Глава 8. Русская Православная Церковь в XX веке Подготовка Поместного Собора . Последним российским императором был Николай II, благочестивый человек, искренне желавший наладить положение Церкви в своем государстве. Он сочувствовал желанию церковных деятелей созвать Поместный Собор и обсудить вопрос о восстановлении патриаршества и других необходимых преобразованиях в церковной жизни. Против этого был обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, которому император доверял. Тем не менее в 1905 г. удалось начать работу по подготовке Собора. Всем епархиальным архиереям была разослана анкета, содержавшая вопросы относительно желательных преобразований в управлении и жизни Церкви. Ответы, пришедшие от епископов, были затем изданы в нескольких томах. В 1906–1907 гг. при Святейшем Синоде действовало Предсоборное Присутствие в составе известных иерархов, профессоров духовных академий и видных церковно-общественных деятелей. В его задачу входило выработать на основании отзывов епархиальных архиереев программу будущего Собора. Однако, несмотря на большую подготовительную работу, Поместный Собор созвать тогда не удалось. Это стало возможным только после падения, монархии в 1917 году. Праведный Иоанн Кронштадтский . В XIX и в первые годы XX столетия прославился еще один праведник – протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Молодым священником, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии приехал он в портовый город Кронштадт, недалеко от Петербурга. Это был его первый приход, и в нем он оставался всю жизнь. Как и во многих других портовых городах, жизнь в Кронштадте отличалась испорченностью нравов. Останавливаясь там после долгих плаваний, матросы кутили и напивались, а попойки кончались драками. В Кронштадт из Петербурга высылали бездомных и нищих, подобранных на улице. Жили эти опустившиеся люди по краям города в скверных лачугах. Там царили нищета, грязь, безысходность. Отец Иоанн сразу понял, что именно эти люди – его прихожане и о них он должен заботиться. Особенно тяжело ему было видеть в этих условиях детей, и в первую очередь он старался привлекать их к себе и заботиться о них. Отец Иоанн понимал, что нельзя учить добру людей, не помогая им в их нужде. Сначала он раздавал все свои деньги, так что дома у него ничего не оставалось, но он скоро понял, что такой его помощи недостаточно. С помощью привлеченных им людей он создал в Кронштадте целый городок, который назывался «Домом трудолюбия». В нем были фабрики и мастерские, на которых работа не требовала особых знаний или силы, где было занято около семи тысяч человек. Были там школа для детей, библиотека и приют для маленьких ребят, матери которых работали. Летом устраивались летние детские колонии. Был большой дом, где могли ночевать бездомные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Документы Заявление Синода РПЦ в связи с решением Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) 20.07.2006 15:40 ЗАЯВЛЕНИЕ Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением Священного Синода Константинопольского Патриархата о принятии в свою юрисдикцию епископа Василия (Осборна) Сохранение единства Вселенского Православия и мирное свидетельство о Евангелии Христовом Поместных Православных Церквей с необходимостью требует, чтобы в отношениях между ними соблюдались незыблемые нормы, определенные правилами Святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов Церкви. В частности, священные каноны повелевают, «да сохраняются преимущества Церквей» (Первого Вселенского Собора правило 6), и предостерегают, «дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его или его предшественников» (Третьего Вселенского Собора правило 8). Нарушение этого основоположного канонического принципа отцы Третьего Вселенского Собора в том же правиле характеризовали как «дело, вопреки постановлениям церковным и правилам Святых Апостолов нововводимое, и посягающее на свободу всех», почему и указали наперед, что если кто «предложит постановление, противное тому, что ныне определено, угодно всему Святому и Вселенскому Собору, да будет оно недействительно». Между тем, согласно распространенному сообщению из секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, подтвержденному затем письмом Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея,  8 июня сего года в юрисдикцию Константинопольского Патриархата принят бывший епископ Сергиевский Василий, недавно уволенный от управления Сурожской епархией Московского Патриархата. Преосвященный Василий, как сообщается, избран викарием архиепископа Команского Гавриила с титулом епископа Амфипольского и включен в состав экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе, находящегося в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > В 2016 году в Константинополе планируется созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви Завершилось собрание (сикансис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей 10.03.2014 499 Время на чтение 12 минут 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре, сообщает Патриархия.ru. Вчера, в Неделю Торжества Православия, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского Патриарха. Служение утрени, которая предваряла Литургию, возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В храме молились иерархи Поместных Православных Церквей, священнослужители, многочисленные верующие. В числе молившихся за богослужением были царь болгар Симеон II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, представители российского дипломатического корпуса. Во время богослужения звучали молитвословия на греческом, церковнославянском, грузинском, сербском, арабском, румынском, албанском языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/v_...

