2685 Cp. R. Kabisch, Die Eschatologie des Paulus, S. 218–219: «Что у Павла небесный мир является населенным Ангелами света, соответствующими пневматически-световой субстанции сего мира, – видно из случайного упоминания γγελος ξ ορανο ( Гал. 1:8 ) и γγελος το φωτς ( 2Кор. 11:14 ). А что об их деятельности песнопения и восхваления в раю пред лицом Господа (ср. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова стрн. 226) он (Апостол) имел точно такие же представления, как современные соотечественники, и что – при захватывающей живости своего духа – он все мыслил реалистически (alles auf das deutlichste vorstellt, die Sinnlichkeit jener Geisterwelt auf das lebendigste sich ausgebildet hat), – это можно усматривать по наменам об ρρητα ματα, слышанных в раю ( 2Кор. 12:4 ), и об γγλων γλσσαι, звенящих подобно меди и кимвалу ( 1Кор. 13:1 )». См. и А. Klöpper, Kommentar über das zweite Sendschreiben des Apostels Paulus an die Gemeinde zu Korinth, S. 507 ff. Буквальное понимание ангельских языков приписывает св. Павлу и кн. С. Н. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I, стрн. 372. 425. О пениях ангельских см. в слав. книге Еноха 6:27. 8:2. 11:72 у проф. М. И. Соколова в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» 1899, IV, стрн. 15. 18. 31, и у † А. Н. Попова ibid. 1880, III, стрн. 100. 102. 113. 2686 Проф. раввинской школы в Будапеште Dr. Ludwig Blau, воспроизводя «древне-иудейские» мнения первой половины нашего (Das altjüdische Zauberwesen, S. VI: «mit «altjüdisch» bezeichne ich das Zeitalter der jüdiscben Tradition, also beilaufig das erste halbe Jahrtausend unserer Zeitrechnung»), категорически утверждает, что талмудические известия о проникновении некоторых раввинов на небо (см. выше, Ad. Franck, La Kabbale, p. 57=Н. C., Каббала или религиозная философия евреев, стрн. 11) нужно понимать буквально, ибо на стрн. 115 сл. у него сказано: «Dieses «Eingehen in’s Paradies» (бен-Аззня, бен-Зомы, Ахера, или Елиши бен-Абуйи, и Акибы) ist wörtlich und nicht allegorisch zu nehmen«. Подобным образом L. Blau склонен понимать (S. 60–61) и свидетельство Sanhedrin 67 b о создании теленка р. Ханиной и Ошайей по пятницам при занятиях учением о творении (ср. к прим. 2508). Что же касается возвеличения людей (ср. на стрн. 770, 303 ), то для иллюстрации см. еще в слав. книге Еноха, где патриарху говорится (11:5): «ни ангелом моим не возвестих танни мое, ни поведах им востания их ни мое бесконечние и неразумние, размыслишу твари иже тебе возвещаю днесь» (у проф. М. И. Соколова в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» 1899, IV, стрн. 24; 91, и у † А. Н. Попова ibid. 1880, III, стрн. 107), а в другом месте (16:6 ibid. 1899, IV, стрн. 59; 1880, III, стрн. 135) о нем сказано: «тебе избра Господь паче всех человек на земли, и постави те написателе тварем своим видимым и невидимым, и отъимителе грехом человеческым, и помощника домочадцем твоим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

12 октября 1876 г., за смертью профессора К. И. Скворцо­ва, в Киевской духовной Академии сделалась вакантною кафедра патристики. Постановлением Совета Академии от 20 ноября того же года был объявлен конкурс на занятие этой вакантной кафедры, на который однако никто ие выступил. Вследствие этого 9 сентября следующаго 1877 г, помощник ректора по богословскому отдаленнию Академии, на котором тогда только и читалась патристика, дроф. Д.В. Поспехов предложил членам отделения войти в сношение с более способными магистрантами для замещения кафедры патристики, и сам же в качестве такого кан­дидата на эту кафедру назвал К.Д. Попова , хотя последний, как прошедший академический курс по церковно-исто­рическому отделению, патристики в Академии не слушал. Как кандидат богословия, К.