Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Характеристика периода. Лев Исавр. Отражение арабского нашествия Ф. И. Успенский. История Византийской империи Почти все VIII столетие и первая половина IX характеризуются общим термином «иконоборческого периода». Этот период не только носит во главе имя Льва Исавра, но и тесно связан с этим именем главными течениями, берущими начало в царствование этого императора, и теми реформами в законодательстве, которые падают на его время, обнимая военное дело и гражданские отношения по преимуществу земледельческого класса. Не потому, однако, занимающему нас периоду усвоено наименование иконоборческого, чтобы вопросом о борьбе за почитание икон исчерпывались все интересы, но потому, что умственная, нравственная и политическая жизнь общества в это время более или менее зависела от иконопочитания и направлялась стоявшими в борьбе партиями почитателей икон и противников почитания икон (иконокластыиконоборцы). Но если, выясняя значение термина, мы стали бы отправляться от одного лишь внешнего представления о почитании икон или гонении против иконопочитателей, то наше понимание периода было бы и односторонне, и весьма недостаточно. Уже давно и многими было отмечено, что иконоборческие цари вооружались, главным образом, против суеверий современного общества, и что предпринятые ими реформы направлялись ко благу подданных, в интересах государства. Нельзя, кроме того, оставлять без внимания, что и тесно понимаемый вопрос о почитании икон не ими поставлен на очередь, а занимал умы многих христианских деятелей и ранее VIII в. Кроме почитания икон, иконоборческим движением были затронуты самые существенные вопросы христианского вероучения: о воплощении Бога-Слова, о Богородице, а также подвергались колебанию обряды и формы богослужения. Независимо от сего иконоборческий период нанес большой удар монастырям и монастырскому роду жизни, возбудив сомнение в правильности и целесообразности того явления, что множество здоровых и могущих приносить пользу обществу людей оставляет гражданские обязанности и идет в монастыри, что на монастыри затрачивается значительная часть труда, и что монастырям и богоугодным учреждениям принадлежала чуть ли не треть всей государственной земли. Отсюда видно, что иконоборческий период есть период реформ, глубоких и разнообразных перемен во всех условиях религиозной, гражданской и политической жизни Византийского государства и потому заслуживает особенного внимания.

http://sedmitza.ru/lib/text/442832/

В.Д. Лихачева III. Искусство времени иконоборчества (726–843) С момента своего возникновения, с IV века, иконы получили широкое распространение на территории всей Византийской империи. Но усиливающийся с годами культ иконопочитания сопровождался в Византии грубым фетишизмом и примитивными суевериями, особенно сильными у простого народа. Миссия икон как защитниц армии и отдельных городов шла от античной, языческой практики, при которой каждый город имел своего бога-покровителя. Значение икон увеличивалось и благодаря распространению культа реликвии. Особую роль в первые века после признания христианства сыграли так называемые «нерукотворные» иконы, возникшие, согласно легендам, чудесным образом. Некоторые из них считались «не сотворенными рукой человека». Большое значение приобрели в Византии и «чудотворные» иконы, чья сила, как полагали, передавалась человеку, прикоснувшемуся к ним. Такие иконы, вокруг которых возникали многочисленные легенды, находились в монастырях. Сюда на поклонение приходили паломники. За счет их пожертвований в основном и существовали монастыри, заинтересованные в иконах. Все это настораживало светскую власть, опасавшуюся безграничного усиления монастырей и церкви вообще. Надо признать, что оппозиция иконам всегда была довольно сильна, даже среди деятелей церкви, которые утверждали, что божественность лежит вне сферы понимания человека. Сопротивление распространению икон и усилению их влияния основывалось на теологических аргументах о невозможности воспроизвести божественную сущность Христа в материальной форме. Против икон были направлены и многие положения Ветхого завета, которые с особым пристрастием использовались теперь иконоборцами. Иконоборческое движение особенно захватило восточные провинции империи, где земельная аристократия, тесно связанная с военной знатью, наиболее остро сталкивалась с возрастающей мощью монастырей. Императорская власть поддерживала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций. Борьба против почитания икон, направленная на ослабление церкви, давала возможность императорам присваивать церковные сокровища. Императорская власть испытывала нехватку драгоценных металлов. Иконоборчество