В завершение следует сказать, что в современной обстановке необходимо и жизненно важно возвращаться к аскетическому наследию святых отцов.   Литература 1. Преп. отца нашего Филофея синайского 40 глав о трезвении. Добротолюбие, т.3. 2. Исихий Иерусалимский. Душеполезное слово о трезвении и молитве. Добротолюбие, т.2. 3. Евагрия монаха наставления о подвижничестве. Добротолюбие, т.1. 4. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 г. URL: http://hesychia.narod.ru/mak_sp_01.htm Преп. отца нашего Филофея синайского 40 глав о трезвении. Добротолюбие, т.3. Комментарии ( 6): 07 декабря 2011г. 13:04 Если на них испытывающе смотреть, задействуя опыт отцов исихастов, начинаешь понимать, что ты уже не так перед этим миром (мирскими помыслами) беззащитен и имеешь некоторую свободу (во Христе). Свободу непозволения «миру сему» тобой командовать и увлекать тебя в грех. Опыт мистики, это в большей степени созерцание нетварного света в котором Бог себя проявляет, освобождение от «плена  греховных и суетных мыслей», это ступень духовного роста на пути к созерцанию. Что естественно свойственно затворникам, безмолвникам. Делателям умной и сердечной молитвы. Пример, того, как секулярный богоборческий мир захватывает душу, можно видеть в атаке некоторых СМИ на православие. Мы постоянно слышим, что представители духовенства думают больше про мирское, чем про духовное, и это выражается в роскоши, дорогих автомобилях и т.д. К глобализации и секуляризации видимо стоит относить, не то, что мир богоборческий (Свое Творение весьма понравилось Богу), а то, что мир во зле лежит, отпадение от закона Божьего и породило «армию отца лжи» РПЦ, сейчас широко распространяет катехизацию, Вначале необходимо привести заблудших, затем, начав с азов православия толковать Евангелие, где сказано, как нигде, лучше о мире, грехах и о Логосе и зачем Он приходил   в наш мир. И святоотеческое предание разумеется. Вот, как раз в тему, сегодня мы читаем: Апостола Павла послание к ефесянам, 6:10–17

http://bogoslov.ru/article/2291906

В толковании на Второе послание к Коринфянам святитель Феофан дает объяснение «времени благоприятного» ( 2Кор.6:2 ), которое есть «только время и благоприятно для спасения»: «Время благоприятно. Какое это время? – Время дара и благодати, в которое не отчета в грехах требуют и не осуждение произносят, но с прощением грехов предлагают и бесчисленные блага к наслаждению, оправдание, освящение и все другие» c. 269]. Сегодня человек живет той благодатью, которой Господь воздвиг его из небытия в бытие, при этом со стороны Его сверхъестественного промысла все уже благоустроенно к твоему спасению: «Но вот без всякого с нашей стороны труда пришло это время, неся с собою оставление всех прежде бывших грехов» c. 269]. Поэтому каждое мгновение жизни бесценно для нас, как время подготовки к вечной жизни. В толковании на Послание к Ефесянам святитель отмечает: «…не попуская и малым промежуткам своего времени проходить в пустых занятиях, тот все свое время искупает. Причина, почему надо спешить так искупить время, та, яко дние лукави суть. Лукавый означает злой, означает и хитрый. Хитрого человека думаешь, что вот-вот уловишь, а он ускользает из рук. Таково время: быстро течет, так скоро течет, что не уловишь. Апостол говорит, как бы: спешите; в каждую минуту делайте что можно; не пропускайте его даром, – уйдет, не воротишь» c. 519]. В этом шаге и состоит ответственный и осознанный выбор каждого