В 1986 г. О. становится приглашенным профессором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке; в том же году избран профессором новосозданной кафедры правосл. иконологии в Свято-Сергиевском ин-те. После кончины ректора прот. Алексия Князева О. поручают также преподавание пастырского богословия и гомилетики. В 1991 г. назначен священником и ключарем храма прп. Сергия в Свято-Сергиевском ин-те при еп. Михаиле (Стороженко), ставшем для О. наставником и другом. В 1995 г. архиеп. Сергий (Коновалов) назначил О. инспектором Свято-Сергиевского ин-та; он оставался в этой должности вплоть до избрания деканом в 2012 г. С 1992 по 2002 г. преподавал как приглашенный профессор в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те в Москве на фак-те церковного искусства, где участвовал в выработке программы и методов иконоведения. В 1998 г. в бухарестском изд-ве «Анастасия» опубликован сборник 12 статей О. «Лицо Бога, лицо человека» (на румын. языке); впосл он регулярно посещал Румынию, читал лекции в церковных и светских учебных заведениях, дважды получил степень почетного доктора (honoris causa): в июне 2006 г. в Академии изящных искусств в Клуже-Напоке (Трансильвания) и в мае 2012 г. на фак-те правосл. богословия в Университете имени Овидия (Констанца). В 1994 г. во время Международной конференции правосл. богословских школ патриарх всея Румынии Феоктист наградил О. нагрудным патриаршим крестом за деятельность по обучению румын. студентов в Свято-Сергиевском ин-те. В 2008 г. Великим постом в связи с сорокалетием рукоположения архиеп. Гавриил (де Вильдер) удостоил О. права ношения митры. В 2012 г. совет преподавателей Свято-Сергиевского ин-та избрал О. деканом сроком на 2 года. В 2004 г. по представлению Президента Французской Республики О. становится кавалером национального ордена «За заслуги» (l " Ordre national du Mérite) по совокупности научной и педагогической деятельности. В 2005 г. О. удостоен Ордена Искусств и литературы (l " Ordre des Arts et des lettres) за деятельность на франц. телевидении (с 1985). За 33 года под его руководством в эфир вышло ок. 500 передач о Православии не только во Франции, но в Бельгии, Греции, России, Румынии, Швейцарии и др. странах.

http://pravenc.ru/text/2578235.html

Иногда нас спрашивали, а, может быть, и сейчас спрашивают: «А зачем вы содержите православные гимназии?» Я вспоминаю опыт работы в этой сфере на Смоленской кафедре. Бедная епархия, б о льшая часть епархиальных расходов была как раз в сфере образования, и меня спрашивали: «Зачем вы тратите такие большие деньги на гимназию? Посмотрите, только один, максимум два человека идут в семинарию». На что я говорил: «Мы гимназии создаем не только для того, чтобы из них люди шли в семинарии, но и для того, чтобы формировался в будущем корпус православной интеллигенции: ученых, политиков, администраторов, журналистов, преподавателей — людей, способных передавать христианское послание не только словом, но и жизнью своей, и таким образом влиять на жизнь общества». Свято-Тихоновский университет сумел доказать, что религиозное образование — это не только подготовка к принятию священства, но и образование, осуществляемое на основе религиозного миросозерцания. Академическое образование  — и это важный опыт и важный пример Свято-Тихоновского университета — может быть и не атеистическим. Я вспоминаю свое первое участие в заседании правительства — в конце 1980-х годов. Меня пригласили на заседание советского правительства  — это был первый случай, когда на заседание правительства пригласили священнослужителя. Вел заседание мной уважаемый Николай Иванович Рыжков. Обсуждали мы, в том числе, положение Церкви в стране. Много я тогда наговорил несчастным членам правительства, но им было как-то неудобно сразу критиковать гостя — первый раз такое было (хотя я видел по выражению глаз, что не все со мной согласны). Но когда я подошел к теме «Церковь и школа» и сказал, что нужно, в конце концов, думать и о том, чтобы произошло воссоединение Церкви и школы, то тут даже уважаемый Николай Иванович сказал с удивлением: «Но в школе же научное мировоззрение, а у вас религиозное». Думаю, что за это время многие, в том числе люди того поколения, к которому принадлежит Николай Иванович, поняли, что религиозное мировоззрение совместимо с научным. Но рудименты этой философии, этого отношения существуют в обществе: «Есть научное мировоззрение, и оно, само собой разумеется, атеистическое, а есть религиозное мировоззрение, которое, само собой, ненаучное».

http://patriarchia.ru/db/text/939506.htm...

