Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Игнатий Прилуцкий. Фрагмент шитой пелены " Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие " . 1-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Почитание И., как свидетельствуют рассказы о чудесах по молитвам к святому в его Житии, началось сразу после его кончины. В «Слове воспоминателном о святых чудотворцех, в Росии восиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чюдесех их» старообрядческий писатель Семен Денисов (см. в ст. Денисовы ) характеризует основания почитания князя-схимника: «Игнатий Углецкий, незлобивый Христова Евангелия ученик, изгнание, темницы и узы от близокровных претерпевый, за многолетныя нужды многорадостное на небесех мздовоздаяние обрете» (ГИМ. Муз. 1510. «Поморский сборник». Л. 19 об., 1-я пол. XVIII в.). Точных данных о канонизации И. нет. В одной из редакций Угличского летописца содержится известие, по-видимому отражающее местное предание, что И. был прославлен на Соборе 1551 г. (см. в ст. «Стоглав» ) по представлению Ростовского архиеп. Никандра ( Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 22. Примеч. 13). Считать эту информацию достоверной нельзя. Служба И. датируется XVI в., наиболее ранний список - в сборнике служб кон. XVI в.: ГИМ. Увар. 681-4°. Л. 494-506 (нач.: «Ныне приспе днесь святаго ти успения»). Первые буквы тропарей канона образуют акростих: «Господи Боже, помилу(й) Илию». Можно предположить, что автором канона был книжник круга митр. св. Макария Илия. Тропарь (нач.: «В житии своем многи скорби претерпел еси») и кондак (нач.: «Изрядная отрасль благочестиваго корене, дивный благородия цвет») святому впервые опубликованы в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 244-244 об.). Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Икона. Нач. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Едва ли не самым ранним свидетельством общерус. почитания И.

http://pravenc.ru/text/293415.html

мистической теологии, Л. д " Э. с негодованием отвергал мнение Фомы Аквинского , Николая Кузанского, кард. Виссариона и нек-рых др. католич. теологов о том, что автор «Ареопагитик» был платоником (см.: Rice. 1970. P. 138; Idem, ed. 1972. P. 60-71. N 20; Hughes. 1984. P. 6-11). В 1499 г. вышло издание 4 духовно-мистических сочинений Раймунда Луллия, к-рого Л. д " Э. высоко оценивал и как теолога-систематизатора, и как ученого, и как мистика (см.: Hic continentur libri Remundi pii eremite. Parisiis, 1499); впосл. Л. д " Э. подготовил еще 2 издания сочинений Луллия. Об интересе Л. д " Э. к систематическому богословию, свободному от влияния католич. схоластики, свидетельствует изданный им собственный перевод на латынь соч. «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина (Theologia Damasceni. Parisiis, 1507). Во время пребывания в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре Л. д " Э. подготовил издание трактата «О Троице» Рихарда Сен-Викторского (Egregii patri et clari theologi Ricardi... De superdiuina Trinitate theologicum opus. Parisiis, 1510) и соч. «Одеяние духовного брака» фламанд. мистика Яна ван Рёйсбрука (Deuoti et venerabilis patris Ioannis Rusberi... De ornatu spiritualium nuptiarum libri tres. Parisiis, 1512). Он опубликовал также собрание кратких духовно-мистических трактатов под заглавием «Книга трех мужей и трех духовных дев» (Liber trium virorum et trium spiritualium virginum. Parisiis, 1513), в к-рое вошли «Пастырь» Ермы (сер. II в.), раннесредневек. памятник «Видение Веттина» (Visio Wettini, IX в.), а также сочинения Роберта Юзесского (XIII в.), Хильдегарды Бингенской (XII в.), Елизаветы из Шёнау (1129-1164) и Мехтильды Магдебургской (XIII в.). Вершиной трудов Л. д " Э. как издателя стало 3-томное собрание сочинений Николая Кузанского (Haec accurata recognitio trium voluminum, Operum clariss. P. Nicolai Cusae Card. Parisiis, 1514), при подготовке к-рого Л. д " Э. пришлось совершить поездку в Германию для поиска неопубликованных рукописей; в работе над собранием Л.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Владимир. Княгинин женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Раннемосковский Год постройки:приблизительно 1490 - 1510. 1960 г.: И. А. Столетов (реконструкция). Адрес: г. Владимир, поселок Воровского, 37а Координаты: 56.13172, 40.39923 Проезд:Исторический центр Владимира, территория Свято-Успенского Княгинина женского монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Княгинин монастырь Супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария Шварновна у северо-западной стены Среднего города на высоком берегу Лыбеди основала женский княжеский монастырь, получивший название Княгинина. В центре монастырского двора в 1200-1201 гг. был возведён Успенский собор. Здание храма не сохранилось, а существующий собор строился на месте древнего на рубеже XV-XVI вв. При строительстве были использованы оставшиеся части стен старого сооружения.  Нынешний Успенский собор Княгинина монастыря представляет собой большой кирпичный храм с двумя приделами, галереей и мощной главой. Наружные стены завершены закомарами, над которыми возвышаются два яруса килевидных кокошников, ставших основанием для светового барабана. В нижней части стены здания можно увидеть границу перехода от старых стен древнего собора к более поздней части. Древний кирпич был тонким, замешанным на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки. В храм входили через порталы, а при раскопках были найдены цветные майоликовые плитки, которыми был выложен пол в древнем храме. По свидетельству летописцев, можно судить о погребении в XIII в. в стенах храма княгини Марии, основательницы монастыря, её сестры Анны и дочери великого князя Александра Невского. Гробницы находятся в наружных стенах боковых фасадов, а это означает, что в старину к восточным углам храма примыкали специальные приделы-усыпальницы. Кроме княжеских погребений, в Успенском соборе существует гробница некоего купца Авраамия. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя сведения о замыслах волжских булгар. Они схватили смелого купца и казнили, а его останки выдали русской стороне. В 1230 г. мощи этого купца-страстотерпца были торжественно привезены во Владимир и с великими почестями захоронены в одном из приделов Успенского собора. 