могло способствовать усилению роли императора и повышению его власти над церковью. Императоры считали, что почитание икон отвлекало от поклонения правителю. Им мешал авторитет монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Глава 1. Характеристика периода. Лев Исавр. Отражение арабского нашествия Почти все VIII столетие и первая половина IX характеризуются общим термином «иконоборческого периода». Этот период не только носит во главе имя Льва Исавра, но и тесно связан с этим именем главными течениями, берущими начало в царствование этого императора, и теми реформами в законодательстве, которые падают на его время, обнимая военное дело и гражданские отношения по преимуществу земледельческого класса. Не потому, однако, занимающему нас периоду усвоено наименование иконоборческого, чтобы вопросом о борьбе за почитание икон исчерпывались все интересы, но потому, что умственная, нравственная и политическая жизнь общества в это время более или менее зависела от иконопочитания и направлялась стоявшими в борьбе партиями почитателей икон и противников почитания икон 186 . Но если, выясняя значение термина, мы стали бы отправляться от одного лишь внешнего представления о почитании икон или гонении против иконопочитателей, то наше понимание периода было бы и односторонне, и весьма недостаточно. Уже давно и многими было отмечено, что иконоборческие цари вооружались, главным образом, против суеверий современного общества, и что предпринятые ими реформы направлялись ко благу подданных, в интересах государства. Нельзя, кроме того, оставлять без внимания, что и тесно понимаемый вопрос о почитании икон не ими поставлен на очередь, а занимал умы многих христианских деятелей и ранее VIII в. Кроме почитания икон, иконоборческим движением были затронуты самые существенные вопросы христианского вероучения: о воплощении Бога-Слова, о Богородице, а также подвергались колебанию обряды и формы богослужения. Независимо от сего иконоборческий период нанес большой удар монастырям и монастырскому роду жизни, возбудив сомнение в правильности и целесообразности того явления, что множество здоровых и могущих приносить пользу обществу людей оставляет гражданские обязанности и идет в монастыри, что на монастыри затрачивается значительная часть труда, и что монастырям и богоугодным учреждениям принадлежала чуть ли не треть всей государственной земли. Отсюда видно, что иконоборческий период есть период реформ, глубоких и разнообразных перемен во всех условиях религиозной, гражданской и политической жизни Византийского государства и потому заслуживает особенного внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание иконописцу и «Слова» о почитании икон Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Слова» о почитании икон и предпосланное им вступительное «Послание» «начало художнику божественных и честных икон» в данной редакции никогда еще не издавались. Само по себе вступительное послание (без последующих «слов») издавалось в 1847 г. в «Чтениях» ОИДР (1847, 1) под заголовком «Послание преподобного Иосифа Волоколамского к иноку иконописцу». В основу при этом издании был положен список Московской духовной академии 171 (теперь в Библиотеке им. В. И. Ленина), в котором за «Посланием» следуют не обещанные автором «три слова» об иконах, а все (начиная с первого) «слова» книги Иосифа Волоцкого «на новгородских еретиков» («Просветителя»). Три «слова» об иконах читаются и в составе «Просветителя», но там они расположены в ином порядке: первое из «слов» об иконах является шестым «словом» «Просветителя», второе (Сказание) — седьмым «словом», а третье — именуется пятым «словом» и помещено раньше двух остальных (в этой редакции «слова» об иконах помещены в казанских изданиях «Просветителя» — в 1857, 1882, 1896 и 1904 гг.). Публикуемый памятник состоит из вступительного «Послания» и обещанных в нем «слов». Какая из редакций «слов» является первоначальной: были ли эти «слова» первоначально отдельным сочинением, адресованным неизвестному иконописцу (со вступительным «Посланием»), а затем включены в «Просветитель», или наоборот — они были выписаны из книги Иосифа для посылки иконописцу? Выше мы уже приводили аргументы, доказывающие первоначальность именно отдельной редакции «слов»: в отдельной редакции «Сказание» о поклонении различным предметам является (как и обещано во вступительном «Послании иконописцу») вторым по порядку «словом»; текст же самого «Сказания» (и предыдущего «слова») подтверждает первоначальность именно такого порядка: «Сказание» в нем несколько раз именуется «вторым словом» (терминология эта сохранена и «Просветителем», хотя там «Сказание» — седьмое по общему счету и третье из числа «слов» об иконах).

