Многие места Священного Писания повествуют о жизни вечной и Царствии Небесном, раскрывая нам их тайны и показывая, что истинная вера в Бога совершенно невозможна без веры в будущую жизнь, в Воскресение Христово и грядущее Всеобщее воскресение. Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 17),- пишет апостол Павел. Наиболее полно о вечной жизни говорит нам Святое Евангелие. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16),- приводит слова Спасителя святой евангелист Иоанн.- Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин. 6, 47). Так устроена душа человека, что, размышляя о смысле жизни, он загоняет себя в тупик, если думает, что жизнь его оканчивается гробовой доской. " Смерти нет. Есть переход из одного бытия в другое. Для праведников - в дивно прекрасное, для грешников - в мир тоски, мрака, безумия и отчаяния. Здесь, на земле, каждое наше дело, слово, желание, сокровенная мысль - семена, брошенные в землю сердца, которые там дадут всходы - либо благоуханные райские цветы, либо острые тернии ада. Что мы посеем здесь, то пожнем там " [ 1 ]. Эти слова понятны любому верующему. Однако смерть есть порождение греха, поэтому потеря близкого вносит в нашу жизнь неизбежную скорбь, иногда даже полное отчаяние. А оказавшийся перед лицом смерти человек нередко приходит в смятение, испытывает страх и не знает, как правильно подготовиться к переходу в мир иной, как очистить свою душу и укрепить веру. Книга, которую вы держите в руках, адресована прежде всего человеку, который недавно пришел в православный храм и впервые в своей новой, церковной жизни столкнулся с болезнью и смертью родственника или друга. О том, как по-христиански отнестись к смерти ближнего, как подготовить его к переходу в мир иной, как самому перенести потерю родного человека, проводить его в жизнь вечную по традициям и Уставу Православной Церкви и, наконец, как правильно молиться об усопшем, рассказывается на страницах этого сборника. Здесь вы найдете не только размышления о смерти, но и советы, наставления святых отцов и современных церковных проповедников о жизни вечной, о памяти смертной, а также их письма, утешающие и укрепляющие в скорби, помогающие христианину достойно перенести кончину близкого человека. Рафаил (Карелин), архим. Душа после смерти//Проповеди. М., 1997. С. 45. Часть 1. Конец земной жизни человека

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием». Святитель Игнатий Брянчанинов В статье пойдет речь об отношении клиросных певчих к молитве. Адресована статья всем прихожанам и церковнослужителям православных храмов, а также, дерзаем предположить, обратят внимание к нашим доводам и священники. Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время многие регенты и певчие считают, что молитва – это само их пение, при этом индивидуальное молитвенное участие певчих на клиросе, в ряде случаев, исключается. Основная мысль, которую хотелось бы вынести на обсуждение: если человек не молится дома, в спокойной обстановке, то можно предположить, что он не будет молиться и на клиросе, где много искушений. Общий вывод, который авторы желают сделать из данной статьи, состоит в том, что на клиросе целесообразно пение лишь тех певчих, кто знает полностью, или близко к тому, вечернее и утреннее правило, или же, по крайней мере, некоторый минимум молитв, входящих в домашнее правило. Первый вопрос, который следует рассмотреть в рамках поставленной темы, заключается в том, существуют ли какие-либо установления Русской Православной Церкви, определяющие необходимость домашнего молитвенного правила для православного христианина? Среди множества книг, адресованных мирянам, следует остановиться на «Христианском катехизисе», составленном митрополитом Филаретом (Вознесенским). В главе XXVIII этого катехизиса говорится о важности и необходимости молитвы для православного христианина. «Кто не молится Богу – тот не христианин… Молитва есть первый и необходимейший элемент нашей духовной жизни.

