В частности, изменения богословской терминологии. Немало положений в догматическом учении ЕХБ идет вразрез с Православием. Семь основных принципов деятельности ЕХБ: 1. Священное Писание – основа вероучения. 2.Учение о Церкви. 3. Заповедь крещения и хлебопреломления принадлежит исключительно возрожденным людям. 4. Независимость каждой поместной общины. 5. Полноправие всех членов общины. 6. Свобода совести для всех. 7. Отделение Церкви от государства. О Священном Предании По первому принципу следует сказать, что кроме Св. Писания существует Св. Предание, которое есть учение Самого Иисуса Христа и апостолов, преподанное ими устно, а позже записанное. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21:25 ). О том, что многое из учения Христова передавалось устно, есть и другие свидетельства в Священном Писании : «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна ( 2Ин. 12 ); «…три лета день и ночь не переставал учить со слезами каждого из вас» ( Деян. 20:31 ), Итак, мы видим, что апостол Павел три года трудился среди ефесян, но до нас дошло всего одно небольшое послание. Могло ли такое послание охватить все, чему учил апостол? Апостол Павел хвалил коринфян, которые «хранят предания» ( 1Кор. 11:2 ), и настаивал на том, чтобы предания хранились в христианских Церквах: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес 2:15 ). «Какие предания, – говорят баптисты, – если в Библии все сказано! И если кто прибавит к тому что или отбавит что, у того отнимет Бог участие в книге жизни...» – ссылаются они на Откровение ( Откр. 22:19 ). Действительно ли в Библии обо всем уже сказано? В послании Иуды ( Иуд. 1:9 ) мы читаем о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисея. Подстрочно идет сноска на соответствующий текст Ветхого Завета, но мы нигде не найдем – ни в Ветхом, ни в Новом Завете – параллельных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

5) учёными цитатами из новейших сочинений мы объяснительных примечаний своих, по понятным причинам, не обременяем, считая достаточными общие указания на те источники и пособия, какими мы сами пользовались, цитируем лишь книги Священного Писания, творения отеческие и сочинения Иосифа Флавия; 6) кажущиеся разности в евангельских сказаниях примиряются по мере того, как читатель Евангелий встречается с ними при чтении книг евангельских, т. е. в примечаниях к тексту следующих Евангелий, а не первого. Да дарует Господь, чтобы это издание приносило добрый плод, споспешествуя истинному христианскому православному просвещению умственному и преуспеянию нравственному народа Русского, в которых на всех степенях так нуждается он! Епископ Михаил Сокращение указаний на книги Ветхого и Нового Завета и отеческие Писания в настоящем издании Евангелий с примечаниями Сокращение указаний 1 . Указания на книги ветхозаветные Бт. 1-я книга Моисея, Второзаконие Иисуса Навина Царств Царств Царств Царств Паралипоменон Паралипоменон Неемии Иудифь Иудифь Есфирь Псалтирь Притчи Сломона Екклезиаст Песнь Песней Премудрости Соломона Иисуса сына Сирахова Пророка Иеремии Плач Иеремии Варуха Иезекииля Даниила Аввакума Софония Захария. Малахия Маккавейская Маккавейская Маккавейская 2. Указания на книги новозаветные Мф. Евангелие от Матфея Иоанна Деяний Апостольских послание Иакова Иоанна Иоанна Иоанна Ап. Павла к Римлянам Коринфянам Коринфянам Галатам Ефесянам Филиппийцам Колоссянам Солунянам Солунянам Тимофею Тимофею Филимону Евреям Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) 3 . Указания на писания св. Отцов, учителей и писателей церковных Афан. В. – Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский (373). Цитируются творения его по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 4 части, 1854–1863 гг. Вас. В. – Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской (379). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 7 частей, 1843–1848 гг. Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– «Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:1–4 ). В послании к Галатам, в котором апостол Павел утверждает свободу христиан от ветхозаветного закона, мы находим свидетельство в пользу того высокого значения, которое он придавал крещению: «все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Тот же взгляд на благодать крещения ап. Павел высказывает, почти в аналогичных выражениях, и в другом своем послании: «бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). В послании к Ефесянам, которое также является систематическим начертанием христианского вероучения, хотя и не так полным, как послание к Римлянам, дважды упоминается о крещении. Первое упоминание о крещении сделано ап. Павлом, когда он увещевает Ефесян пребывать в единении веры и любви. – «Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостию и долготерпением, снисходя друг к другу любовию, стараясь сохранить единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» ( Еф.4:1–6 ). Приведенными словами ап. Павел убеждает чад Ефесской церкви пребывать в единении: основание для этого единения апостол указывает в единстве Божественных Лиц и тех духовных уз, которые соединяют христиан. Единый Отец, от Которого исходит всякая благодать, единый Господь Спаситель Искупитель человеческого рода, единый освящающий Св. Дух, одно тело – церковь , одна оживляющая всех надежда, одна исповедуемая всеми вера и в центре всего этого одно крещение, как основание, почему христиане должны быть едино.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

