Е. Хайлов «Оплакивание», С. Чепрова «Преображение». Фото: rsl.ru Последнюю мысль священника проиллюстрировала художник Светлана Чепрова, куратор проекта «После иконы» – она показала разнообразие сред размещения художественных объектов христианского искусства: их можно увидеть в природе (на скальной поверхности, на фоне гор, в «световом парке» в Домодедово), в городской среде (включая граффити и муралы), на руинированных стенах храмов и не только, в галереях, в элементах одежды, в виртуальной среде. «В каноне, но не копия» – так звучит девиз более 60 художников, объединившихся в проекте «После иконы» и работающих в самых разных техниках. Для них важна художественная преемственность, но не менее важен «поиск нового в вечном». О. Бровко-Семёнова. «Благовещение». Фото: Фото: rsl.ru Обзор разнообразия графического и живописного языка в работах современных художников представила художник и искусствовед Ольга Павлова. Она показала произведения Артема Киракосова, Нины Кибрик, диакона Андрея Бодько, Юлии Ульяновой, Феликса Буха и других. Некоторые из этих работ находят место в церковных интерьерах, используются в частной молитвенной практике, другие демонстрируются на выставках и в общественном пространстве. «Возможно, мы сейчас на старте новой изобразительности», – полагает Павлова, подчеркивая смелое экспериментирование художников и «взрыв дискуссий» о современном христианском искусстве. М. Демин. «Троица».  Фото: rsl.ru Интересные параллели обнаружила кандидат искусствоведения Марина Заиграйкина в творчестве итальянской художницы Лукреции Дзаффарано и российских мастеров Николая Рындина и Максима Демина (работ последнего много на выставке в РГБ). Итальянка, под впечатлением от посещения России, стала делать графические работы «по мотивам русской иконы», используя технику перфорации и свет. Очерчивая иконный контур мелкими дырочками (этот способ традиционно применяли иконописцы для перевода изображения на доску) и просвечивая поверхность с обратной стороны, Дзаффарано, как Рындин и Демин, использовали внятные визуальные метафоры: это свет, который «проявляет изображение» (что, по словам искусствоведа, «не менее сакральный приём, чем нанесение золотого ассиста в иконе»), и окно/дверь – тоже традиционный евангельский символ перехода в невидимый мир вечности. Таким образом, подобные работы «имеют корни в традиции, но это новый способ освоения христианского наследия, новый язык – художники используют его, чтобы сделать понятными те вещи, которые для современного человека могут быть не столь очевидными», отметила Заиграйкина.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Лит.: Болховитинов Е. А. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ. Воронеж, 1800; Самбикин Д. И. Рождество-Богородицкая ц. г. Воронежа. Воронеж, 1868; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии. Воронеж, 1884-1886. 4 вып.; он же. Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886 гг.). Воронеж, 1886; Воронежский Благовещенский Митрофанов мон-рь//Воронежские ЕВ. 1887. 21. С. 851-863; 22. С. 889-896; Поликарпов Н. И. Воронежский кафедральный Благовещенский собор при свт. Митрофане//Там же. 1897. 15. С. 406-414; 16. С. 424-439; он же. Достопримечательности Воронежского Благовещенского Митрофановского мон-ря//Там же. 1900. 6. С. 250-258; Воронежская старина. Воронеж, 1904-1913. Вып. 1-14; Православные рус. обители. С. 480-492; Лукомский Г. К. Воронежская старина: О нек-рых памятниках старинной архитектуры Воронежа. Пг., 1915; Крашенинников А. Ф. Неизв. проект Кваренги ансамбля архиерейского двора в Воронеже//Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 266-270; Мат-лы Свода памятников истории и культуры РФ: Воронежская обл. М., 1990-1997. Вып. 1-4; Глазьев В. Н. Страницы ранней церк. и монастырской истории г. Воронежа и Воронежского у.//Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 2001. Вып. 2. С. 45-64; Комолова Э. В. Церк. развитие южнорус. региона в XVII в.//Из истории Воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 3-16; Кригер Л. В. Архит. летопись Острогожска. Воронеж, 2002; Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. Воронеж, 20032; Словарь рус. иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003; Зеленина Я. Э. Иконография свт. Митрофана Воронежского//Рус. церк. искусство Нового времени/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 2004. С. 167-173; Кривцова М. А. Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - нач. XX в. (до 1917 г.). АКД. СПб., 2004. Л. В. Кригер, Преображенский Рубрики: Ключевые слова: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии

http://pravenc.ru/text/155254.html

И. Архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря в памятниках древнерусской живописи//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980, с. 252–255, ил. на с. 249. 1795 Соколова И. М. О резных раках Соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 66–90. 1798 Размер иконы 28,7x20,6 см: Griechische Ikonen und religiose Kleinkunst. Autenried, 1997, S. 82–83. Близкой по времени является также ukohaXVII в. (15,5x10,5 см) в собрании Музея Иконы в Реклингхаузене: Haustein-Bartsch Е. Die Reliquie des Patriarchen Athanasios II von Konstantinopel als Sujet einer Ikone//Stimme der Orthodoxie. 3/1996. Abb. 3. 1800 Размер иконы 130x34 см. Icons Itinerant. Corfu, 14 th –18 th century. June – September 1994. Church of Saint George in the Old Fortress Corfu. 1994, p. 98–99. 1801 Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. А.М. Ратшин. 1852, с. 441–442. О приезде Афанасия Пателария в Москву в 1653 г., до его кончины в Лубенском монастыре, см.: Макарий (Булгаков) , митрополит. История русской церкви. Книга седьмая. М., 1996, с. 73–75. 1802 Книга глаголемая описание о российских святых, где и котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. Дополнил биографическими сведениями М. В. Толстой . М., 1887. Репринт – М., 1995, с. 29, 96. 1806 Необычному изображению на иконе мощей патриарха Афанасия Пателария посвящена статья Е. Хаусштайн-Батч, опубликовавшей две русские иконы «Мощи святого Афанасия II, патриарха Константинопольского». Одна из них – около 1900 г. (11 х 8,6 см), из частного собрания, другая – около 1800 г. в окладе 1809 г. (43,5x24 см), принадлежащая банку Ambrosiano Veneto: Haustein-Bartsch Е. Op. cit. Abb. 1–2. 1809 Описание образа святого Афанасия дано в иконописном подлиннике XVIII в. под 24 октября: Филимонов Г. Сводный иконописный подлинник XVTII века. М., 1874, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1676 Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры (К истории византийской отреченной письменности). Одесса, 1901, с. 30. 1680 Мальм В. А. Симферопольский клад. Сокровища Гос. Исторического музея (б.г.). С. 1–5. Ил. на с. 12–13. 1683 Якобсон А. Л. Художественные связи Московской Руси с Закавказьем и Ближним Востоком в XVI в.//Древности Московского Кремля. М., 1971, с. 246–247. 1685 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV веков. В серии «Центры художественной культуры Средневековой Руси». М., 1996, с. 223, кат. 50. 1686 Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Ил. 5, 6; Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (истоки иконографии)//Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1992, с. 65, ил. 15 на с. 67. 1687 Velmans Т. L’lmage de la Dei sis dans les eglises de Georgie et dans celles d’autres regions du mond byzantin. 1-e Partie: La Deisis dans l’abside//Cah. Arch. 1980–1981. T. 29, p. 86– 88; Маясова H. А., Стерлигова И. А. Древнейшая русская лицевая пелена к иконе Покрова Богоматери//К 2000-летию христианства. Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 17–19 октября 2000 г. СПб., 2000, с. 43–45 1688 Там же, с. 45. Н. А. Маясова и И. А. Стерлигова не исключают использования мастерами иконописного подлинника на пергамене. 1689 Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Ч. I. Нижний Новгород, 1857, с. 86, 92, 96, 131; Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. С. 40–41. 1691 Евсеева Л. М. «Нерукотворный образ Христа» митрополита Алексея в контексте эсхатологических идей поздней Византии//Реликвии в искусстве и культуре поздней Византии, с. 94. 1699 Рындина А. В. Складень мастера Лукиана//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973, с. 310–323. 1701 Шалина И. А. Икона «Христос во гробе» и Нерукотворный образ на Константинопольской плащанице//Реликвии в искусстве и культуре... с. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и. (в обратном переводе) 1799 г. связаны с именем основателя династии романовских иконописцев-старообрядцев Ф. М. Агапова-Архиповского (ГИМ; Морозова З. П. Иконописцы Романова-Борисоглебска: Иконные образцы XVII - нач. XIX в. из собр. ГИМ. М., 2010. Кат. 56. С. 37. Ил. на с. 120) (ЦМиАР; Чугреева. Почитание Казанского образа. 2010. С. 164-165). В Гуслицах написана почитаемая Губинская К. и. В старообрядческих мастерских изготовлялись многочисленные медные литые К. и., помещавшиеся часто в средниках складней ( Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное худож. литье XI - нач. XX в. из собр. ЦМиАР. М., 2000. 125, 126, 201. Ил. на с. 70, 71, 108). Казанская икона Божией Матери, с избранными святыми. Ок. 1650 г. (ЦМиАР) Казанская икона Божией Матери, с избранными святыми. Ок. 1650 г. (ЦМиАР) В 1855 г., во время Крымской войны, для отправки в действующую армию в Севастополь была написана К. и., освященная Филаретом (Дроздовым), митр. Московским, о чем говорит надпись на обороте иконы (Собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) ( Чугреева Н. Н. Севастопольская Казанская икона Богородицы из собр. В. А. Бондаренко//Севастопольская страда (349 дней героической обороны): Буклет выст. (27 июня - 5 сентября 2005 г.)/ГИМ. М., 2005. Вкладыш). Икона исполнена в живописной манере и является редким списком Московской К. и., на нижнем поле к-рого воспроизведены надписи о поновлениях 1687/88 и 1754 гг. В XIX в. К. и. бытовали почти в каждом доме людей разных сословий и состояний. Они помещались в домашних иконостасах, часто в окладах и массивных деревянных резных киотах (История одной вещи. СПб., 2009. Спец. вып.: Правосл. иконы из частных собраний С.-Петербурга. Б/п). К. и. в окладах разного времени хранятся во мн. музейных ( Шитова Л. Русские иконы в драгоценных окладах. Серг. П., С. 227-230, 232, 234-235, 239, 244-246, 249, 255, 260-264 с ил.) и частных собраниях, в т. ч. зарубежных, напр. банка «Интеза» (Италия) ( Рындина А. В. Нек-рые аспекты типологии и стилистики рус.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Привоз в XVII в. в Москву В. и.- это часть целенаправленного процесса собирания святынь рус. гос-вом, осознававшим себя наследником Нов. Рима - К-поля, хранителем Православия. Отношение к рус. царю как к будущему освободителю греков, а не только надежда на богатую милостыню побуждали греч. иерархов и торговых людей везти в Москву святыни, почитаемые всеми христ. народами. Многие из этих реликвий после разорения К-поля крестоносцами и турками оказались в руках частных лиц. Ист.: Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г.//РИБ. Т. 3. Стб. 667-670. Лит.: Левшин А. Ист. описание первопрестольного в России храма Моск. большого Успенского собора и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. М., 1783. С. 28, 144-145; Снегирев И. Памятники моск. древности. М., 1842-1845. С. 16-17; Казанский П. Село Новоспасское, Деденево тож, именуемое Влахерны. М., 1847. С. 17. Примеч. 9, 10 на с. 81-83; Каптерев Н. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII вв. М., 1885. С. 75, 80, 83, 85-89, 98; Кондаков Н. П. Визант. церкви и памятники К-поля. Од., 1886. С. 23; он же. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 142, 148-151; он же. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 187-189; Спасо-Влахернский общежительный мон-рь. М., 1894. С. 20; Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 195, 354; Порецкий Н. Село Влахернское, имение кн. С. М. Голицына. М., 1913. С. 40-42; Греч.-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост. Б. Л. Фонкич. М., 1991. Кат. 48, 56; Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Моск. Кремля//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.: ] Исслед. и атрибуции. С. 413-427; она же. Греч. рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская»//Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. Прил. 2. С. 282-287; «Сказание о Влахернской иконе Богородицы»: [Публ.]//Мир Божий. 1999. 1(4). С. 24-29; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и свящ. реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 83-89; Сидоренко Г. В. Икона «Богоматерь Влахернская» в собр. ГТГ: Нек-рые итоги исследования//Россия и Вост.-христ. мир: Средневек. пластика. Древнерус. скульптура: Сб. ст./Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 2003. Вып. 4. С. 67-77.

