Дмитрий Анохин 17 января 2020 г. 10:00 В Москве, в Центре «Благосфера» состоялась дискуссия на тему «Кто в России занимается благотворительностью? Мнения и реальность», участники прокомментировали результаты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ 2019 года.   Алексей Реутский 24 декабря 2019 г. 20:28 Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии. Дмитрий Анохин 7 ноября 2019 г. 17:59 В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась секция XXVII Рождественских чтений:«Попечение Церкви о душевнобольных». Священноначалие, духовенство и специалисты в сфере психиатрии обсудили формы проявления и методы лечения такого психического расстройства, как депрессия, отношение к ней святых подвижников и как протекание болезни зависит от религиозности человека. Алексей Реутский 27 января 2019 г. 17:30 Вчера, 13 ноября, в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Московском епархиальном доме открылась представительная научная конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи», в которой помимо отечественных ученых принимают участие исследователи из Франции, Италии и Ватикана. Открывая пленарное заседание форума, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев поделился с аудиторией собственным осмыслением церковно-исторического значения Собора 1917-1918 гг. как явления, оставившего глубочайший след в духовном пространстве.

http://e-vestnik.ru/science/

Рабочие языки конференции – русский и итальянский. ПРОГРАММА: 17 апреля Конференц-зал (ул. Новокузнецкая 23, корп. 5 А) 9.30-10.00 Регистрация участников конференции 10.00-11.00 Торжественное открытие Приветствия (Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Его Высокопреосвященство митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Его Высокопреосвященство архиепископ Павел Пецци, ординарий Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве, Его Превосходительство Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в России) 11.15-13.45 Пленарное заседание Председатель – свящ. Георгий Ореханов 11.15-11.55 Свящ. Стефано Альберто, доцент теологии Католического университета Святого Сердца (Милан), Красота как преодоление современного дуализма 11.55-12.35 Прот. Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, Идея прекрасного в библейской космогонии 12.35-13.15 Татьяна Александровна Касаткина, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Института мировой литературы РАН, " Мир спасет красота... " : алгоритм процесса спасения в произведениях Достоевского 13.15-13.45 Дискуссия 15.00-17.00 Секция 1. Искусство и музыка Председатель – Константин Борисович Сигов 15.00-15.30 Алессандро Роветта, доцент истории художественной критики факультета филологии и философии Католического университета Святого Сердца (Милан), Становление формы как переживание прекрасного в произведениях Микеланджело 15.30-16.00 Вячеслав Вячеславович Медушевский, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Духовно-богословские аспекты музыки 16.00-16.30 Марко Росси, доцент истории средневекового искусства факультета филологии и философии Католического университета Святого Сердца (Милан), Красота Воплощения в средневековой итальянской живописи: между Востоком и Западом 16.30-17.00 Дискуссия 17.30- 19.00 Секция 2. Творчество и философия

http://e-vestnik.ru/db/17-19_aprelya._me...

17 августа паломники прибыли в город Караганду, где их встречал секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг. В рамках визита гости посетили Введенский кафедральный собор, где поклонились мощам последнего Оптинского старца — преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Состоялась встреча с епископом Карагандинским и Шахтинским Севастианом , который рассказал членам делегации о жизни епархии, а после общения показал паломникам строящийся Троице-Севастиановский собор. 19 августа, в праздник Преображения Господня, паломники приняли участие в богослужениях в Богородице-Рождественском женском монастыре Караганды. В этот же день они пообщались с учеником преподобного Севастиана — духовником монастыря архимандритом Петром (Горошко), посетили музей жертв политических репрессий в поселке Долинка и Мамочкино кладбище. В ходе поездки паломническая группа встретилась с выпускниками Карагандинского филиала Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 20 августа состоялась встреча членов делегации с ректором Карагандинской академии «Болашак» К.Н. Менлибаевым. Одним из приоритетных направлений частного учебного заведения является сбор и изучение данных о репрессированных в годы советской власти. В ходе беседы протоиерей Владимир Воробьев рассказал об исследовательской деятельности преподавателей и студентов ПСТГУ в области истории XX столетия. В свою очередь К.Н. Менлибаев поделился сведениями о научно-просветительской работе возглавляемого им университета. В этот же день паломническая делегация прибыла в город Алма-Ату. В Южной столице Казахстана гостей сопровождал секретарь комиссии Митрополичьего округа по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов). В рамках визита ректор, сотрудники и преподаватели ПСТГУ побывали в Вознесенском кафедральном соборе, в Духовно-культурном центре имени митрополита Иосифа (Чернова), Иверско-Серафимовском женском монастыре, Никольском соборе и Покровско-Всехсвятском храме. Состоялась встреча с управляющим делами Православной Церкви Казахстана епископом Каскеленским Геннадием . В ходе беседы обсуждались перспективы сотрудничества между Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Алма-Атинской православной духовной семинарией .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490895...

