Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАДАНИЕ [лат. divinatio; греч. μαντεα, μαντηκ τχνη], искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа), о причинах возникновения к.-л. жизненной ситуации (болезнь, кража или потеря вещи и т. п.) и способах ее разрешения, о воле Бога или богов (преимущественно в древних культурах). В узком смысле под Г. понимается способ установления связи посредством различных приемов с иной реальностью или сверхъестественными силами, к-рые, как считается, влияют на жизнь каждого человека и народа, и интерпретация символов, рассматриваемых в качестве посланий из потустороннего мира или от Божества. Все формы Г. так или иначе основаны на интерпретации случайных и непредсказуемых феноменов (ср.: Cicero. Div. 2. 13), к-рые считаются проявлениями священного. К наиболее распространенным приемам Г. относятся: толкование сновидений (ониромантия), предчувствий, примет и знамений (напр., рождение монстров (тератология)), непроизвольных движений тела (напр., неожиданное появление боли, чихание), звуков (кледономантия); ордалии (т. н. Божий суд); вопрошание медиума (посредника); общение с духами усопших (некромантия); наблюдение за поведением животных и птиц (напр., орнитомантия или ауспиция); рассмотрение внутренностей жертвенных животных (экстиспиция или гаруспиция) или их предсмертных конвульсий; манипуляции с небольшими предметами (напр., с блюдцами (фиаломантия) или светильниками (лихномантия)), или пищевыми продуктами (напр., кофейной гущей, зерновыми, бобовыми); вытягивание или метание жребия; использование игральных карт (Таро); истолкование естественных феноменов (напр., дыма, пламени огня (пиромантия), потоков воды (гидромантия), масляного пятна на воде (леканомантия), камней (литомантия), звезд (астрология), линий на руке (хиромантия)), атмосферных явлений (грома, молнии и т. п.), фигур, начертанных на земле (геомантия), числовых комбинаций (нумерология) и проч.

http://pravenc.ru/text/161397.html

Послание 204(392). К чаду Кледонию Ты, чадо, принял участие в подвиге своих братьев, и это не удивительно, ибо и с нами случилось то же. Но не бойся, ибо написано: «Господь мне помощник и не убоюсь, что сотворит мне человек» ( Пс.117:6 ). Поэтому нам надо быть смелыми, а никак не бояться. Подвижники остались победителями благодаря этому дерзновению. Источивший свою кровь святой Фаддей преселился ко Господу. Разве это не самый лучший из обменов: за сто или больше ударов, сколько только можно себе представить, или по собственному побуждению, или по наущению дьявола, старающегося возбудить в нас страх, – получить в замен царство небесное и веселие в бесконечные века?! И не во много ли раз тяжелее – во избежание боли от ударов предать веру и потом и здесь не иметь покоя от стыда падения и от укоров совести, и в том веке терпеть бесконечные муки? Этим, чадо мое любезное, закали свое сердце и, если ты в таком настроении, Христос да будет тебе помощником, как это и есть на самом деле. Хотя разум и подсказывает, что и по отречении через покаяние можно снова спастись, и это правда, – но кто поручится, что мы во всяком случае получим прощение, а не будем еще ранее восхищены, или что восстание от падения не окажется непреодолимо трудным? Затем, сколько нам надо принести слез и других лекарств покаяния, чтобы умилостивить Судью, и все это, с трепетом ожидая смерти, всегда чувствуя позор и не смея поднять глаза! Спроси лиц, близких к жалкому Лукиану и к блаженному Дорофею, каково настроение у тех и у других, и ты узнаешь и услышишь от первых о скорби, тьме и позоре, желании, чтобы раскрылась земля и поглотила их; а от вторых – о радости безмерной, свете, дерзновении, о Самом Христе, о наслаждении, подобного которому они никогда не испытывали. Кто ж бессмыслен, кто так жестокосерд, кто безумен, чтобы не знать, что страдать за Христа хорошо? Бог да усовершит в этом тебя, чадо мое. Молись за меня, чтобы и я поступал о Господе так же, как говорю. Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

