Закрыть itemscope itemtype="" > «Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен» Протоиерей Владимир Сорокин выступил против умаления роли Поместного Собора 11.02.2011 2226 Время на чтение 5 минут Постановления прошедшего Архиерейского Собора и вообще церковная линия Святейшего Патриарха Кирилла направлены на то, чтобы сделать Поместный Собор 1918 года эталоном для нас . Эта форма соборности, которая у нас все-таки была, доказала свою работоспособность, поэтому я думаю, что надо стремиться к воплощению этой формы. На Поместном Соборе 1918 года заседали представители всех слоев верующих. Это был действительно всенародный, общецерковный Собор. Правда в истории Церкви преобладали Архиерейские Соборы, но история нашей Русской Церкви знает такой переломный и важный эталон, на который сейчас все время ссылается Патриарх Кирилл и который прослеживается в документах прошедшего Архиерейского Собора, как Поместный Собор 1918 года. Патриарх Кирилл предлагает продолжить линию этого Собора. Я считаю, что это правильная и своевременная установка. Это позволит в большей степени отражать намерения соборного разума Церкви, что в свою очередь облегчит осуществление и проведение в жизнь постановлений того или иного Собора. Другое дело, что проведение Поместного Собора потребует большой подготовительной работы. Некоторыми высказываются опасения относительно того, что Поместный Собор может превратиться в неуправляемое, неорганизованное мероприятие, но это все-таки зависит от компетентности, порядочности и серьезности подготовки членов Поместного Собора и степени разработанности основных документов. Если документы будут сначала проходить обсуждение на приходском уровне, потом на уровне благочиний, потом на епархиальном уровне, потом на уровне Священного Синода, затем на архиерейском уровне и только тогда поступать на обсуждение и принятие Поместным Собором, то тогда Поместный Собор будет именно тем моментом, который зафиксирует соборное согласие Церкви. Если соборный разум будет задействован с самого нижнего звена, начиная от приходского уровня, тогда Поместный Собор должен стать праздником для Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/11/ya...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie II. Поместный Собор 1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом. 2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. 3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора. Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором. 4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору. 5. Поместный Собор: а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение; б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;

http://mospat.ru/ru/documents/87533-pome...

— Кто имеет право созывать Поместный Собор?Собор не имеет периодичности в своем созыве. Он созывается в зависимости от назревшей необходимости по соответствующему решению, которое должен принимать Архиерейский Собор, или, в исключительном случае, Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод. Исключительным случаем, который предоставляет право Местоблюстителю и Священному Синоду принять решение о созыве Поместного Собора, является кончина Святейшего Патриарха. — Скажите, пожалуйста, кто, как и почему принял решение о созыве Поместного Собора в 2009 году? — Решение о созыве Поместного Собора и проведение такового в период с 27 по 29 января 2009 года было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола 10 декабря 2008 года ( журнал 96 ). В синодальном заседании также приняли участие члены Священного Синода как из числа постоянных, так и временных, вызванных на текущую сессию. Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года. Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал 96). — Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора? — Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208784...

