3 место. Издательство Санкт-Петербургской православной духовной академии. «Введение в Ветхий Завет». Автор: Дмитрий Добыкин. 3 место. Издательство Санкт-Петербургской православной духовной академии. «Введение в Новый Завет». Автор: протоиерей Дмитрий Юревич. Лучшее справочное и краеведческое издание 1 место. Издательство «Медиал». «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции». Автор: Елена Шатько. 2 место. Издательство «Корпорация технологий продвижения». «Бог есть любовь». Из истории архиерейского служения в Симбирской (Ульяновской) епархии 1832-2016 годы. Авторы: священник Илия Косых, Владислав Ястребов. 2 место. Издательство «Православная Церковь в Литве». «Православные святые в истории Литвы». Автор: Андрей Фомин. 3 место. Издательство «Просто печать». Мичуринская епархия. «Богоявленская земля». Автор: Анатолий Труба. 3 место. Издательский дом «Новости мира». Волгоградская митрополия. «Святые обители. Монастыри Урюпинской епархии». Авторы: епископ Урюпинский и Новоаненский Елисей (Фомкин), священник Евгений Агеев. Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству 1 место. Издательство Свято-Тихоновского гуманитарного университета. «За вами следит с любовью рать небесная». Жизнеописание, письма и документы архивно-следственных дел святого мученика Александра Медема. Научный редактор — кандидат исторических наук священник Александр Мазырин, подготовка к изданию Ирины Ковалёвой. 2 место. Издательство Гжельского государственного университета. «За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920-1950 гг. на территории Раменского района Московской области. Том 1». Авторы: Вадим Никонов и Наталья Ушатова. 3 место. Издательство «Христианская Библиотека». «Дважды француз Советского Союза. Мемуары. Выступления. Интервью. Публицистика». Автор: Никита Кривошеин. 3 место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «Пасха избавления от скорби. К 70-летию возобновления монашеской жизни в Свято-Троицкой Сергиевой лавре». Составитель: Анна Ключикова.

http://pravmir.ru/v-moskve-vruchili-nagr...

