Рассмотрев состав служб дневного круга, т. е. вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, и показав, какие события воспоминаются в те или другие часы суток, на той или другой службе дня, мы должны рассмотреть, какие воспоминания усвоены Церковью каждому дню седмицы и содержатся в службах принадлежащих дням седмицы, и какие воспоминания соединяются с теми и другими днями года и находятся в службах, усвоенных дням года. О днях и службах круга седмичного Счет седмиц в году начинается с Пасхи и продолжается до другой Пасхи. Каждая седмица с дня Пасхи до Недели (воскресения) Всех Святых имеет свое особое названия: седмица апостола Фомы (Антпиасха), жен мироносиц, расслабленного, самарянины, о слепом, Св. отец, Пятидесятницы. С Недели же Всех святых тридцать две седмицы означаются цифрами 1, 2, 3 и т. д. После тридцать второй седмицы следуют с особыми названиями четыре приготовительные седмицы к Великому посту: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная, (сырная), шесть седмиц Великого поста, именно: седмицы Четыредесятницы 1, 2, 3, 4, 5 и 6 и седмица дней страстей Господних. Седмицы в Великом посту начинаются с утрени понедельника. А прочие седмицы в году начинаются с малой вечерни субботы. Как в дневном суточном кругу богослужения есть службы торжественные (напр.: вечерня, утреня, литургия) и есть службы более покаянные (повечерие, полунощница, часы) и такие, в которых, по преимуществу, полагаются молитвословия за умерших (литургия, полунощница, повечерие), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресение), есть постные (среда и пяток) и – назначенные для молитв за умерших (суббота). В первый день по субботе, в который Господь воскрес, воспоминается воскресение Христово. Затем в седмичные дни отправляются службы целым ликам, или чинам святых, в следующем порядке: в понедельник, первый день по Неделе (по воскресении) – совершаются службы в честь небесных чинов бесплотных, кои в лике святых, после Матери Божией, честнейшей Херувим, занимают первое место 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

44 – 45] . О существовании Четыредесятницы говорится уже в беседе Оригена на Книгу Левит (сер. III в.), однако труд этот дошел до нас в переводе пресвитера Руфина и есть устойчивое мнение, что данное упоминание – добавление самого Руфина. Безусловно же достоверные сообщения о Четыредесятнице относятся уже к IV веку. И здесь в первую очередь следует привести пасхальные послания святителя Афанасия Великого , причем они позволяют с высокой степенью точности датировать установление Четыредесятницы в Александрийской Церкви. В 1-м пасхальном послании в 329 году Четыредесятница еще не упоминается и начало поста приурочено к понедельнику Страстной седмицы; точно такая же картина представлена в 4-м и 5-м посланиях (332 и 333 гг.). Однако во 2-м и 3-м посланиях (330 и 331 гг.) упоминается сорокадневный пост перед Пасхой. Такие колебания говорят о том, что в Александрии Четыредесятница была новым установлением и еще только утверждалась. Но уже в 340 году в письме епископу Серапиону святитель Афанасий вменяет в обязанность соблюдать сорокадневный пост и свидетельствует, что в это время постится весь мир, то есть практика сорокадневного поста уже распространилась в других церквах, причем не только на востоке, но и на западе Римской империи. Наконец, в письме от 346 года говорит: «Кто считает излишним поститься 40 дней, тот не празднует Пасхи» с. 593] . Кроме писем святителя Афанасия, о существовании Четыредесятницы упоминается в большом количестве других творений IV века: о ней говорят историк Евсевий