Глава 6. Высшая церковная власть и церковнославянская книжность: поместный собор 1917–1918 гг. и послесоборный период Если с одной стороны, было бы несправедливо представлять себе богослужение чем-то омертвело неподвижным и навсегда законченным, (...) то с другой стороны, изменение и дополнение в богослужении никак не могут быть делом отдельных лиц и обществ; это есть дело всей Церкви, которое долго зреет в глубинах недр церковных, испытуется и приемлется сознанием всей Церкви и осуществляется духовно-правомощными органами Церкви, каковым органом в нашей Российской Церкви является Поместный Собор. (...) Бывший в 1917–1918 гг. Церковный Собор в Москве приступил к рассмотрению возникших запросов об исправлениях в нашем богослужении, но не имел времени закончить своих работ. Это предстоит завершить будущему Собору, когда он состоится. Из обращении Патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Православной Российской церкви ноября 1921 г.) 6.1. Поместный Собор 1917–1918 гг. Предыстория В предыдущих разделах были проанализированы дискуссии о языке богослужения и языковая практика справщиков и составителей богослужебных и молитвенных текстов. Между тем, как уже говорилось выше, существенным компонентом истории языка являются нормативные документы тех институтов, которые занимаются контролем за изданием богослужебных книг. До 1917 года таким органом был Св. Синод. После избрания Патриарха и роспуска Синода высшим органом церковной власти стал Поместный Собор Русской Православной церкви, работавший с 15 августа 1917 г. по 7/20 сентября 1918 г. Поместный Собор является прямым наследником церковных дискуссий начала XX в. В процессе работы Собора была предпринята попытка дать ответы (в форме соборных определений) на поставленные в предшествующие годы вопросы. Принятые или подготовленные решения Собора можно рассматривать как завершение дискуссий начала века. Материалы Собора имеют совершенно иной статус, нежели опубликованные в периодической печати полемические тексты. Собор – высший орган церковной власти, и его решения (деяния) являются не частным мнением, а точкой зрения Русской Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления» 14.02.2011 1597 Время на чтение 4 минуты Относительно планов ограничения компетенции Поместного Собора я должен сказать, что они вызывают у меня огорчение и беспокойство. Другое дело, что статус носителей этих планов неизвестен. Это пока лишь предложения одной из комиссий Межсоборного присутствия, это отнюдь ни воля Патриарха, тем более ни Священного Синода или Архиерейского Собора. Поэтому здесь возможна и законна дискуссия. К сожалению, в последнее время у нас появилась такая не очень хорошая традиция среди некоторых церковных публицистов – оспаривать статус Поместного Собора и говорить, что с точки зрения классической каноники он-де не законен и что подобает быть одним только Архиерейским Соборам. Подобная точка зрения вызывает у меня некое удивление. Стержнем нашего церковного управления является, безусловно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а известно, что восстановил Патриаршество на Руси Поместный Собор. Соответственно, оспаривая статус Поместного Собора, мы оспариваем по сути дела статус Патриаршества, потому что в истории известно, что источником Патриаршества на Руси являлась либо царская воля, как это было в 1589 году, либо Поместный Собор, как в 1917 году. Но поскольку Царя у нас, к сожалению, нет, то соответственно у нас остается Поместный Собор. И если мы его делигитимизируем, то тем самым делигитимизируем и статус Патриаршества. Вторая точка зрения заключается в том, что Поместный Собор 1917-18 г.г. созывался в революционную эпоху, он предложил много сомнительных вещей, единственное, что доброе он сделал, так это восстановил Патриаршество, а про все остальные его дела вполне можно забыть. Такая точка зрения у меня тоже вызывает некое удивление. Как говорится, или признайте плод хорошим и дерево хорошим, или признайте плод плохим и дерево плохим. Как говорится: «Но да будет слово ваше: " да, да " , " нет, нет " ; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). Напомню, что значительная часть, если не большинство участники этого Поместного Собора, в последствие стали новомученниками и исповедниками Российскими. На их богомудрый разум мы, хоть и в новых условиях, должны ориентироваться.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/14/di...

Особое место было уделено обсуждению подготовке и проведению Всеправославного Собора Накануне, 6 марта в Стамбуле в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре – резиденции Константинопольского Патриарха, прошел первый день собрания Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Молитвенное последование перед началом собрания возглавил Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей. После чего Патриарх Варфоломей открыл заседание, обозначив в своем докладе основные темы обсуждения: преследования христиан в различных частях мира, вытеснение Церкви на периферию общественной жизни в странах, некогда бывших христианскими, следствия процессов глобализации и технического прогресса, экономический кризис, укрепление внутреннего единства Православия. Особое место было уделено обсуждению подготовке и проведению Всеправославного Собора, — сообщает ОВСЦ . Святейший Патриарх Варфоломей охарактеризовал как «чуждое православной экклезиологии» всякое представление, допускающее «всемирное господство какой-бы то ни было Поместной Церкви или ее Предстоятеля». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл представил присутствующим видение Русской Православной Церкви по вопросу о подготовке Всеправославного Собора, выраженное Архиерейским Собором в Москве в феврале 2013 года. «Иерархи Русской Церкви считают, что подготовка Всеправославного Собора должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особенной заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Члены Архиерейского Собора считают необходимым, чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно», − говорится в постановлениях Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. «Выносить на Собор несогласованные вопросы означает превратить его в место разделений, поставить под угрозу церковное единство, затруднить рецепцию соборных постановлений в наших Поместных Церквах. Наша же задача – явить единство Церкви по вопросам, волнующим православный мир.», − продолжил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://pravmir.ru/sobranie-predstoyatele...

