13) Святой Иустин Мученик . Преподобный Иоанн Дамаскин пользуется его " Вопросами (с ответами) Еллинам, говорящими о манихеях» (см. у св. И. Д. гл. 6). Впрочем, ученые исследователи, например, преосвященный Филарет черниговский , относят это сочинение к числу «явно подложных» творений святого Иустина 58 . 14) Святитель Климент Александрийский . Преподобный Иоанн Дамаскин пользуется, по всей вероятности, его Строматами 59 (см. у св. И. Д. гл. 23). 15) Автор так называемых Вопросов к Антиоху – сочинения, представляющего компиляцию из более древних источников, частью из творений святителя Афанасия, и сделанную различными, совершенно неизвестными нам руками... 60 (см. у св. И. Д. гл. 4). В третьей книге Точного изложения православной веры заметна зависимость преподобного Иоанна Дамаскина от таких христианских писателей, как: 1) Святитель Григорий Богослов . Снова имеем в виду его Слова, или речи, а именно: 1-ю (см. у св. И. Д. гл. 6), 4-ю (см. у св. И. Д. гл. 16), 5-ю (см. у св. И. Д. гл. 3), 12-ю (см. у св. И. Д. гл. 1), 20-ю (см. у св. И. Д. гл. 22), 24-ю (см. у св. И. Д. гл. 21), 35-ю (см. у св. И. Д. гл. 4 и 17), 36-ю (см. у св. И. Д. гл. 14, 21, 22, 24 и 25), 38-ю (см. у св. И. Д. гл. 1, 2, 6), 39-ю (см. у св. И. Д. гл. 10, 17), 42-ю (см. у св. И. Д. гл. 2, 10, 17, 24, 27), 51-ю (см. у св. И. Д. гл. 6, 7)... Кроме того, преподобный Иоанн Дамаскин также пользовался Посланиями св. Григория к Кледонию, обличающими своевольное нововведение Аполлинария 61 (гл. 6, 12, 16, 18), его Стихами против Аполлинария 62 (гл. 18). 2) Святитель Григорий Нисский . Преподобный Иоанн Дамаскин пользуется упомянутым выше 63 его Катехизисом (см. у св. И. Д. гл. 1), Антирретиком против Аполлинария, представляющим собою самый внимательный и умный разбор учения Аполлинариева 64 (см. у св. И. Д. гл. 14, 15), речью о природе и ипостаси (см. у св. И. Д. гл. 15) и другими (см. у св. И. Д. гл. 24). 3) Святитель Василий Великий . Св. И. Дамаскин пользуется: а) упомянутой выше 65 его книгой о Св. Духе (см. у св. И. Д. гл. 5), б) также вышеупомянутой 66 его Беседой на рождество Христово (см. у св. И. Д. гл. 2), в) упомянутым выше 67 его 43-м письмом (см. у св. И. Д. гл. 5, 15), г ) Беседой на 44-й псалом 68 (см. у св. И. Д. гл. 14), д) Толкованием на седьмую главу книги пророка Исаии 69 (см. у св. И. Д. гл. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Первый флорилегий составлен из цитат следующих авторов: 1) свт. Василия Великого : из его посланий к Терентию, Амфилохию, соборного послания 1255 , из книг против Евномия 1256 ; 2) свт. Григория Назианзина 1257 , из послания к Кледонию 1258 1259 , из Апологии, из Слова на Пасху 1260 и о Сыне 1261 ; 3) свт. Прокла, патриарха Константинопольского 1262 ; 4) преп. Исидора Пелусиота 1263 ; 5) св. Иустина Мученика 1264 ; 6) еп. Иринея Лионского 1265 ; 7) св. Ипполита Римского 1266 ; 8) Петра Александрийского 1267 ; 9) Кириака Пафского 1268 ; 10) свт. Афанасия Александрийского : из книги о Троице 1269 ; против Аполлинария 1270 ; 11) свт. Григория Нисского : из книги против Аполлинария 1271 , против Евномия 1272 ; 12) Юлия Римского 1273 ; 13) свт. Илария Пиктавийского 1274 ; 14) свт. Амвросия Медиоланского 1275 ; 15) свт. Амфилохия Иконийского 1276 и из письма к Селевку 1277 ; 16) Геласия из Кесарии Палестинской 