Поэтому народное мнение всегда отрицательно относилось к фискалам, и в житии пр. Иоанна Милостивого мы читаем, что, когда весьма богатый и неумолимый τελνης, в видении перед смертью «отдавал отчёт» в своих делах перед Богом, то добрых дел у него не оказалось 1504 . Но и помимо фискальных притеснений византийское население в сильной степени страдало от противозаконных действий хищной и властной бюрократии 1505 . Феодорит рассказывает, как один стратиг, желая овладеть красивой девушкой, сначала подверг пыткам её мать, а потом похитил её самую из монастыря, куда она укрылась 1506 . Житие свт. Иоанна Златоуста повествует, как александрийский стратилат вымогал деньги с вдовы навклира, которую он считал богатой 1507 . Пр. Пётр Аргивский, однажды спас от стратига красавицу-девушку, которой тот хотел овладеть как рабой 1508 . В житии пр. Антония Нового мы читаем, как сановник «при прошениях» ( π τν δεσεων), рассчитывая получить взятку со святого, держал его в тюрьме 1509 . Пр. Василий Новый и Кирилл Филеот, избиваются властями по одному только подозрению в возможности шпионажа 1510 . Наконец житие пр. Никона Метаноите сообщает, что провинциальные стратиги и дуки не ограничивались насилиями над одним беззащитным населением, но что от их беззаконных нападений не были защищены даже всесильные перед императорами монастыри 1511 . Обилие чиновничества, и его частые смены, алчность новичков, стремившихся поскорее набить карман, и плохое разграничение функций и компетенций, делали положение населения безвыходно печальным. Только почитать обо всех этих стратигах, получавших несколько раз подряд полную власть (ξουσαν) над Элладой и Пелопоннесом 1512 , обо всех этих диэкэтах 1513 , дасмологах 1514 , магистрианах 1515 , коммеркиариях, логофетах дрома, практорах, навтологах, преторах, апографевсах и анаграфевсах и т. д., «которых столица посылает в провинцию в большем числе, чем Бог некогда лягушек в Египет» 1516 ; только перечислить все эти нескончаемые подати, повинности и поборы, для которых измышлялись сотни предлогов 1517 ; только упомянуть о наездах сановников, требовавших, например, в Афинах, чисто царских приёмов для себя и своих многочисленных свит 1518 , и мы поймём, что государственная машина Византии была слишком громоздка, чтобы не действовать саморазрушающе, и не губить при этом провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арсений Суханов в своем «Проскинитарии» также описывает встречу на Босфоре с необычными морскими животными, но он, в отличие от Трифона Коробейникова, по-исследовательски сух, точен и не склонен отвлекаться на всякие экзотические мелочи. «Тут много было видеть в море и в протоке зверей морских дельфин; а идут головами в Черное море из Белого (Мраморного)… А как идут, выныряют из воды, только мало голову являют, да перья на спине высоки…». Василий Гагара в своем хождении уже сравнивает пустыню с морем: «А идучи ко Египту путь истомлен, сиречь нужен, возле моря, как есть море пещаное, на лошадех и пешему человеку пройти нельзя тем путем, а ходят на тот путь на верблюдах». Почти за полтора столетия до Василия Гагары на этом «истомленном пути», возможно, побывал и Михаил Григорьевич Мисюрь Мунехин, получивший после своего путешествия прозвище по древнему арабскому названию Египта — Мисюрь. Именно так: Мисюрь, Миисюрь, Мисирь часто называли Египет и русские паломники XV-XVII вв. — Варсонофий, Арсений Суханов и др. По предположению акад. А.А.Шахматова, в 1492–1493 гг. в составе русского посольства Мисюрь Мунехин отправился в Царьград, Египет и на Синай, а также путешествовал по Западной Европе (Риму, Венеции, Солуни и др.) . В 1502 г. он «стоял» приставом при после султана Кафы Алакозе, а с 1510 г. до самой смерти в 1528 г. был дьяком великого князя при псковских наместниках и, по сути дела, управлял этой областью русского государства, вел самостоятельные переговоры с представителями западных приграничных стран — словом, являлся одним из крупнейших государственных деятелей эпохи Василия III. Но Мисюрь Мунехин проявил себя не только на административном или дипломатическом поприщах. План Кремля «Кремленаград» (1600-1605) Он состоял в переписке с целым рядом выдающихся современников, в том числе и со знаменитым старцем псковского Елиазарова монастыря Филофеем, сформулировавшим концепцию «Москва — третий Рим». По мнению А.А. Шахматова, именно эта идеология отразилась в хождении («скаске») на Восток Мисюря Мунехина и, прежде всего, в описании Царьграда с указаниями на символическое значение архитектурных деталей и местоположения прежней столицы православного мира.

