Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – март 2023 27 мин., 17.05.2023 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023. FOMA.RU Обложка : Аппликация, изображающая человека под водой, который держит в руке чемодан. На него со всех сторон смотрят рыбки. А внизу надпись красного цвета: НЕ ДЕРЖИ ЗЛА. Аппликация Марии Сосниной. Пролог : Александр Ткаченко . «Придут времена когда-то…». Стихотворение. Фото Carter Saunders/Unsplash.//Фома. - – март 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: март //Фома. - – март 2023. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 5 марта. Торжество Православия. [В 843 году закончилась история страшных гонений на православных христиан, чтивших святые иконы. Почти сто лет иконоборческая ересь царила в Византии. За эти годы были подвергнуты казням и мучениям множество священнослужителей и мирян, уничтожены десятки тысяч икон, мозаик, барельефов с изображениями Господа, Божьей Матери, святых. И вот наконец императрица Феодора восстановила иконопочитание, подтвержденное собором 843 года. В тот день, выпавший на первое воскресенье Великого поста, христиане Константинополя впервые за десятки лет открыто вышли с иконами в руках и торжественно прошли по улицам столицы. В память об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует восстановление почитания святых икон, именуемое Торжеством Православия]. Торжество православия. Фото tatmitropolia.ru - С.4; 11 марта. Первая родительская суббота Великого поста. [Во время будних дней Великого поста обычная литургия не совершается, если нет большого праздника, — соответственно, и литургическое поминовение усопших тоже происходит реже. Чтобы не лишать усопших нашей соборной молитвы о них, Церковь установила три особых дня для их сугубого поминовения. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. В эти дни можно прийти на литургию и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, а лично принять участие в общей молитве]. Фото Елены Добряковой. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-239-...

С.В.Алексеев   Содержание Итак, где разместить иконы? В чем же разница между православной иконой и картиной? Какие иконы иметь дома? Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее? Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования? Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя? Каким должно быть отношение к святыне? К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон? Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Приложение Иконостас     В дому своем всякому христианину ...святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии... А к святым образом касатися достойным в чисте совести... А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божии всегда почитати их...   Инок Спиридон (Сильвестр). Домострой (XVI в)   Иконописец, завершая икону, надписывает имя Того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается Икона. Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи. Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Скачать epub pdf Καθηγητς Γεργιος Ι. Μαντζαρδης Οριοθτηση Ορθοδοξας και αιρσεως – A­ γιος Γρηγριος Παλαμς   В первую Неделю Великого поста святой Четыредесятницы наша Церковь празднует победу Православия над ересями. Особым историческим событием, которое является основой и истоком этого празднования была победа Церкви над иконоборчеством. Иконоборцы настаивали на том, что использование икон противно христианству. Они не принимали поклонение иконе Христа, точно также как и почитание икон и святых мощей. Это их убеждение не носило поверхностный и случайный характер, но имело свое происхождение в отрицании изображения Христа. А это в действительности ведет к отрицанию Его воплощения и Его явления в этот мир как истинного человека. Уничтожение этого иконоборчества указывает на еретический характер этого явления, свидетельствует о том, что оно действительно является ересью. Ересь это не какое-то ошибочное богословское мнение и даже не искажение какого-то смыла Священного Писания или традиции Церкви. Ересь, как говорит сама этимология сего слова это избрание какой-то части богословской истины и ее абсолютизация. То есть ересь – это кромсание истины, избрание какой-то ее части, ее абсолютизирование и таким образом разрушение и оспаривание всей истины. Когда, например, Арий учил о том, что Христос был неким совершенным человеком, то он не говорил ложь, он говорил истину. Однако он не говорил всей истины, но излагал только ее часть. Он не говорил о том, что Христос был и совершенным Богом. Тем самым он искажал и извращал всю христианскую истину. Арий не признал соединения в лице Христа двух природ – божественной и человеческой, что в свою очередь является основой единения человека с Богом, то есть спасения и обожения человека. Он извратил и разрушил основу христианства и создал ересь. Итак, суть ереси в христианстве заключается в оспаривании соединения Бога с человеком, что составляет основу в личности Богочеловека Христа. То есть ересь отвергает возможность спасения человека, которая отождествляется с его обожением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Mandza...

