О почитании Честного Креста Христова § I. Мы сошлись на беседу с сектантами в церковной школе. Встретились, как добрые друзья: поприветствовали друг друга миром и полюбовно договорились вести речь о почитании Креста Христова . Эта беседа должна была служить продолжением нашей беседы о почитании святых икон. Петр Данилович, штундистский «старший брат», особенно настаивал, чтобы мы беседовали « именно о кресте. «Оправдайте, – говорил он, – от Слова Божия все рукотворенные вещи, какие существуют в Православной Церкви»... И вот, с Божией помощью, при довольном числе слушателей, мы открыли беседу. Я сказал: Св. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59. 6 ). Видим отсюда, что душа Псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле. В доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам Царя Давида, должны были «поднять знамя ради истины». – И пр. Исаия говорит про Спасителя людей: Он «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ; ср.: Ис.62:10 ). Таким образом, то, о чём молил Бога Царь Давид, – должно исполниться с пришествием в мир Спасителя. Значит, у «боящихся Бога» – христиан должно быть видимое знамя, поднятое «ради истины». – Считают ли сектанты себя «боящимися Бога» и есть ли у них такое знамя Божие? Петр Данилович и сектанты молчали, соображая силу моего вопроса. Потом они оправились. Петр Данилович ответил: В Евангелии Марка написано: «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Вот какие знамения будут у верующих, а не видимое какое-либо «знамя»... Сектанты дружно поддержали своего «старшего брата». Произошел шум в училище... Когда все утихли, я ответил: – Значит, друзья мои, вы признаете, что жизнь верующих христиан должна сопровождаться разными чудесами. Спрошу я вас: какие же чудеса совершаются в вашем обществе? Кто из вас брал во руки змия – и не был ужален им; кто «изгонял бесов», «говорил» чужими языками?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

8-е † Память о преподобном Григории, иконописце Печерском Название иконописца, с каким преп. Григорий упоминается в ркп. святцах и известен в пещере, показывает, что он благоговейно и богоугодно занимался писанием св. икон; по сказанию об иконописцах, «пр. отец Григорий печерский, иконописец киевский, спостник бе преподоб. Алипию» (†1114) и «много св. икон написал чудотворных». – Мощи его почивают в Антониевой пещере 71 , а часть их есть в Софийском соборе 72 . Так свято занятие иконописца, свято и почитание св. икон. Еще св. Григорий Двоеслов писал: «что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. – Икона служит простому народу вместо книги». Надобно прибавить к тому, что человек должен служить Господу своему не одним умом, но и воображением, и чувством, и зрением, и что ; если не питаем мы чувства и воображения предметами священными, они отыскивают себе пищу в предметах нечистых. Потому-то реформация, действуя по одному уму, составила служение оскорбительное для ума, служение Богу, без участия чувства и воображения. По ее же милости вместо предметов священных стали так усердно изображать предметы низкие и нечистые: природа так или иначе берет свое. И какая пагуба для душ – картины соблазнительные! Прелесть греха быстро переходит с них в самую глубину души, оскверняет и отравляет воображение, чувство, мысли, волю. Горе миру от соблазнов и горе тому, кем соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Несчастный художник! Какую участь готовишь ты себе, становясь губителем душ? Господь говорит: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» ( Мф.18:6 ). Сколько бы, напротив, мог ты приносить добра своей душе и тысячам душ христианских, если бы занимался ты только изображением предметов святых ликов рабов и рабынь Божиих. Следуй примеру угодника Божия Григория и ты будешь приятен Господу. В тот же день св. Емилиана исповедника, епископа Кизического

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV. Переход иконографических типов Б. М. из грекоитальянской иконописи в русскую. Типы Б. М. «Страстной», «Умиления», «Взыграния Младенца», «Сладкого Лобзания», «Корсунской Умиления», «Ватопедской», «Никопейской» и др. Продолжаем свой иконографический анализ, в центре которого ставятся или прямо произведения итальянской живописи, или их греко-итальянская переработка, причем, однако, новые типы и сюжеты тесно примыкают к десяти рассмотренным во II главе. 11 .  