С сайта: http://pravoslavie58region.ru Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с приделами во имя св. Архангела Михаила и св. чудотв. Николая, каменный, холодный, построен в 1874-80 гг. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Земли усадебной 3 дес., пахотной 62 ½ дес., причт владеет только 43 ½ дес. Жалования 270 руб. 48 коп., братского дохода до 900 руб. Дома для священников церковные. Прихожан муж. пола 1938 душ, жен. пола 1915 душ. Приход состоит из села и деревни Аксеновки. Имеются церковно-приходское попечительство, в селе земское училище, а в деревне Аксеновке школа грамоты. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Каменный, с приделами во имя Архистратига Михаила и свт. и чуд. Николая. Строился с 1873 (1874) по 1880 г. по инициативе председателя приходского попечительства, впоследствии церковного старосты (1883–1901), Ивана Ивановича Попова и его помощника, крестьянина Сергея Ивановича Мясникова. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 24 октября 1882 г., 9 сентября 1884 г. – правый придельный престол во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил и левый придельный алтарь во имя свт. и чуд. Николая. Постройка его вместе с тремя иконостасами обошлась в 40 тыс. руб. В 1889 г. вокруг храма установили железную на каменном фундаменте ограду. В 1898 г. церковь внутри была расписана, иконостас и иконы подновлены. 20 июня 1908 г. в память рождения Алексея Николаевича был приобретен новый колокол весом 199 п. 16 ф. Среди благотворителей следует отметить храмоздательницу помещицу д. Аксеновки Марию Ильиничну Сабурову, которой предание приписывает появление престола, посвященного Толгской иконе Божией Матери, в память ее чудесного спасения от грозившей ей опасности быть погребенной подо льдом реки в одну из зимних поездок в Москву. До него в селе был деревянный храм, сооруженный в 1795 г. и капитально отремонтированный и поднятый на каменный фундамент на средства губернского секретаря Николая Ильича Иванова в 1841 г., с четырьмя престолами: в настоящей – во имя Толгской иконы Божией Матери и во имя Архистратига Михаила и в трапезной – во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя свт. и чуд. Николая. Расположение алтарей рядом друг с другом было весьма неудобным, поэтому и решено было приступить к постройке нового храма. При этом часть потолка и пола употребили на изготовление иконостасов для новой церкви. Старая церковь была продана Керенскому Тихвинскому женскому монастырю за 440 р., ее поставили на монастырском хуторе. На месте алтарей старой церкви, на площади, напротив алтаря нового храма, была установлена деревянная часовня и каменные памятники.

http://sobory.ru/article/?object=04066

Опись церковному имуществу сделана в 1844 году, за подписью присутствующего Донской духовной консистории священника Василия Смирнова, утверждена печатью и книга для записи вновь прибывших вещей выдана в 1842 году из Хоперского Духовного правления, за подписью присутствующего протоиерея Александра Попова, утверждена печатью того же правления. Приходно-расходные книги выданы из Донской Духовной Консистории - первая 15 апреля 1863 года за 1890, скреплена присутствующим священником Венедиктом Волтовым?, вторая выдана в 1857 году за 2344, скреплена присутствующим священником Яковом Соловьевым, ведутся исправно и хранятся в целостности. Капиталы при этой церкви: три билета, пожертвованные в 1868 году вдовой сотницей Ефимией Носовой, один – в 1873 году казаком Василием Бузулуцковым и один – восточного займа 1878 года вдовой Михайловской станицы казачкой Евдокией Ружейниковой, один в 1881 году урядником Михаилом Ерохиным, один в 1884 году казаком Дмитрием Агеевым, один в 1887 году казаком Каллиником Макаричевым, один казачей женой Параскевой Дурмановой, три билета в 1893 году казаком Иваном Гавриловым и вдовой урядника Елизаветой Ульяновой, в 1895 году один билет вдовой священника Петровской станицы Ксенией Поповой, в 1897 году урядником Митрофаном Кожевниковым, и два билета в 1899 году вдовой мещанина Евдокией Таракановой и урядником Иваном Камбаровым. Проценты с них обращаются в пользу причта. Церковно-приходской школы при церкви нет, потому что есть приходское училище. Им заведует в 1880 году надзиратель Захар Плешаков, а закон божий преподает священник Никифор Стефанов. В 1893 году была открыта церковно-приходская школа и два приходских училища: Добринское приходское училище, открыто в 1864 году и Забурдяковское приходское училище, открыто в 1908 году. http://duhovenstvovd.ru/arhangelskDobrinskoy.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=61646

