О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В книге Товииной, в главе 12 Ангел Рафаил говорит Товии: «Доброе дело – молитва с постом, и милостыню творить лучше, чем собирать золото» ( Тов. 12:8 ). Всякий да внемлет: если так говорит Ангел, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифи, в главе 4 написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил: «Знаете ли, что услышит Господь Бог ваши молитвы, если пребудете в посте и в молитвах пред Господом»? В книге святого пророка Ионы, в 3 главе, рассказывается, что царь Ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давалась пища в течение трех дней. Как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: «Облачился, – говорит он, – во вретище и смирял постом душу мою» ( Пс. 34:13 ). И еще: «Покрыл постом душу мою» ( Пс. 68:11 ). И в другом псалме: «Колена мои изнемогли от поста» ( Пс. 108:24 ). Вот как постился этот царь, чтобы иметь Бога милостивым к себе! Сам Христос Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии Матфеевом в главе семнадцатой, что Христос Бог, изгнав из некоего юноши беса, сказал апостолам: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Постились и святые апостолы, как о том говорится в Деяниях, в зачале 31: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И святой апостол Павел во втором Послании к коринфянам, в зачале 182, увещевая верных, говорит, чтобы «являли себя как служители Божии», между иными богоугодными делами упоминает и пост, говоря: «В бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:4–5 ). И затем в зачале 193, вспоминая свои подвиги, говорит: «В голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор. 11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Неверующий супруг иногда ставит семью на грань взрыва. Что делать христианину? Очевидно, что тут крутит бес. – Ты, христианка, этим постом, решила то время, которое тратила на мужа, потратить на молитву? – Нет. – Ты это время решила потратить на милосердие, и супруг об этом знает? – Нет. Но тогда это не пост, а обман Бога и мужа. Потому что удаляться друг от друга следует именно ради поста и молитвы. А пост и молитва существуют для умножения любви. А раз этого нет, то это только уловка. Таким образом, человек, бессмысленно проводящий пост, своими руками ломает семью. Своими руками толкает супруга на блуд. Бессмысленность вообще не доводит до добра. Всем, кто хочет поститься, нужно знать, что все обряды Церкви, все законы, все посты и молитвы, весь формальный корпус нашей веры служат только одному – научить нас любить, вернуться в Рай и найти Бога. И больше ни для чего другого они не предназначены. Не для того, чтобы оставить потомкам произведения архитектуры или живописи. Мы жизнь полагаем на пение, а ангелы все равно поют лучше, и слух у них тоньше. А наши хоры для них как коровий колокольчик на лугу. Ну а наши такие важные и срочные заседания и круглые столы вообще забываются на следующий день. Оценка  подобных собраний и всей прочей формалистики только одна – умножают они в нас любовь или головную боль. Кто-то усмехнется, но… – Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Сказал также Христос: – Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Вот это то, что мы все должны хотеть: чтобы пришел ко мне Бог и сотворил мне обитель – мою личную комнату в рае. Что значит соблюсти слово? Слово по-гречески «Логос» – это Сам Бог, пришедший в мир Рождеством, изменивший его Распятием и преобразивший воскресением. Таким образом, пост – это очередной шаг к Рождеству как к готовности выйти из скорлупы собственного мира. Шаг к Распятию – это поиск того места, где я бы мог приложить свои силы Христа ради. Это поиск тех людей, которые нуждаются в помощи Божией и моих руках. Шаг к воскресению – это шаг к Богу. Потому что, приближаясь к Богу, мы и сами начинаем светиться.

http://pravmir.ru/o-poslablenii-posta-i-...

