Он был возведен на земельном участке на киевском Подоле, который подарила братчикам Елизавета (Галшка) Гулевич. Супруга Мозырского маршалка Стефана Лозки, Галшка в первом браке была замужем за Христофором Поцеем, сыном будущего униатского мта. В отличие от семьи Поцеев, в которой господствовали униатские настроения, Галшка оставалась верна Православию. По этой причине она серьезно рассорилась с родней первого мужа. Возможно, что передача собственного наследственного владения под православный мрь мыслилась Галшкой Гулевич как своего рода компенсация за урон, нанесенный православным киевлянам со стороны ее свекра - униатского мта Ипатия, захватившего в Киеве ряд храмов. На пожертвованной земле братство основало (или возобновило) мрь, который был освящен во имя Богоявления Господня. При обители была создана школа, которой впоследствии будет суждено перерасти в знаменитую Могилянскую коллегию, и далее - в академию. Ктитором Братского Богоявленского мря стал гетман реестрового казачества Петр Конашевич-Сагайдачный, который украсил обитель великолепным Богоявленским собором (строительство храма было окончено около 1620, позднее он был перестроен на средства гетмана Мазепы; уничтожен по решению советских властей в 1935). Обитель вскоре заняла весьма видное положение в Киевской митрополии. Подобно Львовскому и Виленскому братствам, Киево-Братский мрь получил от КПлского пха право ставропигии. Первым строителем Братского мря стал Исаия Копинский, который перед тем обустраивал Густынскую обитель. Исаия не только начал работы по возведению главных построек в новоучрежденном мре, но и дал ему правила для устроения духовной жизни. Для организации школьного дела Киевское братство привлекло наиболее выдающихся деятелей православной культуры Западной Руси. Первым ректором братской школы стал Иван Матвеевич Борецкий. Православный шляхтич, уроженец села Бирча (или Борча) в Галиции, он ранее был дидаскалом (преподавателем) школы Львовского братства. Позднее Иван Борецкий принял священный сан, переехал в Киев, где снискал себе славу не только своей ученостью, но и высокими духовными качествами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Но здесь, к сожалению, с самого начала дела православных пошли неудачно . Первым кандидатом на эту епископию они избрали еще в 1633 г. какого-то Хлопецкого, и он получил уже привилегию от короля, но скоро скончался. В том же году местная шляхта избрала было другого кандидата, Ивана Романовича Попеля, но и этот скоро скончался. И только в 1636 г. православным удалось избрать такого кандидата, который и получил привилегию от короля и действительно был произведен во епископа Перемышльской епархии. То был один из волынских дворян, Симеон Гулевич-Воютинский, земский писарь луцкий, принявший в монашестве имя Сильвестра. Новый епископ отправился в свою епархию, сопровождаемый королевскими комиссарами, которые должны были передать ему назначенные ему монастыри, и желал поселиться именно в Спасском. Но, узнав, что там находится сам униатский епископ Крупецкий с целию не уступать монастыря схизматику, решился, как это обыкновенно водилось тогда в польских владениях, отнять владение у своего противника силою. И вот 10 июня огромная толпа православных дворян, мещан и поселян числом, если верить униатскому сказанию, до 20 000 внезапно напала на Спасский монастырь, разрушила ограду и завладела кельями, житницами и всем хозяйством монастыря. Слуги и знакомые Крупецкого спаслись на укрепленную башню и оттуда защищались около десяти дней, а сам Крупецкий, совершавший тогда литургию, услышав необычайный шум, велел заключить церковные двери и поспешил окончить службу. Но двери были выбиты, и вторгнувшиеся в церковь вместе с Гулевичем бросились на Крупецкого и хотели его застрелить или убить. Гулевич, однако ж, своим криком остановил их; прикрыл Крупецкого архиерейскою мантиею, отвел его в ризницу и запер в ней, а в полночь тайно вывел его оттуда и дал ему возможность безопасно скрыться из монастыря. Несмотря на это, Крупецкий тотчас принес жалобу на Гулевича, обвиняя его в том, что он с своими сообщниками сделал разбойническое нападение на Спасский монастырь, бил его самого, Крупецкого, заушал и заключил в темницу, ранил брата его Януша, иных даже убил, попирал ногами Святые Дары, похитил привилегии монастыря и причинил ему убытков на 700 тысяч.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

