57. Свт. Ириней Лионский. Против ересей 5, 1, 3; Ч. 15. — С. 3. 58. Беседа во время голода и засухи//Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1, § 92. 59. Свт. Григорий Богослов. Слово 40-е на святое Крещение, п. 32. 60. Об употреблении в Церкви этого последнего выражения: весьма ценный труд профессора А. Л. Катанского. Учение о благодати Божией в творениях древних святых отцов и учителей Церкви до Блаженного Августина. СПб., 1902. — С. 33. 61. Макарий, митрополит. Там же. Т. 1. — СПб., 1883. — § 193. С. 288. 62. Малиновский Н. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. — 1909. § 109. С. 389–390. 63. Учение святого апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой//Христианское чтение. 1904. С. 30. 64. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950. — С. 225. 65. Символы веры//Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец Догмат 630-ти святых отец Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского. 66. В. В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви. Τ. 4. — С. 293–295. 67. Лосский В. Н, Догматическое богословие.//Богословские труды. Вып. 8. М.: издание Московской Патриархии. — С. 17. 68. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Послание 10-е к пресвитеру Кледонию против Аполлинария первое. Минь. Т. 37. кол. 177. 69. Флоровский г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православной Богословском Институте в Париже. — 1931. — С. 115, 119. 70. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Пер. протоиерея П. Преображенского. СПб., 1900. — С. 240. 71. Минь. — Т. 26, кол. 996. 72. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч.//Творения свт. Григория Богослова. М., 1889. Ч. 4. С. 161–162. Минь. Т. 37. кол. 181. 73. Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Прим. 131. 74. См. Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. — Казань, 1863. — С. 521. 75. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. — Гл. 28. 76. Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. — Кн 3. — Гл. 20.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1082 См.: Григорий Нисский, свят. Большое огласительное слово. Гл. 25//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 38. 1083 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 284. 1084 Там же. С. 285. 1085 Лосский В. Н. Искупление и обожение//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. С. 286. 1086 См.: Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 279. 1087 Лосский В. Н. Догматическое богословие. С. 279. 1088 Флоровский Г., прот. О смерти крестной//Флоровский Г., прот. Догмат и история. С. 186. 1089 Он же. Приснодева Богородица//Там же. С. 175. 1090 Сильвестр (Малеванский), архиеп. Опыт православного догматического богословия. С историческим изложением догматов. Т. IV. С. 117. 1091 См.: Maximi Confessoris. Ambigua ad Ioannem//PG. T. 91. Col. 1320AB. Рус. пер. см.: Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях. С. 290—291. 1092 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 107, 110. 1093 Григорий Богослов, свят. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 522. 1094 См.: Григорий Богослов, свят. Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария первое//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 2. С. 13. 1095 Эти слова часто используют протестанты, упрекающие православных в том, что у них священнослужителей называют «отцами». Однако из контекста данной евангельской фразы видно, что слова о запрещении называть отцом кого-либо, кроме Отца Небесного, стоят в одном ряду с запрещением называть кого-либо учителем и наставником, помимо Христа. Несомненно, они связаны с особым пониманием того, что есть отцовство. Христианская Церковь никогда не запрещала использовать это слово, и ап. Павел в Послании к Коринфянам говорит: ...у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор.4:15). И далее говорит о себе: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Таким образом, ап. Павел называл себя духовным отцом коринфских христиан. Кроме того, из Священного Писания Нового Завета видно, что обращение «чадо» было широко распространено среди первых христиан. Этим словом начинает свои соборные послания ап. Иоанн, ап. Павел тоже часто им пользуется. Поэтому слова Спасителя не нужно рассматривать как формальный запрет. Если подходить с буквалистских позиций, то можно дойти до абсурда и запретить человеку называть отцом даже своего родного отца по плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