68 Лосский В. Н, Догматическое богословие.//Богословские труды. Вып. 8. М.: издание Московской Патриархии. – С. 17. 69 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Послание 10-е к пресвитеру Кледонию против Аполлинария первое. Минь. Т. 37. кол. 177. 70 Флоровский г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православной Богословском Институте в Париже. — 1931. – С. 115, 119. 71 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Пер. протоиерея П. Преображенского. СПб., 1900. – С. 240. 72 Минь. – Т. 26, кол. 996. 73 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч.//Творения свт. Григория Богослова. М., 1889. Ч. 4. С. 161—162. Минь. Т. 37. кол. 181. 74 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Прим. 131. 75 См. Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. – Казань, 1863. – С. 521. 76 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. – Гл. 28. 77 Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. – Кн 3. – Гл. 20. 78 Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. Т. 1. – С. 330, уточнено по изданию Кармириса. ?. 1. – С. 139. 79 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1 – С. 332—333. 80 Слово 39-е на святые светы явлений Господних. 81 Christ in Eastern Christian Thought. – 1975. — Р. 29 82 Леонтий Иерусалимский Против несториан. Т. 5. – С. 28.//Минь. Т. 86. – Кол. 1748//Мейендорф. – С. 74. 83 Леонтий Иерусалимский. Указ соч. – С. 74. 84 Малиновский И. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. С. 109—110. 85 Соколов В., священник. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии. – Сергиев Посад, 1916. С. 330—331. 86 Свт. Ириней Лионский Против ересей//Пер Преображенского. Т. 5 – С. 484. 87 Тертуллиан. О плоти Христовой. – С. 5. 88 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. – Гл. 4. 89 Послание к Епиктету, епископу Коринфскому. ?. 6. Творения святителя Афанасия. Ч. 3. – С. 296. 90 Лебедев А. П., профессор. Вселенские Соборы IV и V веков. – СПб., 1904. – С. 103. 91 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. – Гл. 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Само Слово Божие – приходит к своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою для моей души – становится человеком по всему кроме греха.... Происшедший (из Девы) есть Бог и с принятым от него – единое, составившееся из двух противоположных, из плоти и Духа.... В нем два естества, так как Он утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, по закону телесной природы...» Точно также показывает Богослов «Божие домостроительство» во 2-м слове на Пасху, но здесь он решает еще один важный вопрос о Спасителе: «кому и для чего пролита за нас кровь – кровь великая и славная Бога, Архиерея, жертвы? Мы были во власти лукавого... кому принесена кровь? Ужели тому лукавому? Но как это было бы оскорбительно! Разбойник получает цену искупления не только от Бога, но самого Бога! За свое тиранство берет такую высокую плату тот, которому и нас жаль отдать!.. Итак, ясно, что жертву приемлет Отец, но не потому, что имел в ней нужду». В другом случае Богослов так говорит о сем: «Он (Сын Божий) стал грехом, поскольку принял на себя грех мира, Он принял на себя мое непослушание» 616 . 5) Два обширные послания к Кледонию обличают своевольное «нововведение» Аполлинария, дополняясь одно другим. В первом послании сперва, чтобы отклонить от себя подозрения в восстановлении прежних ошибок, произносит осуждения на ложные мысли. «Мы не отделяем в нем человека от божества... Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от божества. Если кто говорит, что Христос как чрез трубу прошел чрез Деву, а не образовался в ней божески и вместе человечески, божески, как родившийся без мужа, – человечески, как родившийся по закону чревоношения: то и он также безбожен». За тем разбирает учение Аполлинария. «Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума: то он точно не имеет ума. Он не достоин быть всецело спасенным. Ибо невосприятое не уврачевано, – что соединилось с Богом, то и спасается. Если бы Адам пал одною половиною, то была бы восприята и спасена одна половина. – Говорят: «вместо ума (νος) достаточно Божества?» «Что же мне до того? Божество с одною плотию еще не человек, а также с одною душою, или с плотию и душою, но без ума; – ум и составляет отличие человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо как слова: «принял зрак раба " ( Флп.2:7 ) означают, что Господь наш родился в сущности естества человеческого: так, конечно, и слова: «быть в образе Божии» показывают свойство Божией сущности. Блаженного Амвросия из послания к императору Грациану 356 . Сохраним различие божества и плоти. Один в обоих выражается Сын Божий, так как в Нем есть и то и другое естество. Блаженного Григория Богослова из послания к Кледонию 357 . Хотя два естества – Бог и человек, как в человеке душа и тело, но не два Сына, не два Бога. Его же из второго слова о Сыне 358 . И сие-то самое, то есть сочетание имен, и притом имен, из которых одни другими заменяются по причине соединения естеств, вводит в заблуждение еретиков. А доказательством такого заменения служит то, что, когда естества различаются в понятиях, тогда разделяются и имена. Блаженного Афанасия из сочинения против ересей 359 . И как мы не освободились бы от греха, если бы плоть, которую восприняло Слово, не была человеческою по естеству, потому что у нас не было бы ничего общего с чуждым: так и человек не обожился бы, если бы Слово, ставшее плотью, не было по естеству от Отца, и истинным и Его собственным. Ибо для того и произошло такое сочетание, чтобы с тем, кто по естеству Бог, соединился человек по естеству. Амфилохия, епископа иконийского, из (толкования на евангелие) от Иоанна. Различай же естества как Бога, так и человека. Ибо не по отпадению от Бога Он сделался человеком и не по удалению от человека Богом. Называя (Его) Богом ж человеком, страдания относи к плоти, а чудеса относи к Богу. Антиоха, епископа птолемаидского. Не сливай естеств, и не будь в оцепенении по отношению к домостроительству. Блаженного Флавиана, епископа антиохийского, на богоявления. «Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его» ( Пс.105:2 )? Кто изобразит словом величие благодеяния к нам? Человеческое естество соединяется с божеским, и однако то и другое естества пребывают сами по себе. Блаженного Иоанна Златоустог о из (толкования на евангелие) от Иоанна 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