Скачать epub pdf Психологическую основу почитания икон можно усмотреть в поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». По уверениям психологов, человек зрением воспринимает 80 процентов всей получаемой информации. Изображение помогает нам воссоздать в душе облик дорогого человека и смягчить боль разлуки с ним. Чувства, питаемые к изображенному человеку, в какой-то степени переносятся на само изображение. Если же изображаемое лицо обладает в наших глазах ореолом святости, то изображение, или икона, по-гречески, приобретает значение святыни. Священными объектами могут быть не только изображения, но и останки (мощи), место погребения, вещи, принадлежавшие чтимому лицу. В этом исключительном значении зрительных впечатлений надо искать причину настойчивого желания узреть Бога. Это желание, как мы знаем из Священного Писания , овладевало многими, начиная от Моисея ( Исх. 33:18–23 ) и до ученика Христова Филиппа, который просил: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» ( Ин. 14:8 ). Бог Отец ответил на это вековечное стремление человечества к зрительному Его восприятию, послав нам Своего Сына ( Ин. 3:16 ), Который явил никогда до этого невиданного Бога ( Ин. 1:18 ). Изображение (икона) Сына Божьего приобрело исключительно важное значение с уходом Спасителя из материального мира. Между изображением обыкновенного человека или святого, Божьей Матери, и, тем более, Господа Иисуса, церковное сознание усматривает существенное различие. Икона есть не только изображение, но священный предмет, через который молящемуся подается благодать Божья, сообщается святость, идущая от Бога. И это происходит – кто бы ни был изображен на иконе: Господь, Его Пресвятая Матерь или кто-либо из святых, ибо Господь наш единственный Источник освящения и святости. Освящение сообщается через прикосновение к священным предметам. Так, например, через погружение креста в воду, вода освящается. Святая вода, в свою очередь, сообщает освящение иконе, сосудам, пище, жилищу – любому предмету потребному для добрых целей. Таким образом, лобзание святой иконы – это не только выражение любви к изображаемому лицу, но и освящение через прикосновение к ней. Ярким примером освящения через материальные объекты могут служить исцеления больных, на которых падала тень апостола Петра ( Деян. 5:15 ). В других случаях возлагались платки и опоясания апостола Павла ( Деян. 19:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

«Таким образом, захватив царскую власть, этот дерзкий фракиец, т. е. Лев, совершенно прикрывавший себя покровом лицемерия... в начале своей тирании, не скажу царствования, притворяется благочестивым» 171 . Так биограф Феодора пишет относительно первых шагов Льва на императорском престоле. Что же значить это? Без сомнения тираном он называет Льва, имея в виду жестокости императора по отношению к иконопочитателям, проявленные им уже после первых лет царствования. Далее биограф заподазривает Льва в притворстве, в лицемерии. Император прикидывается благочестивым. Мы готовы снять с императора Льва это обвинение в притворстве. Император искренне был набожен. Он часто посещал богослужения и любил даже принимать участие в пении. И по вопросу об иконопочитании Лев в начале вовсе не был врагом икон. Не притворяясь совсем, он и не поднял бы быть может вопроса о почитании их. Но обстоятельства сложились иначе. Лев с первых дней царствования своего счастливо повел войну против болгар. Князь болгарский Крум отступил от Константинополя. Византийцы ликовали и прославляли нового императора. Войско, конечно, с гордостью выставляло свои заслуги пред отечеством и императором. Да и Лев не находил причин отрицать заслуг воинов. Как избранник их, император естественно сблизился с ними. Даже более, он подпал под влияние воинов. Последние стали указывать Льву Армянину на примеры предшественников его. Государственные дела, говорили они, лучше шли при Льве III и Константине V, чем при Ирине и Михаиле. Чем же объясняли они это? К сожалению, указывали они на то, что не имело прямого отношения к государственному благосостоянию. Государство более благоденствовало при иконоборцах. След., заключали они, иконоборчество и есть причина государственного благополучия. С отвержением почитаний икон тесно связывалось тогда известное отношение к церкви и по другим вопросам. Императорская власть будет вторгаться в дела церкви. Далее, влиятельные члены ее, иноки, по меньшей мере должны быть оттеснены от всякого участия в делах не только гражданских, но и церковных. Повторяются уже опять старые толки о бесполезности иночества, о секуляризации монастырских имуществ. Словом, в иконоборческих кружках развиваются старые, уже пережитые византийцами, идеи. Правда, часть их была осуждена голосом вселенской Церкви. Нельзя уже ведь было забыть этого. Но иконоборцы готовы были противопоставить истинному вселенскому собору собор 754 года, иконоборческий, объявленный в свое время императором Константином V седьмым вселенским. Таким образом и с этой стороны благоприятный для иконоборцев прецедент нашелся. Можно было перейти от рассуждений и к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Христианская ересь прав человека Мар 30, 2016 Новости , Статьи СВОБОДА ПРИОБРЕТАЕТ ЦЕННОСТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬЮ ДЛЯ СОЗИДАНИЯ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ И БОГУ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в неделю Торжества Православия, когда празднуется победа Церкви над ересями, заявил о том, что перед миром новый вызов — ересь человекопоклонничества. Это вызвало бурю эмоций среди тех, для кого критический разговор о правах человека превратился в некий запретный плод в саду секулярного рая современности. Я оставляю на совести журналистов неполное или даже искаженное цитирование слов предстоятеля Русской Церкви, которое привело к созданию ложного представления о позиции Патриарха по проблеме прав человека в публичном пространстве. Может быть, даже и к лучшему, что этот случай спровоцировал дискуссию о правах человека. Прежде всего тот священный гнев, с которым встретили слова Предстоятеля Церкви некоторые люди, говорит о правоте Патриарха. Свидетельствует о том, что для некоторых, в том числе считающих себя атеистами, права человека стали не общественной или личной, а сакральной ценностью. Пространством, попадая в которое любой человек лишается даже свободы слова, в том числе выступая не публично, а под церковными сводами, перед своей собственной паствой. Предполагаю, что с таким же негодованием встречали еретики древности слово истины, которое исходило из уст отцов Вселенских Соборов. Заставляя вчерашних собратьев преследовать и убивать друг друга, как это было во времена иконоборческой ереси, когда провозглашенный государственно признанным запрет икон привел к страданиям правоверных мирян и епископов, гонимых вчерашними единоверцами. А ведь запрет поклонения идолам, из доведения которого до абсурда выросла ересь иконоборчества, был самой что ни на есть христианской идеей. Но именно еретики-фундаменталисты, доводящие до своей противоположности любую мысль, стали убивать за почитание икон. Права человека, как бы кому ни хотелось обратного, также выросли в лоне христианской цивилизации.

