…лиловая его камилавка – Камилавка – головной убор священника. Начинались Святки… – Святки («святые дни») – 12 праздничных дней – с 25 декабря (7 января) по 6 (19 января), установленные православной церковью в память рождения и крещения Иисуса Христа. …с Казанскою в руках…  – то есть с Казанской иконой Божией Матери. В 1579 г. в Казани эта икона чудесным образом обретена была в земле («явлена») и помещена в Благовещенском соборе; ее копии, также считающиеся чудотворными, находятся во многих храмах, в том числе в Москве. Флердоранж – белые цветы померанцевого дерева; в некоторых странах включаются в свадебный наряд невест. Случалось препираться и над «Нивой»…  – «Нива» (1870–1918) – иллюстрированный еженедельный журнал семейного чтения, один из самых популярных в России; основан книгоиздателем А. Ф. Марксом. Тираж «Нивы» к 1917 г. достиг рекордной по тем временам цифры: 275 тыс. экз. …блестят кресты Оптиной – Оптина Введенская-Макариева Пустынь находится в Калужской обл., близ Козельска; основана в XIV b. раскаявшимся разбойником Оптою, принявшим в иночестве имя Макарий После большевистского переворота закрыта. Возвращена церкви в ноябре 1987 г. …слышал. о старце Амвросии – Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков; 1812–1891) – один из самых почитаемых иеромонахов Оптиной Пустыни; его благочестием, высочайшим нравственным примером восхищались много с ним беседовавшие Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Вл. С. Соловьев, а для Н. К. Леонтьева он стал духовным отцом. «Вы не можете себе представить, – писал Леонтьеву из Ельца В. В. Розанов, – как колоссально его влияние здесь!.. Здесь в редком доме Вы не найдете портрета о. Амвросия» (Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. С. 471). …Алеша Карамазов в подряснике своем, переживая Кану Галилейскую перед возлюбленным Зосимой.  – Алеша Карамазов и старец Зосима – персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы». Кана Галилейская – город, в котором Иисус Христос превратил воду в вино и где исцелил заочно сына одного из царедворцев Капернаума (Евангелие от Иоанна, гл. 4, ст. 46–54).

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая 1883 года состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения. С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова. Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (разрушен в 1918 году). В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. 15 августа 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон.