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/

Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон Скачать epub pdf Из сборника Подобает ти ведати, возлюбленный и духовный мой брате, яко сказание от божественных писаний, еже послах иже по Бозе твоей любви того ради, понеже множицею глагола ми о сем, и от многа времени требуеши от мене худого слышати слово, в душевную тебе поспевающее ползу, и памяти ради моего недостоинства, яко да и по смерти моей поминаеши мое окаанство. Но не яко же ты мниши, възлюбленне, мы силни есмы в делех и словесех; веси убо немощь мою, и удобна тебе худость моа; но яко не просиши от мене успокоевающее плоть, но к спасению душевного устроенна, сего ради забых свою худость и неразумие, поминая твою веру и усръдие и еже о блазем тъщание, и повеленнаа тобою съверших. Дръзнух написати и послати твоему боголюбию твоего чаяниа недостойно, нашея же крепости не хужьдши. Но обаче, яко же мню, нынешнему времени подобно, яко ныне паче мнози лестьци изыдоша в мир, новгородскых глаголю еретиков, глаголющих, яко не подобает покланятися иже от рук человеческых сътворенным вещем, сиречь всечестным иконам, и честному и животворящему кресту, и прочим божественым и освященным вещем, их же Господь наш освяти и прослави в новей благодати и в ветхом законе. И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти начало художнику сущу божественных и честных икон живописанию. На три же слова того ради положих, яко первое слово потребно есть, еже с еретикы претися, глаголющими, яко не подобает покланятися рукотворению. В том бо изъявится божественными писаньми в ветхом законе от пророк же и от праведных, яко и тогда поклоняахуся рукотворению, сиречь, церкви, яже тогда нарицаашеся скинией, еще же и Соломонове церкви, и иже в них честейшем вещем, их же сам Бог повеле в славу свою сътворити. Второе же слово всякому христианину потребно есть, паче же не имеющим многых книг, или не ведущим божественных писаний, в том бо изъявится божественными писанми нового закона, от апостол же и святитель и преподобных и богоносных отец наших, како и которые ради вины подобаеть покланятися святым иконам и честному и животворящему кресту, и святому евангелию и пречистым и божественым тайнам и освященным съсудом; в них же божествена таинъства съвръшаются, и святым мощем и божественым церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Скачать epub pdf Глава 17. Святые иконы во втором и третьем столетиях Из второго и третьего столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас священных изображений условных или символических; но не очень много дошло до нас священных изображений ясных и прямых, во 1-х потому, что христиане опасались этими изображениями выдавать себя язычникам, во 2-х потому, что опасались, чтобы сами изображения не были поруганы язычниками, в 3-х потому, что в это время не мало было между христианами иудействовавших, которые были против самих священных изображений, в 4-х, не говоря о старании язычников, уничтожить сделанные христианами изображения, самое всесокрушающее время последующих веков убавило много икон христианских второго и третьего столетий. Многие писания святых отцов и христианских мужей этих веков не дошли до нас и известны нам только по имени; не дошло до нас ни одной из 27 книг Св. Писания Нового Завета, которая была бы написана рукою самого апостола или даже кем-либо переписана в первые три века. Но при всем этом из второго и третьего столетий дошли до нас во 1-х в довольном числе сами священные изображения, чтобы ясно свидетельствовать о почитании св. икон древними христианами. Некоторые же изображения, например в крипте Люцины и в усыпальнице Домитиллы – в катакомбах Рима, учеными исследователями древностей и самими протестантами относятся даже к первому столетию 38 . Во 2-х дошли до нас свидетельства в сочинениях св. отцов и христианских писателей об употреблении священных изображений во II и III столетиях. Более всего дошло до нас древних символических изображений Иисуса Христа, как Доброго Пастыря. Они в то время были многочисленны. Изображения Доброго Пастыря различны, но чаще Господь изображается в виде Пастыря, несущего овцу на Своих плечах. Изображения Доброго Пастыря делались на стенах подземных пещер – усыпальниц (катакомб), на гробницах, на сосудах, на лампах, на кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами. Древнейшие дошедшие до нас изображения Доброго Пастыря, найденные в катакомбах Рима, относятся ко II-мy веку, а некоторые могут быть отнесены к I-мy веку 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сортировать по Исключить новости О православном почитании икон Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 Из истории Церкви мы знаем, что