Авторитет Вашего университета вышел за пределы Русской Православной Церкви, поэтому представители разных Православных Церквей являются Вашими выпускниками. Мы с большой радостью и благодарностью отмечаем, что в этом университете получают образование священнослужители и миряне из Грузии, что способствует укреплению отношений между нашими Церквами. Ваше Высокопреподобие, желаем Вам дальнейших успехов в Вашем богоугодном служении на благо Православия. Да благословит Вас Господь,   Илия II, Католикос-Патриарх всея Грузии   Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! В 1992 году, когда возник вопрос об образовании богословского института, были сомнения, найдется ли достаточно кадров для того, чтобы создать богословский вуз широкого профиля. По милости Божией такие кадры нашлись. Сегодня, оглядываясь на 15 лет, прошедшие с момента образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мы должны благодарить Господа за то, что задача эта была с успехом выполнена. Сейчас университет уже имеет 10 факультетов, готовит пастырей, регентов и певчих, иконописцев и реставраторов, миссионеров; богословов, филологов, историков, педагогов, экономистов, социологов. В первые годы после основания у нас были трудности с аудиториями и общежитием. И мы благодарны ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему, ибо под крышей Московского государственного университета, с доброго согласия и помощи ректора, трудности наши были преодолены. Главная цель университета была разрушить созданное за 70 лет богоборчества средостение между Церковью и обществом, Церковью и школой, между Церковью и наукой, и начать готовить специалистов, которые смогут работать на благо Церкви, нашего народа и нашей страны в самых разных областях, имея в сердце веру в Бога и в Отечество, любовь ко Христу, любовь к ближним. И цель эта достигается: среди выпускников университета более 250 священнослужителей, в том числе епископы; регенты и певчие, возрождающие традиционное церковное пение во многих храмах Москвы и в других епархиях; иконописцы, которые уже расписали многие храмы, изготовили и воссоздали многие иконостасы. Возрождение за очень короткий срок церковной иконописи — это огромное достижение. Многие люди увидели в иконописи свое призвание, и могут вложить свои таланты и знания, полученные на факультете церковных художеств ПСТГУ, в дело служения Богу и людям.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)». Об этих мемуарах и их выдающемся авторе рассказывает редактор книги священник Александр Занемонец. Предлагаем читателям интервью с монахом Иринархом (Митасом), настоятелем монастыря Двенадцати Апостолов в Израиле. Отец Иринарх расскажет о своем детстве в маленькой деревне, о том, как устроена жизнь в его монастыре и почему он пока отказывается принять священный сан, а также о том, как недавно пережил клиническую смерть. О переводе литургии на иврит, романе Л. Улицкой «Даниэль Штайн. Переводчик», израильских ученых, занимающихся ранним христианством, в беседе с Сергеем Рузером, профессором кафедры религиоведения и Центра по исследованию христианства Иерусалимского университета. Иерусалим – священное место для христиан, иудеев и мусульман. О том, как происходит взаимодействие между представителями разных религий, кратко рассказывает Пьербаттиста Пиццабалла, являющийся с октября 2020 года Латинским патриархом Иерусалима. 29 октября исполнилось 97 лет матушке Ольге (Слезкиной), игуменье Покровского монастыря в Бюсси (Франция), старейшей русской игуменье на сегодняшний день. Вниманию читателей предлагается интервью с матушкой Ольгой, данное ею в монастыре в Бюсси в 2008 году, к 35-летию со дня кончины епископа Мефодия (Кульмана). Ο πατρ Κυπριανς (Kern) (1899-1960) εναι γνωστς στο ρσο αναγνστη ως νας απ τους μεγαλτερους θεολγους της ρωσικς διασπορς, μαθητς του Μητροπολτου Αντωνου (Χραποβτσκι) και καθηγητς του Θεολογικο Ινστιτοτου του Αγου Σεργου στο Παρσι. Τα 1928-1930, ακμα σχετικ νεαρς νδρας, ο π. Κυπριανς πρασε δο χρνια στην Ιερουσαλμ, ως επικεφαλς της Ρωσικς πνευματικς αποστολς. Архимандрит Киприан (Керн) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митрополита Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. Недавно были обнаружены его дневники, которые велись в течение 1928–1930 гг. Эти страницы являются одним из интереснейших свидетельств как о жизни самого отца Киприана, так и о Палестине тех лет. Вниманию читателей предлагаются отрывки из дневников, относящиеся к сентябрю-октябрю 1929 г.