http://sobory.ru/article/?object=01780

В 1505 году началось сооружение каменного, очень оригинального по своей архитектуре, храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который почти без всяких изменений сохранил свой внешний вид и до настоящего времени. Над этим величественным храмом возвышается восьмигранный купол, a по четырем его углам четыре круглые башни. Близ него стоит каменная колокольня, постоянная уже во второй половине XVIII века. Своей архитектурой в виде триумфальных ворот она придает еще более чудный вид и без того великолепному Благовещенскому храму, постройка которого была окончена не позже 1510–1513 гг. Первоначально в храме был устроены два придела в честь Свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских . Приделы эти в первой половине XVII столетия были уничтожены униатами, построившими здесь алтарь по образцу римских: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Богослова и Василия Великого , поставленных при 4 колоннах, поддерживающих средний купол церкви. Внутренние стены церкви и алтаря, кроме литийного притвора, были расписаны альфреско в первой половине XVI столетия изображениями разных святых, о чем была составлена запись в 1557 году архимандритом Супрасльского монастыря Сергием Кимбаром. Живопись в конце XVIII столетия была изменена; алтарь расписан вновь в итальянском стиле, а в церкви варварская рука униатов и латинян везде, где только могла достать, выцарапала надписи на польском и латинском языках. Мало того, весь верх церкви), начиная от окон, был покрыт известью, каковая побелка была производима по временам со 2-й половины прошлого столетия. В 1887 г. побелка была снята, и изображения промыты водой так, что церковная живопись приняла несколько свой первоначальный вид. Иконостас массивной резной работы, в 3 яруса, в коем 4 местных иконы писаны на медных досках художественной работы, сделан в Данциге в 1-й половине XVII столетия. Архимандриты обители пользовались высоким уважением как среди тогдашней знати, так и королей. На сеймы они признавались особыми королевскими грамотами, а на митрополичьих соборах подписывались вслед за Печерскими архимандритами. Обитель до начала прошлого столетия носила даже название лавры, а ее архимандриты получили благословение на употребление при служении архиерейской митры от сербского митрополита Гаврила еще в 1582 году. В 1589 г. константинопольский патриарх Иеремия II во время своего пребывания в Супрасле поставил архимандритом Илариона, масальского князя, и подарил ему при этом драгоценную митру, которая хранится и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