Мой опыт, который лег в основу этой книги, конечно, не полон и односторонен. Наверное, каждый больничный священник может рассказать о своем служении по-своему. В тексте иногда звучит назидательная интонация — потому только, что эти требования я отношу к себе. То, что я написал, не нужно считать обязательной инструкцией для начинающего священника. Бывают схожие ситуации, но каждый больной, к которому ты приходишь, уникален, а условия, в которых совершается больничное служение, все время меняются. Писать книгу мне было трудно, но и нельзя было не писать: для меня очень дорого все, что связано в моей жизни с больницей. Я обращался за помощью и советом ко многим людям, и благодаря им, на мой взгляд, книга стала намного лучше. Она получилась настоящим соборным трудом. Меня очень поддержал прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Без него я бы не решился на этот труд, несоразмерный моим силам и талантам. Я очень благодарен ему и за то, что он нашел время внимательно познакомиться с рукописью, помог важными советами и замечаниями. Много ценных поправок предложил прот. Николай Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), и его помощницы Дарья Орешина и Татьяна Крихтова, сотрудники научной лаборатории социологии религии ПСТГУ. Вошло в текст книги и то, что я узнал от о. Павла Хондзинского, декана богословского факультета ПСТГУ, от о. Феликса Стацевича и других добрых пастырей. Благодарю священников, интервью с которыми помещены в конце книги: прот. Иоанна Емельянова, старшего священника больничного храма св. блгв. царевича Димитрия, прот. Романа Бацмана, настоятеля больничных храмов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, прот. Андрея Близнюка, руководителя группы церковной помощи в чрезвычайных ситуациях, преподавателя ПСТГУ, прот. Владимира Новицкого, в прошлом — врача-психиатра, много лет окормляющего психиатрическую больницу. Мы много работали над текстом этой книги с Инной Карповой, редактором издания. Без нее этой книги не было бы.

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnyj-svj...

«Христос Сам говорит, каким должен быть пастырь, — замечает ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . — Он должен знать своих овец и должен с ними общаться: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его... (Ин. 10, 3–4). Священник — это пастырь, который должен жить одной жизнью со своей паствой и поэтому обязан хорошо ее знать. Часто постоянные прихожане нуждаются в серьезном, глубоком контакте со священником, они хотят о себе рассказать что-то важное, попросить совета». Поэтому задача священника — сделать все, чтобы выслушать и найти нужное слово для каждого: на исповеди, если мало народа, или выделив особое время для разговора. Быть свидетелем покаяния, а не собеседником Длительных бесед во время исповеди лучше избегать, в противном случае священник забывает свою роль и пытается занять не свойственное ему место, объясняет митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин . По его словам, духовник должен твердо помнить, что смысловой стержень исповеди — таинство Покаяния человека перед Богом, а священник при совершении таинства — «всего лишь свидетель, запечатлевающий это покаяние, свидетельствующий о нем пред Богом. Беседа — это все же нечто другое». Но отмалчиваться на исповеди, по словам митрополита, тоже неправильно. «Действительно, люди нуждаются в утешении, в наставлении и вразумлении, — добавляет архипастырь. — Собственно говоря, для этого и существует Церковь, Господь для того ее и создал. Научиться утешать можно только опытом, если выработать в себе привычку жалеть людей, не отмахиваться от них, как бы ты ни был занят. Это очень важное качество для священника — держать свое сердце открытым навстречу людям, их горю, проблемам и радостям». Как же почувствовать эту меру: подобрать нужные слова, не превращая таинство в беседу? Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов († 2020) предлагал простой принцип: не становиться человекоугодником. «Пришедшего нужно направить в сторону Христа — вот главная пастырская задача, которую священник должен иметь в виду», — считал он. Заботиться нужно не о том, чтобы ответить на все запросы и ожидания, которые предъявляет к священнику человек, а о том, чтобы плавно и гармонично ввести его в церковную жизнь. И тут многое зависит от личностных особенностей исповедника, замечал отец Димитрий: «Один хотел бы побеседовать подольше — его надо удержать от многословия на исповеди; другой говорит " во всем грешен " и хочет, чтобы его оставили в покое, — вот у такого как раз можно что-то спросить».

http://e-vestnik.ru/church/zolotaya_sere...