существовала в Византии иконоборческая ересь, восставшая против иконопочитания; победа над этой ересью празднуется Церковью в первое воскресенье Великого поста — в неделю Торжества Православия. Но кроме иконоборцев против почитания икон выступали и выступают представители иудаизма, ислама и отдельных ветвей протестантизма (как правило, это новообразованные секты, отличающиеся некоторым экстремизмом); для последних иконопочитание представляет один из излюбленнейших пунктов в антиправославной полемике. Когда православных обвиняют в идолопоклонстве, то делают явную ставку на неграмотность. Но если вы вдумчиво читали Священное Писание, то можно ответить сектантам, что они живут в Ветхом Завете, а Бог уже достаточно давно заключил с людьми Новый Завет, вся суть которого в том, что Слово (то есть Сам Бог) стало плотью, что означает, что Бог стал изобразим. Но и в самом Ветхом Завете, который сектанты предвзято истолковывают в свою пользу, говорится о величайшей святыне — о ковчеге, который, будучи вещественным (см. Евр 9:4), олицетворял присутствие Бога (3 Цар 8:6–9). Ковчегу воздавалось поклонение, но почему-то сектанты не почитают этого идолопоклонством. Само откровение Имени Божиего — ЯГВЕ 1 — было величайшим явлением Ветхого Завета. К сожалению, нам это мало о чем говорит. Мы привыкли относиться к именам как к кличкам и не в состоянии понять, что Тетраграмматон, обычно переводимый ‘Я есмь Тот, Который Есмь’, или ‘Сущий’, для ветхозаветного сознания звучал подлинным присутствием Божиим, никем, кроме священников (при особых обстоятельствах) в своем реальном звуковом облике не произносился, в полном виде не писался, а заслышав его, верующие падали ниц в трепете. Напомню, что в Гефсиманский сад вместе со стражниками пришел за Спасителем и народ. Но вникните: Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я È êîãäà ñêàçàë èì: ýòî ß, îíè îòñòóïèëè назад и пали на землю (Ин 18:4–6). Ïî÷åìó? —  åâðåéñêîì ÿçûêå (è ñîîòâåòñòâåííî â àðàìåéñêîì) èìååòñÿ ìíîãî Áîæåñòâåííûõ èìåí: Эль, Эль Шаддай, Эль Элиот, Цебаот (Саваоф), Адонаи, Элогим, и все они именуют Бога. Но здесь вот, сказав Это Я (а ряд библейских экзегетов полагает, что произнесенное соотносилось с именем ЯГВЕ), Христос тем самым утвердил Свое Божество, и все пали на землю, как и следовало поступить при этих звуках.

http://pravmir.ru/o-pravoslavnom-pochita...

Глава I. Состояние византийского общества в царствование императора Константина V Копронима Осень 766-го года сменила уже лето. Шумно было в столице Византии, городе Великого Константина. Окончен трудный военный поход. Со славою победителей возвратились византийские воины домой. Им дан отдых, столь желанный после трудов. Только вождь их, император Константин V Копроним, не знает покоя. Мрачно чело его, не веселы взоры. Дума крепкая и глубокая тревожит его мысль. Внешние враги побеждены, а какое множество внутренних? Да и сильны они, но не оружием, а терпением и воодушевлением. Кто же эти враги? Почитатели честных и святых икон. В наследство от своего отца, императора Льва III Исаврянина (717–741 г.), Константин V получил подданных, разделенных на два враждебных лагеря. Причиной взаимной вражды их и разделения был вопрос о почитании икон. С давних пор, если уже не с первых веков, без споров и заметных разноречий иконопочитание вошло в православной Церкви во всеобщее употребление. Император Лев III по своим недальновидным соображениям 1 в 726 году поставил вопрос о законности и правильности иконопочитания. На вопрос в императорском указе и давался ответ в смысле отрицательном. От слов Лев III перешел к делу уничтожения иконопочитания. Конечно, на первых же порах явились и противники реформаторским затеям императора. Открылась борьба, которая пережила и самого виновника ее. Преемник Льва III, Константин V Копроним, в первые десять лет своего царствования не имел достаточно времени, чтобы продолжать начатую отцом его борьбу с почитателями икон. Это далеко не значит, что он равнодушен был к нерешенному вопросу. Воспитанный в иконоборческой семье, Константин был и оставался во все время своего царствования строгим иконоборцем. Первые десять лет, кроме других неотложных государственных дел, посвящались им и на подготовку к борьбе с иконопочитателями. Очевидна была бесплодность мероприятия Льва III, потому что он неподготовленным приступил к борьбе. На стороне его была только физическая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О почитании Святых Икон и о поклонении оным Между главнейшими принадлежностями храмов сеть святые изображения или иконы, представляющие нам Христа Спасителя, Святых, как в ветхом, так и в новом завете угодивших Богу, их Богоугодные действия, праздничные чудесные события в благодатном царстве во