Из других пунктов рассматриваемого учения обращает на себя внимание еще следующий: « церковь сама по себе, а прежде всего нужно искать Христа». Ограничившись указанием этих главных пунктов 12 , мы посмотрим теперь, какие логические выводы или следствия вытекают из них. Прежде всего вытекает отрицание значения в деле спасения всех внешних средств. В самом деле, если человек спасается одною верою, одним даже приникновением мысли ко Христу, то к чему все эти посредства для спасения; если, далее, Христос непосредственно имеет тесное общение с уверовавшим, вселяется в него, то для чего еще должны существовать церковь , таинства, иерархия – в качестве условий для освящения и спасения человека: освящение и спасение совершается непосредственно одним Христом по вере. Все эти мысли необходимо содержатся в главном пункте пашковского учения об оправдании одною верою. По свидетельству одного из слушателей воскресных бесед Пашкова г. Попова, Пашков проводил даже взгляд на внешние средства спасения, как на измышления диавола: все эти средства спасения суть стена, отделяющая человека от Бога (Церк. Вести. 1880 г. Здесь Пашков пошёл даже дальше Лютера, который, рассуждая о церковном строе подобным же образом, все-таки оставил за ним значение педагогическое, воспитательное, чего не признает Пашков. Но все-таки, как видно из сказанного, новый русский проповедник выдумал немного сравнительно с немецкими реформаторами XVI века. Относительно добрых дел г. Пашков учит так же, как немецкие реформаторы, именно, что они не имеют в деле спасения никакого значения, и, хотя он прямо не отрицает их необходимости, но каждый может сделать вывод относительно их необязательности. «Все мы пред Богом, говорится в одной из брошюр Пашковского издания, не более, как развращенные грешники, и вся наша праведность ненужный хлам. Мы не можем рассчитывать на нее, а должны прийти ко Христу, как нищие, нагие грешники, ища оправдания не в делах наших, а в нашей вере. Представим себе эту нашу воображаемую праведность в виде очень красивых платьев, которые нравятся нам, но не нравятся Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Руководствуясь своими впечатлениями, всегда помня о просветительском завете равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, к опыту которых нельзя было не обращаться при проведении миссионерской работы, епископ Иаков (Домский) продолжил начатое его предшественником епископом Дионисием дело − перевод и издание церковной литературы на якутском языке. В конце 1880-х – начале 1890-х гг. вышли в свет более 40 книг богослужебного, нравственного и учебного содержания, в т.ч. труды протоиерея Димитриана Попова, одного из создателей словаря якутского языка. Преосвященный епископ Иаков скончался 27 мая/9 июня 1889 г. Его погребли в Вознесенской деревянной церкви Спасского монастыря. В 1917 г. церковь сгорела до основания. В 1921 г. перестал существовать покинутый монахами монастырь. После национализации здания и большая часть территории отошли к Якутскому государственному музею истории и культуры народов Севера. Место захоронения епископа Иакова (Домского) на долгое время было утеряно. Но память о трудах епископа не была утрачена, постепенно складывалось его местное народное почитание. Во время очередной реконструкции музея при проведении земляных работ 14 декабря 1999 г. строители случайно вскрыли неглубокий склеп, в котором покоились нетленными останки владыки Иакова. Целыми оказались одежда, Евангелие, крест и записочка с разрешительной молитвой, в которой было вписано имя священника, отпевавшего епископа. Обретенные останки перенесли в Никольский храм. 19 июля 2013 г. в честь 190-летия епископа Иакова (Домского) на здании якутской библиотеки им. А.С. Пушкина открыли мемориальную доску. В память о епископе Якутском и Вилюйском Иакове (Домском) в ознаменование 190-летия со дня его рождения епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) учредил епархиальную литературную премию «За чистоту слова и образа». Премия вручается писателям, «внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека и общества» 86 . В 1889 г. при прощании с епископом Якутским и Вилюйским Иаковом (Домским) его ученики, последователи и соработники уверенно произнесли: «Сему проповеднику веры Христовой суждено остаться навсегда в пределах наших и жить с нами до всеобщего воскресения всех людей; суждено быть светильником, поставленным на свещнице, да входящие, и живущие, и слышавшие видят и слышат свет евангельской проповеди его, изливаемой подобно текущей реке, и чрез что не отошла бы память мужа сильного в слове и крепкого в делах, но пожила память о нем в роды родов, да премудрость его всегда поведят, а также и для того, чтобы мы за добрую жизнь и дела его прославляли Отца Небесного; и еще для того, дабы мы имели его молитвенником и ходатаем нашим перед Господом» 87 . Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Пособия и учебники Наука нравственного богословия в нашем отечестве начала развиваться только в 19м веке. В начале христианское нравоучение излагалось в форме катехизиса. Известно «Православное Исповедание» Петра Могилы , митр. Киевского (17 век) и «Катехизис» митр. Платона и Филарета (19 век). Много весьма ценного материала по православному нравоучению находится в творениях святителя Тихона Задонского (16 век), нашего отечественного православного богослова – родоначальника новой, живой богословской мысли в области русского православного нравоучения (см. монографию о нем свящ. Т. Попова (магистерская диссертация). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916). Из трудов конца 19 и начала 20 века, систематически излагающих нравоучение, укажем следующие: Прот. Н. Фаворов , Очерки Нравственного учения (1868 г. 3-е издание). Чтение о христианской нравственности –1880. Проф. С. Зарин, Аскетизм по православному Христианскому учению I т. СПб. 1907 (в 2-х частях). Еп. Стефан, К вопросу о системе православного христианского нравоучения. 1910 г.; его же, Православное христианское нравственное учение Иннокентия, архиеп. Херсонского. 1907 г.; Проф. прот. Стеллецкий, Опыт нравственного православного Богословия. Харьков, 1914; Прот. Янышев, Православное христианское учение о нравственности. 1886 г.; Чтение о христианской нравственности. 1906 г.; проф. М. А. Олесницкий , Из системы христианского нравоучения. Киев, 1896; его же, Нравственное Богословие. Учебное пособие для духовных семинарий. 5-е изд. 1915 г. Покровский А., Нравственное Богословие. Архиеп.(патриарх) Сергий (Страгородский) , Православное учение о спасении. (4-е изд. 1910 г.) Прот. С. Остроумов , Жить – любви служить (очерк православного нравоучения). Изд. 2-е. СПб., 1911. Еп. Петр, Указание пути ко спасению (опыт аскетики). 3-е изд. 1905 Г. свящ. М. Менстров, Уроки по христианскому православному нравоучению. Изд. 2-е испр. СПб., 1914 г. Составлено применительно к программе, выработанной законоучительным съездом в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ РУССКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА» (ИРАО), издание Русского археологического об-ва (РАО; см. в ст. Археологические общества ), выходившее в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. Печаталось в типографии С.-Петербургской АН отдельными выпусками, к-рые составляли тома (том содержал до 6 вып.), всего вышло 10 томов. Первые выпуски ИРАО совпали по времени выхода с последними томами др. издания РАО - «Записок императорского Русского археологического общества» (ЗРАО). Создать ИРАО было решено 16 февр. 1855 г. на внутреннем собрании Отд-ния русской и слав. археологии РАО как издание для оперативной публикации протоколов заседаний и заметок, по размеру и характеру не соответствующих уровню ЗРАО. Идею поддержало общее собрание РАО 30 дек. того же года. Помимо протоколов общих заседаний, заседаний каждого отд-ния и особых комитетов об-во постановило печатать в ИРАО библиографическое обозрение археологической лит-ры, выходящей в России и в Европе, а также исследования и материалы, по разным причинам не подошедшие ЗРАО. Тираж ИРАО планировался в 500 экз. (на 200 экз. больше, чем у ЗРАО) для рассылки всем членам об-ва и лицам, принимающим участие в его деятельности. Первым редактором ИРАО стал управляющий Отд-нием русской и слав. археологии И. И. Срезневский (1859. Т. 1. Вып. 1). Затем журнал редактировали Д. В. Поленов (1859. Т. 1. Вып. 2; 1861. Т. 2. Вып. 1-4; 1877. Т. 8. Вып. 1), секретарь РАО П. С. Савельев (1859. Т. 1. Вып. 3-6), В. В. Стасов (1861. Т. 2. Вып. 5/6; Т. 3. Вып. 1-6; 1863. Т. 4. Вып. 1-6; 1865. Т. 5. Вып. 1-6), В. В. Вельяминов-Зёрнов (1868. Т. 6. Вып. 1-3; 1872. Т. 7. Вып. 1-4), А. И. Савельев (1877. Т. 8. Вып. 2-5; 1880. Т. 9. Вып. 1-5), И. В. Помяловский (1884. Т. 10. Вып. 1-6). Небольшой по объему 1-й т. помимо протокольной части содержал библиографию и заметки постоянных авторов ЗРАО: «О рунических надписях на Пирейском льве» Поленова (1859. Т. 1. Вып. 2. Стб. 65-74), «Икона с славянской надписью в храме св. Петра в Риме» А. Н. Попова (Там же. Стб. 96), «О бывшем доме Романовых в Москве на Варварской ул. при Знаменском монастыре» П. И. Иванова (Там же. Вып. 3. Стб. 129-137), статьи В. В. Григорьева, П. С. Савельева, Срезневского. Были опубликованы «Материалы для истории икон и иконописания» (Там же. Вып. 6. Стб. 337-358).

