1.4. Получение базового богословского образования в рамках образовательных курсов является обязательным для: 1) монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных мужских монастырях Русской Православной Церкви, не имеющих духовного образования; 2) насельниц и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных женских монастырях Русской Православной Церкви, не имеющих духовного образования. К обучению на образовательных курсах допускаются лица в возрасте не моложе 17 лет, имеющие среднее (полное) общее образование и письменное благословение игумена или игумении соответствующего монастыря. Освобождаются от необходимости прохождения обучения на образовательных курсах лица, достигшие пенсионного возраста (согласно законодательству страны нахождения), а также имеющие ограничения для получения образования по состоянию здоровья. В каждом подобном случае окончательное решение об освобождении от обучения принимается епархиальным архиереем на основании ходатайства игумена или игумении соответствующего монастыря. Насельники в священном сане (или готовящиеся к принятию священного сана) должны получить духовное образование в соответствии с установлениями Русской Православной Церкви, общими для всех ее священнослужителей. 1.5. При реализации учебных программ образовательные курсы могут использовать следующие формы обучения: 1) очно-заочную (продолжительность обучения — 2 года); 2) заочную (продолжительность обучения — 2 года), в том числе  с использованием дистанционных технологий (продолжительность обучения — 3 года). По окончании образовательных курсов учащиеся проходят итоговую аттестацию и, при условии успешного прохождения последней, им вручается документ установленного образца. 1.6. Выпускники образовательных курсов могут продолжить процесс получения богословского образования по благословению архиерея и с согласия игумена или игумении обители: монашествующие и послушники мужских монастырей — в духовных образовательных организациях (семинария, академия), монашествующие и послушницы женских монастырей — на регентских или иконописных отделениях духовных образовательных организаций, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Российском православном университете и иных подобных высших учебных заведениях Русской Православной Церкви. Также выпускники курсов могут продолжить свое обучение на факультетах и кафедрах теологии в светских вузах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4221697...

О страстях 5.3.1. Общие сведения 5.3.2. Классификация страстей 5.4. О соотношении духовного и физического состояния человека до и после грехопадения в раю Глава 6. Причина передачи последствий первородного греха потомкам Адама и Евы 6.1. Различные точки зрения на причину передачи последствий первородного греха от родителей к детям 6.1.1. Первая точка зрения 6.1.2. Вторая точка зрения 6.1.3. Третья точка зрения 6.2. Классификация точек зрения Глава 7. Способ передачи последствий первородного греха 7.1. О страстности рождения 7.2. О браке и супружеских отношениях 7.3. О клонировании 7.4. О физической смерти 7.5. О некоторых особенностях наследственной преемственности духовных и телесных качеств 7.6. Определяет ли наследственность судьбу (жизнь) человека 7.7. О Крещении Глава 8. К вопросу о безгрешности Иисуса Христа Послесловие Приложение 1. Поддерживали ли прародители в раю свою физическую жизнь вкушением плодов с дерева жизни Приложение 2. О возникновении порочных помыслов у Адама и Евы до вкушения ими запретных плодов Тематические цитаты Приложение 3. О грехе Тематические цитаты Приложение 4. К вопросу о толковании Рим. 5:12–15 Приложение 5. О страстях как источниках греха Тематические цитаты Приложение 6. О наследственности Список цитируемой литературы Заключение. Немесий, епископ Эмесский     От автора Автор выражает благодарность за консультации и помощь в создании книги: заведующему кафедрой догматического богословия богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, кандидату богословия, доценту иерею Борису Левшенко ; заведующему миссионерским отделом Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского , ответственному секретарю Миссионерско-Просветительского Центра «ШЕСТОДНЕВ», кандидату богословия иерею Даниилу Сысоеву ; декану факультета психологии Российского Православного Университета святого апостола Иоанна Богослова иерею Андрею Лоргусу ; настоятелю Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии, председателю Епархиальной комиссии по работе с медицинскими учреждениями протоиерею Алексию Бабурину ; игумену Гурию (Малешину), клирику Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Огромную работу по сбору материала о репрессированных священнослужителях и изданию многотомных сборников проделали возглавляемый игуменом Дамаскиным (Орловским) региональный общественный Фонд “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви” и Синодальная Комиссия по канонизации святых. Над сбором и изучением архивных материалов продолжительное время работал коллектив исследователей (игумен Дамаскин (Орловский), священники Максим Максимов и Олег Митров, сотрудники С. Н. Романова, З. П. Иноземцева и др.) 6 . Издание Фондом сборников стало возможно благодаря тому, что для исследователей были открыты архивы спецслужб. Часть следственных дел некоторых архивов ФСБ была передана в государственные архивные хранилища. Так, в Госархиве РФ находится фонд управления КГБ по Москве и Московской области (ГАРФ. Ф. Р-10035), содержащий судебно-следственные дела на священнослужителей, из которых выясняются обстоятельства жизни, церковного служения и мученичества многих лиц, относящихся к клиру и мирянам, пострадавших от большевистских репрессий 7 . Актуальность темы репрессий в отношении служителей церкви и мирян состоит не только в академическом интересе к судьбе репрессированных, к раскрытию механизма осуждения и т. д., но и в контексте канонизации пострадавших за Христа, Церковь и веру. В 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых исповедников многих новомучеников 1920–1930-х гг. XX столетия 8 . В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете над разысканием и обработкой материалов по новомученикам XX века долгое время работает целый коллектив исследователей во главе с ректором университета протоиереем Владимиром Воробьёвым (Н. Кривошеева, О. В. Косик, А. В. Мазырин, Н. Е. Емель­янов, Л. А. Головкова, С. Н. Романова и др.). На основе многолетних поисков и сбора сведений в архивах ФСБ сотрудником университета Н. Е. Емельяновым (ум. в 2010 г.) была подготовлена база данных “Новомученики и исповедники XX в.”, содержащая 21 тыс. персоналий, включая материал на 460 архиереев Русской Православной Церкви и более 6500 священников 9 .