http://pravenc.ru/text/155029.html

1656 Житие святого Иакова, написанное в середине XVIII в., говорит о существовании «древних икон с подписью», изображающих суд епископа над блудницей: Уханова Е. В. Указ, соч., с. 39. 1658 В связи с идеей «малой известности» в Ростове епископа Иакова заметим, что до сих пор между учеными нет единства в определении времени жизни основателя Ростовского Богоявленского монастыря Авраамия, что порождено анахронизмами и противоречиями в тексте самого Жития, написанного не ранее XVb.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Часть 1. А–К. Л., 1988, с. 237–239. Что касается фрагментов службы Вукола, вошедших в Службу епископа Иакова, то это вполне традиционный для русской агиографии прием. Указанное выше Житие Авраамия соединило в себе молитвы Житий Авраама Затворника и Иоанна Богослова (опять же борца с еретиками и язычниками): Там же, с. 238. 1660 Рындина А. В. Русские серебряные мощевики XV в. как подтверждение иконоборческих тенденций//Русская художественная культура XV–XVI веков. Тезисы докладов научной конференции (14–16 мая 1990 года). М., 1990, с. 107–110. 1661 О кресте Сергиевского музея: Белоброва О. А. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского Государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958, с. 12–18 (автор датирует крест серединой XIV в.); Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI в. М., 1971, с. 32–33; 2; с. 102, табл. 2 (Т. В. Николаева датирует памятник началом XV в.). 1672 Таррагонский Аноним. «О граде Константинополе». Латинское описание реликвий XI в.//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума 16–19 мая 2000 г. М., 2000, с. 158. 1674 Кагоров Е. Г. К вопросу о классификации народных обрядов//ДАН. 1928, 11, с. 247; Амусин Н. Д. Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971, с. 48, прим. 85; Dobschutz Е. von. Briefwechsel zwischen Abgar und Jesus//Zeitschrift fur wissenschaftliche Theologie. Jg. 43. Leipzig, 1900, S. 1182; Мещерская E. H. Указ, соч., с. 56–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Русская икона. Сборник. Вып. 1–2. СПб., 1914. Русская икона в конце ХХ века. Каталог выставки. М., 1997. Русская поздняя икона от XVII до начала ХХ в./Сб. ст. М., 2001. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества/Сост. А. А. Мартынов . Текст И.М. Снегирева . Тетр. 1–18. М., 1848, 1859. Русские иконы. Частные коллекции. Коллекция русских икон Арт-галерея Дежа вю. М., 2003. Русские иконы в собрании Михаила де Буара (Елизаветина)/Авторы-составители Комашко Н И., Преображенский А.С., Смирнова Э.С. М., 2009. Русские мастера живописи и гравюры XVI–XVII вв.: Каталог выставки/Авт.-сост. Н.Ф. Трутнева, М.М. Шведова. ГИМ. М., 1989. Русские монастыри. Искусство и традиции. СПб., 1997. Русское искусство из собрания Гос. музея истории религии. М., 2006. Русское церковное искусство нового времени/Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004. Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII – начала ХХ века. Л., 1980. Рыбаков А.А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII–XVIII веков. М., 1995. Рыбаков А.А. Иконопись Вологодского региона Русского Севера XIII–XVIII веков. Центры, памятники и мастера. Дисс. доктора искусствоведения. СПб., 1999. Рыбакова С. Чудеса и судьбы икон Божией Матери в ХХ веке. М., 2009. Савваитов П.И. Материалы для археологического словаря [Статьи об иконописцах написаны П.И. Савваитовым ]//Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 3. Вып. 3. М., 1873. Савваитов П.И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них//Памятники Общества любителей древней письменности. Вып. 61. СПб., 1886. Сарабьянов В. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария//Вопросы искусствознания. М., 1993. Сахаров И. Исследования в русском иконописании. Кн. 2. М., 1849. Сведения об иконописном промысле в Палехе, Мстере и Холуе//Европейская Россия (иллюстрированный географический сборник). М., 1901. Cbehцiцьka B.I. Живопис XIV–XVI cmoлimъ//В кн.: Icmopiя ykpaihcьkoro мистецтва. Т. 2. К., 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Для 30-х гг. ХХ в. важнейшим аспектом развития А. в СССР стали масштабные полевые работы и системное введение в науку огромной массы материалов. Великая Отечественная война привела к изменению гос. политики в отношении изучения исторического прошлого славян (см. в ст. « Рыбаков Б. А.»), что позволило возобновить работы над «запретными» темами (гот., варяжской, хазар. и др.). Начали использовать достижения зарубежной А. и восстанавливать связи с дореволюционной традицией (ее объективную оценку дал А. А. Формозов ). Для истории ранних славян особенно важна работа по соотнесению «культур» и этносов (П. Н. Третьяков, И. И. Ляпушкин, В. В. Седов ). Для истории Церкви имели огромное значение начатые в советский период и продолжающиеся в наст. время активные археологические работы в городах. Была заново написана история храмовой архитектуры домонг. времени (М. К. Каргер, Н. Н. Воронин, Г. М. Штендер, П. А. Раппопорт); обобщены в сводах многочисленные материалы по истории церковной эпиграфики (см. в ст. « Граффити »), литургической утвари (С. С. Высоцкий , Т. И. Макарова , А. А. Медынцева , Т. В. Николаева , Б. А. Рыбаков, Н. В. Рындина , М. В. Седова ). Раскопки древних слоев Киева, Чернигова, Смоленска, Пскова, Новгорода, Ст. Ладоги, Ростова, Суздаля, Владимира, Ст. Рязани и др. поселений, а также погребений (Н. А. Макаров ) по-новому осветили процесс христианизации Др. Руси, становления и развития ее религ. культуры. Особое значение имели работы, проводившиеся при восстановлении утраченных церковных памятников (соборы Златоверхого во имя арх. Михаила мон-ря и Киево-Печерской лавры в Киеве, собор во имя Казанской иконы Божией Матери в Москве). Выдающимися достижениями стали исследования Новгородской археологической экспедиции (А. В. Арциховский, Б. А. Колчин, В. Л. Янин ). Благодаря хорошей сохранности органических остатков средневек. жизнь Новгорода не только поддается восстановлению во всех подробностях: обнаруженные комплексы надежно датируются и даже связываются с определенными семьями. В результате найдены ценные свидетельства, дающие новые факты по истории Церкви (напр., церы кон. Х в. с сохранившимися текстами псалмов 75, 76 и, возможно, 67; усадьба священника-иконописца кон. XII в. Олисея Гречина ). Уникальным источником информации о развитии письменности, языка и религ. жизни Новгорода стали берестяные грамоты и др. эпиграфические находки. В посл. трети ХХ в. в российской А. сложились направления, занимающиеся теорией А. (Л. С. Клейн) и пересматривающие традиц. наследие отечественной А. (Г. С. Лебедев), привлекающие математический аппарат для объективизации описаний, использующие методы естественных наук.

http://pravenc.ru/text/76474.html

10 декабря 1947 года, был учрежден Музей имени Андрея Рублева 10 декабря. ПРАВМИР. Божественная литургия, приуроченная ко дню рождения Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева пройдет в праздник иконы Богородицы «Знамение» в нижней Знаменской церкви Собора Архангела Михаила. Там располагается основная экспозиция музея. «Почти век в стенах Знаменской церкви не совершалась Божественная литургия, и именно в празднование иконы Богородицы, именуемой «Знамение», 10 декабря 1947 года, был учрежден Музей имени Андрея Рублева», — сообщает РИА Новости. По словам председателя правления Фонда содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева Федора Рындина, богослужение станет «четвертым за последние сто лет». Он отметил, что литургии по большим церковным праздникам в храме «будут проводить регулярно». Знаменская церковь — нижний храм собора Архангела Михаила, который находится на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Сейчас в соборе располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в котором собраны произведения русского религиозного искусства допетровской эпохи. Экспозиция включает в себя, в том числе, шедевры Андрея Рублева и Дионисия — самых известных русских иконописцев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/chetvertoe-za-posledni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010