http://pravenc.ru/text/293864.html

уволен от должности викария Одесской епархии, т.к. перешел в обновленческий раскол и был назначен обновленческим ВЦУ управляющим Одесской епархией с возведением в сан «архиепископа»; перемещен на Казанскую кафедру (обновленческую, 1923). Участвовал в обновленческом «Втором Всероссийском Поместном Священном Соборе» 1923 г., на котором подписал соборное постановление о лишении сана и монашества Св. патриарха Тихона. Возведен в сан «митрополита» обновленческим Священным Синодом (1924); «митрополит» Симферопольский и Крымский (обновленческий, 1933). Уволен на покой (1938). О нем см.: ЦИАМ, Ф. 229. Оп. 4. Д. 184. Личное дело студента МДА. 1069 Письмо ректора КДА преосвященного Димитрия (Ковальниикого) от 02.12.1900 г. См.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 285. Л. 7–8, Подлинник. Рукопись. 1070 Речь идет о дневниковых записях 1865–1896 гг. архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова) , которые публиковались в «Богословском вестнике» и вышли отдельным изданием. См.: [ Савва (Тихомиров) , архиеп.] Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского (†13 октября 1896 г.)/Под ред. прот. Г.Ф. Виноградова и К.М. Попова/БВ. 1897–1911; Савва (Тихомиров) , архиеп. Хроника моей жизни: В 9 т. Сергиев Посад, 1898–1911. 1072 В июне 1901 г. иеродиакон Алексий (Баженов) подал прошение о переводе в СПбДА по причине нервной болезни и необходимости перемены места жительства. Был уволен согласно прошению решением Правления Академии от 09.06.1901 г. и затем принят в СПбДА. 1073 Крестопоклонная неделя – третье воскресенье (неделя – церк.-слав.) и следующая за ней четвертая (Крестопоклонная) неделя (седмица – церк.-слав.) Великого поста посвящены прославлению Святого Креста и духовных плодов крестной смерти Спасителя. Богослужебной особенностью Крестопоклонной недели является вынос Креста на всенощном бдении на середину храма для поклонения верующих. См.: Настольная книга. 1992. Т. 1. С. 496. 1074 Колмаков Сергей Григорьевич (1879–?), студент МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В феврале 1880 г. исполнилось 25 лет со дня восшествия на императорский престол Александра II. Константину Петровичу представился случай высказать свое мнение об итогах его царствования. «А это 25-летие роковое, и человек его – роковой для несчастной России. Бог с ним, Бог рассудит, виноват ли он или нет, только в руках у него рассыпалась и опозорилась власть, врученная ему Богом, и царство его, может быть, и не по вине его, стало царством лжи и мамоны, а не правды» 63 , – написал он Е.Ф. Тютчевой. Пока был жив цесаревич Николай Александрович, Победоносцев только с ним связывал свои надежды на появление в России истинно национального государства – государственной власти, служащей русским интересам. Великий князь Александр Александрович не внушал поначалу Победоносцеву большого оптимизма. Константин Петрович с большой неохотой отправился во второй половине 1866 г. сопровождать его высочество в традиционной для наследника престола поездке по России. Но общение с Александром Александровичем постепенно убедило Победоносцева, что на него можно надеяться. В 1867 г. он писал о цесаревиче Анне Федоровне Аксаковой (Тютчевой): «Сравнивая прежнее время, с жениховства, я его не узнаю. Он стал яснее, свободнее, и душа у него поистине прямая и честная – к нему привязаться можно. Сердце у него русское». В 1868 г. Победоносцев сообщал Анне Федоровне: «По понедельникам и субботам бываю у цесаревны (Марии Федоровны. – В.Т.) – она очень добра и проста по натуре; но – Боже мой, – как дети в пустыне живут они, как овцы, бродящие без пастыря, и иногда сердцу бывает больно смотреть на них». Завершив преподавание законоведения цесаревичу Александру Александровичу, Победоносцев не прекратил с ним общения. В письмах к его высочеству Константин Петрович регулярно рекомендовал ему для прочтения ту или иную книгу. Причем выбор литературы был не случайным. Так, в письме от 28 октября 1869 г. Победоносцев рекомендовал наследнику престола книгу Нила Попова «Россия и Сербия» 64 , 24 ноября того же года он советовал Александру Александровичу прочитать книгу историка М.П. Погодина по остзейскому вопросу 65 , 5 октября 1873 г. Победоносцев сообщал великому князю, что послал ему в Крым опубликованный в журнале «Русский вестник» роман Мельникова-Печерского «В лесах» 66 . 14 мая 1876 г. будущий русский царь получил от своего наставника рекомендацию прочитать рассказ Н.