Потребитель VULGARIS Иллюстрация: Michel Rabagliati - Вот наш идеал! - провозгласил он. - Или, выражаясь точнее, вот модель нашего с вами идеала. Мы имеем здесь универсального потребителя, который всего хочет и все, соответственно, может. Все потребности в нем заложены, какие только бывают на свете. И все эти потребности он может удовлетворить. ... Все мы, товарищи, при всем нашем уважении к нам, просто нули рядом с нею. Потому что она хочет таких вещей, о которых мы и понятия не имеем. И она не будет ждать милости от природы. Она возьмет от природы все, что ей нужно для полного счастья, то есть для удовлетворенности. ... Счастье данной модели будет неописуемым. ...      - Простите, - вежливо сказал Эдик, - и все ее потребности будут материальными? -- Ну разумеется! -- вскричал Выбегалло. -- Духовные потребности разовьются в соответствии! Я уже отмечал, что чем больше материальных потребностей, тем разнообразнее будут духовные потребности. Это будет исполин духа и корифей! ( А. и Б.Стругацкие " Понедельник начинается в субботу " ) Прошло вот уже более 10 лет с тех пор, как канул в лету новый тип homo sapiens, предмет гордости партийных идеологов - " советский человек " . Помимо весомой идеологической нагрузки (помните знаменитое: " Но ты же советский человек! " соседа Маресьева по госпитальной койке?) эта конструкция должна была обозначать и принадлежность к стране, ибо иные альтернативы ( " эс-эс-эс-эровец " ? " советско - союзянин " ?) были бы явно неблагозвучны. На смену ушедшему в небытие " советскому человеку " , отправленному в утиль с презрительным ярлыком " совок " , пришел " дорогой россиянин " . Во всяком случае, именно так обитателя бескрайних российских просторов именовал в своих телеобращениях первый Президент Российской Федерации. Политкорректное " россиянин " было призвано не обидеть живущих на тех же просторах представителей нерусских национальностей, которые на центробежной волне начала 90-х вполне могли " развить " беловежский процесс (а некоторые - так до сих пор партизанят).

http://pravoslavie.ru/111.html

«Многие иски потребителей вошли в историю. По решению суда был признан банкротом завод железобетонных конструкций в подмосковном городе Видное. А началось все с того, что он проигнорировал требование потребителя выплатить неустойку за несвоевременное исполнение заказа» («Известия»). Обидно только, что еще так много по всей Руси стоит необанкроченных заводов, но – лиха беда начало… Однако есть во всем этом и определенные странности, которые стали проявляться лишь со временем, когда растущее потребительское правосознание наших соотечественников стало достигать невиданных доселе высот. Как рассказал сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, «осознание некоторой части потребителей достигло прямо-таки профессионального уровня». Скажем, туристические компании столкнулись со специфическим типом клиентов, «которые специально возят с собой тараканов в баночке (чтобы выпустить в своем номере и вытребовать компенсацию за безобразие) и придумывают другие способы зарабатывания на безбедную жизнь». Наш человек, вооружившись «самым работающим законом», представляет собой грозную силу: «Существует определенная категория покупателей, занимающихся «потребительским рэкетом». Данные лица (как правило, пенсионеры) располагают достаточным временем для личного участия в судебных процессах… обладают в большинстве случаев определенными юридическими знаниями, что позволяет им рассматривать судебные тяжбы с магазинами как средство пополнения своего бюджета». В их практике, например, «…шантаж торговой организации с требованием уплаты отступного за необращение в контролирующие органы (в первую очередь – в торговую инспекцию) по поводу нарушения… правил торговли: отсутствуют ценники, контрольные весы, книга жалоб» и т.п. («Осторожно – экстремизм». «Бизнес-адвокат» (126), март 2002г.). Причем, очевидно, что наиболее удобным и частым объектом претензий выступают совсем не загорелые торговцы фруктами и кроссовками, а обычные, вполне легальные магазины, которые не могут быстро скрыться от карающей длани суда или надзорных органов.

