Помянуть древняя и поучиться, несомненно полезно и назидательно ... Митрополит Арсений (Стадницкий) Содержание От редакции Дневник на поместный собор 1917–1918 17-я тетрадь 8 августа 1917 г. –22 января 1918 г. на Поместный Собор Приложения Комментарии и примечания Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым Прошение митрополита Московского Макария (Невского) Святейшему Синоду о современных церковных делах, с приложением выписок из канонических правил Чин молебного пения при открытии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 29 августа 1917 г. Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 30 августа Статья из газеты «Утро России» о заседании Собора, посвященного обсуждению вопроса о преподавании Закона Божия в школе от 23 сентября 1917 г. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам Обращение группы членов Собора в Соборный Совет о совершении торжественных похорон у стен Кремля воинов, погибших во время революционных боев Постановление Собора Всероссийской Православной Церкви по поводу погребения на Красной площади лиц, во дни междоусобной брани убиенных Обращение Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в Священный Собор Православной Российской Церкви по вопросу совершения религиозных обрядов Заметка из газеты «Московский листок» с публикацией заявления Собора по вопросу о мирных переговорах большевиков с Германией Статья из газеты «Московский листок» об интронизации Патриарха Поздравление монашествующих Новгородской епархии в связи с возведением архиепископа Арсения в сан митрополита Статья В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Избрание Патриарха Телепрограмма 31.01.2009 04.02.2009 489 Время на чтение 12 минут Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте, в эфире - «Православная энциклопедия». На этой неделе, во вторник, 27 января, произошло эпохальное событие в истории Русской Церкви. Поместным собором в Храме Христа Спасителя был избран 16-й Патриарх Московский и всея Руси. Им стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Завтра, 1-го февраля, в Храме Христа Спасителя состоится его торжественная интронизация. Мы хотим напомнить вам, как проходило его избрание. Сюжет: Хроника собора Утром 25 января все участники Архиерейского Собора Русской Церкви совместно отслужили литургию в Храме Христа Спасителя. Это богослужение возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл. Затем иерархи перешли в Зал Церковных соборов, где открылось первое заседание Архиерейского собора. В этот раз в нем участвовало 198 архиереев. Участники Собора отслужили литию, помолившись об упокоении Святейшего Патриарха Алексия. После этого Патриарший Местоблюститель в своем докладе рассказал о важнейших событиях церковной жизни за месяцы, прошедшие со времени предыдущего Архиерейского собора. В тот же день состоялось тайное голосование. Из списка возможных кандидатов в патриаршество - а таких епископов было 145 - каждый иерарх выбирал одну кандидатуру. По итогам голосования были названы три кандидатуры на патриаршество, предложенные для утверждения Поместным Собором. В тот же день Архиерейский Собор завершил свою работу. Во вторник 27 января участники Поместного Собора Русской Православной Церкви собрались на богослужение в нижней, Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. После литургии архиереи, облаченные в мантии, вошли в верхний храм, где уже собрались другие делегаты Собора - священники, монашествующие и миряне. После чего митрополит Кирилл огласил Грамоту о созыве Поместного Собора. Все участники пропели «Символ Веры». Святейший Патриарх Кирилл: - При начале трудов настоящего Собора вновь и вновь призываю всех вас хранить братскую любовь, мир и единство. Да исполнятся на нас, на Святой Церкви Русской слова молитвы Самого Господа Иисуса: " Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года) 4 февраля, 2016. Новостная служба Документ принят Архиерейским Собором 4 февраля. ПРАВМИР. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. 1. Освященный Архиерейский Собор одобряет позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, а также делегаций Русской Православной Церкви в заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, Специальной межправославной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, занимавшихся в межсоборный период подготовкой документов по темам повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. 2. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает, что в проекты документов Всеправославного Собора внесены необходимые изменения и дополнения согласно предложениям Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. 3. Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви. 4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду сформировать делегацию Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе. 5. Освященный Архиерейский Собор призывает полноту Русской Православной Церкви к сугубой молитве, дабы Господь явил Свою волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение укрепило единство Православия, послужило ко благу Церкви Христовой, к славе Божией, к сохранению неповрежденной православной веры. 6. Архиерейский Собор выражает убежденность в том, что необходимым условием проведения Всеправославного Собора является свободное участие в нем делегаций всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. В связи с этим особую важность приобретает разрешение до Собора проблемы, возникшей во взаимоотношениях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов.

http://pravmir.ru/postanovleniya-osvyash...