http://pravoslavie.ru/37467.html

Московский собор 1666–1667 г., которому суждено было произнести окончательный суд об исправленных при патриархе Никоне и «после его отшествия» книгах и обрядах, определивши «аллилуйя в божественном пении во учиненных местех глаголати трижды: сиречь аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе Боже», заметил между прочим, что о трегубой аллилуйи с прибавлением слов: слава тебе Боже, как о древнем обычае церкви, «писано во многих греческих и славенороссийских древних рукописных харатейных книгах» 1 . Это замечание отцев собора скоро обратило на себя внимание православной полемики против раскола. Уже патриарх Иоаким в своем «Увете духовном», не ограничиваясь общими рассуждениями о том, что таинство св. Троицы и единства естества трех божественных Лиц «совершеннее изображается» трегубою, нежели сугубою аллилуйей, указал три греческих книги – триод цветную, писанную в 1344 году, требник старописанный и часослов харатейный, в которых находится трегубая аллилуйя. Но, понимая вероятно, что для ревнителей сугубой аллилуйи указание на греческие книги, содержащие в себе трегубую аллилуйю, не могло иметь никакого практического значения вследствие незнания или греческого языка 2 , патр. Иоаким в подтверждение правильности и древности трегубой аллилуйи сослался еще и на некоторые славянские древние книги. «Еще в четиях-минеях, писал он, во иунии и во августе месяцах, иже писаны повелением Макария митрополита московского, во дни царя Иоанна Васильевича, в лето 7061-е, в конце книг с толкованием о трегубой аллилуйи, пространно писано, такожде повелено глаголати трижды аллилуйя, а в четвертое слава тебе Боже» 3 . Это последнее свидетельство в пользу трегубой аллилуйи было особенно важно как для православных обличителей раскола, которые приобретали теперь документальное основание утверждать, что введенная собором 1666–1667 г. во всеобщее употребление трегубая аллилуйя не составляет не только ереси, но даже и простого «новшества» в церковной практике, так и для глаголемых старообрядцев, которые в доказательство правильности сугубой аллилуйи ссылались главным образом на определение стоглавого собора, бывшего под председательством того самого митрополита Макария, повелением которого писаны были «чети-минеи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Непрестанная молитва: недопустимые и правильные практики Нам сказано «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? 15 июля, 2015 Нам сказано «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? О том, как непросто дается Церкви исполнение заповеди апостола Павла о непрестанной молитве – свидетельствует вся история православного монашества. Об эволюции понимания этой заповеди, а также о способах её реализации в православной аскетической практике – рассказал в своем исследовании митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Статья была прочитана на конференции Англиканской церкви в Оксфорде 5 июля 1967 года. «Непрестанно молитесь» (1Фес 5:17): этот краткий и выразительный призыв апостола Павла фессалоникийцам оказал мощное влияние на все православное монашество С IV века в православной традиции Востока прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время, а неотступно сопровождать монаха всю жизнь. Эта мысль кратко выражена в «Изречениях отцов-пустынников»: «Монах, который молится, только когда встает на молитву, не молится вовсе» С той же мыслью палестинский монах Антиох, живший в VII веке в монастыре св. Саввы Освященного, обращается к следующим строкам из книги Екклесиаста (3:1-7): «Всему свое время, и время всякой вещи под небом? время рождаться и время умирать; …время плакать и время смеяться; …время молчать и время говорить». И Антиох делает вывод: «Всему свое время, кроме молитвы? для молитвы всегда свое время» «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? Свой ответ предложили мессалиане – аскетическое монашеское общество, широко распространенное в Сирии и Малой Азии в конце IV и на протяжении V века. Название «мессалиане» (по-гречески «евхиты») означает «молитвенники». Мессалиане истолковали апостола Павла буквально. Для них, по всей видимости, молитвой считалась, главным образом, устная молитва. Под молитвой они понимали осознанную и намеренную деятельность, которая исключает все другие занятия: «молиться» значит «произносить молитву». По правилам мессалианства, человек, который непрестанно молится, не может заниматься никаким трудом – ни физическим, ни умственным. Он не работает в саду, не говорит, не стирает, не подметает свою комнату, не отвечает на письма. Он просто молится и больше ничего не делает.

http://pravmir.ru/neprestanno-molites-ob...