http://pravoslavie.ru/41563.html

В 1505 году, Португальский Король Еммануил снарядил два вооружённых Флота, из коих один, состоявший из двадцати-одного корабля, отправил для покорения Африки и Индии с солдатами, Францисканцами и другими монахами, под предводительством Альманды, который пристал в Индии к Канакору. Здесь один из спутников Альманды, Францисканец Людовик, приняв вид поклонника гробу св. Апостола Фомы проник в средину страны, явился к местному Царю Корсине, и выставил пред ним в необыкновенных чертах могущество Португальцев. Царь, предполагая приобресть в них союзников, отправил к Альманде посла, и в следствии переговоров с ним не только дозволил Португальцам завести торговлю, но даже построить в стране своей крепость для покровительства торговле. Другой флот, под предводительством Тристана де Акуньи (d’Acugna) и Альфонса Альбукера, овладел возле Африки островом Сокоторою, коего природные жители, порабощённые Магометанами, были Хрпстиане, по удостоверению Латинцев, заражённые Яковитскою ересью. Тристан, изгнав Магометан, обратил одну мечеть в церковь , а Францисканец Антоний де Лиориер (de Laurier) принялся превращать жителей в Папистов; но, отправившись из Сокоторы в Гою, претерпел кораблекрушение и взят в плен жителями Камбая. Альфопс Альбукерек в 1510 году, завладев Гоей, также обратил одну мечеть в церковь и отделил землю для построения монастыря, в котором миссионеры завели училище 140 . В Америку, вместо Колумба, Фердинанд и Елисавета послали Николая Оландо, с которым Кардинал Ксименец отправил многих монахов, Оландо на острове Гаити, разделив местных жителей на общины, в каждой из них поставил одного Кацика, Алькала Испанского и Священника; сверх того заставил Испанцев жениться на Гаитянках, а Гаитян на Испанках. Папа же Юлий II учредил в провинции Ксерага (Xerahua) Архиепископство. Но от безграничного разврата и ненасытного корыстолюбия Испанцев все усилия миссионеров, по их удостоверению, обращались в ничто; а от беспрестанного угнетения, народонаселение Отагити уменьшилось до того, что Испанцы вынуждены были для добывания золотой руды перевести четырнадцать тысяч жителей с других островов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Возможно, о существовании монастыря в 1-й пол. XV в. свидетельствует грамота, выданная обители в 1684 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами и содержащая информацию (со ссылкой на строителя Филофея (2-я пол. XVII в.)) о пребывании здесь в заточении вел. княгинь Софии Витовтовны и Софии Палеолог, спасшихся от татар. «Зачался-де тот их манастырь из давных лет, с крещения Каргополскаго уезда жителей в православную христианскую веру… И в прошлых-де годех, как присланы были в тот манастырь великаго князя Ивана Васильевича всея России великая княгина София Римленка с снохою своею, и в то-де время игумен и вся братия из манастыря высланы вон. А прежде тех великих княгинь в их же манастырь прислана была от великаго князя Дмитрея Шемяки великаго князя Василья Васильевича Темного мати великая княгина София, полского короля Витофта дщерь. И как взята великая княгина София Римленка к Москве, и в то-де время милостинная грамота и иные жалованные грамоты на всякия угодья утерялись, потому что тот манастырь стоял многое время пуст» (РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18-19 об. (список грамоты кон. XVIII в.)). Однако эти сведения др. источниками не подтверждаются; они могли появиться на основе местной легенды. Наиболее ранняя жалованная грамота К. Ч. м. была выдана вел. кн. Иоанном IV Васильевичем в 1544 г. (упом. в грамоте 1684 г.; см.: РНБ. Собр. РАО. 56. Л. 18 об.). Е. В. Барсову была известна царская грамота (он не уточняет, какая именно), согласно которой К. Ч. м. был «местом ссылки для одной из жен Ивана Грозного» ( Барсов. 