Кесарийский , святители Кирилл Иерусалимский , Епифаний Кипрский , Василий Великий , Иоанн Златоуст , правила Лаодикийского собора 360 года и многие другие. Так что можно однозначно утверждать, что в IV веке Великий пост в форме Четыредесятницы принимают все автокефальные христианские Церкви, происходит своего рода триумфальное шествие Четыредесятницы по христианскому миру. Однако продолжительность Четыредесятницы была неодинаковой. Сначала в большинстве областей установилась практика шестинедельного поста: Великий пост , как мы бы сейчас сказали, начинался в понедельник 2-й седмицы (нынешняя 1-я седмица в пост не входила), так что общая продолжительность поста составляла 41 день (Четыредесятница + Великая Суббота). Так постились в Риме (а вместе с ним и во всех западных областях), в Александрии, Палестине, в Греции и других провинциях на Балканском полуострове. Но вместе с тем появляется и современная практика семинедельного поста, которая утверждается в Антиохийском Патриархате, Малой Азии и Константинополе. Впоследствии в VI–VII веках те восточные области, где изначально практиковали шестинедельный пост, перешли к семинедельному посту. Этот шаг был связан не столько со стремлением увеличить общую продолжительность поста, сколько с желанием довести количество постных дней до 36, сохраняя статус субботы как дня непостного (подробнее об этом далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Аще же несть Преждеосвященныя: Поем на Господи воззвах, половину от стихир, на 6. Стихира, глас 1: Грядый Господь к вольной страсти: дважды. Достигше вернии: дважды. Господи, к таинству неизглаголанному: дважды. Слава, и ныне: Господи грядый к страданию: По сих вход с Евангелием: и Свете тихий: Таже прокимен, и паремии, и Евангелие. Таже, Сподоби Господи: И ектения: Исполним вечернюю: На стиховне, от техже стихир, стихира, глас 5: Господи совершеннейшая мудрствовати: Стих: К Тебе возведох очи мои: И паки туюжде стихиру. Стих: Помилуй нас Господи: Глас 8: Изсохшая смоковницы: Слава, и ныне, глас тойже: Вторую Еву: Таже, Ныне отпущаеши: И прочая обычная с поклоны. И по конечном Трисвятом, и по Отче наш: Господи помилуй, 12. Таже, молитва, Всесвятая Троице: и Буди имя Господне: И отпуст. Если не служится Литургия, на Господи воззвах: поем стихиры на 6. Стихира, глас 1: Господь, идя на добровольное страдание: (2), Достигнув, верные: (2), Не постигая несказанного таинства: (2). Слава, и ныне: Господи, шествуя на страдание: Вход с Евангелием, Свет отрадный: прокимен, и паримии, и Евангелие. Затем Сподоби Господи: ектения просительная. На стиховне обычные стихи: К Тебе возвел я очи мои: и стихиры, глас 8: Господи, совершеннейшим образом мудрствовать: (2) и глас 8: Устрашившись наказания, братия: Слава, и ныне, глас тот же: Вторую Еву: Затем Ныне отпускаешь: и прочее по уставу Великой Четыредесятницы. Сице убо творим во Вторник и в Среду. Так же совершается служба во Вторник и в Среду. На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в первую неделю святаго сего Поста: сице и в сия дни, в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает. Ведати бо подобает, яко и Шестый великий Собор повеле, спасительныя страсти дни в посте, и молитве, и умилении сердца сотворяти верным: в полунощи же Великия Субботы, оставляти пост, Божественным евангелистом Матфею и Луце: овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким, медлемое нам нощи написующим. На трапезе же в Великий Понедельник, Вторник и Среду довольствуемся сухоедением, как в первую седмицу Великого Поста. Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnaj...