В 2Пар. 20 главе рассказывается, что Иосафат, по случаю нашествия на Иудею многочисленных неприятелей, учредил общественный пост, следствием которого было дарование Господом Иосафату победы без сражения. В книгах Священного Писания , написанных до плена, как, например, в Суд. 20:26 ; 2Цар. 12:16 и др. упоминается о постах, предпринимаемых только для выражения траура, по случаю какого-либо несчастного обстоятельства, но о постах с подобной целью и с подобными последствиями, какие приписываются посту в приведённом месте книги Паралипоменон, не упоминается в них нигде. Подобные суеверные посты сделались обычными около времени Антиоха Епифана, умершего в 164 г. до Р.Х. Посему, около этого же времени написаны были и книги Паралипоменон 7 . Аргумент этим предполагает небиблейское и нехристианское представление о Божественном мироправлении, представление, отрицающее непосредственное влияние Бога на судьбу людей. Для нас он не должен бы, поэтому, иметь никакого значения, так как он основывается на недостойном верующего человека взгляде, что пост и молитва к Богу, и вера в действенность их не более как суеверие. Чтобы показать полнейшее незнакомство Грамберга с библейским представлением о посте и доказать ложность его обвинения, будто хронист по суеверию своему представление Маккавейского времени отнёс к более раннему, не имевшему этого представления времени, достаточно сослаться на книгу пророка Иоиля. Два раза пророк этот призывал к мужеству своих, подавленных горем и бедствиями, современников и оба раза увещевал их обратиться к Господу в посте и молитве о помиловании. «И ныне ещё, – читаем мы у пророка, – говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. ( Иоил. 2:12 )... Вострубите трубой на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание... И тогда возревнует Господь о земле своей и пощадит народ свой» ( Иоил. 2:15–18 ). На пост, как на одно из средств к умилостивлению Господа, указывают также кн. пр. Захарии, Ионы и др. Правда, в рассматриваемом месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А ведь какая польза душе от воздержания в пище, какую свободу чувствует человек от всяких плотских пожеланий! Но ведь пост по христианскому учению не в одной пище и кто только отказывает себе в пище, а ведет такую же жизнь, как всегда, тот пусть не думает, что он постился: истинно постящийся христианин должен посвящать это время на обсуждение своих поступков, на чтение свящ. книг, на безмолвие и сосредоточенность, а паче всего – на молитву: пост без молитвы – и не пост. Так вот теперь иные говорят, что И. Христос велел молиться не помногу, потому что не в многословии спасение. Правда, Он говорил: «Молясь, не говорите лишнего как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». Что значит, братья, не говорите лишнего? А то, что не следует повторять слов молитвы, не молясь в сердце. Вот язычники думают, что им довольно языком проболтать побольше слов или даже написать молитву на ремень, а потом намотать на катушку и потом развертывать его, не читая – так для их богов, это все равно, что молиться. Вот такую-то молитву и осуждает Господь, а о том, что следует постоянно молиться,  Он ясно указал в притчах. Вот, говорил Он, придет кто-нибудь к другу своему в полночь и начнет будить его, просить хлеба взаймы, чтобы угостить гостя ( Лк.9:7 ).  А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты и дети мои со мною на постели, не могу встать и дать тебе. 8. Если же, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам, ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Из этой притчи мы видим, что Господь учит нас молиться неотступно, умолять Бога о помощи неустанно, пока не получим просимого. Не Богу, а тебе для размягчения сердца сие нужно – и святая молитва , соединенная с постом, т. е. с воздержанием на лишние слова, на пищу и питье, далеко отгонит от тебя злые страсти и пороки. Но вот иной скажет: я бы рад молиться и поститься, но для чего непременно поститься всем вместе в определенные дни года – не лучше ли предоставить каждому молиться и поститься тогда, когда у него расположение явится, а не поневоле –  ведь И. Христос не установил, в какие именно дни надобно поститься. Дней-то Он,  разумеется, не установил, скажем мы, потому что один пост устроен в память Его смерти, другой – в честь Успения Пресвятой Богородицы, третий в честь подвигов Св. Апостолов; стало быть, все события, в память которых устроены посты, были после земной жизни Спасителя. Поэтому Он, конечно, и не мог установить в память их постов – их установила св. Церковь , о которой Спаситель сказал, что ослушавшийся ее будет как язычник и мытарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Теперь