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

С нач. 90-х гг. XX в. велась профессиональная подготовка в области церковной журналистики, к-рая складывалась как особая специализация внутри журналистики. Церковные журналисты, в начале этого периода представлявшие собой обособленную группу, постепенно стали неотъемлемой частью журналистского сообщества России. В 1991-1995 гг. на фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова действовала группа церковной журналистики. В 1996 г. на базе Издательства МП был создан Ин-т церковной журналистики и издательского дела во главе с еп. Тихоном. Был введен 2-годичный цикл обучения, занятия устраивались по вечерам и в выходные дни, практику студенты проходили в «Журнале Московской Патриархии» и газ. «Московский церковный вестник». В 1998 г. ин-т был преобразован в отд-ние церковной журналистики при филологическом фак-те Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова . Отд-ние возглавляли еп. Тихон (1998-2000), свящ. В. Вигилянский (2001-2003), Г. В. Прутцков (2003-2005), А. С. Георгиевский (с 2005). Студенты изучают богословские дисциплины, церковное право, древние и новые языки, различные отрасли журналистики, экономику издательского дела, проходят практику в церковных СМИ. В 2001 г. на базе «Православной юношеской газеты» работала Школа юного православного журналиста. В 2006 г. при Издательском совете МП были созданы Школа церковной журналистики (курсы повышения квалификации для журналистов) и исследовательский центр «Церковь в информационном обществе». В том же году фак-т церковной журналистики открылся в Черновицком правосл. богословском ин-те (Украина). В 2007 г. на богословском фак-те Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) был впервые прочитан курс «Церковь и СМИ». 6 марта 2008 г. в Москве состоялось подписание соглашения между ПСТГУ и Издательским советом МП, к-рое предусматривало сотрудничество в издательской деятельности, журналистике, организации курсов повышения квалификации для церковных издателей и журналистов. В 2008 г. проведены первые курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ епархий Центрального федерального округа. В февр. того же года Калужское ЕУ совместно с городской орг-цией Союза журналистов России объявило набор на курсы правосл. журналистики, обучение на них проводилось в течение месяца.