славу Божию совершившиеся. Служа по священному обычаю благолепным украшением храмов, святые иконы с одной стороны служат средством, располагающим к благоговению, с другой самым предметом благоговения. Чтобы утвердить святость иконопочтения противу опровергающих святые иконы, нужно сказать: во 1х, что святые иконы не воспрещаются второю заповедию; во 2х, показать различие иконопочитания от идолопоклонства, или икон от идолов; в 3х, представить основание к употреблению и пользу употребления икон; в 4х, основание к почтению и поклонению Св. иконам. Святые Иконы не воспрещаются второю заповедию А. Не сотвори себ кумíра и всякого подобия, елика на небеси гор и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им ( Исх.20:4–5 ). Сею заповедию вообще, и положительно воспрещаются всякого рода изображения существ видимых на небеси, или на земли, или в водах, как по особенному влиянию или случайному действию на нас возбуждают наше удивление или уважение к ним. Не сказал Бог – не изображай Меня ни под каким видом или образом вещей земных, дабы под оными кланяться мне, но сказал: не делай себе изображений ни земных, ни небесных вещей, и не кланяйся им. Таким образом, первою заповедию воспретивши почитать Богов чужих второю заповедию отымал у Евреев всякой повод к идолопоклонству, во всех постыдных видах Господствовавшему у язычников. Причина, почему воспрещено было Евреям делать изображения Бога и вещей Божественных, есть та, что народ чувственный при ограниченности духовного разумения еще не способен был мыслию от образа восходить к первообразу всех вещей, но более или менее к образу привязывал и присутствие самого Божества, – отселе смешивая тварь с Творцем, веществу или твари приносил поклонение, как Богу. Следовательно, образы, достойные Бога тем, кои способны и могут пользоваться к назиданию своему, не воспрещены. Иначе если бы решительно были воспрещены всякие изображения, то было бы противоречие между Божественным повелением и Божественными действиями, поскольку сам Бог устроив Скинию в которой и которой покланялись, поставил над очистилищем херувимов, служивших изображением существ ближайших к Богу ( Мф. 18:10 ) и вообще учредил образное служение. Итак, второю заповедию воспрещаются идолы и идолопоклонения, а не изображение Бога и Святых Божиих, или не иконопочитание. Различие иконы от идола

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Иконоборцы, которые никуда не исчезли, не оказывали видимого сопротивления восстановлению официального почитания икон, но не оставили мысли о реванше, надежду на который они строили главным образом на том, что в войсках продолжали чтить память Льва Исавра и Константина Копронима, при которых велись победоносные войны. В епископате в ту пору оставалось мало сознательно затаившихся убежденных иконокластов, готовых при первой удобной возможности возобновить борьбу с иконами, зато среди них в изобилии встречались бесхребетные лица, которые легко склонились на сторону истины, когда ее поддержала императорская власть, но которые способны были с не меньшей легкостью переметнуться на сторону врагов истины в случае перехвата ими верховной власти: эта гибкость порождалась не тотальным скепсисом и безверием, а тем, что в споре о почитании икон они толком не знали, на чьей стороне тут истина, и к тому же, вероятно, не придавали этой теме важного религиозного значения, не находили в этом споре догматического и сотериологического ядра, относя его к области обрядов и исторически сложившихся традиций. Патриарх Тарасий хорошо видел эти угрозы и риски и не форсировал ход событий, надеясь на постепенное перевоспитание епископата, духовенства и той части народа, которая в свое время легко уживалась с иконоборческой тиранией либо прямо сочувствовала ереси. У ревнителей православной акривии подобная икономия вызывала непонимание, несогласие, раздражение. Обнаружившаяся уже на Вселенском Соборе разница в подходе к каявшимся в иконоборчестве епископам между акривистами и икономистами сохранялась и после Собора, и вскоре она выступила наружу, правда, по делу, прямым образом не связанному с иконоборческим наследием. Когда император Константин VI отверг свою супругу Марию Амнийскую, внучку святого Филарета Милостивого, и предпочел ей придворную даму Феодоту — дочь своего кубикулярия, ложно обвинив Марию в попытке отравить его и повелев ей принять монашеский постриг, Патриарх Тарасий отказался дать Константину развод и обличил его в грехе прелюбодеяния, но, настаивая на своем, Константин угрожал, в случае отказа ему в разводе и благословении на новый брак, восстановить церковные порядки, бывшие при его отце, деде и прадеде.

http://pravoslavie.ru/smi/122652.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010