не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на 1-е заседание Люблинского трибунала 7 авг. 1642 г. вместе с И. прибыл Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , а также бывш. почаевский свящ. Иаков Железо, к-рый также имел претензии к Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Еп. Афанасий и его ближайшие сподвижники - правосл. луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Еп. Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чем подписали соответствующий акт. Третейским судьей был назначен «суперарбитр» С. Лащ, галичанин, к-рый уже в янв. 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе И. дело было возвращено в Люблинский трибунал. Декретом от 17 нояб. 1643 г. трибунальный сейм Волынского воеводства предписал Фирлею возместить обители убытки. Фирлей опротестовал декрет, и дело вернулось в Люблинский трибунал, по решению которого 5-6 сент. 1644 г. тяжбу обители с Фирлеем рассматривал смешанный третейский суд, что, впрочем, не принесло результатов. 27 июня 1646 г. Фирлей принес присягу в Люблинском трибунале, что взятые им из Почаевского мон-ря вещи сгорели в его Козинском замке. По решению трибунала 28 февр. 1647 г. И. и Фирлей заключили мировую сделку. В марте того же года Фирлей подписал «акт примирения» и в знак своей готовности компенсировать обители убытки выдал на имя И. расписку, будто он взял у него в долг 2 тыс. злотых. Так завершилась тяжба по поводу движимого имущества обители, ее итогом стало частичное возвращение похищенного. И. не мог настаивать на пересмотре дела, поскольку Фирлею благоволил польск. кор. Владислав IV, , пожаловавший в 1645 г. шляхтичу с. Смидин (в совр. Старовыжевском р-не Волынской обл.) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 78. Л. 231-232). По поводу нерешенного земельного спора между И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Вишеградская группа в состоянии полураспада Изгнание Венгрии? Владислав Гулевич   03:02 11.02.2023 374 Время на чтение 3 минуты Источник: ФСК Новоизбранного президента Чехии отставного натовского генерала Петра Павела окрестили гробовщиком Вишеградской группы. «В декларации, инициирующей сотрудничество Вишеградской группы, содержится прекрасная универсальная формулировка… – о сотрудничестве и поиске общих позиций. Каждая группа, каждая организация должна иметь то, вокруг чего она объединяется. Это, прежде всего, согласие по основным вопросам», – заявил Павел, но заявил только для того, чтобы подчеркнуть деструктивную, на его взгляд, роль Венгрии в Вишеградской группе. А виновата Венгрия тем, что не оказывает военной поддержки киевскому режиму и критикует антироссийские санкции. Вишеградская группа, она же «четвёрка» (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), была учреждена в 1991 г. как площадка для содействия евроинтеграции постсоветских республик, прежде всего Украины. Предполагалось, что «четвёрка» выступит мостом между Украиной и Европой, содействуя отрыву Киева от Москвы. Чем ближе НАТО подкатывал к границам России, тем активнее были «вишеградцы на военно-политическом поле.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/11/visheg...

Таковы же были и сподвижники его по пастырству: «Посмотри на Кассиана Саковича, который, будучи при дворе перемышльского владыки Крупецкого, православных постоянно тиранил раскаленными стрелами все и другие невыносимые мучения и терзания производил. Наконец, ведя жизнь распутную, мужа от жены убил и приехал в Киев, а после, присоединившись к разбойничьему расколу унитов, за непорочного Иосифа принят и уважен. Не упоминаю уже о других, прежде являвшихся и ныне обретающихся, которые не достойны внимания почтенных людей. Из них ни один не перешел к унии ради спасения души, а все ради сладострастия, почестей и земных достатков». 