Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость. Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием. Это мой первый Великий пост. Может ли обычный человек (не болящий) собороваться? Изначально это таинство действительно установлено апостолом Иаковом для болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак., 5, 14-15). Но еще до революции в России сложилась традиция соборования раз в году для здоровых людей. Традиция эта подразумевает, что даже если физически человек более-менее здоров, духовно мы все расслаблены. Допустимо ли в пост употреблять аминокислоты (спортивное питание)? Я не врач, поэтому не знаю, не вредно ли такое питание для здоровья. Если вредно, то это грех как в пост, так и не в пост, а если не вредно, то не грех. У меня вопрос гастрономического характера: стоит ли обращать внимание на состав продуктов, которые покупаешь? Например, понятно, что молочный шоколад нельзя, но если в продукте есть добавление яичного белка, яичный порошок, «незначительное количество молочных продуктов» и прочее? Тесто, опять же, делают на яйце… Это дело совести каждого. Смущает – не ешьте. Но не надо оцеживать комаров. Здравствуйте. Я собираюсь держать пост. Если спрашивают верующие друзья, буду ли я держать пост, что нужно отвечать? Правду? Но ведь нужно, чтобы пост и молитва были в тайне? Соврать, сказав, что не держу пост? При этом некоторые из друзей не будут держать пост и не хотелось бы своим положительным ответом как-то возвышаться над ними. В церковной среде пост не может быть поводом для тщеславия, потому что постятся все. Наоборот, там соблазном будет, если уважаемый человек скажет, что он не постится. В среде же нецерковной никто не станет восхищаться тем, что вы поститесь, поэтому и там вознестись над кем-либо при всем желании не удастся.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

В своей книге «Великий Пост» Шмеман раскрывает этот аспект поста, ссылаясь на трактат Тертуллиана «О посте», в котором, как известно, пост по средам и пятницам обозначается латинским военным термином “statio”, обозначающим “воинский караульный пост”. «Церковь всегда на страже, - пишет о. Александр, - она ждет пришествия Жениха и ожидает Его наготове и с радостью. Таким образом, совершенный Пост – это не только Пост членов Церкви, но и Церковь сама как Пост, как ожидание Христа, Который приходит к ней в Евхаристии и Который придет во славе в конце времен» .  На основании тесного и неразрывного сопряжения поста и литургии в литургической традиции Православной Церкви мы можем, вслед за Шмеманом, сделать вывод, что «и пост, и литургия составляют как бы два крайних полюса церковной жизни, антиномическое сопряжение двух сторон, двух “аспектов” Церкви – ожидания и обладания, полноты и возрастания, эсхатологии и истории» .     Пост, диакония, миссия В заключение я хотел бы обратить внимание на два практических аспекта поста в его библейско-христианском понимании, о важности которых свидетельствует и Священное Писание, и церковная традиция, но которые в очень слабой мере актуализированы не только в нашем современном богословском мышлении, но и в литургической практике, и в пастырской проповеди.  Первый из этих аспектов можно определить как диаконический: пост является источником милостыни и должен пробуждать в постящихся деятельное сострадание нуждающимся и обездоленным. Наиболее яркое свидетельство о таком посте как непосредственной Божьей заповеди мы находим, конечно же, у пророка Исайи. Господь обращается к Своему народу через пророка с обличением ложного аскетизма, лишенного социального измерения и подлинной любви: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис. 58. 4, 5). Молитва, безусловно, является важнейшим духовным деланием во время поста – но не единственным и не самоценным, она должна приносить живые плоды покаяния, на которые указывает Бог. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» (Ис. 58. 6 – 7, 9).