http://pravoslavie.ru/30327.html

Однако есть во всем этом и определенные странности, которые стали проявляться лишь со временем, когда растущее потребительское правосознание наших соотечественников стало достигать невиданных доселе высот. Как рассказал сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, " осознание некоторой части потребителей достигло прямо-таки профессионального уровня " . Скажем, туристические компании столкнулись со специфическим типом клиентов, " которые специально возят с собой тараканов в баночке (чтобы выпустить в своем номере и вытребовать компенсацию за безобразие) и придумывают другие способы зарабатывания на безбедную жизнь " . Наш человек, вооружившись " самым работающим законом " , представляет собой грозную силу: " Существует определенная категория покупателей, занимающихся " потребительским рэкетом " . Данные лица (как правило, пенсионеры) располагают достаточным временем для личного участия в судебных процессах... обладают в большинстве случаев определенными юридическими знаниями, что позволяет им рассматривать судебные тяжбы с магазинами как средство пополнения своего бюджета " . В их практике, например, " ...шантаж торговой организации с требованием уплаты отступного за необращение в контролирующие органы (в первую очередь - в торговую инспекцию) по поводу нарушения... правил торговли: отсутствуют ценники, контрольные весы, книга жалоб " и т.п. ( " Осторожно - экстремизм " . " Бизнес-адвокат " (126), март 2002г.). Причем, очевидно, что наиболее удобным и частым объектом претензий выступают совсем не загорелые торговцы фруктами и кроссовками, а обычные, вполне легальные магазины, которые не могут быстро скрыться от карающей длани суда или надзорных органов. Можно, наверное, надеяться на то, что такие явления - лишь неизбежные эксцессы периода становления, и " нормальный " рынок, о всецелительности которого мы слышим уже более 10 лет, все поставит на свои места. В конце концов, люди бывают разные. Как говорил Марк Твен , " находить недостатки дело нетрудное, если питать к этому склонность. Один человек жаловался, что уголь, которым он топит, содержит слишком много доисторических жаб " .

http://pravoslavie.ru/111.html

Смущает другое. Ибо потребитель - это не только некий субъект, обладающий набором прав по отношению к магазинам и прачечным, и умело их использующий. Если бы это было так, то любой прогресс в этой области, даже с учетом упоминавшихся издержек, можно было бы только приветствовать. Однако потребитель - это еще и модель поведения, образ жизни, который пришел к нам вместе с " общечеловеческими " ценностями, и по-своему их венчает и олицетворяет. Похоже, что на самом деле на смену " советскому человеку " по замыслу организаторов демократических преобразований в России должен был прийти вовсе не абстрактный " дорогой россиянин " , а именно этот самый потребитель, как наиболее удобное вместилище либеральных западных ценностей и идей. То, что Закон " О защите прав потребителей " на фоне прочего невнятного нормотворчества оказался самым действенным, что отечественный потребитель так резво от осознания собственных прав перешел к злоупотреблению оными, что как грибы растут объединения потребителей при явной пассивности граждан, когда речь идет о самоорганизации в иных сферах общественного бытия, - все это наводит отнюдь не только на бодрые мысли о грядущем гражданском обществе в России. Если бы параллельно такие же могучие организации граждан выигрывали показательные процессы по ограничению безудержной рекламы, всевозможной похабщины и пошлости на ТВ, о нарушении прав и оскорблениях религиозных чувств верующих, привлечении к ответственности за распространение клеветы в СМИ и многое другое. Но нет - активность, так сказать, " на уровне живота " . Объединение людей по одинаковым потребительским интересам - как прототип и " закваска " нарождающегося гражданского общества - должно создать основу для формирования аналогичного утилитарно-потребительского отношения к демократическим институтам, например, к тем же партиям. При этом даже не обязательно, чтобы партии общие потребительские интересы или обиды своих членов провозглашали уже в самоназвании, как скажем, Партия любителей пива или Партия обманутых вкладчиков. Цель заключается и в том, чтобы различия между основными парламентскими гигантами в большей степени сводились к экономическим интересам тех или иных категорий граждан: к налоговым, социальным преимуществам для одних (например - крупного капитала) или других (скажем, наемных работников). И гражданин, идя на выборы, понимал бы, что, голосуя за определенную партию, он получит ту или иную ставку подоходного налога, то или иное отношение к приватизации, свободной продаже земли, льготам и т.п.

