игум. м-ря Иоасафа Кроковского к Луцкому еписк. Дио­нисию Жабокрицкому); т. V, 212, LV (игумен м-ря Варлаам Ясинский в 1684 г. избран в архим. Киево-Печерск.), 387, (игумен м-ря Иоасаф Краковский был вместе с тем игумен. и ректором Братского м-ря, 1693 г.), 423–427, CXXXVI–CXXXVIII (акты 1695 г., относящиеся до избрания Иоасафа Краковского в еписк. Переяславские); т. VI, 9, IV (дело 1507 г. о присвоении игуменом и братиею м-ря нив Плоской и Клиноватой), 10, V (духовн. завещ. 1507 г. Романовича на половину им. Шепелич в пользу м-ря), 12, VI (духовная 1507 г. Грид- ковича м-рю на село Гридково), 13, VII (отказ­ной лист 1508 г. Печерского м-ря в пользу Ни- кол. м-ря от поля и двора Кононовского; намест­ник Антоний), 14, VIII (дарств. запись 1510 г. Дашкевича на сельцо Саркланов; игум. Макарий), 15, IX (решение спорного дела 1510 г. о ниве между Печерским и Никол. м-рями), 16, X (дарств. запись 1512 г. Павши м-рю на сельцо Климятин; игум. Макарий), 21, XII (дарств. запись 1517 г. Полозовича м-рю на остров Кучуков и бортную землю Мутишинскую), 37, XVII (коро­левский лист 1542 г. Каневским мещанам о неприсвоении земель м-ря; игум. Варлаамий), 63, XXXI (лист короля Стефана 1578 г. архим. Печерскому о неподчинении своему ведению Ни­колаев. м-ря; игум. Давид), 73, XXXVI (королев. лист 1581 г. архим. Печер. м-ря о непритеснении братии и крестьян Николаев. м-ря; игум. Филатий), 571, CCXXVIII (письмо 1626 г. игумена м-ря Серапиона Бельского к ц. Михаилу Феод. о милостыни), 621, (жалоба 1630 г. на игум. Серафима Бельского и братию о само­вольном построении церкви в Пивных горах), 726, (жалоба 1636 г. игумена м-ря Серапиона Бельского на митроп. Петра Могилу о насильствен. завладении м-рем); ч. 6, т. I, 1, I (дело 1498–1513 г. о приписке к м-рю Львом Тышкевичем 4-х данников из имения Скородного), 6, III (запись 1514–1529 г. Полозовича м-рю на данника с землею и данью грошевою и медовою), 7, IV (запись 1514–1543 г. от Ив. Немирича м-рю на человека Алексея и земли; игум. Герасим); ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из длинного ряда посмертных чудес, сопровождающих жизнеописание, в редакцию Спиридона входили, по всей вероятности, 8 первых, которые заканчивались указанным выше послесловием Досифея 268 . Статья «О сотворении жития» прибавлена Досифеем. очевидно, уже после Спиридонова пересмотра. Происхождение двух ее редакций не ясно: в наиболее распространенной из них есть неточности; отсюда можно заключать, что она – позднейшая переделка переписчиков, а первоначальный вид ее тот, в каком сохранил ее Волоколамский список жития 269 . В том же списке перед житием отдельно помещены два рассказа из жизни Соловецкого монастыря, любопытные по указаниям на порчу монастырских нравов и потому, вероятно, не попавшие в другие списки: один из них – о пророчестве Зосимы-писан 32 года спустя по смерти святого, то есть в 1510 году, и, судя по выражениям, тем же Досифеем, который записал в житии предсмертное обещание Зосимы 270 . Бывший игумен и биограф жил еще несколько лет после 1510 года: в числе лучших старцев монастыря в грамоте 1514 года является и бывший игумен Досифей 271 . По этим статьям, не тронутым переделкой, можно судить о той простой, «не ухищренной» речи, которой писал Досифей: это – книжная, церковно-славянская речь, только без риторики и с большей примесью русского элемента сравнительно с языком образцовых агиобиографов XV века. К чудесам, рассказанным Досифеем, еще в описываемый период прибавлено 18 новых, описанных соловецким игуменом Вассианом: из неясных известий о монастыре в начале XVI века можно видеть только, что он был игуменом между 1514 и 1527 годами 272 . Еще к описываемому времени относятся первые памятники из