http://bogoslov.ru/article/1245492

Подпишитесь на наш Телеграм Идет Рождественский пост . Не такой строгий, как Великий , но такой же продолжительный. А всего постов у нас четыре. Зачем нам столько? В чем глубинный смысл воздержания? Зачем утеснять себя, ведь жизнь и так — сплошные ограничения? О механизме поста и о том, как провести его с пользой для физического и духовного здоровья, рассказывает врач и священник Алексей Сергеев — доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий лечебно-диагностическим отделением детского санатория «Солнечное». Пост призывает милость Бога Пост и молитва имеют глубокий сакральный смысл: они привлекают особую милость Господа. Как в случае с ниневитянами. Ниневия должна была погибнуть за грехи свои. Об этом пророчествовал Иона, он ходил по улицам города, молился и просил его жителей покаяться. «И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион 3:5). Добавим, и были спасены. Есть интересное толкование на этот эпизод у святителя Иоанна Златоуста : Видел ты, как Бог гневается, когда презирают пост? Узнай же, как Он и радуется, когда чтут пост. Тогда, как великий и дивный город ниневитян лежал уже на коленях, склонил голову к самой пропасти и готов был принять направленный сверху удар, пост, как некая свыше слетевшая сила, исторг его [город] из самых врат смерти и возвратил к жизни. Пост ниневитян=доверие Чем же был пост для жителей Ниневии? Во-первых, они поверили и доверились Богу: И поверили Ниневитяне Богу — (где лехамин — верить, доверять). и объявили пост — (цом) — пищевые ограничения, которые были связаны с молитвой, обетами, воздержанием. Эти пищевые ограничения, согласно Священному Писанию , могли включать полное воздержание от пищи; воздержание только в дневное время; воздержание от разных родов пищи. и оделись во вретища, от большого из них до малого (Ион 3:5). Что значат вретища? Это воздержание, утеснение своего положения. Христос, вспоминая о жителях Ниневии, подчеркивал еще один аспект поста — покаяние: « Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф 12:40). Механизм поста

http://blog.predanie.ru/article/adam-v-r...

   Новозаветную молитву нельзя себе представить без новозаветного «поста». По учению Спасителя, пост — это необходимый Богочеловеческий подвиг в спасении человека от греха, смерти и диавола. Пост столь же необходим, сколь и молитва. На самом деле, пост и молитва суть близнецы, которые вместе рождаются, вместе крепнут, вместе совершенствуются, но если ослабевают — то вместе ослабевают, и если умирают — вместе и умирают. Пост и молитва образуют единое и неделимое Богочеловеческое благовестие. Посему безгрешный Спаситель, желая прописать и вручить людям средство от всех болезней, нечистот, зол, грехов и лукавых духов, раскрыл Свое изумительное благовестие о посте и молитве, сказав: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21; Мк.9:29), то есть род всех бесов, всех грехов, всех страстей, всех пороков и всякой скверны — изгоняется только молитвой и постом. Разумеется, новозаветной молитвой и новозаветным постом.    Новозаветный пост тем нов, что имеет в себе Богочеловеческие силы, очищающие душу от грехов, от страстей, от всякого порока. Ведь новозаветный пост — это воздержание тела от скоромной пищи, а души — от грехов. В новозаветном посте участвует вся душа и всё тело: совместно воздерживаются они как от пищи, так и от грехов. То, что новозаветный пост нов и по содержанию, и по принципу, показывает Спаситель, говоря: «Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф.9:17; Мк.2:22; Лк.5:5, 37-38). Это значит: пост спасителен, если одновременно — и из души, и из тела — изгоняет ветхие грехи и страсти, соблюдая тем самым и душу, и тело для Богочеловеческой жизни как в сем, так и в оном мире. Если же пост не таков, то он — фарисейство, губящее человеческую душу и лишающее ее способности жить в Боге (см. Мф.6:16-18). Как и сколько подобает истинно поститься, показал Сам Спаситель Своим сорокадневным постом в пустыне (см. Мф.42; Лк.4:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мы все так живем, что у нас любовь смешана с ненавистью в гремучую смесь, которая в любую минуту готова взорваться. Пост не есть дань Богу. Он – время попытки вырваться из Осенней сонаты Бергмана. Вырваться из змеиного клубка, который мы сплели сами себе. Нам пост тягостен и противен в той мере, в какой мы изуродованы любовью к себе. Пост приятен в той мере, в какой мы способны на настоящую любовь. Петров пост прост. Два поста, Великий и Рождественский, проходят в упражнениях любви к Богу. Успенский — в попытке научиться любить и принимать любовь Девы Марии. Петров пост посвящен любви к церкви. А церковь – это все люди, носящие в себе Бога. Поэтому он самый легкий пост. Любить человека, который рядом, проще, чем полюбить Бога, которого не видно. И право Писание: Как ты можешь любить Бога, которого ты не видишь, если не можешь любить человека, которого ты видишь? Хороша к посту «молитва об умножении любви»: Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. Ученый человек прав – канонически Петров пост молод и не обязателен. Но логически он необходим, как упражнение в любви нижнего уровня. В самом деле, как можно любить Бога, пренебрегая людьми. И как можно любить людей, не ведая Бога. Спасибо тому, кто придумал этот пост. Обо всем этом лучше меня сказал апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что  могу  и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