http://bogoslov.ru/person/448262

Игумения Сергия ( Конкова ), наместница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Единый живой организм. Фото Бориса Поварова. – С.9; Протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва. Судьбоносность момента. Фото Владимира Ештокина. – С.10; Игумен Дамаскин ( Орловский ), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви, Москва. У церковных людей еще много работы . Фото из архива автора. – С.10; Протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Единство во имя Христа. Фото Владимира Ештокина. – С.10. Соборяне . Отчет о пресс-конференции по итогам Поместного Собора, прошедшей в Москве в Агентстве «РИА-Новости». Автор – Алексей Соколов . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2009. – С.11. – (рубрика « Вопрос номера »). На пресс-конференции выступили миряне-делегаты Собора: Лариса Копаенко , журналист и депутат Верховной Рады Крыма; Сергей Мянник , член Синода Эстонской Православной Церкви; Михаил Пальцев , ректор Московской медицинской академии имени Сеченова; Николай Поляков , руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области; Владимир Синицын , доцент Винницкого государственного педагогического университета. Ведущий пресс-конференции – Владимир Легойда , главный редактор журнала «Фома». Соборы. Итоги . Информация о работе Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся 25-26 и 27-28 января 2009 года. Автор – Алексей Соколов . Фото предоставлены пресс-службой Московской Патриархии, священником Игорем Палкиным, Андреем Радкевичем//Фома. - – февраль 2009. – С.12-13. – (рубрика « Вопрос номера »). Тема номера. Церковная иерархия: Парламентская монархия. Кто и как управляет Церковью? О значении Соборов и архиерейской власти в жизни Церкви с членом Комиссии по подготовке Поместного Собора, специалистом по церковному праву и преподавателем Московской Духовной академии иеромонахом Саввой ( Тутуновым ) беседовал Алексей Соколов . Фото из архива автора, из архива ПСТГУ, фото, предоставленные Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Московской Патриархии//Фома. - – февраль 2009. – С.14-15,16-17,18-19. – (рубрика « Тема номера. Церковная иерархия »). Имеется биографическая справка « Иеромонах Савва (Тутунов)» – С.14.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Отец Георгий призвал слушателей задуматься над вопросами и привел свои размышления на этот счет. Затем кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Киевской духовной академии и семинарии В.В. Бурега зачитал сообщение «Киевское христианство в имперском интерьере. XVIII век». Он рассказал о постепенной унификации Киевской митрополии с остальной территорией империи в течение 1686-1796 годов, в результате которой многие исторически сложившиеся особенности жизни Киевской митрополии были упразднены. Однако автор отметил, что значительный процент иерархов на территории Великороссии в этот период были выходцами из Украины, поэтому именно они во многом определили характер церковной жизни в России. С докладом «Конфессиональный вектор внешней политики России: к истории взаимодействия МИДа и Святейшего Синода в XIX веке» выступила доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН И.Ю. Смирнова. На примере деятельности Русских духовных миссий она рассмотрела межведомственное взаимодействие Министерства иностранных дел и Всероссийского Святейшего Синода при организации церковно-дипломатической работы за рубежом. Кандидат богословия, доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г.В. Бежанидзе и кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, философия, политология и социология» Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I А.Г. Фирсов представили сообщение «Становление ведомства православного исповедания в первой трети XIX века». Авторы рассказали слушателям об истории появления первой правительственной структуры по делам Православной Церкви — отделения духовных дел греко-российского исповедания, создание которого следует рассматривать в контексте формирования министерской системы в царствование Александра I. С заключительным докладом «Правда Христова в общественной жизни: из опыта Православной Российской Церкви начала ХХ века» выступила доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института Ю.В. Балакшина. В своем сообщении она рассмотрела попытки членов Русской Православной Церкви отреагировать на события революции 1905 года. Один из путей общественно-церковного взаимодействия был предложен группой «32-х» петербургских священников, Христианским братством борьбы и создателем Крестовоздвиженского трудового братства Н.Н. Неплюевым. Автор отметила, что одним из ключевых понятий риторики той эпохи стало выражение «правда Христова».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5809953...

РЕКТОР ПСТГУ ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ: " ВОСПИТЫВАЕМ КАДРЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ, РАБОТАЕМ НА ВСЮ СТРАНУ " PDF-bepcuя От института к университету... и обратно — Ваше Высокопреподобие, многие источники, и официальный сайт вашего вуза не исключение, подробно вспоминают самые первые шаги Богословского института, в который благословением Патриарха Алексия II 25 лет назад были преобразованы Богословско-катехизаторские курсы, созданные годом ранее по инициативе московского духовенства. Не можете ли вы вспомнить, кому персонально принадлежала идея присвоения институту имени святителя Московского Тихона? — Это случилось на одном из первых заседаний Ученого совета вуза, в который помимо меня входили протоиереи Валентин Асмус, Николай Соколов, Сергий Романов, Александр Салтыков, Димитрий Смирнов, Аркадий Шатов, профессора Николай Емельянов, Андрей Ефимов и Александр Щелкачев (теперь тоже священник). Предлагались самые разные варианты. Имя святителя Тихона едва ли не одновременно произнесли несколько человек, и я в том числе. Можно сказать, это была коллективно высказанная идея, витавшая в воздухе. Первый после воссоздания патриаршества Предстоятель, положивший жизнь свою за Церковь в период страшного гонения на веру, был только недавно канонизирован. Подавляющее большинство присутствовавших сразу же проголосовали за это предложение, Патриарх Алексий II утвердил его, и с тех пор Православный богословский институт официально стал называться Свято-Тихоновским. — Поначалу вы открыли прием студентов на пять факультетов. В дальнейшем их число росло параллельно с освоением новых специальностей и направлений, по которым ПСТГУ готовил специалистов. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи этого процесса применительно как к развитию российских духовных школ, так и к совершенствованию всей системы высшего образования в стране. — Попробую, хотя кратко сделать это трудно. Прежде всего напомню: ПСТБИ в 1992 году был учрежден Патриархом Алексием II как религиозная организация. Тогда это представлялось логичным и единственно верным шагом. Ведь основным факультетом сообразно всей выстра­ивавшейся у нас учебной программе считался богословско-пастырский, куда принимались исключительно лица мужского пола, не имеющие канонических препятствий к рукоположению. Но уже тогда как священноначалию, так и всем специалистам и ответственным лицам системы духовных школ было очевидно: женщинам тоже пришло время получать богословское образование. Да и среди мужчин, желавших получить полноценный вузовский диплом по теологии, было множество таких, которые не связывали свое будущее с принятием священного сана. Поэтому тогда же мы открыли историко-филологический факультет (впоследствии он разделился на три — исторический, филологический и педагогический), миссионерско-катехизаторский факультет и факультеты церковного пения и церковных художеств.