длинной серии житий и записок, вышедших из среды учеников Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого и посвященных описанию подвигов учителей. Большая часть списков пространной биографии Пафнутия называет автором ее Пафнутиева ученика Вассиана, архиепископа Ростовского 273 . Исследователи, видя в нем ростовскою архиепископа Вассиана, по прозванию Рыло, автора известного послания к великому князю Ивану III на Утру, бывшего игуменом Сергиева, потом Спасского монастыря в Москве и умершего в 1481 году, прибавляют, что он был ученик Пафнутия и родственник Иосифа Санина 274 . Трудно угадать источник этих известий. В биографии Иосифа, написанной крутицким епископом Саввой Черным, и в послании рязанского епископа Леонида к царю Федору Ивановичу встречаем двоих Вассианов, родственников Иосифа: один, племянник его Топорков, поставлен в 1525 году епископом в Коломну; другой, брат Иосифа, был архимандритом Симонова монастыря, а с 1506 года ростовским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Господа священноначалники повелели вдовцем чистым дияконом причащатися во всем сану, а попом вдовым чистым причащатися во единой патрахели. Господа! Разсудите сами, достоит ли попу чисту и нескверну, отдав дух свой Богови, во едином патрахели погребену быти? И Господь рече: Горе человеку тому, им же соблазн в мир приходит ( Мф.18:7 ), лучше бы ему жерновой камень, навязав на его выю ввержену бьти в море ( Мф.18:6 ), неже соблазнити единого. Писано в Правилех: Аще епископ кого изобидит не по Правилом, ино митрополит отомстит, а митрополит кого изобидит не по Правилом, ино патриарх разсудит их по Правилом и отомстит виноватому. Аще ли патриарх с Собором изобидит кого не по Правилом, ино царь разсудит их по Правилом святых отец и отмстит виноватому. Господа и Братия! Егда седете за трапезою ясти и пити, и не глаголите скверных словес, со благодарением славите Бога, давшаго нам пищу и мир всем, и любовь душевную о Христе. А минъ 157 . Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; † 1533) Деятельность второго первосвятителя Русской Церкви XVI в. является малоизученной в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV в. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 158 . Подвизаясь на Белоозере, будущий митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским († 1508; пам. 7 мая). В 1506 г. Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником в Симоновом монастыре в 1506–1511 гг. стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 г. старец «Варлаам взят на Москву на Симоново» 159 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 г., вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве-печаловании пред Московским Великим князем за К.И. Острожского 160 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 161 , т. е. дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 162 . 27 апреля 1507 г. Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 163 , Владимирском уезде 164 , Коломенском уезде 165 , на Белоозере 166 и Переславском 167 . В 1510 г. Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 168 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 169 . В 1510 г. в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 170 , который освящал митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Фернандос воплотили в алтаре весь свой опыт и все свои знания произведений и стиля великих мастеров Италии. В «Поклонении пастухов» Яньес зеркально повторяет композицию с «Поклонением волхвов» Доменико Гирландайо (1485, ц. Санта-Тринита, Флоренция), архитектурные руины - точная цитата из «Поклонения волхвов» Боттичелли (ок. 1476-1477, Уффици, Флоренция), фигура св. Иосифа взята с фрески Филиппино