христианина, ведь мир, в котором мы живем, не устойчив. В «Слове на Новый год» святитель сравнивает его со «стражиком на превесех» c. 3], то есть с постоянно немного дрожащей стрелкой весов. То вправо, то влево, то к созиданию, то к разрушению склоняется этот неустойчивый мир. И только «силою Божиею, действующею в нас. Господь, носящий всяческая (вселенную) глаголом силы своей, глаголом же силы своей носит и каждого из нас» c. 4]. В толковании на Первое послание к Коринфянам тема будущего трактуется святителем Феофаном в нравственном аспекте: «…прежде времени никого не судите» ( 1Кор.4:5 ). Феофан понимает слова апостола как запрещение: «…не судите прежде времени. Придет Господь, все обсудит, и каждому воздаст по делам» c. 204]. В этих словах святителя находится и отсылка на евангельские слова об «исполнении времен» ( 1Кор.1:10 ), когда, по толкованию святых отцов, ожидается пришествие Христа c. 96–99]. «Исполнение времен», указанное пророком Даниилом ( Дан.4:1–21,48–55 ), – это полное обнаружение тайны воли Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пока ребенок – еще ребенок, у нас есть возможность поддержать его, когда возникают простые, детские столкновения веры и мира Пока ребенок – еще ребенок, у нас есть возможность поддержать его, когда возникают простые, детские столкновения веры и мира . Вместе с ребенком находить здоровые решения, которые позволят малышу жить в мире с миром и чувствовать себя уверенно. Уже на этом начальном этапе мы можем помочь нашим детям проскользнуть между Сциллой зависимости от чужой оценки и Харибдой гордыни, превозношения над «неверными». Здесь как раз Новый год – отличный помощник: здесь мы другие, но мы тоже встречаем всенародный праздник. И потому мне кажется очень хорошей идеей – слушать на Новый год послание Президента и петь гимн нашей родины: это как раз о том, что мы – вместе, один народ, который любит родную, Богом хранимую страну. К сожалению, положительные результаты такого подхода совсем не гарантированы. Пока малыш маленький, он заведомо принимает культуру своих родителей, другой культуры для него не существует. Потом может стесняться этого, несмотря на все наши добрые усилия. Еще позже выросший малыш порой и отказывается от родительской культуры, от родительской веры. Иногда временно отказывается, иногда – навсегда… И, тем не менее, другие праздники, другой ритм жизни, не такой, как «у всех», могут провоцировать эффект «назвался груздем – полезай в кузов». Научиться жить не как все – и при этом не чувствовать себя изгоем. Жить не как все – но вместе со всеми. Жить без страха перед оценкой окружающих. И, может быть, получится поделиться этим чудом, этим счастьем веры с этими самыми окружающими, поделиться с ними этой самой уверенностью и этой любовью – к Богу и к истинной мудрости. Рейтинг: 9.8 Голосов: 466 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Ср.  Самодурова З.Г . Школы и образование. М., 1984. С. 487, 496.  «Если эллины… циники, принявши… стоящую не более трех оболов философию (подлинно такова эллинская философия), или вернее – не самую философию, а только ее имя, облекшись в мантию и отрастивши волосы, посрамляют многих, – то не к большему ли способен истинный философ. Если ложная причина, только кажущаяся тень философии так возвышает, то что, когда мы полюбим истинную светлую философию?» ( Иоанн Златоуст , святитель. XXI беседа на послание к Ефесянам//Полное собрание творений. Т.11. Кн. 1. С. 188).

