На «Хвалите» стихиры воскресны – 3, Триоди две – 2-я и 3-я, и храму – 3 с припевами их. Затем стихира самогласна Триоди с припевом «Воскресни, Господи Боже мой», «Слава» – стихира та же, «И ныне» – «Преблагословена еси, Богородице». Славословие великое. Тропарь воскресен. Ектении и отпуст. 1-й час. На часах тропарь воскресен, «Слава» – «Пречистому образу», «И ныне» – Богородичен часов. По «Отче наш» кондаки Триоди и храму чередуются. На 3-м часе тропарь воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен часов. На литургии Блаженны гласа – на 4, Триоди, песнь 3-я – на 4, и храму, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь воскресен, Триоди и храму, кондак воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелие и причастен дню из Триоди и храму. Таким же образом можно править служение воскресное с бдением храмовому или великому святому и в Неделю (воскресенье) третью, присовокупив только поклонение Кресту по Уставу Церкви. ВТОРАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА а) Служение в понедельник 2-й седмицы с бдением храмовому святому В Неделю вечера на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры храму – на 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. На стиховне Триоди самогласен (дважды), мученичен, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы». По «Ныне отпущаеши» тропарь храму, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный. Ектения и отпуст. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-ю славу. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 3 и храму – 5, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен, догматик в глас «Славы». Вход. Прокимен дню великий со стихами его. Паримии храму – 3. На литии стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен воскресный. На стиховне стихиры и «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен воскресный. На благословении хлебов тропарь храму (дважды) и «Богородице Дево» (один раз). Если в этот день бдения не бывает, то правится вечерня до утрени, как при полиелейном святом, только на «Господи, воззвах» на великой вечерне стихиры Триоди – 3 и храму – 5, а на полунощнице читается вместо «Се, Жених» тропарь храму с Богородичном его, а по 2-м Трисвятом кондак храму. Молитва «Помяни, Господи» не произносится.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургия преждеосвященных Даров в богослужебных книгах XII–XIV вв. чаще носит название «постной» службы, иногда называется литургией свт. Василия Великого или других, но не свт. Григория Великого , папы Римского. К особенностям совершения литургии преждеосвященных Даров в рассматриваемый период следует отнести следующие: 1) она могла совершаться Великим постом ежедневно, как предписано Студийским уставом, в т. ч. и в понедельник, вторник и четверг первой седмицы, а также в Великую Пятницу и в сырные среду и пятницу (см. Сырная седмица). В соответствии со Студийским уставом на Благовещение, случившееся в постный день, литургия также соверша-лась преждеосвященная, а Златоустова – только в храмах, посвященных Божией Матери. 2) Отсутствовал обряд перенесения св. Агнца (см. Агнец литургический) с престола на жертвен-ник. 3) Возглас «Свет Христов просвещает всех» произносил диакон, имевший в руке три за-жженные свечи (см. Трехсвечник) и кадило. В XIV в. этот возглас стал уже произноситься свя-щенником, также с «триплетеной» свечой и кадилом. 4) Во время великого входа дискос со св. Агнцем нес диакон, как на полной литургии. 5) Причащение на литургии преждеосвященных Даров совершалось по чину полных литургий, сначала от св. Хлеба, затем – от Чаши. Такой порядок причащения связан с существовавшим в Русской Церкви до кон. XVII в. убеждением, что при погружении Агнца в Чашу ее содержимое становится Кровью Христовой. Круги триодных и минейных праздников. В Студийско-Алексиевском уставе годовой богослужебный круг подвижных праздников (триодный) имел уже практически завершенный вид, и, хотя он претерпел впоследствии некоторое развитие, состав памятей и тексты Триодей остались почти неизменными до нашего времени. Триодный круг, как и ныне, начинался неде-лей о мытаре и фарисее и состоял из трех подготовительных к Великому посту седмиц, шести седмиц поста, Страстной седмицы, семи седмиц Пятидесятницы, седмицы после Пятидесят-ницы. Триодная часть студийских уставов завершалась изложением правил об Апостольском (Петровом) посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Тихона назначить иеромонаха Илариона (Карандеева) исполняющим обязанности наместника Свято-Владимирского Херсонесского мужского монастыря в городе Севастополе с поручением Преосвященному митрополиту Тихону представить исполняющего обязанности наместника к утверждению в должности через год в случае благополучного прохождения им испытательного срока и дополнительного рассмотрения его кандидатуры Синодальным отделом по монастырям и монашеству в установленном порядке. Обратить при этом внимание Преосвященного митрополита Тихона, что богослужебное возведение в сан игумена упомянутого монашествующего может быть осуществлено только в случае его утверждения в должности Священным Синодом.   ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинская и Южноамериканская епархия 1. Иеромонаха Иннокентия (Карпова), в связи с окончанием командировки, освободить от должности клирика Аргентинской и Южноамериканской епархии и направить в распоряжение управляющего Южно-Сахалинской епархией. Приходы Московского Патриархата в Италии 2. Направить клирика Бакинской епархии архимандрита Алексия (Никонорова) в распоряжение временно управляющего приходами Московского Патриархата в Италии митрополита Корсунского и Западноевропейского Нестора, Патриаршего экзарха Западной Европы. Благочиние приходов Московского Патриархата в Норвегии 3. Иерея Димитрия Останина, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности настоятеля Богоявленского прихода в г. Берген и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.   Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6109912.ht...