В свою очередь значительная часть оставшихся после начала Первой мировой войны и революционных событий в России афонских монахов подвергалась репрессиям. Несколько десятков их оказались заключены в лагеря, тюрьмы или расстреляны. Пять бывших афонских были расстреляны в 1937-1938 гг. на подмосковном полигоне Бутово. Все они в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой В начале 1920-х гг. русские афонские обители лишились всех своих подворий в России, в частности, одесские и петроградское подворья они фактически потеряли в 1923 г. Ново-Афонский монастырь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нового Афона в основном разогнана и, как правило, не получила разрешения вернуться на Святую Гору. В 1923-1924 гг. Свято-Андреевский скит остался без своего кавалского метоха, а Свято-Пантелеимоновский монастырь - без каламарийского, сикийского и касандрийского метохов, отобранных греческим правительством для размещения беженцев из Малой Азии. Испытывая значительные материальные затруднения, обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней смертность в монастыре достигала 50 человек в год, число братии с каждым годом сокращалось. Одновременно пришли в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы принадлежавшие Свято-Пантелеимоновской обители суда, а также некоторая часть греческого собрания рукописей монастырской Уже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев. После 1917 г. все решения и международные договоры, связанные со статусом Святой Горы принимались без участия России. Тем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=919

Доклады были посвящены не только Александру Невскому как исторической личности и русскому святому, но также проблемам восприятия его образа в разные исторические периоды, некоторым аспектам деятельности великого князя и «произросшим из его благих дел плодам». Были затронуты темы жизни Православной Церкви в переломные для России периоды. Были зачитаны доклады, темы которых были связаны с Карелией и Валаамским монастырем. Два доклада были посвящены святителю Феофану Затворнику и святителю Игнатию (Брянчанинову). В нескольких докладах были затронуты проблемы молодежи, духовного воспитания детей, связей молодого поколения с Валаамом. После владыки Силуана перед собравшимися выступил профессор исторического факультета Московского государственного университета доктор исторических наук Д.М. Володихин с докладом «Исторические мифы, связанные с разгромом шведов на Неве в 1240 г. князем Александром Ярославичем». Д.М. Володихин проделал серьезную работу по критическому изучению имеющихся источников и трудов многих исследователей, в том числе современных, аргументированно опроверг распространенное скептическое, умаляющее подвиг святого Александра мнение в научных кругах о незначительности битвы на Неве. О подробностях христианизации карел b XIII-XV bb. рассказал профессор Петрозаводского государственного университета доктор исторических наук А.М. Пашков. Профессор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  доктор церковной истории Н.Ю. Сухова представила критический обзор восприятия образа святого князя Александра в научно-богословских исследованиях второй половины XIX — начала ХХ вв. В разные исторические периоды выделялись и разные черты святого — его таланты полководца, военачальника, политического лидера, дипломата, однако важно то, что все победы великого князя, подчеркнула докладчик, были плодом его личной глубокой веры и силы молитвы. Гостья из Финляндии, куратор православного музея «Риза» из Куопио И.В. Пелгонен представила доклад «Валаамский монастырь в жизни православного населения Северного Приладожья в конце XIX — начале ХХ вв.». Она сопроводила его презентацией, основанной на не публиковавшихся ранее источниках.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5816419...

