В самый праздник. Всенощное бдение (если праздник случится не в понедельник) начинается великим повечерием На нем после псалма «живый в помощи Вышняго» поется (а не читается) с нами Бог; затем читаются обычные тропари: День прешед... Бесплотное естество... Верую во единого.. Пресвятая Владычице Богородице. Три святое и по Отче наш тропарь святого праздничного (а седмичные тропари, напр. Невидимых врат моих и др., оставляются) По 2-м трисвятом (читаемом после молитвы Господи Вседержителю) читается кондак праздничного святого, и после него – Господи помилуй 40 (Тропари же: «Помилуй нас Господи» не читаются). После чтения «Слава в вышних Богу» бывает лития. Если праздник случится в понедельник 2-й, 3-й, 4-й и 6-й недель поста, то в неделю вечера всенощное бдение начинается великою вечернею. На ней, вместо стпхословия кафизиы, поется «Блажен муж» 1-й антифон; «Господи воззвах» поется во глас первых стихир Стихир поется 8: триоди дня 3 и празднуемого святого 5, слава святого, и ныне Богородичен – догнать по гласу славы. Вход Прокимен великий, – в недели 3-ю и 5-ю «Дал еси, достояние», а в недели 2-ю и 4-й: Не отврати лица Твоего, Партии святому празднуемому 3 Ектенья: Рцем вси., «Сподобя Господи», Ектенья «исполним вечернюю молитву» и лития. На литии стихиры и слава празднуемого святого, и ныне Богородичен по гласу славы «Спаси Боже люди Твоя» и проч. что положено на литии. Стихиры на стиховне триоди: самогласен дня и мученичен, слава – святого, и ныне – Богородичен воскресен. Ныне отпущаеши. Трисвятое, Отче наш. Тропарь святого дважды, Богородице Дево – однажды. Благословение хлебов. Буди имя Господпе Псалом: «Благословлю Господа» до – «ие лишатся всякого блага». Шестопсалмие Великая ектенья Бог господь во глас тропаря святого 2-жды, слава и ныне богородичен воскресный по гласу тропаря. Кафизмы 3; после 1-й и 2-й кафизмы седальны триоди, и ектеньй после кафизм не бывает; 3-й кафизмы оба седальна святого и бывает ектенья. Полиелей. Величание святому. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа «От юности моея»...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

За сим мысль ваша естественно обратится к возрасту мужескому, к тому званию, которое суждено вам проходить, тому роду жизни, который довелось вести. Тут вы заметите со тщанием положение ваше в мире и круге вашей деятельности, отношение вашего характера к вашему званию и роду жизни; кто те люди, кои действуют на вашу судьбу, и те, на судьбу коих действуете вы; от чего зависели успехи и неуспехи ваши доселе, каким вы подвергались несчастьям, от каких страдали болезней, какие терпели потери, в каком отношении вы к обществу и своему семейству; кто ваши доброжелатели и друзья, кто враги и недруги, и почему те и другие в таком, а не в другом к вам отношении? Все это должно рассмотреть не поверхностно, как странникам и соглядатаям в чужой земле, а как хозяевам дома, кои хотят знать, в каком состоянии их дела и дом. И все это, однако же, есть только предварительная работа, только приступ к делу. Собрав вновь все силы ума, вооружившись всем беспристрастием, вы приступите потом к главному занятию над самими собой, постараетесь узнать, в каком состоянии находитесь вы в отношении к вашему спасению. Здесь должно иметь в виду преимущественно три предмета: 1) куда принадлежим мы – к числу людей обращенных, в коих началось уже дело спасения, или к числу людей, кои доселе вовсе не мыслили о спасении, оставались в состоянии греха и нечувствия духовного? 2) если мы не имели еще счастья прейти средостение, отделяющее малое число спасаемых от толпы людей погибающих, то в чем особенно состоит наша греховность и нечистота, какая страсть наиболее господствует в нас и что особенно питает ее и укрепляет? 3) если, напротив, по благодати Божией, в нас положено уже начало духовного обновления, то как идем мы по новому пути благодати, с той ли силой, тем ли преспеянием, как должно и если не так, то что препятствует нашему духовному возрастанию и плодоношению? – Вот, говорю, три главных вопроса, кои мы должны иметь в виду всякий раз, когда хотим знать, в каком мы состоянии по отношению к нашему спасению! Кто разрешит их, как должно, пред тем откроется образ его нравственного бытия, тот будет знать, кто и что он для неба и вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ 23 февраля Понедельник первой седмицы Великого поста. Молитва за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы День защитника Отечества. Возложение венка к могиле Неизвестного солдата у стен Московского Кремля Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя г. Москвы 24 февраля Вторник первой седмицы Великого поста. Молитва за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном монастыре г. Москвы Совместное заседание рабочей группы при Президенте РФ по подготовке мероприятий, посвященных памяти св. равноап. кн. Владимира, и Попечительского совета ПСТГУ в Московском епархиальном доме Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы 25 февраля Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы 26 февраля Четверг первой седмицы Великого поста. Молитва за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском монастыре Зосимова пустынь Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Никольском храме Покровского Хотькова ставропигиального монастыря 27 февраля Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Канун субботы первой седмицы Великого поста. Утреня в храме Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы 28 февраля Суббота первой седмицы Великого поста. Литургия в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре Канун Недели первой Великого поста, Торжества Православия. Всенощное бдение в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского монастыря г. Москвы МАРТ 1 марта Неделя первая Великого поста, Торжества Православия. Литургия и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя г. Москвы 8 марта Неделя 2-я Великого поста, день памяти свт. Григория Паламы, праздник обретения мощей блаж. Матроны Московской. Литургия в храме Воскресения Словущего в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. Хиротония архимандрита Иоанна (Мошнегуцу) во епископа Сорокского, викария Кишиневской епархии