В ряду поместных соборов, принятых VI вселенским собором в канон церковных правил, находятся правила собора карфагенского. При самом поверхностном взгляде на эти правила и при беглом знакомстве с их содержанием нельзя не заметить, что они не составляют произведения одного какого-либо собора, бывшего в известное время, а принадлежат многим различным соборам, следовавшим один за другим в разное время и по разным предметам. Осязательное подтверждение сей мысли находится в самих правилах, из коих в некоторых содержатся ясные указания на другие соборы, постановившие известные правила. Так в 3 правиле говорится о каком-то «прежде бывшем соборе», на котором было рассуждаемо об образе воздержания и чистоты необходимых для лиц священного сана; в 16 содержится ссылка «на определения древних соборов»; в 43 говорится о положениях иппонийского собора, не требующих исправления и об извлечении из деяний сего собора; в 59 предлагается определенное на соборе, бывшем в Капуе; в 63 делается ссылка на определение иппонийского собора; а в 68 упоминается об определении предшествовавшего собора относительно донатистов, крещенных в малолетстве; в 104 говорится о соборе карфагенском, в 123 указывается прямо собор против ереси Пелагия и Целестия. Все эти указания не оставляют ни малейшего сомнения в той мысли, что при образовании всего состава правил карфагенского собора не только были приняты в соображение, но и служили непосредственным источником другие соборы. Впрочем, если бы и не встречалось приведенных указаний в рассматриваемых правилах, самое богатство и разнообразие их содержания, касающегося разных предметов, обращавших на себя внимание карфагенской церкви в разное время, свидетельствуют, что эти правила не могут быть признаны произведением одного собора. Мысль о постепенном и последовательном составе правил карфагенского собора с ясностью выражена в нашей «Книге правил святых апостолов, соборов вселенских и поместных и святых отец», именно в приложенном к 121 правилу карфагенского собора примечании, в котором сказано, что «Карфагенский собор, которого правила здесь совокуплены, не есть единовременный собор, но цепь ежегодных соборов африканских епископов, держанных под председательством карфагенского епископа». 1

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором 10 июня, 2016. Новостная служба Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен 10 июня. ПРАВМИР. В повестке Всеправославного Собора, который запланирован на вторую половину июня на Крите, нет многих актуальных тем, заявил представитель Русской Церкви Владимир Легойда. Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен, заявил в интервью «России 24» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Ранее, напомним, Болгарская, Сербская и Антиохийская Церкви заявили о необходимости отложить Собор по причине нерешенности ряда вопросов. В пятницу также о своем намерении не принимать участие в Соборе на Крите 16-27 июня заявила Грузинская Православная Церковь. Вот что конкретно сказал Владимир Легойда. «Важно подчеркнуть, что мотивы, по которым сделала такое заявление Сербская Церковь, совпадают с заявлениями, которые мы слышали от других Поместных Церквей, и они указывают на то, что процесс подготовки к Собору не прошел через все стадии, чрезвычайно важные. Не решены те вопросы, которые должны были быть решены. Это связано с поправками к содержанию документов и с рядом других моментов. Русская Церковь изначально делала акцент на том, что подготовка должна быть чрезвычайно тщательной, скрупулезной и учитывать все озабоченности всех Церквей. К сожалению, по целому ряду причин, поскольку эти проблемы не сняты, мы слышим вот такие голоса. После того как Болгарская Церковь выступила с таким заявлением, Синод Русской Православной Церкви обратился к Патриарху Константинопольскому с предложением провести предсоборное всеправославное совещание, которое давало бы нам возможность внести необходимые поправки и развязать те узлы, которые сейчас завязаны. Но, к сожалению, на наше предложение, абсолютно реалистичное, совершенно четко позволявшее эти проблемы решить, мы не получили прямого ответа. А ответ, который был дан, демонстрирует совершенно иное понимание Константинополем сложившейся ситуации: никаких проблем нет, приезжайте, будем заседать.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-myi-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новой попытке Патриарха Варфоломея объявить себя «православным папой» Закономерно, что накануне Всеправославного совещания в Стамбуле отношения между Москвой и Фанаром обостряются 11.01.2014 5468 Время на чтение 11 минут На последнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ « Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви », сообщает Патриархия.ru. В нем говорится, что вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата (журнал 26). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. «На уровне Вселенской Церкви как сообщества автокефальных Поместных Церквей, объединенных в одну семью общим исповеданием веры и пребывающих в сакраментальном общении друг с другом, первенство определяется в соответствии с традицией священных диптихов и является первенством чести. Эта традиция восходит к правилам Вселенских соборов (3-е II Вселенского собора, 28-е IV Вселенского собора и 36 VI Вселенского собора) и подтверждается на протяжении церковной истории в деяниях Соборов отдельных Поместных Церквей, а также в практике литургического поминовения Предстоятелем каждой Автокефальной Церкви Предстоятелей других Поместных Церквей в порядке священных диптихов.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/11/o_...