Лето патриархов В последние годы верующих будоражили самые разные новости о намечавшемся на 2016-й Всеправославном соборе в Константинополе 5 февраля, 2016 В последние годы верующих будоражили самые разные новости о намечавшемся на 2016-й Всеправославном соборе в Константинополе В последние годы верующих будоражили самые разные новости о намечавшемся на 2016-й Всеправославном соборе в Константинополе. Именуемый нередко восьмым Вселенским (предыдущий собирался более 1200 лет назад), он заранее признавался многими чуть ли не апокалиптическим. Однако результаты Совещания (Синаксиса) предстоятелей поместных Церквей в Шамбези, а особенно — обнародованные документы повестки дня Собора, перенесенного на остров Крит, заметно снизили тревогу. Как считают очевидцы, важнейшую роль в этом сыграл лично патриарх Кирилл На заседании в женевском пригороде было решено провести Святой и Великий Всеправославный собор с 16 по 27 июня на греческом Крите. От каждой из поместных церквей ожидается участие 24 архиереев. Событие это очень значимо для христиан независимо от конфессии, хотя оценки и даже определения его статуса сильно расходятся. Вселенские соборы от первого (Никейского, 325 год) до последнего, седьмого (Никейского, 787 год) созывались православными императорами Византии. Базилевс задавал епископам вопросы, имел право совещательного голоса и утверждал решения подписью, без которой они были недействительны. Противники нынешнего собора говорят, что тогда все вероучительные вопросы были решены, ереси осуждены — так зачем городить огород? Разве что анафематствовать новейшую ересь — экуменизм? Но так вопрос явно не будет поставлен. Главный инициатор встречи, нынешний Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей, чья духовная власть ограничена греческим кварталом Стамбула, — сам ярый экуменист и союзник Ватикана, претендующий на роль некоего «восточного папы» под рукой римского понтифика. Он же будет председательствовать на Крите. Критики указывали на то, что решения грядущего форума будут недействительны без согласия всех православных церквей. Ведь до последнего момента от участия открещивались Элладская, Антиохийская, Грузинская, выражали сомнения Сербская, да и Русская православная церкви. Недаром название мероприятия несколько раз менялось: от «Вселенского собора» до «Всеправославного совещания».