1278 ; 17) свт. Кирилла Иерусалимского 1279 ; 18) свт. Флавиана Антиохийского 1280 ; 19) Антиоха Птолемаидского 1281 ; 20) свт. Прокла Константинопольского 1282 ; 21) Павла Емесского 1283 ; 22) свт. Кирилла Александрийского : из книги о Троице 1284 , письма к Акакию 1285 , против Нестория 1286 , письма к Сукенсу 1287 ; из схолий 1288 ; из письма к Валериану 1289 , из 2-го письма к Сукенсу 1290 . Всего в первом флорилегии помещено 82 извлечения из 22 авторов 1291 . Второй флорилегий состоит из цитат следующих авторов: 1) Дионисия Ареопагита 1292 ; 2) св. Иустина Мученика 1293 ; 3) свт. Афанасия Александрийского 1294 ; его же из письма к Эпиктету 1295 ; 4) свт. Василия Великого 1296 ; 5) свт. Григория Назианзина 1297 ; 6) свт. Григория Нисского : из книги против Евномия 1298 и нигде не найденная цитата: quod est omnium – translatum est; 7) свт. Амвросия Медиоланского : из книги против Аполлинария 1299 ; 8) свт. Иоанна Златоуста 1300 ; 9) Ефрема Антиохийского (нигде не найденная цитата: incorrupt io... expul it); 10) свт. Кирилла Александрийского : нигде не найденная цитата: quia vero... patiendi 1301 ; из толкований на Матфея 1302 ; из толкования на послание к Евреям 1303 ; из письма к Сукенсу 1304 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

2026 Григор. Богослов. о богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 81—82; Иоан. Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXXIX, ad verba XV, v. 24. 2027 Ha слова: 1 Kop. 15, 24, в Христ. Чт. 1837, II, 18—19. 2028 Огл. поуч. XV, п. 26. 27. 29, стр. 335—338. 2029 Евсев. церк. ист. III, 28; VII, 25; Августин. haer. с. 8; Феодорит. haeret. Fab. II, 3. 2030 Иероним. Comment. in Is. LXVI, 20. 2031 Тертулл. adv. Marcion. I, 29; IV, 29; V, 10; de resurr. carn. c. 25. 2032 Васил. вел. писм. CCLXV, n. 4; CCLXV, n. 2; Григор. Богосл. послан. 1 и 2 n Кледонию. 2033 Евсев. Церк. Ист. III, 39; Иероним. Catal. с. 18. 2034 Иустин. dialog. cum Tryph. n. 80. 81; Ирин. adv. haer. V, 81, n. 1 (cfr. Евсев. Ц. Ист. III, 39); Иппол, apud Phot. Biblioth. cod. CI; Мефод. conviv. decem virg. orat. IX, n. 5; Лактанц. Inst. Divin. VII, 24 et squ. 2035 Cfr. Wiest. Demonst. dogmat. T. VI, § 296. 2036 Dialog. cum Tryph. n. 80. 2037 Евсев. Церк. Ист. III, 28. 2038 Евсев. Ц. И. VII, 24; Иероним. Catal. с. 69; Феодорит. Haeret. Fab. II, 2. 2039 De princip. II, 11, n. 2; Prolegom. in Cantic. 2040 Церк. Ист. III, 28. 39; VII, 24. 2041 См. о нам y Геннадия, Catalog. c. 18. 2042 Письм. CCLXIII, в Тв. св. Отц. XI, 249; CCLXV, там же 255. 2043 Посл. II к Кледон., в Тв. св. Отц. IV, 211. 2044 Heres. LXXVII. 2045 Comm. in Is. XXX, 26; LIV, 11; LV, 3; LVIII, 14; in Ez. XVI, 35; in Zach. XIV, 6 et squ.; in Matth. XIX, 29. 2046 Haeres. LIX. 2047 De civit. Dei XX, 7; haeres. VIII. 2048 Ориген. Proleg. in Cantic.; Епифан. haeres. LXXVII; Евсев. Ц. Ист. III, 28, и друг. 2049 Августин. de сии. Dei XX, 7; подробнее см. толков. на эту главу Апокалипсиса в Curs. S. Scripturae compl T. XXV, p. 1109—1122, Paris 1812. 2050 «Осуждаемым говорит: идите от мене проклятии! Не говорит: идите от Отца, - ибо не Он проклял их, но собственные их дела; идите во огнь вечный, уготованный не вам, а диаволу и ангелом его. Когда говорил Он о царствии, то сказав: приидите благословеннии, наследуйте царство, присовокупил: уготованное вам прежде (от) сложения мира, а говоря об огне, сказал не так, но присовокупил: уготованное Диаволу и ангелом его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя» (Иоанн. Златоуст. на Ев. Матф. бес. LXXIX, в т. III, 362—363).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

