Поэтому, не сомневайся прибегать к Его милосердию! Как бы ни тяжки были твои грехи, как бы жестоко не овладел диавол твоим сердцем, Господь изгонит из него все пороки и страсти, как изгнал их из того отрока, лишь бы ты сам не предавался им добровольно, сам бы не призывал беса в свою душу, но дал бы себе твердый зарок впредь бороться со всякими соблазнами. А как  с ними бороться – этому научает нас конец сегодняшнего Евангельского чтения. Когда Иисус Христос исцелил его, то: «28. ученики спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его (беса)? 29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, вам от молитвы и поста. 80. Вышедши оттуда, проходили чрез Галилею, и Он не хотел, чтобы кто узнал Его. 31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его и по убиении, в третий день воскреснет». Т. о., Спаситель указал два средства для борьбы с бесом и с грехами: молитва и пост. Рассмотрим, братия, значение этих спасительных средств повнимательнее, потому что ныне многие легкомысленно относятся к молитве и к посту, да еще говорят, что Христос Спаситель никогда не устанавливал постов и не велел помногу молиться. Стоит пожалеть этих людей; они решаются рассуждать о Евангелии, очевидно, совершенно не читая и не помня его. Господь не только заповедал с полною ясностью молиться и поститься, но и научил нас, как именно следует заниматься этими св. деланиями. Он говорил, что когда поститесь, то не будьте унылы, чтобы показаться людям постящимися... но помажь голову свою и умой лице твое, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Если Господь обещает за пост награду от Отца небесного, стало быть, Он считал его за дело Святое. Только надо и то разуметь, что Он не назовет постящимся человека, который в пост ест еще больше, чем в мясоед, только без мяса, да напивается вином: такой человек постится не пред Отцем небесным, а пред своим собственным заблуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника. 4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии – Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный – предпасхальный Великий пост ) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни. 5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

А Бог же их называет глупыми, неразумными и грешными. Ведь послушай, что сказано Самим Богом через пророка Иеремию: «Народ сеи сынове буии суть и безумии, [мудри] суть еже твори–ти злаа, блага же творити не познаша» (Иер. 4, 22) . И блаженный Павел [говорит]: «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19) и «хотящий быть мудрым да будет безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18) . Также он еще речет: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» (1 Кор. 14, 20). Ибо Бог хочет, чтобы [христиане] в отношении земного были безумными, а в отношении небесного — разумными. Ведь противник наш диавол (1 Пет. 5, 8) разумен на злое и нам должно разумно подступать к нему, чтобы победить злохудожные помыслы его. Поэтому Спаситель говорит в Евангелиях: «Будьте мудры, как змии и просты, как голуби» (Мф. 10, 16). Ибо тот, кто называется Им мудрым, искусно творит волю Божию и соблюдает Его заповеди. 5. Смиренномудрие есть великое лекарство спасения. Ибо сатана не вследствие блуда, или прелюбодеяния, или воровства был низвергнут с небес, но гордость низринула его в преисподнейшие части бездны. Ибо он сказал так: «Взойду и поставлю престол мой пред Богом и буду подобен Всевышнему» . За эти слова он был низринут и уделом его стал огонь вечный. Стало быть, гордость — в диаволе, смиренномудрие — во Христе . Ведь и Сам Господь говорит: «Кто хочет между вами быть большим, да будет всем слугою» (Мф. 20, 26). Ибо Он есть Бог смиренных. 6. Сильно возлюбим пост, ибо великим оплотом являются пост, молитва и милостыня; они от смерти избавляют человека. Ведь как через снедь и непослушание Адам был изгнан из рая, так через пост и послушание опять входит в рай желающий [этого]. И ты, дева, украшай этой добродетелью свое тело — и угодишь Небесному Жениху. Ибо сочетающиеся с миром и украшающие тела свои фимиамами, благовониями и благоуханиями, облачающие их в роскошные одеяния и в золото для того, чтобы угодить людям, Богу угодить не могут. Христос ничего этого не требует от тебя, но требует только сердца чистого и тела неоскверненного и смиренного постом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