http://pravenc.ru/text/182365.html

Оглядываясь назад, можно сказать, что ключевыми административными решениями в жизни нашей епархии было создание викариатств, о чем я еще скажу в дальнейшем, а с точки зрения внутренней жизни приходов – постановка задач о развитии миссионерской, катехизической, религиозно-образовательной, молодежной и социальной работы, в том числе посредством введения должностей помощников настоятелей по различным направлениям. Инициатором этого решения, которое затем было распространено Архиерейским Собором на всю Русскую Православную Церковь, выступило епархиальное собрание города Москвы в декабре 2009 года. Свидетельствую о том, что в большинстве приходов эти должности вводились не для галочки, и что большинство духовенства, при помощи назначенных мирян, действительно не жалеет своих сил, посвящая время развитию указанных направлений работы. Как результат приходская жизнь получила мощный импульс и безусловно изменилась к лучшему. Не буду сейчас повторять все те задачи – миссионерские, социальные и прочие, – которые были поставлены во всех указанных направлениях Архиерейскими Соборами 2011 и 2013 годов, а также епархиальными собраниями прошлых лет. Не буду вновь давать подробные рекомендации или описывать примеры возможного осуществления каждого вида деятельности. Вы все это, несомненно, помните, а если нет – призываю вас перечитать документы с решениями упомянутых Соборов и собраний, а также и патриаршие доклады на них. Особенно это касается недавно рукоположенных клириков. Кроме того, в связи с поступившим предложением управляющего Юго-западным московским викариатством епископа Дмитровского Феофилакта " проводить кодификацию официальной документации, исходящей от Священноначалия " , с удовлетворением сообщаю, что на сегодняшний день в типографию передан первый том сборника нормативных документов Русской Православной Церкви, в который помещены документы юридического характера. Готовится к выходу второй том, который будет содержать документы и тематические выдержки из определений Поместного и Архиерейского Соборов, Священного Синода по всем направлениям церковной жизни. Возвращаясь к упомянутым должностям помощников настоятелей и благочинных по различным направлениям, дополнительно информирую вас, что в истекшем году Священным Синодом и Высшим Церковным Советом была разработана целая система образования для таких специалистов на базе семинарий. Сейчас Учебному комитету поручено заняться воплощением в жизнь принятых решений и вы своевременно будете о результатах работы проинформированы. Напоминаю, при этом, что уже сейчас подготовка помощников настоятелей возможна на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российского православного университета.

http://religare.ru/2_103211.html

У такого человека должен быть бейдж, из которого будет ясно, что к нему можно свободно обращаться, должна стоять табличка, уведомляющая о возможности задать вопрос. На руках у сотрудников и добровольцев приходской консультации должны быть раздаточные материалы — буклеты или краткие листовки о самых важных вопросах: о причащении, об исповеди, о поминовении усопших, об иконах, о свечах, о текущем празднике. Такие дежурные должны быть доброжелательны, готовы пообщаться, с радостью и любовью рассказать приходящему не только об опыте личной жизни в Боге, но о жизни общины в данном храме. Среди приходящих есть те, кому нужно только, как говорится, " зайти и поставить свечку " , но есть и те, кто с радостью воспримут такой разговор, который, быть может не сразу, но приведет их к постоянному участию в жизни прихода. Все это, впрочем, никак не отменяет моего прошлогоднего указания о дежурствах священников при храмах и о необходимости наличия у такого священника мобильного телефона. Ведь приходящие порой нуждаются в исповеди или в беседе с пастырем, а не только лишь в доброжелательном разговоре с дежурным консультантом». «В катехизических беседах, в общении при дежурствах со стороны катехизаторов, консультантов и священников должны полностью быть исключены формализм, небрежность и в целом то, что можно бы назвать " синдромом отбывания повинности " », — особо подчеркнул Патриарх Кирилл. Также Святейший Владыка остановился на вопросе подготовки приходских работников и поручил Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету и Российскому православному университету в течение следующего года полностью завершить организацию курсов для приходских работников в объеме полубакалавриата. Кроме того Патриарх поручил епископу Воскресенскому Савве организовать на базе Новоспасского ставропигиального монастыря  специальные кратковременные курсы. Еще одним вопросом, который Святейший Патриарх Кирилл вынес на обсуждения собрания, стал вопрос совместного участия всех прихожан в богослужении.

http://patriarchia.ru/db/text/3888293.ht...

       7 февраля в официальной патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл принял заместителя председателя правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина. В ходе встречи стороны обсудили различные темы духовно-патриотического воспитания молодежи.        7 февраля в здании Президиума Российской академии наук Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2011 год. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом и вручил лауреатам награды. Лауреатами Макариевской премии за 2011 год стали:        В номинации «История Православной Церкви»: I премия — Савельева Н.В., доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института           русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург, за труд «Сказания XVII века о святынях, святых и подвижниках Русского Севера: Пинега и Мезень»; II премия — Сапожникова О.С., кандидат филологических наук, библиотекарь научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета за труд «Русский книжник XVII века Сергий Шелонин: редакторская деятельность»; III премия — архимандрит Дионисий (Шишигин), кандидат богословия, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского в Покровском, Москва, за труд « " Былое пролетает… " Патриарх Пимен и его время»; III премия — диакон Димитрий Пономаренко, младший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва, за труд «Епископ Стефан (Никитин): Жизнеописание, документы, воспоминания». В номинации «История России»: I премия — Вандалковская М.Г., доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, Москва, за труд «Историческая мысль русской эмиграции 20–30-е гг. XX в.»; II премия — Гусева А.А., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, Москва, за труд «Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации»;

http://e-vestnik.ru/db/sluzhenie_patriar...

