С какой именно целью Высокая Порта оставила вопрос о смешанных епархиях нерешенным — нетрудно угадать, — заявлял в свое время Г.Муркос. — В этом случае она действовала по своей традиционной политике: «Разделяй и властвуй». Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. С. 3. 312 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Фонд 239 Нила Александровича Попова. 10/15. 313 Устав за управлението на българската ексархия». Пловдив, 1885. С церковным устройством Болгарского Экзархата знакомит труд И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб. 91с. В этом же труде полно и точно излагается содержание Устава 1871 г. (с. 11 — 39). См. также проф. прот. Т. И. Буткевича. Высшее управление В Православных Автокефальных Церквах. Харьков, 1913. С. 117, 122–133. 314 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 19/23. 315 Там же. 316 Знаете уже, — писал 14 марта 1872 г. Каракановский Н. А. Попову из Константинополя в Москву, — что соглашение не могло состояться с греческим Патриархом, потому что последний оказался неискренним. Он теперь подал другой проект, который никак не может быть принят болгарами, в нем меньше уступается, чем в первом… Болгары торжествуют, потому что силою заставили турок исполнить фирман». Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239 Н. П. 10/15. 317 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 19/23. 318 См. текст берата у И. Пальмова. Болгарская Экзархийская Церковь. Указ. изд. С. 9–11 в примечании. 319 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 19/23. 320 Сборник в чест на проф. Златарски. София, 1925. С. 2. 321 Муркос Г. Мнение православных арабов о греко–болгарской распре. М., 1880. С. 7. 322 Там же. 323 Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 239. Н. П. 19/23. 324 Там же. Из письма Стоянова–Бурмова к Н. А. Попову от 24 октября 1872 г. 325 Патриарх Кирилл. Экзарх Анфим (1816–1888). София, 1956. С. 702. 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Старая Русса. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1880 и 1885. Год утраты:приблизительно 1962 (разобрана) Адрес: Новгородская обл., Старорусский район, г. Старая Русса, перекрёсток улиц Крестецкой и Некрасова Координаты: 57.990608, 31.372792 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь во имя Успения Божьей Матери находится на возвышенном месте при самом выезде из Старой Руссы по Крестецкому тракту. Она первоначально находилась в бывшем Богородицком монастыре, когда же именно построена - неизвестно, как неизвестно, когда и монастырь был основан. Из грамоты Великого князя Иоанна Васильевича жалованной тонникам, жившим в городе Старой Руссы, видно, что он подтвердил ею грамоты отца, деда и прадеда своего Великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, давшего уже существующей в его время церкви во имя Пресвятой Богородицы пожню, называемую Богородицкую. Отсюда очевидно, что женский монастырь и Успенская в нём церковь во второй половине 14 века уже были. Церковь эта при разорении монастыря 1609 года Литвою и 1614 года шведами осталась целою и существовала до 1727 года, а в этом году она сгорела, и на месте оной воздвигнута вновь деревянная церковь, во имя Успения Божьей Матери, в 1753 году собственным иждивением старорусских посадских людей: Данила Бычатина, Трофима Попова и главного магистрата канцеляриста Фомы Герасимова. По упразднении женского Богородицкого монастыря 1764 года, церковь Успения Божьей Матери обращена в приходскую; в 1851 года она возобновлена, на пожертвованную прихожанами сумму в число 2000 рублей. В 1875 году 22 июня деревянный храм Успения Божьей Матери сгорел. С благословения преосвященного Варсонфия указом Новгородской духовной консистории от 20 Сентября 1878 года за было разрешено строить новый каменный храм. Строителем от прихода был избран церковный староста купец Пётр Северов. В 1880 году начата постройка, к началу которой наличных средств, частью в материалах, а частью деньгами, состояло только до 5420 рублей. Постройка продолжалась до 1885 года. Вновь выстроенный храм о пяти главах, с тремя просветами, украшен пятью вызолоченными крестами, на средней главе через огонь, а на боковых на мардане. Этому новому храму по изяществу его архитектуры и внутренней отделки принадлежит, бесспорно, первое место между церквями в городе.

