55. Важнейшие действия при совершении таинств Таинством называется такое священное действие, чрез которое, невидимо сообщается верующим особенная благодать или невидимая сила Божия. Всех таинств семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание) и 7) елеосвящение (соборование). Вскоре после рождения младенца, перед крещением, бывает наречение ему христианского имени. Это совершается так: священник читает молитвы, в которых просит Бога об охранении младенца и его матери от всякого, зла; при этом дает имя младенцу в честь какого-либо святого, который бывает покровителем и молитвенником пред Богом за него во Всю его жизнь. Крещение. Таинство крещения совершается над человеком только один раз. При крещении всегда бывают восприемники (крестный отец и крестная мать). Это для того, чтобы поручиться перед церковью за веру крещаемого и потом научить его правильно веровать и жить по-христиански. Совершение крещения состоит из двух частей: оглашения и самого крещения. Во время оглашения священник читает молитвы об отгнании диавола от приступающего к крещению и затем восприемники и крещаемый обращаются к западу и три раза отрицаются от сатаны, при этом в знак презрения к диаволу дуют и плюют. После этого восприемники и крещаемый обращаются к алтарю (к востоку) и три раза произносят Символ веры . После оглашения священник облачается в светлую ризу, зажигает свечи и дает их восприемникам; это означает радость всей церкви о крещаемом, который из тьмы приходит к свету – просвещается. В начале самого крещения священник молит Бога освятить воду для таинства крещения, и три раза рукою в воде совершает крестное знамение. После освящения воды, приступающие к крещению помазуются освященным маслом. После помазания священник три раза погружает крещаемого в воду с произнесением слов «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Это самое важное действие в таинстве крещении, потому что в это время невидимо сходит на крещаемого Св. Дух. После погружения на крещеного надевают белую одежду и крест. Белая одежда означает полученную через святое крещение чистоту души, а крест указывает на то, что крещеный, как последователь Христа, должен жить по примеру Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. Крещение не повторяется, если оно совершено правильно, т.е. при троекратном погружении с произнесением имени Св. Троицы. В крайности крещение может совершать и мирянин. После такого совершения крещения священник не повторяет его, а только произносит некоторые молитвы и совершает миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #4a3818e9ba Закрыть Апокалипсическая поступь времени Альтернативы сплочению всех патриотических сил Русского мира нет: это, судя по откровениям русофобов, именно то, чего панически боятся недруги России Вячеслав Макарцев   06:23 31.05.2022 889 Время на чтение 12 минут Фото: Из личного архива автора На приёме по случаю Дня славянской письменности и культуры и своего тезоименитства наш Патриарх озвучил чрезвычайно важную мысль , которая, так или иначе, живет в Церкви три последние десятилетия, с момента разрушения СССР и установления гегемонии семиголового империалистического хищника – G7 («Большой Семёрки») во главе с США – и сидящего на его хребте коллективного Запада с личиной Сороса и ему подобных: «Время судьбоносное – лицом к лицу с той реальностью, о которой нас предупреждало Священное Писание. Неизвестно, когда эти пророчества осуществятся в полной мере, но мы должны понимать: если силы зла получили глобальную возможность влиять на весь человеческий род, значит, наступает то, чего никогда не было в истории человечества. Поэтому мы должны не только на словах хранить веру православную, но и применять нашу веру и наши убеждения, чтобы правильно оценивать всё происходящее. А для того чтобы эта оценка не была субъективной, мы должны быть вместе, мы должны соборно осмыслять проблемы, с которыми сегодня сталкиваются Церковь наша и народы наши; и я очень надеюсь, что соборный голос Русской Церкви поможет сохранить правильный вектор развития не только нам и народам нашим, но, быть может, всему миру – конечно, в той мере, в какой мир захочет нас слушать». Другими словами, насколько можно понять, негласно существовавшее табу на осмысление времени в разрезе Апокалипсиса и «последних времен» снято. Святейший Патриарх Кирилл в своем обращении призвал «утверждать Православие не только как часть культурной традиции, но как веру действительно спасающую, веру, способную вооружить людей силой сопротивляться апостасии». Патриарх при этом особо отметил: «Я никогда не произносил таких слов, но произношу их сегодня – с уверенностью в том, что вы меня правильно поймёте. Наступают особые времена – и для народа нашего, и сугубо для Церкви нашей». Совершенно очевидно, что обращение Патриарха было адресовано и тем в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, кто уже задумал на затевавшемся Соборе принять решение о дрейфе в «самостийную автокефалию».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/31/ap...