http://pravmir.ru/leto-patriarhov/

М.Б. Данилушкин Глава 14. Церковные Соборы 1940-х годов Поместный Собор 1945 года Рассматриваемый Собор, созванный по решению Собора епископов от 23 Ноября 1944 г., проходил в Москве в храме Воскресения в Сокольниках 31 Января-2 Февраля 1945 г. 553 На этом Соборе было 204 участника, из них членов Собора 171 человек от 89 епархий, почётных гостей – 33 человека. Среди членов Собора было 46 архиереев (4 митрополита, 13 архиепископов и 29 епископов), 87 клириков (3 архимандрита, 2 игумена, 68 протоиереев, 8 иереев, 3 иеромонаха, 2 диакона и 1 иеродиакон) и 38 мирян. Из зарубежных епархий и приходов Московского Патриархата был представлен только экзархат в Америке – митрополитом Алеутским и Северо-Американским Вениамином (Федченковым) . Присутствию на Соборе почётных гостей – предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей уделялось особое внимание. Власти стремились показать мировому общественному мнению наличие религиозной свободы в СССР и не препятствовали приглашениям. Содействовать росту авторитета Московской Патриархии было также в интересах советского правительства, поскольку это ослабляло враждебную коммунизму Русскую Зарубежную Церковь . Она переживала суровые времена. Советская армия, победоносно шагавшая по Европе, несла не только освобождение другим народам, но и репрессии своему собственному народу. В Восточной зоне оккупации происходили массовые аресты Русских эмигрантов, не успевших уйти на Запад – мирян и клириков. Как правило, впереди их ожидал расстрел или многолетнее лагерное заключение. Многие беженцы, укрывшиеся в Западной зоне, были выданы Англо-Американскими союзниками властям СССР. В Югославии, Чехословакии и других странах закрывались храмы, подчинённые Зарубежной Церкви. Теперь физические репрессии требовалось усугубить моральной изоляцией как «зарубежников», так и подсоветских верующих, по-прежнему не признававших Декларацию 1927 года. И.В. Сталин, умевший извлечь политическую выгоду даже из своих уступок и компромиссов, видимо, рассчитывал, что широкая демонстрация признания зарубежными Православными Церквями Московского Патриархата будет способствовать этому. Вот почему власти, прежде не особо поощрявшие международные церковные связи, на сей раз проявили заинтересованность в широком зарубежном представительстве на Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Иларион: «Мы до сих пор не получили никаких официальных сведений о бюджете Собора» 8 июня, 2016 В интервью газете The National Herald, вышедшем на греческом языке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы, касающиеся подготовки к Всеправославному Собору. В интервью  газете The National Herald, вышедшем на греческом языке, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы, касающиеся подготовки к Всеправославному Собору. — Ваше Высокопреосвященство, что Вы думаете в общем о Святом и Великом Соборе, который будет созван на Крите в Греции в следующем месяце? — За последнюю тысячу лет в Православной Церкви неоднократно созывались Соборы, которые в большей или меньшей степени можно охарактеризовать как Всеправославные, поскольку в них участвовали представители разных Поместных Церквей. К числу таковых относится, к примеру, Константинопольский Собор 1593 года, утвердивший Патриаршество в Русской Церкви, а также некоторые другие Соборы. Запланированный на июнь этого года на острове Крит Святой и Великий Собор должен стать самым масштабным и представительным из них. Его непосредственная подготовка продолжалась более полувека. Уже эти два обстоятельства говорят о том, что предстоящий Собор должен стать событием историческим. Я участвовал во всех предсоборных мероприятиях с момента возобновления предсоборного процесса в 2008 году после длительного перерыва и знаю, как иной раз непросто было прийти к всеправославному согласию по важным вопросам подготовки Собора. То, что по наиболее принципиальным из них удалось достичь единомыслия, — большое достижение, и я испытываю в связи с этим радость и удовлетворение. В то же время хотел бы обратить внимание на то, что единство и единомыслие, которое, Бог даст, мы засвидетельствуем на Соборе, — это не окончание, но, скорее, начало совместных трудов на пути к углублению братского сотрудничества Поместных Церквей и укреплению всеправославного единства. Успешное проведение Святого и Великого Собора — это тот совместный капитал, который нам надлежит приумножить, но не растратить, и в этом — ответственность каждого из нас.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-myi...