Нужно над своей гордыней поиздеваться Человек не изменится в результате того, что он сорок дней попостился, вычитал все каноны и правильно постоял на службе во все дни. 14 марта, 2016 Человек не изменится в результате того, что он сорок дней попостился, вычитал все каноны и правильно постоял на службе во все дни. Слово митрополита Горловского и Славянского Митрофана к прихожанам накануне Великого поста Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! От всей души поздравляю вас с сегодняшним святым вечером, который знаменует собой начало особого периода в жизни каждого православного христианина — Святой Четыредесятницы. Есть несколько мыслей, которые я хотел бы разделить с вами в этот святой вечер. У христиан принято с Постом друг друга поздравлять. Уже одно это говорит о том, что Пост — это не время уныния, не время скорби, не время, когда мы должны жаловаться друг другу на то, что поменялась пища или более продолжительным стало богослужение, а время, которое для каждого из нас должно нести радость. Можно сказать иначе: поститься насильно никто из нас не должен. В этом нет ни смысла, ни пользы. Мы не должны поститься, потому что нас заставляет муж, жена или родители, или потому что так сказал батюшка. Поститься мы должны только тогда, когда мы хотим сознательно сделать какой-то шаг в борьбе со своими собственными страстями и какой-то шаг навстречу Богу. Пост — это дело трудное, а поэтому добровольное. Именно потому, что это непростой подвиг, он должен быть человеком воспринимаем с любовью и с радостью. Как больной с любовью воспринимает горькое лекарство, не отвергая руку врача, так и человек постящийся должен благодарить Бога за то, что наступило время, когда у него появляется больше возможностей что-то сделать. Как человек, который приходит в спортзал и, несмотря на то, что там трудно, не отказывается от тренировки, а наоборот, радуется этому, так и человек в духовном делании должен радоваться, что у него есть возможность потрудиться. Никакой другой причины поститься нет. Можно не поститься вообще. Давайте вспомним слова апостола Павла: «Братие, брашно нас не поставит пред Богом» (1Кор. 8:8). Едим мы или не едим, ближе нас это к Богу не делает. Тот, кто ест, того, кто не ест, не осуждает, а тот, кто не ест, не осуждает того, кто ест, потому что Бог принимает всех — и тех, кто постится, и тех, кто не постится (ср. Рим. 14:3-4).

http://pravmir.ru/nuzhno-nad-svoey-gordy...

О церковном этикете Отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. 16 июня, 2004 Отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. В православии существует собственный церковный этикет. Что он из себя представляет? Об этом Вы узнаете, прочитав статью протоиерея Максима Козлова. Церковный этикет Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых — например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви — у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле — совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия — приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: «Радость моя, Христос воскресе!» Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