Поместный Собор 2009 г. ЖМП 6 июнь 2011 /  3 июня 2011 г. Собор и Синод: новое понимание их роли в Церкви В последний день памятного Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий «Поместный и Архиерейский Собор» и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями. 1. Понятия «Поместный Собор» и «Архиерейский Собор» как обозначение разных типов соборов Русской Православной Церкви появились вместе в Положении об управлении Русской Церкви 1945 года. При этом соположение этих наименований содержало в себе двусмысленность. Ведь получалось, что происходило сравнение явлений «по разным основаниям». В первом случае понятие обозначало канонический статус собора, то, что он представляет Русскую Поместную Церковь. В другом случае наименование указывало прежде всего на состав собора, на то, что он состоит из архиереев, но при этом как бы подразумевалось, что у него есть особый, отличный от Поместного Собора, канонический статус. Между тем канонический статус собора не связан с его составом. Коль скоро собор выражает мнение Поместной Церкви, он является Поместным Собором вне зависимости от своего состава — епископского, смешанного или какого-то другого. (Ниже будет показано, что варианты состава собора не исчерпываются двумя.) Поэтому прежде всего представляется целесообразным отказаться от использования в одном ряду существующих наименований «Поместный Собор» и «Архиерейский Собор», поскольку такое использование несет в себе терминологическую и церковно-правовую двусмысленность. В силу сказанного представляется уместным в Уставе Русской Православной Церкви закрепить общее наименование ее собора в таком виде — Священный Собор Русской Православной Церкви, отдельно введя различение соборов по их составу и по их функции и имея в виду, что собор любого состава является Поместным Собором, поскольку выражает мнение Поместной Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sobor_i_sinod...

Закрыть itemscope itemtype="" > Канонический, но не Поместный 06.05.2009 1055 Время на чтение 8 минут Такое масштабное событие, как Поместный Собор Русской Православной Церкви, не может не вызывать желание поразмышлять над его итогами - даже два месяца спустя после его окончания. Собор исполнил свое главное дело: слава Богу, был избран новый Предстоятель нашей поместной церкви. Но возникает ряд вопросов: а чем еще занимался Поместный Собор? Напомню, что он не собирался до этого 18 лет. Как-то даже неудобно перед памятью почившего Патриарха, потому что получается так, как будто он виноват во всей этой пролонгации, слишком долго был первоиерархом. Напомню, что никем никогда не отмененное решение Поместного Собора нашей Церкви, проходившего в 1917-18 гг., продолжает требовать, чтобы Собор собирался раз в три года . Причем надо учесть обстоятельства того времени - не только условия нараставших в то время гонений, но и то, что созывать Собор тогда было значительно труднее. Скажем, тогда архиерею с Камчатки было значительно труднее достичь Москвы , и электронной связи не было, и Интернета, и телефонной связи на такие расстояния. Притом, что все епархиальные начальники в Соборе 1917-18-го года участвовали, кроме первомученика от епископов митрополита Владимира (Богоявленского), который не участвовал по не зависящим от него причинам. Интересно, что нынешний Поместный Собор никак не коснулся существеннейшего вопроса: когда созывать следующий ? Нет сомнений, что прошедший Собор каноничен. Подготовка к нему - другой вопрос. Неужели же не нашлось тем, которые, во-первых, должны были быть подготовлены предсоборным совещанием (а мы помним, что в условиях уже идущих революционных безобразий предсоборное совещание работало и было очень представительным) и, во-вторых, должны были быть рассмотрены! Начнем с самых вопиющих проблем Поместной Церкви. Во времена большевистского плена существовала широкая практика тайных крещений, потому что, чтобы крестить ребенка с нормальной регистрацией в церковных книгах мать должна была быть дояркой или уборщицей, еще к тому довольно смелой и независимой. С дояркой никто ничего сделать бы не смог. Но мама-инженер не могла, мама-учительница оказалась бы уборщицей на всю оставшуюся жизнь уже на следующий день. Поэтому практика тайных крещений - это было хорошо.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя Православия: к собранию Предстоятелей Поместных Православных Церквей и Собору 2016 года 10.03.2014 461 Время на чтение 7 минут От редакции: Ситуация на Украине отодвинула на второй план важнейшее событие в жизни православного мира – Стамбульское собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей 6-9 марта 2014 года. Между тем, это собрание и принятое на нем решение о проведении всеправославного Собора в 2016 году не менее важны для будущего русского мира, чем то, что происходит на Украине. Мы предлагаем вниманию читателей материал, присланный нам в редакцию. Его автор хотя и является уроженцем Москвы , но служит в Русском экзархате Константинопольского Патриархата – одном из осколков русского церковного мира, образовавшемся в революционный ХХ век и не пожелавшем воссоединиться с Русской Матерью-Церковью в веке XXI-м. Это надо учитывать при чтении текста. Тем не менее, его взгляд очень интересен и полезен для понимания ситуации в мировом Православии. Авторская орфография сохранена. Собираться вместе в Неделю Православия – в первое воскресенье Великого Поста – традиция православных на Западе. Уже много десятилетий представители разных юрисдикций, живущие в том или ином городе Европы или Америки, собираются вместе для общего богослужения именно в Неделю Православия. Это зримый символ единства православных, говорящих на разных языках и принадлежащих к разным юрисдикциям. Именно это и стало примером для встречи, только что закончившейся в Константинополе (6-9 марта 2014 года). Но в данном случае это была встреча не просто духовенства и мирян, но глав всех поместных православных церквей. Встреча была организована Вселенским патриархатом, ведь если говорить о координации действия разных церквей, то эта задача должна, по логике вещей, решаться той церковью, которая имеет первенство чести. Вселенский патриарх Варфоломей не позвал на эту встречу предстоятеля Православной Церкви в Америке – эта церковь не признана в качестве автокефальной большинством других поместных церквей, поскольку ее автокефалия была дана Церковью-Матерью, но не была согласована с другими православными церквями, представленными в Северной Америке. Так что для них Американская церковь – по-прежнему «Американская митрополия», которой Русская церковь решила предоставить полное самоуправление. Не был зван и глава православной церкви Чешских земель и Словакии, так как недавнее избрание в качестве такового митр. Ростислава Константинополем признано не было. Главы автономных церквей – Финской, Украинской, Японской, Эстонской и т.д. - также не были званы, поскольку, как считается, их представляют их Патриархи. Остальные – были. Первоиерархи и их ближайшие помощники.