многие из них перешли в католичество или униатство, что сильно ослабило политическое и экономическое положение обители. Основная часть монастырского корпуса в 30-40-х гг. XVII в. была построена на средства братчиков. 20 янв. 1634 г. одним из видных вкладчиков Л. м. стала жена киевского подчашего Лаврена Лозко Анна Васильевна Гулевич († после 1651), внучка бывш. Луцкого и Острожского еп. Феодосия (Гулевича). Она отписала мон-рю 1 тыс. злотых. Из них одна половина предназначалась его игумену, а другая была потрачена на достройку фундамента, стен и на убранство храма. 24 мая 1634 г. священники и студенты иезуитского коллегиума, вооруженные саблями, копьями и кольями, напали на братство и монастырь, избили игум. Исаакия, монахов и больных госпиталя, разграбили казну обители, выбили окна в постройках и взломали дверь звонницы, через которую проникли в Крестовоздвиженскую ц., где учинили разгром. 28 мая иезуиты повторили погром и избиение братчиков. В связи с этими событиями 11 авг. 1634 г. в луцкие гродские книги на имя кор. Владислава IV Вазы были вписаны протесты православных (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 685-691; Воссоединение Украины с Россией. 1953. 80. С. 138-142). В 1636 г. митр. Киевский свт. Петр (Могила) подтвердил права Луцкого братства, разрешив ему содержать школу при мон-ре, к-рую архиерей подчинил киевскому ректору ( Исаевич. 1981. С. 95). 2 апр. 1641 г. Галшка (Елизавета; † 1642), старшая сестра А. В. Гулевич, фундатор Киево-Братского в честь Богоявления монастыря , будучи также родственницей князей Пузын, пожаловала Луцкому братству 200 злотых на окончание строительства кирпичного здания Крестовоздвиженской ц., 200 злотых на мон-рь и 50 злотых на богадельню. Духовную грамоту Галшки подписал еп. Луцкий и Острожский Афанасий (Пузына) , свидетелями были видные луцкие братчики, включая кн. Ю. Пузыну, И. Козинского, И. Броневича, К. Ушака-Куликовского и А. Гуляницкого. Основную часть финансового и материального капитала братства пожаловал влиятельный при дворе польского кор.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Братства возникали одно за другим; а где появлялось братство, там появлялось и училище. Братства отправляли лучших молодых людей в западные университеты для высшего образования. С размножением училищ и типографий увеличивалось число пишущих, читающих, думающих о вопросах, касающихся умственной жизни, и способных действовать в её кругу. Виленское Троицкое братство прежде всех перестало существовать для Руси: оно приступило к унии. Но в Вильне православные, тотчас после того, образовали и другое братство при церкви Св. Духа, завели училище и печатание книг в защиту православия. В Киеве братство началось, как полагают, еще в конце XVI века, но его деятельное существование оказалось во втором десятилетии XVII века; в то же время основалось братство в Луцке. Замечательно, что все русские православные братства со своими учреждениями были явлениями более или менее кратковременными, не достигшими своей главной цели. Братства эти могли держаться только до тех пор, пока католическая пропаганда не успела обратить в латинство все русское шляхетское сословие и вместе с тем оторвать от русской народности. Это совершилось в течение XVII века: весь