Различие между «правильным славлением» и «правильным вероучением», упомянутое мною в других статьях, на самом деле намного глубже и связано не только с литургической сферой. Правда, на протяжении всей своей истории Церковь заботилась о том, чтобы происходящее на богослужении выражало нашу веру – между ними не должно быть разрыва. Но когда дело касается нашей жизни, ситуация усложняется. И хотя мы обычно принимаем, как надо «правильно верить» и «правильно славить» Бога, однако при этом забываем о правильной внутренней жизни и правильном сердечном расположении (что обозначается термином «ортопраксия» (греч.), то есть «правильное действие, поведение»). Отец Георгий Флоровский называл вероучение «словесной иконой» Христа. Любой может усвоить систему взглядов, ее правила речи и модели понимания. Но для того чтобы правильно говорить и жить в соответствии с православной верой, требуется нечто совершенно другое. Словесная икона – это поистине настоящая икона, и она должна быть правильно представленной во всех отношениях. Перед прочтением Символа веры на Божественной Литургии произносятся важные слова: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Но как бы тщательно мы ни проговаривали слова Символа веры и какое бы значение в них ни вкладывали, если они изрекаются не в контексте нашей взаимной любви во Христе, то они произносятся неправильно, и, следовательно, словесная икона Христа искажается. Мы не можем правильно говорить о Христе, если, например, в то же время ненавидим своих врагов – даже если это враги Самого Христа. Ибо мы не можем быть полезны Спасителю, не исполняя Его заповеди. Крест нельзя превратить в одну из идеологий. Крест – это либо образ нашей жизни, либо ничто Несомненно, это огромная сложность для христиан. Но так было и есть: борясь со злом, нельзя прибегать ко злу, как бы ни казалось это «удобным» и ни представлялось заманчиво «эффективным». Невозможно защищать Христа, распиная Его. Сущность креста и его реальность в нашей жизни такова, что его нельзя объяснить с рациональной точки зрения: его нельзя превратить в одну из идеологий. Крест – это либо образ нашей жизни, способ нашего существования, либо ничто. Неважно, сколь велики и благородны наши чувства и порывы, связанные с Евангелием, – имеет значение только Евангелие, «одетое» в нашу жизнь во Христе.

http://pravoslavie.ru/111216.html

Христос живет в Москве А мы привыкли к православию-лайт 7 января, 2019 А мы привыкли к православию-лайт Епископ Пантелеимон (Шатов) о том, когда разрешать первый поцелуй, чего ищет молодежь, о редкой добродетели нашего времени и многом другом – Владыка, какие основные изменения, на ваш взгляд, произошли в приходской жизни за последние 20-25 лет? – В Москве, на мой взгляд, главное изменение заключается в том, что практика частого причащения стала повсеместной. Это очень важно. Раньше во многих храмах не причащали ни на Пасху, ни на Рождество, и не благословляли, а то и прямо запрещали причащаться часто. Помимо этого, церковная жизнь вне храма расцвела очень яркими, красивыми, разнообразными цветами. Появились новые храмы и новые настоятели, которые смотрят на то, как устраивать церковную жизнь, немножко по-другому, чем их предшественники. Все это произошло и благодаря той свободе, которую Церковь обрела, и благодаря тому, что священноначалие стало обращать много внимания на приходскую жизнь. – Есть книжки для новоначальных, из которых все понятно – как готовиться к первой исповеди, к первому причастию. Еще все читали святоотеческие творения и патерики, там тоже было все понятно – сорок дней ничего не есть и непрестанно молиться. За 10-15 лет человек очень сильно привыкает к церковной жизни, привыкает к причастию, исповедь становится очень формальной и достаточно однообразной: «Батюшка, все как всегда, но вот еще на детей раздражалась». Каким должно быть продолжение церковной жизни? В каком направлении человеку его искать, чем руководствоваться? Как должен этим руководить священник? – Начну немножко издалека. Православие – это не сумма правильных знаний о Боге, не свод написанных правил, не внешняя форма. Православие – это искусство правильно славить Бога, правильно Бога благодарить, правильно общаться с Богом и получать от этого радость. Это и есть блаженство, которое обещано в Евангелии. Главное, чему должен учиться человек – это участвовать в литургии, поскольку заповедь о ее совершении была дана Христом как завещание на последней встрече с учениками перед Его крестными страданиями на Тайной вечери. Главное, чему мы должны учить людей и учиться сами, – это правильно причащаться. Имеется в виду не просто прочитать правило, попоститься определенное количество времени, а правильно к этому относиться. Если этого не делать, если попытаться заменить это радостное прославление Бога чем-то иным, тогда с человеком могут произойти страшные беды.

http://pravmir.ru/hristos-zhivet-v-moskv...