А прогноз на 2020 год у меня довольно простой и не слишком оптимистический: если мы не займемся Фанаром, он и дальше будет заниматься нами. Украинский сценарий «автокефализации», как мы наблюдаем, запустили вовсю в Черногории – кто дал нам гарантии, что подобное не сотворят, скажем, в Белоруссии? Или в Молдавии? Наступивший год еще резче и, возможно, в последний раз поставит перед церковной Москвой вопрос – быть нашей Церкви Церковью Третьего Рима или скукожиться до «местной религиозной организации» в границах Российской Федерации. Диакон Илья Маслов, религиовед, теолог, православный публицист, клирик Русской Православной Церкви. Получил образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и в Российском Православном Университете св. Иоанна Богослова, преподаёт в светских и духовных учебных заведениях. В сфере научных интересов - проблема русского религиозного модернизма в его церковно-общественном и философско-богословском измерениях. Активный участник антиэкуменического движения в Русской Церкви Источник: А налитический центр святителя Василия Великого Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Тише едешь, дальше будешь Чувствуется молодой задор. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Пара из Новосибирска оскандалилась на всю Россию своим делом В доме убийцы байкера в Москве нашли более 72 миллионов рублей В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно На Кубани семья жестоко издевалась над детьми: что они делали Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/08/mo...

Александра Хаджийская показала лучшие знания о православии среди учеников десятых классов российских школ. Евгения Нарайкина стала лучшей среди одиннадцатиклассников. Кирилл Постыко признан абсолютным победителем. — Олимпиада позволяет нам выявить талантливых молодых людей. Надеюсь, что они будут совершенствовать свои знания. Может быть, впоследствии это приведет их на путь служения Церкви, — говорит ректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев. – Сегодня Церкви можно служить в любой профессии, но везде нужна твердая вера и православное образование. Какие профессии хотят избрать нынешние победители олимпиады? Александра Хаджийская планирует поступать на мехмат университета. Евгения Нарайкина пишет заметки в Кемеровские газеты. Возможно, станет журналистом. Кирилл Постыко готовится к поступлению в духовную академию. Антонина Фроленкова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 января, 2024 21 июня, 2023 31 января, 2023 12 января, 2023 16 декабря, 2022 28 октября, 2022 25 октября, 2022 3 октября, 2022 30 сентября, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/olimpiada-po-opk-o-lyu...

Заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Александр Мазырин рассказал об участии университета в подготовке выставки и передал слово старшему специалисту отдела М.М. Гару, который ознакомил собравшихся с концепцией выставки и ее наполнением. Научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви иерей Сергий Иванов выступил с докладом «Каких целей достигла кампания по изъятию церковных ценностей?». Он озвучил официальные причины, по которым была начата кампания по изъятию церковных ценностей, а также ее реальные мотивы, рассмотрев данную тему с трех сторон — политической, финансовой и духовной. Политические причины были связаны с желанием советского правительства добиться своего признания со стороны зарубежных государств и прекратить международную изоляцию, а заодно устранить Русскую Церковь как политического противника. Финансовые причины были обусловлены необходимостью наполнить опустевший золотой фонд страны и восстановить народное хозяйство. Духовная сторона вопроса состояла в идеологической несовместимости религии и коммунизма. Историк А.Л. Мясников рассказал малоизвестную историю исчезновения вывезенных из Санкт-Петербурга в город Тихвин предметов церковной утвари, а также о том, как под предлогом помощи голодающим изъятые церковные ценности шли на личное обогащение творцов революции. Древлехранитель Златоустовской епархии иерей Алексий Алексеев сделал доклад на тему «Опыт изучения истории гонений XX века на примере Златоустовской епархии». В нем отец Алексий обратил внимание на актуальность и востребованность изучения церковной истории Южного Урала, столетие назад тяжко пострадавшего от обновленческого раскола, и рассказал о создании музея Златоустовской епархии, главная задача которого привить посетителям понимание важности изучения истории. Исследование подвига новомучеников, основные вехи которого четко обозначены в музейной экспозиции, уже привлекло внимание не только прихожан епархиальных храмов, но и получило позитивный отклик в самой широкой молодежной среде.

http://radonezh.ru/2022/12/08/v-moskve-o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010