«Прости Анастасия, получившая от благочестия наименование; ибо ты воскресила нам учение, дотоле презираемое! Прости место общей победы, Силом, в котором с начала водрузили мы скинию, сорок лет носимую и странствовавшую по пустыне! Прости великий и славный храм, новое наследие, храм, получивший настоящее величие от Слова, храм, который чрез меня соделался Иерусалимом! Простите и прочие храмы, близкие по красоте к Анастасии, – храмы, подобно узам связующие собою разные части города и присвоенные той части, которая с каждым соседственна, – храмы, которые наполнил не я, имеющий столько немощи, но наполнила благодать, со мною недостойным! Простите апостолы, прекрасное селение, мои учители в подвижничестве! Прости кафедра – эта завидная и опасная высота; прости собор архиереев, почтенных сановитостию и летами, простите все, служащие Богу при священной трапезе и приближающиеся к тому, кто приближается к Богу ( Лев. 10:2 )! Простите ликостояния назореев, стройные псалмопения, всенощные стояния, честность дев, благопристойность жен, толпы вдов и сирот, очи нищих, устремленные к Богу и к нам! Простите страннолюбивые и Христолюбивые домы, помощники моей немощи! Простите любители моих слов, простите и эти народные стечения, и эти трости, пишущие явно и скрытно, и эта решетка, едва удерживающая теснящихся к слушанию! Простите цари и царские дворцы! Прости град великий и Христолюбивый! Простите Восток и Запад! За вас и от вас терпим мы нападение: свидетель сему Тог, Кто примирит нас. А сверх всего и паче всего воскликну: простите ангелы, хранители сея церкви, и также моего здесь пребывания и отшествия отсюда, если только и мои дела в руце Божией! Прости мне Троица – мое помышление и украшение! Чада сохраните предание ( 1Тим. 6:20 )». Отказавшись в 381 году добровольно от управления константинопольскою Церковию к великому огорчению царя и народа, великий святитель отправился в Кесарию, где и произнес похвальное или надгробное слово св. Василию Великому 100 ; потом к Церкви назиансской, которую возмущало лжеучение Аполлинариево, распространявшееся в Сирии. 101 Последние дни своей многотрудной жизни святитель провел в уединении, в отеческой веси Арианзе, непреставая, впрочем, трудиться для блага Церкви, возмущаемой македонянами и аполлипаристами, и вести жизнь подвижническую. Весь пост пред Пасхой он провел в молчании 102 и написал стихотворение на безмолвие во время поста, чтобы дать отчет в подвиге своего молчания, и другое стихотворение: песнь Христу, желая прекратить молчание славословием воскресшего Иисуса Христа. Видя, что еретики (аполлинаристы) не только сеют плевелы своего лжеучения, но и клевещут на него самого, будто бы и он разделяет с ними мысли их, св. Григорий написал послания к пресвитеру Кледонию, которому в свое отсутствие он вверил главное попечение о пастве, для обнаружения клеветы своих врого в; к Феодору епископу для опровержения лжей, которые взводили на св. Григория по случаю удаления его от управления Церковию назиансскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1 . Из «Слов» Григория Богослова особенно важны в догматическом отношении: а) «Пять слов о богословии», названные так самим проповедником и в свою очередь сообщившие ему наименование Богослова 752 ; б) «О поставлении епископов и о догмате Св. Троицы»; в) «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». В этих словах, произнесенных в Константинополе, защищается православное учение о Троице против ариан и последователей Македония. В историческом отношении важны похвальные «Слова» в честь Василия Великого и Григория Старшего, Кесария 753 . Особенной известностью пользуется «Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитера». В нем говорится о высоте и трудности пастырского служения. Позднейшие писатели, древние и новые, широко пользуются этим «Словом». Два обличительных «Слова» против Юлиана, написанные вскоре после его трагической смерти (26 июня 363 г.), стоят не на высоте христианских чувств и по своему страстному характеру не достойны благородной души Григория. По своим научным склонностям Григорий был филолог в широком смысле и более всего ценил науки литературные. Он усвоил гомилетические теории своего времени и никогда не отступал от них. Отсюда огромный успех, который проповеди Григория имели среди его современников. Но отсюда же и их недостатки: внешние эффекты, вычурность, искусственно подобранные антитезы, игра слов, широкое употребление общих мест. 2 . Большая часть писем св. Григория относится к последним годам его жизни. Письма Григория не могут идти в сравнение с письмами Василия Великого с точки зрения их исторической важности, но в литературном отношении они представляют собой лучшие произведения Григория Богослова . Некоторые из писем Григория важны в догматическом отношении. Сюда относятся высоко ценившиеся в последующее время послания к пресвитеру Кледонию и патриарху Нектарию. Оба направлены против Аполлинария. 