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков О.Василий Ермаков: Православныеправильно славят Бога, мусульмане – правильно верят в Бога Родился в 1927 году в Орловской области. В 1943 году был угнан как военнопленный немцами в Эстонию. Попал в лагерь, где познакомился с Алексеем Ридигером (будущим патриархом Алексием II). С 1946 года по 1953 гг. учился в Ленинградских Духовных Семинарии и Академии. Рукоположен в 1953 году . С 1981 года настоятель церкви св. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Отец Василий, как, по вашему мнению, Церковь должна быть представлена в обществе? Церковь должна быть призывом к обновлению русской нации. За XX кровавый век мы почти потеряли особенности своей национальной самобытности, культуры и, самое главное, духовности. Мы пожинаем плоды вседозволенности советской власти. Страна потеряла миллионы людей, которые могли бы заботиться о процветании России. Я уверен, что русский народ призван хранить православие. Моя точка зрения как православного священника такова: русский человек, если в его жилах течёт кровь русского человека, должен сохранять веру и традиции своих отцов. С Запада пришли в Россию новые религии, секты – сайентологи, мормоны, баптисты и всякая нечисть, которые говорят о том, что православие – неправильная вера. Люди, идущие к сектантам, с моей точки зрения, продают Россию за чечевичную похлёбку, помогая духовно добивать русский народ. Они делают то, что не смогла сделать ни революция, ни советская власть. Вы написали критическое письмо-отзыв на книгу лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Почему вы это сделали? Я получил в подарок от Геннадия Зюганова книгу " Святая Русь и Кощеево Царство " с просьбой дать отзыв на эту книгу. Книга взорвала моё существо и заставила написать это письмо . Всё, что там написано – чистая правда. Мне больно слышать о том, что коммунисты стали другими людьми, что они больше не будут гнать Церковь, что они будут лояльно относиться к Православной Церкви, к священникам. Я хорошо помню и никогда не забуду как коммунисты расправлялись с верующими людьми. Коммунисты умерщвляли народ, это были человеконенавистники как по вере, так и по жизни. Сегодня Зюганов забыл об этом и хочет, чтобы те, кого они гнали раньше, теперь поддерживали на выборах коммунистов.

http://religare.ru/2_8245.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Встречаем Рождество правильно: 8 советов Уже вот-вот грядет праздник Рождества. Как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно? Советует епископ Обуховский Иона (Черепанов).  На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник.  Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января. Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого. Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков - древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию. 2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать. В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/939...

Кладбище как вокзал Хочется после последнего вздоха, жить (именно жить!) правильно и счастливо, хоть это «правильно и счастливо» понимается пока лишь в земных категориях и определениях. 7 июня, 2014 Хочется после последнего вздоха, жить (именно жить!) правильно и счастливо, хоть это «правильно и счастливо» понимается пока лишь в земных категориях и определениях. Был у нас прихожанин, который постоянно на каждой исповеди, да в беседах на церковном дворе вздыхал и, кивая в сторону рядом с храмом расположенного кладбища, повторял: — Скоро домой. Ему никто не возражал. Соглашались. Сочувственно и горестно поддакивали и переводили разговор на иную тему. Оно и понятно, далеко не каждый о собственной смерти рассуждать любит, разве только старенькие, прожившие жизнь верующие, к подобным рассуждениям спокойно относятся. Так бы и остался наш мужичок со своим, не опровергнутым, минорным утверждением, если бы не соседка его, годами помоложе. Услышав в очередной раз философствование о неизбежном для каждого событии с определенной вечной пропиской, она возмутилась: — И чего это ты соседушка, все причитаешь, страдаешь и всех нас не туда поселяешь? — Чего это не туда? – возмутился прихожанин. – Там наш дом будущий. — Может, для тебя и дом, — тут же заявила женщина, — а для меня, да и для них, — она обвила рукою вокруг собравшихся и с интересом прислушивающихся к разговору прихожан, — вокзал! Это простодушное народное богословие, четко и конкретно подтверждающее, как евангельское «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26), так и все учение Православной Церкви о участи душ верующих после смерти, постоянно вспоминается в дни поминальных суббот из которых Троицкая суббота, как и суббота мясопустная – в особом ряду. Ведь в эти дни Церковь в богослужениях концентрирует внимание наше не только на тех, кто был нам близок, дорог и любим, но на всех преждепочивших православных христианах. Поэтому и Вселенская, что всех и вся объемлющая. Недаром святитель Василий Великий говорил, что Господь именно в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