и положих одеяние мое вретище ( Пс. 68, 11–12 ). Когда израильтяне вернулись из плена Вавилонского и восстановили храм и стены городские, то все собрались во вретищах на площади и на дворах Дома Божия и исповедовались в грехах своих, и читали из Книги закона, и поклонялись Господу Богу своему ( Неем. 9, 1–3 ). И ниневитяне, услышав пророчество Ионы о разрушении их города, поверили пророку и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого ( Иона 3, 5 ). Т.е. грубая одежда, пост, покаянный плач о грехах, молитва – все это в сознании израильского народа было глубоко связано. Прокомментирую кратко. Здесь, видите, собраны разные высказывания из Священного Писания, из которых становится понятно, что такое «вретище» и как это связано с грубой одеждой, в частности, одеждой из верблюжьего волоса. И поэтому грубая одежда из верблюжьего волоса, иначе сказать, власяница, которая, очевидно, была еще менее комфортна для тела, чем обычная мешковина, которую главным образом и использовали в качестве вретища, действительно была для иудеев знаком плача и сетования о своих грехах и о грехах народа. Но причин и смысла этого плача, поста, молитвы и пустынножительства многие современные ему, так же как и современные нам, люди не хотели и не хотят понять, считая, что повода для такого плача и воздержания не было и нет. Поэтому и слова о том, что этих людей не трогают плачевные песни, и о том, что пост Иоанна Крестителя им кажется беснованием, здесь, безусловно, уместны. И никакой не другой, а именно этот самый смысл заключен в приводимой здесь блаженным Феофилактом цитате из Мф. 11, 16 и из Лк. 7, 32–33 . Обратите внимание: я цитату не привожу, но как бы предлагаю самому посмотреть и убедиться в этих словах. Помните слова св. Григория Богослова : Одинаково не занимательны и разгаданная загадка, и слова, требующие толкования. А здесь, с одной стороны, все вроде бы и ясно, а с другой, требует дополнительного труда – посмотреть цитату. Но от мучительного поиска цитаты читатель избавлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Начинаясь (в приготовительных своих неделях) едва не сразу после праздника Крещения, продолжаясь 40 дней, Великий пост составляет столь явное подражание посту Христову, что неудивительно, если древние церковные писатели считали его «установлением Божественным», должно быть, видя в посте Спасителя обязательный для нас пример для подражания. «В течение сорока дней по законам Царя Христа предлагается врачевство для очищения плоти», – говорит св. Григорий Богослов 12 . По словам св. Амвросия, Христос постился, дабы «научить нас полезному делу не словами только, но и примером, дабы мы теми же стопами, коими течем к вере, совершали шествие и к воздержанию» 13 . Петр Хрисолог называет Четыредесятницу «не человеческим изобретением, а уставом Божественным» 14 . Но верно замечает Иоанн Златоуст : «Христос не говорит, что должно, подражать Ему в посте, хотя Он мог бы сослаться, на те 40 дней; но - " научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Даже напротив, посылая апостолов на проповедь , не сказал: поститесь – а «все предлагаемое вам ядите» 15 . Высокую духовность основанной Им веры Спаситель умалил бы, не так бесконечно возвысил бы ее над всеми когда-либо существовавшими религиями, не исключая и ветхозаветной, и древней буддийской, если бы Он установил хотя один день обязательного поста. Нежелание сделать это тем характернее для Спасителя, что Он не мог Себе представить Своих учеников совершенно не постящимися в такой же степени, как и не молящимися. Дать полную свободу в удовлетворении и таких неискоренимых потребностей человеческого духа, как молитва и пост, – это значило сообщить новой религии неслыханную еще дотоле свободу и духовность. Если апостолы верно поняли дух учения Своего Господа (а их потому и выбрано так мало, что понимать этот дух так, как они, другие не были в состоянии), то и они не могли установлять постов, как и праздников. «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас», – с горечью пишет ап. Павел галатам 16 . Апостол обличает их не за соблюдение иудейских суббот, новомесячий, праздников и субботних годов, а за чисто законническое стремление к скрупулезной точности в определении их сроков 17 . Если не с такою ревностью, как «столпы» Иерусалимской Церкви Иаков Праведный, Петр, то все же с безупречной аккуратностью ап. Павел сам соблюдал иудейские праздники, прерывая для них и свои апостольские путешествия 18 . Но он настаивал на полной свободе христиан в отношении ко всем священным временам. «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне (равно). Всякий (поступай) по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает [празднуя их в честь Его]; и кто не различает дней, для Господа не различает» 19 , благодаря Его в сердце за дарованную Новым Заветом свободу в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Апостол, конечно, знал заповедь Спасителя «не клятися всяко»: но он вот не избегал клятвы Именем Божиим, значит, заповедь Спасителя он относил к обычным житейским разговорам, а не к таким важным случаям, когда необходимость требует утвердить