В этом храме служили замечательные священнослужители — это и его настоятель блаженно почивший архиепископ Серафим (Соболев), и протопресвитер Георгий Шавельский, который некоторое время был клириком этого храма, и протоиерей Андрей Ливен. В течение некоторого времени в тридцатые, сороковые годы сюда регулярно приходил на молитву и совершал богослужения замечательный священник протоиерей Всеволод Шпиллер, которого позже прозвали «московским златоустом». Эти люди смогли сплотить русскую православную общину и создать здесь живой православный русский приход. Мы много говорим о парижской эмиграции, о парижском богословии. Действительно, прекрасные священники и богословы трудились, жили во Франции и заложили основу парижской богословской школы, но есть маленькая ниточка, которая тянется от нашего храма к современному богословию: отец Всеволод Шпиллер, который после войны возвратился в пределы России, был духовным чадом владыки Серафима (Соболева). В свое время он стал духовным отцом основателей Свято-Тихоновского богословского института (ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ); таким образом, духовно-интеллектуальная традиция, которая зародилась здесь, связана с современной жизнью Русской Православной Церкви. Времена изменились, и сегодня храм — не только средоточие русской эмигрантской общины, не только посольская церковь. Можно сказать, что это одновременно дом и для многих посольских людей, которые приходят сюда молиться, и для соотечественников стран канонической территории Русской Православной Церкви. Представители организаций соотечественников во множестве представлены в нашем храме, и это не случайно, ведь Русская Православная Церковь во всех странах ее канонической ответственности является духовной силой, которая способна объединить многих людей». На память о посещении храма игумен Филипп преподнес Святейшему Владыке образ святителя Николая. В свою очередь Его Святейшество приветствовал собравшихся: «Досточтимый отец Филипп! Дорогие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/2192694.ht...

Мы начали читать просветительские лекции, отвечать на вопросы людей. Внутренняя логика развития требовала все новых и новых шагов. Пришлось осваивать непростую науку образовательной деятельности, убеждать недавних атеистов в том, что религиозное мировоззрение имеет не меньше прав на жизнь, чем атеистическое. Господь по молитвам наших святых указывал нам путь. Упорный труд принес свои плоды. Православный Свято-Тихоновский богословский институт превратился в университет. Создан и утвержден Министерством образования РФ образовательный стандарт по теологии. Открыто около 40 факультетов, отделений и кафедр теологии по всей России, причем больше половины — в государственных университетах. Выпущены 2725 специалистов, бакалавров и магистров, получивших богословское образование или гуманитарное на базе православного мировоззрения, имеющих дипломы государственного образца. Более трехсот — служат в священном сане. Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении закон об аккредитации духовных школ, которого мы добивались много лет. Стала развиваться богословская и церковно-историческая наука. Серьезные диссертации, большое количество новых книг, огромные базы данных, множество новых архивных документов, расписанные храмы, новые иконописцы, регенты и певчие, дипломированные пастыри — за все мы должны усердно благодарить Господа, так как без явной помощи Божией все это было бы невозможно…   Поздравительное послание ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву, профессорам, преподавателям и учащимся Ваше Высокопреподобие! Юбилейные торжества всегда являются большим праздником, но вместе с тем мы пересматриваем пройденный путь, подводим итоги и составляем план дальнейшего развития. 15 лет — сравнительно небольшой отрезок времени, и он был Вами достойно пройден. Ваш университет показал высокий академический и духовный уровень и достиг такого состояния, когда, как говорил великий грузинский подвижник святой Гавриил, епископ Имеретинский, вера становится научной, а наука — духовной. Те богословские и научные программы, которые преподаются в Вашем университете, весьма своевременны и отвечают запросам современного общества, особенно молодежи.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