      Вскоре по своим духовным качеством стал Серапион игуменом Лавры. Он имел большое влияние не только на братию, но и на самого Великого князя Иоанна III, перед которым осмеливался ходатайствовать за несправедливо оговоренных! А это тогда был подвиг немалый. Можно было непросто должности с пенсионом в придачу лишиться, но свободы, а то и головы. Дед Ивана Грозного сам был суров нравом, и по некоторым данным Грозным ранее называли его. Но Иван Васильевич – старший ценил это пастырское рвение и горение за Истину и потому рекомендовал его сыну на Новгородскую кафедру.       Так и стало по смерти Великого князя, но «возведение на высокую степень власти было для Серапиона призывом к самым сильным скорбям». О чем это? Спустя полгода с его прибытия в Новгород, открылся здесь страшный мор. Бедствие повторялось ещё два года подряд, и всегда осенью! Летописец называет цифру – «от язвы» в один только год померло 15398 человек (примерно половина жителей).       Кроме этого в августе 1508 начался ещё и страшный пожар, от которого заживо сгорело ещё 3315 человек!  Во время этих бедствий святитель Новгородский безбоязненно обходил город с Крестными ходами, молился с плачем да так, что «от рыдания не мог читать молитвы», но продолжал до тех пор, пока пожар не стал ослабевать.       Одновременно с этими скорбями на него свалилась новая – донос Великому князю на непочтительное к нему отношение Серапиона. Его затребовали в Москву и там, даже не дав толком оправдаться, лишили кафедры и заключили в Спасо-Андрониковском монастыре – так же хорошо всем москвичам знакомый. Год спустя, в 1510 году поместный собор утвердил это княжеское решение, признав наказание правильным, однако  так и не выслушав обвиняемого.       Не признавая своей вины, старец обращался к митрополиту Симону с просьбой пересмотра его дела, но тот лишь перед своей кончиной нашёл в себе силы ходатайствовать за Серапиона перед Великим князем. Он был прощён и возвращён в любимую Лавру. Очистившись страданиями и скорбями, не осквернив свою душу предательством, подобострастием, озлоблением, братоненавидением, простив от души всех обижавших его, он, приняв схиму, мирно почил от трудов в 1516 году.

http://radonezh.ru/2020/03/31/zhitiya-sv...

В Горицком монастыре Д. первоначально занимался печением просфор, однако по благословению настоятеля вскоре принял священство. В нек-рые годы святой ежедневно служил литургию, ночи он зачастую проводил в молитвенном бдении. На исповедь к Д. стало приходить много мирян, святой действовал на совесть кающихся кротостью и лаской. В келье Д. неоднократно находили приют бездомные. Он добровольно взял на себя труд заботиться о погребении умерших без покаяния и причастия (убитых разбойниками, замерзших в дороге и т. п.). Вслед. народного суеверия тела таких «заложных» покойников не закапывали, а оставляли на съедение зверям и птицам. Подбирая по ночам безымянные тела, Д. на плечах относил их в скудельницу на божедомье (см. Божедомка ), в то время находившуюся за городской чертой, на юго-восток от Переславля, где отпевал и хоронил их. После бывшего Д. и игум. переславль-залесского Никольского мон-ря Никифору видения множества горящих свечей на скудельнице преподобный решил основать здесь храм для поминовения усопших с белым священником, но, согласно Житию, по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение своего замысла. Строительству храма способствовали бояре Иван и Василий Андреевичи Челяднины (эта семья давно поддерживала связи с Горицким мон-рем). Челяднины, в 1508 г. бывшие в опале и жившие в своей вотчине с. Первятине, в 34 верстах от Переславля-Залесского (см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988. С. 173), пригласили Д. в свое село служить литургию, сразу после к-рой к ним прибыл гонец от вел. кн. Василия III Иоанновича с известием о возвращении им милости государя. (Впосл. И. А. Челяднин стал конюшим, в 1510 участвовал в ликвидации псковского веча, был псковским наместником, в сражении под Оршей в 1514 взят в плен и умер в Литве в 20-х гг. XVI в., В. А. Челяднин служил большим дворецким, † до февр. 1516.) В благодарность Д., по молитвам к-рого они «прежнюю честь» получили, бояре обещали споспешествовать святому в устроении храма на божедомье.