1869. С. 20). В 60-х гг. XVI в. в К. Ч. м. был сослан кн. Д. И. Курлятев. В нач. XVII в. (в 1613 или 1614 - см.: Докучаев-Басков. 1889. 7/8. С. 230) К. Ч. м. был разорен польско-литов. интервентами, о чем повествуется в Житии преподобного: «...мнози гради, и веси, и манастыри, и святыя церькви, паче же реку и той предиреченный Чельменский манастырь, в немже воинским толпам много стоящим, и пуста его сотвориша, и потом многажды пожаром бысть сожжен» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 134). В 30-х гг. XVII в. в К. Ч. м. была построена 3-я, надвратная ц. во имя вмц. Екатерины. Во 2-й пол. XVII в. большую заботу о К. Ч. м. проявили строитель иеродиак. Филофей и его родной брат иером. Сергий - постриженики Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря , ученики патриарха Никона , сделавшие в обитель богатые вклады - церковную утварь, книги и иконы. Указом царя Петра I от 20 апр. 1721 г. по просьбе архим. Иосифа К. Ч. м. был приписан к каргопольскому в честь Преображения Господня мон-рю, в июле 1727 г. получил независимый статус, но указом Новгородской духовной консистории от 28 марта 1748 г. вновь приписан к каргопольской обители.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 25. Л. 31 об. Село Никологорье или Никологорский погост на реке Погостовке находится в 16 верстах от уездного г. Вязники и в 100 верстах от г. Владимира. В патриарших окладных книгах под 1628 г. отмечено: «церковь великого Чудотворца Николы на погосте на горах в Ярополченской волости в вотчине боярина Ф. И. Мстиславского». По писцовым книгам 1653 г. при этой церкви значится 5 дворов поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дворов крестьянских, 32 двора бобыльских, 4 двора нищих, всего на церковной земле 52 двора; в приходе 592 двора крестьянских, 31 двор бобыльский, двор помещиков и двор нищего…». Таким образом в половине XVII ст. Никологорский приход был уже многолюднейшим приходом. Вскоре после 1653 г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя св. Николая чудотворца, которая и стала писаться в патриарших окладных книгах с 1656 г. По переписным книгам 1678 г. на Никологорском погосте значится слободка Новая, а в ней непашенных бобылей 21 двор, кроме сего, на церковной земле за 6 попами 40 дворов беспашенных бобылей. В 1714 г. на погосте освящена была новая церковь во имя св. Николая чудотв. Эта была уже каменная церковь, прежде же бывшая деревянная церковь во имя Рождества Христова обращена была в теплую и при ней придел освящен во имя св. муч. Параскевы. В 1763 г. обе церкви оказались весьма ветхими, поэтому построена была новая церковь во имя св. муч. Параскевы. Что же касается Христорождественской церкви, то она была построена позднее и при ней открыт отдельный приход. В 1814 г. при Николаевской церкви устроен еще придел и с того времени храм остается без существенных изменений. Престолов в этом храме три: главный – во имя Николая чудотв., в приделах теплых – во имя св. муч. Параскевы и св. муч. Екатерины. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Из св. икон обращают на себя внимание старинные резные иконы св. Николая чудотворца и св. муч. Параскевы. Причта при церкви по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается до 2100 руб. в год. Дома у членов причта церковно-приходские, но у диакона и одного псаломщика дома собственные. Приход состоит из части села Никологорья и 14 деревень; в них по клировым ведомостям числится 403 двора, 1255 душ муж. пола и жен. пола 1362 души. В погосте две земских народных школы – мужская и женская.