Липпи (1489, капелла Строцци, ц. Санта-Мария-Новелла, Флоренция). В сцене «Встреча Марии и Елисаветы» он отталкивался от одноименной работы Гирландайо (ок. 1491, Лувр, Париж). Льянос обращался за образцами к произведениям Леонардо, Рафаэля и др. Композиция для «Рождества Марии» заимствована из рельефа Поллайоло «Рождество Иоанна Крестителя» (1477-1483, Музей собора, Флоренция), в «Воскресении Христа» повторен картон Рафаэля, при этом лица воинов напоминают лица всадников, известные по рисункам Леонардо да Винчи для «Битвы при Ангиари» (1503). Одним из произведений Яньеса, в к-ром он удачно переработал заимствования и создал не подражательный, а собственный вариант испан. Возрождения, является «Св. Екатерина» (между 1510-1516, Прадо, Мадрид). Льянос тоже старался найти оригинальные живописные приемы, он добивался эффекта загадочности образов путем введения более сумрачного колорита и усиления светотеневой моделировки (см. произведения 1510-1516: «Рождество с донатором», частное собрание; «Св. Себастьян», частное собрание; «Св. Дамиан», Прадо, Мадрид). Прерванное партнерство отразилось на качестве живописи обоих мастеров. Так, на примере небольшой картины с изображением Мадонны с Младенцем (ок. 1516, Фонд Ф. Годии, Барселона) можно видеть возврат Льяноса к своему раннему стилю, однако в заказанном ему в 1516 г. в Мурсии алтаре для кафедрального собора он делает попытку добиться прежней монументальности. Живопись Яньеса и Льяноса нельзя назвать в полной мере испанской ввиду большого количества заимствований, но они подготовили почву для возникновения испан. варианта Высокого Возрождения, к-рое с наибольшей полнотой в валенсийской школе выразилось в творчестве т.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

http://www.vidania.ru/bookpokrovsky2.html Покровский женский монастырь расположен на правом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Современный вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. Расположен через реку Каменку против Спасского. Основан он в середине XIV века князем Андреем Константиновичем. Первые каменные здания в монастыре были построены в начале XVI века по велению царя Василия III. Так, главный монастырский Покровский собор построен в 1510—1514 гг. Этот трехглавый собор с открытыми широкими галереями поставлен на подклети, в которой находится усыпальница великих княгинь и боярынь. В подцерковном склепе захоронен прах Соломо-нии Сабуровой, первой жены Василия III, Александры, дочери Ивана III, великой княгини Анны Васильчиковой — жены Ивана IV и других лиц известных в истории фамилий начала XVI и XVII веков. Среди памятников Покровского монастыря особое место занимает Благовещенская надвратная церковь, построенная в 1510 году. Здание представляет комбинацию башни с пролетами, над которыми поставлена миниатюрная церковь с галереями, как бы копирующая собор. Здание завершено трехглавием, что является уникальным для XVI века. По монастырским сказаниям, здесь находилась моленная княгини Соломонии, а в XVIII веке моленная Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I. Трапезная Якиманская церковь построена по велению Ивана Грозного около 1551 года в память своей дочери Анны. Здание церкви полугражданско-го типа - простое двускатное, с одной главкой. В нижнем этаже размещались хозяйственные помещения, а во втором - богатый одностолпный зал служил монастырской столовой. На территории монастыря до 1972 года стояли деревянные домики - старые монастырские кельи, составлявшие собой как бы деревню, обнесенную каменной оградой с башнями. На протяжении почти всей своей истории монастырь был местом ссылки опальных женщин самого высокого в государстве положения - цариц, княгинь и боярынь.