В духе благодатной кротости последуем за Подвигоположником нашим на крестные Его подвиги за нас. В эти особенно дни не проречем, не возопием, и да не услышится от нас глас малодушия, жалобы, а кольми паче гнева, осуждения, вражды, противодействия, так как и Спаситель наш в подвиге страдания за нас, будучи укоряем, взаимно не укорял, страдая не угрожал, но все предавал праведному Судии ( 1Пет.2:23 ) Богу Отцу. Если по слабости и небрежению нашему в течении поприща Св. Четыредесятницы мы не приобщались страданий Господа нашего подвигами поста, молитвы, и распинания страстей наших: то хотя в эти святые дни приобщимся страданий Христовых кротостию и смирением; да с кроткими и смиренными внидем в радость воскресения Господа нашего. Аминь. 3. Понедельник страстной седмицы, первая стезя последования за Христом на страдания, – целомудрие. Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ).   Для нас, Христиане, которым пред очами выну преднаписуется Христос, и притом распятый, и во всякое время первым предметом помышлений и главнейшей целью действий должно быть то, чтобы сообразоваться со Христом и уподобляться Ему участием в страданиях Его. Но в то время, когда Подвигоположник спасения нашего совершал самый подвиг спасительных страданий за нас, когда скорбел и сердцем, и обливался кровавым потом за нас, когда обремененный внутренним крестом, изнемогал и под тяжестию внешнего, когда поруганный, оплеванный, уязвленный, на кресте как злодей между двумя разбойниками истощал самую жизнь Свою ради нас, в сие священное время печали и сетования по Бозе чем должно быть преисполнено все существо наше, как не одним чувством страданий Господа нашего? Иосиф, любимый сын Патриарха Иакова, столь же прекрасный телесным зраком лица, как и душевною добротою ума и сердца, был предметом любви и небесного Отца. Напрасно возненавиденный братьями за сны, предзнаменовавшие будущее величие его, и за двадесять златниц проданный Измаильским купцам в Египет, благодатный Иосиф, вскоре в доме господина из купленного раба сделался верным домоправителем и любимым домочадцем Пентефрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Свидетельство о Божией правде и провозглашение Божией воли должно осуществляться всегда мирно, с любовью, ибо не подобает рабу Господню сваритися (2 Тим. 2, 24), как слышали мы также сегодня в исповедании веры нового епископа, но следует тем не менее управлять вверенной паствой и жезлом. Именно поэтому от иерархов Церкви, от ее служителей требуется особая мудрость и особая сила духовного опыта — чтобы не допустить ошибки, чтобы никогда не прибегать к силе, вразумляя оступающихся, но даже наказывать так, чтобы все служило делу Божиему и славе Божией. Потому что все, что делает епископ или священник, все, что делает Церковь, направлено на служение ближним, на спасение людей. Как замечательно сказал святой Иоанн Златоуст: «Я не верю, чтобы мог спастись кто-то из тех, кто не служит спасению ближнего». Никто — ни иерарх, ни священник, ни мирянин — не может обрести личного спасения, если он не содействует спасению своих ближних. И никакие человеческие соблазны, никакие сиюминутные цели не должны закрывать перед нами величия и красоты Божиего замысла о спасении мира. На примере апостолов Иакова и Иоанна следует понять, что наши человеческие страсти не должны мешать служить делу спасения наших ближних. Вразумленные словами Господа: между вами да не будет так (Мф. 20, 26; Мк. 10, 43) — укрепимся в служении спасению ближних своих и своему собственному спасению. Аминь. Страстная седмица Великого поста 2004 Вера должна приносить духовные плоды. Слово в Великий Понедельник в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (5 апреля 2004 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! После торжественного входа в Иерусалим Господь вступил на последнее и заключительное поприще Своей жизни — в те дни, которые мы вспоминаем в течение Страстной седмицы. Можно представить себе, с каким вниманием люди слушали каждое слово Спасителя. Среди множества паломников, которые ходили за Ним толпами, были и фарисеи, и саддукеи, как узнаем мы из сегодняшнего евангельского чтения (Мф. 22, 23), то есть люди просвещенные, знатоки Писания, вожди своего народа, политическая элита — так мы бы назвали их сегодня. Были, конечно, и простые люди. И наверное, никогда Спасителя не слушало так много народа и с таким вниманием. Его жизнь достигла высшей точки. Его слово достигло высшего напряжения. И внимание к Нему также достигло максимальной степени.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Тропарь. В тебе мати известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу и деющи учила еси: презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой. Кондак. Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси Марие преславная. Икос: Агницу Христову и дщерь песньми восхвалим ныне, Марию приснопамятную, явльшуюся Египетское овча: и прелести сих всея избеже, и едина принесеся Церкви совершенное возращение, воздержанием и молитвою подвизающися паче меры человеческаго естества. Темже и возвыси ея и житие и деяние, един Вседержитель, Марии преславныя. Шестая седмица Великого поста Понедельник. Утреня. Второй трипеснец. Песнь 8. Днесь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко провидец, глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. Вечерня. Стихира на «Господи воззвах» Немилосердному богатому в безумии поревновав, сладостно веселюся, сластьми и страстьми погружаяся. И видя лежаща всегда пред дверьми покаяния, якоже Лазаря ума моего, Господи, сего нечувственно прехожду, гладом же болезнующа, и острупляема страстьми. Темже геенскому повинен есмь пламени, от негоже избави мя, Владыка, Едине Многомилостиве. Вторник. Утреня. Седален по 3й кафизме. Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифания уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи, слава Тебе. Первый Трипеснец. Песнь 2. Отроки обострив сильнейшия огня, иногда в Вавилоне содела пост: тем поревновавши, о душе моя, не унывай, и огнь сладострастий духа угасиши росою. Второй трипесней. Песнь 2. Рыданием обложившеся лазаревы сестры, страсть Тебе, Ведетелю всех, являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником твоим страшная. Песнь 8. Лазарь болезнует, да Ты прославишися, Сыне Божий о нем: и поют Тя непрестанно дела вся, Господа.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Великий пост, именуемый в Уставе Великой или Святой Четыредесятницей, начинается в понедельник после прощеного воскресенья и длится 6 недель. К этому периоду, времени покаяния, примыкают два праздничных дня – Лазарева суббота и Вход Господний в Иерусалим, а также и Страстная Седмица – совершенно особая часть церковного года, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя. Великий пост отличается особенной строгостью. Вкушение рыбы не разрешается, за исключением праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим. По субботним и воскресным дням разрешается употребление вина и елея, во все прочие дни, если нет никакого праздника, полагается сухоядение, то есть невареная пища без масла. С постом телесным обязательно соединяется пост духовный, который состоит в воздержании от страстей и всякого рода удовольствий и развлечений, в усиленной молитве, милостыни и доброделании. Богослужение Великого поста отличается от обычного и по внешней форме, и по содержанию. Все направлено на приведение человека к осознанию своего греховного состояния. Из служб уходит пышность и торжественность. Прежде всего, это проявляется в отмене самого важного и торжественного христианского богослужения – полной литургии. Великим постом она совершается только по субботам и воскресеньям. По средам и пятницам вместо нее служится литургия Преждеосвященных Даров. В будни почти прекращается пение, как выражение радостного состояния духа. Оно заменено чтением, содержание которого направлено на пробуждение покаянных чувств. Вместо радостного Евангелия Христова читаются ветхозаветные Писания. Особенно часто Великим постом звучит Псалтирь, которая очень благотворно влияет на наш дух, созидая молитвенное и покаянное настроение (7, с. 204). Редко отверзаются Царские врата, на многих службах даже завеса остается задернутой. Возжигаются не все светильники. Священнослужители облачены в черные ризы. Службы сопровождаются большим числом земных и поясных поклонов (2, с. 153). На всех службах произносится великопостная молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

" ...Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя». ( Пс.83:12–13 ) Дорогая мамочка, благословите! Идет вторая неделя Великого поста. Только что пробило 24 часа, наступила пятница. Сейчас я сижу на дежурстве в храме св. Иоанна Предтечи с паломниками из Волгограда. По Божией милости, первая неделя прошла благополучно, не считая внутренних искушений, о которых я писал Вам в предыдущем письме. Но и вторая седмица не лишена «новостей». Постараюсь написать и об этом. Закончив дежурство в прошедшее Воскресенье, я отстоял раннюю Литургию и пошел отдыхать. Потом сходил на трапезу (панагию). Там меня подозвал один батюшка и попросил помочь в следующем деле: в доме прорвало воду и затопило весь подпол. Аварийная служба перекрыла воду, а потом мы до вечера ее вычерпывали. Вечером вспомнили, что есть электрический насос. С трудом его установили и почти все выкачали. Τаκ, мамочка, провел я Неделю Православия. Пришел домой вечером такой усталый, что проспал аж до 11 00 следующего дня. Τаκ я еще ни разу не спал в монастыре. В понедельник меня, мама, освободили от послушания в