о посте втайне . Эти слова, что следует из контекста речи Христа ( Мф.6:16–18 ), говорят не о том, что о нашем посте не должен знать никто и никогда, а о том, что поститься нужно не напоказ «как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися », а для Бога. О том, что фарисеи постились два раза в неделю, все знали, но если бы первые не принимали на себя мрачные лица; если бы они не показывали окружающим всеми способами, что они постятся, пытаясь заслужить их похвалу, то они не были бы осуждены Христом. Когда в Ветхом Завете объявляли всенародный пост, то каждый знал о том, что его собратья постятся. Но ведь это не значит, что все постились напоказ и что такой пост Бог осуждает. Наоборот, одобряет, ведь Он Сам повелевал такие посты объявлять! Или если баптистский пастор призовёт свою общину попоститься в определённый день, и все члены общины будут знать о том, что их братья постятся, то неужели такой пост, по мнению протестантов, не может быть богоугодным, «втайне»? Неужели такой пост всегда и для всех будет фарисейским и показным, Христом осуждаемый? Зачем же тогда протестанты, хотя и крайне редко, постятся общими постами? В той же Нагорной проповеди, где Христос обличает фарисеев в показном посте, Он обличает их и в показной молитве, говоря, что лицемеры «любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Нас же Он учит молиться втайне . «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:5–6 ). Итак, если Христос запретил прилюдную молитву и заповедал молиться тайно, в своей комнате за закрытой дверью, то зачем же тогда протестанты постоянно молятся прилюдно – на всех своих собраниях? Значит, они прямо уподобляются фарисеям, которых Христос осудил за прилюдную, а не тайную молитву? Если нет, если протестанты понимают, что не всякая нетайная, не только Богом слышимая молитва осуждается Богом; если они понимают, что молитвой, которую слышат люди, всё же можно молиться не напоказ, не лицемерно и не греховно, то таким же образом и поститься можно не лицемерно и не напоказ даже тогда, когда о нашем посте знают другие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, – говорит Христос, – ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Для того чтобы пост был для нас осмысленным, он не должен быть лицемерным. Мы не должны ничего делать напоказ, с тем, чтобы нас увидели другие и похвалили. Как только это происходит, мы теряем свою награду от Господа. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое». Что значит помазать голову елеем? Голова – это ум, говорят святые отцы. Надо позаботиться о том, чтобы мысли наши были чистыми. Но и слова наши не должны быть злыми, скверными и пустыми. О слове, так же, как и о мыслях, в течение всего Поста нам будет напоминать молитва: «Положих, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» – слово Господне, которое обращено к последнему Суду, к самой Пасхе Христовой. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ). Не только за слово скверное, гнилое, но и за «всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» ( Мф.12:36 ). Праздным словом прежде всего является не просто бессмысленное или лживое, а правдивое и истинное, но которое мы делаем праздным, когда употребляем святые слова всуе, как ничего не значащие. Мы живем в мире, где самая главная война идет против человека; против единственного словесного существа – человека. Все делается для того, чтобы слова стали бессмысленными. Чтобы не только потопить всех в океане лживых слов, которые ежедневно обрушиваются на нас, но и святые слова смешать со словами лживыми и скверными. И чтобы мы тоже приняли в этом участие. Если мы поддаемся врагу, то горе нам. Для того и предлагается нам пост, чтобы мы помнили, что есть самое главное; чтобы мы помазали главу свою: свой ум, свое слово – елеем смысла, добра, веры, правды и чистоты, и чтобы слово наше стало живым, как и мысли. Слова Евангелия «помажь главу» относятся, конечно, ко всему внутреннему человеку, к сердцу нашему, – чтобы из сердца не исходила ни зависть, ни ненависть, ни злоба, ни вражда, никакая похоть, ничего грязного. Чтобы внутренний наш человек – душа наша – была помазана благодатью Духа Святаго. Чтобы наша ожесточенная, окаменевшая, мертвая душа за то, что она хранит этот Пост, по дару Христову, по Его благодати, получила благоуханное помазание Духа Святого, когда завершится Великий пост , и мы предстанем перед Христом Распятым и Воскресшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

