Скачать epub pdf ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЦ И НЕДЕЛЬ (ВОСКРЕСЕНИЙ) ВЕЛИКОГО ПОСТА Кроме общего руководства к посту и покаянию, Церковь в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине Церковь побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза 399 . С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Скачать epub pdf Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными происходящая в человеке-путнике всегда, особенно в дни Святой Великой Четыредесятницы, описанная по порядку ее седмиц поэтическим образом и ритмом Содержание О поэме Предисловие. Православная поэма, победившая время Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными К читателю Глава 1 Блудный сын Глава 2 Неделя о мытаре и фарисее Масленица Поклоны начинаются тогда Царица-Смирение Апокалипсис, 4 глава Любви к Богу Любви к ближнему Глава 3 Царица-Гордость Вечер понедельника 1-й седмицы Св. поста Поклоны  Сластоядение, нападающее в Пост Суббота 1-й седмицы, в которую почитается память св.Феодора Тирона     Икона Спасителя Иконоборчество Мученичество за иконы Неделя 1-я Св.поста, в которую празднуется восстановление икон Неделя 2-я Св.поста, в которую почитается память свт. Григория Паламы      Есть ангел, который молитву молящихся к Богу возносит    Неделя средняя Св. поста, в которую поклоняемся Честному Кресту Глава 4 Глава 5 Второзаконие, глава 9, стих 26  Неделя 5-я Св.поста, в которую почитается» память прп. Марии Египетской  Суббота Лазарева Неделя Ваий Седмица Святых Страстей Неделя 4-я Св. поста, в которую почитается память св. прп. Иоанна Лествичника Глава 6 Суббота Акафиста Глава 7 Святая Великая пятница Победоносный Воскресения день К читателю стихи окончательные 9 апреля 1737 года Современный поэтический перевод сделан священником Игорем Кобелевым в 2001 году 1 О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель – тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея – архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения – поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Скачать epub pdf Седмица 4-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О ВОЗДЕРЖАНИИ Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение (2,47). Воздержанием называется, конечно, не совершенное удержание от пищи (это будет насильственным разрушением плоти), но удержание себя от сластей, предпринимаемое при низложении плотского мудрования с благочестивою целью… Но подвиг воздержания касается не одного удовольствия от яств, а простирается на всякое устранение препятствующего. Поэтому в точности воздержный не будет над чревом своим одерживать победу и (в то же время) уступать оную славе человеческой; не будет преодолевать постыдную похоть и порабощаться богатством или другим каким неблагородным расположением, например гневом, печалью, всем тем, чем обыкновенно порабощаются души невежественные… Строгий закон воздержания назначает меру языку, пределы очам, непытливое слышание ушам. Кто не остается в сих границах, тот невоздержан и своеволен. Видишь ли, как около этой одной заповеди все, как в хороводе, одна за другую держатся (5,115). Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела даже до самых естественных ощущений и пожеланий, начало духовной жизни, податель вечных благ, уничтожающий жало сластолюбия… (5,117). Воздержание – это мать целомудрия, снабдитель здравия и достаточно устраняет препятствия к плодоношению добрых дел о Христе… В душевных немощах одна мера воздержания – совершенное отчуждение от всего, что ведет к пагубному удовольствию… Воздержание показывает, что человек умер со Христом и умертвил свои уды яже на земли ( Кол. 3,5 ) (5,119). Воздержание состоит… в совершенном отречении от собственных своих пожеланий (5,233). У одних тел с другими можно найти столько же различия, сколько у меди и железа с деревьями и растущими кустарниками. Посему должно избирать воздержание по мере силы каждого (5,333). И на то надобно обращать внимание, чтобы, чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий (5,334).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 2-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О СТРАСТЯХ И МАТЕРИ ИХ – ЧРЕВОУГОДИИ Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость… Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к которым относятся чревоугодие и блуд; и неестественные, как сребролюбие. Действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без содействия тела, например чревоугодие и блуд; некоторые совершаются без всякого содействия плоти, например тщеславие и гордость. Некоторые из них принимают причины возбуждения отвне, например сребролюбие, гнев, а некоторые от внутренних причин происходят, например уныние и печаль (50,240). Восемь страстей хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако же шесть первых, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние, соединены между собою каким-то сродством или связью так, что излишество первой страсти дает начало последующей… и потому против них надобно сражаться… тем же порядком, и в борьбе с ними всегда надобно нам переходить от предыдущих к последующим… Чтобы победить уныние, сначала нужно подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надобно укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, должно обуздать страсть чревоугодия. Остальные две страсти, тщеславие и гордость, так же соединяются между собой, как и предыдущие, так что усиление одной дает начало другой… Но от шести первых страстей они совершенно отличаются и не соединяются с ними подобным образом: не только не получают от них никакого повода к своему рождению, но даже противным образом возбуждаются. Ибо по истреблении первых шести эти две сильнее плодятся… Поэтому мы подвергаемся брани особенным образом от этих двух страстей… чтобы истребить гордость, надобно прежде подавить тщеславие. И таким образом, по подавлении предыдущих, последующие утихнут… И хотя сказанные восемь страстей связаны между собою упомянутым образом и смешаны, однако же частнее они разделяются на четыре союза и сопряжения, ибо блудная похоть соединяется особым союзом с чревоугодием, гнев – с сребролюбием, уныние – с печалью, а гордость тесно соединяется с тщеславием (50,246).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мониторинг СМИ Четвертая седмица Великого поста — о чем не забыть Продолжается поклонение Кресту, в воскресенье — память Иоанна Лествичника 08.04.2024 15:23 Фото: pravmir.ru Четвертая седмица Великого поста в 2024 году — с 8 по 14 апреля. Что нужно успеть на этой неделе — рассказывает «Правмир».  В понедельник, среду и пятницу этой седмицы на службах совершается поклонение Кресту. В пятницу по окончании часов, перед литургией, Крест уносится в алтарь. Вся четвертая седмица называется Крестопоклонною. В пятницу, 12 апреля, Четвертой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров. В субботу Четвертой седмицы, 13 апреля, совершается заупокойная служба — это последняя, третья, суббота особого поминовения усопших. Субботы 2-й, 3-й  и 4-й седмиц назначены Церковью для поминовения усопших по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.  Но в 2024 году в субботу третье седмицы  заупокойная служба не совершалась по случаю Предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы. На этой неделе пост проходит свой экватор, а в воскресенье, 14 апреля, Церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Лествичника, который, по словам митрополита Антония Сурожского, «сделал попытку нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Когда перед нами встает вопрос, что же делать, перед нами встают тысячами и свидетели о том, как поступить и что сделать». Главное творение преподобного Иоанна, «Лествица», особенно чтится монахами, но и миряне стараются еще раз перечитать «Лествицу» в дни Великого поста. Это учение о восхождении ко Господу, когда христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Во время гастрономически строгого, но такого духовно отрадного Великого поста есть место и праздникам, – тихим, радостным, тёплым посиделкам в кругу близких и любимых. Часто в одной семье люди постятся с разной степенью строгости – здоровые взрослые, дети, старики, болящие, – но праздничный стол, чайный в данном случае, должен быть постным для всех. В нашей семье дети со всей серьёзностью восприняли начало нынешнего Великого поста, и, хорошо подумав и бурно поспорив, приняли решение: отказаться на время поста от развлекательных кино- и мультфильмов (сохранив при этом познавательные программы и аудиоэнциклопедии) и… совершенно не есть сладкого. Вторая часть искренней детской жертвы показалась нам чересчур жёсткой и трудновыполнимой. Поэтому был проведён ещё один, уже общесемейный, совет, на котором постановили: отменить сладости по будням, а в выходные и праздники вкушать их в разумных количествах. Повод не заставил себя ждать. Первая седмица поста завершилась традиционным воскресным посещением бабушки и дедушки с обязательными бабушкиными пирогами, на этот раз постными – с гречнево-грибной и капустной начинками, маковым рулетом и медовой коврижкой. А на следующий день, в понедельник, случился день рождения нашего младшего, Василия. По этому случаю были приготовлены финиково-кунжутные конфеты, трубочки с джемом, морковные кексы, ягодный мармелад и конечно торт. Бабушкины пироги Мука пшеничная – 1кг Сухие дрожжи – 1 пакетик (11 г) Масло растительное (подсолнечное рафинированное или оливковое, рафинированное или Extra Virgin) – 100гр Сахар – 2 ст. ложки Соль – 1-1,5 ч. ложки Вода – 450-500мл Молотый кардамон (по желанию) – 0,5 ч. ложки Муку (лучше просеянную) смешать с дрожжами, сахаром, солью и, если используете, кардамоном. Добавить тёплую воду, масло, перемешать и вымесить тесто. Вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет липнуть к рукам. Оно должно быть мягким и хорошо вымешанным. Накрыть салфеткой и оставить для выстаивания. После того как тесто дважды увеличится в объёме (его надо будет обмять), можно формировать пироги.

