1767 О расположении скульптуры на башне можайского кремля см: Вагнер Г. К. От символики к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV–XV веков. М., 1980, с. 193–194. О скульптуре в соборном храме: Рындина А. В. Иконный образ и русская пластика XIV–XV вв.//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. Сборник статей/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 16–20. 1768 Писцовые книги Московского государства XVI века. Отделение I Местностей губерний Московской, Владимирской, и Костромской. Часть I. СПб., 1872, с. 616–617. 1770 О надписи на обороте скульптуры «Никола Можайский» 1540 г. – Грацилевский В. Д. Описание музея псковского церковно-археологического комитета. 1771 О расположении древней скульптуры «Никола Можайский» в Никольском надвратном соборе: Сидоренко Г. В. Скульптура «Никола Можайский» в собрании Государственной Третьяковской галереи. Опыт музейной каталогизации//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции. Выпуск второй, часть I. М.Д993, с. 72–73. 1772 Предание о перенесении Назаретского Дома сначала в Далмацию, а затем в Италию стало известно в России после 1528 г., когда в русских рукописных сборниках XVI–XVII вв. появилась «Повесть о храме святыа Богородица в нем же родилась от Иоакима и Анны». Текст отдельно издан А. И. Кирпичниковым: Кирпичников А. И. Русское сказание о Лоретской Богоматери//Чтения в Обществе истории и древностей Российских за 1896 г. Кн. 3. Разд. 2. Материалы исторические. М., 1896, с. 16–18. Западная легенда, изложенная французским каноником Улиссом Шевалье, издана в Париже: Chevalier U. Notre-Dame de Loretto. Etude historique. Paris, 1906. Легенда переведена на русский язык А. Титовым под названием «Легенда о Богоматери, история о Деве Марии по памятникам и письменам средних веков» и помещена в приложении к статье «Образ Пресвятыя Богородицы Прибавления Ума» без указания места и года издания (с. 15–19). В русской «Повести» сообщается только об иконе Богоматери с Младенцем, в западной легенде – только о скульптуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Лидов. М., 1996. С. 303–315. Вероятно, в этот период по благословлению митрополита Киприана был сделан золотой оклад, от которого осталась пластина с «Деисусом» на верхнем поле и часть басмы. Оклад хранится в Оружейной палате: Музеи Московского Кремля, инв. МР-1018. Мнение о первоначальной принадлежности оклада с «Деисусом» древней Владимирской иконе в настоящее время является общепринятым. В учетных документах Оружейной палаты и первых публикациях весь оклад (или только «Деисус») датируется XIII веком. В.И. Антонова и И.А. Бобровницкая полагали, что он был создан непосредственно для иконы-списка начала – первой четверти XV века, хранящегося в Успенском соборе Московского Кремля (Антонова В.И., Мнева Н.Е. ГТГ. Каталог древнерусской живописи X – начала XVIII вв. М., 1963. Т. 1. С. 62. Прим. 7; Бобровницкая И.А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 215–234). А.В. Рындина отнесла его создание к рубежу XIV–XV веков и обосновала изначальную принадлежность древней Владимирской иконе (Рындина А.В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV веке//Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 136–146). Эта датировка была поддержана И.А. Стерлиговой (Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. М., 2000. С. 223–225). О московском пожаре 1547 года см.: Щенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 161–184. См.: Щенникова Л.А. Древнейшая икона-список чудотворного образа «Богоматерь Владимирская»//Московский Кремль XIV столетия, его древние святыни и исторические памятники. М., 2008. См.: Щенникова Л.А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом монастыре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2002. Вып. 6. С. 123–145; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003.