     Так просияли постом светильники и столпы Церкви, и нам показав тот же путь ко спасению.       " Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят? Он может не быть святым из-за нашей нечистоты. Посмотрите на постящихся: один презирает всех, кто не постится. Другой в жару ревности не по разуму постится до того, что становится неспособным к труду. Третий постится телом, но не думает о пощении духовном.      Пост должен быть понят только как средство к ослаблению плотских страстей. Гордятся ли больные множеством употребляемых ими лекарств? И как употребляются лекарства? - Постепенно. Святые подвижники постились долгое время, постепенно приучая себя к посту.      Какие занятия приличны посту? - Молитва, исследование своей жизни и совести; размышления о жизни, учении, страданиях и смерти за нас Спасителя; примирение с ближними, чтение Слова Божия и душеспасительных книг, беседы с благочестивыми людьми. Надо иметь в виду главную цель поста; покаяние, исповедь и причащение Святых Тайн.      Для многих при пощении может открыться необходимость в совете опытных людей - духовников. Не пренебрегайте этим важным средством, потрудитесь найти для себя благоразумного руководителя. " Свт. Иннокентий Херсонский РАЗДЕЛ II. СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ О ПОСТЕ  Святая Православная Церковь имеет полномощную власть устанавливать законы о святых постах, применяясь к потребностям времени, и побуждать истинных христиан к соблюдению оных по совести.       1. Ветхозаветная Церковь и пост      Во Второзаконии Господь Бог повелевает слушать установления священников и левитов и всячески им повиноваться: И постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни на право, ни на лево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника... да умерет человек тот (Втор. 17, 10-12).      Посему, если священники и старейшины иудейские имели власть устанавливать законы и если народ иудейский должен был повиноваться им, то не гораздо ли более облечены этой властию учители Церкви - люди святые, просиявшие равноангельскою жизнью; мы же призваны повиноваться их законам и установлениям. Иначе священный чин Моисеев (ветхозаветный) будет иметь более преимущества в сравнении со священным чином Христовым (новозаветным).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Поэтому пост, конечно, необходим, но соразмерно нашему духовному преуспеянию, соразмерно обновлению ризы нашей души, чтобы, наложив на себя строгий пост, мы, будучи людьми немощными, малодуховными, нерадивыми, не нанесли себе еще больший вред, и эта новая заплата не разодрала окончательно ветхую ризу наших добродетелей. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут 94 . Внешнюю добродетель, пост, Спаситель сравнивает с заплатой, а внутреннюю добродетель, молитву – с вином, которое вливается в мехи. Напомню, что фарисеи упрекали Спасителя в том, что ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, значит, здесь речь должна была идти и о посте, и о молитве. И эта вторая притча о молитве. Мы не должны вливать молодого вина в мехи ветхие, потому что молодое вино может еще бродить и бурлить и старые мехи прорвутся. Итак, нужно обновить душу и сердце, сделать их способными вынести благодать Божию. Потому что и благодать Божия, и молитва , если мы в ней будем преуспевать, пренебрегая всем остальным, может прорвать мехи: мы и благодати лишимся, и душа наша окончательно погибнет. Это страшные слова, но это так. Впасть в гордость можно и от молитвы. Бывает, что человек будто бы преуспевает в молитве и в то же самое время совершает грубые проступки. В первое время я удивлялся: «Как же так? Человек имеет такую благодать и при этом не может справиться с собой в элементарных искушениях!» Но притча Спасителя как раз показывает, что это возможно. Известны случаи, когда подвижники, имевшие великую молитвенную благодать, впадали в смертные грехи. Например, Иаков-постник имел такую благодать, что и бесов изгонял, однако же, впал в блуд и убийство (конечно, он потом покаялся). «Как же так?!» – скажете вы. А так – человек свободен. Не было в нем окончательного, полного смирения, и потому он пал: новое вино благодати прорвало мехи его души, и он едва-едва не погиб. Молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния. Святая Мать- Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост... созовите... старцев и всех жителей в дом Господа да восплачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание» ( Иоил.2:12, 15–17 ). Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига второй Адам – Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться. Святое Евангелие свидетельствует: «Иисус возведен был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что «сей же род [диавол] изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо «свет во тьме светит, и тьма его не объят» ( Ин.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010