61 De fide orth. I. II, с.21. M.P. t. 94, col. 940 ВС. Русск. перев. стр. 93. В одном месте св. Отец, независимо от иностранного Бога-Слова, различает у человека даже три слова, как три силы души. Кроме внутреннего и произносимого слова, он на первом месте ставит еще слово, как «естественное движение (и порождение) ума, согласно с которым он движется и мыслит и разсуждает; оно есть как бы свет его и сияние» (Ibid. I. I, c. 13, col. 857 A – русск. перев. стр. 40–41), т.е. это есть слово-разум, являющийся источником второго и третьего слова. 62 Иустина; I Апология; § 28, в русск. Перев. стр. 58; его же Разговор с Трифоном иудеем, § 141, стр. 356 и др. Иринея выше цит. соч. кн. IV, стр. 325, 432. 63 De fide orth. I. II, с.7. M.P. t. 94, col. 893 В. Русск. перев. стр. 61; ср. стр. 108, 155, 181. «Познавательные и жизненные (волевые) способности», говорит Дамаскин, «соединены в нем (т.е. человеке). Поэтому он свободно стремится, и свободно желает, и свободно изследует и разсматривает, и свободно совещается, и свободно решает, и свободно настраивается» и пр. Ibid. c. 22, col. 945 C. Русск. перев. стр. 98–99. 68 Кирилла Иерус. 4– е оглас. слово, твор. изд. 2-е, стр. 53; Василия Вел. Беседа на 48 псал. твор. ч. I, стр. 314; Григория Богосл. Слово 28, о богословии второе, твор. ч. III, стр. 26; его же Послание к Кледонию I., твор. ч. IV, стр. 164 и др.; Григория Нисского об устроении человека, гл. 16, твор. ч. I, стр. 144, 144. 73 2-я стихира 6-го гласа самогласных на погребение священников. В том, что эти стихиры, надписываемые именем Дамаскина или Иоанна монаха, действительно принадлежат ему, – не может быть никакого сомнения. Из жития преп. Иоанна уже известно, что он писал некие надгробные стихи, т.е. эти самые самогласные стихиры. О принадлежности их Дамаскину см. еще у Архиеп. Филарета: Историч. обзор песнопевцев… стр. 253. 76 De imaginibus oratio III. M.P. t. 94, col. 1340 D – 1341 A. Русск. перев. стр. 102; De fide orth. I, II, c.30. M.P. t. 94, col. 976 В. Русск. перев. стр. 116.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

   Нравств. прав. 68, гл. 2, в Тв. св. Отц. 447.    Толк. на Ис. III:13, там же VI, 157.    «Царь сходит с своего места, чтобы совершить суд над землею; с великим страхом и трепетом сопровождают его воинства Его. Мощные чины сии приходят быть свидетелями грозного суда; и все люди, сколько их было и есть на земле, предстают Царю. Сколько ни было и не будет рожденных на свет, все приидут за сие позорище, видеть суд (Ефрем. сир. о страхе Бож. и о последн. суде, в Тв. св. Отц. XV, 305—306).    «И небо и землю призовет Он быть с Ним на суде; и горние и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства и полчища преисподних вострепещут пред немилующим Судиею, который прийдет, сопровождаемый ужасом и смертию» (там же 302—303).    «Суд сей будет единственный, окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или лучше сказать потому и страшный, что он праведен» (Григ. Богосл. Слов., говорен. в присутст. отца, Тв. св. Отц. II, 55).    