http://sobory.ru/article/?object=48494

135. Устав Православных духовных академий. СП: Тип. ТСЛ, 1912. 52 с. 136. Устав Православной духовной академии. Б. м., 11 с. (Машинопись). 137. Устав Православной духовной семинарии. Б. м., 11 с. (Машинопись). V. Периодические издания 138. Творения Святых Отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. Силами редакции БВ подготовлена цифровая версия ТСО с делением материала согласно нумерации по «Библиографическому указателю» к ТСО, опубликованному в БВ 3, 4, 5–6 (2003–2006). 139. Прибавления к Творениям Святых Отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Все материалы журнала с 1843 по 1891г. изданы на диске и опубликованы на портале Богослов, ru ( http://www.bogoslov.ru/tso/index .html). 140. Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1 (1993) –. Все материалы журнала с 1892 по 2006г. изданы на диске и опубликованы на портале Богослов,ги ( http://www.bogoslov.ru/bv/index .html). 141. Христианин. СП, 1907–1915. Силами редакции БВ планируется издание цифровой версии журнала. 142. Духовный мир: сборник работ учащихся Московских духовных школ. Вып. 1–4. СП, 1994–1997. 143. Встреча. Студенческий журнал. 1996 –. VI. Юбилейные сборники 144. Сочинения на случай открытия Московской духовной академии, последовавшего Октября 1-го дня 1814 года, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М.: В Синод. тип., 1815. 145. Опыты сочинений воспитанников Московской духовной академии: изданные по случаю испытания, при окончании третьего учебного курса. М.: Синод. тип., 1822. 123 с. Слова и рассуждения П. Платонова, Я. Платонова, И Боголепова, Н. Попова и пр. 146. Сборник, изданный Московской духовной академией, по случаю празднования ее пятидесятилетия. М.: Тип. В. Готье, 1864. 452 с. 147. У Троицы в академии, 1814–1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской духовной академии. М.: Тип. товарищества И.Д. Сытина, Пятницкая ул., 1914. 772 с. Ряд публикаций и воспоминаний, посвященных МДА, см. 213, 232, 270, 272, 479, 492–494, 499, 502, 503, 506, 508, 510, 511, 515, 517, 525–527, 529, 530, 538, 539, 543, 546, 548, 550, 551, 554, 561, 596–599, 601, 603, 606, 640, 644, 647, 649, 658, 660, 665, 669.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Droste zu Vischring. Ueber den Frieden unter P. Kirchen u, Staaten. 1843. Дринов. Южные славяне и Византия в Х в. Чтения Москов. Общ. ист. и древн. Pocc. 1875. Дубакин Д. Влияние христианства на домашний быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». Исследование. СПБ. 1880. Дурново Н. Как должен быть устроен приход. М. 1906. – Как установить каноническое управление русской церкви? М. 1906. Duschak M. Das mosaisch-talmudische Eherecht. Wien. 1864. Духовный Регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего Государя Петра Великого, Императора и Самодержца Всероссийского. М. 1904. Д. Х. Соборное завершение и приходская основа церковного строя. Москва. 1906. Дьяконов М. Власть Московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси до конца XVI в. – К истории древне-русских церковно-государственных отношений. Истор. Обозрение. СПБ. 1891. – Очерки общественного и государственного строя древней Руси. СПБ. 1891. Деяния вселенских соборов, в переводе на русский язык, 7 томов. Казань. 1878–93. Деяния девяти поместных соборов в русском. переводе. Казань 1901 г. Деяния Московских соборов 1666 и 1667 г.г. Изд. Моск. Синод. типографии. Дюлорье Э. Histoire, dogmes, traditions et liturgie de l’eglise armenienne orientale. Deuxieme edition. Paris 1857. Дюшен Л. Исторя древней Церкви. T.1. Перев. с франц. 1912. – История древней Церкви. Т. II. Перев. с фр. под ред. проф. И. В. Попова и А. П. Орлова. М. 1914. Е. Е. А. А. Наш практически папизм и практическое протестантство. Ε.Р. Русский раскол и законодательство. Вестник Европы 1880. IV. Евдоким, еп. Новооткрытый рукописный Стоглав 16-го века 1899. – О христианском браке. 