http://ruskline.ru/special_opinion/nedel...

Слово Патриарха Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей (полный текст+видео) 24 января, 2016. Святейший Патриарх Кирилл Нам предстоит совместно обсудить еще один вопрос – о месте проведения Собора 22 января 2016 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези началось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Со словом к его участникам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Ваше Святейшество, возлюбленный во Христе собрат, Патриарх Варфоломей, Ваши Блаженства и Святейшества! Каждая встреча Предстоятелей Православных Церквей – событие особой важности. Это возможность обменяться мнениями, обсудить волнующие нас проблемы, принять согласованные решения по вопросам общеправославного значения. Но, прежде всего, это возможность вновь почувствовать наше единство, в особенности, когда мы совместно приобщаемся к единой чаше, сознавая, что все мы – одно тело во Христе. Мы благодарим нашего дорогого собрата, Святейшего Патриарха Варфоломея за инициативу и организацию этой встречи. Собираясь вместе, мы ясно осознаем, что Церковь наша – единая и соборная, что сохранение и укрепление ее единства является первостепенной заботой, которая лежит в основе всего нашего служения. Святой Великий Собор призван стать видимым, ясным, убедительным свидетельством единства Православной Церкви, и мы все понимаем, что Собор сможет стать таковым только если он будет отражать подлинное единомыслие Поместных Православных Церквей. Ради достижения такого единомыслия всем нам предстоит совместно и усиленно трудиться в предсоборный период. Мы с удовлетворением отмечаем, что озабоченность отсутствием общеправославного признания блаженнейшего митрополита Ростислава, предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которую неоднократно выражали, как Московский Патриархат, так и другие церкви, была услышана. Его Блаженство сегодня присутствует среди нас, получив должное признание теперь уже всех Поместных Церквей. Вместе с тем, мы не можем не замечать и тех проблем, которые пока не позволяют нам говорить о желаемом единомыслии в нашей православной семье.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-shambe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010