Adv. haer. V, c. 36.    Огл. поуч. XV, n.3, стр. 310—312.    Бесед. на шестодн. I, в Тв. св. Отц. V, 6. 7.    In Esai LXV.    Иустин. Apolog. 1, n. 59; II, n. 7; Афинаг. Legat, c. 22; Тациан. adv. Graec. c. 25; Феофил. ант. ad Autolic. II, 37. 38; Минуц. Феликс. Octav. c. 34; Иппол. de Christ. et Antichr. c. 64; Мефод. Conviv. decem virg. orat. IX, n. 1; Ориген. adv. Cels. IV, 11. 12; V, 15; Августин. de civit. Беи, XX, 16.    Can. X. XI.    «И оттуду паки приидет судити живым и мертвым, и царствовати имать во веки, царствию же Его не будет конца (Чин присоедин. иновер, лист.    Григор. Богослов. о богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 81—82; Иоан. Златоуст. in 1 Corinth. homil. XXXIX, ad verba XV, v. 24.    Ha слова: 1 Kop. 15, 24, в Христ. Чт. 1837, II, 18—19.    Огл. поуч. XV, п. 26. 27. 29, стр. 335—338.    Евсев. церк. ист. III, 28; VII, 25; Августин. haer. с. 8; Феодорит. haeret. Fab. II, 3.    Иероним. Comment. in Is. LXVI, 20.    Тертулл. adv. Marcion. I, 29; IV, 29; V, 10; de resurr. carn. c. 25.    Васил. вел. писм. CCLXV, n. 4; CCLXV, n. 2; Григор. Богосл. послан. 1 и 2 n Кледонию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Испроси для нас благодать покаяния, предстательствуй о даровании нам жизни вечной, да Твоими молитвами наследуем Царствие Небесное и сподобимся славить Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Присносущным Ему Духом, во веки веков. Аминь. Примечания: 1 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. IV, 14. M., 1844. С. 256. 2 Митрополит Филарет. Слова и речи. Изд. 2. Ч. 1. С. 179.   3 Избранные Слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы… С. 130. 4 Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы//Избр. Слова. С. 22. 5 Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы//Избр. Слова. С. 15. 6 Слова и речи. Ч. 1. С. 157. 7 Там же. С. 189. 8 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. III, 12. С. 167. 9 Там же. С. 169. 3 10 Христианское чтение. 1828. Ч. XXXII. С. 251. 11 Христианское чтение. 1825. Ч. XVII. С. 44. 12 Там же. С. 51. 13 Там же. С. 97. 14 Сократ. Церковная История. СПб., 1850. С. 558. 15 Христианское чтение. 1840. Ч. III. С. 209. 16 Послание к Кледонию. (Patrol. Curs, coinpl. Т. Col. 177). 17 Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1859. Т. I. C. 452. 18 Там же. С. 638. 19 Mansi. Т. V. Col. 172. 20 Христианское чтение. 1841. Ч. I. С. 232. 21 Книга правил Апостольских, Соборов и Отцов. С. 3. 22 Там же. С. 62. 23 Иоонн Дамаскин. Цит. соч. Кн. III. Гл. 12. С. 167. 24 Избр. Слова. С. 18. 25 Св. Герман, Константинопольский патриарх. Там же. С. 82. 26 Начальные слова молитвы: «Богородице Дево» прибавлены Православною Церковию к приветствию Архангела со времени Нестория, в опровержение лжеучения ею о лице Пресвятой Богородицы. Goan, Eucholog. graecuin, pag. 26 (edit. Venetiis, MDCCXXX). 27 Слова и речи. Ч. I. С. 162. 28 Иоанн Дамаскин. Цит. соч. IV, 14. С. 260. 29 Беседа V на Евангелие от Матфея… 3. (Patrol. Curs, compl. Т. LVII. Col. 58). 30 Иоанн Дамоскин. Цит. соч. IV, 14. С. 261. 31 Против ересей. LXXVIII   8, 9 (Patrol. Curs, compl. Т. XLII. Col. 709, 712). 32 Против ересей. LXXVIIL … 6. (Patrol. Curs, compl. Т. XLII. Col 705). 33 Книга правил.