http://pravoslavie.ru/52038.html

Летопись жизни Сретенской духовной семинарии Седмица 2-я Великого поста Понедельник. 14 марта Прмц. Евдокии Началась 2-я седмица Великого поста, а вместе с ней продолжилась и учеба в Сретенской семинарии. После проведенной в молитвах и послушаниях первой седмицы Святой Четыредесятницы, семинаристы вновь наполнили аудитории. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru Студентам 3-го курса проф. Светозарский А.К. рассказал о миссионерстве в 19 веке. Трудами прп. Макария (Глухарева) была основана Алтайская миссия, а прп. Германа Аляскинского – проповедено Слово Божие народом Америки.   За студенческой трапезой начали читать знаменитый труд свт. Филарета (Гумилевского) «О страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Вторник. 15 марта Свт. Арсения, еп. Тверского Прот. Вадим Леонов рассказал студентам 4-го курса о догматическом понимании таинства брака, а воспитанникам 3-го курса – о православном учении о Церкви. После обеда воспитанники семинарии пропели многолетие имениннику – студенту 2-го курса Арсению Иванченко. Сретенский ставропигиальный монастырь посетила группа паломников из Тверской области в составе 80-ти человек. Знакомил гостей со святой обителью студент 4-го курса Сергей Никитин. Выслушав рассказ об истории монастыря, паломники поклонились мощам сщмч. Илариона и прп. Марии Египетской, приложились к копии Туринской плащаницы, которая находится в монастыре. Ознакомившись с обителью, паломники поблагодарили экскурсовода и отпаравились в Покровский женский монастырь.   Студент 3-го курса Алексей Александров произнес проповедь о братолюбии. Среда. 16 марта Мч. Евтропия Доцент Р.М. Конь рассказал студентам 4-го курса о вероучении адвентистов седьмого дня, в частности, об их почитании субботы вместо воскресенья. Вечером была совершена литургия Преждеосвященных Даров. За Богослужением пел семинарский хор, многие студенты причащались. Вечернее совершение литургии и причащение возвращает нас к постановлениям Типикона. Студент 3-го курса Александр Бованенко произнес проповедь о необходимости любить свое земное Отечество.