III. Римско-католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви 165 Испытующий. – Я сомневаюсь, чисто ли Восточная Церковь исповедует догмат о происхождении Святого Духа. Уверенный. – Словеса Господня словеса чиста ( Пс.11:7 ). Церковь Восточная исповедует догмат о происхождении Святого Духа самыми словесами Господа Иисуса Христа, сказанными апостолам: Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетелствует о Мне ( Ин.15:26 ). Что же может быть чище сего исповедания? Ибо самые слова Иисуса Христа: Иже от Отца исходит богомудрыми отцами Второго Вселенского Собора поставлены в Символе веры : «Иже от Отца исходящаго». И. – Сие происхождение догмата столь ясно, что, по-видимому, не оставляет места для спора, однако же самый догмат есть предмет спора между Восточной и Западной Церковью. У. – Да, за то, что мы от слова до слова повторяем в нашем Символе догмат, принятый из уст Самого Иисуса Христа, учители отделившейся Западной церкви называют нас «раскольниками», а хотят, чтобы мы сделали прибавление к словам Иисуса Христа и говорили бы: «Иже от Отца и Сына исходит». И. – Может быть, Западная церковь находит, что Церковь Восточная хотя и словами Самого Иисуса Христа произносит догмат о происхождении Святого Духа, но неправильно разумеет сии слова или не прилагает к ним нужного изъяснения? У. – Разберем оба сии подозрения. Во-первых, ты сомневаешься, правильно ли Восточная Церковь разумеет слова Иисуса Христа о происхождении Святого Духа? Но не примечаешь ли ты, что богомудрые отцы, составлявшие Символ, как бы предвидя сие подозрение, совершенно его предупредили? Они не поставили в Символе своего какого-либо толкования на слова Христовы, дабы совсем не дать места сему вопросу: правильно ли слова сии толкуются? Но поставили самые слова Христовы, предоставляя здравому смыслу каждого христианина разуметь их так, как они гласят.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Αρχεο Епископ Гатчинский Амвросий о Таинстве священства и священническом служении 29 Νοεμβρου 2012 τος 21:22 Что такое хиротония или Таинство священства? Почему тому или иному человеку человеку сообщается особая благодать для учения и священнодействий? Насколько избранный через святительское рукоположение облечен духовной властью над паствой и ответствен за нее перед Господом? Об этом в интервью журналу «Православное образование» (осенний выпуск 2012 г.) рассказывает ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий . — Ваше Преосвященство, что такое Таинство священства, в чем его смысл и значение? — Говоря языком катехизиса, мы определяем священство как «Таинство, в котором через епископское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово». По сути говоря, из этих слов явствуют три необходимых и достаточных элемента для совершения Таинства. Первое — наличие канонически легитимного епископа как свидетельство неразрывности епископской преемственности от апостолов. Второе — рукоположение должно совершаться над «правильно избранным» кандидатом. Это уже момент не только канонический, но еще и моральный. Поскольку каноническое право просто не может дать всех исчерпывающих критериев вышеупомянутой «правильности» кандидата, то избрание происходит во многом субъективно, что ставит епископат перед особой нравственной ответственностью за совершаемый выбор. К великому сожалению, практика того времени, когда ради укомплектованности приходов духовенством очень часто закрывались глаза на нравственный и образовательный ценз ставленников, еще долгое время будет давать о себе знать. Третий (особенно актуальный сейчас) элемент формулировки катехизиса — Святой Дух сообщает ставленнику благодать для претворения в жизнь двух совершенно конкретных целей: совершать таинства и пастырски окормлять членов общины. И если первая из этих целей весьма определенна и конкретна, то вторая вновь открывает нам просторы для субъективного восприятия и игры воображения.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4527617...

     В духовной жизни, чтобы в «прелесть» не попасть, нужно жить «просто» — брать все как оно есть, т. е. исходя во всех поступках своих из истинного положения дел, и из своей меры. Об этом сказал преподобный Серафим: «добродетель не груша, ее сразу не съешь». Т. е. желаемое человеком какое-либо духовное достижение нельзя достигнуть иначе, чем оно достигается вообще, по духовным законам («законно подвизаться»). А это очень связано с тем, чтобы знать свое состояние и свою меру и из нее исходить в своих трудах и усилиях, стремящихся к желаемому, иначе — начало всех «прелестей» — отсюда! Не зная себя и потому не исходя в своей духовной жизни, из наличного своего состояния и из своей меры, человек и вступает на ложный путь, что и есть начало прелести. Когда человек, не зная своей меры, не исходит из нее, тогда он «во истине не стоит» (как Господь сказал о диаволе), а следовательно, вступает в область фантазии и мечтания, а это и есть начало «прелести». «Прелесть есть утрата истины» — определяет епископ Игнатий Брянчанинов. И эта утрата истины началом своим имеет утрату истины именно о своем наличном, внутреннем состоянии, тогда и начинает человек ошибаться в своих расчетах и планах о своей духовной жизни, ставить себе цели, не соответствующие его внутреннему состоянию и его потребностям (в истинном, как правильно и должно, по его состоянию и мере духовного его возраста), а берется за то, что ему хочется и представляется нужным. Молодое деревцо, недавно посаженное, не может дать плодов, нужно ему сначала возрасти, потом дать цвет, тогда уже и даст плод, т. е. в свое, законное время! Так и преподобный Григорий Синаит определяет прелесть: «аще неции совратишася, вреждени бывше умом (что и есть прелесть, утрата истины) веждь яка от самочиния и высокомудрия се пострадаша». Что же это за «самочиние и высокомудрие», о котором говорит преподобный как о причине прелести? Сии суть неправые побуждения к духовной деятельности, по причине которых человек делает не то, что ему на самом деле нужно, чтобы правильно духовно возрастать, т. е. по причине самочиния и высокомудрия человек начинает действовать несоответственно своему наличному, внутреннему состоянию, — нужно ему одно, а он делает другое.