http://sobory.ru/article/?object=04231

поиск:   разделы   рассылка Александр Верховский " Церковный вестник " и Парламентская ассамблея Совета Европы. Комментарий к комментарию Источник:  Сова-Центр Как известно, Русская православная церковь считает недопустимыми, в том числе – и в правовом смысле, такие действия, как выставка " Осторожно, религия! " или публикация карикатур на пророка Мухаммеда. С другой стороны, первые лица европейских институтов не раз выступали в том духе, что свобода высказываний не должна чрезмерно ограничиваться, в том числе и в области, затрагивающей чувства верующих людей. И вот недавно, в конце июня 2006 года, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла Резолюцию 1510 " Свобода выражения и уважение религиозных верований " , текст которой можно считать официальной позицией большинства в Совете Европы, в который, напомним, входит и Россия. В последнем номере " Церковного вестника " его ответственный редактор Сергей Чапнин опубликовал пространный комментарий к этой резолюции, и нам представляется, что некоторые места этого комментария очень существенны и нуждаются, в свою очередь, в комментарии. Приходится отметить, что С.Чапнин цитирует в статье не совсем точный перевод Резолюции – и ошибки перевода (наверное, случайные) тоже характерны. Даже в названии: выражение " religious beliefs " (религиозные верования, убеждения) переведено как " чувства верующих " , хотя последнее выражение характерно именно для российского публичного дискурса, а не для терминологии Совета Европы. Ключевым в Резолюции является ее первый пункт, утверждающий, что свобода выражения применима и к высказываниям, которые могут " шокировать, оскорблять (обижать, задевать) или беспокоить (тревожить) государство или любую часть населения " ( " shock, offend or disturb the state or any sector of population " ), и дается ссылка на ст.10 Европейской Конвенции по правам человека, в которой есть определенный список ограничений свободы слова, но указанных ограничений, действительно, нет. Так что зря С.Чапнин пишет, что Резолюция неправомерно, вразрез со ст.10 Конвенции, уклоняется от защиты " чувств верующих " : уклоняется, да и понятия такого не использует, но – в точном соответствии с этой статьей.

http://religare.ru/2_32601.html

Станки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты 1-10 декабря 1934 г. президиум Ивановского облисполкома утверждает постановление президиума Вязниковского райисполкома от 23 ноября того же года о запрещении колокольного звона в церкви с. Станки Вязниковского района; колокола предполагалось снять и передать их в распоряжении областной конторы «Металлолом». ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 404. Л. 18//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. С. 80. В декабре 1934 г. на колхозных собраниях было решено закрыть вторую половину храма в с. Станки (первая еще в 1930 г. переделана под мельницу), хотя все налоги были уплачены вовремя. А вскоре начинается инициированный из Москвы переучет имущества. Прихожане, заподозрив неладное, пишут во ВЦИК просьбу оставить им церковь. ВЦИК 15 апреля 1935 г. запрашивает весь материал по данному делу у облисполкома; тот предлагает Вязниковскому райисполкому оставить церковь в пользовании верующих; райисполком 15 мая сообщает, что церковь в Станках действует и не закрывалась. Наконец 19 сентября того же года ВЦИК пишет в Вязниковский РИК: «Возвратите подателям прилагаемую жалобу церковного совета Станковской церкви с актом переучета церковного имущества и разъясните о целях переучета, т.к. из жалобы видно, что церковный совет не понимает этого и думает, что имущество собираются изъять». ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 693. Л. 131-135//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 101. Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, от 2 марта 1930 года. § 29. Слушали: О ликвидации зимней церкви в селе Станках Вязниковского района Владимирского округа. Инд. 19/150. Постановили: Принимая во внимание: 1) что указанная церковь фактически группой верующих не используется, 2) что она расположена в центре района сплошной коллективизации, который испытывает чрезвычайную//Л.37 об. нужду в помещении для культурно-просветительных целей,