Третью премию — Суховой Наталии Юрьевне, 1963 года рождения, магистру богословия, доценту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москва, за труд «Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века)»; Дополнительную молодежную премию — Мельниковой Любови Владимировне, 1971 года рождения, кандидату исторических наук, Институт российской истории РАН г. Москва, за труд «Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн». Премии по номинации «История России» вручил президент Российской Академии Наук академик Ю.С. Осипов. Первую премию — Лаптевой Людмиле Павловне, 1926 года рождения, доктору исторических наук, профессору МГУ им. М.В. Ломоносова г. Москва, за труд «История славяноведения в России в XIX веке»; Вторую премию — Седову Павлу Владимировичу, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН г. Санкт-Петербург, за труд «Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века»; Третью премию — Панич Тамаре Васильевне, 1946 года рождения, кандидату философских наук, старшему научному сотруднику Института истории РАН Сибирского отд. г. Новосибирск, за труд « " Книга Щит веры " в историко-литературном контексте конца XVII века»; Третью премию — Тихонову Юрию Александровичу, 1925 года рождения, доктору исторических наук, Институт российской истории РАН г. Москва, за труд «Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков: сосуществование и противостояние»; Дополнительную молодежную премию — Бессарабовой Нине Вячеславовне, 1977 года рождения, кандидату исторических наук, преподавателю Московского гуманитарного института им. Е.Р. Дашковой г. Москва, за труд «Путешествия Екатерины II по России». Премии по номинации «История Москвы» вручил первый заместитель Мэра Москвы В.И. Ресин. Первую премию по номинации решено не присуждать; Вторую премию — Барановой Светлане Измаиловне, 1950 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором музея-заповедника «Коломенское» г. Москва, за труд «Москва изразцовая»;

http://pravoslavie.ru/24149.html

Уважаемые участники конференции, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас, собравшихся сегодня в славном граде Смоленске под покровом Божией Матери Одигитрии. Всемерно поддерживаю ваши усилия, направленные на осмысление путей развития русской духовной школы. У духовной школы всегда была и остается неизменной важная миссия – способствовать формированию служителей Церкви Христовой. От того, с каким духовным и интеллектуальным багажом выходит сегодня будущий священник на поприще своего служения во многом зависит успешность созидания церковной жизни в каждой общине верующих. Поэтому духовная школа должна быть в хорошем смысле консервативной и сохранять все то лучшее, что было накоплено в ней за предшествующие столетия. С другой стороны она должна интегрировать лучшие педагогические наработки, возникающие в процессе развития системы общего образования. Кроме того, ее важной задачей должно стать творческое накопление опыта по передаче церковной традиции в формах, учитывающих состояние современного человека и общества. Желаю вам, предстательством Царицы Небесной, помощи Божией в ваших трудах по обсуждению столь актуальных проблем для нашей Церкви. Благословение Божие да пребудет со всеми вами». В ходе конференции был зачитан ряд докладов, вызвавших оживленное обсуждение. Преподаватель Смоленской Духовной семинарии Д.В. Валуев представил доклад об истории духовного образования на смоленской земле и Смоленской Духовной семинарии. Острые проблемы, касающиеся преподавания церковно-исторических дисциплин в духовных школах, были затронуты в докладах протоиерея Георгия Митрофанова (Санкт-Петербургская Духовная академия) и С.Л. Фирсова (Санкт-Петербургский государственный университет). О месте академического образования в общей структуре церковных школ доклад представил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Александр Ранне. Ректор Санкт-Петербургской Русской Христианской гуманитарной академии Д.К. Бурлака рассмотрел богословие как методологию гуманитарного образования, а директор Санкт-Петербургского православного института миссиологии протоиерей Владимир Феодоров предложил свои рассуждения о богословском и религиозном образовании как миссионерской задаче Церкви в XXI веке. Опытом государственного лицензирования и аккредитации своих учебных заведений поделились первый проректор института теологии Белорусского Государственного университета Белоруссии иеромонах Серафим (Белоножко) и проректор по внешним связям Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Шамаро.