http://patriarchia.ru/db/text/4128428.ht...

25 февраля Праздник Иверской иконы Божией Матери, день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца . Литургия в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы 26 февраля Неделя сыропустная (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания . Освящение возрожденного храма Воскресения Христова  Патриаршего подворья на Семеновском кладбище г. Москвы. Литургия в новоосвященном храме Вечерня с чином прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве ВЕЛИКИЙ ПОСТ 27 февраля Понедельник первой седмицы Великого поста, день памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского . Уставное богослужение в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве 28 февраля Вторник первой седмицы Великого поста . Уставное богослужение в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре Повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы МАРТ 1 марта Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы 2 марта Четверг первой седмицы Великого поста . Уставное богослужение в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы Повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 3 марта Пятница первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Утреня в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве 4 марта Суббота первой седмицы Великого поста, день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, и великомученика Феодора Тирона . Освящение храма святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, что на Сивцевом Вражке, г. Москвы. Литургия в новоосвященном храме Канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия . Всенощное бдение в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://patriarchia.ru/db/text/4943019.ht...

ВЕЛИКИЙ ПОСТ 27 февраля Понедельник первой седмицы Великого поста . Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве 28 февраля Вторник первой седмицы Великого поста . Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы МАРТ 1 марта Среда первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в Москве Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы 2 марта Четверг первой седмицы Великого поста . Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве 3 марта Пятница первой седмицы Великого поста . Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве 4 марта День памяти великомученика Феодора Тирона и святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля 5 марта Неделя 1-я Великого поста, Торжества Православия . Литургия в Храме Христа Спасителя в Москве 7 марта Встреча со священниками, осуществляющими миссионерскую деятельность в Интернете, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве 9 марта Рабочие встречи в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве: с губернатором Кемеровской области — Кузбасса С.Е. Цивилевым и митрополитом Кемеровским и Прокопьевским Аристархом с Чрезвычайным и Полномочным послом Королевства Бахрейн в Российской Федерации Ахмедом Абдулрахманом Аль-Саати 11 марта Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций в связи с ситуацией вокруг Киево-Печерской Лавры 12 марта Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы . Освящение храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы. Литургия в новоосвященном храме 14 марта Освящение храма на территории СИЗО 1 «Матросская тишина» в Москве 16 марта Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-12-31/...

