Избрание состоялось 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномуче ник Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: «Тихон, митрополит Московский - аксиос». Ликующее тысячеустое «аксиос» сотрясло огромный переполненный храм. В глазах молящихся стояли слезы радости. По отпуете знаменитый на всю Россию своим могучим басом протодиакон Успенского собора Розов возгласил многолетие: «Господину нашему Высокопреосвященнейше му митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». В этот день святитель Тихон совершал литургию в Троицком подворье. Весть об избрании его Патриархом принесло ему посольство Собора во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. После пения многолетия митрополит Тихон произнес слово: «...Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю и приемлю и нимало вопреки глаголю». ...Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголить вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «Плач, и стон, и горе», и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Числ. 11, 11 - 14). Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. |
Лично я к словам отца Георгия могу добавить, что те, кто сегодня активно борется за жребий, как за, дескать, единственно достоверный способ выявления воли Божией, уклоняются в монофизитскую логику (ересь осуждённую в V веке), считая, что человеческое начало в Церкви абсолютно пассивно. Это восприятие христианской жизни крайне однобоко, ибо православное " халкидонское " мировоззрение (Халкидонский Собор - 451 г.) подразумевает согласие воли Божией и воли человеческой, а не отрицание последней. Человеческая свобода подразумевает колоссальную ответственность, в том числе и ответственность участников Собора за будущее Русской Церкви. И те, кто агитирует за жребий, либо бегут от этой ответственности, либо, как я уже говорил, " наводят тень на плетень " . Таким запутыванием можно считать ссылки на Собор 1917-18 г.г. Тогда была совершено другая ситуация. Никто не знал, что нужно делать после большевистского переворота, когда участники Собора подвергались обстрелам. Слава Богу, никто сейчас нас не обстреливает и есть все основания принять решение о будущем Русской Церкви тайным голосованием, так как это сделал предыдущий Собор. Кого, на Ваш взгляд, православная общественность хотела бы видеть Предстоятелем Русской Церкви? Если говорить о моих личных моих предпочтениях, в какой-то мере отражающих мнение общественности, то на Московском Патриаршем Престоле хотелось бы видеть человека, отвечающего следующему аксиоматичному евангельскому критерию: " И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь " (Мф.28,18 20). Я хотел бы видеть человека, который сохранил бы святоотеческую веру в её догматической чистоте. Человека, который увлечет Православием наших современников, благодаря открытости к диалогу, умению убеждать, а не запрещать. Человека, который отстоит единство и целостность Русской Церкви, сможет пресечь все попытки её расчленения по ленинским административным границам. Человека, который не будет спокойно смотреть, как устраняется из школьной программы предмет " Основы Православной Культуры " , как пропагандируется зло и грех. Вспомним, как нынешний Патриарший Местоблюститель в борьбе с легитимизацией греха, прямо обличает современный, по сути, антихристианский " тоталитарно-секулярный " миропорядок, останавливая при этом тех, кто дезертирует с поля духовной битвы, бежит из современного общества, когда так необходимо отстаивать традиционные ценности, вернуть наш народ к Православию. Интервью Валентина Лебедева, председателя Союза православных граждан. |
Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей. Итак, сын мой, укрепляйся благодатью Иисуса Христа. С радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как воин добрый Иисуса Христа, рекшего: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр. 2, 10 )(прп. Анатолий, 20). Всем нам, чадам Единой Святой Соборной Апостольской Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для этого руководственные правила. И эти правила заключаются прежде всего в книге, именуемой «Кормчая». Это – сборник правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и некоторых святых отцов. В конце этой книги, в главе «О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры и от святыя Восточныя Церкви», – папа Римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же «Кормчей» книге, в 10 главе, в 6 правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: «Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити». А в 33 правиле того же Лаодикийского Собора сказано: «С еретики и со отвергшимися от соборныя Церкве да не помолится никто». Но вот вопрос: каков взгляд святых отцов нашей Православной Церкви на ересь? – В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) говорится о преподобном Агафоне. Однажды посетили его некоторые братья и захотели испытать его смирение и терпение. Они упрекали его в гордости, злоречии и развратной жизни. Все эти пороки старец признавал в себе и слезно просил посетителей помолиться о нем. Когда же они назвали его еретиком, старец сказал, что он отнюдь не еретик. На вопрос братии, почему обвинение в ереси встревожило его, он отвечал: «Потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно, через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший» И если бы это было не так, если бы те ереси или ложные учения, как следствия свободомыслия, не имели такого пагубного значения в Святой Христовой Церкви, то святой апостол Павел не писал бы первенствующим христианам таких предостережений: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2, 8 ). И еще: есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать нам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1, 7–8 ). |