http://pravoslavie.ru/111.html

15 марта 1962 года президент США Джон Ф. Кеннеди заявил: " Потребители - это все мы " . И с тех пор эти самые " все мы " ежегодно отмечают 15 марта " Всемирный день потребителя " . Разумеется, покойный Кеннеди не ограничился этой глубокомысленной констатацией, близкой по содержательности к хрестоматийному: " мы - не рабы " . Он провозгласил и четыре конкретных постулата, они же " ...неотъемлемые права каждого из нас: Право на безопасность товара. Право на информацию. Право на выбор. Право быть услышанным " . Особенно трогательно, на мой взгляд, невинно убиенный отец потребительства сформулировал последнее право: " быть услышанным " . Как в том сочинении киношкольника из фильма " Доживем до понедельника " , состоявшем из единственной фразы: " Счастье - это когда тебя понимают " . Теперь же, согласно заповедям президента тогда еще не последней сверхдержавы, счастливым мог считать себя тот, кто имел бы безопасный товар, информацию об оном, возможность выбора, а также право довести свое возмущение до надлежащих ушей. " Дорогой россиянин " также в числе первых поспешил вступить в обладание этими замечательными правами, и, прожив лишь пару месяцев без СССР, в феврале 1992 года принял Закон " О защите прав потребителей " . Казалось бы - мало ли законов тогда принималось, и сколько их дожило до наших дней? Ан нет - тут случай как раз нестандартный. Глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Александр Аузан, " ...оглядываясь на прошедшие 10 лет, с удовлетворением отметил, что закон " О защите прав потребителей " - самый работающий в России ... В начале 90-х мы буквально изнасиловали диковатую торговлю и совершенно отвязанных производителей. ... Трепещут продавцы, и это хорошо " . Наверное, это действительно хорошо, что у " диковатых " продавцов и производителей помимо чиновничьего и бандитского рэкета появился еще один могущественный враг, опирающийся на мощь закона и судебных исполнителей. И что бардаку и непрофессионализму, царившим в торговле и полуживой промышленности, сообщество потребителей противопоставило эффективную организацию по самым передовым западным образцам, до которых тем же промышленности и торговле еще расти и расти. И что теперь каждый может силою закона и пребывающих в постоянной боеготовности контрольно-надзирательных органов разорить неполюбившуюся ему торговую точку за то, что у нее на ценнике не было печати, или в инструкции к яйцеварке яйцо было нарисовано " вверх ногами " . " Многие иски потребителей вошли в историю. По решению суда был признан банкротом завод железобетонных конструкций в подмосковном городе Видное. А началось все с того, что он проигнорировал требование потребителя выплатить неустойку за несвоевременное исполнение заказа " ( " Известия " ). Обидно только, что еще так много по всей Руси стоит необанкроченных заводов, но - лиха беда начало...

http://pravoslavie.ru/111.html

Став " россиянином " и взяв курс на Запад, бывший " советский человек " приготовился обрести и иные качества, которых ему столь недоставало в его советском бытии. Как известно, " новая русская " (если судить по одноименному классу-победителю) революция конца прошлого века происходила под зычными лозунгами всевозможных свобод: слова, выборов, поездок за границу и иных демократических самоценностей. Но вместе с этими благородными слоганами не последним вагоном за " локомотивом истории " шли ценности в самом что ни на есть бытовом понимании этого слова, которых " советский человек " был лишен не менее, чем вожделенных свобод. Нехорошо, конечно, подозревать соотечественников в излишней меркантильности, но это еще вопрос, без чего они больше страдали: без изобилия партий или сортов колбасы на прилавке. Во всяком случае, в первые постсоветские годы чаще именно эти самые колбасные витрины, а вовсе не монументы западного парламентаризма служили фоном в фотоотчетах о поездках российских туристов на Запад. Всеми правдами и неправдами проникавший за " железный занавес " приятный запах, источаемый " загнивающим Западом " , подрывал моральные устои " советского человека " почище " вражьих голосов " . А " занавес " самим фактом своего существования лишь усиливал тлетворную притягательность просачивающихся ароматов ( " Гудбай, Америка!... Нас так долго учили любить твои запретные плоды... " ). Как бы то ни было, вливаясь (как тогда думалось) в радушную семью " цивилизованных " народов, бывший " совок " перевоплотился в " россиянина " , обретя при этом новые качества, ради которых, возможно, все и задумывалось: он стал не только более или менее полноценным избирателем и носителем всяческих гражданских прав, но и ожидаемым в теплых краях иностранным туристом, обладателем валютного вклада и кредитной карточки, уважаемым клиентом риэлтерских и пэйджинговых компаний, желанным покупателем в сияющих " евроремонтом " супермаркетах и " бутиках " . Попросту говоря, бывшая застенчивая жертва советской торговли и общепита постепенно стала уважаемым и полноправным Потребителем.