http://e-vestnik.ru/church/yubiley_pstgu...

3-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Шкаровский М.В., «История Болгарской Православной Церкви и ее отношений с Русской Церковью в первой половине XX века» Лучшая книга для молодежи 2-е место. Издательство «Сибирская благозвонница». Морозова Е.А., «Диалоги о семье и браке» Лучшее справочное и краеведческое издание 1-е место. Вятская епархия. Коллекционный дом Абрамовых. Давыдова Е.В., Гнутова С.В., Абрамов В.А.ч, «Благословенное древо. Резная православная икона и скульптура XVII-XX веков» 2-е место. Варшавская православная митрополия. Федукина Е.В., «Лексикон православной терминологии русско-польской» 3-е место. Издание Тульской духовной семинарии. Сост. Петрова М.В., «Альбом родословий Тульской епархии. История и современность» Лучшее учебное издание 1-е место. Издание православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск). Покровский Н.Н., «Русская Церковь и государство в XIII-XVI веках» 2-е место. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Лега В.П., «История западной философии» 3-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Добыкин Д.Г., «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» 3-е место. Издательство Московской Патриархии. Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот, «Основы христианской нравственности: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень» Лучшее художественное произведение 1-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Иеромонах Симон (Бескровный), «Единственный мой Бог» 2-е место. Издательство Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Священник Ярослав Шипов, «Тоскующие по небесам» 2-е место. «Арт Деко». Хотулев В.В., «Свет огня» 3-е место. ООО «Зёрна-Слово». Рожнева О.Л., «Тесный путь. Рассказы для души» Лучшее электронное издание 1-е место. Центр культурных инициатив «Сретение», кафедральный соборный Храм Христа Спасителя г. Москвы. Коллектив ООО «Центр культурных инициатив «Сретение»», мультимедийный проект «Живая поэзия. Круг лета Господня» 2-е место. Издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Авторский коллектив под редакцией протоиерея Димитрия Юревича, Мультимедийные пособия «Библейская археология. Малая Азия», «Библейская археология. Святая Земля», «Библейская археология. Иордания»,

http://pravoslavie.ru/74990.html

Библиография работ о персоне: Память преподобного Романа Сладкопевца//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 2. – Месяц октябрь. Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.426–428. Аверинцев С.С. Литература// Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 318–327. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.346–347. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.   Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. – М.: Школа " Языки русской культуры " , 1997. С.244–251. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец//Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.   Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.240–241. Асмус М.В. Творчество Романа Сладкопевца//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2000. – 3. Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.103. Брок С. От Ефрема к Роману//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – Вып. 8. Василик В.В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М.,  –  2000. Василик В.В. Отражение жизни византийского общества 20–50–х годов VI в. в творчестве св. Романа Сладкопевца//Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 2, История. – 2006. – N 2. – С. 76–83. 

