Двенадцатый день. Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский. (Почитать св. иконы необходимо). I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово. а) Безумцы, восстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! – Что такое икона? – Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийского. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестного старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхого деньми, сидящего на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» ( Дан. 7, 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [лат. Jonas] († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения . Род. в Аквитании (Юго-Зап. Франция), там же получил начальное и церковное образование, стал клириком. В посвящении Валькальду, еп. Льежскому, к-рым начинается Житие св. Губерта, И. упоминал об их совместном обучении в придворной школе. В 818 г., после низложения Орлеанского еп. Теодульфа , обвиненного в причастности к мятежу Бернарда Итальянского, племянника франк. имп. Людовика Благочестивого (814-840), И. с одобрения императора занял Орлеанскую кафедру. Вскоре епископ стал активным гос. и церковным деятелем, неизменно поддерживал имп. Людовика Благочестивого. Особое значение имела деятельность И. на Парижском Соборе 825 г., где обсуждался вопрос о почитании икон. В 824 г. визант. имп. Михаил II Травл (умеренный противник почитания икон) обратился к франк. имп. Людовику Благочестивому с жалобой на иконопочитателей, к-рые бежали в Рим и распускали слухи об иконоборческой ереси. Михаил II в послании подчеркнул, что принятые им меры были направлены лишь против неподобающего поклонения иконам, а не против икон вообще, и просил Людовика содействовать одобрению этих мер Римским папой и изгнать клеветников из Рима. Франк. император направил в Рим Фрекульфа, еп. Лизьё, однако папа Римский Евгений II отказался идти на уступки, заявив, что вопрос о почитании икон решен на Вселенском VII Соборе (787) и не может быть пересмотрен. Однако в гос-ве Каролингов господствовало негативное отношение к этому Собору, что нашло отражение в «Libri Carolini» (Карловых книгах). Парижский Собор 825 г. в целом одобрил позицию визант. императора и особым меморандумом (libellus) запретил поклонение иконам, разрешив их почитание (veneratio). Сансский архиеп. Иеремия и И. передали решения Парижского Собора папе Римскому, однако Евгений II не изменил свою позицию. Тогда же И. выступил против франк. сторонников радикального иконоборчества во главе с Туринским еп. Клавдием.

http://pravenc.ru/text/578290.html

Миссионер. Так как вы отступили от Православной Церкви и не хотите слушать увещаний здешнего приходского священника, то я хочу беседовать с вами о тех истинах православной веры, в понимании которых вы отличаетесь от православных. О чем же прежде всего желаете со мной беседовать? Предоставляю вам на сей раз право выбора предмета. Штундист. Более всего нас соблазняют иконы, и потому просим вас открыть первую беседу об иконах. Миссионер. Хорошо; желательно мне от вас слышать, почему они вас соблазняют? Имеете ли вы какие-либо доказательства того, что их не следует почитать? Штундист. Имеем в Слове Божьем, да еще настолько важные, что и дитя наше их понимает (они так ясны) и может обличить ими всякого почитател икон. Миссионер. Укажите мне эти места, прошу вас. Штундист. Вот они, пока 29 стих, 17 главы Деяний Апостольских и вторая заповедь Закона Моисея. Есть у нас и другие указания против употребления икон, напр. у прорр. Исайи, Иеремии, в Псалмах Давида пророка. Мы думаем, что тут напрасны даже будут ваши усилия, труды и речи, чтобы против сих мест что-либо возразить. Миссионер. Посмотрим. Но чтобы труд наш не был напрасным, прошу усердно внимать слову и честно относиться к делу, помня, что мы будем