http://pravoslavie.ru/111.html

Такой " расклад " приблизил бы нас к " образцовым " демократиям, где уже давно и регулярно выбирают не между идеями и идеологиями, а между той или иной (как правило, более либеральной или более консервативной) моделями хозяйствования. По мере того, как каждая из них через несколько лет перестает удовлетворять большинство населения (а точнее - колеблющееся " болото " неопределенной ориентации, которое обычно и решает исход выборов), и при этом правящие силы наделают ошибок, - происходит очередная смена курса, чтобы начать новый цикл " демократического процесса " . Эта модель гарантирует устойчивость всей системы, безопасность от сильных социальных потрясений - ведь всегда есть ощущение альтернативы нынешнему курсу ( " я назло проголосую на следующих выборах за их конкурентов, если эти не снизят налог на пиво " ). При этом наличие самой свободы выбора, а также малых и маргинальных партий, выпадающих из традиционной либерально-консервативной схемы, не позволяет развиться системно опасному впечатлению замкнутого круга. Поэтому Потребитель с его довлеющими утилитарными интересами становится не только важным объектом активности политических сил в стране, но и чуть ли не главной опорой всей демократической системы в целом. Но для этого, конечно же, его нужно иметь, а там, где он еще не появился - заботливо вырастить. Собственно, эта цель современными " политтехнологами " и не скрывается: " Когда мы говорим " потребительский класс " , речь идет не только о потребительской корзине. После определенного уровня у человека появляется возможность выбирать. У него появляются удовлетворяемые потребности. Он становится потребителем и цивилизуется как потребитель. Это относится и к политическому рынку... И все заметнее становится потребность в политическом сервисе. ... Нужна власть потребительски ориентированная, которая защищала бы интересы потребителя законодательными, силовыми и прочими способами. И тогда можно было бы договариваться о цене этого сервиса. ... Политик должен себя предлагать, а я должен либо покупать, либо не покупать его предложения " ( Дмитрий Ицкович, президент компании " Проект О.Г.И. " ). Как бы предполагается, что по мере наполнения потребителем его " корзины " колбасой и устрицами, он, насытившись, выведет на новый уровень и нематериальные потребности, став полноценным Гражданином.

http://pravoslavie.ru/111.html

Конечно, на нашей российской почве с этим все обстоит пока не так гладко, ибо здесь нет вековых традиций воспитания в духе западных ценностей. На смену православной России, которую по ее укладу вряд ли можно было считать оплотом потребительства, пришел социализм, до своего последнего часа официально осуждавший " вещизм " и " мещанство " в быту. Другое дело, что население позднего СССР не всегда готово было на одно лишь моральное поощрение взамен материальных стимулов, да и руководство страны тогда не подавало личных примеров бытового аскетизма. И все же система воспитания подрастающих поколений, идеологическая и культурно-просветительная работа свои плоды приносила: родители в те времена, как правило, сочли бы постыдным рекомендовать своим чадам рваться " по трупам " " неудачников " к материальному и карьерному успеху. Они без всякого принуждения ставили отпрыскам в пример благотворительные похождения Тимура & C° и доброго правоохранителя " дядю Степу " . Возможно, именно это воспитание помешало многим войти в Большой Рынок в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов. Их лишили стабильного источника - пусть небольших - доходов от работы по специальности, с перспективой небогатой, но и не нищей пенсии, и заставили " крутиться " в совершенно незнакомом и психологически чуждом " челночно-ларечном " " бизнесе " . Чуждом не столько из-за неприятия основ капитализма, - наш человек вполне готов был почувствовать себя собственником и попробовать себя в самостоятельном деле, - сколько по причине уродливости форм российского воплощения " капиталистической мечты " , лишившей стабильности, но не давшей желанной свободы. Им было трудно воспринимать то, что они всю жизнь считали спекуляцией и жульничеством, как предпринимательский талант. Еще грустнее им становилось оттого, что слишком часто безуспешными оказывались попытки - свои или знакомых - наладить " честный бизнес " . Между тем, среди " поднявшихся " чаще всего фигурировали презираемые ими с детства типажи, начинавшие свой путь к успеху со спекуляции жвачкой в школьных туалетах. И презрение это было не идеологическим, а чисто человеческим. Было бы забавно, если бы не было так грустно, слышать в этой связи от " ранних реформаторов " признания такого рода: " Это были не молодые волки, а именно паразиты, присосавшиеся к телу государства и вытягивающие из него все соки. Из болота застоя государственного социализма пришлось выходить по костям народа. В этом не вина Ельцина, а беда. Беда всей России " ( Г.Х. Попов ). Если " по костям народа " - это кто ж тогда выходил-то? И почему народ с собой не взяли, а заставили сложить косточки? Что спорить: наши " чудо-теоретики " (и " паразиты " -практики) и в самом деле - " беда всей России " . Вторая беда - дороги у нас плохие...