В современной практике на Утрене, Часах и Вечерне, поскольку эти службы соединяются, совершают звон только перед Утреней (по благословению настоятеля). К Повечерию с чтением Великого Покаянного Канона с понедельника по четверг включительно -благовест в постный колокол. Вторник. Звоны такие же, как и в понедельник Среда: К Утрени - благовест в постный колокол; К Часам - Часить; перед Вечерней к Литургии Преждеосвященных Даров - Звон в двои. Четверг - то же, что и во вторник; Пятница: к утренним службам так же, как и в среду; к вечерним службам - звоны не постные. Поскольку в воскресные дни в период Четыредесятницы на службу пост отменяется, то звоны к воскресным службам совершают в обычном порядке - благовестят в воскресный колокол и трезвонят так же, как и в обычный, месяцесловный, период. В первую неделю Великого Поста(в воскресный день) празднуется Торжество Православия. После воскресной литургии служат специальный молебен, посвященный этой теме. Это особенный чин, совершаемый епископом или настоятелем и духовенством в центре храма, с вынесением икон Спасителя и Божией Матери, пением Великого прокимна, возглашениями анафемы, вечной памяти и многолетия. Во время пения многолетия (по благословению настоятеля) совершается трезвон. После заключительной молитвы по возгласе Слава Тебе Богу, благодателю нашему во веки веков певцы поют: Тебе, Бога, хвалим. Священнослужители целуют св. иконы на аналоях и затем бывает отпуст. Следует помнить, что если Богослужение совершается не архиереем, то в конце литургии звонов не положено. 2-я седмица В неделю к Вечерне - благовест в праздничный колокол (ради великого прокимна). В седмичные дни особенных звонов нет, поскольку в эти дни не совершается полиелей, даже если выпадает день святого, имеющий знак полиелейной службы. 3-я седмица Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. В субботний день перед началом Всенощной крест переносят с жертвенника на престол. (Без звонов). В конце всенощного бдения крест выносится из алтаря и кладётся на аналой в центре храма для поклонения верующим. Звоны к началу и во время службы совершаются как обычно, а в конце Всенощной, во время пения Великого Славословия, совершают перезвон по 3 удара от большого колокола к малым, и, когда, взяв на главу, понесёт настоятель крест на середину храма, начинают трезвон, который длится до возложения креста на аналой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

в Уст. 34 храм. гл. и Мр. гл. 25 мар.), совершается (накануне понедельника) вседневная вечерня с некоторыми особенностями великопостного Богослужения. На ней (как это положено и вообще в воскресные дни) не бывает стихословия кафизмы и после следующего за великой ектеньей возгласа поется на рядовой глас Октоиха: «Господи воззвах», и затем на 10 стихиры: 4 покаянны рядового гласа Октоиха (2 из стиховных вечерни в неделю и 2 из стиховных утрени понедельника), 3 из Триоди и 3 рядового святого из Минеи; «Слава» – святого из Минеи, если есть, и по гласу этой стихиры на «И ныне» богородичен (из тех, которые печатаются в конце Минеи каждого месяца); если же в Минее не имеется стихиры на «Слава», то поется, на «Слава, и ныне», богородичен «в той же глас Минеи» (см. в Триоди Пост., нед. Сырн. веч.). При пении богородична открываются царские врата и совершается вход с кадилом, «великих ради прокименов»; диакон возглашает: «Премудрость, прости», лик поет: «Свете Тихий», затем диакон возглашает: «Вонмем», иерей – «Мир всем», диакон – «Премудрость, вонмем», и бывает пение великого прокимна (в недели: Сырную, 2-ю и 4-ю поста – «Не отврати лица Твоего»; в 1-ю, 3-ю и 5-ю поста – «Дал еси достояние»); за входом (не ектенья: «Рцем вси», как на великой вечерне) следует «Сподоби Господи» и проч., как на вседневной вечеряй. Но по «Отче наш» «со сладкопением поются во вся недели св. 40-цы» (см. Уст., нед. Ваий вечера) тропари: «Богородице Дево» и проч. с поклонами, и далйе, какъ на великопостной вечеряй, только с молитвою св. Ефрема Сирина полагается три великих поклона и непосредственно после них – «Слава Тебе», «Слава, и ныне» и проч. (подр. см. ниже, Табл. вечерни). – После вечерни совершается малое повечерие. На этом повечерии этой и следующих пяти недель Великого поста положен обычный канон Богородицы (сн. 540 стр.); но если накануне Сырного воскресенья было бдение, то «канон Богородицы не глаголется». Отличительную особенность этого малого повечерия, сравнительно со вседневным, составляет то, что вместо возгласа: «Молитвами святых отец», положено: «Боже ущедри ны», а затем произносится молитва