http://pravenc.ru/text/171193.html

За Д. м. числилось «828 четей с осминой» (ок. 414 дес.) земли, «а в дву по тому же; сена 448 копен, и леса 25 десятин». В сер. XVII в. Д. м. владел 32 дворами. В кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Д. м. было выделено во владение 20 дес. из городской выгонной близлежащей земли, к обители были приписаны и нек-рые мон-ри со всеми их вотчинами. В 1699 г. Д. м. принадлежало 1223 крестьянских двора, в 1700 г.- 1510, т. о., мон-рь стал одним из богатейших в России. К 1755 г. Д. м. владел небольшими селами Семёновское, Посевьево, Рождествено в Молоцком стане Московского у., Борево Замыцкой вол., Андреевское Галичского у. Костромской губ. с близлежащими деревнями, а также дер. Ельцыно Комельской вол., с. Сокольи Горы Казанского у. и др. К Д. м. были приписаны Медведева Богородице-Рождественская пуст., Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий мон-ри Московской губ., Видогощский Николаевский мон-рь Тверской губ. с владениями. Всего в 1741 г. Д. м. принадлежало 6957 крестьян, в 1755 г.- 6982. К 1764 г. у мон-ря было более 7 тыс. крестьян, владения Д. м. располагались в 13 уездах России (13 тыс. дес. земли). Согласно записке о выдаваемой руге из дворцовых сумм, в 1699 г. архимандриту полагалось 6 р. 12 алтын; священнику, диакону, просвирнику - по 3 р. 10 алтын, 8 старцам - по 22 алтына. Большая часть руги выдавалась ради праздника в честь Донской иконы Божией Матери - 150 р. В кон. XIX в. Д. м. владел землями, расположенными в непосредственной близи,- 47 дес. 1051 кв. саж., 24 дес. луговой земли при с. Рыболове и дер. Морозовой Бронницкого у., 14 дес. пахотной земли при сельце Семёновском и с. Раменки. Большая часть земли сдавалась в аренду местным крестьянам. Водяная мельница с каменной плотиной при дер. Чащино также сдавалась в аренду Ф. И. Рейнгаму - хозяину сукновального заведения. В полном владении и пользовании Д. м. оставалось рыболовное озеро при с. Бисерове Бронницкого у. и 93 дес. близлежащей земли, к-рыми распоряжалась сама обитель (Там же.

http://pravenc.ru/text/178962.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Головины Знаменитая в русских летописях фамилия Головиных прияла начало от выехавшего в Москву из Крыма, при Великом Князе Василие Дмитриевиче, в 1391 году. Грека, бывшего владетелем городов Судака, Манкупы и Балаклавы, князя Степана, Васильева сына, по прозвищу Ховра (или Хомра или Комра). Дети его уже князьями не писались, а ныне из потомков его, кроме фамилии Головиных, никого не имеется. КОЛЕНО I: Князь Стефан Васильевич Ховра КОЛЕНО II: Григорий Степанович Ховрин КОЛЕНО III: Владимир Григорьевич Ховрин КОЛЕНО IV: Иван Владимирович Хазюк † 1475 Иванъ Владимирович Голова, женат на княжне Анне Даниловне Холмской Иван Владимирович Третьяк-Ховрин Иван Владимирович Четвертак-Ховрин Дмитрий Владимирович Овца-Ховрин, казначей † 1510 Евдокия Владимировна, за князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым КОЛЕНО V: Пётр Иванович Головин, казначей † 1525; женат на княжне Марие Васильевне Одоевской Иван Иванович Скряба-Головин † 9 июля 1487 Иван Дмитриевич Ховрин Алексей Дмитриевич Ховрин Фёдор Дмитриевич Ховрин КОЛЕНО VI: Михаил Петрович больший Головин, казначей † 1566; женат на Анастасие Тарасьевне Суковой Иван-Фома Петрович Головин, окольничий и казначей † 1562 Василий Петрович Головин † 1565 Пётр Петрович Головин, окольничий † 4 февраля 1565, женат на Анне Ивановне Поджогиной Михаил Петрович меньший Головин, окольничий † 4 февраля 1565 Алексей Петрович, Головине † 1539 Анастасия Петровна, за князем Александром Борисовичем Горбатым-Шуйским КОЛЕНО VII: Иван Михайлович Иван Иванович Зелёный Пётр Иванович, казначей † 1584 Михаил Иванович, уехал в Литву Владмир Васильевич Фёдор Васильевич, окольничий † 16 апреля 1625 Иван больший Васильевич Иван меньший Васильевич Иван больший Петрович, окольничий † 9 сентября 1612; женат на Анне Алексеевне Адашевой Василий Петрович, боярин, во иноках Вассиан † 12 января 1612; женат на Ульяне Богдановне Сабуровой Иван Петрович Телега Никита Петрович Владимир Петрович Пётр больший Петрович, † 1628 Пётр меньший Петрович, боярин, во схимниках Павел † 14 декабря 1627