1 . Из «Слов» Григория Богослова особенно важны в догматическом отношении: а) «Пять слов о богословии», названные так самим проповедником и в свою очередь сообщившие ему наименование Богослова 752 ; б) «О поставлении епископов и о догмате Св. Троицы»; в) «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». В этих словах, произнесенных в Константинополе, защищается православное учение о Троице против ариан и последователей Македония. В историческом отношении важны похвальные «Слова» в честь Василия Великого и Григория Старшего, Кесария 753 . Особенной известностью пользуется «Защитительное слово по поводу бегства в Понт после посвящения в пресвитера». В нем говорится о высоте и трудности пастырского служения. Позднейшие писатели, древние и новые, широко пользуются этим «Словом». Два обличительных «Слова» против Юлиана, написанные вскоре после его трагической смерти (26 июня 363 г.), стоят не на высоте христианских чувств и по своему страстному характеру не достойны благородной души Григория. По своим научным склонностям Григорий был филолог в широком смысле и более всего ценил науки литературные. Он усвоил гомилетические теории своего времени и никогда не отступал от них. Отсюда огромный успех, который проповеди Григория имели среди его современников. Но отсюда же и их недостатки: внешние эффекты, вычурность, искусственно подобранные антитезы, игра слов, широкое употребление общих мест. 2 . Большая часть писем св. Григория относится к последним годам его жизни. Письма Григория не могут идти в сравнение с письмами Василия Великого с точки зрения их исторической важности, но в литературном отношении они представляют собой лучшие произведения Григория Богослова . Некоторые из писем Григория важны в догматическом отношении. Сюда относятся высоко ценившиеся в последующее время послания к пресвитеру Кледонию и патриарху Нектарию. Оба направлены против Аполлинария. 3 . Большинство стихотворений Григория Богослова написано им также в уединении последних лет жизни. Изнуренный болезнью и тяготясь одиночеством, Григорий находил отраду в стихах. К тому же он хотел противопоставить свои стихи, с одной стороны, произведениям классических поэтов, с другой – еретическим стихотворениям Аполлинария. Самое важное из стихотворных произведений Григория – автобиографическая поэма о жизни своей, главный источник для его жизнеописания. Трагедия ( Χριστς πσχων [страдающий Христос]) не принадлежит Григорию Богослову (XI или XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323340, 143148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 8597; III (1891), 239243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 2427. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