св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вместе с этим св. Церковь подробно выясняет и свойства истинного поста, как действительного средства к освобождению от греха, как основания покаяния, как начала возвращения человека к Богу. По учению св. Церкви, «истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Поэтому, приглашая своих чад к истинным покаянным и постническим подвигам, св. Церковь и воспевает: «во светлую поста облекшеся ризу, пиянства темныя и злотяжкия совлецемся одежды», «чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрия препояшим», «омыем лица наша бесстрастия водою», «разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы» 267 ; «всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостью, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества кротостью». Для начала поста св. Четыредесятницы в Требнике излагаются молитвы, которые священник должен читать в церкви своим прихожанам в понедельник или в другой день 1-й седмицы Великого поста, после утрени или часов, возложив на себя епитрахиль (см. Требн. в 2-х частях, ч. 1, гл. 23). Если где есть обычай обходить с так называемой постной молитвой дома прихожан, то можно поддерживать тот обычай, потому что чем чаще священник будет посещать прихожан с пастырскими целями, тем лучше. Не следует распространять это хождение на целые недели; эта молитва предназначается для начала поста, а потому и чтение ее должно быть в первые дни св. Четыредесятницы. В Церкви отпуст при этом полагается с одним рукоблагословением; в доме же можно делать его с крестом. Священник при этом должен помнить, что его хождение с молитвой есть не простое хождение, но пастырское обозрение своего прихода, отеческое и учительное посещение своих прихожан, вверенных от Господа его попечению; а потому он должен пользоваться этим случаем для своих пастырских целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Символ веры не читается («И ныне»: сразу «Ослаби, остави…»), так как затем следует вечерня в соединении с литургией Василия Великого , где поется Символ веры . По «Отче наш…»: кондак предпразднства, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитва «Всесвятая Троице…». Отпуст краткий 246 праздничный без вводной фразы. – Если праздник случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу и изобразительны имеют следующие особенности: вначале читаются псалом 102-й («Благослови, душе моя, Господа…»), «Слава»: псалом 145-й («Хвали, душе моя, Господа…»), «И ныне»: «Единородный Сыне…», затем читаются «Блаженны» без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). Символ веры читается по обычаю. По «Отче наш…»: кондак предпразднства, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитва «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й («Благословлю Господа на всякое время…»). Отпуст краткий праздничный без вводной фразы. §2.2. В среду и пятницу сырной седмицы Вначале читаются псалом 102-й («Благослови, душе моя, Господа…»), «Слава»: псалом 145-й («Хвали, душе моя, Господа…»), «И ныне»: «Единородный Сыне…», затем читаются «Блаженны» без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов). По «Отче наш…» кондаки читаются следующим образом: – в храме Господском: кондак святого; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: кондак дня («Вознесыйся на Крест…»); кондак Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: кондаки: дня («Вознесыйся на Крест…»), храма, святого Минеи; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...». §2.3. В понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста Так как 4-я седмица – Крестопоклонная, то в понедельник, среду и пятницу этой седмицы на изобразительных читается кондак Кресту, а в пятницу после отпуста изобразительных Крест уносится в алтарь. «Блаженны» поются с поклонами по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

4. Ектения «Рцем вси…» 5. Ектений об оглашенных 6. «Ныне силы небесные…» Вход со Св. Дарами. Перенесение их на престол через царские врата. Молитва св. Ефрема Сирина 7. Ектения «Исполним вечернюю молитву нашу…», «Отче наш…» 8. Причащение. Благодарственная ектения («Прости, приимше…») 9. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю…») 10. Заключение и отпуст. VI. CXEMA ПАСХАЛЬНОГО ЦИКЛА Подготовительные недели 1. О мытаре и фарисее 2. О блудном сыне 3. О Страшном Суде (мясопустная; заговенье на мясную пищу) 4. Воспоминание Адамова изгнания (сыропустная). Прощеное воскресенье Недели св. Четыредесятницы (Великого поста) 1. Торжество Православия 2. Память св. Григория Паламы 3. Крестопоклонная 4. Память преп. Иоанна Лествичника 5. Память преп. Марии Египетской 6. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Страстная седмица 1. Великие понедельник, вторник, среда. Чтение 4–х Евангелий 2. Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери. На утрене под Великую пятницу служба Страстей Христовых (12 Евангелий) 3. Великая пятница. День Распятия и погребения. На вечерне вынос плащаницы 4. Великая суббота. Господь во гробе Пасха и послепасхальные недели 1. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ 2. Фомина (Антипасха). Во вторник Фоминой седмицы — Радоница 3. Жен–мироносиц 4. О расслабленном 5. О самарянке 6. О слепом. В четверг 6–й седмицы — ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ 7. Св. Отцов I Вселенского Собора 8. ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ТРОИЦЫН ДЕНЬ). В понедельник 1–й седмицы после Пятидесятницы — ДЕНЬ СВ. ДУХА. 9. Неделя 1–я по Пятидесятнице — Всех святых. С понедельника 2–й седмицы по Пятидесятнице начало Петрова поста (кончается 29 июня/12 июля в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла) 10. Неделя 2–я по Пятидесятнице — Всех святых, в земле Российской просиявших. VII. O ДНЕ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ И ЦЕРКОВНОМ КАЛЕНДАРЕ Согласно Евангелию от Иоанна, Господь был распят в день иудейской Пасхи, которая пришлась в тот год на пятницу. А в первый день недели (называемый сейчас воскресеньем), еще до восхода солнца, гроб Его был пуст. Пасха праздновалась с вечера 14 нисана . Однако древние принципы ее вычисления остаются не совсем ясными. Известно только, что праздник ориентировали по первому весеннему полнолунию. В связи с этим была сделана попытка установить, когда именно в правление Пилата (26–36 гг.) это полнолуние падало на пятницу. В результате получили две даты: 3 апреля 33 года и 7 апреля 30 года. Первая дата сразу же вызвала сомнения. Поскольку Христос родился за 6–7 лет до н.э. (см. прим. 45), то в 33 году Ему должно было быть уже 40 лет, что противоречит свидетельству Луки: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (3, 23). Следовательно, наиболее подходящая дата Распятия — 7 апреля 30 года, а Воскресение, таким образом, должно быть отнесено к 9 апреля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

     Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.      Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).      Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.      В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Сплошные седмицы       Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.      Сплошных седмиц пять: Святки - с 7 по 18 января, Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста, Масленица - неделя перед Великим Постом (без мяса), Пасхальная - неделя после Пасхи, Троицкая неделя после Троицы. Среда и пятница      Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.      Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается. Однодневные посты       1. Крещенский сочельник - 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.

http://zavet.ru/a/rss_1016274894.html

Хор поет: «Буди имя Господне...» (трижды), и читается 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». После чтения псалма иерей произносит: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». И в конце – отпуст: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своей Матери (затем поминается святой дня седмицы, например, в среду после литургии – святые четверга: «святых славных н всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца», и это потому, что совершалась вечерня последующего дня; далее поминаются: храмовой святой и дневные святые по календарю, потом святой следующего дня – по календарю), иже во святых отца нашего Григория Двоеслова , папы Римского, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец» 142 . Певцы поют обычное многолетие. Великое повечерие – по чину понедельника. Примечание: Учащимся необходимо обратить внимание и сравнить окончание в Великом посту вечерни в воскресенье вечером, вседневной великопостной вечерни и изобразительных, когда нет литургии Преждеосвященных Даров и когда литургия совершается. Первая седмица и Неделя Великого поста С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андреи Критского . В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого в Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Пяток Великий. Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая 2-ю), и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010