истину клятвой. И действительно, в другом своем послании Апостол не осуждает клятвы, когда говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Сам Бог , желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16–17 ), «и как не мог никем клясться, клялся Самим Собою» ( Евр.6:13 ). «Мною клянусь, говорит Господь ( Быт.22:16 ). А в книге Второзакония есть даже прямая заповедь о клятве: «Господа Бога твоего бойся и именем Его клянись» ( Втор.6:13 ). Ясно, что клятва – дело святое, дело великое, но потому-то и должно употреблять ее с великим благоговением, и притом только тогда, когда сего потребует законная власть. А наша обычная божба есть тяжкий грех: «не очистит Господь приемлющего Имя Его всуе» ( Исх.20:7 ). «Муж кляныйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва» ( Сир.23:11 )! 163. Как учит о посте Священное Писание Что такое пост?Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим – произвольное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, – такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быт.2:16–17 ). В книге Пророка Иоиля «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). В книге Товита говорится: «доброе дело – молитва с постом и справедливостью» ( Тов.12:8 ). И действительно, ветхозаветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: «хлеба, – сказано, – не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Когда-то давно один мой знакомый, который пришел к вере, но еще колебался в истинах христианства, сказал мне, что молитва «Отче наш» неискренняя. Как пример искренней молитвы он привел молитву какого-то индийского аскета, который говорил так: «Вот, я обращаюсь к Тебе и не знаю, как Тебя назвать и Что Ты такое…» На самом деле сомнение моего знакомого говорило о том, что он не понимал настоящей простоты и искренности. Он не дошел до этой простоты, и его лукавство, изощренность, путаница в мыслях делали для него молитву «Отче наш» неискренней, как бы чрезмерно простой. Поэтому наше неправильное внутреннее состояние не может быть критерием того, какие чувства мы должны испытывать в молитве. Нужно ориентироваться на евангельское и святоотеческое учение. Между прочим, в молитве «Отче наш», по духу молитве покаянной, как вы помните, есть такие слова: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим 328 , Господь продолжает: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный 329 . Покаяние, желание испросить у Бога прощение своих грехов как раз препятствует тщеславию. Человек, по-настоящему, глубоко понимающий, что он погибает и что спасется он только в том случае, если Господь его помилует, уже не будет тщеславиться своей молитвой, не будет думать о славе перед людьми. И вообще, человеческое мнение о нем не будет его тревожить. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою 330 . Мы не должны во время поста напускать на себя унылый вид. Конечно, пост – это выражение покаяния, но одно дело – спасительная печаль о своих грехах, и другое – напускное уныние с целью показать, как нам тяжело поститься. На самом же деле разумный, опытный христианин проходит пост радостно. Конечно, иногда поститься бывает тяжело: происходит борьба, преодолевается телесная немощь, человек понуждает себя к подвигу. Но в то же время пост есть духовная радость, духовное освобождение, это делается ради спасения. Тот, кто унывает от поста, этим показывает, что он относится к посту неправильно, обращает внимание на телесную его сторону, а не на духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Наполнилась земля злодеяниями [ Быт. 6, 11 ]. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались... непотребными... нет ни одного [ Пс. 13, 2–3 ]. Затем говорится: да святится имя Твое [ Мф. 6, 9 ] – чтобы оно святилось, а не бесчестилось людьми, их неправдами, беззакониями; да приидет Царствие Твое [ Мф. 6, 10 ] – чтобы удалившееся с земли ради неправд человеческих Царствие Божие опять пришло; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли [ Мф. 6, 10 ] – чтобы Царствие Божие открылось на земле исполнением на земле благой воли Божией. Кушать или не кушать в пост рыбную пищу – большая разница: не кушать – большая польза для души; кушать, особенно если не очень умеренно, – вред для души. Сердце чувствует, что, когда мы не употребляем рыбной пищи, оно бывает тоньше, чище и легче, удобно обитает в нем живая вера и смирение и чувство Божия присутствия, легка для него бывает пламенная молитва , близки к нему слезы и недалек Владыка сердца. Когда же вкушаем рыбу в довольном количестве, сердце отолстевает, делается холодным, бесчувственным, маловерным, удаляется от Бога, тупеет и помрачается для молитвенных созерцаний. Потому весьма благоразумно поступают те люди, которые, прилежа 131 молитве, не