В ряду греко-итальянских икон XV столетия обращает на себя особое внимание образ Богоматери Страстной 91 , как красотою композиции фигур, так вместе с тем и оригинальною мыслью, в него вложенной. Известно, что композиция эта (рис. 94 и 95) повторяется во всех иконах «Страстной», неизменно во всех деталях. Представлена Б. М. по грудь, с серьезным, почти грустным выражением в лице; левой рукою она поддерживает Младенца, который резко повернулся назад и смотрит на ангела, приносящего с неба крест на руках, покрытых платом. С другой стороны, виден еще ангел, несущий копие и сосуд с желчью и уксусом. На лице Младенца выражено более изумление, чем испуг, но последний заметен в Его движениях (с одной ножки Его свалилась сандалия), так как Младенец склонился к Матери, как бы сжавшись, и охватил обеими ручками ее руку, дотоле прижатую к груди. На одной из таких икон, в том же собрании, читается, во-первых, наименование Б. Г. μλοντος, а во-вторых, в стихах, некоторое объяснение сюжета: «Ангел, некогда возвестивший Пречистой: «радуйся», ныне предноказует символы страсти; Христос же, облекшись в смертное тело, испугавшись участи, созерцает страшныя орудия». Те же греческие слова, переданныя на латинском языке, находятся в итальянском списке (рис. 94) иконы. Как известно, та же икона «Страстной» Богоматери составляет предмет особого почитания в римской церкви св. Альфонса (dei liquori) под именем Богоматери «Непрестанной Помощи» τς δоυ βοηθεας de perpetuo succursu. Икона, по преданию, принесена с о. Крита. Путем одного наглядного примера попробуем разъяснить, в чем именно заключалась та внутренняя жизнь, которая была сообщена итальянскою живописью иконографии Богородицы и которая привлекла к себе с такою силою греческую иконопись, что заставила ее изменить прежнему гиератическому пошибу и ввести в свою среду целый ряд интимно-лирических типов Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Богослужение в воскресные дни Богослужение в воскресные дни в изменяемой части своей совершается по октоиху и триоди; но для песнопений октоиха не указывается гласа, на какой их петь; потому что гласы определяются предшествующими Великому посту неделями и потому каждый год подвержены изменению. Песнопения же и молитвословия минеи (если не случится особого праздника с полиелеем или бдением) оставляются и восполняются песнопениями и молитвословиями из триоди в память особых священных событий и лиц, представляющих в жизни своей высокие примеры поста и молитвы. А именно: а) Воскресенье 1-й недели поста называется неделею православия по случаю совершаемого в сей день торжества православия, установленного в Греции в IX веке, в память победы православной веры и церкви над всеми ересями, возмущавшими церковь Христову, п особенно в память восстановления при Имп. Ирине (797–802) почитания св. икон после продолжительного на них гонения со стороны иконоборцев. В кафедральных храмах при архиерейском служении совершается особый обряд, называемый чином православия. Обряд сей состоит в пении благодарного молебна пред возлежащими на аналое среди храма иконами Спасителя и Божией Матери. В конце молебна, после молитвы об укреплении верных в православной вере и очищении православной церкви от ересей и расколов, возглашается: Кто Бог велий 3-жды, читается весь символ веры и произносится 12 анафематствований, т.-е. отлучений от церкви лжеучителей и на каждое сонм священно-служителей отвечает трижды: анафема! После отлучений возглашается вечная память всем защитникам православия и многолетие защитнику и покровителю православной церкви Государю Императору, Государынь Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Оканчивается чин православия пением: «Тебе Бога хвалим» и целованием икон. б) В воскресенье 2-й недели прославляются подвиги св. Григория Паламы , сперва инока Афонской горы, а потом Архиепископа Фессалонитского (XIV века), «иже, поется в службе ему, православия догматы насадил и веры семя умножил добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Глава III. Игумен Платон и его влияние на Византийское общество Игумен Платон и его влияние на Византийское общество; состояние монашества в 1-й период иконоборцев Уже за 20 лет было Феодору, когда он закончил школьное образование. Теперь предстоял выбор практической деятельности. По видимому молодому образованному человеку открывалась широкая дорога государственной и общественной службы. Как ни мало ценилась в то время наука и образование, все же нужда в образованных людях сказывалась и для чисто государственных потребностей. Ясное дело, Феодор скоро бы мог получить занятие тем более, что и отец его сам состоял на царской службе. Но Бог судил ему нечто иное. На Феодора имели неотразимое влияние дядя его по матери, игумен Платон, и мать. Последняя сама находилась под влиянием брата, как и другие члены семьи ее и ближайшие родственники. Игумен Платон и для