http://azbyka.ru/bogorodice-devo

205 De fide orth 1 II C            17        20 M.Pt           94 coll 933     940/Пер C    88–93. Cp Немезий Соч Гл. 6–13    C         90–113. 209 Сказалось на Дамаскине и учение Аристотеля об энергии Определяя понятие энергии Иоанн «энергиями» называет, между прочим исчисленные познавательные и волевые способности (De fide orth 1 II с.23 M. P.t 94 со11949А/Пер C 101) а страсть определяет как энергию направленную несогласно с природою (Там же С 22 coll 941 А/Пер С 94–95) Энергией называет он и «первую вечно движущуюся силу разумной души т.е ея разум естественным образом постоянно из нея изливающийся» (Там же С 23, coll 949В/Пер С 101). 210 De fide orth 1 II C 27 M.Pt 94 coll 960С/Пер C 109 Cp. Григорий Богослов Слово 29-е о богословии третье//Творения Ч. III С. 48. Послания I и II к Кледонию против Апполинария//Творения Ч. IV С 162 170 и др. Желая выразить ту истину что Христос имел полную при роду человеческую Дамаскин неоднократно повторяет что Он воспринял нашу «плоть одушевленную душею одаренную как разумом (словом) так и умом (.. ψυχ λογικ τε και νοερφ)» (De fide orth 1 III c.2 M P.t 94 coll 985 B/Пер. C 122–123,134,137 150 152, 180 и др.) 211 De fide orth 1 II C 21 M.Pt 94 coll 940ВС/Пер C 93 B одном месте св. отец, независимо от ипостасного Бога Слова различает у человека даже три слова как три силы души Кроме внутреннего и произносимого слова он на первое место ставит еще слово как «естественное движение (и порождение) ума, согласно с которым он движется и мыслит и рассуждает оно есть как бы свет его и сияние»/Там же 1 I С 13 coll 857А/Пер С 40–41/т.е. это есть слово разум являющийся источником второго и третьего слов. 212 Иустин I Апология Пар 28/Русск. пер. С 58, его же разговор с Трифоном иудеем Пар 141 С 356 и др.; Ириней Цит соч Кн IV С 325,432. 213 De fide orth.l II С.7 M.Pt. 94 coll 893 B/Русск. пер. C 61 Cp C 108 155 181 «Познавательныя и жизненныя (волевыя) способности говорит Дамаскин соединены в нем (т-е в человеке) Поэтому он свободно стремится и свободно желает и свободно исследует и рассматривает и свободно совещается, и свободно решает, и свободно настраивается» и пр. Там же С 22, coll 945 С/Русск. пер. С 98–99.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Я семь дверь: кто войдет Мною, тот спасется " (Ин. 10, 8) [ 8 ].А вот еще то слово Христово, которое так не любят сейчас вспоминать: " Думаете ли вы, что Я мир пришел принести на землю? Нет, говорю вам, - но разделение " (Лк. 12, 51) [ 9 ]. " Истинное Слово, когда пришло, показало, что не все мнения и не все учения хороши, но одни худы, а другие хороши " - спустя сто лет сказал св. Иустин Философ, до встречи с христианством прошедший искус языческими мистериями и философиями [ 10 ]. Иустин Философ стал Иустином Мучеником. Его казнили - как и его учителя св. Поликарпа Смирнского. Казнили за то, что не оказывал почтения к языческим практикам и доктринам.И до сих пор языческий мир, мир " улучшателей " и " прогрессистов " , не разглядевших Нового Завета, требует от нас: - Ну, скажите нам, что мы тоже спасемся, - Да, спасетесь. Если придете ко Христу, если примете Евангелие целиком, а не кусочками. Если расслышите Его обращение:- " Покайтесь... Пришлите... Сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов... " . " Конечно, совершенно невозможно понимать значение жертвы распятия Христа, как это понимается некоторыми недоросшими сознаниями. Смысл ее в том, что Христос, желая показать силу Духа над физической плотью, принял чашу и запечатлел своей кровью Завет, принесенный Им: " Нет больше любви той, как если кто положит душу за други свои " (Письма Елены Рерих. 1932 - 1955. Новосибирск, 1993, с. 415). Вот слова св. Григория Богослова на эту тему: " Какую же у них видим причину вочеловечивания? Если ту, чтобы вместился Бог иначе невместимый, и во плоти, как. бы под завесою, беседовал с людьми, то это будет у них одна нарядная личина и зрелищное лицедейство. Можно было иначе беседовать с нами, как прежде в купине неопалимой и в человеческом образе " (Послание 3, к Кледонию//св. Григорий Богослов. Творения, - М., 1994, Т. 2, с. 12). О причинах гонений на христиан см. главу " За что преследовали христиан в языческом мире " в моей книге " Сатанизм для интеллигенции, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1036...