http://pravoslavie.ru/143719.html

Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать вам раскрою только что начатое мною домостроительство Божие относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение,– особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе. Глава 21. Молитесь за меня и церковь сирскую Я жертва 35 от вас и от того, которого, во славу Божью, послали вы в Смирну, откуда и пишу вам, благодаря Бога и любя Поликарпа, как и вас. Поминайте меня, как и вас Иисус Христос. Молитесь за Церковь сирскую, из которой меня, последнего из тамошних верующих, ведут в Рим в узах, так как я удостоился послужить к славе Божьей. Здравствуйте в Боге Отце и Иисусе Христе, общем уповании нашем. 1 Ефесские христиане прислали в Смирну, куда прибыл Игнатий, своего епископа Онисима с дьяконом Вурром и другими членами своей церкви для приветствия святого узника. Поэтому Игнатий в послании к ним благодарит за оказанную ему любовь (гл. 1, 2, 21); затем увещевает их блюсти единение духа, повиноваться епископу и пресвитерам (3–6) и удаляться от ложных учений (7–10); далее излагает пространнее свои увещевания о том же. Приветственное вступление и первая глава этого послания сохранились, с небольшими выпусками, в сирском тексте. 2 Такое название Игнатий, без сомнения, не сам присвоил себе, но получил от местных христиан, в устах которых оно сделалось обычным прозванием их епископа, как бы другим собственным именем его. Некоторые ученые (Бунзен, Ульхорн) находят употребления этого прозвания в посланиях самого Игнатия несообразным с его смирением и скромностью, и полагают, что оно внесено в них посторонней рукой. Впрочем, намеки на это прозвание находятся в посланиях его к Магнез. гл. 1 и к Смирн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Трудно с точностью определить и время написания послания. Многие древние церковные писатели (св. Климент Римский , св. Игнатий Богоносец , Дионисий Коринфский, св. Ириней Лионский , Тертуллиан , Ориген , канон Муратория) свидетельствуют о пребывании Ап. Петра в Риме, но все они не датируют прибытие его в Рим даже хотя бы с приблизительною точностью, а говорят большею частью о мученичестве первоверховных апостолов, опять без точной датировки этого события. Поэтому вопрос о времени происхождения рассматриваемого послания должен быть решен на основании новозаветных данных. Послание предполагает устроение св. Ап. Павлом малоазийских церквей, имевшее место, как известно, в третье великое благовестническое путешествие Апостола языков, около 56–57 гг. по Р. X.; следовательно, ранее этого срока первое Соборное послание Ап. Петра не могло быть написано. Затем в этом послании не без основании указывали признаки сходства с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам (ср., напр., 1Пет.1:14 и Рим 12:2 ; 1Пет 2:13, 14 и Рим 13:1–6 ; 1Пет.3:9 и Рим 12:17 , а также: 1Пет.2:4 и Еф 2:20–22 ; 1Пет 1:10–11 и Еф 2:5, 10 и др.), но первое появилось не ране 53 года, а второе – не ранее 61-го. В пользу сравнительно позднего появления рассматриваемого послания говорит и упомянутое уже, известное из послания ( 1Пет 5:12 ), нахождение при Ап. Петре Силуана, спутника Ап. Павла. На основании всего этого можно считать вероятным написание послания уже после того, когда миссионерская деятельность Ап. Павла в отношении к малоазийским церквам прекратилась, – когда он из Кесарии в качестве узника был послан в Рим на суд кесаря ( Деян 26:1 ). Именно тогда естественно было Ап. Петру обратиться с посланием к малоазийским церквам, лишившимся своего великого благовестника, и преподать им наставление в вере и благочестии и ободрение в скорбях жизни. Таким образом, вероятным временем написания послания является период между 62–64 гг. (вскоре после первого послания, незадолго до мученической своей кончины Апостол написал и второе послание).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стих 11. Возмогающе по державе славы Его. Терпение христиан в страдании должно обнаруживать такую силу, такую крепость, которая несвойственна обыкновенным людям, и ясно показывала бы, что в них действует иная высшая сила Божия. И по мере терпения христиан будет возрастать прославление Бога, подающего силу Своим святым. Стих 12. Призвавшего вас в причастие наследия ( του κλρου) святых во свете. Древний Израиль был жребием ( κλρος) Божиим и считал одного себя достойным и способным наследовать Царство Божие. Иоанн Предтеча, Иисус Христос и Его апостолы разоблачали это суетное превозношение плотских потомков Авраама и доказывали, что и