http://pravoslavie.ru/99144.html

     В Церкви мы не только вспоминаем историю, случившуюся две тысячи лет назад. Эти волнующие события там предстают совсем в ином свете. Праздники имеют глубокое духовное значение в жизни Церкви. Опыт святых показывает, что события, совершающиеся в земной Церкви, имеют непосредственную и органическую связь с небесной Церковью Божией, Церковью Ангелов и святых. В эти исключительные дни мы призваны приобщиться благодати и стать соучастниками события, которое разворачивается перед нами. Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем Но для того, чтобы мы смогли приобщиться этих событий, необходима подготовка, мы должны знать, что именно произошло в эти дни. Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем. Быть может, когда мы увидим Распятие или Плащаницу, что-то и отзовется в нашем сердце, но подлинная причастность происходящему возможна, только если мы правильно подготовимся. А как правильно подготовиться? Если в эти дни мы будем сосредоточенны и не будем отвлекаться на тысячу вещей, если будем посещать все богослужения, если будем молиться, если будем читать, если попросим у Бога в молитве, чтобы мы тоже что-то почувствовали, тогда непременно Всещедрый Бог и Отец наш даст нам просимое. Чтобы в нас осталось ощущение страданий Христовых, чтобы мы не роптали, когда сталкиваемся с трудностями, чтобы мы спустились с небес на землю и поняли, что таков наш путь в этом мире. Если мы хотим следовать за Христом, мы пройдем через две ужасные вещи: во-первых, отказ от мирского успеха, а во-вторых, добровольное принятие нашего страдания. Мы должны это понять. Мы не ищем мирского благополучия и признания, так что не следует соблазняться, когда мир отталкивает нас, когда мы сталкиваемся с болью, страданием, необходимостью жертвы, — все это нужно для того, чтобы мы следовали за Христом, имели отношения любви с Ним. В событии страстей Христовых центральное место занимает Сам Христос. Все, что Христос претерпел за нас — оплевания, заушения, поругание, терновый венец, желчь, — все, что Церковь так подробно описывает, нужно не для того, чтобы мы пожалели Христа, но для того, чтобы помочь нам полюбить Его. Чтобы показать нам, как Христос возлюбил нас, и чтобы подвигнуть наше сердце возлюбить Его. Чтобы, пребывая в любви к Нему, мы спаслись и вечно жили с Ним. Итак, страсти Христовы — причина не печали, но спасения. Так же и Крест Господень, которым умерщвлен был Христос, стал животворящим, стал знамением жизни, спасения и радости и, таким образом, перестал быть орудием убийства и проклятия, каким был прежде. Сам Бог называет его знамением Сына Человеческого.

http://pravoslavie.ru/78540.html

     Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним». Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души. Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером. Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

http://pravoslavie.ru/101210.html

§ I Между православными могут существовать не вполне одинаковые мнения относительно частностей церковного «окормления» нашей личной или общественной жизни, но сам факт «окормления» Церковью всем нам важен и дорог. В числе же органов, которыми оно совершается, особливо важным представляется Высшее Церковное Управление, относительного которого и предполагаю вниманию православных нижеследующие соображения. Как известно, ныне действующие формы нашего церковно управления, с самого возникновения своего в 1721 году, не преставали возбуждать против себя разнообразную критику. Неоднократно были делаемы и поправки в Синодальном учреждении 1721 года 1 . Но, несмотря на все эти поправки, даже и теоретическая критика не смолкала. В настоящее же время, чем дальше, тем больше, сами факты, неудовлетворенные запросы жизни, чисто практическим путем приводят к убеждению, что наша Церковь не дает достаточного «окормления» современной, усложнившейся, жизни православной России. Как известно, император Петр I ставил целью реформы 1721 года создание «Высшего духовного Соборного Правительства», «со властью равнопатриаршеской», указывая своим подданным иметь новоучрежденный Св. Синод «за важное и сильное Правительство». Осуществилась ли эта идея? Важным и сильным правительством можно считать лишь такое, которое обладает достаточной осведомленностью и средствами для благоустроения всех запросов жизни, относящихся к области его ведения. Наше же Церковное Управление, наоборот, во всех важнейших вопросах жизни обнаруживает слишком часто как недостаток своевременной в них осведомленности, так и недостаток средств к их разрешению. Вследствие этого мы нередко видим не столько решение вопросов, сколько оттягивание их. Это понятно, при неимении способов правильного решения, но ясно, что это признак скорее слабости, чем силы. Между тем, запросы жизни не исчезают от того, что не получают должного, правильного, разрешения, а только самовольно пробивают себе дорогу к разрешению неправильному. Видя при этом отсутствие со стороны Церкви надлежащего руководства, сами православные постепенно привыкают жить и действовать на свой страх, самовольно, раздробляясь при этом на фракции, и утрачивая мысль об общем церковном руководстве их действиями. Отсюда возникают между ними разногласия, подрывающие силы Церкви, а в конце концов даже порождающие и ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