11 . Итак, мы веруем во единого Отца Бога неисследимого и неизглаголанного, Которого никто не видел из людей: Единородный только Сын... Он явил ( Ин.1:18 ). Ибо Кто есть от Бога; Он видел Отца, лицо Которого Ангелы всегда видят на небесах ( Ин.6:46 ); притом зрят оное каждый соразмерно своему чину, а в полном свете зреть Отца собственно предоставлено Сыну со Святым Духом. 12 . Доведя до этого места мое слово и упомянув кратко о всех тех местах, в которых Бог возвещается Отцом человеков, я крайне изумляюсь, представляя себе неблагодарность людей. Бог, по неизреченному человеколюбию, благоволил назваться Отцом людей, небесный – Отцом земных, Творец веков – Отцом сущих во времени, Содержащий всю землю дланью -Отцом таких, которые на земле подобны саранче, а человек, оставив пренебесного Отца, сказал дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» ( Иер.2:27 ). Потому-то, как я думаю, и сказано в псалме к роду человеческому: и забудь народ твой и дом отца твоего ( Пс.44:11 ), которого избрал ты отцом, которого принял ты к своей погибели. 13 . Да не только древа и камни, но некоторые избрали себе отцом и самого сатану – душегубца. Господь, обличая таковых, сказал: Вы делаете дела отца вашего диавола ( Ин.8:41 ), который есть отец человеков не по естеству, но потому, что обольщает их. Ибо как Павел назывался отцом коринфян за преподание им благочестного учения, так точно и диавол называется отцом произвольно соединяющихся с ним. Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают эти слова: Дети Божии и дети диавола узнаются так ( 1Ин.3:10 ); как будто есть некоторые между людьми, спасающиеся или погибающие, по естеству. В святое сие усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению. И предатель Иуда не по естеству сделался сыном диавола и сыном погибели. Ибо иначе прежде никоим бы образом он не мог изгонять бесов во имя Христа; сатана сатаны не изгоняет. Равно и Павел из гонителя не сделался бы проповедником Евангелия. Приобретение усыновления зависит от воли каждого, как говорит Иоанн: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Ибо не прежде веры, но через веру произвольно удостоились мы соделаться чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

1 Итак призываю вас я, узник в Господе, ходить достойно призвания, которым вы были призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, терпя друг друга в любви, 3 стараясь сохранять единство Духа в союзе мира: 4 одно Тело и один Дух, как вы и были призваны в единой надежде вашего призвания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение; 6 один Бог и Отец всех. Который над всеми и чрез всех и во всех. 7 Каждому же из нас дана была благодать по мере дара Христова. 8 Потому Писание говорит: Восшед на высоту, Он пленил плен, Он дал дары людям. 9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисшел в преисподние части земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить всё. 11 И Сам Он даровал кого апостолами, кого пророками, кого благовестниками, кого пастырями и учителями, 12 для усовершенствования святых к делу служения, на созидание Тела Христова, 13 пока мы все не придем к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, 14 чтобы не были мы больше младенцами, колеблемыми и носимыми всяким ветром учения по нечестной игре человеческой, хитростью совращающей нас в заблуждение, 15 но чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос; 16 из Него всё Тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост Тела к созиданию себя в любви. 17 Итак я это говорю и свидетельствую в Господе, чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего, 18 будучи помрачены рассудком, чужды жизни Божией, по причине присущего им неведения, по причине ожесточения сердца своего; 19 они, которые, утратив всякую чувствительность, предались распутству, делая всякую нечистоту с жадностью. 20 Но вы не так познали Христа, 21 если, однако, о Нем вы слышали и в Нем были научены, согласно истине в Иисусе: 22 отложить вам прежнее поведение ветхого человека, разлагающегося в обманчивых похотях,