1034 В 1620 г. иерусалимский патриарх Феофан посвятил в перемышльские епископы Исаию Копинского из игуменов Киевского Межигорского монастыря; но он, не посетив своей епархии, остался в Малороссии и занимался устройством монастырей. С униатской стороны, после Крупецкого, в перемышльские епископы посвящен Ян Шишка , низкого происхождения. Древинский говорил о нем на сейме 1620 г.: «кто сего глазами не видит, что перемышльский владыка, прозываемый Шишка, родился от пастуха, и ныне родной брат отца его в селении Влоке в холопах у киевского воеводы нанялся». 1035 По королевскому декрету 1633 г. перемышльская епархия была уступлена православным. Зубрицкий, в летописи львовского братства, говорит, что в том же году епископом сделан Иван Романович Попель . Вероятно он скоро скончался, потому что об управлении его не сохранилось никаких сведений. – После него в православные епископы посвящен был Сильвестр (Симеон) Гулевич-Воютинский , бывший луцкий земский писарь. 1036 Гулевич силой отнял у Крупецкого Спасский монастырь и за это трибунальным судом приговорен был к бесчестью – инфамии, что равнялось изгнанию из государства. Долго потом ходатайствовал он об отмене этого наказания, не без жертв для своей пастырской ревности и чести. Бывший вместе с ним на сейме в Варшаве в 1640 г. брестский игумен Афанасий Филиппович писал о нем: «отец Гулевич банницию с себя зносит, владычество перемышльское пустивши в вечность, як в конституции написано, на унию». 1037 В 1641 г. на сейме варшавском постановлено, чтобы православный епископ (Гулевич) дожизненно пребывал в Лаврове, униатский же в Перемышле. Кульчинский говорит о нем, что, расстроив состояние кафедры, он наконец in infamiam incidens extinctus est. 1038

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Умиление (Из Села Белосток) В Свято-Михайловской церкви села Белосток находилась благодатная икона Божией Матери. Вот что говорится об этой иконе: «Изображение Божией Матери поясное, с Предвечным Младенцем и с двумя предстоящими ангелами. Икона письма древнегреческого, писана на цинке, на фоне темном. Высота иконы - аршин с четвертью, а ширина - аршин; надписей на иконе нет никаких. Помещается икона в алтаре на горнем месте в киоте, в деревянной позолоченной, отчасти украшенной резьбой раме без стекла. На икону наложена серебряная риза с вызолоченными венцами без драгоценных камней. При иконе находятся металлические привески с изображением на них рук, ног, сердец; привески эти пожертвованы богомольцами в разное время». Ни в рукописях, ни в печатных книгах подробных сведений о происхождении этой иконы нет. Предание о появлении образа в селе гласит: «Около 1600 года православный помещик села Белостока Гулевич, обладавший многими имениями и ревновавший о благочестии, отправился в один из бывших в то время православных монастырей. В монастыре том, где благочестивый Гулевич избрал себе место для жительства, находилась благодатная икона Божией Матери. Живя в этом монастыре, Гулевич принял монашество, впоследствии был епископом и управлял тем монастырем. Пред нашествием татар Гулевич-епископ, спасаясь вместе с братиею бегством, взял с собою из монастыря благодатную икону Божией Матери и принес в свое имение - село Белосток, где она и находится до настоящего времени». В Почаевском униатском Богогласнике 1825 года есть песнь Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы из Белостокского монастыря, где говорится, что икона эта «прославилась чудесами около полутораста лет назад». Если это так, то прославление чудотворной иконы относится ко временам, когда монастырь был православным. Народ с особым благоговением чтит эту икону. В старину четыре раза в год - в Богородичные праздники - верующие стекались в Белосток для поклонения святыне. В такие дни вокруг церкви совершался крестный ход с благодатною иконою. Бывали также крестные ходы с иконою на пруд и к колодцу для освящения воды. Из народных преданий известно, что приходившие с верою к иконе Божией Матери, получали различные исцеления. Жители Белостока и окрестных местностей свято веруют, что чудотворная икона Божией Матери Белостокской охраняет их от всякого зла.