Эти свидетельства из Священного Писания укрепляют нашу, а не вашу, против­ники, позицию. Ибо когда Бог говорит, что пост Ему не угоден, когда соблюдающий его не заботится об исправлении, этим Он ясно показывает, что весьма угоден Ему пост, сопутствующий исправлению жизни, благочестию и истине. Это можно видеть как раз по тому тексту Священного Писания, который вы и привели: в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. (...) Таков ли пост, ко­торый Я избрал, – свидетельствует Господь, как бы говоря: «Пост люблю, но вашу из­вращенную волю, разрушающую плоды поста, ненавижу». Например, если бы кто дал человеку пищу, в которой слишком много чеснока, понравилась ли бы она этому чело­веку? Отнюдь. Так должно рассуждать и о посте. Пост – прекрасная пища, сладчайшая снедь, как его величает Ангел в Книге Товита в главе 12, говоря: Доброе дело – молитва с постом и милостынею (...) лучше (...) нежели собирать золото ( Тов. 12, 8 ). Но если в эту сладчайшую снедь попадет чеснок злонравия, своеволия и неисправной жизни, то эта великолепная снедь окажется недостойной Небесной трапезы и будет противной на вкус для Бога. Прекрасно об этом богомудрствует вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 4 на Второе Послание к Коринфянам, на главу 2: «Согрешили некогда Ниневитяне и сделали то же, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что послужило к их спасению. Как для излечения больных врачи, хотя употребляют многие средства, но благоразум­ный смотрит не на то, что принимал больной, а на то, что послужило к его исцелению, так точно и здесь надобно смотреть. Итак, что же спасло тех Ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на земле, одежды из вретища, пепел и сле­зы, и вместе с этим переменили и образ жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их. Что же это за лекарство? И увидел Бог, – говорит (Пророк), – дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о кото­ром сказал, что наведет на них ( Ион. 3, 10 ). Не сказал: «видел пост, вретища и пепел». Я говорю это не с тем, чтобы отвергать пост, – нет, – а для того, чтобы убедить вас делать то, что лучше поста – воздерживаться от всякого зла».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Других также не радует перспектива очередного поста, приходящего иногда, по нашему невежеству, как незваный гость. Но нам все-таки хочется соблюдать святые традиции Церкви и богослужебный календарь. Несмотря на это мы, как настоящие американцы, хотим знать – «зачем?». «Зачем, прости Господи (ответ от кого-либо меньшего нас не удовлетворит), нужен этот Апостольский пост? Для чего?!» Ответ, в некотором смысле, ничем не отличается от ответа относительно любого другого поста или духовной практики. Это путь Православия. Сначала мы готовимся, а затем празднуем. Сначала мы освобождаем себя, а затем Господь наполняет нас. Классическими средствами христианской духовной жизни являются молитва, пост и милостыня . Полных остановок в духовной жизни не бывает. Иногда мы лишь замедляем темп и наслаждаемся такими большими праздниками, как Пасха, Пятидесятница и Рождество. Это наш путь, и теперь, когда Пятидесятница уже позади и наступило так называемое «обычное время», пора двигаться дальше. Шенуда III Здесь нам поможет патриарх Коптской церкви Шенуда III: «Апостольский пост в Новом Завете: когда Господа Иисуса Христа спросили, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Апостолы постились вместе и не скрывали этого, и Господь принял их пост. Вот примеры апостольского поста: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их (Деяния 13:2-3) [«Совместная молитва и пост», Шенуда III]. Все предельно ясно, не правда ли? С одной стороны, поститься они начали после Вознесения Господа в ожидании великого Дара Духа Божьего. С другой стороны, Апостольская церковь постилась и после Пятидесятницы для того, чтобы «разбудить» в себе все тот же Дух. Сегодня вся Церковь призвана жить делом и жизнью апостолов: объединить весь мир в Господе и вторить песнопениям Пятидесятницы. Если сам Христос предсказал такой пост и апостолы постились, готовясь выйти на служение, почему мы не можем поститься?