1901. – Царь н патриарх (К характеристике взаимных отношений). Св. Троиц. Серг. Лавра. 1906. Евсевий Памфилов (Памфил) Церковная история. Изд. 2-е. СПБ. 1858. Eck. De natura poenarum secundum jus canonicum Berol. 1860. Eichhorn. Grundsätze des Kirchenrechts des kathol. und evangel. Partei in Deutschland. Götting: 1831–1833.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   Ср.: Голубинский. 2. 1. С. 819, 820.    Зиновий. Истины показание. Гл. 4, 21, 22, 8, 29, 26, 30, 23, 27, 43, 44, 45. Ср.: Макарий. 2-е изд. 6. С. 275—278; Емельянов И. Учение Феодосия Косого, в: ТКДА. 1862. 6; Голубинский. 2. 1. С. 820, 825—830; Садковский. Старец Артемий, в: Чтения. 1891. 4. С. 106—109; Малышевский. Ук. соч. С. 518—524; Соколов И. Отношение протестантства к России в XVI и XVII вв. (1880). С. 266—267.    Ср.: Макарий. 2-е изд. 6. С. 273; 8. С. 467; Голубинский. 2. 1. С. 826; 2. 2. С. 225. Не ясно, в самом ли деле это сочинение появилось случайно, только в связи с тем, что к Зиновию пришли монахи и стали рассказывать ему о взглядах Косого. Ср.: Зиновий. Послание многословное, в: Чтения. 1880. 2. Введение Н. Попова. С. 1.    Ср.: Bestushew-Rjumin. Geschichte RuЯlands. 1 (1877), 230 и след., 265, 273 и след.; Любавский М. Древняя русская история до конца XVI в. (1918); Никитский. Очерки из жизни Великого Новгорода, в: ЖМНП. 1869. 10; Греков Б. Новгородский дом Св. Софии (1914).    Истины показание. Гл. 5—12, 14—19, 20.    Ср. также: Макарий. 2-е изд. 7. С. 467—492 и Голубинский. 2. 2. С. 225—229. Сравнительную характеристику Зиновия и Иосифа см. в: Макарий. 2-е изд. 7. С. 492—494; а также в: Тарасий, иером. Ук. соч. С. 7—16, 32—40, 98—110, 137, 146. Иеромонах Тарасий, предложивший это сочинение 18991900 гг. как диссертацию для защиты в Казанской Духовной Академии, разделяет иосифлянские взгляды на монашество и монастырские имения (с. 40—46). Очень характерное свидетельство того, как глубоко укоренились эти воззрения в русском монашестве.    ААЭ. 1. 172. С. 142; Макарий. 2-е изд. 6. С. 169, 170, 171, 172.    Максим Грек. Соч. 1. С. 530.    Голубинский. 2. 1. С. 703; 2. 2. С. 221. Сперанский М. История древнерусской литературы. Московский период (1921). С. 146; Гудзий. Ук. соч. (1938). С. 279; Макарий. 2-е изд. 7. С. 295; Жмакин. Ук. соч. С. 259 и др.    О сочинениях Даниила см.: Жмакин. Ук. соч. С. 263—270.    Там же. С. 263.    Макарий. 2-е изд. 6. С. 203.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

625 См. подробности о внутренней жизни братчин и отношений, в которых они стояли к местной власти, в стат. А. Попова , „пиры и братчины“, помещённой в Архиве ист. юрид. свед. отн. до России, изд. И. Калачова, т. II, стр. 30 и последующие. См. также стат. И.П. Малышевского, О церковно-приходских попечительствах (Правосл. Обозр., Февраль 1878 г.). Он замечает: „Чувство братского сближения под влиянием новой веры участвовало и в развитии братчин в русских приходских общинах. На братскую складку устраивался общий праздничный обед иди трапеза, часть из складочного сбора шла на церковь , часть уделялась бедным. На братчинах за круговыми чашами пелись тропари в честь праздника, святого, за князя, за мир. Иногда могли здесь, как на древних агапах, петься и свои духовные стихи, как намекает начало одного поучения о застольных тропарях: „Трапеза ставится, Христос Бог славится“. 626 См. в Стоглаве (изд. Прав. Собес. 1862 г., Казань), стр. 178–192; особенно в статье „О правилах еллинского беснования“, стр. 390–402. См. правило митроп. Кирилла, в Рус. Достопамят., ч. I, стр. 114. В особенности любопытно иметь в виду подробный перечень народных суеверных обычаев и обрядов, помещённый в Царской грамоте 1648 года (См. Опис. госуд. арх. стар. дел, состав. И. Ивановым , Москва, 1850 г., стр. 296–299), а также подобная грамота., посланная в Тобольск и другие города Сибири, в Акт. Ист., т. I, 35. Правилами 55 Лаодикийского и 71 Карфагенского соборов христианам запрещалось устройство таких складочных пиров см. Правила св. помест. собор., 1880 г., стр. 272, 273, 569 и 571. В Славянской кормчей, в правиле 60 говорится: „в памяти святых при церквах сходящиися людие на молитву, пирования да не творят, ни игралищ, ни боёв. Сия бо еллинска суть, а не христианска“. 