http://sobory.ru/article/?object=01886

19-го ч., в 6 час. утра, выехал я, в сопровождении Кафедрального протоиерея Гр. Петр. Первухина, в село Ильгощи, Бежецкого уезда, для освящения храма. По мере приближения моего к цели своего путешествия, т. е. к селу Ильгощам, мне чаще и чаще приходилось объезжать толпы народа, стремившегося туда же на богомолье по случаю предстоящего на другой день освящения храма. Когда же приехал я в Ильгощи, то нашёл там уже многие сотни и тысячи богомольцев. По первому удару колокола ко всенощной, новоустроенный храм, довольно обширный, был уже полон народа, а ещё более оставалось богомольцев вне храма. На другой день прилив богомольцев был ещё больше, так что, по приблизительному исчислению находившегося тут Полицейского Чиновника, стечение народа простиралось тысяч до 15-ти. И что особенно достойно примечания, в столь значительной массе народа, ни накануне, ни в самый день освящения храма, не было замечено почти ни одного нетрезвого человека. От собравшихся на это торжество соседних священников и от присутствовавшего тут Помощника Исправника я с утешением узнал, что в этой местности народ вообще религиозный, простой, трудолюбивый, экономный и потому зажиточный, – и все эти добрые качества в здешнем народе объясняются именно тем, что местность эта удалена от городов (село Ильгощи от уездного города Бежецка —651— 1882 г. в 78 верстах) и что народ никуда не отлучается на заработки“ 1509 . В газете „Новое Время“ от 20-го июня, 2265, напечатано прискорбное известие о том, что живший в Московском Чудове монастыре присоединившийся в 1865 г. из раскола к православию иеромонах Пафнутий (в расколе епископ Коломенский) взял заграничный паспорт, отрёкся от православия и удалился в Турцию. – О том же см. письмо N. из Москвы в 25 Церковного Вестника 1882 г., а также в 182 Моск. Вед. и Душеп. Чт., сентябрь. 29-го ч. получена мною из Сергиева Посада от ректора Моск. акад. прот. С. К. Смирнова телеграмма следующего содержания: „В Москву назначен Экзарх Грузии 1510 , душевно благодарю за послание. Скоро буду писать“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий подробно сообщает не только о святынях Воскресенского храма, но и о рядом стоящих обителях и зданиях, связанных со священной историей. Далее следует классический маршрут поклонников в Святой Земле – Гефсимания, Елеон, Кана Галилейская, Вифания, Мамвра и др. Затем начинается описание обратного пути через земли Сирии, Караманского эмирата, Османской империи, причем путь от Алеппо до Бурсы отличался от первоначального маршрута Василия. Таким образом, ценность миссии Василия заключается в подробных сведениях как о Святой Земле, так и о промежуточных землях от России до Палестины, а также в нетрадиционном маршруте и широком характере интересов торгового «гостя». В конце XV в. русские паломники не прекращают, несмотря на новые трудности военно-политического порядка, хождений в Святую Землю. В 1480 г., возможно, торговый гость Григорий был в Иерусалиме и др. местах Палестины, в Египте: «человек именем Григорей Русин дошел... до Иерусалима яко купец». 831 Однако обращает на себя внимание формула источника «яко купец», т.