http://pravicon.com/info-758

Постоянное занятие во второй половине XVII века Луцкой епископской кафедры православными епископами благоприятно отражалось на делах Крестовоздвиженского братства. Оно в 1679 году было настолько полно сил и энергии, что, как выше было описано, сумело повлиять на короля Яна Собесского в благоприятном для православных смысле и расстроило все замыслы католиков и униатов при устройстве известного съезда в г. Люблине. В грамоте епископа Гедеона, от 1667 года, о предоставлении Луцкому братству полной свободы в выборе игумена для братского монастыря, этот епископ свидетельствовал, как ему было приятно, что братчики не ослабевали в должном попечении о сохранении в целости Церкви Божией. 62 До нас дошел целый ряд записей о выборе игумена и годичных старост братства, начиная с 1655 года вплоть до 1713 года. Из этих записей усматривается, что дворянское и мещанское сословие входили по-прежнему в состав братства, которое продолжало жить полною жизнью, принимая в число членов новых лиц. 63 Из лиц дворянского сословия, входивших в состав братства во второй половине XVII века, отметим: князя Вацлава Святополк Четвертинского, Дмитрия Жабокрицкого, Георгия Пузыну, Фому Гуляницкого, Федора Ушака-Куликовского и др.; из братского каталога усматривается, что еще в начале XVIII века в братство вписывались новые лица, так напр. в 1701 году вписался Иван Ходаковский, а в 1715 году Василий Коссович. В составе братства встречаются также и женщины как напр. Мария Гулевич, Анна Заводская, Марина Мазепина. 64 Из последней записи от 1713 года узнаем, что братским игуменом в то время был Иов Кондзелевич, а старшими братчиками и смотрителями были: Самуил Выговский, Иван Гулевич, Даниил Куликовский, мечник Брацлавский, и Иаков Гуляницкий, чашник Полоцкий, которым братство поручало «вникнуть во все порядки и приходы церковные, вписать их в реестр и принять отчет во всех доходах от игумена и во всем устроить надлежащий порядок». 65 Из крупных пожертвований в пользу братства во второй половине XVII века отметим дары нижеследующих лиц: Анастасия Древинская (жена знаменитого Лаврентия Древинского), устроившая в склепе под братскою церковью фамильную усыпальницу, завещала Луцкому братству 3.000 злотых, а внук её Дмитрий Жабокрицкий вместо этого дара выдал от себя братству другую запись на 4.000 злотых; в 1675 году Богдан Братковский, скарбник Брацлавский, бывший братским старостой, пожертвовал братству 100 злот., а Анна Ольшанская-Гулевич пожертвовала два больших серебряных подсвечника в братскую церковь . 66

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 60-х гг. XVII в. число мирян - членов Л. б. сократилось, но роль братства в православном развитии края не уменьшилась. С 1677 г. до избрания епископом в 1695 г. среди братских старост упоминается киевский подвоевода Дмитрий Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). В 1677-1686 гг. братскими провизорами были адвокат Томаш Гуляницкий и брацлавский казначей Богдан Братковский. До кон. XVII в. среди руководителей Л. б. фигурируют князья Андрей и Юрий Пузыны, Федор Ушак-Куликовский и Александр Балабан. Церковно-политическую деятельность по поручению Л. б. вели кн. Вацлав Святополк-Четвертинский, подчаший Даниил Братковский, Андрей Гулевич. Поддерживали в эти годы братство земский судья Ян Мокосий-Дениско, подкоморий Владимир Гулевич. В 1648-1702 гг. по завещаниям волынских шляхтичей Л. б. получило большие пожертвования - 23 795 злотых, 2 двора и плац. Среди самых щедрых жертвователей - Александр Жабокрицкий (1652), Юрий Пузына (1648), Павел Русинович (1651), Вацлав Черчицкий (1661), Федор Святополк-Четвертинский (1664), Самойло Фляка (1667). Л. б. вело судебные дела с потомками ряда жертвователей, которые не хотели мириться с щедростью своих родственников. В 70-90-х гг. XVII в. братство имело значительный доход от финансовых операций, преимущественно с представителями луцкого евр. кагала. Во 2-й пол. XVII в. Л. б. продолжало антиуниат. деятельность. 9 дек. 1679 г. 32 члена братства (князья Андрей и Юрий Пузыны, Томаш Гуляницкий, Александр Балабан, Федор Ушак-Куликовский и др.) подписали заявление о том, что они не будут заключать соглашения, к-рые могут навредить правосл. Церкви. В результате было сорвано планировавшееся правительством и католиками Люблинское совещание, на котором предполагалось заключить новую унию. На сейме в 1699 г. Д. Братковский добивался соблюдения прав православных. 22 дек. 1699 г. была подписана «протестация 54», которая сыграла заметную роль в акциях правосл. сообщества. Благодаря решительной позиции братчиков Афанасий (Шумлянский) подтвердил права и привилегии братства, что отсрочило окончательный переход Луцко-Острожской епархии в унию.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