3 . Большинство стихотворений Григория Богослова написано им также в уединении последних лет жизни. Изнуренный болезнью и тяготясь одиночеством, Григорий находил отраду в стихах. К тому же он хотел противопоставить свои стихи, с одной стороны, произведениям классических поэтов, с другой – еретическим стихотворениям Аполлинария. Самое важное из стихотворных произведений Григория – автобиографическая поэма о жизни своей, главный источник для его жизнеописания. Трагедия ( Χριστς πσχων [страдающий Христос]) не принадлежит Григорию Богослову (XI или XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Сергий (Страгородский), патриарх. Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам//Он же. Отношение православного человека к своей Церкви и инославию: Сб. статей. - М.: Изд. прихода храма св. прав. Иоанна Русского, изд-во Моск. Патриархии, 2001. - С. 50-51. Воронов, Ливерий, прот. Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию//Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 - 1998. - М.: Изд-во МФТИ, 1999. - С. 283. Григорий Богослов, свт. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария - первое//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. - Репринт. - Б.м.: Св. - Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - Т. 2. - С. 10. Там же, с. 9. Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский Второй, Вселенский Седьмой. - Казань: Центральная Типография, 1909. - С. 52. Книга правил. - Репринт. - СПб.: Вира и др., 1996. - С. 42. Цыпин, Владислав, свящ. К вопросу о границах Церкви//Богословские труды: Юбилейный сб.: МДА: 300 лет (1685-1985). - М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986. - С. 205. Книга правил. - Репринт. - СПб.: Вира и др., 1996. - С. 308. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: [в 4 т.]. - Репринт. - М.: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мон-ря, 1994. - Т. 2: История Церкви в период до Константина Великого. - С. 391-392. Афанасий Великий, свт. На ариан слово второе//Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. - М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - Т. 2. - С. 317, 319. Афанасий Великий, свт. К Серапиону, еп. Тмуйскому, послание 1//Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. - М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - Т. 3. - С. 43-44. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Ефесянам//Иоанн Златоуст, свт. Поное собрание творений в 12 т. - Репринт. - М.: Православное братство " Радонеж " . - Т. 11, кн. 1. - 2004. - С. 103. Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский 2-ой, Вселенский Седьмой. - Казань: Центральная Типография, 1909. - С. 52,47. Сидоров А. Свт. Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (На материале " Двух слов против арсенитов " )//Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Св. Писания в России. - М.: 1998. - 3 (17). - C. 101.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/22/ta...

3. Григорий Богослов, свт. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 1. – С. 544-575. 4. Григорий Богослов, свт. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 1. – С. 586-602.     5. Григорий Богослов, свт. Послание 3, к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое//Григорий Богослов, свт. Собрание творений в 2-х томах. – Репринт. – Б.м.: Св.- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. – Т. 2. – С. 8-13. 6. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. – Киев: Пролог, 2003. – 381 с 7. Деяния Вселенских Соборов. Т. 7: Собор Никейский 2-ой, Вселенский Седьмой. – Казань: Центральная Типография, 1909. – 332 (V) с. 8. Доклад председателя Синодальной Богословской Комиссии РПЦ митр. Минского и Слуцкого Филарета//Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви: Москва, 13-16 августа 2000г. – Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2001. – С. 49-87. 9. Игнатий Богоносец, св. Послание к Ефесянам//Ранние отцы Церкви: Антология. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1998. – С. 101-110. 10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 219. Об истинности и согласии учения отцов Восточной Церкви со Священным Писанием и о ложном направлении подвижников Западной Церкви и их творений//Игнатий Брянчанинов, свт., еп.           Кавказский и Черноморский. Собрание сочинений, т. 7: Избранные письма/Сост. игум. Марк (Лозинский). – М.: Благовест, 2001. – С. 341-345. 11. Иларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. – М.: Паломник, 1997. – 579 с. 12. Иларион (Троицкий), архим. Единство Церкви и Всемирная конференция христианства//Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. –М.: Православная беседа, 1992. – С. 54-105, 139-141. 13. Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Единство идеала Христова//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 211-263.       