26 февраля Участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане 27 февраля Завершение  визита в Иорданское Хашимитское Королевство 28 февраля Объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета в Малахитовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя г. Москвы МАРТ 1 марта Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя г. Москвы ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2 марта Понедельник первой седмицы Великого поста . Участие в уставном богослужении в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя г. Москвы 3 марта Вторник первой седмицы Великого поста . Участие в уставном богослужении в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 4 марта Среда первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 5 марта Четверг первой седмицы Великого поста . Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 6 марта Пятница первой седмицы Великого поста . Литургия Преждеосвященных Даров в Трапезном храме в честь прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры Канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти вмч. Феодора Тирона, праздника обретения мощей блж. Матроны Московской . Утреня в Покровском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://patriarchia.ru/md/db/text/5696091...

26 февраля Участие во встрече Предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей в Аммане 27 февраля Завершение визита в Иорданское Хашимитское Королевство 28 февраля Объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета в Малахитовом зале гостиничного комплекса «Даниловский» в Москве Заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя г. Москвы МАРТ 1 марта Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца. Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя г. Москвы ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2 марта Понедельник первой седмицы Великого поста. Участие в уставном богослужении в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя г. Москвы 3 марта Вторник первой седмицы Великого поста. Участие в уставном богослужении в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 4 марта Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 5 марта Четверг первой седмицы Великого поста. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы 6 марта Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Трапезном храме в честь прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры Канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти вмч. Феодора Тирона, праздника обретения мощей блж. Матроны Московской. Утреня в Покровском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы

http://pravoslavie.ru/136522.html

  Храм Гроба Господня В православном богослужении X–XXI вв. После X в. большое распространение в православном мире получает Студийский устав, а с XII–XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в православной Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы согласно этим уставам совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или несколько раньше — на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени. Студийский устав. Согласно основным редакциям Студийского устава — первоначальной и афоно-итал.,— служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни — те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Великую среду — 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник — двупеснец прп. Космы, в среду — канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) — светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Великий понедельник (на которой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Великий вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница), из-за чего часы в этот день несколько сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Великой среде (ГИМ. Син. 330. Л. 22 об.— 26).

http://sedmitza.ru/text/414245.html

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав , а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни. Студийский устав Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница ), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 22 об.- 26).

http://pravenc.ru/text/Великие ...

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь. 1963 г. Слово во вторник 1-й седмицы Великого поста за великим повечерием О посте и пользе его Се, ныне время благоприятно, се, ныне дни спасения. (ср.: 2 Кор. 6, 2) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, мы с вами вступили в подвиг Великого спасительного поста, который установлен Церковью в подражание примеру Самого Господа Иисуса Христа, ибо Он ради нашего спасения постился сорок дней, не вкушая в это время никакой пищи и не принимая никакого пития. Так и нам, Его последователям, Святая Православная Церковь строго заповедала хранить святое воздержание, духовное и телесное, в течение четыредесяти дней, начиная со вчерашнего дня, называемого Чистым понедельником, и до пятницы шестой, или Вербной, седмицы. Оттого сей наступивший пост называется у нас Святою и Великою Четыредесятницею. Святая Церковь в эти великие покаянные дни облеклась в траурную одежду и особою службою, молитвословиями, песнопениями, постовым колокольным звоном выражает, что она в эти дни сокрушается, сетует, плачет о своих чадах, призывая к этому и нас с вами. Подобно тому как евреи, лишившиеся своего отечества, плакали на реках вавилонских, так и мы призываемся в эти святые дни оплакивать утрату своего Небесного Отечества, которого мы лишились по нашим грехам и беззакониям. Оплакивание грехов Церковь соединила с постом, ибо он окрыляет наше покаяние и возносит его к Престолу Божию. Подвиг поста - дело святое и весьма древнее. " Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непосредственно обновляемый, цветущий во всей красоте " , - говорит святитель Василий Великий. Думаешь ли, что древность его считают со времени происхождения Закона? Пост старше Закона. Пост - не новое изобретение, но драгоценность Отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста, он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Первую заповедь принял Адам: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А сие не снесте есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Мы, поврежденные грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. Проклята земля: тернии и волчцы возрастит тебе (ср.: Быт. 3, 17-18) - велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдись пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010