http://bogoslov.ru/person/3089054

Две ценных новости для Феодоровский обители пришли из Санкт-Петербурга. Во-первых, выяснилось, что в архиве Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук хранится древний фолиант - Вкладная книга Переславского Свято-Феодоровского монастыря. Вступительная часть - «Предзнаменание сенадика», датируемая 1593 годом, помимо имен средневековых благотворителей, содержит обоснование важности молитвы за благодетелей. Во-вторых, ведущий научный сотрудник Российской национальной библиотеки (РНБ) Санкт-Петербурга Алексей Раздорский обнаружил в архиве РНБ рукописный труд иеромонаха Иоасафа (Гапонова) 1853 года, посвященный святыням Владимирской епархии, в состав которой тогда входил Переславль-Залесский.  Ученый внимательно прочитал старинную рукопись и обнаружил, что иеромонах Иоасаф излагает краеведческую легенду о рождении царевича Феодора Иоанновича в предместьях Феодоровского монастыря, как исторический факт. По всей видимости, так эта легенда родилась, либо он стал доверчивым распространителем слухов, которыми полнилась Переславская земля.                                                                      Собиратели плит        Презентацию проекта «Свод русских надписей», посвященный созданию единой базы всех белокаменных плит XV-XVIII веков, представил к.и.н., доцент Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Александр Авдеев. С 2016 года создается хранилище виртуальных трехмерных двойников могильных плит при помощи метода бесконтактного трехмерного моделирования, который позволяет вносить в базу поверхности любого размера, «собрать» разбитую плиту, прочесть затертую надпись. Эпиграфические надписи порой несут ценную генеалогическую информацию, даты исторических событий, отражают языковые процессы. Представляют безусловный интерес для историков, лингвистов, генеалогов, и конечно – специалистов по эпиграфике.        «Очень удобно дома на компьютере, не спеша, рассмотреть плиту в трехмерном виде, со всех сторон, под любым углом», - объяснил Александр Авдеев.   По статистике, на 12 июня 2019 года проект содержит 1117 документированных памятников и 802 трехмерных модели памятников.

http://e-vestnik.ru/news/svyato_fedorovs...

Это сборник «Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007», составленный преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле Дмитрием Анашкиным. Книга увидела свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Без преувеличения можно сказать, что работа, проделанная составителем сборника, грандиозна. В ходе исследования Дмитрием Анашкиным были внимательно исследованы как документы архивов, так и определения Архиерейских Соборов и заседаний Архиерейского Синода РПЦЗ, публиковавшиеся в церковных газетах и журналах. Документы, приведенные в издании, взяты составителем в основном из периодики Русской Православной Церкви Заграницей. Это «Церковные ведомости», «Церковная жизнь», «Православная Русь», «Православный благовестник» (Сан-Франциско), «Православный вестник в Канаде», «Вестник Западноевропейской епархии», «Церковное слово» (Сидней), «Хлеб небесный» (Харбин), «Церковный вестник Аргентинской епархии», «Китайский благовестник», «Церковные ведомости Германской епархии», «Церковное обозрение». Большинство указанных изданий недоступно в России и труднодоступно за границей. Приведены в сборнике и документы из главных архивохранилищ Русской Зарубежной Церкви: Архива Архиерейского Синода и Архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Наконец, некоторые документы взяты из ранее изданных сборников, которые также являются библиографической редкостью. Это «Деяния Русского Всезаграничного Церковного Собора» (Сремские Карловцы, 1922), «Сообщения и Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского Митрополичьего Округа» (Берлин, 1944), «Сборник положений, уставов и законов Русской Православной Церкви Заграницей» (Нью-Йорк, 2006) и др. В сборнике содержатся документы, касающиеся самых разных областей церковной жизни русского зарубежья. Значительное место уделено, например, церковному, епархиальному и приходскому управлению Русской Зарубежной Церкви. В книгу вошли также документы по истории взаимоотношений Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Пат­риархатом и другими Поместными Церквами.

http://e-vestnik.ru/reviews/tserkovnoe_n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010