О Новом Завете Новый Завет это новый союз Бога с людьми. Суть его в том, что Бог воплотился для спасения людей. Само название «Новый Завет» впервые встречается у пророка Иеремии 31, 31: « Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» . Это пророчество исполнилось на Тайной Вечери ( Мф.26:28 ). О богодухновенности 27 книг Нового Завета свидетельствует ап. Петр, когда называет послания ап. Павла « Писаниями » (2Пт.3:15–16). Так в апостольский период называли священные богодухновенные книги . Канон книг Нового Завета Новозаветные книги были написаны между 40 и 100 годами Р.Х. Однако долгое время сохранялось сомнение относительно подлинности некоторых книг. Новозаветный канон окончательно был утвержден на поместных соборах в IV веке: Иппонском ( 393 г.) и Карфагенском Соборах ( 397 г. ). Два вида апокрифов Книги, не признанные Церковью в качестве богодухновенных писаний, были отвергнуты как апокрифические, т.е. подложные (греч). Апокрифические книги делятся на два вида. Первый вид апокрифов : это книги, написанные еретиками и отвергаемые Церковью. Второй вид : книги, ошибочно приписываемые апостолам и их ученикам , небогодухновенные, но рекомендуемыми Церковью для назидательного чтения (напр. Первоевангелие Иакова, «Пастырь» Ерма и пр.). Из таких книг мы берем повествования о событиях, не описанных в канонических книгах, но признаваемые Церковью достоверными. Тема 8. Признаки того, что Свщ. Писание – истинное Слово Божие Пять признаков сверхъестественного происхождения Священного Писания: 1. Высота Евангельского учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено человеческим разумом; 2. Чистота этого учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия; 3. пророчества; 4. чудеса; 5. могущественное действие этого учения на человеческие сердца. Пророчества Библейские пророки, пророчествуя, полностью сохраняют свое сознание , не впадая в состояние транса, подобно шаманам. Некоторые пророчества исполнились спустя десятилетия после написания Нового Завета. Например, пророк Исайя за несколько сот лет предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, что, естественно, трудно было предположить. «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22–23 ). |
Соборы. Поучение в неделю св.отец, иже в Никее Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их ( Мф.18:20 ) Какие утешительные слова для каждого христианина! Хотя и вознесся Иисус Христос от нас на небо; но стоит нам, двоим или троим, собраться во имя Христово, т.е. собраться в единении духа и в союзе мира ( Еф.4:3 ), и Спаситель наш ту есмь, посреди нас. И какова, братие, сила единомыслия и братского единения и общения! Чрез них мы в состоянии не только привлекать к себе благоволение Божие, а и с Богом вступать в единение. Потому, как Иисус Христос пред страданиями Своими молился Отцу небесному об учениках своих: «Отче святый! соблюди их, чтобы они были едино. Но не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (слова ныне чтенного евангелия – Ин.17:11, 20 и 21); так и святая Церковь , вслед за Иисусом Христом, тоже не престает поднесь молить Господа о том, да будет единение духа в чадах ее и единение у них с Господом. И как Иисус Христос в важный минуты своей жизни приглашал (поучительный для нас пример) к участию в своей молитве потрое учеников, на Фаворе, например, и пред страданиями в саду Гефсиманском ( Лк.9:28 . Мф.26:37 ); так и св. Церковь в важных случаях всегда же искала и ищет себе силы в соборных молитвах и совещаниях. Коль скоро ей нужно было когда узнать волю Божию о чем либо, она немедленно созывала соборы, и единогласное решение соборов принимала за голос самого Бога. Так было при апостолах, так и после них, на соборе, ныне воспоминаемом Церковью, первом Вселенском; так и на всех последующих соборах, которых, кстати скажу вам, было всех – семь Вселенских и девять поместных, т.е. семь таких, на которые собирались пастыри Христова стада со всей вселенной, и девять таких, на которые собирались пастыри только известной местности, но которых постановления однако признаны на Вселенских соборах для всей Церкви обязательными. Изволися Духу Святому и нам: так сами апостолы выразились, а за тем и отцы соборные выражались, о своих постановлениях ( Деян.15:28 ). |
Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 2. М., 1918. С. 6–8. См. также: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 5. М., 1996. С. 225–227. 1918 г., январь–февраль. Анафема Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина) большевиков (листовка, изданная Поместным собором) Патриарх Московский и всея России в послании возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Христовой обнажил меч духовный против извергов рода человеческого – большевиков и предал их анафеме. Глава Православной Церкви Российской заклинает всех верных чад ее не вступать с этими извергами в какое-либо общение. Они за свое дело сатанинское прокляты и в сей жизни, и в будущей. Православные! Святейшему патриарху дано право вязять и решать по слову Спасителя нашего: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Не губите же души ваши, прекратите общение с сатанинскими слугами-большевиками. Родители, если дети ваши – большевики, требуйте властью, чтобы отреклись они от заблуждений своих, чтобы принесли покаяние в великом грехе, а если не послушают вас, отрекитесь от них. Жены, если мужья ваши – большевики и упорствуют в служении сатане, уйдите от мужей ваших, спасите себя и детей от заразы, губящей душу. Не может быть у православного христианина общения с слугами дьявола. Помните слова Господа нашего: «Всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Не бойтесь страданий за дело Христово. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». Церковь Христова призывает вас на защиту православной веры. Иуды-предатели растерзали нашу земную родину, а теперь жаждут лишить нас благодатного крова Церкви Православной, разрушают, оскорбляют и оскверняют храмы Божии. |
Успенский собор Московского Кремля за XIV-XV века однозначно утвердился как кафедральный для всей Руси. За этот же период Москва определилась как духовный, церковно-административный центр новообразующегося общерусского государства, как место проведения Русских Поместных Церковных Соборов, место хиротонии и поставления во Епископы большинства епархиальных Святителю Петру, Московскому Чудотворцу, русское церковное предание усваивает первое, наиболее древнее наречение Москвы Новым Иерусалимом. Святитель Петр пророчествовал: «яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северня, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы его отныне и до скончания мipy Для строящегося Успенского собора Московского Кремля Святитель Петр собственноручно создал список иконы Божией Матери «Владимирская». Апостольский образ «Владимирской» на время создания списка торжественно доставляли в Москву. Вероятнее всего, именно Иерусалимское, Апостольское происхождение иконы Божией Матери «Владимирская» как Первопрестола Церкви Христовой послужило поводом для этого мистического деяния Святителя Петра, предвидевшего в Москве достоинство Второго - Нового Иерусалима, места снисхождения апокалипсического Небесного Иерусалима на землю: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа. И услышал я громкий голос с Неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 2-3). Владимирская Божия Матерь почиталась Великими Князьями, Царями, воинством и простым народом именно как Заступница, Защитница Москвы и всея Руси, в XIV-XV столетиях ее неоднократно доставляли из Владимира в Москву в связи с различными внешними угрозами. Так в 1395 году «Владимирская» была доставлена во время нашествия Тамерлана, который после страшного ночного видения ему грозной Царицы Небесной отказался от взятия Москвы. Знаменательно и то, что в Утвержденной грамоте Московского Собора 1598 года в кратких характеристиках Великих Княжений, в которых, по моему наблюдению, в частности последовательно отображается историческое накопление державных регалий, Великое Княжение Василия I Димитриевича Московского характеризуется так: «По великомъ Государе Дмumpie Ивановиче Донскомъ, bocnpiuмъ въ coдepжahie хоругви великаго Pociйckaro государьства сынъ его Князь Beлukiй Василей Дмитреевичъ, и добродетельнаго ради его жumiя прослави его Богъ, а Рускую землю все npabocлabie помилова отъ haxoжehiя безбожнаго Темираксака, npuшecmbieмъ чюдотворнаго образа пречистыя своея Матери, его же богогласный Лука |
129 . Определено и это: если кто говорит, что святые, в молитве Господней прости нам долги наши ( Мф. 6:12 ) говорят не о себе, поскольку им уже не нужно это прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что каждый из святых не говорит лично: прости мне долги мои, а говорит: прости нам долги наши, так чтобы это прошение праведника понималось [как прошение] о других скорее, чем о нем самом, – таковой да будет анафема. Свят и праведен был Апостол Иаков, когда сказал: ибо все мы много согрешаем ( Иак. 3:2 ). Ибо для чего прибавлено это слово: все, если не для того, чтобы мысль эта согласна была со псалмом, в котором читается: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих ( Пс. 142:2 ). И в молитве премудрого Соломона: нет человека, который не грешил бы (З Цар. 8:46): и в книге святого Иова: Он полагает печать на руку всякого человека, чтобы все люди знали дело Его ( Иов. 37:7 ). Поэтому также и святой и праведный пророк Даниил в молитве говорил во множественном числе: согрешили мы, поступали беззаконно ( Дан. 9:5 ), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, будто он говорит не о своих [грехах], но скорее о грехах людей своих, то он еще говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего… пред Господом Богом моим ( Дан. 9:20 ). Он не хотел сказать: грехи наши, но сказал: и грехи свои, поскольку пророк как бы предвидел, что появятся такие люди, которые неверно это поймут. 