http://pravoslavie.ru/14844.html

1934) Богословие Эберхарда Юнгеля Соотношение «икономической» и «имманентной» троицы О смерти живого бога Ι. Возвращение темы смерти Бога в богословие II. Христологический источник богословских представлений о смерти Бога ΙΙΙ. Значение смерти Бога для Бога 2. Значение смерти Бога для человеческой возможности постигать Бога как Бога IV. Значение смерти Бога для смерти Приложение Пауль Тиллих Диалектическая теология Ι. Исторический обзор II. Систематический обзор ΙΙΙ. Критический обзор     Настоящее издание представляет собой сборник текстов наиболее значимых немецкоязычных протестантских богословов XX в., таких как Э. Трёльч, К. Холль, К. Барт, П, Тиллих, В. Панненберг, Э. Юнгель и др. Тексты предваряются биографической заметкой об авторе и вступительной статьей, призванной помочь в понимании его содержания. Коллекция сборника была предложена профессором кафедры систематической теологии Берлинского Гумбольдт-Университета К. Гестрихом, участником официального диалога Русской Православной Церкви и Евангелической Церкви Германии. Данный сборник позволяет составить общее представление о современной немецкой теологии. Все тексты переведены на русский язык впервые. Книга адресована тем, кто интересуется религиозной философией XX в., и может быть использована в курсе сравнительного богословия Предисловие Идея издания ряда кратких программных текстов немецкоязычных протестантских богословов XX века на русском языке в виде хрестоматии была высказана в начале 2005 г. Кристофом Гестрихом, профессором систематической теологии Берлинского Гумбольдт-университета, постоянным участником официального богословского диалога между Русской Православной Церковью и Евангелической Лютеранской Церковью Германии. Данная идея была поддержана со стороны руководства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, незадолго до этого установившего научные контакты с Теологическим факультетом Гумбольт-университета. Потребность в подобном издании ощущалась давно, поскольку пути западного богословия в XX веке, особенно немецкой протестантской теологии, остаются малоизвестными русскоязычному читателю. Достаточно сказать, что на русском языке нет практически ни одного серьезного учебного пособия по современной протестантской теологии, а существующие в настоящее время учебники сравнительного богословия ограничиваются в изложении протестантской мысли, как правило, лишь периодом Реформации, Одной из задач настоящего издания, ориентированного на довольно узкий круг профессионально заинтересованных читателей, является демонстрация того, сколь сложную форму, предполагающую высокий уровень философской рефлексии, принимает современное западное богословие. Именно сложность этой формы часто препятствует адекватному пониманию скрывающихся за ней содержаний, которые иногда радикальным образом отличаются от содержаний традиционного христианского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета доктор исторических наук Роман Соколов выступил с докладом, посвященным взаимоотношениям Древней Руси и Западных и Восточных стран и «цене выбора» князя Александра между Востоком и Западом. Память о святом сохраняется не только в исторических хрониках летописцев и житиях, она передается через гимнографические тексты — песнопения. О почитании святого благоверного князя Александра Невского в русских песнопениях XVI-XVIII вв. рассказала профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова доктор искусствоведения Татьяна Владышевская. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Константин Аверьянов выступил с докладом «Александр Невский и татарское " число " ». Татарское «число» — это перепись населения, которая прошла в годы правления Александра Невского и была призвана способствовать полному подчинению Руси и контролю над ней со стороны Монгольской империи. В этот период князь Александр показал свое мастерство в дипломатии и государственном управлении. Член Синодальной богослужебной комиссии, лауреат Макариевской премии доктор церковной истории, доктор богословия архимандрит Макарий (Веретенников) выступил с докладом о первом русском митрополите после Батыева нашествия — митрополите Киевском Кирилле. Отец Макарий описал его архипастырское служение и участие в политической жизни государства. По близкой теме выступил профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор церковной истории, кандидат исторических наук Владислав Петрушко, рассказавший о взаимоотношениях митрополита Кирилла и Александра Невского. Заведующий кафедрой музеологии Института истории СПбГУ доктор исторических наук Александр Майоров описал характер взаимоотношений русских князей XIII века с папским престолом и конкретно с папой Иннокентием ΙV.

http://pravoslavie.ru/139248.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010