трудиться вести беседу истины ради, иначе успеха не может быть, как бы ни были ясны мои доказательства в пользу почитания икон и в опровержение ваших возражений. Успеха ради скажу еще: не забрасывайте меня разом многими вопросами, особенно не давайте их одновременно о разных предметах. Речь пойдет об иконах; помните, что о них только на сей раз мы и должны говорить. Чтобы скорее и лучше дойти до конца, советую вам не всем говорить, а избирать того, кто у вас сильнее в слове и больше других понимает. Ему доверьтесь, пусть он и говорит со мной, остальные будете вместе с православными слушать; а что ваш доверенный не выскажет, или скажет не так, о том в конце беседы мне скажете. Хорошо ли так будет? Штундист. Хорошо, значит, это чтобы был порядок. Миссионер. Да, верно. Кого же вы из среды себя выбираете для беседы со мной?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

1. Так как святая Церковь Божия зиждется твердо и непоколебимо на основании апостолов и пророков, с краеугольным камнем Христом, истинным Богом нашим, и украшается всеми священными и божественными догматами и в ней не существует никакой защиты или опровержения касательно нашей православной и непорочной веры и религии, то касательно пустых речей со стороны некоторых, числящихся в священном чине, но отделивших себя от общего тела Церкви, для требующих предлагается нижеследующая апология 2. Что существование и почитание честных икон дошло до настоящих дней от времен изначальных и исконных, то есть от предания апостольского и отеческого, об этом возвещают и свидетельствуют и древние храмы и священные сосуды, сооруженные благочестивыми царями и другими христолюбцами и полагавшиеся в местах Священных для почитания вместе с другими священными предметами. Но еще боле ясное и непреложное свидетельство в пользу этого (представляют) изображения, находящиеся вместе с честными крестами на солеях святого алтаря; ибо не для чего иного они помещаются здесь, как для поклонения, существуют по той же причине изображения на святых вратах и священных дверях. Есть и правила относительно почитания их в числе определений 6-го вселенского собора, называющие их достопоклоняемым писанием. Существуют о них и другие свидетельства в писаниях святых отцов. 3. Царствовавший некогда Лев, отец Константина, безумствовавший против домостроительства Спасителя Бога нашего, нашедши почитание икон в предшествовавшее ему время, решился их низвергуть, для чего устранил от священной должности блаженной памяти Германа, архиерея сего царствующего града, так как он противодействовал его злочестивым замыслам. И если кто пожелает познакомиться с этим точнее, пусть обратится к сочинениям этого блаженнейшего архиерея. Попирая таким образом волнуемую Церковь, нечестивый Константин, упорнее вооружаясь против православных наших догматов, без архиерея царствующего града (ибо Анастасий, занимавший кафедру после преподобного Германа, в то время уже скончался) и не пригласив архиерея ни старого Рима, ни другого какого престола, согласно церковному канону, следуя своему нечестивому желанию или, вернее, пользуясь наглостью тирана, презрев божественные законы, через бесстыдно созванных им нечестивых епископов, сделал все, что зависело от него, чтобы устроить их (икон) низвержение, осмелившись - безбожник - называть христиан идолопоклонниками и постановив в определении этого нечестивого скопища не поклоняться впредь священным иконам и не изготовлять их. И так как это зло не остановилось в самом начале на себе самом, то последовали и другие нечестивые определения. Так он устранил из Церкви призывание святых, сожигал святые мощи и многие священные книги, а не принимавших этого безбожного определения подвергал преследованиям, побоям и разным пыткам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/581/...