130 . Определено и это: если кто полагает, что сами слова молитвы Господней, в коих говорим: прости нам долги наши, святыми произносятся по смирению, а не по истине, – да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами своими говорил, что хочет иметь прощение, сердцем же говорил бы, будто не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему. Правила пято-шестого поместного собора, Константинопольского, называемого Трулльский 691–692 гг. 7 1 . При начинании всякого слова и дела лучше всего начинать от Бога и Богом оканчивать, по слову Богослова. |
4. Святость человека не мыслится вне Тела Христова, которое есть Церковь (Еф. 1, 23). Святость исходит от Того, Кто един Свят . Она есть приобщение человека святости Бога в «общении святых», как об этом провозглашает возглас иерея во время Божественной Литургии: «Святая святым», и ответ верующих: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». В этом же духе святой Кирилл Александрийский подчёркивает, что Христос, «будучи Богом, святым по природе… освящается нас ради в Духе Святом… Сделал же Он сие для нас, не ради Себя Самого, а с тем, чтобы таким образом из Него и в Нем, Первым получившим это освящение, благодать освящения была бы утверждена во всем роде сем». ( Толкование на Иоанна , 11. – PG 74, 548). Таким образом, согласно святому Кириллу, Христос есть «о бщее лицо наше », воссоединяющее в своей человечности человечность всего человеческого рода, «все же были во Христе, и общее лицо человечества восходит к Его лицу» ( Толкование на Иоанна , 11. – PG 73, 157-161), потому он является единственным источником освящения человека Духом Святым. Таким образом, святость – это участие человека как в таинстве Церкви, так и в священных таинствах, центральное из которых – Святая Евхаристия, которая есть «жертва живая, святая и благоугодная Богу» (Рим. 12, 1). «Кто отлучит нас от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8, 35-37). Святые воплощают в себе эсхатологическую идентичность Церкви, как вечное славословие перед земным и небесным Престолом «Царя Славы» (Пс. 23, 7), являя образ Царства Божия. 5. Православная Соборная Церковь состоит из четырнадцати Поместных Автокефальных Церквей, всеправославно признанных. Принцип автокефалии не может функционировать в ущерб принципу соборности и единства Церкви. Мы считаем таким образом, что создание Епископских Собраний в православной Диаспоре , сформированных из всех канонически признанных епископов в каждом из установленных регионов, которые продолжают относиться к тем же каноническим юрисдикциям, что и в настоящее время, является положительным шагом в направлении их канонической организации. Их последовательная работа гарантирует уважение к экклезиологическому принципу соборности. |
III. Подобно Иисусу Христу, желали сего и апостолы Его. Сказывали мне о вас, братия мои, пишет тот же апостол Павел к коринфянам, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят иные: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или в Павлово имя вы крестились? Ежели между вами зависть, споры и разногласия; то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю, неприличному христианам, поступаете? Ибо когда один говорит: я Павлов; а другой: я Аполлосов; то не плотские ли вы? Что Павел? Что Аполлос? Они только служители, посредством которых вы уверовали, и притом поколику каждому дал Господь ( 1Кор.1:11–13, 3:3–5 ); 6) внушали верующим всемерно удаляться тех, кои нечисто проповедуют учение Иисуса Христа и производят в Церкви Его разделение, а сим лжеучителям угрожали тяжким наказанием: умоляю вас, братия, писал апостол Павел к римлянам, остерегайтесь вводящих разделения и соблазн против учения, которому вы научились, и удаляйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а чреву своему; и ласковыми и красивыми словами обольщают сердца простодушных; а другие апостолы говорят: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами себе скорую погибель. – Из любостяжания они будут уловлять вас ухищренными словами; но давно предопределенный им суд не умедлит, и погибель их не воздремлет. – Это люди отделяющие себя от единства веры, душевные, без духа ( Рим.16:17–18 , 2Пет.2:1–3 , Иуд.17–19 ). Так св. апостолы желали, чтобы Церковь Христова всегда была единою, без всякого разделения. IV. О сем же усердно заботились и преемники апостолов, св. отцы Христовой Церкви. Поэтому они: 1) строго держались одного истинного учения, преподанного Иисусом Христом и апостолами Его, а для большего согласия в нем посылали друг другу свои исповедания веры, совещались между собою по церковным делам на поместных и вселенских соборах и действовали во всем согласно, почему св. |
| |