Д. прежде определения на кафедру должен был представить диссертацию pro venia legendi и прочесть две пробные лекции. Эти требования академическаго устава он выполнил с успехом. Представлен­ное им в качестве, диссертации pro venia legendi сочинение на тему: «полемика Тертуллиана против Маркиона» было отдано на рассмотрение профессору П. Ив. Линицкому, ко­торый тогда временно читал лекции и по патрологии, и автор был допущен к защите своего сочинения в присутствии членов отделения, равно как я к прочтению двух пробных лекций. И защита, и лекции были признаны удовлетворительными и К. Д., с утверждения Высокопреосвященнаго Митрополита Киевскаго, был допущен к чтению лекций по вакантной кафедре патристики в звании приват-доцента с 1 марта 1878 г. С этого времени и до конца жизни он остается на службе в Академии. 30 апреля 1880 г. К. Д. представил в Совет Академии свое печат­ное сочинение под заглавием: « Тертуллиан , его теория христианскаго знания и основные начала богословия» (Киев, 1880, 1–234). Это сочинение было рецензировано проф. М.Ф. Ястребовым . 11 сентября 1880 г. состоялся магистерский диспут К. Д. и он был удостоен степени магистра бо­гословия, в которой был утвержден. С 24 октября 1880 г. он становится штатным доцентом по своей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

1869 . Поляковская М. А. Освещение фессалоникского восстания 1345 г. в памятнике риторической литературы//ВВ. – 1987. – Т 48. – С. 73–83. 1870 . Поляковская М. А. Оценка периода генезиса феодализма в трудах М. Я. Сюзюмова (К 95-летию со дня рождения)//АДСВ: Вопросы социального и политического развития. – Свердловск: УрГУ, 1988. – С. 7–19. 1871 . Поляковская М. А. Поздняя Византия: «дворец как храм»//АДСВ. – 2009. – Вып. 39. – С. 352–359. 1872 . Поляковская М. А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. ( Николай Кавасила )//АДСВ. – 1975. – Вып. 12. – С. 104–116. 1873 . Поляковская М. А. Понимание патриотизма Димитрием Кидонисом//АДСВ. – 1980. – Вып. 17. 1874 . Поляковская М. А. Понимание социальных проблем византийскими авторами середины XIV в.//ВВ. – 1979. – Т 40. – С. 9–21. 1875 . Поляковская М. А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 256 с. 1876 . Поляковская М. А. Своеобразие развития городского сословия в Византии//Вопросы истории. – Уфа, 1969. 1877 . Поляковская М. А. Эволюция парадного обеда византийских императоров (XXIV вв.)//АДСВ. – 2000. – Вып. 31. – С. 157–172. 1878 . Полянский Ф. Я. Цена и стоимость в условиях феодализма: Влияние государственной, муниципальной и цеховой регламентации на ценообразование в эпоху феодализма. М.: МГУ, 1983. – 242 с. 1879 . Пономарев С. Святые Отцы Церкви, их жизнь и писания. – СПб., 1896. 1880 . Пономарив О. Д., Чернишов Т М. Византийська литература//Украïнська литературна енциклопедия: У 5 т. – К., 1988. – Т 1. – С. 318–319. 1881 . Попова О. С. Византийские иконы XIV – первой половины XV в.//Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII-XV вв. – М., 1991. 1882 . Попова Т В. Античная биография и византийская агиография//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. – С. 218–266. 1883 . Попова Т. В. Византийская народная литература. История жанровых форм эпоса и романа. – М.: Наука, 1985. – 272 с. 1884 . Попов И. В. Идея обожения в древневосточной церкви//Вопросы философии и психологии. – 1906. – Т. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июнь 1880 г. 1 июня Благодарю Господа, избавившего меня от лукавого похотения, нашедшего на меня вчера вечером в двенадцать часов ночи, когда я сидел у [...]. Приношу Господу благодарение за возвышенные помыслы и чувства во время воскресной всенощной и за возвышенную и всеобъемлющую молитву ко Господу о всех и за вся, во время которой я был духовен, возвышен, мирен, блажен, ибо чувствовал в себе веяние Духа Божия. После обедни. Горе и увы (!) мне было во время обедни то от утомления сочинением головоломным (проповеди), то от малого сна, то от чревоугодия (немного пива, вина пил, ел бульон, мяса немножко, наконец стакан молока), то от неслужения в продолжение двух дней, слабость, болезненности нервов, бешенство детородных частей, злоба дьявола невыносимая ужасно мучила меня, подавляла, стесняла: я корчился, ежился, беспокоился, раздражался на стоявших в алтаре Попова капитана и прочих. После причащения успокоился. Заамвонную читал довольно хорошо, отпуст весь сполна. После вечерни. Благодарю Господа, явившего во мне величайшую милость и силу Свою в служении литургии и в причащении Божественных и животворящих Таин Своих, коими решительно оживил меня, умерщвленного грехами моими и болезнею головы и внутренностей. Обедню совершил благодатию, милостию и помощию Его непреткновенно. Величайшую милость и силу Свою Божественную явил во мне Господь и после вечерни, когда я, сильно взволнованный, утесненный, омраченный, посрамленный, убитый врагом чрез гнев на сторожа, разлившего деревянное масло на полу у иконы местной Спасителя и у самого ковра, мною добытого, в покаянии глубоком, с верою и упованием припадал многократно к престолу благодати Его (в Покровском храме придельном), и, хотя враг адски злобно усиливался удержаться во мне, наконец чрез усиленную и упорную, твердую веру мою, непобедимой благостью и силой Божией был изгнан из внутренностей моих, – я был помилован и получил мир и свободу с дерзновением. Ну уж и борьба была – на жизнь или на смерть; враг крайне упорствовал, злился, мучительствовал, язвил, терзал, но власть и милость Божия превозмогли: заслуги Господа, за меня пострадавшего, искупили меня, и я избавлен из ада, истинно из ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1879. Апрель-Июнь. Книга вторая Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы Лавры составленное по руко-писным и печатным источникам профессором Московской Духовной Академии А.В. Гор-ским 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида. Часть II. Приложения к Истори-ческому описанию Свято-Троицкой Сергиевы Лавры Описание Славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Часть III (и последняя), с приложением Указателя ко всем трем частям Древнерусские полемические сочинения против Протестантов. II. Обличительное списание против учения Протестантов по двум спискам, XVI и XVII в. Сообщил Д.Ч. Ан-дрей Попов Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1879. Июль-Сентябрь. Книга третья Шестоднев составленный Иоанном Ексархом Болгарским. По харатейному списку Московской Синодальной Библиотеки 1263 года слово в слово и буква в букву Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1879. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая Сергей Михайлович Соловьев . + 4 октября 1879 г. (Читано в Заседании Общества 22 декабря 1879 г) Письма к М.П. Погодину из славянских земель (1835–1861). II. Письма П.И. Шафа-рика, с приложениями. Изданы под редакцией Д. Чл. Нила Попова Материалы для русской библиографии. Хронологическое обозрение редких и за-мечательных русских книг XVIII столетия. Выпуск 2. Составил Н.В. Губерти Вифанские келлии митрополита Московского Платона Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1880. Январь-Март. Книга первая Изложение хода миссионерского дела по просвещению христианством Казанских инородцев, с 1552 по 1867 г. Исследование Соревнователя А. Можаровского Письма к М.П. Погодину из славянских земель (1835–1861). Изданы под редакцией Д. Чл. Нила Попова. Выпуск III (и последний) Подробное описание рукописных сочинений Юрьевского архимандрита Фотия, хранящийся в Черниговской Семинарской библиотеке, Соревнователя М. Лилеева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

54. Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина/ Евсевий Памфил . M., 1998. 55. История египетских монахов. M., 2001. 56. Лактанций . О смертях преследователей/ Лактанций . СПб.,1998. 57. Сокращение церковной истории Филосторгия, сделанное патриархом Фотием. СПб., 1854. 58. Сократ Схоластик . Церковная история/ Сократ Схоластик . M., 1996. 59. Сульпиций Север. Священная и церковная история/Сульпиций Север. M., 1915. 60. Творения Лактанция , писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном. Перевод. Е. Корнеева. СПб., 1848. Ч. 1–2. 61. Феодорит Кирский . История боголюбцев/ Феодорит Киррский . M., 1996. 62. Феодорит , епископ Киррский. Церковная история/епископ Кирский Феодорит. M., 1993. 63. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. Церковная историография (исследования) 64. Брагинская, H. В. «Эон» в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского /H. В. Брагинская//Античность и Византия. M., 1975. С. 286–306. 65. Глубоковский, H. Н. Блаженный Феодорит , епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность/ Н. Н. Глубоковский . M., 1890. Т.1–2. 66. Досталова, Р. Византийская историография (характер и формы)/Р. Досталова//Византийский временник. Т. 43. С. 22–34. 67. Кривушин, И. В. Ранневизантийская церковная историография/И. В. Кривушин. СПб: Алетейя.,1998. 68. Пигулевская, H. В. О сирийской рукописи (462 г.) «Церковной истории» Евсевия Кесарийского в Российской публичной библиотеке/H. В. Пигулевская//Восточный сборник. Л., 1926. Т. 1. С. 115–122. 69. Попова, Т. В. Художественные особенности сочинения Евсевия Кесарийского «Vita Constantini»/Т. В. Попова//Византийский временник. 1973. Т. 34. С. 122–129. 70. Розанов, Η. П. Евсевий Памфил , епископ Кесарии Палестинской/Η. П. Розанов. M., 1880. 71. Садов, А. И. Древнехристианский церковный писатель Лактанций / А. И. Садов . СПб., 1895. 72.Сидоров, А. И. Послание Евсевия Кесарийского к Констанции: К вопросу об идейных истоках иконоборчества/ А. И. Сидоров //Византийский временник. 1990. Т. 51. С. 58–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Напр., Винклер, Бруно-Бауэр, Гаве, Вейгольдт... Чит. также о «конгрессе религий на всемирной выставке в Чикаго в 1893 г.». («Христ. Чт.» за 1898 г., июль; статья: «Христианство и буддизм на Западе»... Н. Н. Писаревскаго ; стр. 5, 13, 14 и друг.) ... 4 Преимущественно могут быть названы труды: 1) проф. А.О. Гусева [ " Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству». Спб. 1874г. Перу этого богослова принадлежит также несколько произведений, направленных против Толстого и проч.]; 2) И. Невзорова («Мораль стоицизма и христианское нравоучение». Казань. 1892г.); 3) о. А.П. Мальцева («Нравственная философия утилитаризма». Спб. 1897 г.); 4) проф. И. В. Попова («Естественный нравственный закон». Серг. Пос., 1897г.); 5) преосвящ. Антония (Храповицкаго) (различный его статьи); 6) преосвящ. Никанора (Бровковича) (напр., против Толстого о «христианском супружестве») и многих других (особенно в различных духовных журналах). 26 Подробности см. в нашей статье: «Сущность христианского учения об отношениях человека к ближним» («Христ. Чт.» за 1897 г. Ноябрь; стр. 237–263). 30 Выражение проф. Лопатина (см. «Вопросы философии и психологии» Москва, 1890г., г. 1-й, кн. 3; статью: «Критика эмпирические начал нравственности»; стр. 103). 31 С их воззрениями и с оценкой последних всякий может познакомиться, напр., по цитированной выше книгой о. А.П. Мальцева [чит. также опыты, относящиеся к области истории этики: Gass’a Luthardt’a, Ziegler’a, Köstin’a, отчасти Jadl’a, Sidgwick’a и некеотор. друг.]. 32 Все эти положения, касающиеся оценки утилитаристическаго учения, с большою подробностью раскрыты в цитированной книге проф. И.В. Попова , а в известной степени и у других исследователей: у о. A.II. Мальцева (цит. соч). и проч.; ср. книги В. С. Соловьева : отчасти «Критику отвлеченых начал» (Москва, 1880 г.) и «Оправдание добра» (Спб., 1899 г.)... С утилитаристами знакомят также (не всегда, впрочем, оценивающие их с надлежащим беспристрастием и более или менее правильно) исследования: Grote («An examination of the utilitarian philosophy»; Cambridge, 1870), Guyau ( " La morale utilitaire»; Paris, 1874), Guyau («La morale anglaise contemporaine»; Paris, 1879. – В прошлом —1898—м г. – на русском яз. вышел «перевод Н. Южина»: «М. Гюйо. История и критика современных, английских учений о нравственности»; Спб.), Фулъе («Критика новейших систем морали» – русск. перевод Максимовой и Конради; Спб.. 1898 г.), Иодля («История этики в новой