http://pravoslavie.ru/30897.html

1758 Герстелъ Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, с. 76–77. 1760 Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве//Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 68. 1761 Riant R. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Vol. 1–2. Genevae, 1887; Лопарев X. M. Книга Паломник. Сказание мест Святых во Царьграде Антония, Архиепископа Новгородского в 1200 году//ППС. Т. XVII, вып. 3. СПб., 1899, с. LXXXV–CIII. 1762 Пятницкий Ю. А. Обзор поствизантийских памятников в России (по данным архивных и печатных источников)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXIII. Л., 1991, с. 60. 1763 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996, с. 197. 1764 Grabar A. Le thème du gisant dans Part byzantin//Cahiers archéologiques 29 (1980–1981), р. 143–156. Это наблюдение, высказанное А. Грабаром, приводится в статье: Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 69–70. 1765 Памятник имеет значительную библиографию: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Т. I. М., 1995, 92. Среди научных исследований скульптуры необходимо отметить: А. В. Рындина. Балканские аспекты в исследовании статуи «Никола Можайский»//Искусство Византии и древней Руси. К столетию со дня рождения А. Н. Грабара. Международный симпозиум. 24–26 сентября 1996 г., Москва/Тез. докл. СПб., 1996, с. 53–55; она же. Скульптурная икона «Никола Можайский» XIV века. О месте образа в символическом пространстве храма//Иконостас, происхождение, символика. Ме- ждунар. симпозиум. 4–6 июня 1996 г., Москва/Тез. докл. М., 1996, с. 44–47. 1766 Это, прежде всего, иконы в собрании Третьяковской Галереи. Икона «Никола Можайский, с житием», первой четверти XVI в. (атрибуция Н. В. Розановой ) из церкви села Воинова Владимирской области; 105x79; инв. ДР 387 – Ростово-Суздальская школа живописи. Каталог выставки. М., 1967, 91, ил. 74. Икона «Никола Можайский» середины XVI в. (атрибуция Л. В. Ковтыревой) из Троице-Сергиевой лавры, которая до последнего времени связывалась с именем князя Ивана Андреевича Можайского; 29x20; инв. 17295 – Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI–XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. I. 259. Икона «Никола Можайский» XVI в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника, по преданию, благословение преподобного Сергия Радонежского при крещении родоначальника семьи Воейко Войтеговича; 33,3x26; инв. 5025 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Репортажи Круглый стол «Искусство России XX века в храме и около его стен» состоялся в Российской Академии художеств 18.12.2020 11:50 Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Круглый стол на тему «Искусство России XX века в храме и около его стен» состоялся в Российской академии художеств (РАХ) 16 декабря в формате ZOOM-kohфepehцuu. В своих докладах участники с разных сторон рассматривали проблему соотношения двух основных форм реализации религиозных тем в искусстве России ХХ века: культовое (церковное) и религиозное-внеконфессиональное, выявив их принципиальное различие и одновременно те связи, которые между ними существуют. Доклады были посвящены не только христианскому искусству: поликонфессиональность России была представлена сообщениями о современном искусстве буддизма и ислама. Участников приветствовали первый вице-президент РАХ Виктор Калинин и Директор НИИ РАХ Наталия Толстая. А.