Двадцать седьмой день. Поуч. 2-ое. Преп. Прокопий Декаполит. (Почитание св. икон необходимо и полезно). I. Преподобный Прокопий, память коего ныне, родился в области Десятиградия (посему и называется Декаполит, что с греческого значит – из страны Десятиградия), лежащей при море Галилейском, которую посещал некогда Господь Иисус Христос. Св. Прокопий принял в одной обители иночество и подвизался в посте и молитве. Когда настало иконоборчество, преподобный мужественно стал против иконоборцев, защищая правое и благочестивое почитание святых икон. За это, по повелению царя Льва Исаврянина, он был взят и подвергнут мукам. Его жестоко били, строгали железными когтями и ввергли в мрачную и смрадную темницу, где он томился до самой смерти императора – иконоборца. После того Прокопий получил свободу и жил опять в обители, предаваясь иноческим подвигам. Скончался в мире в начале 9-го века. II. Братие! Как в древния времена были, так и ныне есть люди, кои, увлекаясь духом лжеименного разума, отвергали и отвергают поклонение святым иконам: посему, в день памяти страдальца за св. иконы, преп. Прокопия, благоприличным нахожу я предложить нечто любви вашей о святых иконах вообще, и о спасительном для всякого христианина почитании оных. а) Чествование святых икон имеет свое основание в самом существе человека. Облеченный перстию, в настоящем его состоянии, неиначе он может видеть истину, как в образах и начертаниях. Плотский человек мир духовный, блага грядущия, Самого Бога, а равно и святых Его может созерцать только в телесных, или вещественных изображениях. Как ветхозаветная Церковь взирала на грядущия, обетованные ей блага? в сени и гаданиях: солнце правды – Иисуса Христа она видела издалека во мраке. Чада новозаветной Церкви хотя удостоились видеть Богочеловека очами телесными, удостоились осязать Его, по свидетельству возлюбленного ученика; но видение это не доставило им еще того блаженства, которое откроется, когда узрят Его якоже есть ( 1Uoah. III, 2 ). Такового познания, как говорит святый Григорий Богослов , в настоящей жизни не возможно иметь, сколько бы ум ни старался выйти из круга телесности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый образ в иконографии русских святых Доклад на Пленарном заседании VII Пименовских Чтений Саратов. 11 декабря 2009 г. 20.01.2010 695 Время на чтение 25 минут Написание икон святых является древней традицией Православной Церкви. Взирая на святые образы, верующий человек, согласно постановлению VII Вселенского Собора, возводит свои мысленные очи к Подвижнику, пребывающему в небесных обителях, воздавая при этом благоговейное почитание написанному его изображению. Это особенно ярко показывает единство Первообраза и иконного образа. Как пишет известный богослов-агиограф архиепископ Сергий (Спасский), мы «чрез почитание святых икон привлекаем к себе благословение Божие и любовь святых Божиих»1. Ниже он продолжает: «Для Господа Бога святые иконы служат орудием проявления Его Божественной силы к нашему спасению: чрез них Он совершает великие знамения и чудеса для утверждения веры в Него и святую Церковь Его, для утешения скорбных сердец, для исцеления болезней»2. В каждом православном храме имеется множество различных икон, на которых изображены святые подвижники. Они стали привычны и близки сердцу православного верующего человека. Но в почитании каждого Святого всегда имел место такой трогательный момент, как написание его первого образа. Впервые данный вопрос о написании образа новопрославленных святых встал на Руси после принятия Крещения в связи с канонизацией святых страстотерпцев Бориса и Глеба (†1015; пам. 2 мая). Причисление церковным Собором к лику святых угодника Божия благочестия влечет за собой написание ему Службы, Жития, а также указания - как писать его образ. Иконографические данные о святых суммированы в Иконописном Подлиннике. «Плод просвещения Древней Руси... Подлинник возник и развивался на основе Прологов, Миней, Житий святых и Святцев, будучи таким образом полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных... Наши древние иконописцы стояли во главе просвещенных людей Древней Руси, что они засвидетельствовали созданною ими художественно-литературною системою Иконописного Подлинника»3. Эпоха Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), благодаря усилиям которого на Московских Соборах 1547, 1549 годов было канонизировано множество русских святых, в ряду других обобщающих церковно-культурных, исторических начинаний дала и Иконописный Подлинник. Можно сказать, что расцвет иконописания на Руси одновременен с расцветом почитания русских святых. Исторически первый образ Святого нередко предшествовал указаниям Иконописного Подлинника. История появления первых образов святых различна4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Содержание    1. Если бы кто учился молчать во всю жизнь, то в настоящий день заговорил бы по всем правилам витийственного искусства...    (Так начинается эта Беседа, и спустя немного продолжается).    ...Таким угощением увеселяет нас написанный образ Девы, упоевая не чашами вина, а прекрасным видом, так что ум нашей души, насытившись им при посредстве телесного зрения, и по любви к божественному напечатлевши в себе это произведение Православия, живее представляет себе истину и плодотворность ее. Таким образом благодать Девы радует, воодушевляет и укрепляет нас и посредством икон. — Се, Дева-Матерь в чистых объятиях своих носит, как младенца, общего Создателя, склонившегося спасти весь род наш. Велика и неизреченна сия тайна смотрения Божия! Се, Дева-Матерь смотрит девственно и вместе матерински, и по этой обоюдности в одинаковом лице своем обнаруживает два действия воли своей, вполне выражая в нем не одну девственность, но и материнство: — знать, живописец вдохновлен был свыше: так верно подражал он природе! — ибо она с внутренним восторгом сострастно 1 смотрит на Рожденного, склонив к Нему лице свое, а по причине бесстрастного и сверхъестественного рождества удерживает невозмутимое и спокойное состояние души, отчасти выражая оное и во взоре своем. Смотря на нее, ты сказал бы, что она и без чьего-либо вопроса, — как же ты девствуешь, когда родила? — не отказывается говорить. Так живо красками написаны уста ее! Они сжаты и умолкли от какой-то тайны, однако нет в них и неподвижного спокойствия. Во всем лике не видно никакой искуственной прикрасы: напротив он как бы живой первообраз. Смотри, какого украшения лишена была церковь! Какой славы недоставало ей! И какую красоту заменяла угрюмость!    2. Иконоборство есть озорничество ничем не меньшее дерзости Иудеев. А почитание икон есть блистательное проявление ума боговдохновенного и той любви к Господу, которая усовершала тайноводственный лик апостолов, окрыляла страстотерпцев во время их шествия к победным венцам, а пророкам, этим языкам Бога, которые знали и верно прорицали людям будущее, доставляла неувядаемую славу. Все эти подвиги и дарования, по истине, были плод этой искреннейшей и божественной любви. Она же установила и почитание честных икон, как ярая и скверная ненависть причинила истребление их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2999...

19. Священные изображения: древность употребления креста; происхождение св. икон, иконостасов Храм украшается священными изображениями. Особенным украшением храма служат святой крест и иконы. В древности к кресту относились с ужасом и отвращением, потому что смерть через распятие на кресте считалась самой позорною. Но с того времени, когда Иисус Христос принял смерть на кресте, и этим освятил его, крест получил у христиан высокое значение и сделался предметом почитания. Христиане с первого века стали украшать крестом свои жилища, покланяться ему, целовать его и возжигать перед ним свечи и лампады. Особенно же распространилось употребление креста со времени вступления на престол императора Константина Великого , в 4-м веке, когда прекратилось гонение на христиан. В древности кресты имели различный вид. Был кресты трехконечные, наподобие буквы Т, и четырехконечные, наподобие буквы X. Крест, имеющий вид буквы X, называется «Андреевским», потому что на таком кресте был распят св. апостол Андрей Первозванный. Был в употреблении и четырехконечный крест, имеющий вид двух линий, сложённых под прямым утлом: + . У христиан был в употреблении и восьмиконечный крест. Вид этого креста образовался потому, что к четырехконечному кресту прибавили две линии: одна, изображающая надпись над головою распятого Господа, а другая – подставку под ноги висящего на кресте Господа. Святые иконы, которым мы кланяемся, имеют происхождение самое древнее. Первою иконою в христианской церкви был Нерукотворенный Образ Спасителя. Происхождение этого образа, по преданию, такое: князь эдесский Авгарь тяжко заболел. Слыша чудеса Господа Иисуса Христа, он пожелал иметь Его образ. Посланный живописец не мог списать лика Спасителя. Тогда Иисус Христос позвал живописца, взял у него полотно, отер свое лицо, и на полотне изобразился Нерукотворенный Образ Христа. По преданию, известно, что евангелист Лука, как живописец, написал несколько икон, из которых более известна Владимирская икона Божией Матери. Эта икона находится в городе Москве, в Успенском соборе. В первые века христианства, когда было гонение, христиане принуждены были скрываться от язычников в подземельях, и там, совершать Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