http://sinfo-mp.ru/vahtang-kipshidze-hri...

Чин Торжества Православия Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. 23 марта, 2013 Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста. Фрагменты чина Торжества Православия, совершаемого Святейшим Патриархом Кириллом. 2009 г.  Скачать Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами . Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались. Читайте также: Иконоборчество и иконопочитание После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!» Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

http://pravmir.ru/chin-torzhestva-pravos...

07/06/2000 ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ АРХИВ НОВОСТЕЙ ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ 14 июня в городе Буденновске пройдет День поминовения погибших во время захвата больницы боевиками Шамиля Басаева. Именно пять лет назад в город пришло несчастье, которое унесло жизни 146 человек. подробнее... ВИЗИТ ПАТРИАРХА В АМЕРИКУ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАПЛАНИРОВАН НА 2002 ГОД Третий ежегодный благотворительный бал по сбору средств на реставрацию Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке состоится 10 ноября в зале отеля " Уолдорф-Астория " . Об этом сообщил во вторник епископ Зарайский Меркурий, являющийся с нынешнего года управляющим патриаршими приходами в США. Собор, возведенный в 1902 году, является главным центром русского православия в Америке. подробнее... АЛЕКСИЙ II БЛАГОСЛОВИЛ ПОЧИТАНИЕ АЛТАЙСКОГО МИССИОНЕРА Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II , удовлетворил прошение епископа Барнаульского и Алтайского Антония благословить почитание преподобного Макария (Глухарева) как местночтимого святого, сообщили в Барнаульской епархии. подробнее... ВЫСТАВКА " ИКОНЫ РОССИИ " В БУЭНОС-АЙРЕСЕ Выставка " Иконы России " открылась во вторник в аргентинской столице. На ней демонстрируются около 40 икон XV-XVIII веков, а также драгоценная церковная утварь, одежда высшего русского духовенства из Государственного историко-культурного музея-заповедника " Московский Кремль " . подробнее... ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К НОВЫМ ЗАКОНОПРОЕКТАМ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В мае в ходе очередного всероссийского опроса по репрезентативной выборке независимый исследовательский центр РОМИР предложил россиянам высказать свое отношение к предложенным Владимиром Путиным законопроектам. подробнее... УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЧАСОВНЯ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ Часовня святой мученицы Татианы расположится на территории Дальневосточного государственного технического университета рядом с памятником погибшим в годы Великой Отечественной войны студентам и преподавателям вуза и составит с ними единый архитектурный ансамбль. подробнее... ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ПОЛУЧИЛА В ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ

http://pravoslavie.ru/news/index26.htm

Бог велел вспомнить всех своих от века усопших сродников и поговорить об этом 25.11.2015 09:08:41 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/11/06/21-00.html Добрый вечер, друзья. Прямой эфир, в студии за микрофоном протоиерей Андрей Ткачёв. У нас скоро Дмитриевская поминальная суббота. Бог велел вспомнить всех своих от века усопших сродников и поговорить об этом. Я, во-первых, хотел бы подчеркнуть связь между заупокойной молитвой и почитанием Богоматери и всех святых. Да будет вам известно, что все, кто выступал против почитания Богоматери и всех святых, вместе с тем отрицали и необходимость молитвы за усопших. И наоборот, все те, кто как бы то ни было отрицал необходимость, правильность и законность молитвы за усопших, в конце концов логически приходили к отрицанию почитания Богоматери и всех святых, святых мощей, и вообще, в конце концов превращались в неких саддукеев — в тех, которые считали, что нет ни Духа, ни ангела, ни бессмертия души, ни всего прочего, а существует только наша земная жизнь, как думали саддукеи во времена Христа — Его жизни на земле, и как думают, скажем, современные адвентисты, иеговисты и прочие -исты, которые вроде как верующие, но в принципе, крайние материалисты. Первое, что важно: заупокойная молитва находится в некой живой связи — вплетена в живую связь, как нитка в канат — как красная нить. Это, кажется, Гёте первым произнёс такие слова про красную нить. Эта красная нить в канате — это заметная нитка среди тысяч прочих. Так вот заупокойная молитва является одной из нитей в общем канате, составляющимся из следующих нитей: почитание святых, почитание мощей, икон — потому что иконоборцы были противниками молитв за усопших, противниками молитв Божией Матери и почитания святых. Так что мы имеем дело не с локальным явлением церковной жизни, а с неким интегральным явлением церковной жизни, поскольку всё в жизни взаимосвязано: дёрнешь за верёвочку — дверца и откроется, потянешь за одну ниточку — непонятно, что вылезет через полчасика.

http://radonezh.ru/text/bog-velel-vspomn...

Глава I. Константинополь вообще Житие Андрея в Суде. – Феофаново слово об изгнании патр. Никифора. – Ж. Иулиана. – Ж. Лазаря. – Ж. Илариона Грузина. – Ж. Феофании. – Слово о главе Предтечи. – Перен. мощей Ферапонтия Кипрского. – Аморийское мученичество. – Мефодиево и иное ж. Феофана Сигрианского. Житие или Мученичество Андрея «в Суде» ( ν τ Κρσει), написанное, по-видимому, во второй половине IX века, мало знает биографических черт и исполнено риторства. Андрей назван здесь – святым славным исповедником и чудотворцем. 82 Парижская рукопись Жития относится к IX в., позже которого оно стало быть не могло быть написано. Впрочем болландисты полагают, что это Житие не есть все-таки оригинальное произведение, что оно представляет пересказ более раннего несохранившегося сочинения: на это наводит рассмотрение Метафрастовской переделки; однако заключение автора как будто говорит о самостоятельности сочинения. В начале автор говорит о пользе чтения и изучения Св. Писания (§ 1), а равно и житий пророков, апостолов, св. отцов и в особенности мучеников (§ 2). Из лиц, прославившихся мученичеством, особенно известен Андрей, пострадавший за почитание иконы Христа от жестокого и развращенного царя – Константина, «слуги сатаны», «которого благочестивые люди того времени (ν τος ττε χρνοις) заслуженно назвали Копронимом» (§ 3). – Это не точно. Прозвание «Копроним» и «Каваллин» имп. Константин получил лишь во второй половине IX столетия, ранее чего не могло появиться и настоящее житие. – Описываются в общих чертах иконоборческие подвиги императора (§ 4) и его преследования за почитание икон Христа, Богородицы и святых: клирики и монахи убивались, народ изгонялся и осуждался на заключения (§ 5). Андрей жил в так называемой крепости (Κστρον) Крита; в Житии Андрея Критского быть может она же названа крепостью το Δριμως: географы находят близь Кандии Castelpriotisa. Услышав о безбожии царя, он прибыл в Византию (τν Βζαν, очевидно Βζαντος) и узнал, что Константин живет вне города, во дворце св.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010