все верующие, какого бы происхождения они ни были, приидут в Царство Божие и возлягут там со Авраамом. Апостол выражает это тем, что Бог не только призвал (по некоторым чтениям καλσαντι, но и сделал способными ( κανσαντι) к принятию наследства Божия. Выражение во свете относится к призванию и обнимает собой всё христианское познание, которое одно просвещает человека и освобождает от власти тьмы. [ Стих 13. Избави нас от власти темныя. В переносном смысле разумеется всё злое: диавол, грех, проклятие и все бедствия, следующие за грехом]. Стих 15. Иже есть образ Бога невидимаго. ( Ει κν του Θεο του α ορτου). Как в Посланиях к ефесянам ( Еф.1:20–23 ) и к филиппийцам ( Флп.2:6–11 ) апостол изображает Божественное достоинство Иисуса Христа, так и здесь, опровергая колосских лжеучителей, он должен был коснуться этого важного пункта своего учения о лице Иисуса Христа. Иисус Христос, по выражению апостола, есть образ Бога невидимого. По замечание святого Иоанна Златоустог о (на Евр.1:3 ), «образ – нечто отличное от первообраза, впрочем, только в отношении самостоятельного бытия , и вместе с тем образ означает безразличие или сходство с предметом, которому он служит образом. [Иначе сказать: образ не есть тот же самый предмет, в другой раз или в другом виде являющийся нам, но только такой же предмет, имеющий одну и ту же сущность, одни и те же свойства и производящий одинаковые действия].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Последние времена – это времена неверия. В толковании на 1Тим.6:15 Феофан Затворник советует хранить трезвомыслие и твердость в вере: «Явится Господь несомненно и решит участь твою навсегда. Что тебе нужды знать, ныне или завтра явится? Будь готов, – вот что нужно!» c. 586]. Для формирования «верного настроя на будущее», необходима активная проповедь пастырей и мирян-миссионеров, к чему призывает святитель в толковании на первое Послание к Тимофею: «Не учат пастыри, – пасомые и остаются в неведении здравого учения; не вразумляют грешащих, – они и закосневают в порочности» c. 804]. К будущему необходимо готовиться уже в настоящем, молясь и ожидая, «чтобы с нами было то, чего хочет Бог , и молиться об одном: буди воля Твоя, Господи, над нами! – Это самый надежный руководительный свет во мраке будущего, узда для наших неопределенных желаний, пустых страхов и безотрадной безнадежности!» c. 10]. Понимание времени в гомилетическом и экзегетическом наследии святителя Феофана находится в русле святоотеческой традиции. Для святителя наиболее важным является сотериологический аспект трактовки категории времени. Актуальным для богословия святителя является мысль о Христоцентричности времени: «Христос – центр движения человечества во времени», поэтому «целью времени» является постоянное движение к этому центру, которое достигается покаянием и непрерывным нравственным и духовным совершенствованием. Игумен Лука (Степанов) Источники и литература 1. Гайденко П.П. Понятие времени в античной и раннесредневековой философии//Историко-философский ежегодник, 1998. М.: Наука, 2020. 2. Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб.: В тип. Гл. штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям, 1859. 3. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Галатам. М.: Правило веры, 2005. 4. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М.: правило веры, 2004. 5. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. М.: Правило веры, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На борьбу с Христовым добром диавол выводит весь арсенал сатанинского зла; против Христовой истины — всю сатанинскую ложь; против Христовой правды — всю сатанинскую кривду; против Христовой любви — все сатанинские мерзости и злобу; против Господа Христа диавол выводит антихриста. Для того христиане принимают всеоружие Божие, чтобы выдержать брань с диаволом; и не только выдержать, но и победить во всех сражениях во всех мирах. Ефесянам: 1:1–23:  1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:  2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,  4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,  5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,  6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,  7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,  8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,  9 открыв нам тайну Своей воли (gnwrsaj mn t mustrion moa qelmamoj атоа) по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,  10 в устроении полноты bpeмeh(ej okonoman тоа plhrumamoj топ kairon), дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (nakefalaiusasqai t pnta n t Crist).  