А.В. Попов Слово к Сербам в Джаксонской Церкви Не бывайте удобь преложни ко иному ярму ( 2Кор.6:14 ). Такими словами начинается нынешнее апостольское чтение, и на них-то и хочу я остановить ваше внимание, возлюбленные братья. Св. Апостол Павел писал некогда Коринфским христианам, чтобы они не имели общения с неверными и идолослужителями, и разумел, конечно, не житейское общение в обычных делах, ибо иначе надлежало бы христианам совсем выйти из мира ( 1Кор.5:10 ), а общение в делах веры, в служении Богу. В этом не должно было быть общего у Коринфян с язычниками, ибо какое согласие между Христом и велиаром, и какая совместность храма Божия с идолами ( 2Кор.6:15–16 )? Но приложимыли эти наставления Апостола к вам, братие? Вы живете не среди язычников, а среди христиан. И если дозволительно иметь общение даже с язычниками в житейских делах, то разве нельзя иметь вам религиозного, молитвенного общения с другими христианами, которые веруют в Того же Христа, Сына Божия во плоти пришедша? Так, братие; но хотя они и служат вместе с вами одному Господу, однако не забывайте, что вы – православные, т.е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они – инославные, т.е. славят Господа иначе, чем вы, и, следовательно, не вполне правильно и истинно; да не оскорбятся они, если к ним применим выражение Апостола, что они содержат истину в неправде ( Рим.1:18 ). А раз мы обладаем полнотою истины, то какая же надобность в таком случае обращаться нам к другим церковным общинам за молитвенным утешением и наипаче за св. таинствами? Не будет ли это похоже на то, как если бы кто-нибудь жаждущий отринул чистый родник и стал бы пить воду из мутных источников? Или кто, понимающий дело, променяет самородный драгоценный камень на подражание ему, хотя бы и искусное? Или какой здравомыслящий человек, при переправе через широкую и бурную реку, отвергнет прочный и надежный корабль и предпочтет ему утлое судно, в котором ежеминутно может потонуть? Если же мы мудры в делах житейских, то почему же в делах веры нам быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Ефес.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А.И. Солодков Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия Скачать epub pdf Введение Вопрос о присоединении к Церкви стоял уже с первых времен существования Христианства, так как уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью . На ряде Соборов были выработаны определенные правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок приема в Церковь , согласно которым присоединяемые к Православию и к части спасаемых принимаются с помощью трех чинопоследований: Крещения; Миропомазания и Покаяния 1 . Отпадение от Церкви всегда печальный факт в силу самого обстоятельства случившегося. Причина отпадения в большинстве случаев – недостаточная просвещенность в основах Православного исповедания. Множество людей попало в секты, будучи крещенными, но так по-настоящему и не познакомившись с Православием. Известно, что научить человека легче, чем переучивать. В этом смысле реабилитация людей, отпавших от Православия, отличается от обычной катехизации. В таком случае необходимо учитывать и знать заблуждения, в которых оказался человек, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к Святой Православной Церкви. В работе будут описаны методические пояснения в следующем порядке: какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма (неопротестантизма), оккультизма и неоязычества. На примере отдельных заблуждений рассмотрим сам принцип организации методики реабилитации. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог – Творец этого мира и человека, в христианских деноминациях присутствует. Для них первостепенными будут темы: значение Священного Предания, как критерий понимания библейского текста, экклесиология и Таинства Церкви, как условия доступа к соединению со Христом. Цель организации центра реабилитации и методических особенностей – помочь человеку увидеть свои заблуждения, проанализировать ложное мировоззрение, встать на путь покаяния и обретение чистоты Православного исповедания в Боге и с Богом. Для этого необходимо методически правильно выстроить план встреч-бесед с отпавшими от Церкви и предложить материал для самостоятельного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010