627 См. об обычае наших великих князей раздавать милостыню при пировании, напр. у Макария, Ист. рус. цер., т. III, стр. 267 и послед., у Снегирева, Русск. простонар. празд., т. 1, стр. 194, 196. См. в особенности о времени Св. Владимира в Лаврентьевой летописи (II С.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

промышленником К. Поспеловым сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня, а в 60-70-х гг. XIX в. вместо этих деревянных церквей возведена каменная ц. в честь Вознесения Господня (крупнейшие пожертвования внесли Городское об-во - 2 тыс. р., потомственный почетный гражданин А. Г. Погребов - 1 тыс. р., церковный староста М. Быков и прихожане). В 50-х гг. XVIII в. в Успенском жен. мон-ре на средства посадских людей Д. Бычатина, Т. Попова и канцеляриста Ф. Герасимова был поставлен деревянный храм, а в 1880-1885 гг. на его месте возведен новый каменный храм (не сохр.), наибольшие вклады на строительство к-рого сделали П. А. Северов (до 8 тыс. р.), Городское об-во (1 тыс. р.), купец П. Д. Антонов (1 тыс. р.) (Там же. С. 19). В XVIII в. начато строительство каменной Введенской ц., шедшее в неск. этапов: сначала, по всей видимости, на средства купца Т. А. Кладухина была построена небольшая ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (освящена в 1765, позднее стала сев. приделом); к 1778 г.- основной объем на средства прихожан; в 1850-1852 гг. на средства церковного старосты купца П. М. Немкова возведен юж. объем, освященный во имя свт. Тихона Амафунтского. В 70-х гг. XVIII в. на городском кладбище на средства купцов А. Махаева и П. Сушецкого возведена деревянная ц. во имя Иоанна Богослова, в 1817-1820 гг. при участии Калашникова и Лялина она перестроена в камне, а в кон. XIX в. на средства купца Ложкина возведены новые паперть и колокольня. В 1780-1782 гг. на средства купца И. П. Троицкого возведена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», в 1840 г. она расширена и украшена купцом Я. Булиным, а в сер.- 2-й пол. XIX в. (работы завершены в 1896) полностью перестроена на средства церковного старосты купца П. Д. Антонова (внес до 20 тыс. р.) (церковь разобрана в 50-60-х гг. XX в.). В кон. XVIII в. на средства купца 2-й гильдии Е. А. Кучкова возведена каменная ц. во имя Св. Духа (Там же. С. 21-22). На частные средства были возведены и все несохранившиеся каменные часовни Ст.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Отрадное впечатление производит этот труд. Читая и перечитывая страницы этой поучительной книги, написанной глубоко-серьезным и в то же время ясным и легким языком, предносишь себе образ автора, образ человека, который как бы удалился от мipa и, отдавшись изучению Писания и Отцов, в то же время из своего отдаления наблюдал мip, его дела и мысли, сличал жизнь с учением и теперь дает книгу – поучительный результат этого сличения. Усвоять плоды тяжелых трудов легко и читателями теперь остается пользоваться результатами работ А.Д. Беляева . Совет Академии поручил мне дать отзыв о книге —70— профессора Беляева. Исполняя теперь поручение Совета, я осмеливаюсь думать, что иду на встречу его желаниям, предлагая с своей стороны ходатайствовать пред высшею духовною властью о присуждении г. Беляеву за его книгу степени доктора богословия». Справка: 1) По § 142 устава духовных академий «степени доктора богословия, равно как церковной истории и церковного права, удостаиваются магистры богословия без устного испытания, по представлении напечатанной диссертации или сочинения, хотя бы и написанного не с целью получения ученой степени». 