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной (9). «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» ( Мф. 6:16 ). В настоящее время весьма мало таких людей, которые по лицемерию захотели бы казаться другим во время поста великими постниками с тем, чтобы заслужить себе от людей славу. Скорее всего, найдутся теперь люди, которые ни быть, ни казаться не хотят постниками, потому что пост почитают для себя делом безполезным и излишним, а казаться другим постниками – делом глупым и смешным (14). Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные, а на земле в продолжение не много более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься, так как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ), потому что «Царствие Божие не пища и питие» ( Рим. 14:17 ) (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Определяя пост как утеснение плотского начала, святая Церковь следует древней библейской традиции. «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2 Цар. 12: 22); «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9: 3); «Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 23). Благочестивому сознанию древних было открыто, что молитва к Богу приобретает сугубую силу тогда, когда человек, молясь, приносит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий. Поэтому святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт. 2: 17). А сие «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» ( Василий Великий . Творения. Минск, 2003. С. 96). Сам Спаситель наш освятил пост Своим примером: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей» (Мф. 4: 1–2). О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2); «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христом перед началом Своего общественного служения. Рождественский пост также длится 40 дней. Постящиеся люди хорошо знают, каким благодатным является духовное состояние человека во дни поста. Пост – замечательная школа, научающая управлять своими чувственными желаниями и побеждать вожделения. У святителя Василия Великого мы находим прямое указание на супружеское воздержание во время поста: « Супруг не подозревает измены в супружеской верности, видя, что супруга свыклась с постом. Супруга не снедается ревностью, примечая, что супруг возлюбил пост » (Беседа о посте 1). Нужно ли комментировать это высказывание?

http://pravoslavie.ru/29586.html

Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). Ныне прочитанное Евангелие повествует о том, как Иисус Христос исцелил одного беснующегося, которого не могли исцелить ученики. Когда Иисус Христос со Своими учениками сошел с горы, после Своего Преображения на ней, и пришел к народу, тогда подошел к Нему человек и, став пред Ним на колени, сказал: Господи! Помилуй сына моего; он в новомесячье беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается то в огонь, то в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, но они не могли исцелить его. Иисус Христос велел привести к себе беснующегося и, когда привели, Иисус Христос воспретил ему и бес вышел, и отрок стал здоров – исцелился в тот же час. Ученики после, наедине, спросили Иисуса Христа: почему мы не могли выгнать беса? Иисус Христос отвечал им: сей же род изгоняется только молитвою и постом (см.: Мф.17:14–21). Есть болезни телесные, от которых без поста и молитвы ничем не избавишься, потому что они соединены бывают с болезнями души. Тело страдает у таковых больных оттого, что душа страдает; немощствует у них тело оттого, что душа немощствует. И при каких болезнях телесных душа не страдает? И какие из них не от нее зависят много? И потому в телесных болезнях пост и молитва хороши, полезны, нужны, а в некоторых необходимы. Облегчая душу, пост и молитва подают облегчение и телу. Сердцу веселящуся лице цветет. Если же в телесных болезнях пост и молитвы хороши, полезны, нужны, иногда необходимы, то еще полезнее, нужнее, необходимее они в немощах и болезнях души. Без поста и молитвы ни от одной душевной, сердечной болезни не избавишься. Пост и молитва – единственное и самое верное лекарство от всяких таких болезней. Пост здесь разумеется не какой-нибудь чрезвычайный, а обыкновенный, простой: умеренное употребление пищи и питья, воздержание от наслаждений чувственных, от развлечений мирских, от разговоров пустых, словом, такой пост, который бы помогал нам молиться. Да, пост молитве помогает, при посте легче, удобнее возноситься душой к Богу, беседовать с Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010