Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Превознесши человека над всеми земнородными, даровавши ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым предуказал ему и особое, высокое назначение. · По отношению к Богу это назначение состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Всеблагий при самом сотворении, напечатлевши в нем Свой образ; чтобы, вследствие такого призвания, постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно – свободной души, то есть чтобы познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним… · По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно совершенствовать и развивать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу… · Наконец, назначение человека, по отношению к окружающей его природе, ясно определяется в словах Самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и тварью земною…» (1: 459–462). Преподобный Серафим Саровский о цели жизни для христиан говорит: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: …кто не собирает со Мною, тот расточает ( Мф. 12:30 ; Лк. 11: 23 ). Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян. 10:35 ). И, как видим из священного повествования, этот делай правду до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал:Пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника… он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь твой дом ( Деян. 10:5,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

315 Посему и крестное знамение, соединенное с мыслью о победных страданиях И. Христа на кресте, имеет силу прогонять демонов. «Если так», т. е. с сердечным расположением и верою в силу креста Христова, «изобразишь его на лице твоем, говорит Златоуст, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану.» 316 2) Пост и молитва . Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк.9:29 ). Пост служит средством к укрощению страстей, особенно плотских, к облегчению деятельности духа, способствует ревностному упражнению в подвигах благочестия, а все это преграждает доступ к душе и удаляет от человека искусителя. Усердная же молитва веры, открывая душу для благодатных впечатлений, имеет силу предохранять человека от искушений, а при самых искушениях и нападениях духов злобы – низводить на человека благодатную помощь и заступление в борьбе с врагами спасения: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, учил Спаситель ( Мф.20:41 ; сн. 6:13). Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ; сн. 7:7; 18:19). 3) Духовное бодрствование: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ; сн. Иак.4:7 ; Еф.6:11–18 ). По притче Спасителя, враг диавол пользуется духовным сном людей, чтобы сеять плевелы к погибели людей ( Мф.13:25, 39 ). Но настанет время, когда совершенно будут сокрушены влияние и власть диавола и его ангелов над человеком. У них отнимется возможность действовать; они совершенно будут отделены от сообщества добрых, ввержены будут в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). 277 Евр. слово azazel производят (Гезениус, Шольц) от azal – удалил и усвояют ему значение: отступивший, удалившийся (т. е. от Бога) или совершенно удаленный, отделенный. Последнее обозначение вполне приложимо к дьяволу , как злому духу, обитающему в пустынных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Мф.17:20 .  И ничтоже невозможно будет вам. И ничего не будет невозможного для вас. Вы не только будете переставлять горы, но и ничего другого не будет для вас невозможного. Мф.17:21 .  Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом. Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять. Мф.17:22–23 .  Живушым же им в Галилеи, рече им Иисус: предан имать быти Сын Человеческий в руце человеком, и убиют Его, и в третий день востанет. И скорбни быша зело. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились. Постоянно предсказывает ученикам о том, что будет убит, для того, чтобы они легко перенесли этот факт, приготовившись постоянным напоминанием о нем, и – одним словом – по той причине, которую мы передали в 16-й главе. Итак, смотри: хотя там Петр был порицаем и после этого Отец повелел слушать Его, хотя Он обещал даже Воскресение после трех дней, однако они не могли этого снести, но опечалились, и не как-либо, а сильно. Произошло же это вследствие того, что они не понимали смысла сказанного, как засвидетельствовали Марк ( Мк.9:32 ) и Лука ( Лк.9:45 ). Первый сказал: «они же не разумеваху глагола и бояхуся Его вопросити», а второй: «бе бо прикровен от них, да не ощутят его». «И оно было закрыто от них, так что они не постигали его». По Божественному Домостроительству смысл этих слов скрывался от них, как еще не совершенных и не могущих проникнуть в сверхъестественую истину его. Но если они не понимали этого, то как же они сильно опечалились? Не вполне понимали, – но о смерти Его знали, так как весьма часто слышали о ней, и о ней-то сильно печалились. О Воскресении же, хотя также часто слышали, однако не могли понять, что это за Воскресение. Марк говорит ( Мк.9:10 ) между прочим, что они спрашивали друг друга, что значит воскреснуть из мертвых. Они предполагали, что и это – какая-нибудь притча. Только после Воскресения Господь отверз им ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Что же означает: «все возможно верующему»? Да, Господь говорит ученикам: «истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф. 17: 20 ). Но неужели это утверждение справедливо и для нас? Как язвительно заметил Смердяков, прислуживая за столом у Карамазовых, не найдется сейчас такого человека, разве, может быть, какого-нибудь одного, где-нибудь на Святой горе, который мог бы повелеть горе, чтобы та перешла. В чем же тогда состоит наша вера? Когда мы обращаемся к Богу с мольбой о помощи, когда приходим в храм и начинаем жить церковной жизнью, когда постимся и участвуем в таинствах, мы веруем или нет? Ведь Господь учит, что " сей же род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17: 21 ). Почему же тогда нам, молящимся и постящимся, не то что не все возможно, а невозможно почти ничего? Дело в том, что к слову «вера» нетрудно подобрать однокоренные слова. Рассмотрим хотя бы два из них. Первое слово – «верность». Что это такое, знает каждый: верность в супружестве, в дружбе, в отношениях с близкими. Любой из нас прекрасно понимает, что неверность, проявленная даже в мелочах, легко может стать причиной непоправимых житейских крушений, привести к разъединению и взаимному непониманию людьми друг друга. А вот наша неверность Богу проявляется буквально на каждом шагу, потому что нам кажется простительным в чем-то малом от Бога отступить, на время забыть Нем. Но из этих «малостей» и состоит вся человеческая жизнь. Не зря Христос говорит: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» ( Лк. 16:10 ). Наша неверность «в малом» не позволяет нам сделаться теми, кого видит в нас Господь. Второе слово – «доверие». Именно доверие позволяет человеку от всего сердца сказать Богу: «Все мое – твое!» – и уже ни о чем не заботиться, уже ни о каких чудесах более Господа не просить, потому что для него с этих пор все становится возможным. Если не сопутствуют нашей вере верность и доверие, то она немногого стоит. В этом случае мы – тот самый «род неверный», тогда мы – те самые люди, которые не могут осуществить в жизни ровным счетом ничего: не то что гору с места сдвинуть, но даже совладать с самым элементарным грехом, побороть хотя бы самую «невинную» привычку, быть до конца ответственным в делах. Пост и молитва – два составляющих начала истинной веры. Пост – это верность, а молитва – доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 36–40). Спаситель раскрыл ученикам Своим этот нравственный закон в полном объеме: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянитесь вовсе… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших» (Мф. 5: 21–44). То новое, что говорится здесь, не было отменою старого закона, а было более совершенным выражением все той же заповеди о любви, которая содержит весь закон, как старый, так и новый. Господь пришел не нарушить закон, но исполнить, потому что Он Сам был совершенным исполнением любви. И тот идеал, который во всей полноте не могло вместить ветхозаветное сознание, сделался идеалом новозаветным, когда через искупление открылся путь богосовершенства и сделалось возможным получение через веру в Господа Иисуса Христа и принадлежность к Его святой Церкви благодатной помощи в таинствах. Что же представляет из себя этот новозаветный христианский идеал? Это жизнь в полноте любви. Что значит жизнь в полноте любви? Это – жизнь в Боге. Об этом благодатном состоянии, как цели нравственной христианской жизни, говорит и Слово Божие, и отцы Церкви, и святые угодники Божии. Я приведу тебе слова преподобного Серафима, и тогда тебе станет сразу ясно, о чем идет речь: «Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель христианской жизни нашей, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить: но цель жизни нашей есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании ее-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской». «Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   Спаситель раскрыл ученикам Своим этот нравственный закон в полном объёме: " Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём... Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе... Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому... Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших " (Мф. 5, 21-44).    То новое, что говорится здесь, не было отменою старого закона, а было более совершенным выражением всё той же заповеди о любви, которая содержит  весь закон, как старый, так и новый. Господь пришёл не нарушить закон, а исполнить, потому что Он Сам был совершенным исполнением любви. И тот идеал, который во всей полноте не могло вместить ветхозаветное сознание, сделался идеалом новозаветным, когда через искупление открылся путь богосовершенства и сделалось возможным  получение через веру в Господа Иисуса Христа и принадлежность к Его святой Церкви благодатной помощи в таинствах.    Что же представляет из себя этот новозаветный христианский идеал? Это  жизнь в полноте любви. Что значит жизнь в полноте любви? Это --  жизнь в Боге. Об этом  благодатном состоянии как цели нравственной христианской жизни говорит и Слово Божие, и отцы Церкви, и святые угодники Божии.    Я приведу тебе слова преподобного Серафима, и тогда тебе станет сразу ясно, о чем идёт речь: " Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель жизни нашей христианской, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить: но цель жизни нашей есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании её-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской " . " Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Во втором вопросе не понятно прокоментировали ответ., либо я не так поняла. Александра 20 февраля 2016, 12:43 Мое мнение: лучше бы этой встречи не было. Согласна с Ларисой Ворониной - готовится почва. Текст совместного документа ОЧЕНЬ смущает. К сожалению, теряю доверие к многоуважаемому, дорогому, любимому Патриарху Кириллу. Но, конечно, ни о каком расколе нельзя и помышлять, только теперь доверяй, но проверяй, сопоставляй с мнением Святых Отцов. Комментарий многоуважаемого Владыки Тихона настораживает и не вызывает доверие. Не верю что это " взаимодействие с католиками " на благо всем христианам, скорее на погибель... Лариса 20 февраля 2016, 12:30 Дорогие комментаторы! Скоро Великий пост. Надеюсь, все, кто ратует за чистоту православия, будут поститься СТРОГО по Типикону - Первая седмица - строгий пост (кто может, еще из без воды), остальные седмицы - сухоядение раз в день. Уставное многочасовое богослужение и пр. Отсутствие телевизора и т.п. Сугубая молитва и покаяние со слезами. А то как архиереев осуждать - так каноны быстро находятся, а как самим следовать Уставу церковному, так это не для нас писано. Марина Жердева 20 февраля 2016, 12:20 Православные!!! Братья и сёстры!!! Не помню кто из святых отцов говорил,что в последние времена,а для нас,сегодня живущих они как бы и последние,завтра или грядущее ещё не наступило,мало будет старцев и святых людей и трудно будет человеку получить совет от истинно подвизавшегося. Поэтому большее внимание нужно уделять чтению Священного Писания!!! У нас же есть это чтение и на каждый день по зачалам. Четайте каждый день Апостолов и Евангелие.Очень помогает ориентироваться в столь лукавом мире.Вот сегодня прочитала 2-е послание ап.Павла к Тимофею.Зав.293(2:11-19),все очень актуально и поучительно.Советую читать по нескольку раз за раз и обдумать спокойно,и мозги встают на место,ориентируется легче... И ещё,спасибо за неравнодушные комментарии,в них тоже много полезной информации!!! Рада видеть в разъяснения и владыку Макария и иеромонаха Игоря,это укрепляет. Самая полезная помощь гонимым христианам- это наша горячая молитва за них,а не совместные заявления с попистами.Господи вразуми и спаси Православную Россию!!!