высший класс русский олатинился, ополячился, и братства исчезли сами собой. Одно киевское имело иную судьбу в русской истории. Киеву, некогда бывшему уже средоточием русской политической и умственной жизни, опять выпала великая доля сделаться средоточием умственного движения, которое открыло для всей Руси новый путь к научной и литературной жизни. В 1615 году некто Галшка, урожденная Гулевич, жена мозырского маршалка Стефана Лозки, подарила принадлежавшее ей дворовое место со строениями и площадью в Киеве, на Подоле, с тем, чтобы там был основан Братский монастырь с училищем, который бы находился под ведомством одного только константинопольского патриарха. Условием этого дара было то, чтобы это место, со своими учреждениями, ни в каком случае не выходило из православного владения. Галшка оставила за своими потомками право отнять у братства подаренное ею место, если бы какими-нибудь путями оно перешло в руки неправославных, и обязывала их в таком случае отделить на своей собственной земле другое место для той же цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Правосл. кафедра в Пшемысле в юрисдикции Польской Церкви была создана в 1983 г. (см. в ст. Пшемысльская и Горлицкая епархия ). Епископы свт. Антоний (1219/20 - 1225), Авраамий (1271), Мемнон (1288), Марк (1328, 1331, 1332), Иларион (80-е гг. XIV в.), Афанасий (ок. 1405), Геласий (упом. 15 нояб. 1415), Илия (упом. 21 янв. и 18 окт. 1422; † до 1440), Александр (Афанасий) (Бирецкий; упом. в 1445-1467), Иона (Иоанн) (Бирецкий; упом. с янв. 1469 по окт. 1493), Оника (Иоанникий?) (упом. с февр. 1497 по нояб. 1504), Антоний (упом. с янв. 1506 по 1519), Иоаким (упом. в 1525-1527), Лаврентий (Олехно) (Терлецкий; 1528-1549), Антоний (Яцко) (Радиловский; 1549-1585/86; не управлял епархией с 1581), Арсений (Стефан) (Брылинский; 1585/86 - нач. 1591; управлял епархией как нареченный епископ, не принимая сана, с 1581), Михаил (Копыстенский; лето (?) 1591-1609), Исаия (Копинский; 6 окт. 1620-1628, епархией не управлял), Иван Хлопецкий (1632-1633, не был хиротонисан), Иван Попель (управлял кафедрой в 1633-1634, не будучи хиротонисан), Сильвестр (Гулевич-Воютинский; 14 марта 1635-1645), Георгий (Гошовский; 1667-1675), Антоний (Винницкий; 27 июня (по др. данным - 15 июля) 1650-1679), Иннокентий (Винницкий; ок. 1680-1691). Униатские епископы Афанасий (Крупецкий; 1610-1652), Прокопий (Хмелёвский; 1656-1664), Антоний (Терлецкий; 1664 - 29 дек. 1669), Ян (Малаховский; 1670-1691). Униат. Перемышльская кафедра существует в наст. время. Ист.: Ustawy rzdu duchownego in ritu graeco unito diocesii Przemyskiej, na congregacji sobornej uchwalone. [Kraków], 1694; ПВКДА. 1859. Т. 4; Akta gródzkie i ziemskie z czasów Rzeczypospolitej Polskiej. Lwów, 1878. T. 7; 1901. T. 17; 1909. T. 20; Запаско Я. П., Я. Д. Пам " ятки книжкового мистецтва: Кат. cmapoдpykib, виданих на Ykpaïhi. Льbib, 1981. Кн. 1; Rejestr poborowy ziemi Przemyskiej z 1628 r./Wyd. Z. Budzyski, K. Przybo. Rzeszów, 1997; ПСРЛ. Т. 2. 1998. Стб. 793, 912-913; Ustawy rzdu duchownego i inne pisma biskupa Innocentego Winnickiego. Przemyl, 1998; Katalog druków cyrylickich XV-XVIII w. w zbiorach Biblioteki Narodowej/Oprac. Z. urawiska, Z. Jaroszewicz-Pieresawcew. Warsz., 2004; Kahohiчhi джерела. Льbib, 2006. Вип. 2: Собор у Nepeмuшлi 1693 р.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