Подготовка к Всеправославному Собору — «Люди всегда важнее любых слов и концепций» (+ Видео) «Люди всегда важнее любых слов и концепций». Митрополит Галльский Эммануил — о Всеправославном соборе 12 марта, 2016 «Люди всегда важнее любых слов и концепций». Митрополит Галльский Эммануил — о Всеправославном соборе В пятницу, 11 марта, в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялся семинар, посвященный предстоящему Всеправославному Собору. Как идет подготовка, каким будет регламент и что станут обсуждать на Соборе представители Поместных Церквей, рассказал высокий представитель Константинопольского Вселенского Патриархата Митрополит Галльский Эммануил. http://youtu.be/vLgEt9TjPLY Митрополит Галльский Эммануил прилетел в Москву накануне ночью по просьбе российской делегации, принимавшей участие в совещании предстоятелей Поместных Церквей в январе 2016 года в Шамбези. «Мы обратились к Патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой направить в пределы Русской Церкви авторитетного иерарха Вселенского Патриархата, который мог бы изложить точку зрения Патриархата на подготовку и проведение Всеправославного собора,– сказал в своем приветственном слове митрополит Волоколамский Иларион.– И хотя документы, которые планируется рассмотреть и принять на соборе уже опубликованы, но жизнь показывает, люди не всегда читают документы». По мнению Владыки Илариона, приезд в Москву митрополита Эммануила – это возможность услышать из первых уст о готовящихся мероприятиях. Митрополит Эммануил служит на Фанаре вместе с Патриархом Варфоломеем. Уже двадцать лет помогает патриарху в его миссии по свидетельству Православия в мире. Многие годы сотрудничает с Русской Православной Церковью в подготовке и проведении различных мероприятий межправославного, межхристианского и межрелигиозного характера. На встрече он, как непосредственный участник предстоящего Собора, поделился личными размышлениями о состоянии в мире накануне Собора. Преодолеть разобщенность

http://pravmir.ru/podgotovka-k-vsepravos...

Пресса/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Пресса   Встреча с Православием Интернет-журнал Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English edition Аудио Видео Вышел 18-й номер журнала БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ПОСЛЕДНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ Отношения между Русской Православной и Русской Зарубежной церквями   Патриарх Московский и всея Руси Алексий П неоднократно призывал иерархов РПЦЗ к примирению и предлагал руководству РПЦЗ провести совместную встречу. Приглашение Патриарха посетить Москву было передано главе зарубежной церкви Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Восточно- Американскому и Нью-Йоркскому Лавру президентом России Владимиром Путиным 24 сентября 2003 года в ходе его визита в Нью-Йорк. далее... Русская православная церковь будет единой   Собор Русской православной церкви за границей, проходящий в Сан-Франциско, проголосовал за объединение с церквью в России. Единство РПЦ было нарушено после революции 1917 года. далее... Раскола Русской Зарубежной Церкви не будет, считает протоиерей Виктор Потапов Ольга Липич " Группа клириков, настроенных против восстановления евхаристического общения, в кулуарах выразили мнение, что не отойдут от Зарубежной церкви и последуют за архиереями. Это вселяет надежду, что наша Зарубежная церковь сохранится в том виде, в котором она сейчас есть " . далее...   Делегаты Всезарубежного Собора высказываются за церковное единство   Большинство делегатов 4-го Всезарубежного Собора Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в первый день обсуждения вопроса о восстановлении евхаристического (полного церковного) общения с Московским Патриархатом высказались за церковное единство, сообщил РИА " Новости " председатель редколлегии по изданию Деяний Собора протоиерей Виктор Потапов. далее... Преодоление разделения в Русской Православной Церкви укрепит Православие в мире Интервью личного секретаря Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра священника Серафима Гана РИА " Новости " Преодоление разделения укрепит Православие вообще и, в частности, русское Православие.