своего времени был далеко незаурядным деятелем. С колыбели оставшись сиротою, он нашел приют в доме своего родственника. Здесь он имел возможность получить достаточное по своему времени образование, а трудом и воздержной жизнью скопил довольно большое состояние. Чувствуя любовь к жизни подвижнической, Платон роздал имущество, удалился на гору Олимп и постригся в обители «Символах». На 35 году жизни своей, он избран был в игумена обители. Много забот приложил Платон к внешнему благоустройству монастыря. Собственноручно им переписано было много книг для монастырской библиотеки. В часы досуга он занимался и составлением душеспасительных сочинений в руководство монахам. В 775 году игумен Платон по своим делам прибыл в Константинополь. Здесь много важных событий произошло к этому времени. Император Константин V скончался. На престол вступил сын его Лев IV Хазар. Болезненный, мало чем интересовавшийся, Лев более всего дорожил своим спокойствием. Хотя он и воспитан был в строгом иконоборчестве, однако не проявлял той нетерпимости по отношению к иконопочитателям, которою отличался его отец. Супруга Льва, Ирина, стояла за почитание икон. Это далеко ни секретом было. По улицам столицы теперь можно было встречать и иноков, которым еще недавно запрещено было появляться в городе. При дворе смелее стали говорить о почитании святых икон. Словом, теперь занималась заря лучших дней. Умные люди замечали это и спешили пользоваться обстоятельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глава IX. Император Михаил Косноязычный Император Михаил Косноязычный (820–829 г.); его отношения к почитателям икон; деятельность препод. Феодора за это время; последние дни жизни его и блаженная кончина (826 года 11-го ноября) Кто же занял императорский престол после Льва Армянина? Убийца его, Михаил Травл (Бальб,– Косноязычный). Прямо из темницы в цепях воссел он на трон. Нет слов, слишком резок был переход. Но в Византии в то время подобные явления были не редкостью и едва ли вызывали особенное удивление в современниках. Да и лично для Михаила подобный переход из тюрьмы на трон был продолжением счастливых неожиданностей. Бедный фригийский поселянин, кажется, цыган, а по вере сектант павликианин, пришел он в Константинополь искать счастья в рядах войска. Хотя Михаил имел недостаток речи, косноязычие, – и был малообразован 219 , однако это не помешало ему возвыситься до видного положения в войске, стать другом императора Льва Армянина и, наконец, занять царский престол. Как убийца императора Льва, Михаил этим злодеянием уже показал, что он не будет слепо следовать по стопам убитого и поруганного им царя. Жгучим вопросом в то время был, конечно, вопрос о почитании икон. То или другое отношение к этому вопросу должно было немедленно обнаружить направление и дух нового царствования. Как и следовало ожидать, гонения на иконопочитателей прекратились. Император издал указ, в силу которого все томившиеся в темницах за иконопочитание, получали свободу, изгнанные – право возвратиться на место жительства. Смирнскому узнику, преп. Феодору Студиту возвестили о милости нового императора. Последнему он пишет приветственное письмо, в котором убеждает его восстановить почитание икон и чрез это вступить в единение с вселенскою церковью 220 . Феодору неизвестны были намерения и планы царя. Он ожидает перемен к лучшему, но еще не может с полною уверенностью говорить об этом. Дарованная императором милость еще не означала возвращения его к порядкам церковной жизни времен вселенского седьмого собора. Но пока нужно было пользоваться этою милостью. Преп. Феодор решился возвратиться в свой Студийский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глава XI. Учение преп. Феодора Студита о почитании и поклонении честным иконам После краткого обзора сочинений преп. Феодора мы решились изложить учение его о почитании и поклонении честным иконам. Это явилось совершенною необходимостью и в виду того упрека в неправомыслии, который сделан преп. Феодору историками: греческим Папарригопуло и нашим русским, профессором Киевской Духовной Академии, покойным теперь, Ф. А. Терновским . Оба они утверждали, что преп. Феодор переступил границы вероопределения отцов седьмого вселенского собора и впал в неправомыслие. Нам нужно сравнить учение преп. Феодора о поклонении честным иконам с учением о том же отцов Собора, чтобы убедиться в неправоте приговора названных историков. С другой же стороны требуется указать, что же нового привнес преп. Феодор в решение вопроса, волновавшего так долго Церковь ? На каких основаниях узаконил почитание икон Седьмой вселенский Собор? 