156. м. Янушполь 144 (при безымённом притоке р. Тетерева), от г. Житомира 70 вер., от ближ. почт. ст. Райгородок 10 вер., от ж.-дор. ст. Ольшанка 12 вер., от ближ. приход. с. Галиевки 5 вер. и Жеребок – 4 версты. Приход 4-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1764 г. на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею, крепка. Копии метрич. книг, хранятся с 1845 г., а испов. ведом. с 1854 г. Земли: усадеб. 1 дес. 1,788 саж., пахот. 21 дес. 1,851 саж., сенок. 8 дес. 679 саж., под хутор. 5 дес. 1,071 саж. От церкви в 3–6 вёрстах. На земли эти есть эрекция, данная помещиком Иосифом Домбровским в 1814 г.; но в 1880 г., нынешний владелец местечка Гулевич, насильственно отнял большую часть церк. сенокоса и вырубил на нём лес, о чём было донесено Волын. духовн. Консистории. Причт: 1 свящ. – 300 р., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16 р. Причтовые дома и хоз. постройки ветхи; для просф. дома нет. Сельская шкода сущ. с 1875 г. Есть волостное правление, квартира станового пристава и мещанская управа. Ярмарки бывают 1 числа каждого месяца. Деревни прихода – Слободка, Степка и Дубровка. Дворов – 314, прихожан – 2,620 д. об. п., рим.-кат. 137 д. об. п., евр. 243 д. об. п. Свящ. – Варфоломей Михайл. Лехнитский (с 1885 г.) и псаломщ. – Григорий Самуил. Рябчинский (с 1855 г.). Итого в 4-м благочинническом округе; Житомирского уезда находится всех церквей – 38, из коих 29 приходских самостоятельных, 8 приписных (в том числе 1 тёплая в с. Большой Волице) и 1 кладбищенская. Кроме того, есть ещё одна церковь , по ветхости своей запечатанная, в селе Карповцах. Во всём Житомирском уезде находится всех церквей –164, из коих 118 приходских самостоятельных (из них одна кладбищенская в Житомире), 32 приписных (в том числе 2 тёплых: одна в Житомире, а другая в с. Большой Волице), 8 кладбищенских и 6 домовых. Кроме того, ещё есть три церкви, по ветхости закрытые. 53 Быть может эта меновая торговля дала название, сохранившаяся здесь и доныне, особой мере сыпучих тел «колоде», каковое название первоначально было именем нарицательным и означало колоду деревянную или бревно, служившее денежной единицей в меновой торговле, а потом сделалось именем собственным и стало обозначать меру сыпучих тел, вмещающую в себя 4 корца или 128 гарнцев (Л. Рафальский).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Перемышльская Учреждена в 1219–1220 годах или, возможно, ранее – в 1117–1127 годах Перемышльская и Червенская Кафедра в Перемышле Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ, свт., бывший архиеп. Новгородский с 1218 по 1225 архиеп. Новгородский Перемышльская и Самборская Кафедра в 1271 году перенесена в Самбор Авраам епископ, упоминается в 1254 и 1271 † неизвест. Иеремия епископ, упоминается † неизвест. Сергий епископ, упоминается с 1283 по 1287 † неизвест. Мемнон епископ, упоминается в 1287 и 1289 † неизвест. Иларион I епископ, упоминается в 1292, 1301 † неизвест. Марк епископ, упоминается в мае 1328, в 1331,1332 † неизвест. Иларион II епископ, упоминается † неизвест. Афанасий I (Драгович- Корчак), епископ, упоминается в 1407 (ок. 1405) † неизвест. Павел (Червенский) епископ, упоминается с 1410 по 1415 еп. Холмский Геласий епископ, упоминается в 1414 (15.11.1415), 1416 † неизвест. Илия епископ, упоминается 21.01. и 12.10.1422 † неизвест. Афанасий II (Драгоевский) епископ, упоминается † неизвест. Александр – Афанасий (Бирецкий) епископ, упоминается в 1445 –1467 † неизвест. Иоанникий I епископ, упоминается † неизвест. Иоанн (Бирецкий) епископ, упоминается в 1462 и 1467 (1467–1493) † неизвест. Иоанникий (Ивонка) II епископ, упоминается с 1469 по 1476 † неизвест. Иоанникий епископ, упоминается с 1476 по 1491 † неизвест. Антоний (Оники) епископ, упоминается в 1499 –1511 † неизвест. Иоаким епископ, упоминается в 1522 –1528 † неизвест. Лаврентий (Терлецкий) епископ, упоминается с 1528 до 1539 † неизвест. Арсений епископ, упоминается в 1539 –1549 † неизвест. Антоний (Радиловский Яцко), епископ, рукоположен с 1549 по 1581 † неизвест. (1586) Иоанн (Радиловский) епископ, упоминается Арсений (Брылинский) епископ, упоминается † март 1591 Михаил (Копыстенский) епископ, поставлен с 20.06.1591 по 10.10.1596 низложен униатами † 1610 Афанасий (Крулецкий) епископ,поставлен с 20.05.1610 (униат) † неизвест. Исаия (Копинский) епископ, рукоположен с 6.10.1620 по 1628 епархией не управлял архиепископ Смоленский и Черниговский Исаакий (Борискович) епископ, бывший еп. Луцкий и Острожский с 1633 по 1636 Сильвестр (Гулевич) епископ, рукоположен с 1636 (управлял епархией с 1640) Антоний (Винницкий) епископ, рукоположен с 27.06.1650 по 1676 в 1663 избран митр. Киевским Георгий (Гошовский) епископ, упоминается † неизвест. (униат) Иннокентий (Винницкий) нареченный епископ, упоминается с 1680 по 1692 принял унию; † неизвест. Далее православных владык на кафедре не было, кафедра стала униатской. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Под изложенным нами заявлением к королю и сенату подписались и приложили свои печати до 33 дворян, или помещиков, в том числе Станислав Радзивилл, Юрий Чарторыйский, Михаил Мышка, волынский, каменецкий, Авраам Мышка, староста овручский, Иван Гулевич, Гавриил Савицкий, протопресвитер дединский, Сасин Русинович Берестецкий, судья гродский луцкий, Захарий Яловицкий, писарь его королевской милости, Иван Тышкевич и др. Не все, впрочем, архиереи, принявшие унию, были так ретивы в распространении ее, как Потей и Терлецкий. Вот что говорил в 1621 г. об одном из этих владык, именно о Полоцком архиепископе Германе, Мелетий Смотрицкий, обращаясь от лица всего виленского православного братства к униатам: «Имели покой жители Полоцка при Германе, потому что он находился в унии только своею тенью. Он не принуждал попов ни к чему. Напротив, когда им велено было подписываться на унию и протопоп города по имени Соломон и другой с ним не захотели того сделать, то Герман разорвал лист, на котором иные уже подписались было, заплакал и попов, подписавшихся на унию, подверг штрафу, а протопопа взял себе в духовника. Таким оставался Герман постоянно до самой своей смерти, как передают люди знающие. Сохранились грамоты, которыми много раз было напоминаемо ему, чтобы он пребывал в унии, но он всегда объявлял всенародно, что жалеет о том, что учинил» . Король Сигизмунд III покровительствовал униатским владыкам и жаловал их, хотя не в такой степени, как они могли ожидать. Пока уния только подготовлялась и король нуждался в согласии и содействии владык и вообще русского духовенства, он поощрял их и дал, как мы видели (в т. 9 нашей «Истории Русской Церкви»), митрополиту Рагозе Киево-Печерский монастырь, Луцкому епископу Кириллу Терлецкому кобринский Спасский монастырь в пожизненное владение, кобринскому архимандриту Ионе Гоголю Пинское епископство, а митрополичьему протонотарию Григорию, в монашестве Герману, Полоцкую архиепископию. Но теперь, когда уния ими была торжественно принята и они уже не могли отказаться от нее, король, сколько известно, пожаловал (28 октября 1596 г.) одному только Холмскому владыке Дионисию Збируйскому пинский Лещинский монастырь, отняв его у православного архимандрита Елисея Плетенецкого, которого униатский Собор в Бресте присудил к низложению и лишению места.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

На революционную деятельность польско-католического Костела в Беларуси почти сразу обратили внимание авторитетные эксперты, в частности, Владислав Гулевич в статье «Белорусская католическая церковь против Лукашенко. Мобилизация католиков под знамёна оппозиции» . Здесь же обращается внимание, что эта деятельность выходит далеко за пределы текущей политической вспышки и происходит на идеологическом, культурном, историческом фронтах, и делается вывод: «БКЦ добровольно превратилась в инициатора политического и конфессионального раскола белорусского общества, и в её сегодняшнем положении никто не виноват, кроме неё самой». Еще более отчетливая картина в перспективе уже нескольких революционных месяцев рисуется в статье «Католики и польская подоплека беломайдана. Католичество – это совсем не то, чем определяется культурно-исторический