http://bogoslov.ru/article/1391715

15 Воронов Ливерий , протоиер. Догматическое богословие: Из лекций для студентов СпбДА. М.-Спб., 1994. С. 41. 16 Будучи прочитанным, это послание получило всеобщее одобрение и поддержку отцов, присутствовавших на IV Вселенском соборе. В деяниях собора сообщается: « По прочтении послания Льва, почтеннейшие епископы воскликнули: “это вера отеческая! это вера апостольская! Все так веруем. Православные так веруют. Анафема тому, кто не так верует!…”» (См.: Деяния Вселенских соборов: В 4х т. Спб., 1996. Т. 2. С. 242). 17 Деяния Вселенских соборов: В 4х т. Спб., 1996. Т. 2. С. 233. 18 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 20. М., 1992. С. 113. 19 Ефрем Сирин , св. Толкование на Четвероевангелие. Гл. 1… Т. 8. С. 12. 20 Деяния Вселенских соборов: В 4х т. Спб., 1996. Т.2. С.233. 21 Григорий Богослов, св. Послание к пресвитеру Кледонию, первое… Т. 2. С. 9–10. 22 Григорий Богослов, св. Слово 45. На Святую Пасху… С. 670. 23 Марк Подвижник , св. Против Несториан//Богословский сборник. Православный Свято-Тихоновский институт. Выпуск 4. М., 1999. С. 140. 24 Деяния Вселенских соборов: В 4х т. Спб., 1996. Т.3. С. 473. 25 Деяния Вселенских соборов: В 4х т. Спб., 1996. Т.4. С. 152. 26 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. 20. М., 1992. С. 113. 27 Наилучшим образом несостоятельность такого учения раскрыта пр. Максимом Исповедником , в связи с учением о двух волях во Христе. См.: Орлов И. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе: Историко-догматическое исследование. Спб., 1888. С. 113–144. 28 Лев Великий, св. Слово на праздник Рождества Христова, пятое П.2. Цит. по: Задворный В. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 275. 29 Лев Великий, св. Слово на Святую на Рождество Господа нашего Иисуса Христа//Встреча. МДА, 2000. С. 5. 30 Григорий Богослов, св. Слово 38, на Богоявление или Рождество Спасителя… Т. 1. С. 530. 31 Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога-Слова… Т. 1. С. 196–197.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-pravo...

И собрание было распущено. Частное заседание В 24 день октября снова состоялось еще одно частное заседание в сокровищнице святого Франциска.  Андрей Родосский. Как кажется, отцы, император распорядился, чтобы мы собрались вместе, и вы могли высказать все, что вам нужно сказать.  Исидор, митр. Российский. Преосвященнейшие отцы, ваша святость знает, что мы договорились собираться вместе частным порядком для просмотра и сверки записанного нотариями, что крайне важно. Поскольку же это дело имеет столь большую значимость, нам следует со всем возможным вниманием собраться, просмотреть [записи] и исследовать их.  Андрей Родосский. Это представляется вполне сообразным со справедливостью, и потому да будет так.  И была произведена сверка и исправление записей сказанного с обеих сторон. На этом собрание было распущено. Перевод Петра Пашкова Arist . De gen. et corr., 1.5. Григорий Богослов, свт. Послание 4, к Кледонию, против Аполлинария — второе//Творения. СПб, 1912. Т. 2. С. 15. Вселенский V Собор. Деяние III//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1913. Т. 5. С. 33. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна, 9.14.16-17//БВ. М., 1907. N. 10. С. 247; русский перевод исправлен для соответствия греч. оригиналу. Василий Великий, свт . Письмо 38, к Григорию брату//Творения. Серг. П., 1901. Т. 6. С. 84-85. Он же. Беседа 15, о вере//Творения. М., 2008. Т. 1. C. 690. По-видимому, архиеп. Андрей, произнося это, указал в сторону присутствовавших кардиналов и богословов Римской Церкви, чтобы подтвердить, что выражает не свое личное мнение, а церковную позицию. Григорий Богослов, свт. Слово 39, на святые светы явлений Господних//Творения. Т. 1. СПб., 1912. С. 537. Tomus Synodicus III//PG. 151. Col. 725. Аристотеля. Ср.: Arist. Anal. Post., 2.1. Вселенский III Собор. Определение святого собора о вере, и о том, что донес Харисий (за подписями всех епископов)//Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 334. См. выше: Кирилл Александрийский, свт. Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским//Деяния Вселенских Соборов.