Чашкин. Икона Троицы —  http://cyplive.com/   С первым докладом «Трактовка традиционного канона в творчестве иконописца Александра Ивановича Чашкина» выступила искусствовед Анна Рындина (НИИ РАХ). Она напомнила, что Чашкин начал писать иконы еще в 1985 г., после встречи с игуменом Зиноном (Теодором) в Даниловом монастыре в Москве. Иконы Чашкина написаны в традиционной технике темперного письма, в рамках византийского канона, но внутри этого канона есть место оригинальным техническим решениям, современным материалам, например, он любит писать фоны в технике пуантелизма, отметила Рындина. Она привела слова  одного из греческих иконописцев, который  назвал Чашкина «мостиком между Византией и Россией». «У него свой узнаваемый стиль, при этом в рамках канона», – отметила докладчица. «Иконописец должен корнями уходить в почву- традицию, а вершина его должна быть в иных мирах…», – рассуждала исследовательница. Тема доклада Ирины Языковой (Библейско-богословский института св. апостола Андрея) «Авторская икона. Где проходят границы канона» звучит полемично, потому что в течение долгого времени искусствовед отстаивает понимание иконописи именно как искусства, а иконы – как авторского произведения. Точка зрения ее оппонентов, как ее видит докладчица, заключается в том, что иконопись – не более чем благочестивое ремесло, и, следуя средневековой традиции анонимности, художники не должны выражать в иконе свой авторский взгляд и стиль, но призваны копировать лучшие образцы прошлого. Однако уже монахиня Иулиания (Соколова),  первый мастер, который сохранил традицию иконописания и стоял у истоков  возрождения иконописи в конце 80-начале 90-х гг., использовала авторские разработки. Они касались, в основном, иконографии (многие сюжеты матушке Иулиании приходилось создавать с нуля), в меньшей степени – стиля, сказала И. Языкова, упомянув ее широко известные произведения. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

иконных окладов Нового времени//Рус. церк. искусство Нового времени/Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 107-118. Ил. 8, 9, 11). «Народные» К. и. писались по всей России ( Иванова И. А. Кашин. [М.], 2009. Ил. на с. 18), многие из них - во владимирских иконописных селах. В нач. XX в. по заказу Н. П. Кондакова К. и. исполнил известный мстёрский иконописец И. В. Брягин (ГРМ) («Пречистому образу Твоему». СПб., 1994. 147. С. 233. Ил. на с. 232). К. и. занимает важное место в верхнем ряду икон-целебников с надписью, что ей молятся «о прозрении ослепших очес» (Русская икона из колл. Г. Сависаара/Авт. текста: Ю. Мануилов. Kirjastus, 2009. 73. С. 86-87 с ил.). Часто встречаются иконы с избранными святыми, предстоящими в молении К. и. Казанская икона Божией Матери. 1676 г. (?) Иконописец Симон Ушаков. Киот 1694 г. (ГЭ) Казанская икона Божией Матери. 1676 г. (?) Иконописец Симон Ушаков. Киот 1694 г. (ГЭ) Казанская икона Божией Матери. 1721 г. Иконописец Тихон Семёнов (ГВСМЗ) Нек-рые К. и.-пядницы кон. XIX - нач. XX в. стилизуют явленную К. и. (ГИМ, частные собрания). Ок. 1912 г. иконописцем Н. С. Емельяновым (?) выполнена К. и. для Феодоровского собора в Царском Селе (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке») (Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. 224. С. 346. Ил. на с. 285). В одеждах Богоматери и Христа живописными средствами воспроизводятся мотивы оклада Петербургской К. и., пропорции иконы также приближаются к квадрату (71,8×71,3 см), но лики исполнены в неовизант. стиле с «воспоминанием» явленной К. и. По полям оклада в 2 ряда - рельефный текст тропаря К. и. В 1913-1914 гг. к канонизации патриарха Ермогена по инициативе имп. Александры Феодоровны на его св. мощи изготовлена шелковая мантия, на скрижали к-рой разноцветными шелковыми нитями гладью вышита К. и. (ГММК). Рисунок для вышивки был разработан в иконописной школе Ивановского (Иоанно-Предтеченского) жен. мон-ря при участии В. М. Васнецова, исполнена она была мастерицами московского Алексеевского мон-ря ( Георгиевский В.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