http://pravoslavie.ru/45616.html

Православные просветительские курсы Программа 6-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (2019–2020 гг.) Цикл встреч «ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Место проведения: актовый зал Сретенской духовной семинарии. По понедельникам. Начало в 19:00. Темой 2020 года стала русская литература, а именно – ее духовные основы. Курс лекций читает профессор Александр Ужанков - российский филолог, литературовед, культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси. Доктор филологических наук, кандидат культурологии, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Фреска «Христос и Его ученики». Фото: Православие.Ru 20.01.2020 Духовные основы русской цивилизации и мировоззрение древнерусского книжника В лекции рассматривается русская цивилизация как третья православная. Рассматриваются четыре краеугольных камня цивилизации: вера, язык, история и культура. 27.01.2020 3.02.2020 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Эту повесть называют повестью о любви, хотя в самом тексте это слово ни разу не встречается. Что же это за загадочная любовь? 10.02.2020 17.02.2020 24.02.2020 2.03.2020 ВСТРЕЧИ НЕ БУДЕТ (Первая седмица Великого поста) 9.03.2020 16.03.2020 23.03.2020 Духовная лестница Н.В. Гоголя: «Ревизор», «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями» 30.03.2020 Пророк в своем отечестве. М.Ю. Лермонтов в поисках своего дома 6.04.2020 ВСТРЕЧИ НЕ БУДЕТ (Благовещение Пресвятой Богородицы) 13.04.2020 ВСТРЕЧИ НЕ БУДЕТ (Понедельник Страстной седмицы) 20.04.2020 ВСТРЕЧИ НЕ БУДЕТ (Понедельник Светлой седмицы) 27.04.2020 Духовные основы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание Учение о прилоге и его использование в построении образа главного героя. 4.05.2020 ВСТРЕЧИ НЕ БУДЕТ Майские праздники 11.05.2020 Духовные основы романов Ф.М. Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы» 18.05.2020 Так просиял ли луч света в темном царстве? О драме А.Н. Островского «Гроза» 25.05.2020 Осмысление роли личности и народа в истории на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

http://pravoslavie.ru/74480.html

Разделы портала «Азбука веры» О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатыя, да ни мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого-либо: Ты – общий всех Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь; все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дондеже ущедриши нас. Аминь. Перевод: О, кроткий и смиренный сердцем Творец, Податель жизни, Искупитель, Управитель и Хранитель наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в этих столь дорогих Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да не возомним мы, что мы насыщаем, обеспечиваем и поддерживаем кого-либо: Ты – всеобщий Благодетель – питаешь, обеспечиваешь и охраняешь; все под крылами Твоей благости, милосердия и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, потому что мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих, – каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабыни – на руку госпожи её, доколе не помилуешь нас ( Пс.122:2 ). Аминь. Праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том 1, 551. См. КРОТОСТЬ , СМИРЕНИЕ , БЛИЖНИЙ Рекомендуем молитвы 3 комментария Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944). мц. Параскевы Кочневой (1939). Самое популярное Сейчас в разделе 3977  чел. Всего просмотров 282 млн. Всего записей 1877 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-o-d...

Разделы портала «Азбука веры» О, святый праведный Иосифе ! Ты, еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, Иже благоизволи именовати тя отца Своего, яко Обрученика Своея Матере, и послушати тя. Веруем, яко ныне, с лики праведных во обителех Небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сомнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых; якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя; якоже хранил еси от всякаго вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его Православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий, яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяше, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь. См. также: Акафист святому и праведному Иосифу Обручнику Пресвятой Девы Марии. Рекомендуем молитвы 2 комментария Понедельник, 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. сщмч. Иринея, епископа Сирмийского (Сремского) (304). мчч. Вафусия и Верка, пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). прп. Малха Сирийского (IV). прп. Василия Нового, Константинопольского (ок. 944). мц. Параскевы Кочневой (1939). Самое популярное Сейчас в разделе 3444  чел. Всего просмотров 282 млн. Всего записей 1877 ©2024 Молитвослов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pra...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010