выбор Белоруссии» . В это самое времени о совместном революционном маневрировании в Беларуси США и Ватикана публично объявил (чего без железных оснований сложно себе даже представить) глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин: «Пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, американцы ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. До клира Римско-католической церкви доводятся призывы открыто выступить с критикой белорусских властей и использовать религиозные мероприятия, в том числе проповеди, молебны, крестные ходы, для ведения оппозиционной политической пропаганды среди верующих… По имеющимся данным, среди укрывающихся сейчас за рубежом экстремистски настроенных противников нынешних властей Белоруссии вынашивается план резонансной провокации, в ходе которой был бы арестован или даже ранен или убит один из авторитетных священнослужителей РКЦ. Расчет на то, что это позволит существенно повысить антиправительственные настроения среди католиков и подстегнуть их к более активному участию в уличных протестах». Наивность мысли главы российской СВР о том, что США «пытаются использовать» Ватикан для «нежеланных» для него целей (как и подобные соображения о «конфликте в католическом Костеле Беларуси интересов Ватикана и польских националистов» уважаемого главного представителя Госдумы по делам религий от КПРФ и президента Православной межпарламентской ассамблеи С.Гаврилова), следует списать на пережитки советских представлений о соотношении, с одной стороны, религий (в частности, католической) и, с другой стороны, духа и интересов наций-носителей данных религий. На русско-православном направлении у Рима-Ватикана и Польши многовековой и неизменный симбиоз.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/28/ka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКОЕ БРАТСТВО в XVII в. объединение мирян при правосл. Киево-Братском в честь Богоявления муж. мон-ре ; в 1880-1924 гг. церковное братство при Киевской Духовной Академии . XVII в. Предпосылкой создания К. б. стал фундуш (дарственная грамота) 14 окт. 1615 г. Елизаветы Васильевны Лозкиной-Гулевич (Галшки Гулевичевны), вдовы мозырского маршалка С. В. Лозки, на доставшуюся ей от мужа усадьбу на киевском Подоле для устройства на этой земле православных мон-ря, школы и странноприимного дома. По-видимому, сразу же на средства дарительницы (возможно, также на средства гетмана П. К. Сагайдачного ) на территории двора началось сооружение храма; в грамотах Иерусалимского патриарха Феофана IV 1620 г. сообщается о «новозакладенной» ц. в честь Богоявления и Благовещения Пресв. Богородицы. В 1615-1616 гг. при церкви появился Богоявленский мон-рь и при нем школа (о школе см. в ст. Киево-Могилянская академия ). Первым игуменом обители стал иером. Исаия (Копинский ; впосл. митр. Киевский). Учреждение К. б. при Братском Богоявленском мон-ре было обусловлено важной ролью, к-рую киевские мон-ри играли в церковной жизни в нач. XVII в. в условиях отсутствия правосл. епископов. На церковную ситуацию на Киевщине также оказывала большое влияние шляхта Киевского воеводства. Существование братства при мон-ре ограничивало автономию этой организации мирян. Основание К. б. было запоздалым, если рассматривать его в контексте подъема братского движения в кон. XVI - нач. XVII в. (см.: Лукашова С. С. Миряне и Церковь: Религиозные братства Киевской митрополии в кон. XVI в. М., 2006). Можно предположить, что запоздание было обусловлено восстановлением роли Киева как церковного центра в нач. XVII в. после упадка значения города в XVI в. Учреждение К. б. следует рассматривать в контексте перемещения в Киев центра религ. жизни из зап. епархий Киевской митрополии (с Волыни и из Галицкой Руси ), где братское движение зародилось в сер.- 2-й пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010