2) Экстраординарный профессор Александр Беляев получил степень магистра богословия в Московской Духовной Академии в 1880 году. 3) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава удостоение степени доктора значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора Академии по кафедре догматического богословия Александра Беляева в ученой степени доктора богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации профессора Беляева и копии с отзывов о ней экстраординарных профессоров Академии Ивана Попова и Сергея Глаголева . VIII. Отзывы о сочинены кандидата богословия Павла Луппова под заглавием: «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века», представленном (в рукописи) на соискание степени магистра богословия:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

25 марта 1992 г. буллой папы Иоанна Павла II «Totus tuus Poloniae populus» была расторгнута личная уния между архиеп-ствами Г. и Варшавы. Кард. Ю. Глемп сохранил титул «архиепископ Варшавский» и закрепленный лично за ним титул «примас Польши»; архиепископом Г. был назначен Хенрик Мушиньский. Границы архиеп-ства Г. уменьшились (отделены Плешевский, Черминьский, Яроциньский, Вешхуциньский и Торуньский деканаты). В кон. XX - нач. XXI в. в архиеп-стве открылись новые приходы, созданы католич. лицей (1992) и начальная школа (1995) в Быдгоще. 15 июля 1993 г. в Г. основана богословская коллегия для подготовки катехизаторов, 8 сент. того же года учрежден 3-й в архиеп-стве коллегиальный капитул в Быдгоще. С 1993 г. издается еженедельник для верующих «Przewodnik Katolicki», в 1995 г. в Г. организована католич. радиостанция «w. Wojciech». В 2005 г. из 1,016 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства Г., ок. 997 тыс.- католики. В архиеп-стве действует 325 приходов, объединенных в 28 деканатов и окормляемых 640 священниками (An. Pont. 2005. P. 263). Ист.: Галл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских/Подгот.: Л. М. Попова. М., 1961; Козьма Пражский. Чешская хроника/Вступ. ст., пер. и коммент.: Г. Санчук. М., 1962; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях, XI-XIII вв. М., 1987. Лит.: Шмид Ф. А. Польский летописец с 964 по 1764 г./Пер с франц.: И. Одинцов. СПб., 1782; Korytkowski J. Praaci i kanonicy katedry metropolitalnej gnienieskiej od roku 1000 a do dni naszych. Gniezno, 1882; 18832. 4 t.; idem. Arcybiskupi gnieniescy, prymasi i metropolici polscy or roku 1000 a do roku 1821 czyli do poczenia arcybiskupstwa gnienieskiego z biskupstwem poznaskim. Pozna, 1888-1892. 5 t.; Laski Jan. Liber beneficiorum. Gniezno, 1880-1884. 2 t.; Topolski J. Rozwój latyfundium arcybiskupstwa gnienieskiego od XVI do XVIII wieku. Pozna, 1955; idem. Gniezno: Zarys dzejów. Pozna, 1979; Dzieje Gniezna. Warsz., 1965; Zieliski Z. Tajna administracja archidiecezji gnienieskiej w czasie Kulturkamfu//Nasza Przeszo. 1966. N 24. S. 243-257; Katedra gnienieska. Pozna, 1968-1970. 2 t.; Subera I. Synody prowincjonalne arcybiskupów gnienieskich. Warsz., 1981; Na stolicy prymasowskiej w Gnienie i Poznaniu: Szkice o prymasach Polski w okresie niewoli narodowej i w II Rzeczypospolitej. Pozna, 1982; Wilk S. Archidiecezja gnienieska w II Rzeczypospolitej. Lublin, 1987; Gniezno - pierwsza stolica Polski, miasto w. Wojciecha. Pozna, 1995; Kosman M. Midzy otarzem a tronem: Poczet prymasów Polski. Pozna, 2000; Пономарев В. П. Архиепископы и администраторы Варшавские//Покров: Альм. рос. католиков. 2000. 8. С. 25-94; он же. Кард. Ледоховский//Там же. 2001. 12. С. 38-57; My li ski K. Metropolia magdeburska a utworzenie arcybiskupstwa gnienieskiego w roku 1000//Religie, edukacja, kultura. Lublin, 2002. S. 17-24; Тымовский М. , Кеневич Я. , Хольцер Е. История Польши. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/165185.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010