С. Лескова «На краю света» 67 , а в письме от 12 октября 1876 г. Константин Петрович советовал цесаревичу познакомиться с другим примечательным произведением. «Позволяю себе послать Вашему Высочеству книжку. Не знаю верно, любите ли Вы читать по-английски, но прошу Вас усердно прочесть в этой книжке первую, прекрасно написанную статью о германском флоте. Она очень поучительная и любопытна, – именно в настоящих обстоятельствах она покажет, как много успели там сделать средствами, которые много меньше того, что у нас потрачено» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   См. изложение содержания фирмана у И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. С. 6 — 8.    Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд Викентия Васильевича Макушева. Картон л. 36 (на об.). Экзарх, отмечал Д. Благоев, «явился представителем и защитником духовных, училищных и общественных интересов болгарской народности в Турецкой империи». Благоев Д. Принос към историята на социализма в България. М., 1944. С. 19.    Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд Нила Александровича Попова. 1015.    Устав за управлението на българската ексархия». Пловдив, 1885. С церковным устройством Болгарского Экзархата знакомит труд И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб. 91с. В этом же труде полно и точно излагается содержание Устава 1871 г. (с. 11 — 39). См. также проф. прот. Т. И. Буткевича. Высшее управление В Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913. С. 117, 122 —133.    Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 1923.    Там же.    Знаете уже, — писал 14 марта 1872 г. Каракановский Н. А. Попову из Константинополя в Москву, — что соглашение не могло состояться с греческим Патриархом, потому что последний оказался неискренним. Он теперь подал другой проект, который никак не может быть принят болгарами, в нем меньше уступается, чем в первом… Болгары торжествуют, потому что силою заставили турок исполнить фирман». Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 1015.    Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 1923.    См. текст берата у И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Указ. изд. С. 9—11 в примечании.    Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 1923.    Сборник в чест на проф. Златарски. София, 1925. С. 2.    Муркос Г. Мнение православных арабов о греко-болгарской распре. М., 1880. С. 7.    Там же.    Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 1923.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

В 1884 году, Е.П. Карновичем издана весьма интересная книга: «Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетия» (Спб. 1884 г.). В числе монографий, составляющих содержание этого сборника, мы находим и этюд об архимандрите Фотии. Давая место в своём сборнике этому этюду, автор тем самым очевидно хотел дать понять, что считает знаменитого архимандрита личностью замечательною; но прочитав его статьи, приходишь к тому убеждению, что для автора эта личность была не столько замечательною, сколько загадочною и неразгаданною. Такою, впрочем, представляется личность Фотия не одному г. Карновичу, а почти всем, кто писал о нём в светской и духовной литературе. Г. Карнович изображает деятельность Фотия и его образ мыслей хотя и не полно (что объясняется тем, что его статья уже много лет тому назад была написана для «Русской Старины» и автору не были известны многие материалы для биографии Фотия, явившиеся позже), но довольно объективно и беспристрастно; у других биографов Фотия, кроме неполноты сведений о его деятельности, находим еще и недостаток беспристрастия к нему. Таковы статьи г. Попова в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1875 год и в особенности статьи г. Миропольского в «Вестнике Европы» за 1880 г. В этом, впрочем, нет ничего удивительного: «только тот может понимать пророка, кто сам пророк» – говорит Хомяков. Эти слова, если не вполне, то в некоторой степени могут быть применены и к Фотию с его доселе мнимо-биографами, хотя мы и затрудняемся найти вполне верным это определение, которое делает себе сам Фотий, говоря в одном из нижеследующих писем: «мнюся имети в себе Духа Божия». Своеобразный склад духовных сил, совместно с особыми условиями внешней жизни и быта, выработали в нём такое мировоззрение и такой склад мыслей, которые нелегко выразуметь светскому писателю. Мы не хотели становиться в ряды почитателей Фотия, но всего менее способны присоединиться и к числу его порицателей. Считая Фотия одним из замечательнейших исторических лиц XIX века (стоит лишь вспомнить, что он был главным, если не единственным, виновником того переворота в русской внутренней политике, каким ознаменована вторая половина царствования Александра 1-го, и которого достоинство мы не будем оценивать в настоящей речи), мы хотим лишь выразить своё сожаление, что доселе ни в светской, ни в духовной печати нет ни полной, объективной и беспристрастной биографии Фотия, ни характеристики его миросозерцания, ни оценки его церковного, общественного и государственного значения для своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010