http://sobory.ru/article/?object=00192

Монастырь хранит много достопримечательностей: напрестольный серебряный крест с частицей Животворящего Креста Господня, сделанный между 1500–1510 г., стоящий на чеканномъ овальной формы пьедестале, – вокруг креста надпись: «Господний крест принесся в честь и славу Христу Богу архиепископом Ионой, епископами Иосифом, Вассианом, Александром. князем Василием и рабами Божиими: Стефаном, Сидором и пр. (13 имен), Пафнутием игуменом (сконч. 1510 г.). Общий крест киновии»; затем чудотворная икона Богоматери «Одигитрия Супрасльская», находящаяся в Благовещенском храме; там же находящиеся иконы Спасителя и Божией Матери «Владимирская»; кости Св. мч. Иустина Философа , присланные в 1750 г. римским папой при особой грамоте и пр. Из церковной утвари по древности наиболее замечательны: потир сребропозлащенный, дар Ходкивича XVI ст.; сребропозлащенная дарохранительница, имеющая вид Супрасльской церкви; голубь сребропозлащенный, висевший над престолом, в котором хранились запасные дары; напрестольный конечный крест XVII в. и того же времени художественной работы в серебряной оправе Евангелие. В ризнице монастырской хранится серебряная монета с надписью на еврейском языке: «монета священного града», которая выдается за один из 30 сребреников, за которые был предан Спаситель. При монастыре есть странноприимный дом, одноклассная школа, более чем на 100 учащихся, и Супрасльское Благовещенское братство, которым содержится приют на 8 мальчиков-сирот. Управляет архимандрит. Женские обители Красностокский Рождество-Богородичный монастырь в Сокольском уезде. В 30 верстах от губ. г. Гродно, в урочище Красносток (платформа Знаменской ветви Петербургско-Варш. ж. д.) величественно возвышается одна из твердынь православия и безмолвный свидетель тяжкого иезуитского ига, которое в течение почти трех веков тяготело над юго-западной Русью. Это Красностокский храм, исконная святыня православия, волею судеб пришедшая во владение римской церкви. В конце ΧVΙΙ в. здесь уже красовался польский костел, а под его сенью приютился монастырь доминиканцев, сеявших пропаганду католичества. Но в 1875 г. Красностокский храм перешел в ведение православных, a вместе с этим и доминиканцы должны были оставить этот свой приют. Определением Св. Синода от 5–25 июля 1900 г. было уважено ходатайство преосвященного Иоакима, просившего перевести в Красносток учрежденную в 1843г. Гродненскую Рождество-Богородичную женскую общину и открыть при новой второклассной общежительной обители церковноприходскую женскую школу. Это определение приведено в исполнение 8 сентября 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1960-80-х годах памятники архитектуры древней обители были отреставрированы. Отреставрирована была и Богоявленская трапезная церковь. В ней разместили экспозиции филиала Московского краеведческого музея. 15 мая 1989 года Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь возвращён РПЦ. С 2004 года церковь Богоявления вновь реставрировалась. В нижней части храма возможно скоро будет открыта картинная галерея с собраниями картин владыки Питирима - митрополита Волоколамского и Юрьевского, который возглавлял издательский отдел Московской Патриархии, много приложивший сил в восстановление и благоустройство этой святой обители. Богоявленская церковь с трапезной палатой сохранила свои древние стены, которые видел ещё прп. Иосиф Волоцкий. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Богоявленская церковь с трапезным корпусом (1506–1510, 1682)была заложена 9 мая 1506 г. и построена к 1510 г. (РНБ. Погод. 504. Л. 28) на средства кн. С. И. Бельского и окольничего Б. В. Кутузова. Основные помещения - церковь, трапезный зал, келарская - располагались в верхнем ярусе, подклет занимали хозяйственные помещения. Безапсидный храм, расположенный в сев.-вост. углу здания, первоначально был ориентирован на север (с заметным смещением к востоку), имел позакомарное покрытие и главу. Древний трапезный зал представлял собой почти квадратную в плане одностолпную палату (13×14 м), перекрытую крестовыми сводами. Сохранились раздаточное окно и нижняя часть входа в келарскую, заложенного при расширении трапезной и переделке сводов. Фасадные окна имели перспективные обрамления в виде прямоугольных уступов, одно из них сохранилось на вост. фасаде; на сев. фасаде и вост. стене келарской такие окна восстановлены в 1968 г. Ок. сер. XVI в. трапезная была перестроена на средства архиеп. Новгородского Феодосия (в 1551-1563 он проживал на покое в И. В. м.). Она была расширена к западу и югу (ее новый размер - 22×20 м) и перекрыта вспарушенными крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп. Окна с гладкими откосами были выложены на юж. и зап. фасадах. В подклете было устроено 6 дополнительных помещений. Вход в подклет храма - с северной стороны, в подклет трапезной - с южной и западной.