http://pravmir.ru/o-cerkovnom-etikete/

Община очереди Интернет-скоропись объясняет феномен очереди так: толпа, рабы, язычники, пока наш народ верит в чудеса, никакой демократии в России не будет. 16 января, 2014 Интернет-скоропись объясняет феномен очереди так: толпа, рабы, язычники, пока наш народ верит в чудеса, никакой демократии в России не будет. Журналист Наталия Осс — о тех людях, которые приходят увидеть христианские святыни. Выйдешь, бывало, на Стрелку/в Сеть и охватывает хтонический ужас — боже, в какой стране мы живем? Убогая, дикая Россия явилась в столицу и топчется в милицейских загонах, стоит за каким-то обещанным властями чудом. А отступать некуда — позади всего лишь несколько тысяч интеллигентных и разумных людей, которые в Дары Волхвов и Пояса Богородицы не верят. Но они составляют меньшинство, а потому от безнадежности России не защитят. Интернет-скоропись объясняет феномен очереди так: толпа, рабы, язычники, пока наш народ верит в чудеса, никакой демократии в России не будет, православие — религия женщин, мы видим лики безысходности, все они — несчастные и некрасивые, Босх отдыхает, бедные люди, они так мучаются, есть ли им что попить, поесть, где облегчиться в этой очереди? подумайте, какая антисанитария! — ларец целуют тысячи людей, а как же вирусы, а если стоять 10 часов на морозе, можно застудить все органы, о счастье которых просят эти несчастные женщины, подхватить ангину, воспаление легких, инфаркт и инсульт. И ведь они даже не читали Евангелие, они — жертвы поповской пропаганды, мракобесия, охватившего Россию, разжигаемого властями, чтобы держать народ в повиновении и страхе. Когда они последний раз причащались, когда они исповедовались? — это уже вступают в спор  воцерковленные интеллектуалы, которые знают, как правильно верить и как правильно исповедовать Христа. — Поклонение артефактам — магизм и суеверие. Как будто нельзя съездить на Афон, как будто нельзя поклониться частичке Пояса Богородицы в храме Илии Пророка Обыденного, как будто нельзя вести каждодневную приходскую жизнь. А вот эта очередь, в которую встают только скудные душой обрядоверы, не понимающие сути православия, — это стыдно, этого не должна была допускать Церковь.

http://pravmir.ru/obshhina-ocheredi/

Огонь является символом присутствия Бога еще в Ветхом Завете. Откровение пророку Моисею начинается с явления ему Неопалимой купины: Моисей увидел в пустыне у горы Хорив великое чудо: «И явился ему Ангел Господень в пламени тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх 3, 2). В пламени куста Моисею является сам Бог, Который говорит с ним «из среды куста» . Образ куста, горящего и несгорающего, традиционно рассматривается как образ соединения двух природ во Христе – божественной и человеческой, «нераздельно и неслиянно». Божественная природа здесь символизируется огнем. Другим примером огненной теофании является явление пророку Илии. Пророк вступил в спор со жрецами Ваала, предложив им разрешить вопрос правильности веры таким образом: «Пусть дадут нам двух тельцов и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и прозовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Царств 18, 23-24). Усилия жрецов Ваала оказываются тщетными. После этого Илия строит свой жертвенник и приказывает залить жертву и дрова водой. Затем, по молитве пророка, «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и проглотил воду, которая во рве» (4 Царств 4, 38). В данном случае схождение огня с неба является знамение правильности веры Израиля – что особенно актуально по отношению к Благодатному Огню, который воспринимается как знамение истины веры православной. В дальнейшем пророк Илия низводит огонь с неба уже для наказания грешников: им попаляются воины, пришедшие для того, чтобы отвести его к царю (4 Царств, 1). Наконец, само вознесение Илии обставлено огненной символикой: пророк Елисей видит, что «вдруг появилась колесница огненная и кони огненные и умчали Илию в вихре на небо» (4 Царств 2,11). Здесь огонь также оказывается связан с чудесной трансформацией человеческой природы.