мастерской – слава Богу... Лампадочку, которую я обещал о. Андрею, уже сделал, позолотил и при возможности передам... Оставили меня на следующих послушаниях: 1) пою и руковожу хором, 2) являюсь ночным дежурным и 3)руковожу хором в тюрьме, когда там совершается Богослужение. Этих послушаний, мамочка, вполне довольно. Признаюсь, когда у меня была еще и мастерская, мне было тяжело... Во вторник после обеда узнал, что меня запросила академия к себе на послушания, я назначен помощником Инспектора по семинарии. Господи, помилуй... Еще на IV курсе мне предлагали эту должность, но отец Кирилл не советовал идти... Печально, что батюшка в больнице и мне не у кого спросить... Посоветовали читать акафист Матери Божией «Державной». Как допишу письмо, постараюсь еще раз прочитать его. Господи, да будет воля Твоя. Прошу Вас, мамочка, помолиться за меня. Господи, сохрани... Посл. Сергий, ТСЛ. 1997.03.21

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. неполные каноны, состоящие не из 9 или 8 песней, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От канонов-трипеснцев книги Триодь (Τριδιον) получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 песен канона. Двупеснец состоит из 8 и 9 песни. он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени. И во всяком трипеснце и четырепеснце находятся 8 и 9 песни. Пред этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я, в среду 3-я, в четверг 4-я, в пятницу 5-я, а в субботу 6 и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные события, поются в разное время и имеют особые названия: одна именуется Постною, а другая Цветною Триодью. Триодь Постная содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: Неделя мытаря и фарисея, Неделя блудного сына, суббота и неделя Мясопустные, вся седмица Сырной недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица” 585 . Таков состав Постной Триоди в настоящее время, но в старину во всех рукописных и старопечатных памятниках Триодь Постная оканчивается, как и должно собственно, службою в субботу праведного Лазаря, а дальнейшие службы содержались в Цветной Триоди, которая получила и самое название от того, что начинается службою в Неделю ваий или Цветоносную, в просторечии Цветную. “Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется, иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Немного таких дней, в которые при пении Постной Триоди не поются вовсе песни Октоиха, эти дни суть: суббота 5 недели Великого поста – Суббота акафиста, Неделя ваий – праздник дванадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой Субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

м. из Успенского собора Кремля по Донской ул. Крестный ход с хоругвями встречал митрополит Московский с викарными епископами. Во время совершения поздней литургии, при пении «Отче наш», звучала «повестка» к сбору - 20 ударов в большой колокол. После службы владыка и братия направлялись в покой настоятеля, где произносился отпуст, завершаемый многолетием. В тот же день в 16 ч. совершалась вечерня, 20 авг.- литургия по праздничному чину. В эти дни певчим (приглашался Синодальный хор) рекомендовалось «стоять чинно, петь скромно, без выкрикивания» (Там же. Д. 6656. Л. 1-4). Количество причастников в Д. м. колебалось от 11 чел. (в дек. 1887) до 150 (11 марта 1888) (Там же. Д. 6674). Братия Д. м. служила не только в Д. м., но и в неск. церквах Москвы, хотя официально служение черного духовенства на приходах не поощрялось. Так, иеромонахи мон-ря служили в Троицкой ц. на Шаболовке, в Никольской ц. в Голутвине, в церкви Несвижского полка в Хамовнических казармах, в Покровском храме в Лёвшине и др. (Там же. Д. 6656). К нач. XX в. братия трапезничала 2 раза в день, спиртное (в отличие от сер. XVIII в.) допускалось только на Пасху, Рождество и в царские дни. Если двунадесятый праздник выпадал на среду или пятницу, братия вкушала рыбу. Как видно из перечисления блюд для братии, сухоядения и полного невкушения пищи не было. Так, 24 дек. 1881 г., в сочельник, подавался винегрет, щи и лапша с грибами, жареный картофель, то же подавалось и в Крещенский сочельник, 5 янв. 1-я седмица Великого поста была наиболее строгой, но пища вкушалась ежедневно. Трапезы не было в понедельник, во вторник и в четверг, но насельникам выдавались из кухни хлеб, квас, огурцы, капуста и редька. В среду и пятницу на трапезе подавались щи с грибами и каша без масла. Материальное положение Царь Феодор Иоаннович для содержания братии пожаловал Д. м. близлежащее сельцо Семёновское. Согласно переписи земель Подмосковья 1627-1629 гг., в сельце Семёновском находилось 16 дворов с 23 крестьянами (в 1646 - 27 дворов), а также монастырский двор для управления хозяйством.

http://pravenc.ru/text/178962.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010