Рабочей группе по Образовательной концепции Комиссией назначено собраться в апреле после получения отзывов ректоров духовных академий для доработки Концепции и подготовки ее к представлению Священноначалию. Принято решение обратиться к Преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, председателю Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, с предложением сформировать совместную группу для работы над темой «Место духовно-нравственного воспитания в развитии образования». Первые тезисы новых документов определено подготовить для рассмотрения до 20 мая 2015 года. Членами комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения являются: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии; епископ Уссурийский Иннокентий; епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии; епископ Смоленский и Вяземский Исидор; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета; протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии; игумен Митрофан (Шкурин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации; игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета; Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии; Осипов Алексей Ильич, заслуженный профессор Московской духовной академии; Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4015217...

12:4012:55. Гоцик Вячеслав Витальевич (дистанционно), 2-й курс магистратуры Севастопольского государственного университета, Институт общественных наук и международных отношений, кафедра «Теология и религиоведение». Иконографические и литургические особенности храма на Тепе-Кермен. 12:5513:10. Воронов Евгений Владимирович, аспирант 2-го курса Сретенской духовной академии. Роль священника в решении проблем православных военнослужащих срочной службы в современной Российской Армии. 13:1013:25. Немшон Сергей Владимирович, аспирант 1-го курса Сретенской духовной академии. К вопросу о первом русском катехизисе по сакраментологии. 13:2513:40. Дубоносов Александр Александрович, аспирант 2-го курса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Значение миссии святых Кирилла и Мефодия: к вопросу о дискуссии Г. Флоровского с русскими мыслителями в XX веке. 13:4013:55. Болдырев Андрей Андреевич, диакон, аспирант 2-го курса Сретенской духовной академии. Эксплицитные слова-именования в Исх. 3:15-23.   Секция «Православное богословие и культура» (аудитория «Византия», регламент выступлений до 10 минут) ID 85215394614 Ключ 590525 Модератор: Савельев Кирилл Александрович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Дочия Михаил Тариелович, иерей, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Отечественные исследования и переводы трактата «О трёх образах внимания и молитвы». Лунин Димитрий Александрович, иерей, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Жизнеописание священномученика Иоанна Восторгова (проблемный анализ). Савельев Кирилл Александрович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Толкование профессором С.В. Троицким понятия «ребро» в Быт. 2:21 в свете святоотеческой традиции толкования. Рахманова Мария Николаевна, Окорокова Екатерина Игоревна (дистанционно), преподаватель русского языка и литературы Мурманского медицинского колледжа, Мурманский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 1-й курс магистратуры Мурманского Арктического государственного университета. Религиозные аллюзии в кинокартине А. Тарковского «Сталкер».

http://bogoslov.ru/event/6192150

Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета доктор исторических наук Роман Соколов выступил с докладом, посвященным взаимоотношениям Древней Руси и Западных и Восточных стран и «цене выбора» князя Александра между Востоком и Западом. Память о святом сохраняется не только в исторических хрониках летописцев и житиях, она передается через гимнографические тексты — песнопения. О почитании святого благоверного князя Александра Невского в русских песнопениях XVI-XVIII вв. рассказала профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова доктор искусствоведения Татьяна Владышевская. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Константин Аверьянов выступил с докладом «Александр Невский и татарское " число " ». Татарское «число» — это перепись населения, которая прошла в годы правления Александра Невского и была призвана способствовать полному подчинению Руси и контролю над ней со стороны Монгольской империи. В этот период князь Александр показал свое мастерство в дипломатии и государственном управлении. Член Синодальной богослужебной комиссии , лауреат Макариевской премии доктор церковной истории, доктор богословия архимандрит Макарий (Веретенников) выступил с докладом о первом русском митрополите после Батыева нашествия — митрополите Киевском Кирилле. Отец Макарий описал его архипастырское служение и участие в политической жизни государства. По близкой теме выступил профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  доктор церковной истории, кандидат исторических наук Владислав Петрушко, рассказавший о взаимоотношениях митрополита Кирилла и Александра Невского. Заведующий кафедрой музеологии Института истории СПбГУ доктор исторических наук Александр Майоров описал характер взаимоотношений русских князей XIII века с папским престолом и конкретно с папой Uhhokehmueм ΙV.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5810024...