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

23 До 1751 г. перепечатывали издание Острожской Библии, сделанное в первый раз в Москве 1653 г. С 1713 г. над пересмотром и исправлением этого издания трудились сначала Феофилакт Лопатинский, а потом две, следовавшие одна за другой, нарочитые комиссии, в которых более всех занимался и успевал Варлаам Лящевский. 24 Между толкователями Священного Писания замечательны ректоры Московской Духовной Академии, издавшие толкования: Аполлос Байбаков — на Послания к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесянам, Филипписеям, Колоссянам и Солунянам (первое); Гавриил Петров (впоследствии митрополит Новгородский) — на семь Соборных посланий; Мефодий (впоследствии архиепископ Псковский) — на Послание к Римлянам; Ириней Клементьевский (впоследствии также архиепископ Псковский) — на Послания к Римлянам, Евреям, на 12 Меньших пророков, на пророка Даниила и на Книгу Псалмов. Из позднейших опытов толкования известны записки на Книгу Бытия, митрополита Московского Филарета, и объяснения Нагорной проповеди Спасителя, составленного Филаретом, архиепископом Рязанским. 25 Между изданными богословскими системами замечательны: 1) Христианское Православное Богословие, соч. Феофана Прокоповича, дополненное и изданное Самуилом Милославским; 2) Учение Восточной Православной Церкви о вере и нравственности, соч. Феофилакта Горского; 3) Богословие, соч. ректора Тверской семинарии Макария; 4) Об истинном Христианстве, соч. Тихона, епископа Воронежского; 5) Православное учение, составленное митрополитом Платоном для тогдашнего наследника престола Павла Петровича; 6) Деятельное Учение, соч. Игнатия, епископа Пензенского; 7) Введение в Православное Христианское Богословие, соч. инспектора С.-Петербургской Духовной Академии архимандрита Макария; 8) его же Догматическое богословие; 9) Догматическое богословие, соч. ректора Киевской семинарии архимандрита Антония; 10) Пастырское богословие, соч. инспектора С.-Петербургской Духовной Академии, архимандрита Кирилла. 26 Первый катехизис в России составлен был Симеоном Полоцким (1670). После него лучшие катехизисы были составлены Феофаном Прокоповичем, митрополитом Платоном и митрополитом Филаретом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3447...

7 . Три книги Маккавейские . 8 . Третья книга Ездры . Священных книг Нового Завета двадцать семь, и все они канонические. По содержанию они так же, как и ветхозаветные, могут быть разделены на: законоположительные, исторические, учительные и пророческие. I. Книги законоположительные , то есть, преимущественно составляющие основание Нового Завета: 1 . Евангелие от Матфея . 2 . Евангелие от Марка . 3 . Евангелие от Луки . 4 . Евангелие от Иоанна . «Евангелие» – слово греческое, что значит «благовествование», т. е. благая или добрая весть о приходе в мир обещанного Богом Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, повествующая о Его земной жизни, крестной смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небо, а также излагающая Его божественное учение и чудеса. Евангелия написаны святыми апостолами, учениками Иисуса Христа. II. Книги исторические : 5 . Книга Деяний Святых Апостолов , написана Евангелистом Лукою. В ней рассказывается о сошествии Святого Духа на Апостолов и о распространении через них Церкви Христовой. III. Книги учительные : 6–12. Семь соборных посланий (письма ко всем христианам): одно апостола Иакова, два апостола Петра, три апостола евангелиста Иоанна и одно апостола Иуды (Иаковлева). 13–26. Четырнадцать посланий апостола Павла : к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Солунянам, два к Тимофею, епископу Ефесскому, к Титу, епископу Критскому, к Филимону, и к Евреям. IV. Книги пророческие : 27 . Апокалипсис, или откровение Иоанна Богослова , написана апостолом евангелистом Иоанном Богословом. В этой книге содержится таинственное изображение жизни и будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. Священные книги Нового Завета были написаны первоначально на греческом языке, который в то время был наиболее употребительным. Только Евангелие от Матфея и послание ап. Павла к Евреям сначала были написаны на еврейском языке. Но Евангелие от Матфея в первом же веке было переведено на греческий язык, как предполагают, самим же апостолом Матфеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Если прежде толкование состояло главным образом в более ясной и понятной передаче славянского текста, то новые труды по Св.Писанию получили научный, исследовательский характер и покоились на здравых критических приемах. Таковы труды митр. Филарета (Записки на книгу Бытия (1816 г.), Опыт изъяснения псалма LXVII (1814), Толкование II псалма (1820 г.)), запечатленные строгим, основанным на филологии методом и здравыми критическими приемами, и сочинение Герасима Павского (Обозрение книги псалмов. Опыт археологический, филологический и герменевтический – 1814г.), имеющее характер вполне научного исагогичесеого исследования. Однако в дальнейшем ходе отечественной литературы по библейской науке замечается крайнее оскудение, продолжавшееся до 50-ых гг. прошлого столетия. В этот довольно длинный период появилось весьма ограниченное количество печатных трудов по нашему предмету именно: 1) Иоанна Скворцова «Записки на послание к Ефесянам (1838 г.), в которых толкование ведется применительно к греческому подлиннику научным методом при пользовании трудами иностранных толкователей; 2) Архиеп. Феоктиста курс. «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета» (1809г.), содержащая изложение главнейших сведений по богословию, исагогике и собственно герменевтике; 3) «Compendium Hermenefticae sacrae usibus juventitus accomodatium» (1814); 4) «Delinitatio Hermenefticae, ad usum studiosorum sacrae scripturae accomodata» (1828); 5) Савваитова «Библейская герменевтика» (1844), подобно двум предшествующим представляющее собой учебное руководство, трактующее о правилах толкования; 6) Игнатия, архиепископа Воронежского «Примечания к чтению и толкованию Священного Писания по указанию самого Писания и толкований отеческих» (1848 г.) – труд герменевтического характера; 7) Архиеп. Филарета «Начертания церковно-библейской истории» (1816 г.); 8) Архиеп. Иннокентия «Жизнь святого апостола Павла» (1826) и «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (1828–30 гг.). Перечисленными трудами почти и ограничивается библейская литература первой половины XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Церковь «дарует им, в соответствии с верой, единую и простую, неделимую и нераздельную связь... возводя всех к всеобщности и соединяя их в ней. … Все срастаются и соединяются друг с другом одной простой и нераздельной благодатью и силой веры». (Прп. Максим Ucnobeдhuk. Mysmagogia. I. PG. vol. 91. col. 664, 668). Внутри Церкви верующие обретают общение и единство с Триединым Богом. В послании к Ефесянам апостол Павел учит, что через Иисуса Христа все собранные в Церкви, кто были иудеями и язычниками, «дальние и близкие», имеют «доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). В день Пятидесятницы Бог освятил Церковь ниспосланием Святого Духа, и «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». Есть только «Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, через всех и во всех нас» (Еф. 4:5-6). Есть только одна «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). В этой Церкви подаются «дары различны, но Дух один и тот же», «различные служения, а Господь — Один и Тот же». Апостол Павел ввел учение о Церкви, как о Теле Христовом, которое впоследствии стало фундаментом святоотеческой экклезиологии. Церковь составляет единое Тело, глава которого — Христос, а все верующие в Него — члены, «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:12-13). Сущность христианского учения о Церкви ad intra можно свести к словам Первосвященнической молитвы Спасителя, которую передал святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, — «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:21). Пребывая в сотворенном Богом мире, будучи распространенной среди многочисленных народов по лицу Земли, Единая Вселенская Церковь имеет эмпирическую структуру союза Поместных Церквей, объединенных единым исповеданием православной веры и общением в Таинствах, прежде всего — в Святой Евхаристии. Каждая из этих Поместных Церквей, пребывающая на территории определенного города, местности и возглавляемая законно поставленным епископом, находящимся в общении со своими собратьями из других Церквей, является в полном смысле Единой Кафолической Церковью Христовой для всех обитателей данного места.