http://zavet.ru/a/rss_1303138284.html

Один день из жизни матушки ФОТОГАЛЕРЕЯ Кратко о семье Ефремовых: Иерей: Евгений Николаевич Ефремов, служит в Переславском Никольском женском монастыре (г. Переславль-Залесский). Матушка: Марина Георгиевна Ефремова. В семье 6 детей: Местонахождение семьи: с. Новоселье, городской округ Переславль-Залесский, Ярославской области. Семья переехала из города в это село 7 лет назад. До этого ни у батюшки, ни у матушки не было опыта ведения домашнего хозяйства. В доме впечатлило огромное количество книг во всех комнатах. Дословно, со слов матушки: «Мы оказались на этом участке земли, и так было правильно. Стало понятно, что с нами должны жить и куры, и козы, что им нужно косить траву, запасаться кормами. Должен быть огород и плодовый сад. Попади мы в другие условия, было бы по-другому. А сейчас я каждый раз чувствую, что правильно жить – сообразно месту. Я обожаю запах сена, квохтанье кур и запев нашего минорного петуха». День, когда мы назначили съемку – 30 июля 2020 года, – совпал с именинами матушки – памятью великомученицы Марины Антиохийской. Поэтому начало дня мы провели в храме, а потом были и прогулка, и основная матушкина работа, и озеро, и хозяйственные дела. Вот таким был распорядок 30 июля 2020 года у матушки Марины: Матушка всё делает с улыбкой, радостно. Казалось бы, совершенно обычные дела, заботы, рутина, но – все радостно, без единого вздоха. Матушка всё делает с улыбкой, радостно День матушки начался с 7:00 с заботы о животных: покормить, подоить, убрать. В 8:00 мы тронулись на литургию в Никольский женский монастырь, где служит её супруг. Матушка приготовила замечательные маленькие букетики из мяты, календулы и базилика другим именинницам-Маринам, которые тоже должны были прийти в храм. В храм с нами поехала ее младшая дочка Ксения и мои дети Лука и Соня. И матушка, и все дети причастились. Игуменья Никольского монастыря Евстолия очень тепло поздравила матушку с именинами и подарила большой красивый букет и икону Спасителя. После храма мы отправились гулять на набережную Плещеева озера с детьми. Они купались, резвились, играли в догонялки. После прогулки мы поехали на основное место работы Марины Георгиевны.

http://pravoslavie.ru/133537.html

Оскорби меня, если сможешь Дмитрий Соколов-Митрич о принципиальной разнице между праведниками и правильниками 29 июня, 2017 Дмитрий Соколов-Митрич о принципиальной разнице между праведниками и правильниками Дмитрий Соколов-Митрич о принципиальной разнице между праведниками и правильниками – А что он за человек такой? Что из себя представляет? – Ну, такой, знаешь?.. ПрАвильник.Праведник? – Нет. ПрАвильник. Вокруг фильма «Матильда» развернулось масштабное сражение прАвильников. Одни прАвильники во главе с депутатом Госдумы Натальей Поклонской пишут запросы в прокуратуру, полицию и Счетную палату с требованием запретить и возбудить. Другие во главе с режиссером фильма Алексеем Учителем называют эти запросы доносами, трубят об очередном наступлении цензуры, обращаются напрямую к Путину и просят заткнуть рты прАвильникам неправильным. Президент благоразумно не вмешивается, руководство Русской православной церкви к фильму отнеслось более чем прохладно, но ни о каких запретах речи не ведет. По поводу самого же фильма сказать пока нечего: он еще не вышел на экраны. Судя по трейлеру, удовольствие предстоит так себе: история юношеской любви Николая Второго к балерине Матильде Кшесинской стала предметом осмысления на уровне не самых высоких образцов Голливуда. Императрица Александра Федоровна, идущая с ножом в руках на свою хрупкую соперницу, Александр III, который шутит, что за последние сто лет из русских царей только он один не спал с балеринами, падение короны с головы Николая во время коронации — фильм много грешит против исторической достоверности и сути тех событий, но лично у меня к нему зреют претензии чисто эстетические. Все-таки фильм снят к 100-летию 1917 года, сложнейшего события, которое до сих пор не нашло в национальном сознании примиряющей интерпретации. За 25 миллионов долларов бюджетных денег можно было бы снять что-нибудь и посерьезней. Но фильм — это просто фильм. В данном конкретном случае, чем он хуже — тем лучше. Пройдет сквозь голову, как вишневая косточка по кишечно-пищеварительному тракту, и выйдет вон, не оставив никакого следа ни в уме, ни в сердце. Упражнения творческой интеллигенции в переноске мелких камушков за пазухой за казенный счет — явление столь же древнее, сколь и безобидное. Самое эффективное средство борьбы с ним — отсутствие внимания.

http://pravmir.ru/oskorbi-menya-esli-smo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010