Коллектив авторов Состав апостольского и древних поместных соборов В I веке на апостольском Иерусалимском соборе кроме апостолов и пресвитеров («старцев») были «братия» или «вся церковь » ( Деян. 15:12, 22–23 ), следовательно первый христианский собор был всецерковным собранием. Во II веке по случаю ереси Монтана «верующие начали часто и во многих местах Азии собираться и, исследовав новое учение, объявили его нечестивым и отвергли как еретическое: тогда преданные ему отлучены были от церкви и лишены общения с нею» (Церковн. история Евсевия). Достопримечательно, что в древнейшем церковном номоканоне – апостольских постановлениях – самое слово «собор» употребляется для обозначения не церковно-учредительного собрания, а молитвенного, богослужебного 32 . Ясно, что в сознании христиан того времени собор, как учредительный акт, по составу лиц не отличался от собора, как богослужебного собрания, был как и последнее – всецерковным собранием. Одним термином «собрание» Тертуллиан в своей «Апологии» называет и молитвенные собрания и церковные суды и распорядительные собрания, и законодательные. В III веке, когда возник вопрос о том, как поступать с отрекшимися от Христа во время гонений и потом снова обращающимися к церкви, св. Киприан, архиепископ Карфагенский, заявил: «надлежит, составив общий совет с епископами, пресвитерами, диаконами, исповедниками и твердыми в вере мирянами, рассудить о деле падших». Было бы заблуждением думать, что здесь высказывается только личное мнение св. Киприана относительно состава собора: нет! Точно также рассуждали тогда и представители Римской церкви, с которыми сносился по этому предмету св. Киприан. На поместном Эльвирском соборе в 309 году, издавшем многие очень важные определения касательно церковной дисциплины, было 10 епископов, 26 пресвитеров, диаконов, и великое множество народа. Римский поместный собор 465 года под председательством папы Илария состоял из 98 епископов и всех пресвитеров и диаконов. Римский поместный собор при папе Геласии в 495 году состоял из 55 епископов, 58 пресвитеров, 2 сановников и неопределенного числа диаконов. Весьма многочисленный поместный Константинопольский собор в 536 г. при патриархе Мине имел в составе своем между другими членами и весь клир столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви . Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем В. ц. в. является Богоучрежденный вселенский епископат (см. Епископ ) - преемник Собора апостолов . Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных Церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между Поместными Православными Церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им В. ц. в. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, к-рое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами Церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи (см. ст. Поместные Соборы ); после Миланского эдикта (313) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские Соборы (см. Вселенский Собор ), к-рых в истории Церкви было 7. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских Соборов стал Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории Церкви были и такие Соборы, к-рые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся Поместные Соборы, правила к-рых вошли в канонический свод, а также К-польские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в К-поле 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения к-рых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправосл. значение, может служить Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Хотя более 12 веков правосл. Церковь живет без Вселенских Соборов и вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в наст. время не имеет высшей власти.

http://pravenc.ru/text/161097.html

Митрополит Иларион: В намеченные сроки Всеправославный Собор может состояться только в нарушение его регламента 13 июня, 2016. Редакция " Правмира " Собор должен созываться с согласия всех Поместных Церквей, поэтому единственным решением является перенос его сроков Сегодня в Москве состоялся брифинг по итогам экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, созванного в связи с подготовкой к Всеправославному Собору. Об итогах заседания Синода рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. Публикуем стенограмму брифинга. Митрополит Иларион: В последнее время главным вопросом на повестке дня Священного Синода Русской Православной Церкви был Всеправославный Собор, намеченный на острове Крит на 18-26 июня сего года. На протяжении 55 лет Русская Православная Церковь активно участвовала в подготовке Всеправославного Собора. Еще в 60-е годы, когда был создан обширный каталог тем для обсуждения на Всеправославном Соборе, Русская Православная Церковь все эти темы отработала. Подготовка велась на протяжении всего этого времени, но с большими перерывами, поэтому нельзя, конечно, говорить о том, что все 55 лет Православные Церкви готовили Всеправославный Собор – перерывы иногда были очень большие, десять и более лет. Подготовка к Собору интенсифицировалась в последние несколько лет, и в январе этого года на заседании собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей было принято решение о проведении Всеправославного Собора на острове Крит в указанные числа. Но Антиохийская Православная Церковь не подписала это решение. Таким образом, это решение не было бы всеправославным до тех пор, пока бы Антиохийская Церковь его не подписала. Тем не менее, была надежда на то, что это решение будет подписано. В последнее время в Поместных Православных Церквах очень усилилась критика в адрес Всеправославного Собора, отдельных его документов, а также процесса подготовки. В нашей Церкви критика звучала из уст мирян, отдельных представителей духовенства, епископата.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-v-n...

Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили освящение собора Воскресения Христова в Подгорице 7 октября 2013 г. 20:33 7 октября 2013 года в Подгорице (Черногория) состоялось освящение кафедрального храма Воскресения Христова. В освящении собора и Божественной литургии в нем приняли участие Главы и представители Поместных Православных Церквей, ставшие участниками торжеств в часть 1700-летия издания святым равноапостольным Константином Миланского эдикта. В богослужении участвовали  Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва . В числе сослуживших за Божественной литургией членов официальных делегаций были представители Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии   епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, глава  пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   диакон Александр Волков . В храме молились Президент Черногории Филип Вуянович, Премьер-министр этой страны Мило Джуканович, другие представители государственной власти, видные представители общественности, деятели культуры, дипломаты, в том числе посол Российской Федерации в Черногории А.А. Нестеренко. На торжестве присутствовали представители Римско-Католической Церкви,  Армянской Апостольской Церкви , других инославных общин. Несмотря на дождливую погоду, на площади перед собором собралось множество людей. По завершении богослужения к верующим обратились Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/3295465.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010