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

С самого своего основания Иоанно-Предтеченский монастырь имел от князей Псковских, а позднее от великих князей и царей разные привилегии. Так, великим князем Василием Ивановичем в 1510 г. была дана игуменье с сестрами тарханная, или несудимая грамота, подтвержденная затем царем Иваном Васильевичем Грозным в 1536 г. и царем Федором Ивановичем в 1585 г. Эти тарханные грамоты освобождали от принадлежности суду обыкновенных присутственных мест и представляли личному суду князя. Кроме того, тарханные грамоты освобождали от всяких податей. Во время осады г. Пскова польским королем Стефаном Баторием Иоанно-Предтеченский монастырь вместе с Псковом испытал невзгоды этого нападения. Частые пожары, опустошавшие иногда весь г. Псков, касались и Ивановского монастыря. При осаде Пскова в 1615 г. шведским королем Густавом Адольфом Ивановский монастырь был подвергнут разорению. Иоанно-Предтеченский монастырь, как наиболее пострадавший от поляков, литовцев и шведов, был по государеву указу возобновлен. Заботы царя Михаила Федоровича о монастыре сказались в даровании монастырю особой грамоты. Эта грамота была пожалована 28 марта 1623 г. от имени царя и патриарха Филарета. Ею подтверждалось данное князем Тимофеем и его супругой Марфой право владения на земли вблизи г. Гдова и другие, кроме того игуменье монастыря и сестрам давалось право самим судить своих монастырских людей и крестьян во всех делах, кроме разбоя и убийства. Из грамоты видно, что владения монастыря подразделялись на нивы белые и оброчные. В царствование царя Алексея Михайловича монастырь получил от этого государя 13 января 1646 г. подтверждение всех своих прав на владение землями и право несудимости. При царях Иоанне и Петре Алексеевичах 1 января 1685 г. эти права были вновь подтверждены. 12 октября 1716 г. супруга Петра I Параскева Федоровна при проезде через г. Псков посетила Иоанно-Предтеченский монастырь и пожертвовала 50 руб. на устройство иконостаса и два покрова. С конца царствования императора Петра I начался постепенный упадок Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1764 г. при императрице Екатерине II последовала секуляризация церковных имуществ или положение о духовных штатах, после чего Ивановский монастырь лишился почти всех своих поместий. После учреждения для монастырей штатов в 1764 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был поставлен в число второклассных монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=46874

В 1341 г лифляндцы осаждали Изборск, но по пятидневной осаде, не взяв оного, отступили. В 1343 г. изборяне под предводительством своего наместника князя Евстафия, вместе со псковичами ходили на лифляндцев к городу их Медвьжьей Голове (Одемне) и пять суток там разоряли, но на возвратном пути, близ Нейгаузена (Нового городка ) сами претерпели от неприятелей поражение. В 1348 г., во время отсутствия изборян на помощь новогородцам, лифляндцы опустошили окрестности Изборские, но крепости не взяли. В 1349 году лифляндцы приступали к Изборску и разоряли окрестности, но изборяне отражали их вылазками. В 1354 г. изборяне с Евстафием, князем и наместником своим, и со псковичами ходили под Полотск и многие места опустошили. В 1360 г. князь Евстафий с двумя сыновьями своими, Карпом и Алексеем, скончался от моровой язвы. В 1363 г. изборяне работали при разбирании Псковского Троицкого Собора, тогда разрушившегося. В 1367 г. лифляндцы от Изборска до Пскова все селения опустошили. В 1369 г. опять лифляндцы нападали на Изборск и, стояв под оным 18 дней, разбивали стены; но с помощью новогородцев прогнаны. В 1390 г. при походе псковичей на лифляндцев заключен в Изборске с Ганзеатическими северными городами торговый договор по-прежнему. В 1404 г. при бывшей в Пскове моровой язве изборский бывший наместник князь Григорий Евсеевич февраля 2 принял монашеский чин, а скончался в Снетогорском монастыре 1417 г. и там погребен в притворе на правой стороне. Он с 1395 года жил уже в Пскове в должности княжего наместника. 1503 г., лифляндский орденмейстер Плетенберг осенью нападал на Изборск, но безуспешно, а на возврате от Изборска разбит псковскими и изборскими войсками. 1510 г., Изборск вместе с Псковом присоединен Московским Великим князем Василием Ивановичем к Московскому Великому Княжеству. 1513 т. апреля 25 погорел Изборск весь. 1547 т. Царь Иван Васильевич, проезжая в Печерский монастырь, был в Изборске с братом своим Юрьем. 1607 г., во времена самозванцев, изборяне, приняв их сторону, возмутились и с оружием пошли на псковичей, но были разбиты, и после соединились с воеводой Плещеевым, вооружившимся также за самозванца, но вскоре успокоились.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010