вкушают никакой рыбы: они предохраняют тем сердце свое от духовной очерствелости и нечувствия. Ах! Как потребен пост христианам для угождения Богу и для успехов в очищении сердца, так же – для успешной молитвы! Пост – украшение нашей природы, посильное уподобление бестелесным существам, путь к соединению души с Богом, изводитель очистительных для сердца слез, сильный помощник в молитве. Просим у Господа разных благ для души и тела, потому что Он – наш Творец, потому что мы всё от Него получили и получаем. Это же самое утверждает в нас ту надежду, что мы получим по молитве своей о имени Христовом всё необходимое для духовной и телесной жизни, особенно же для духовной. Вера сердечная в Господа и в слово Его есть жизнь для души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Спаситель учил нас о том, что " никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые " (Мк. 2.22). Все христианское делание, как то: молитва, пост, причащение и т.д. есть " вино новое " , которым можно вполне погубить " мехи ветхие " - человека, если поставить его на высоту, от которой закружится голова. Попробует, например, человек, непривыкший к посту, сразу провести Великий Пост строго по Типикону. Что из этого выйдет? Если даже он и не бросит до конца это тяжкое для него бремя и доживет до Пасхи, то, скорее всего он никогда больше не вернется к посту, который останется в его сознании лишь как глупая ошибка прошлого. И виною тому конечно не пост, а неразумное отношение человека, взявшего нож не за рукоять, а за лезвие и поранившего себя. То же самое относится и к причащению Святых Таин. Причащается, например, человек один раз в месяц и ощущает плоды мира и радости от соединения с Господом. И вдруг прочитывает статью о том, что причащаться бы надо почаще. Он и начинает причащаться, скажем, раз в неделю. При этом он замечает, что приготовиться к таинству так тщательно, как раньше, он уже не может, потому что это довольно сложно. Но, теперь уже думая, что святые отцы учат причащаться именно почаще, он делает это в ущерб подготовке. Устав от постоянной подготовки к причастию, человек может начать подходить к нему и вовсе без подготовки и без такого благоговения к таинству, как это было у него раньше. В итоге он просто потеряет те плоды от причащения, которые он испытывал раньше и будет почти равнодушно приходит к святыне. Напрасно автор обвиняет своих оппонентов в неправильной трактовке слов из письма святителя Игнатия своей сестре о преподобной Марии, причастившейся лишь два раза в своей жизни. Они не настолько глупы, чтобы приводит эти слова с целью убедить читателя пореже причащаться. Просто в этих словах мудрого святителя содержится ключ к тому, чтобы не просто причащаться, но причащаться во спасение и пожинать плоды такого причащения еще здесь на земле.

http://pravoslavie.ru/5784.html

Не бойтесь – Бог не отнимет у вас того, что Он дал вам» 34 . В Елоховском соборе более тридцати лет трудился регентом Виктор Степанович Комаров (†1974). Однажды он оставил свой хор, но, придя на службу во Всесвятский храм на Соколе, он услышал Евангелие, в котором говорилось о добром Пастыре и наемнике ( Ин.10:10–13 ). «Слова Евангелия потрясли Комарова – он одумался, тут же вернулся к своему хору и без конца повторял: «Я не наемник! Я не наемник!..» 35 . Приведённые примеры побуждают нас к благоговейному чтению Священного Писания. Чтение Священного Писания очищает нашу душу, направляя нас ко спасению. Случаи особого действия благодати происходят и в жизни простых людей, но они только остаются менее известными в истории. Православная Церковь и посты Из-за непонимания всей важности для благочестивой жизни «простых» вещей подчас возникает мнение, что пост – это что-то неважное по отношению к Православной вере. Но в тех правилах, которые Православная Церковь преподает своим чадам как средство на пути в жизнь вечную, неважного, незначительного нет, и без соблюдения постов христианин вряд ли сможет достичь гармонии всего своего существа. Пост, молитва и милостыня являются важнейшими добродетелями христианина. Пост – время, когда верующий человек воздерживается от принятия в пищу некоторых видов продуктов. Природа человека состоит из двух начал – души и тела, которые должны взаимодействовать, поэтому телесное воздержание должно подкрепляться молитвенным деланием. В ветхозаветное время посты соблюдались перед битвой ( Суд.20:26–27 ), при всенародном бедствии и покаянии ( 1Цар.7:6 ). Пророк Иоиль так описывает покаяние в древности: «Говорит Господь: обратитесь ко мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Соберите народ, созовите собрание, пригласите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы» ( Иоил.2:12–13:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010