http://pravoslavie.ru/90819.html

Молитва Господня Господь повелел Своим ученикам молиться так: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Эта молитва называется «Молитвой Господней» или «Отче наш», и служит образцом для всех наших молитв. Она начинается обращением к Богу, как нашему Отцу, и мы говорим: «Да святится имя Твое». Божие имя благословенно и свято, оно совершенно и исключительно. Он единственный только воистину свят, и мы говорим Ему, что глубочайшим образом почитаем Его, когда молимся. Мы просим исполнения Его воли – мы верим, что только одному Ему ведомо, что для нас является благом в нашей земной жизни, подобно тому, как во всем исполняется Его благая воля на небесах. Всякий просит Его дать хлеб на каждый день не только одному себе, но и всем нам, соединяя в своей молитве и просьбы и воздыхания всех других людей. Мы просим Его о прощении своих грехов, и это тоже нужно нам ежедневно. Мы говорим Богу, что мы, в свою очередь, прощаем других, потому что знаем, что мы непременно должны прощать, чтобы простили нас самих. Мы просим Бога даровать нам душевные и телесные силы при встрече с искушениями, чтобы не поддаться им и не свернуть со своего пути, так как никто кроме Господа не сможет помочь нам их преодолеть. Пост Господь говорил также о посте. Он сказал, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Наоборот, когда мы постимся, лица наши должны быть чистыми и светлыми. Пост должен основываться на внутреннем усилии, он должен помочь нам возрасти духовно, а не быть каким-то делом, служащим нашему превозношению над другими. Мы должны всегда поститься не пред людьми, но пред Богом, и Он, видящий тайное, воздаст нам явно. Вера в Бога Иисус Христос учил Своих последователей не привязываться ни к каким вещам в этом мире. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Он предостерегает нас, что человек не должен привязываться ни к чему земному и воистину любить одного Бога. Вслушайтесь в слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)». Господь знает, что нам надо для жизни, и Он непременно даст это нам, если мы возложим на Него все наше упование. 24. За шесть дней до Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

14 . Еще Даниил постился за свой народ, чтобы не был увели­чен семидесятилетний [срок пребывания] в Вавилоне. Три сед­мицы [держал он пост], и [пост его] был принят 101 . В течение двадцатиоднодневного поста Бог [постоянно] внимал ему, и в те самые дни Гавриил стоял, помогая ему, ибо [Гавриил] всегда при­нимает молитвы. Вместе с Гавриилом 102 помогал [Даниилу] также и Михаил, князь [Израиля] 103 , и они противостояли князю пер­сидскому двадцать один день 104 . И помог [Гавриил и Михаил] Даниилу в посте его. Знай, возлюбленный мой, что именно Гавриил принимает мо­литвы перед Богом. Ибо когда постился Даниил, то пришел к не­му Гавриил с войском своим и сказал ему: Молитва твоя услы­шана пред Богом, и я пришел по словам твоим 105 . И он ободрил его и сказал ему: Мужайся, муж желаний 106 . И как по молитве [Даниила во время] поста пришел к нему Гавриил, так же и молитву Захарии [Гавриил] принес к Богу. Ибо когда [Гавриил] благовествовал ему о рождении Иоанна, то ска­зал ему: Услышана молитва твоя перед Богом 107 . И также мо­литву Марии он принес к Богу. Ибо, благовествуя о рождении Христа, он сказал Ей: Ты обрела благодать у Бога 108 . (132) Чем же обрела Мария благодать, если не Своим постом и молитвой. Ибо Гавриил принимает чистые молитвы и приносит [их] к Бо­гу, а Михаил – князь сыновей Израиля. Он есть тот, о ком [Бог] сказал Моисею: Вот, пойдет пред тобою ангел Мой и он истребит обитателей земли пред тобою 109 . Он тот, кто явился ослице Валаама, когда Валаам ехал, чтобы проклясть Израиль 110 . И еще он явился Иисусу Навину, когда, вытащив меч, он сто­ял в долине Иерихонской. Иисус же, увидев его, принял за вра­га, и сказал ему: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Ми­хаил ответил ему: Я вождь воинства Господа, теперь я пришел [сюда] 111 . И еще он сокрушил стены Иерихона перед Иисусом Навином 112 . И еще он уничтожил перед ним тридцать одного царя 113 . И он уничтожил тысячу тысяч эфиоплян перед Асой 114 . И еще он уничтожил в ассирийском стане сто восемьдесят пять тысяч 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010