… πε ργον Εδοκης κλυψεν λην χθνα, ουδ τι τεκκος Οδ ρις ν λαιοσιν... 1774 т.е. „когда дело Евдокии покрыло всю землю, брань и вражда прекратились в народах». Но более внимательное изследование текста введения показало, что чтение Бандини было ошибочным, так как оно лишало приведенные стихи ясного смысла и противоречило общему ходу мыслей его автора. Согласно новому изданию предисловия, сделанному Людвигом 1775 , вместо „Εδοκης» в приведенных стихах следует читать „εδικιης " , т.е. нужно изменить только одну букву, чтобы возстановить прямой смысл стиха 1776 и вместе с тем отвергнуть заключение, построенное на основании старого чтения Бандини. За поправку, предложенную Людвигом, говорит сама очевидность; предисловие раскрывает ту мысль, что греки слишком мало ценили еврейскую священную поэзию, так как в переводе LXX-mu она передана речью прозаической, „но когда – продолжает в нем автор, – дело правды (т. е. евангелие) покрыло всю землю, то брань и вражда прекратилась в народах» и наступило время удобное для того, чтобы в слух всех народов и приятными звуками воспеть Давидовы песни. Очевидно, для имени Евдокии в этом порядке мыслей совершенно нет места, – а потому и основанный на нем довод Бандини должен быть признан научно несостоятельным 1777 . Вне всякого сомнения принадлежность Метафраза Аполлинарию поставляет свидетельство св. Григория Богослова . Имея в виду направленную к укреплению своего учения поэтическую деятельность Аполлинария, св. Григорий пишет об аполлинаристах в первом послании к Кледонию следующее: „если же обширныя книги, новыя псалтыри, противоречащия Давиду, и приятные стихи ( τν μτρων χρις) почитаются (у них) третьим заветом, то и мы будем псалмопевствовать, писать много и слагать стихи» 1778 . Так как под „обширными книгами» в этих словах Григорий разумеет сочинения Аполлинария, о которых он главным образом и ведет речь в первом послании к Кледонию, то и упоминаемая им новая псалтирь, переложенная приятными стихами, очевидно, должна быть произведением того же Аполлинария. Мало того: всматриваясь ближе в свидетельство Григория, можно заметить некоторое близкое соотношение между его выражениями и предисловием к существующему теперь под именем Аполлинария Метафразу. Как на причину того предпочтения, какое греки отдавали своим произведениям пред поэзией еврейской, автор предисловия указывает на приятность метров (κατ χριν μτρων ст. 19) во-первых, и потому задачей своего переложения Псалтири поставляет – возродить сладкую песнь царя Давида „в семистопных словах (т.е. в гекзаметрах)», воспеть ее в метрах (ст. 30, 31). На эту цель Аполлинариева Метафраза и намекает Григорий Богослов , говоря, что „приятность метров» в новой Псалтири считается у аполлинаристов третьим заветом, что они благодать полагают не в вере, а в стихах 1779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Приводит еще и одно апостольское изречение, оторванное от целого состава речи: второй человек с небесе (1Кор.15:47). Потом доказывает, что сей приходящий свыше человек не имеет ума, и Божество Единородное, восполняющее в Нем место ума, составляет часть человеческого состава и именно третью, потому что в Нем есть душа и тело человеческие, а ума нет, но место ума восполняет Божье Слово. И это еще не самое худшее, напротив, всего нестерпимее, что по рассуждению Аполлинария сам Единородный Бог, Судия всех, Начальник жизни и Истребитель смерти, смертен, принял страдание собственным Божеством Своим и во время трехдневного умерщвления плоти соумерщвлялось и Божество, и таким образом воскрешено было от смерти Отцом. Долго было бы пересказывать все прочее, что еще присовокупляет он к этим нелепостям. Посему, если так умствующие имеют право иметь свои собрания, да рассудит твоя испытанная во Христе мудрость, что, когда мы не согласны с ними в образе мыслей, дать им право иметь свои собрания - значит не что иное, как признать, что учение их истиннее нашего. Ибо, если дозволяется им, как благочестивым, учить сообразно с их образом мыслей и свободно проповедовать содержимое ими учение, то не явно ли этим осуждается учение Церкви, как будто истина на их стороне? Ибо не естественно быть истинными двум противоположным учениям об одном и том же. Как же твой великодаровитый и высокий ум потерпел, чтобы не воспользоваться обычной свободой к уврачеванию такого зла? Но если прежде не было сделано сего, по крайней мере теперь да восстанет твое безукоризненное в добродетели совершенство и внушит благочестивейшему Царю, что не будет никакой пользы от всей заботливости его о Церквах, если такое зло, стремящееся к ниспровержению здравой веры, усилится по причине данной им свободы.  Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария - первое Честнейшему, боголюбивейшему брату и сопресвитеру Кледонию Григорий желает о Господе радоваться. Хочу знать, что это за нововведение в Церкви, по которому всякому хотящему и, по Писанию, мимоходящему (Пс.79:13), позволительно паству, хорошо обученную, расторгать и расхищать, производя на нее нашествия украдкой, лучше же сказать, внушая ей разбойнические и странные учения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/697/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010