П.В. Долгоруков Князья Воронецкие Настоящий титул их: с Збаража князья Воронецкие (z Zbaraza ksizeta Woroniey). отцовский ОТ ГЕДЕМИНА КОЛЕНО IV: Фёдор Дмитриевич Корибут, удельный князь Несвижский, потом удельный князь Збаражский, (см. предыдущую статью о князьях Трубецких) женат на княжне Тверской КОЛЕНО V: Князь Даниил Фёдорович Збаражский КОЛЕНО VI: Князь Семён Данилович Збаражский, женат на княжне Ковенской Князь NN Данилович, по прозвищу Султан, князь Вишневецкий Князь Василий Данилович Збаражский КОЛЕНО VII: Княжна NN Семёновна, за князем Острожским Князь Михаил Васильевич Вишневецкий, родоначальник угасших князей Вишневецких Князь Семён старший Васильевич Збаражский, родоначальник угасших князей Збаражских Князь Фёдор Васильевич Збаражский Князь Семён младший Васильевич Збаражский, женат на Екатерине Цебровской Княжна NN Семёновна, за князем Острожским КОЛЕНО VIII: Князь Александр Фёдорович Порицкий, родоначальник угасших князей Порицких Князь Степан Фёдорович Воронецкий; женат на Фелициане Чехонь Князь Юрий Фёдорович Воронецкий Княжна София Фёдоровна, за Ляховским Княжна Друзьяна Фёдоровна, за Велицким КОЛЕНО IX: Князь Семён-Станислав; женат: 1. на Хомяковой; 2. на Гулевич Князь Лев Степанович; женат на Марианне Куницкой Князь Матвей Степанович, стольник киевский; женат на Анастасие Гулевич Князь Яков-Михаил-Георг, капеллан короля Польского Стефана Батория Князь Стефан-Симон-Александр, епископ Киевский † 1588 КОЛЕНО X: Князь Януш Князь Пётр Князь Станислав; женат: 1) на Елисавете Богушевич; 2) на NN (от 1-го брака сын и 5 дочерей; от 2-го брака 2 сына) Князь Степан Матвеевич; женат на Варваре Сокульской Князь Михайло Матвеевич Князь Лев Матвеевич, женат на Христине Боговитин Княжна Александра Матвеевна, за Иваном Стоцким Княжна Екатерина Матвеевна, за Витовским КОЛЕНО XI: Князь Павел Княжна Маруся, за Белостоцким Княжна Александра, за Шашкевичем Княжна Евдокия, за Шашкевичем Княжна Анна, за Морендзинским Князь Фона Князь Юрий; женат на Микулинской Князь Ян (Иван) Степанович

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Он был возведен на земельном участке на киевском Подоле, который подарила братчикам Елизавета (Галшка) Гулевич. Супруга Мозырского маршалка Стефана Лозки, Галшка в первом браке была замужем за Христофором Поцеем, сыном будущего униатского митрополита. В отличие от семьи Поцеев, в которой господствовали униатские настроения, Галшка оставалась верна Православию. По этой причине она серьезно рассорилась с родней первого мужа. Возможно, что передача собственного наследственного владения под православный монастырь мыслилась Галшкой Гулевич как своего рода компенсация за урон, нанесенный православным киевлянам со стороны ее свекра – униатского митрополита Ипатия, захватившего в Киеве ряд храмов. На пожертвованной земле братство основало (или возобновило) монастырь, который был освящен во имя Богоявления Господня. При обители была создана школа, которой впоследствии будет суждено перерасти в знаменитую Могилянскую коллегию, и далее – в академию. Ктитором Братского Богоявленского монастыря стал гетман реестрового казачества Петр Конашевич-Сагайдачный, который украсил обитель великолепным Богоявленским собором (строительство храма было окончено около 1620 года, позднее он был перестроен на средства гетмана Мазепы; уничтожен по решению советских властей в 1935 году.). Обитель вскоре заняла весьма видное положение в Киевской митрополии. Подобно Львовскому и Виленскому братствам, Киево-Братский монастырь получил от Константинопольского патриарха право ставропигии. Первым строителем Братского монастыря стал Исаия Копинский, который перед тем обустраивал Густынскую обитель. Исаия не только начал работы по возведению главных построек в новоучрежденном монастыре, но и дал ему правила для устроения духовной жизни. Для организации школьного дела Киевское братств о привлекло наиболее выдающихся деятелей православной культуры Западной