До нач. XVII в. в В. Поочье на 1-м месте по количеству стояли явленные иконы свт. Николая Чудотворца, связанные с легендами о явлении скульптурных изображений свт. Николая в позе оранта с гробницей (храмом) в руке ( Рындина А. В. Основы типологии рус. деревянной скульптуры «Свт. Никола Можайский»: Икона и святые мощи//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 99-114). Известны имена неск. калужских иконописцев XVII в. Иконописец Богдан Лукьянов, крестьянин с. Спасского, калужской вотчины боярина И. Н. Романова, упоминается в связи с покупкой им 17 сент. 1638 г. московской Триоди Постной (1630) у калужского попа Феодора: «Лета 7147, сентября в 17 день прода[л] сию книгу [гла]големую Триод[ь] постную печатную [к]алужский егорьевский поп Феодор крестьянину боярина Ивана Никитича Романова [к]олужския вотчины Спасскова села Лукьянову сну иконнику…» (РГАДА. 1869. Л. 526 об.; см.: Турилов А. А. Заметки дилетанта на полях «Словаря русских иконописцев XI-XVII вв.»//ДРВМ. 2007. 2(28). С. 116-133). В 1660 г. в связи с росписью в Архангельском соборе Московского Кремля назван калужский иконописец 3-й статьи Дмитрий Алферьев (Алферов, Олферьев) (библиогр. см.: Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 44). Из работ этого времени до нас дошел Деисусный чин (11 2-частных икон «Деисус с праздниками», сер. XVII в., ЦМиАР) из иконостаса ц. святых Бориса и Глеба в дер. Белкино (под Обнинском). В XVI-XVII вв. из Москвы в Калугу присылались иконы и предметы церковного убранства. Примерами работ московских иконописцев являются: икона «Вмч. Димитрий Солунский в житии» (2-я пол. XVI в., КХМ), происходящая из калужской Преображенской (позднее Казанской) ц. «под горой»; царские врата (кон. XVI - нач. XVII в., КХМ); прославленные в Новое время как местночтимые икона вмч. Георгия и икона прмц. Параскевы, происходящая из калужской Пятницкой ц. «на площади» (обе кон. XVI - нач. XVII в., ныне в Георгиевской ц. «за верхом» в Калуге). Из сохранившихся привезенных произведений интересна икона «Соловецкая обитель преподобных Зосимы и Савватия» (1-я четв. XVII в., КОХМ), происходящая из местного ряда собора Казанского Богородицкого монастыря. Ее иконография восходит к московским и новгородским иконам сер.- 2-й пол. XVI в. ( Мильчик М. И. Панорамные изображения сев. архитектурных ансамблей в древнерус. живописи 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVIII в.: Канд. дис. М., 1975. Т. 3. Прил. 7. С. 64-65; Он же. Архитектурный ансамбль Соловецкого мон-ря в памятниках древнерус. живописи//Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов/Под общ. ред. Д. С. Лихачёва. М., 1980. С. 240, 248-250; см. также: Бузыкина Ю. Н. Образ священного града и монастыря в рус. живописи Позднего Средневековья (XVI - 1-я пол. XVII в.): Канд. дис. М., 2010. С. 91, 97, 218).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Во 2-й пол. XIX в. в традиц. иконописи Орловского региона, как и многих других российских центров, преобладали сходные традиции: золотой фон, яркое колористическое построение при сочетании красного, розового, оранжевого, голубого, светло-зеленого. Наряду с характерными для Ветковско-Стародубского региона иконографическим выбором лиц и сюжетов (Богородица, свт. Николай Чудотворец (Отвратный), Нерукотворный образ Спасителя, со Страстями) появляются композиции, выполненные местными мастерами в традиционном для Ветки колорите (иконы Божией Матери Балыкинская и Курская Коренная, святые Митрофан Воронежский, Александр Невский; иконы представлены в экспозиции иконописи Орловского музея изобразительных искусств). Традиц. иконопись центральных областей Орловщины отличают: простота композиций и орнаментики, почти полное покрытие золотыми (либо красочными) пробелами одежд святых, редкое использование архитектурных фонов, сложных поземов, упрощение деталей одежд, отсутствие ковчега, одинаковый цвет и средника, и полей (без дополнительного растительного орнамента), разноцветные фоны вокруг святых на полях, черно-красная и сине-красная опушь. О популярности в XIX в. особенностей ветковского типа также свидетельствуют те из местных икон, где источник остается узнаваемым, несмотря на неумелую манеру письма, несовершенную технику цировки. Ветковская манера остается ведущей для неск. поколений местных мастеров (напр., Казанская икона Божией Матери, 1830, орловский старообрядческий мастер И. Ермаков). К кон. столетия в цветовой палитре орловских икон становится меньше открытого по-ветковски цвета, чаще встречается оттеночный колорит (напр., Казанская икона Божией Матери, 1830, орловский старообрядческий мастер И. Ермаков). Лит.: Алексина Р. М. К истории церкви г. Орла во имя иконы Смоленской Божией Матери (Одигитрии)//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. 