262 а ) На основе Священного Писания . Отцы в начале четвертого заседания читали Исх. 25:1, 17 – 22 , Чис. 7– 89 ; пророка Иезекиля Иез. 44:1, 16 – 20 ; Посл. св. Ап. Павла к Евреям, Евр. 9– 5 . Вот и все те свидетельства от Свящ. Писаний, которыми, по-видимому, удовольствовались отцы Собора. Но к этим свидетельствам нужно присоединить и те немалочисленные, которые приводились в выдержках из творений святых отцов. б ) Свидетельства из Священного Предания, что представляет вторую основу, приводятся отцами в очень большом числе. Из них выяснилась древность почитания икон в Церкви христианской. Иконоборцами были с давних пор еретики. Чтение многочисленных свидетельств из творений святых отцов дало возможность отцам седьмого вселенского собора сказать, что иконопочитание «распространено со времен апостольской проповеди » и «предано не письменно». «Кафолическая Церковь совершенно последовательно поступила, приняв святые и честные иконы; она в этом случае согласна с учением святых отцов наших» 263 . в ) Третью основу для утверждения иконопочитания отцам седьмого вселенского Собора дает учение Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа и совершенном Им искуплении рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Двадцать восьмой день. Преподобномуч. Стефан Новый. (О пользе почитания св. икон). I. Преподобномученик Стефан новый, память коего совершается ныне, родился в Константинополе в 715 г. и был иноком Авксентиева монастыря близ Никомидии. За неподписание определений иконоборческого собора, бывшего при Константине Копрониме, в 754 году, он сослан был в заточение, где продолжал обличать иконоборческую ересь. Вызванный в Константинополь, святой Стефан заключен был в темницу и в 767 г. скончался мученически, пораженный в голову тяжелым обрубком дерева. II. По поводу мученической кончины преподобного Стефана за истину иконопочитания побеседуем в настоящий раз о пользе иконопочитания, которое некогда нужно было отстаивать ценою жизни. а) Св. иконы суть одно из наилучших средств к научению православного народа св. истинам веры. Это самые вразумительные письмена для тех, кои не знают письмен. Так как таковых всегда и везде большая часть: то лишить храмы св. икон, значит лишить целый народ одного из самых действительных способов к наставлению его в вере. Что может сравниться с назидательностию св. храма, украшеннаго, по надлежащему, св. иконами? Вступая в священное окружение его, человек невольно отделяется мыслию и чувствами от всего греховного мира; вступает как бы в видимое сообщество святых; преносится духом в церковь праведников, на небесех написанных. Что ни взор, то благочестивая мысль или святое чувство. Благоразумно ли закрыть этот источник святого воодушевления? И чем заменить его? искусственными ли колоннами, картинами, изображениями природы? – Но они возбудят в тебе удивление к художнику, а не к Господу; тогда как икона, даже безыскусственная, прямо заставляет думать о святом. Вот как изображает пользу иконопочитания великий богослов православной церкви св. Иоанн Дамаскин : «Поскольку же Бог, по Своему благоутробию, для нашего спасения истинно соделался человеком, не явился только в виде человеческом, как являлся Аврааму и пророкам, но существенно и истинно стал человеком, жил на земле, обращался с людьми, творил чудеса, страдал, был распят, воскрес и вознесся на небо; и все сие происходило на самом деле, было видимо людьми и описано на памятование и в научение нам, не жившим тогда, чтобы не видев, но слышав и веровав, получили мы блаженство, обещанное Господом, а также поскольку не все умеют читать и могут заниматься чтением; то отцы и рассудили все дела Христовы, как достославныя, изображать на иконах, которые бы служили «кратким напоминанием». Часто случается, что мы и не думаем о страданиях Господа, но как скоро видим икону распятия Христова, воспоминаем о спасительном Его страдании, падаем и поклоняемся не веществу, а Тому, Кто изображен, равно как поклоняемся не веществу, из которого сделано Евангелие или крест, но тому, что ими изображается... Тоже должно сказать и о Богоматери. Честь воздаваемая Ей, возводится к воплотившемуся от Нея.