сложно. Прежде всего потому, что до этого я был больше связан с точными науками, а не с гуманитарными. Тем не менее, я закончил бакалавриат ПСТГУ со званием эксперта в области теологии. Хотелось бы особо отметить, что я очень благодарен своим преподавателям и университету в целом за полученные знания. Церковный староста – Не всякий человек, приходящий к Богу, стремится служить в Церкви. Как Вы приняли такое решение? – Всё произошло само собой. Примерно через полгода после моего прихода в храм меня начали привлекать к работе в храме: я помогал в соборе, по благословению отца Николая ездил по школам с лекциями. Когда в 2011 году была образована Арсеньевская епархия, совершенно неожиданно для себя самого народным голосованием я был избран старостой собора. Так я тружусь в этой должности и по сей день. Когда я спрашивал Владыку о том, что входит в мои обязанности, он ответил: «Всё». Когда я начинал здесь работать, собор нуждался в ремонте, было много проблем с электро- и теплоснабжением, с водоотведением. Все эти вопросы необходимо было решать. Также я вёл занятия по догматике для прихожан, проводил огласительные беседы для желающих креститься, организовывал Крестные ходы , решал вопросы по взаимоотношениям Церкви и местной власти в Арсеньеве, а также в Яковлевском и Анучинском районах. Затем Владыка назначил меня генеральным директором АНО АСЦ «Восток», ответственным за строительство Духовно-просветительского центра.

http://azbyka.ru/way/valerij-gassan-smys...

В Русской Православной Церкви — 804 монастыря; из них в России мужских — 234, женских — 244, в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских монастырей, в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей. Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670, из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе. В ведении Патриаршего престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в г. Москве. Общее число храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. За штатом состоят 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков, в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках. В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Кандидатов на принятие священного сана и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В прошедшем 2007-2008 учебном году Московскую духовную академию окончили 66 выпускников по стационару и 43 по заочному сектору. Московскую духовную семинарию успешно закончили 57 человек по стационару и 96 по заочному сектору. Регентская школа дала 26 выпускников и столько же выпускников дала иконописная школа. Сретенскую духовную семинарию закончили 12, Перервинскую — 24, Николо-Угрешскую — 5 человек. Различные факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в истекшем учебном году закончили 350 выпускников.

http://patriarchia.ru/db/text/509495.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010