47. Слово в Неделю Православия, в 1-ю Неделю Великого поста 126 Ныне совершает святая Церковь Торжество Православия: она празднует победу над всеми еретическими заблуждениями, с которыми боролась в течение нескольких веков, в противовес каковым создала крепкий оплот истины своей на семи Вселенских Соборах, как бы на семи крепких столпах утвержденный дом, по слову Писания: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» ( Притч. 9, 1 ). Восставшие на хранимую в Церкви истину Христову стремились то разрушить самое существо ее, догматы , как главные, основные истины веры Христовой, предначертанные в Евангелии, то лишить ее благоукрашения внешнего, особенно святых икон. И вот, когда святая Церковь в 842 году, в царствование Императора Михаила и Феодоры, восстановила не только веру во все догматы Церкви, но и почитание святых икон, начала она совершать Торжество Православия. Многие люди совсем этого торжества святой Церкви не понимают, даже смущаются при виде его, думая, что оно дышит непримиримою ненавистью к врагам, которых Христос заповедовал любить, так они судят о защите святой Церковью своих догматов и особенно об отлучении, анафематствовании отвергающих их. Другие говорят, что не допускать почитания икон значит только восстановлять первоначальную будто бы чистоту и духовность христианского Богопочитания. Но как глубоко и пагубно заблуждаются те и другие! Ведь первые хотят, чтобы у дерева были отсечены корни его: они требуют, чтобы Христова истина приносила миру бесчисленные плоды любви и духовных сладостных утешений, но питающие любовь корни хотят отсечь. Эти корни Христовой истины, плодоносящей миру, и есть вера с ее догматами; догматы святой Церкви суть не что иное, как лишь тончайшие разветвления корней веры; не что иное представляет собой самое тонкое богословствование святых отцов семи Вселенских Соборов. Посмотрите, как глубоко утверждены эти корни! Они, эти корни, уходят в самую отдаленную глубину жизни веков. Ибо ведь верою, как говорит святой апостол Павел, жили и были «свидетельствованы» древние. Верою мы уразумеваем, что вся тварь «веки устроена словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Верою принес Авель жертву лучшую, чем Каин. Верою Енох ходил перед Богом и переселен так, что не видел смерти. Верою Ной строил ковчег и спас мир от погибели в водах всемирного потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Документы Открытое обращение представителей Русской Православной Церкви к работникам музейного сообщества 25.03.2010 10:12 Уважаемые представители музейного сообщества! Хотелось бы отреагировать на Ваше письмо, направленное Президенту России и продолжающее дискуссию вокруг законопроекта о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Ваше обращение свидетельствует в первую очередь о том, что существует серьезная проблема сохранности зданий и предметов, являющихся важной частью отечественного культурного наследия. В этом подходе позиции музейных работников и Церкви совпадают. Однако аргументы, которые вы приводите, в ряде случаев вызывают серьезные возражения. Вами утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века? Ведь большинство этих памятников, среди которых подлинные шедевры изобразительного искусства русского средневековья, до двадцатых-тридцатых годов прошлого столетия находилось в действующих храмах. Именно оттуда иконы, как правило, насильственно изымались в послереволюционные годы. Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства, и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому - многие и многие современные храмы и монастыри. Вы утверждаете, что икона в музее " не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию " , в противовес " церковному поновлению " , при котором " творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика " . Случаи подобного безграмотного " поновления " , если и случались ранее, то крайне редко. За любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, неизбежно придется держать ответ перед церковным Священноначалием. На практике древние святыни, перед которыми молились многие поколения верующих, окружены в храмах благоговейным почитанием, и, разумеется, речи об их поновлении в принципе не идет. Кроме того, сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности - если необходимо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010