философии» – русск. перев. под редакцией В. С. Соловьева ; Москва, т. II. 1898 г.), А. Смирнова («Английские моралисты. Историко-критическое обозрение главнейших теорий нравственности в английской философии от Бэкона и Гоббза до настоящего времени»: см. «Учения Записки Импер. Каз. Университета»; 1876 г.) и весьма мног. другие, перечислять которых здесь не видим надобности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Если отречение было сделано условное, то теряет свою силу с уничтожением условия. По делу Филипповой (Сб. Сен. реш. II, N 955) Сенат признал: хотя Филиппова и отказалась от указной части после мужа в прошении, но под условием бывшего за ней пожизненного владения домом; но как последующими решениями она лишена сего пожизненного владения, назначенного ей по завещанию мужа, то с уничтожением сего условия должно быть для нее восстановлено право на получение указной части. З. По делу Титовой Сенат (Сб. Сен. реш. II, N 900) не признал действительным отречение от наследства, выраженое ею условно, и притом не подлежащему судебному месту. Подлежащим присутственным местом, коему должно быть сделано отречение от наследства, признается, по ст. 1408 Уст. Гражд. Суд. (см. Касс. реш. 1867 г., N 177, 1869 г., N 15, 1872 г., N 776), тот суд, от которого зависит разрешить передачу охраненного имения явившимся наследникам, т.е. которому наследственное имущество, по месту нахождения, роду и цене его, подведомо. Объявление об отречении от наследства, при отсутствии спора, не требует какого-либо признания или утверждения со стороны суда. Касс. реш. 1872 г., N 776; 1876 г., N 476; 1880 г., N 27. И. Имение Попова продавалось за долг в 3.000 р., но торги не состоялись и велено, уничтожив их, принять от Попова сумму долга и возвратить ему имение. Как между тем Попов умер, то велено вызвать к выкупу его наследников, и они приняли имение с выкупом, а впоследствии стали отрицаться от наследственных долгов, утверждая, что получили имение не по наследству, а по выкупу. Они отрицаются несправедливо, ибо и выкуп имения предоставлен им, поколику они наследники, следовательно, неправильно освобождать их от последствий принятия наследства (ср. Сен. реш. 1, N 323). J. Дмитрий Хрущов, получив имение после отца, не получил наследства от матери, почему и отказывался от ответственности за долги ее. Но Сенат рассудил, что мать его, овдовев по смерти мужа своего Хрущова, просила о выделе ей указной части, и хотя не получила ее, но право на выдел сохранила себе и своим наследникам. А как Дмитрий Хрущов получил все отцовское имение, то у него в составе сего имения должна находиться и указная часть его матери, следовательно, буде он согласится принять ее, то должен отвечать за долги матери, а буде отречется, то сия часть должна быть выделана на удовлетворение ее кредиторов (Сб. Сен. реш. II, N 595). § 48. Последствия принятия наследства. – Ответственность наследника за долги. – Возможность разделения долгов

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

13 февраля 1880. Среда Утром – немножко скуки с Дмитрием Дмитриевичем. Псаломщик (или послушник Лосев) был, пришел проситься в Миссию; к сожалению, совсем неученый. В десять часов Дмитрий Александрович Резанов принес фотографии своего плана византийского храма. Прекраснейший молодой человек; жаль, что в их семействе двое больных – младший брат его и сестра, оба в чахотке. – Пришел о. Иосиф, цензор, с статьей в «Новом Времени» против него и своим ответом; автор статьи Лесков – недобросовестный человек; грязный намек его на куплеты непристойного свойства по поводу о. Иосифа – положительная клевета на последнего. Владыка звал для объяснения о. Иосифа и требовал для просмотра брошюру Попова. Владыка – вот человек, стоящий на почве. О. Иосиф объясняет это примером. «Если сказать ему: „Сегодня 13-е число“, он и тут возразит: „Ну вот”; – да ведь вчера было 12; „А ну разве!”, – промолвит он и тогда. Совершенно верно. „О. Анатолию нужно здесь полечиться, у него ревматизм”». – «А