11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,  12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.  13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,  14 Который есть залогнаследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. 1:1. Павел —  Апостол  благой вести Христовой; он  послан  на ее проповедь. Вот почему он не принадлежит себе, ибо весь принадлежит Богу и Господу Христу.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется , но так, как бы из огня " (1 Кор 3,13-15). А в Послании к Римлянам эсхатология переходит даже в надежду на универсальное спасение. " Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей… всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать " (Рим 11,25.32). В контакте с эллинистическим миром Апостол Павел неоднократно прибегает к понятиям и образам эллинистической философии. Например, говоря об эсхатоне, он использует явно платонический образ " зеркала " : " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (якоже зерцалом в гадании), тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан " (1 Кор 13,12). Однако когда Апостол рассуждает о форме индивидуального посмертного существования, он стоит на твёрдой библейской позиции и вступает в резкую полемику с эллинистическими представлениями о бестелесной потусторонней жизни: " Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью " (2 Кор 5,4). Телесное воскресение — тема всей 15-й главы Первого послания к Коринфянам. Особенности посланий к Колоссянам и Ефесянам В некоторых церквах, основанных Апостолом Павлом, усиливаются тенденции " реализованной эсхатологии " . Об этом свидетельствуют послания к Колоссянам и к Ефесянам. В этих посланиях подчёркивается мысль о том, что спасение уже совершилось, что воскресение уже произошло. " Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи " (Кол 2,12-13). И ещё одна особенность: мысль о спасении в будущем времени отступает перед пространственно-эсхатологическими представлениями. Мысль устремляется не столько вперёд во времени, сколько к тому, что " наверху " . " И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе " (Еф 2,5-6).

http://religare.ru/2_22914_1_21.html

240 Ефесян., гл. 3, стр. 376. 241 Есть однако в посланиях св. Игнатия одно место, где, по-видимому, различаются избрание и поставление. В своем приветствии в послании к Филиппийцам св. отец говорит об единении с епископом, пресвитерами и диаконами «указанными в мысли Иисуса Христа (ποδεδειγμνοις ν γνμ ησο Χριστο), которых Он по собственной воле утвердил непоколебимо Духом Святым». Профессор Катанский не без основания различает здесь два действия: во- первых, указание на лица иерархические, согласно с мыслью Иисуса Христа; и во-вторых, утверждение этих кем-то указанных лиц собственною волею Иисуса Христа чрез Духа Святого. Первый акт принадлежит, по всей вероятности, обществу верующих; последний Духу Святому — Его органам, при чем, последний акт усиленно отмечается: утвердил непоколебимо по собственной воле (κατ τ διον θλημα). Проф. А. Катанский, «Учение о семи таинствах», стр. 67. 242 Напр., послание к Ефесянам, гл. 5, 6; Магнезианам, гл. 3, 6, 7; Траллийцам, гл. 3. 243 Напр., послание к Смирнянам, гл. 8, стр. 421 русского перевода. 244 Послание к Магнезийцам, гл. 6, стр. 389 русского перевода. 245 Послание к Филиппийцам, гл. 5, стр. 444 русского перевода. 246 Там же, стр. 445. 247 induti sunt superienientis Spiritus Sancti virtutem ex alto. Творения св. Иринея Лионского, издание Грабе Оксфорд 1702 г. стр. 128. «Против ересей» кн. 3 гл. 1 стр. 220 — 221 рус. перев. 248 Cum episcopatus successione charisma veritatis certum, secundum placitum Patirs acceperunt. P. 343 cap. 43 (счет глав у Грабе отличается от принятого в русском издании). Кн. 4, гл. 26, § 2, стр. 387 рус. перевода. 249 Кн. 3, гл. 24, § 1, стр. 312 русского перевода. 250 Кн. 3, гл. 3, стр. 223 — 224. 251 Кн. 3, гл. 3, стр. 223. 252 Кн. 4, гл. 33, § 8, стр. 409. 253 qui successionem habent ab apostolis, sicut ostendimus, qui cum episcopatus successione charisma veritatis certum, secendum placumum Patris acceperunt. Кн. 4, гл, 26, стр. 387 русского перевода. 254 ... Existimant aliquis summa et magna, aut non sciente aut non permittente Deo in Ecclesia Dei fieri, et sacerdotes... non de ejus sententia ordinari» P. С. C. ser. pr., t. 3 p. 803. 47 письмо «к Корнелию», ч. 1 стр. 197 р. п., изд. 1879 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010