е. скорее Григорий, странствуя под видом купца, имел определенные дипломатические или иные задачи. Это предположение может подкреплять то обстоятельство, что из поездки он привез с собой послание Иерусалимского патриарха, адресованное митрополиту Московскому и всея Руси (1473–1489) Геронтию. В тексте ошибочно указано имя святоградского владыки Иоакима, который, однако, занимал патриарший престол в 1431–1450 гг.: в 1480 г. Иерусалимским Патриархом был уже Григорий II (1468–1493). В качестве уже официального посла в 1493 г. от лица Великого князя Московского Ивана III Васильевича отправился в Константинополь, Палестину и Египет (через ряд важных европейских и североевропейских центров) Михаил Григорьевич Мунехин-Мисюрь. 832 Великокняжеский дьяк, посол, паломник, служивший в Казенном приказе, исполнял важные дипломатические поручения при Иване III, а уже при Василии III, вплоть до своей смерти в 1528 г. был великокняжеским дьяком в Пскове, присоединенном в 1510 г., где благодаря его стараниям расцвел и окреп в качестве духовного центра и порубежной крепости Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кацхский чеканный предалтарный крест (213×106,6 см; негной, оклад - позолоченное серебро; XI в.; ГМИГ) имеет рельефное Распятие в перекрестье и 14 медальонов с изображением Страстей Господних и святых. На златочеканном выносном кресте (XI-XII вв.) с медальоном Пресв. Богородицы на обратной стороне вычеканена надпись: «Крест сей Кацхской церкви во имя Св. Троицы украсила я, дочь Арагвского эристава Заала и супруга Левана Абашидзе, Тинатин, в иночестве Феона... 1709». От др. креста ко времени Кондакова сохранился только чеканный киот, в надписи на лицевой стороне к-рого упомянута «дочь Елена». На обратной стороне вычеканена обширная надпись, принадлежавшая «невестке дома атабегов» Дедис-имеди. В тексте упомянуты дед жертвовательницы царь Картли Константин II (1478-1505), ее отец царь Имерети Баграт III (1510-1565) и его супруга Елена, супруг Дедис-имеди атабег Кайхосро II († 1575), их дети Кваркваре, Мзечабук, Твалшвениери, Иване и Тамар, а также ее братья Ерекле, Шота, Иотам, Ионатан и Тевдоре. По мнению Кондакова и Бакрадзе, то, что в надписи не упомянуты еще двое детей Дедис-имеди - близнецы Басили и Бека, позволяет датировать оклад периодом до их рождения (1564). Моление Дедис-имеди об освобождении братьев «от рук агарян» дает возможность предположить, что речь идет о взятом в плен персами в 1560 г. в Ширазе брате Дедис-имеди с семейством (Там же. С. 141-142). Рукописи В К. хранились пергаменное Четвероевангелие, переписанное в 1059 г. и содержащее перевод сочинения прп. Евфимия Святогорца , и Евангелие от Матфея, пожертвованное Липаритом Багваши. Кондаков описывает еще 3 наиболее значимые рукописи, находившиеся в К. в сер. XIX в. Миниатюрное Четвероевангелие (45×33 мм) было написано нусхури на бумаге. В конце Евангелия от Луки указано имя писца: прот. царского дома Иоаким, сын Давида. Четвероевангелие в «сребропозлащенном» окладе с рельефными ликами было создано в нач. 20-х гг. XVIII в. В записи в конце книги, сделанной письмом мхедрули, говорится о том, что царь Картли Вахтанг VI, 10 окт. 1723 г. потерявший в сражении с турками и лезгинами Свимона Абашидзе, «за брата нашего нами признаваемого... убитого за веру и за нас, и тем причинившего нам глубокое горе», пожертвовал К., родовой церкви Абашидзе, «сие святое, нами украшенное Евангелие». Запись была скреплена собственноручной подписью царя. Также Кондаков упоминает литургический сборник гулани , переписанный по приказу царя Георгия VI Абашидзе, и приводит нек-рые приписки исторического характера, сделанные в рукописи (Там же. С. 142-144).

http://pravenc.ru/text/1683961.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010