2. Василий Великий, Слово на Рождество Христово. 3. Максим Исповедник, письмо к Иоанну кубикулярию. Migne, s. gr., t., XCI. 4. Анастасий Синаит, Путеводитель, 9. Леонтий византийский. Против несториан и евтихиан. 5. Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII-oe, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 6. Григорий Богослов, слово 29. 7. Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 8. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 9. Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1-ое послание к Кледонию. 10. Григорий Богослов, 2-ое послание к Кледонию. 11. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 12. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3-й. 13. Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 14. Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7-й. 15. Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 16. Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию. 17. Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 18. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189-ое. Migne, s. gr„ t. XXXII, coll. 692 - 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 19. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 20. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 21. Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 22. Там же. Migne, 304. 23. Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 24. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 25. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 26. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 27. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 28. Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 29. Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 30. Григорий Богослов, слово 31. 31. Максим Исповедник, 2-ое послание к Марину. 32. Василий Великий, письмо 38.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/931/...

Леонтий византийский, Против несториан и евтихиан. Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4. Migne, s. lat. t. LIV, coll. 765–771. 121 Григорий Богослов, слово 29. 122 Василий Великий, письмо 38 и О Св. Духе гл. 17. Migne, s. gr., t. XXXII coll. 323–340, 143–148. Перевод, ч. VI (1892), стр. 85–97; III (1891), 239–243. 123 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 124 Григорий Богослов, слово, 3, 38, 1–ое послание к Кледонию. 125 Григорий Богослов, 2–ое послание к Кледонию. 126 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 127 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 3–й. 128 Кирилл Александрийский, Апологетик против Феодорита. 129 Леонтий Византийский, О сектах, отдел 7–й. 130 Дионисий Ареопагит, Об именах Божиих, 2. Migne, s. gr., t. III, col. 644. 131 Григорий Богослов, 1–ое послание к Кледонию. 132 Кирилл Александр., Против Нестория, кн. 1. 133 Лев Великий, письмо XXVIII, к Флавиану, гл. 4 Migne, s. lat., t. LIV, col. 768. Василий Великий, письмо 189–ое. Migne, s. gr. t. XXXII, coll. 692 — 696. Перевод Моск. Дух Акад., ч. VII (1892), стр. 24–27. 134 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI. col. 289, 292. 135 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, s. gr., t. XCI col. 301. 136 Максим Исповедник, там же. Migne, 304. 137 Там же. Migne, 304. 138 Григорий Нисский, Антирретик против Аполлинария. 139 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 140 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 321. 141 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 293. 142 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 325. 143 Максим Исповедник, Диалог с Пирром. Migne, 296. 144 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 312. 145 Григорий Богослов, слово 31. 146 Максим Исповедник, 2–ое послание к Марину. 147 Василий Великий, письмо 38. 148 Максим Исповедник, Диалог с Пирром, Migne, 348–349. 149 Там же. Migne, 336–337. 150 Там же. Migne, 337–340 и 341. 151 Максим Исповедник. Там же. Migne, 340, 341, 344. 152 Иоанн Златоуст, Беседа 1–ая на Деяния Апостолов. Русский перевод Петерб. Дух. Акад., т. IX, кн. 1–ая, стр. 10. 153

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010