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Джудит Херрин. Женщины и иконопочитание в ранней церкви 230 С культом икон связаны несколько парадоксов. Он прямо противоречит ветхозаветному запрету поклонения «идолам», сохранявшему своё значение и в ранних христианских общинах. Кроме того, он представляет собой по сути языческую форму искусства – поминание мертвых, предков, правителей, бессмертных божеств и смертных гсроев. Отсюда возникает вопрос: как случилось, что иконы заняли центральное место в христианском искусстве? Значит ли это, что Церковь попросту проигнорировала языческие корни этого рода изобразительного искусства и его запрещение Законом Моисея? Или же она при помощи специально разработанной богословской аргументации оправдала христианскую адаптацию и повторное использование этой древней формы художественного творчества? Один ответ на этот вопрос был дан в VIII в., когда византийская империя пыталась разрешить это очевидное противоречие, вкравшееся в раннехристианское искусство, уничтожая иконы и иные фигуративные изображения. Другой ответ выработала западная Церковь , не пожелавшая порвать со своей собственной традицией, освященной, к тому же, авторитетом столь выдающегося лица, как сам папа Григорий Великий . Последний писал, в частности: «Ибо то, что писание (scriptura) несет умеюшим читать, изображение (pictura) дает тем, кто этого не умеет, но взирает; ибо посредством него даже невежды научаются тому, чему должно следовать, – посредством него неграмотные читают. А посему – и главным образом – для язычников (gentibus) изображения суть заменитель чтения» 231 . Искус иконоборчества раскрыл глубокую приверженность идее христианского изобразительного искусства как на Востоке – где иконопочитание в конце концов восторжествовало, так и на Западе – где иконоборчество было отвергнуто сразу и навсегда. Под натиском иконоборцев культ икон нашел в Церкви широкую поддержку, хотя эта ответная – иконопочитательская реакция и не была однородна в некоторых важных аспектах. В настоящей работе будет рассмотрен прежде всего восточный вариант ответа на приведенный выше вопрос – та вера в иконы, которая представляет собой более личную форму почитания христианских изображений.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Закрыть «Вспоминая подвижников православной трезвости, мы говорим о радости воздержания» О состоявшемся в Александро-Невской Лавре празднике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Дмитрий Стогов   06:40 30.05.2023 433 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлены автором В воскресенье, 28 мая, в Санкт-Петербурге в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялось празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . Организаторы – координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, общественная организация «Трезвый Фронт», благотворительная организация «Фавор» и трезвеннические общины города. На молебен был доставлен образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из одноимённого храма на заводе АТИ. Молебен пред святой иконой у стен Никольского храма обители совершил руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнёв. За богослужением пел хор храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. После молебна отец Максим произнёс проповедь, в которой, в частности, отметил: «Мы пришли сюда, чтобы прославить Пресвятую Владычицу Богородицу. Мы пришли сюда, чтобы помолиться перед иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . Те, что сейчас молится перед ней, думают о вполне понятных скорбях, молятся об избавлении от страстей наркомании и алкоголизма. Страшные язвы наших дней, страшная печать греха в человеческом роде – ведь уже много столетий человек употребляет вредные вещества. Сколько горя, сколько скорбей и страданий они приносят! Сколько смертей – не только физических, но и духовных они приносят! Но в то же время, дорогие друзья, какова милость Божия, какова любовь Божия к нам, когда происходит избавление от греха! Человек с помощью Божией побеждает грех. Господь пришёл в этот мир для того, чтобы победить грех. Господь даёт возможность по благодати Божией и нам победить грех. Друзья, возрадуемся! Сам факт того, что так много икон Пресвятой Богородицы существует, порядка трёхсот, говорит о важности почитания Владычицы нашей. Вспомним, как явился образ Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . По воле Божией человеку является видение, старец, который повелевает идти в монастырь, в Серпухов, помолиться перед иконой Божией Матери " Неупиваемая Чаша " . И происходит чудо. И вот так, через чудеса, появляются чудотворные иконы. Множество икон Богородицы – это уже свидетельство о чудесах, которые происходят. Возрадуемся о такой милости Божией, о том, что у нас есть такая Заступница! Мы сегодня собрались здесь – у кого-то из нас есть такая проблема с алкоголем, у кого-то родственники страдают, а кто-то пришёл по убеждениям – что необходимо утверждать трезвость, и он выступает за трезвую Россию, за трезвый образ жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/30/vs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010