http://bogoslov.ru/article/6026911

1034 Подробнее о христологии Маркелла Анкирского и Фотина в их отношении к учению Павла Самосагского см. в статье о Маркелле Анкирском в настоящей «Антологии». 1035 См. об этом: Daley В. ‘Heavenly Man’ and ‘Eternal Christ: Apollinarius and Gregory of Nyssa on the Personal Identity of the Savior//The journal of Early Christian Studies. 10:4, 2002. Pp. 469–488. 1036 См.: Лурье В. М. (приучастии Баранова В. А.) История византийской философии. СПб., 2006. Сс. 182–194 и статьи о Севире Антиохийском и Иоанне Филопоне в настоящей «Антологии». 1037 См. в «Послании к Нектарию Константинопольскомр> : «По рассуждению Аполлинария, Сам Единородный Бог, Судия всех, Начальник жизни и Истребитель смерти смертен, приял страдание собственным Божеством Своим». 1038 См. в «Первом Послании к Кледонию»: «В Спасителе есть иное и иное, потому что не тождественно невидимое с видимым и довременное с тем, что под временем, но не имеет в Нем места иного и иного. Сего да не будет!» ( Григорий Богослов , свт. Собрание творений в 2-х томах… Т. 2. С. 7). 1039 Послание к Нектарию Константинопольскому, цит. по изд.: Григорий Богомов, свт. Собрание творений в 2-х томах… Т. 2. С. 7. 1041 Как отмечает Дэйли (Daley В. ‘Heavenly Man’ and ‘Eternal Christ’… P. 479), в этом знаменитом афоризме из письма 101.32 (SC 208, р. 50) св. Григорий суммирует принцип, ставший важным для святоотеческой христологии уже со II в. (см., например: Ириней Лионский . Против ересей 5.14.1–2 (SC 153, pp. 182–188), где говорится именно на основании этого принципа, что человечество Христа «возглавляет», или воссоединяет в себе всю плоть и кровь всего человечества. Но ближайшей параллелью к формуле св. Григория является высказывание Оригена из «Разговора с Гераклитом»: «Ибо весь человек не был бы спасен, если бы [Христос] не воспринял всего человека» (SC 67, р. 70). Об использовании этого принципа у друтих богословов IV в. см. в изд.: Grillmeier A. Quod assumptum non est, sanatum non est//Lexikon fur Theologie und Kirche. 8 (1963). S. 954–956.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

460 Более того, св. Василий Великий считает, что стать способными к принятию Божественной благодати можно лишь после изгнания «из себя порочных страстей, какие овладели нашими душами» (1,320). Велики и многочисленны дары благодати Святого Духа. «Чрез Духа, – говорит Святитель, – восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собой делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда – предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу и крайний предел желаемого – обожение» (3,217). Следует здесь же заметить, что учение св. Василия Великого о благодати Божией, как весьма важное, должно стать особым предметом для дальнейших размышлений патрологов. 461 По слову свт. Василия Великого , «добродетель есть какая-то средина и соразмерность; а излишек и недостаток, в ту или другую строну выступающий из пределов добродетели, есть уже неумеренность и безобразие» (2,191). 485 «На епископов», «К константинопольским иереям и к самому Константинополю» (Ч. VI. М., 1889. С. 67–75), а также в письмах к своим друзьям. 501 «Писать лаконически не то, как ты об этом думаешь, – замечает св. Григорий во втором письме к Никовулу, – не просто написать не много слогов, но в немногих слогах заключить многое» (письмо п/п. 18). В третьем письме к нему Святитель даёт очень ценные указания как надо писать письма (п/п. 19). 502 «Послание к монаху Евагрию о Божестве», раскрывающее единство Божие при троичности Лиц. (Творение св. Григория Богослова . Т. II. Изд. П. Сойкина. С. 1–6). «Послание к еп. Некатарию» и два «Послания к пресв Кледонию», в которых опровергается аполлинарианство, и др. (Там же. С. 6–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010