Перед началом конференции владыка Силуан отслужил молебен у раки преподобных Сергия и Германа, а по окончании форума, 31 мая, возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители. Владыка также дал интервью монастырской газете «Свет Валаама». Доклады были посвящены не только Александру Невскому как исторической личности и русскому святому, но также проблемам восприятия его образа в разные исторические периоды, некоторым аспектам деятельности великого князя и «произросшим из его благих дел плодам». Были затронуты темы жизни Православной Церкви в переломные для России периоды. Были зачитаны доклады, темы которых были связаны с Карелией и Валаамским монастырем. Два доклада были посвящены святителю Феофану Затворнику и святителю Игнатию (Брянчанинову). В нескольких докладах были затронуты проблемы молодежи, духовного воспитания детей, связей молодого поколения с Валаамом. После владыки Силуана перед собравшимися выступил профессор исторического факультета Московского государственного университета доктор исторических наук Д.М. Володихин с докладом «Исторические мифы, связанные с разгромом шведов на Неве в 1240 г. князем Александром Ярославичем». Д.М. Володихин проделал серьезную работу по критическому изучению имеющихся источников и трудов многих исследователей, в том числе современных, аргументированно опроверг распространенное скептическое, умаляющее подвиг святого Александра мнение в научных кругах о незначительности битвы на Неве. О подробностях христианизации карел в XIII-XV вв. рассказал профессор Петрозаводского государственного университета доктор исторических наук А.М. Пашков. Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета доктор церковной истории Н.Ю. Сухова представила критический обзор восприятия образа святого князя Александра в научно-богословских исследованиях второй половины XIX — начала XX вв. В разные исторические периоды выделялись и разные черты святого — его таланты полководца, военачальника, политического лидера, дипломата, однако важно то, что все победы великого князя, подчеркнула докладчик, были плодом его личной глубокой веры и силы молитвы.

http://pravoslavie.ru/139655.html

Приковывая человека к информационному потоку, перегружая его идеологически приправленной и эмоционально поданной информацией о бедах, катастрофах и войнах, медиа отчуждают его от реального мира, «не воспитывают сопричастности, делают человека посторонним наблюдателем». «Православная Церковь тоже не избежала соблазна постороннего и организовала свою жизнь и деятельность по примеру крупных корпораций. Вместо богословского осмысления вызовов современного мира Церковь предпочла сделать акцент в своей информационной деятельности на пиаре (используя не только глубоко секуляризованные понятия «духовно-нравственное возрождение» и «традиционные ценности», но и технологию манипулирования сознанием). Содержанием церковной проповеди становится не живая вера, а идеология, т.е. набор смыслов и соответствующих практик, которые можно продвигать как товар. Полагаю, нам очень многое предстоит сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию», -- считает С. Чапнин. Важным направлением православного богословия, развитие которого могло бы предупредить «безнадежную секулярную перспективу», докладчик считает богословие образа (на основе концепции иконичности) и богословие общения/коммуникации. С. Чапнин призвал Церковь «обратить пристальное внимание» на тех, кто создает образ в самом широком смысле (иконописцы, архитекторы, скульпторы, дизайнеры, театральные и кино-деятели и др.) – формируется поколение, которое готово внести новый, уникальный вклад в сокровищницу христианской культуры, а не копировать образцы предыдущих эпох. Докладчик убежден, что эта проблема выходит далеко за рамки собственно истории искусства, но имеет непосредственное отношение к осознанию христианами своей роли в современном мире. В течение дня на конференции были зачитаны и обсуждены доклады: профессора Тульского педагогического университета, философа В. Назарова «Тема трагизма Божественной любви в «теологии вопрошания» митрополита Антония Сурожского», преподавателя ББИ, искусствоведа И. Языковой «Адам, где ты?» Современные вызовы для христианской антропологии»», преподавателя Свято-Тихоновского гуманитарного университета С. Чурсанова «Митрополит Антоний Сурожский о человеке как богообразной личности: христианское свидетельство в ситуации постмодерна», ректора Заокского христианского университета Е. Зайцева «Об истинном достоинстве человека»: Антоний Сурожский – врач, священник, человек». Е. Садовникова представила переведенные ею новые архивные материалы, раскрывающие экуменическую деятельность митрополита Антония и его позицию по проблемам христианского единства. В заключение были зачитаны воспоминания о митрополите Антонии представителей второго поколения русских эмигрантов – братьев Кей, которые знали владыку с детского возраста. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010