http://sobory.ru/article/?object=14091

Василий (упом. в 431); Вигилянций (до 449 - после 458); Прокл (?-531); Стефан (531); Ахиллий (535-?); Иоанн (упом. в 592 и 597); Константин (упом. в 865); Евфимий (упом. в 870); Василий (упом. в 879); Иоанн (?-886; впосл. митрополит Синадский); Иаков (кон. IX или нач. X в.); Филипп (при К-польском патриархе Николае I Мистике - 901-907 и 912-925); Стилиан (упом. в 997); Стефан (нач. XI в.); Лев (упом. в 1032); Василий (упом. в 1084 и 1092); Георгий (упом. в 1107); Георгий (не позднее 1144 - после 1157); Иоанн (упом. в 1166); Василий (2-я пол. XII в.); Калоспит (1212/13 - после 1222; ранее митрополит Левкадский); Фома (упом. в 1264); Никандр (упом. в 1280 и 1285); свт. Киприан (1318-1332/33); Антоний (1333 - после 1363); Нил (упом. в 1367 и 1372/73); Иоасаф (1387-1401); Симеон (упом. в 1393/94); Галактион (XV в.); Неофит (упом. в 1486); Феодосий (упом. ок. 1490); Виссарион (ок. 1490-1499; ранее епископ Димитриадский); Дионисий (?-1510); свт. Марк (1510-1520; ранее епископ Триккский); свт. Виссарион (1520-1541; ранее епископ Стагийский); Неофит (1541-1565; племянник предыдущего); Феофан (упом. в 1569); Иеремия Транос (ок. 1568 или 1570-1572; впосл. патриарх К-польский Иеремия II); Даниил (1573-1575 или 1581); Димитрий (1575-1578); Иоасаф (1581 - кон. 1592 - нач. 1593); Неофит (упом. в 1584?); Пахомий (?); Дионисий Скилософ (кон. 1592 - нач. 1593-1601); Феона (1601-1603); Леонтий (1604-1609); Тимофей (1609-1616); Григорий (ранее 1619-1645/46); Паисий (1645/46-1652; ранее митрополит Эфесский, впосл. патриарх К-польский); Дионисий Вардалис (1652-1662; впосл. патриарх К-польский Дионисий III); Дионисий Серогланис (1662-1671; впосл. патриарх К-польский Дионисий IV); Иаков (1672 или 1674-1679; впосл. патриарх К-польский); Анфим (1679); Макарий (1680-1687/88); Парфений (1687/88-1713?); Дионисий (1688-1700); Мелетий (1702 или 1721); Парфений (упом. в 1707); Гавриил (1721 или 1722-1732); Иаков (1732-1749); Мелетий (1750-1768; впосл. патриарх К-польский); Макарий (1768); Мелетий (ранее 1788 или 1792); Дионисий Каллиархис (1792-1803; впосл. митрополит Эфесский); Рафаил (1803-1804); Порфирий (1808?); Гавриил Кангас (1806-1811); Поликарп Бификукис (1811-1818); Кирилл Вогасарис (1819-1820); Поликарп (1820-1821); Феодосий (1821); Мелетий (1832-1835); Анфим (1835-1837); Анания (1837-1853); Стефан (1860-1870); Иоаким (Крусулидис; 1870-1875; впосл. патриарх К-польский Иоаким IV); Неофит (Петридис; 1875-1896). Епископы Ларисские и Платамонские

http://pravenc.ru/text/2463131.html

На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала артель художников, к-рая расписала ряд храмов. Вероятно, 1-е по времени свидетельство работы этой мастерской - записанная фреска на вост. стене нартекса с изображением Богоматери и поклоняющихся ангелов в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы. В Кастории этой же артели атрибутируют росписи храмов свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г., вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы, а также снятые со стен фрески разрушенного храма свт. Спиридона Тримифунтского в квартале Елеусы (фрески хранятся в Византийском музее в Кастории и в Музее П. Канелопулоса в Афинах). Помимо названных касторийских ансамблей характерные для этой мастерской иконографические и стилистические черты встречаются в росписях старого кафоликона Преображения Господня в Большом Метеорском мон-ре (1483), в церкви мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Торники) на берегу р. Альякмонас близ сел. Панайя, в ц. Панагии Хавиары в