вот доктора скажут, что ему не нужно опять в Японию ехать, он и останется здесь». – «Да его, Владыка, так же, как меня, палкой не прогонишь из Японии " … В четыре часа пришла Вера Федоровна Герц и проболтала битых три часа. Вот идеальная, образцовая «болтунья-лгунья»! По ее рассказам, она и А., бежавший из Йокохамы от долгов – сущие ангелы, а все прочие люди – Пеликан, Струве, моряки, Савченко (Петр Николаевич) – ужасные, неблагодарные. Мне чуть тошно не сделалось от ее болтовни, и я стал терять всякое терпение и безмолвно уставился лишь на поднос с чайным прибором. Учащенные приемы такой болтовни могут просто с ума свести. Вчера одна докторша, сегодня другая, и все жалоба, и все ложь, – нужна баня! – В восьмом часу отправился к графу Путятину, чтобы передать Ольге Евфимовне фотографии плана Резанова в слабой надежде, что, авось-либо старик граф будет побужден собирать на храм, тогда бы, конечно, план Резанова мог быть осуществлен. В девятом часу был у Желобовского, протоиерея Кавалергардского полка. Застал там, между прочим, заседание «Комитета Общества Вспомоществования Бедным Студентам Духовной Академии».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Первоначальные сведения о нем находятся: у Лактанция , Divin. Institut. lib. V, с. 1, 4. По переводу Карнеева, стр. 338 и 346. Евсевия Кесар. «Церковн. истор.», кн. II, гл. 2 (по русск. изданию, стр. 64); Иеронима, de viris illustrib. с. 53 и др. сочин.; Августина, de haeres, с. 86; Викентия Леринск., Common. с. 24. Источником сведений о нем, для этих писателей, служили отчасти сочинения самого Тертуллиана (именно: de pallio с. 2, apologet., с. 9, 18, 23, 50, de joenit., с. 4, 12, de resurr., c. 59, spectal., c. 19, de anima, c. 2, ad Scap., c. 5), отчасти предание. Издания его сочинений: 1) Цамелия (Antwerp., 1579); Heidelberg " ское, 1596; Francfurt " ское, 1597; 2) Nicol. Rigait Lutet., 1634 и 1641; Semler’a, (Haloe, 1770); Qberthuer " a, (Wircab., 1780). Новейшее в Patrologiae cursus completus Миня, Series latina, t. I и II, лучшее из всех, ed. Gersdorf, 1839, На русский язык его сочинения переведены (не все) Карнеевым, в 4-х частях, 1847–1850 г., и кроме того, отдельно, послание к Скапуле проконсулу («Христианск. чтение», 1832, т. XIV) и ad nationes (в «Трудах Киевской академии», 1876). Зато весьма обширна литература исследований о нем и о его богословии, как на русском, так на латинском, французском и немецком. Из старых сочинений о Тертуллиане особенно известны: vita Tertulliani avctore Jac. Pamelio, помещенное при его издании сочинений Тертуллиана (1579), за которыми следуют трактаты о нем у Дю-пеня, t. I, стр. 90 и сл.; Тильемона t. III, стр. 196 и сл.; Каве, hist. litterar., t. I, стр. 91; Уден, t. I, p. 214; Ceiller, t. II, p. 374; Fabricius, biblioth. latin. III, p. 347; Weissenbach, El. Patr. vol. II, p. 1. Из новых: Antignosticus, Geist des Tertullian " s und Einleit in dessen schriften, 1849; сочинения Шлейермахера, Гефеле, Tertullians als Apologet и Фреппеля: Tertullien, – cours d’eloquence sacrée. Из русских сочинений, кроме главы в «Историческом учении об отцах церкви», Филарета Черниговского (т. I, 181–196); «Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала Богословия» («Труды Киевской академии, 1880), г. К. Попова . В этом сочинении исчислены подробно все сочинения о Тертуллиане, а равно издания его сочинений. Кроме этого сочинения особенного внимания заслуживают: «ереси и расколы трех первых веков христианства, прот. А. М. Иванцова-Платонова, М. 1880 г., и подлежащие главы в сочинениях К. И. Скворцова : «Философия отцов и учителей церкви», и архим. Сильвестра: «Учение о церкви в первые три века христианства». «Христианск. чтение», 1842, II и III: «Жизнь Тертуллиана с разбором его сочинений». Перечень немецких сочинений о Тертуллиане, см. также у Paniel, Pragm. Geschichte der Christlichen Beredsamkeit, Leipzig, 1839. стр. 124 (примечание 40-е, к § 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010