2001. Вып. 2(5). С. 38-50; Еремин В. П. Правосл. церкви и мон-ри г. Орла//Там же. С. 229-294; Русское церк. искусство Нового времени/Ред.-сост.: А. В. Рындина. М., 2004; Комова М. А. Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX вв. М., 2012.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

из мон-ря Дохиар на Афоне (Ath. Doch. 5f. Fol. 133r). Житийные циклы К. находились во фресках кон. XI в. в нижней базилике Сан-Клементе в Риме, в мозаиках в капелле К. в базилике Сан-Марко в Венеции, во фресках ц. св. К. в Тауле, в церкви Мирожского мон-ря в Пскове, в росписи XVIII в. в ц. ап. Петра в аббатстве Конк (деп. Аверон, Франция), на рус. иконах XVI-XVII вв. (подробнее см.: Седова. 1999). Лит.: Строгановский иконописный лицевой подлинник кон. XVI - нач. XVII в. М., 1869; Покровский Н. В. Лицевой Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 3. (ПДПИ; 122); Wilpert J., Schumacher W. N. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jh. Freiburg i. Br., 1917; Смирнова Э. С. Живопись Обонежья. М., 1967. С. 111-147. Ил. 11; она же. Икона Богоматери Максимовской: Возрождение рус. художественной традиции в кон. XIII в.//ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции. С. 72-93 (84-85); Ананьева Т. А. Икона «Богоматерь на престоле» XIII в.//ПКНО, 1975. М., 1976. С. 138-144; Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturenhandschriften. Stuttg., 1977-1978. Bd. 1-2; Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII - нач. XX в. М., 1980; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески церкви Успения на Волотом поле близ Новгорода. М., 1989; Псковская икона XIII-XVI вв./Сост.: И. С. Родникова. Л., 1990. Ил. 36; Медынцева А. А. Архангельская ставротека и культ Климента на Руси//Сов. Арх. 1991. 3. С. 56-68; ГТГ: Древнерус. искусство X - нач. XV в.: Кат. М., 1995. Т. 1; Рындина А. В. Новгородское серебряное дело XIII-XIV вв.//Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Художественный металл: XI-XV в./Ред.: И. А. Стерлигова. М., 1996; Русские житийные иконы XVI - нач. XX в.: [Кат. выст.]/Сост.: А. С. Косцова, А. Г. Побединская. СПб., 1999; Седова Р. А. Иконы Климента папы Римского в вотчинах именитых людей Строгановых//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство Средневековой Руси. С. 139-149; Царевская Т. Ю. Образ св. Климента Римского в Новгородском искусстве XIII в.//ДРИ.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

М. А. Комова Чудотворные иконы Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Свт. Николай Чудотворец (Можайский). Скульптура. Нач. XVI в. (КОХМ) Особо почитался в Перемышльском уезде образ свт. Николая Чудотворца (Можайского) (см. ст. Николая Чудотворца, свт., чудотворные иконы ), находившийся в Успенском соборе Перемышля (ныне в КОХМ). Величиной почти в человеческий рост, он выполнен из дерева (липа) в технике объемной резьбы и расписан в достаточно скупой цветовой гамме, основанной на сочетании красно-коричневых охр. Для имитации фактуры ткани крещатой фелони и набедренника использована резьба по левкасу. До 2-й пол. XVIII в. (до запрета в 1722 на участие скульптурных образов в крестных ходах) образ был процессионным, его облачали в специально сшитые одежды из бархата и парчи; в XVII или XVIII в. на него были возложены драгоценные «одежды» - чеканная риза (утрачена после 1948). О времени и о том, как образ свт. Николая Чудотворца появился в Перемышле, а также о начале его почитания сведений не сохранилось. По мнению А. В. Рындиной, этот образ хотя и относится к иной, нежели псковский образ свт. Николая Чудотворца (1540, ПИАМ), художественной культуре, но по времени близок к нему ( Рындина А. В. Юго-зап. контакты Руси в XVI в. и деревянные киотные статуи свт. Николая Чудотворца//ИХМ. 2004. Вып. 8. С. 128, 135). Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) Корсунская икона Божией Матери, со святыми на полях. 1730 г. Иконописец Тимофей Петров (ГИМ) В XVII-XVIII вв. особо почитались чудотворные икона Рождества Пресв. Богородицы (Пафнутиев Боровский мон-рь, не сохр.), Казанская Калужская икона Божией Матери (калужский Казанский монастырь, не сохр.; см. в ст. Казанская икона Божией Матери ), Тихвинская и Смоленская иконы Божией Матери «Одигитрия» (калужская Одигитриевская ц. «на песке», не сохр.), житийная икона свт. Николая Чудотворца (калужская Никольская ц. на Козинке), икона свт. Николая Чудотворца (Можайского) (Благовещенский собор в Боровске), Людиновская икона «Избавление от бед страждущих» (30-50-е гг. XVIII в., Казанский собор г. Людинова). В калужской Георгиевской ц. «за лавками» почиталась Корсунская икона Божией Матери со Св. Троицей (новозаветной) и святыми на полях (не сохр.), известен ее список, выполненный в «живоподобной» манере для московской ц. блж. Максима (Калуга, 1730, ГИМ. 72×63 см), о чем свидетельствует пространная надпись на обороте: «Сие истинное изображение подобие и мера с самого чудотворного образа зовомые Корсунския: яже имеется в Богоспасаемом граде Калуге… На том святом чудотворном образе по полям писание ничего не имеется: а здесь на святом по полям написано отечество со апостолы и прочими святыми по изволению того обещания: а написася сей святый образ того града Калуги и тояж церкви тщанием и труды церковни изуграф Тимофеем Петровым (ноя)бря 13 дня в 1730 году…»

http://pravenc.ru/text/1320155.html

выст.]. М., 1988. С. 360. Кат. 169; Сухова О. А. Шитый покров муромских князей//ПКНО, 1990. М., 1992. С. 396-397; она же. «Града Мурома святые»//Муромский сб. М., 1993. Вып. 1. С. 56; она же. Икона из Мурома «Плоды Креста»//II Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 1998. С. 64-69; она же. Иконопись Мурома XVII - нач. XX в.//Иконы Мурома. М., 2004, 2006. С. 37, 38, 41. Ил. 12, 20, 21, 24; она же. Житийная икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Федора Муромских: Александр Казанцев, 1714 г. М., 2006; она же. Сивиллы в Муромском музее: Произведения изографа и картинки примитива//Уваровские чт., 6-е. Муром, 2006. Ч. 3. С. 186-219; она же. «Икона Муромская - насколько муромская»//Уваровские чт., 8-е. Муром, 2011 (в печ.); Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. Прил. 1. С. 260; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 61; Сазонов С. В., Сазонова Е. И. Иконография Ульянии Лазаревской//Русские ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., 1989/ЦМиАР. М., 1995. С. 51-53; София Премудрость Божия: Кат. выставки рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 81; Бахарева Н. Н. Икона «Богоматерь Корень девства» из ц. Рождества Христова г. Балахны в культурно-ист. контексте кон. XVII в.//Памятники христ. культуры Нижегородского края: Мат-лы науч. конф., 29-30 марта 2001 г. Н. Новг., 2001. С. 58-71; Мареева О. В. Казанская Шапка: Уточнение атрибуции//Художественный металл России: Мат-лы конф. памяти Г. Н. Бочарова. М., 2001. С. 52-60. Ил. 2; Чернышёв В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв.//Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 200-205; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 310-311; Иконы Мурома. М., 2004, 2006. Кат. 51, 52, 54-56, 58-63, 64, 65; Тарасенко Л. П. К вопросу об истоках иконографии «Богоматерь Звезда Пресветлая»//Русское церк. искусство Нового времени/Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 73-80; G erasimova J . The Iconostasis of Peter the Great in the Peter and Paul Cathedral in St.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010