http://pravoslavie.ru/111.html

Но для этого получатель такой информации должен быть не просто обладателем некой суммы денег, а еще и потребителем в своей сути. Причем, в идеале, потребителем в совершенно новой " ипостаси " - Ненасытным Потребителем. " Ненасытность - это способность потребителя приобретать, уже будучи обеспеченным всем необходимым. Рынок, на котором оперирует ненасытный потребитель, ненасыщен по своей природе, и именно этим притягателен для инвесторов. Карман ненасытного потребителя обладает способностью наполняться по мере опустошения. Синоним (устар.) - скатерть-самобранка " . В результате складывается взаимоудовлетворяющий консенсус между производителями и потребителями, при котором промышленность постоянно " придумывает " потребителю все новые и новые потребности, коих он ранее и не чаял, но без которых, оказывается, теперь " жить не может " . " Так и развивается современная экономика: ее тянет вперед не производство того, что ждут, а производство никем не ожидаемого - того, что, как вскоре оказывается, подхлестывает аппетит, делая потребителя ненасытным " . ( Эрлен Бернштейн, " Время МН " ). Во многом отсюда, кстати, и растущая наукоемкость производства товаров потребления, создающая устойчивый спрос на " мозги " в одних странах, и " утечку " оных в других. Современная реклама не просто информирует о товаре и восхваляет его индивидуальные качества - она пропагандирует и связывает с тем или иным товаром и " брэндом " определенный образ жизни. Они не только ищут свои " таргет-группы " среди тех или иных категорий потенциальных потребителей их продукта ( " экстремалы пьют такой-то лимонад " ), но, по сути, стремятся объединить потребителей вокруг тех или иных рекламных идей ( " кто пьет такое-то пиво или ездит на таких-то машинах - тот продвинутый " и т.п.). Такой " сбрэндивший " потребитель - идеальный объект для любых манипуляций, которые - обязательно! - должны идти под непрерывный аккомпанемент сказок о свободе выбора, дабы он не задумался случайно о свободе от постоянно навязываемого ему выбора между " приятным " и " приятным во всех отношениях " .

http://pravoslavie.ru/111.html

Очень трогательный проект по приобщению темных российских масс к " общечеловечеству " организовал фонд " Либеральная миссия " - они провели конкурс рассказов с целью " продвижения средствами литературы идей и ценностей гражданского общества, рыночной экономики и частной инициативы " . Сии творения собирательно именованы " просветителями " как " рассказы о деньгах и счастье " . И то правда - сколько можно " дорогим россиянам " жить с несознательными и идеологически вредными представлениями о том, что счастье не в " зеленых " и " деревянных " ? Аналогичная ситуация и со свободой: исключив Бога и любые нравственные ограничения из понятия " свобода " , человек на деле добровольно обращает себя в некоего безвольного и подверженного любым модным поветриям и внушениям червя, весь жизненный мотив которого сводится к двум нехитрым функциям: потребления и выделения. И боится он не утраты своей души, а " кариозных монстров " . Эту примитивность бытия должно скрыть непрерывно растущее многообразие объектов потребления, создающее иллюзию насыщенной и разнообразной жизни. Потребительская свобода выбора товаров (услуг, партий, любовников) скрывает глубокую зависимость от самого потребительства, ставшего самоцелью после утраты функциии обеспечения человека всем насущным для его земного существования. Потребитель - такой же раб, но не " чужого дяди " , а собственных инстинктов. С одной стороны вроде бы обилие предложений делает выбор более широким, а следовательно - свободным, индивидуальным. Но, с другой стороны, потребительство, возведенное в ранг смысла бытия, делает человека абсолютно зависимым от навязываемых критериев добра и зла, хорошего и плохого, удачливого и неудачного, продвинутого и отсталого и т.п. Модель подавления воли примерно такова: " у вас огромный выбор, но если вы не купите компьютер, кофеварку, самокат такого-то поколения и такой-то фирмы, и вообще не будете периодически обновлять свое имущество на более модное, то вы - безнадежно отстали, неудачник, все прочие будут над вами смеяться.

http://pravoslavie.ru/111.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010