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Скачать epub pdf О Соборе, состоявшемся в Карфагене при сщмч. Киприане 36 Предисловие В Кархидоне, иначе Карфагене, при св. сщмч. Киприане состоялось три Поместных [ 37 ] собора по вопросу о перекрещивании. Первый – в 255 г. по Р. X., в четвертый год царствования Валериана и Галлиена [ 38 ] . На нем было определено, что никто не может быть крещен вне Церкви, поскольку крещение одно – крещение Кафолической Церкви, а потому и еретиков, когда они приходят в Кафолическую Церковь , подобает перекрещивать. Тех же, которые вначале получили совершенное по правилам крещение у православных, а потом стали еретиками, при возвращении в православие подобает принимать не через крещение, как говорил Новат, но только через молитву и возложение рук, как это явствует из послания к Квинту, т. е. 71-го письма Киприана (об этом см. также I Всел. 8). Второй Собор был в 258 г. или, по Милиасу, в 256 г. (см. 1-й т. «Синодикона»), на нем присутствовал 71 епископ из Нумидии и прочих мест Африки. Св. Киприан собрал их для того, чтобы они с большей властью утвердили и одобрили изложенное на предыдущем Соборе определение о перекрещивании. И они определили, во-первых, что всех тех, которые, пребывая в Церкви (т. е. являясь клириками), оставляют веру, должно при их возвращении принимать только как мирян; а, во-вторых, что крещение еретиков совершенно недействительно, так что когда они обращаются и крестятся согласно православному учению, то не считаются принимающими второе крещение, но рассматриваются как крещаемые впервые, поскольку вообще не имеют истинного крещения. В том же году при св. Киприане в Карфагене состоялся и третий Собор, на котором присутствовали 84 епископа. Этот Собор отправил епископу Иовиану и его епископам настоящее соборное каноническое послание, иными словами – данное правило, поскольку, как говорит Зонара (и сообщает само послание), этот епископ спросил божественного Киприана, подобает ли крестить схизматиков-новациан, когда они приходят в Кафолическую Церковь . Но, по словам многоученейшего Досифея (Двенадцатикнижие. С. 55). это правило было изложено потому, что упомянутым вторым Собором было отправлено послание Римскому папе Стефану, в котором сообщались определения Собора о перекрещивании. А Стефан, созвав в Риме Собор, объявил это послание не имеющим силы и определил не крестить второй раз еретиков, крестящих так, как крестит Церковь 39 (о чем пишет Киприан в послании к африканскому епископу Помпею Сабратскому). Поэтому для окончательного утверждения перекрещивания, которое и раз, и два было соборно установлено, и для отвержения вынесенных Стефаном определений св. Киприан созвал этот третий Собор, изложивший настоящее правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Афонский монастырь Григориат представил комментарии и предложения к проектам документов Святого и Великого Собора 9 июня, 2016. Новостная служба Настоящий текст имеет вид меморандума, в котором мы с благоговением выражаем наши мысли Преосвященным Иерархам святой Православной Церкви 9 июня. ПРАВМИР. Афонский монастырь Григориат представил комментарии и предложения к проектам документов Святого и Великого Собора. Святая гора Афон, 4/17 марта 2016 Афонский монастырь Григориат КОММЕНТАРИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТАМ ДОКУМЕНТОВ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО СОБОРА Результатом напряженной и тщательной работы делегаций Святейших Православных Церквей на Всеправославных предсоборных совещаниях стали проекты предсоборных документов в том виде, в каком они были опубликованы в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей 21-28 января 2016 г. Теперь церковная полнота имеет возможность благочестиво вынести своё суждение об этих документах, участвуя таким образом в соборном служении тела Христова. Настоящий текст имеет вид меморандума, в котором мы с благоговением выражаем наши мысли Преосвященным Иерархам святой Православной Церкви о том, каким образом проекты документов могли бы приобрести более «кафолический» характер, то есть выразить более точно соборный разум Церкви так, как его хранит наше каноническое предание, литургическое сознание и опыт наших благодатных Святых: общение со всеми святыми. Нам известно, что Преосвященные Архиереи уже неоднократно формулировали свои предложения по изменению проектов документов, так что, возможно, не было необходимости составлять настоящий текст и усложнять соборный процесс. Но всё же пусть он будет рассмотрен в качестве небольшого вклада в великое и ответственное дело, предпринятое ныне пастырями Церкви ввиду созыва Святого и Великого Собора, чтобы он был собором, проходящим с Божией помощью и последующим Святым Отцам. I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО О ВНЕСЕНИИ ПОПРАВОК О вопросе внесения поправок в проекты документов Святого и Великого Собора речь идёт в статье 11, §2 «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора».

http://pravmir.ru/afonskiy-monastyir-gri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010