Веррии (1498), в ц. св. Бессребреников в Сервии (1510) и др. Близкие (или причисляемые) к работам этой мастерской произведения находятся не только в Греции: фрески в ц. вмч. Никиты в Чучере (2-й слой 1483-1484), в мон-ре прп. Прохора Пшинского (1489), в Погановском мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова (1499), в мон-ре Трескавец близ Прилепа, в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в Сучаве и др. На основе атрибуции этой мастерской целого ряда памятников исследователи делают вывод, что она работала на Балканах между 1483 и 1510 гг. и создавала как фрески, так и иконы. Поскольку в Кастории сосредоточено большое количество произведений этой артели и именно здесь находятся образцы характерных для нее особых иконографических решений (напр., большой Деисус в ц. свт. Афанасия «ту Музаки»), видимо, она базировалась именно здесь. Это еще раз подтверждает, что Кастория в кон. XV в. оставалась значительным центром городской культуры. В др. крупных городах Македонии (Фессалоника, Охрид) на рубеже XV и XVI вв. нет произведений живописи, близких к работам этой мастерской.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Очевидно, что художник такого масштаба и такой известности, как Д., не мог не получать заказы на украшение миниатюрами книг ведущих московских скрипториев. Так, ему возможно приписать миниатюры по крайней мере 2 Четвероевангелий раннего этапа (ГИМ. Увар. собр. 484, кон. 60-х (?) - 70-х гг. XV в.; НБ МГУ. 2 Ag. 78, нач. 70-х гг. XV в.). Остальные следует рассматривать как продукцию его мастерской; первоклассным миниатюристом был Феодосий (Дионисий «живописец пресловущий». 2002. С. 224-251. Кат. 59-68). Дионисий и художники его круга Материалы о художниках, с к-рыми в 1470-1500 гг. сотрудничал Д., более отрывочны, но достаточно красноречивы. Это учитель старец Митрофан (судя по данным кирилловских синодиков, Д. поддерживал отношения с ним до конца жизни), поп Тимофей, Ярец, Коня. Не менее важным для художника было сотрудничество с мастерами из числа волоколамских иноков, например со старцем Паисием , имя к-рого упоминается только в монастырских документах. В числе «учеников» («учениц») Д. в некоторых случаях, по-видимому, подразумеваются также «чада» художника, и наоборот, в др. случаях под «чадами» - ученики (летопись на портале собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря). При этом в описи Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. лишь изредка употребляется обезличенная форма («иного мастера») и точно именуются исполнители обширного иконного собрания. Сведения описи о характере деятельности мастеров и репертуаре заказных и вкладных икон уникальны своей подробностью и обозначенной ранней датой документа, древнейшего среди сохранившихся. Феодосий Прп. Сергий Радонежский с житием. Икона из Успенского собора г. Дмитрова. Ок. 1510 г. Мастер Феодосий (?) (ЦМиАР) Прп. Сергий Радонежский с житием. Икона из Успенского собора г. Дмитрова. Ок. 1510 г. Мастер Феодосий (?) (ЦМиАР) в отличие от Владимира, как то следует из описи, начал работать в качестве самостоятельного художника (вероятно, «вторым» мастером-помощником в 1467-1476) с 1484-1485 гг. Для основного иконостаса вновь отстроенного Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря, согласно монастырской описи 1545 г., Феодосием были исполнены «деяния» (клейма) написанной монастырским старцем Паисием иконы «Рождество Богородицы» и уже самостоятельно Владимирская икона Божией Матери ( Георгиевский.

http://pravenc.ru/text/178357.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010