http://patriarchia.ru/db/text/5824910.ht...

тексту). Послание имеет характерную черту: в нем выражение en tois epouraniois относится к небесным сферам ( Еф.1:3,20, 2:6, 3:10, 6:12 ), заселенным духами. «Небеса», согласно библейской традиции, обозначают иногда мир духов, иногда сферу Божественной трансцендентности. Эта самая общая структура позволяла предполагать различное количество «небес». Так, Послание к Ефесянам может говорить о «всех небесах» ( Еф.4:10 ), не вдаваясь в подробности, о каком количестве «небес» идет речь, о трех или о семи. Говорится и о том, что Бог восседает «на небесах» ( Еф.1:20 ). Но в то же время указывается на то, что Бог – трансцендентный, а также имманентный и проникающий повсюду: Он «над всеми, и через всех, и во всех» ( Еф.4:6 ). Тварный небесный мир духов населен как добрыми, так и злыми существами. Если «всякое отечество на небесах» ( Еф.3:15 ) означает вообще всякие роды и виды ангелов, то упоминаемые в послании начальства, власти, силы, господства, мироправители тьмы – более определенно означают «духов злобы» ( Еф.1:21, 3:10, 6:12 ). За всеми этими духами в космологической картине послания стоит также личная сила предельного зла, обозначаемая как «диавол» ( Еф.4:27, 6:11 ), «лукавый» ( Еф.6:16 ), «князь, господствующий в воздухе» ( Еф.2:2 ). В последнем случае «воздух» означает низшую область небес, чем подчеркивается близость этой злой силы к земле и ее влияние. В таком мире, полном злых духов, люди чувствовали свою от них зависимость. В этом мире мистериальные религии и магические обряды служили защите от их злого влияния. Как в Послании к Колоссянам, так и в Послании к Ефесянам христианам как членам Церкви внушается, что они не должны бояться, чувствовать себя беззащитными. Напротив, христиане – участники великой космической драмы, которым дана сила и власть победы над духами зла. Космическое господство Христа Свое истинное место в космосе читатели сознают, когда они задумываются о деянии Божием во Христе и понимают положение в космосе Самого Христа. Послание делает ударение на вознесении Иисуса Христа и Его космическом господстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010