http://pravmir.ru/kladbishhe-kak-vokzal/

Молитва о здравии. Как правильно подавать записки «О ЗДРАВИИ» и » О УПОКОЕНИИ». Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»? В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме? Кого нужно и можно поминать в записках? Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии? Что такое заказная записка? Почему надо молиться об усопших? Как правильно поминать усопших? Как часто следует подавать записки для поминания? 17 мая, 2005 Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»? В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме? Кого нужно и можно поминать в записках? Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии? Что такое заказная записка? Почему надо молиться об усопших? Как правильно поминать усопших? Как часто следует подавать записки для поминания? Молитва о здравии и успокоении: как правильно писать и подавать записки в храме? Что такое обедня, проскомидия, молебен? Обо всём этом — в нашей статье! Молитва о здравии и о упокоении, как подавать записки Ежедневная молитва о здравии Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. ( Поклон )

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podavat-z...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Прп. Паисий Святогорец. По-настоящему праведен тот христианин, который знает, как правильно совершить ошибку.       Прп. Паисий Святогорец.По-настоящему праведен тот христианин, который знает, как правильно совершить ошибку.  Впервые публикуем еще один замечательный случай со старцем Паисием Святогорцем в келье Панагуда, о котором рассказывает митрополит Месогеиский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау). - Святая Гора Афон     Однажды Паисий Святогорец позволил нам сделать омлет, которого он много лет уже не ел. И вот мы развели костер, пожарили картошку, вбили туда несколько яиц и приготовились к трапезе. С нами был один священник, он благословил стол. Как только мы сели, стали к нам какие-то котята подходить. И старец Паисий стал их кормить кусочками своего омлета.   А я был научен, что, если еда благословлена, ее нельзя давать животным. И начал себе в уме задавать вопрос, правильно ли он поступает. Я ему ничего не сказал, он сам у меня спросил: - Ты продолжаешь жить по логике ученого?   И разбрасывает эти желтенькие аппетитные кусочки... - Нет,— говорю,— я задаюсь вопросами праведного христианина. А он продолжает разбрасывать еду! Я ему говорю: -    Может быть, нам тоже надо так поступать?     И даже повторил его жест руками. -    Ты, если уж открыл рот, — отвечает Паисий , —  лучше омлет туда положи.   Паисий Святогорец всегда был очень веселым. И почти ничего тогда не съел. А когда уходил, сказал: -    По-настоящему праведен тот христианин, который знает, как правильно совершить ошибку! Мне очень понравился этот ответ, он дает человеку свободу.       Комментарии Всего комментариев: 22 2017/11/26, 07:46:46 Преподобный Папский Святогорец моли Бога о нас РБ Елене РБ Вадима РБ Анне о прощении грехов.Помоги Папский Святогорец устроиться мне на работу. Помоги рассчитаться с долгами . Укрепи РБ Вадима в вере православной. Аминь. 2015/02/28, 13:33:37 Преподобный Паисий Святогорец,моли Бога о имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=203...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Духовный цветник Духовный цветник представляет собой собрание назидательных и душеспасительных мыслей и советов, выбранных из трудов святых отцов и подвижников Церкви Христовой, таких как свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, прп. Нил Сорский, египетские подвижники и многие другие. Они касаются разных аспектов, сторон христианской веры и нравственности, православного благочестия. В частности, в них говорится о важности любви к Богу и ближним, о борьбе со страстями, терпении скорбей и искушений, правильном употреблении дара слова, хранении своей совести, необходимости и правильном образе творения молитвы, наказании Божием за грехи и награде за добродетели. Их поучения подобны прекрасным цветам, растущим в цветущих садах и лугах, и как те своим запахом привлекают обоняние людей, так и эти перлы духовной мудрости привлекают души людей благочестивых, стремящихся угодить Богу и построить жизнь свою на земле по заповедям Господним. Мы надеемся, что данное издание – как собрание духовных мыслей и изречений – принесет пользу православным читателям, в особенности тем из них, кто не имеет возможности и времени к чтению обширных книг. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Духовный цветник Предисловие Духовный цветник представляет собой собрание назидательных и душеспасительных мыслей и советов, выбранных из трудов святых отцов и подвижников Церкви Христовой, таких как свт. Иоанн Златоуст, свт. Тихон Задонский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, прп. Нил Сорский, египетские подвижники и многие другие. Они касаются разных аспектов, сторон христианской веры и нравственности, православного благочестия. В частности, в них говорится о важности любви к Богу и ближним, о борьбе со страстями, терпении скорбей и искушений, правильном употреблении дара слова, хранении своей совести, необходимости и правильном образе творения молитвы, наказании Божием за грехи и награде за добродетели. Их поучения подобны прекрасным цветам, растущим в цветущих садах и лугах, и как те своим запахом привлекают обоняние людей, так и эти перлы духовной мудрости привлекают души людей благочестивых, стремящихся угодить Богу и построить жизнь свою на земле по заповедям Господним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Андреев И.М. Православная апологетика Введение Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения. Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п. Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения. Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви. Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию». Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию. Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Протоиерей Виктор Потапов является многолетним настоятелем Русской Православной Церкви «Свято-Иоанно Предтеченского Собора» (РПЦЗ) в столице США, в Вашингтоне. Он хорошо известен среди русской диаспоры, американцев, православных и инославных, и прекрасно знаком с жизнью и действительностью на Западе. В этой серии из шестнадцати статей отец Виктор описывает главные различия между православным и инославными учениями. 1997 г. Вступление Живя в иноверной среде, православный христианин должен быть хорошо и твердо осведомлен o своей вере, чтобы бытъ в состоянии противостоять посторонним влияниям и всегда быть готовым каждому вопрошающему c кротостыю дать ответ o нашем уповании (1Пет.3:15). В предлагаемом цикле статей мы попытаемся объяснить чем западные христианские исповедания отличаются от единой, соборной, апостольской православной Церкви. 1. Что такое православие? Прежде всего, православие есть правая вера в Бога, та могучая сила, которая делает каждого истинно верующего православного христианина непоколебимым на праведном и благочестивом пути его жизни. Быть православным значит правильно познать умом, правильно веровать сердцем, и правильно исповедывать устами всё то что Сам Бог открыл нам o Себе Самом, o мире и человеке, o задачах и целях нашей жизни в научение к достижению нашего духовного единения c Ним и нашего вечного спасения. Без такой правой веры, по слову ап. Павла, невозможно угодить Богу (Евр.11:6). Православие есть не только правая вера и правое исповедание основных истин и догматов Церкви Христовой, но и правая, на незыблемом законе основанная, добродетельная жизнь: исполнение заповедей Божиих, проникновение сердца смирением, кротостью, любовью к ближним, оказание помощи нуждающимся и несчастным, служение своей Церкви. Апостол Иаков учит: «Bepa без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ). Сам Господь Иисус Христос, будущий всемирный Судья, обещает воздать каждому по делам его (Мф.16:27). Ап. Павел свидетельствует, что «каждый получит свою награду по своему труду» (1Kop.3:8). Вот православная точка зрения. Правая вера должна выражаться в делах, и дела должны служить проявлением веры. Одно должно быть соединено c другим тесно, неразрывно, как душа и тело. Это толъко и есть православныйправильный путь, ведущий нас к Богу.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010