Руси. Первым ректором братской школы стал Иван Матвеевич Борецкий. Православный шляхтич, уроженец села Бирча (или Борча) в Галиции, он ранее был дидаскалом (преподавателем) школы Львовского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православие в Западной Руси после заключения Брестской унии. Часть 3 ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРАВОСЛАВИЕ В ЗАПАДНОЙ РУСИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ. ЧАСТЬ 3 Собор Киево-Братского Богоявленского монастыря в Киеве (фото начала ХХ в.) Продолжение. Начало см. здесь и здесь. В начале XVII в. православные братства по-прежнему играли исключительно важную роль в религиозной жизни Западной Руси. Они продолжали деятельность, начало которой было положено задолго до унии и которая фактически компенсировала собой бездействие коррумпированного епископата. После 1596 г., когда в Православной Церкви Западной Руси осталось всего лишь два архиерея, этот опыт оказался еще более востребованным. По-прежнему главным стрежнем деятельности братств являлись издательское и школьное дело. В период борьбы с унией возникает и ряд новых братств. В их числе - Киево-Богоявленское, особенно знаменитое своей школой. Православное братство в Киеве возникло скорее всего в 1590-е гг. Однако заметное влияние на церковную жизнь Западной Руси оно начинает оказывать лишь после того, как в 1615 г. был основан Братский Богоявленский монастырь. Он был возведен на земельном участке на киевском Подоле, который подарила братчикам Елизавета (Галшка) Гулевич. Супруга Мозырского маршалка Стефана Лозки, Галшка в первом браке была замужем за Христофором Поцеем, сыном будущего униатского митрополита. В отличие от семьи Поцеев, в которой господствовали униатские настроения, Галшка оставалась верна Православию. По этой причине она серьезно рассорилась с родней первого мужа. Возможно, что передача собственного наследственного владения под православный монастырь мыслилась Галшкой Гулевич как своего рода компенсация за урон, нанесенный православным киевлянам со стороны ее свекра - униатского митрополита Ипатия, захватившего в Киеве ряд храмов.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav3...

Луцкая епископия после скоро последовавшей смерти Почаповского (5 окт. 1636 г.) поступила в ведение Афанасия Пузины и униатская кафедра совсем прикрыта. Униатами стал заведовать жидичинский архимандрит, бывший обыкновенно епископом номинатом. Тамошние униаты значительно ослабели. Во всей обширной Луцкой епархии за ними осталось до 100 церквей с семью монастырями в имениях латинских и униатских панов. Все прочие церкви и монастыри перешли во власть православных. Афанасий Пузина под конец управления епархией выпросил себе коадъютора в лице о. Иосифа Чаплица, архимандрита милецкого, который сделался ему преемником. По-видимому, судьба Луцкой епархии была счастливее других. Первые годы существования восстановленной Перемышльской епархии – несчастливые годы. Они прошли в борьбе униатского епископа с православным за право жить и действовать в Перемышле. Православные не сразу выбрали кандидата на перемшльскую кафедру. Только через четыре года после избирательного сейма ее занял волынский дворянин, луцкий земский писарь Симеон Гулевич Ваютинский, в монашестве Сильвестр. Получив привилегию от короля, он приступом завладел Спасским перемышльским монастырем и выгнал оттуда Крупецкого. Война и разбирательство дела продолжались до 1645 года; оправданным вышел победитель Гулевич. Но положение тамошнего православного епископа определилось только чрез 5 лет. Количественное превосходство православных в Перемышльской епархии несомненно помогло Гулевичу одержать верх. Крупецкий, занявший кафедру после Михаила Копыстенского, из 3000 православных перемышльских церквей в продолжение своего сорокатрехлетняго владычества успел совратить в унию только до 600 церквей, т. е. одну пятую, а четыре пятых – 2400 церквей обширнейшей епархии оставались православными. Неуниаты положительно ненавидели Крупецкого и подчас были жестоки к нему. Православные, жившие в униатских епархиях: Пинской, Владимирской и Холмской, как замечено и как догадывается преосв. Макарий, причислены были к Луцкой епархии и поручены ведению Афанасия Пузины, хотя и сам митрополит Петр Могила в качестве патриаршего экзарха управлял тамошними церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010