http://sobory.ru/article/?object=44392

участка–могилы: 5–4. Х: 10. У: 15. Дервиз Вл. Дм. 1859–1937 искусствовед, зав. Загорским музеем в 20–х гг., Ел. Вл.(дочь)1889–1975 художница/Вл. Дм. 1917–1985, Фаворская Мария Вл. 1887–1959 (общ. П–к – известняков, крест в 1,5 метра с двумя клеймами с именами). участка–могилы: 6–1. Х: 10. У: –23. Померанцев Алексей Степ. 1878–1949 (свернуть п–ка Урмаевым, левый крест) – Прот., род. в с.Корба Нерехск. Р–на, служил в с. Мальгино Парфеньев. Р–на, после ВОВ – в Кунцеве, был ч.2]. П–ва Валентина Ал. 1901–1980; (+Добровольская С.Д., † 7.2.1996). участка–могилы: 7–1. Х: 31. У: –1. Свенцицкий Валентин Павлов. † 20.10.1931 протоиерей, дух. писатель., Евг. Серг. (супруга) † 11.10.1986 , Серг. Вал. † 31.08.1986(сын) и еще 7 чел. участка–могилы: 7–4. Х: 20. У: 4. Чмелёв Яков Ал–др. 1877–1944, (в 1920–30 гг. в ц. Покрова на Грязях, Каз. ик. Б.М. на Калужск. пл.). Засл. деятель иск–в, церк. композитор и регент, В 1940–44 гг. был в Киргизии, – жена 1878–1976 и сын 1913–1995 . участка–могилы: 10–1. Х: –0. У: 18. Гааз, Феодор Петр., «святой врач» (главврач 4–й Градск. Б–цы, с 1829– главн. врач моск, тюрем). Доктор, сотрудник митр. Филарета по благотвор. учреждениям. 1780–1853. участка–могилы: 10–5. Х: 45. У: 14. Станиславский Ал–й Маркианов. 25.02.1865–1953,24.05 Протоиерей, участник Украин. Собора в 1918 г., Соборов 1917 (от Богодухова Харьк. губ.) и 1945 гг., член ВЦС, с 1917 г. настоятель моск. цц.: в Епарх. Доме, с 1920 –в Марьиной Роще, с 1935 в Новогиреево, с 1941 – в Коломенском и Черкизове, в 1945–52 ? в ц. Покрова в Лыщиковом пер. (65 л. в сане). Аполлинария Ал–др. Станская 5/18.01.1868–1958,3.7 (два белых креста на высоком постаменте от ц–ви Покрова). Поворот с Ел. алл. у памятника Перехватовым. участка–могилы: 10–10. Х: –4. У: 18. Казновецкий Анатол. Серафим. 14.02.1926–1995,19.03 протоиерей, наст, ц–ви на Соколе, благочинный, жена Мария Ник. 1929–1980 (+Понятовский и др.). участка–могилы: 11–0. Х: 2. У: 1. Часовня семьи Эрлангер (глава же их моск, рода, дирижер, похоронен недалеко от Холмогорова) 1911 г. по проекту Фед. Шехтеля, мозаика Петрова-Водкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Возникновение К. и. с. М. было тесным образом связано с Комиссией по сохранению древних памятников МАО (образована в 1876, до 1918 ее возглавляла графиня Уварова), поскольку условия бурно развивающегося города требовали внимания не только к отдельным памятникам, но и к облику столицы в целом. По составу К. и. с. М. сразу отличалась от др. комиссий МАО, к-рое было доступно для всех желающих, но не для участия в нем в качестве обычного члена. Комиссии МАО - славянская, восточная, археологическая, по сохранению древних памятников и др.- образовывались только из членов Об-ва, поскольку требовали специальных знаний, принадлежности к науке. Члены К. и. с. М. без зависимости от членства в Археологическом об-ве могли принимать участие в ее работе. Благодаря этой особенности комиссия стала общественным центром всех москвоведов. Половину членов-учредителей об-ва (всего 21 чел.) составили аристократы, связанные семейными и дружескими узами. Приглашение представителей аристократических семей в качестве учредителей об-в было традицией, гарантирующей получение финансовой поддержки и лояльное отношение властей. Обычно аристократы-учредители участвовали в работе об-ва номинально, воспринимая это участие в качестве почетной повинности, к которой обязывало происхождение и положение в обществе, однако в данном случае практически все учредители активно участвовали в работе об-ва. К 1917 г. об-во выросло в крупную научно-краеведческую организацию (172 чел.), популярную в Москве и по численности сопоставимую с большинством работавших в то время в Москве научных об-в. Комиссия вела интенсивную работу: с 1909 по 1917 г. состоялось 65 заседаний, на к-рых было сделано 96 научных докладов (нормой для работы научных об-в считалось проведение 1 заседания в месяц). Постоянными активными членами К. и. с. М. (учредители и вступившие до 1912) являлись: Г. В. Балицкий, И. С. Беляев, А. М. Васнецов, Е. В. Гольдингер, Готье-Дюфайе, И. П. Машков, Миллер, А. В. Орешников, М. С. Померанцев, К. Н. Солодовников, И.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИАКОВ Иванович Алфёров (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых) ИАКОВ Иванович Архипов (1888-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Яковлевич Бойков (1896-1943), свящ., сщмч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период ИЛАРИОН (Громов Иван Андреевич; 1864 - 1937), иером. , прмч. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_12.html

В ночь с 19 на 20 июня в Перми была совершена изуверская расправа над архиепископом Андроником. С июля 1918 года по губернии прокатилась волна групповых расстрелов интеллигенции. 14 августа под Пермью были расстреляны члены Поместного собора архиепископ Черниговский Василий, ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Матфей (Померанцев) и миссионер Алексей Зверев, приезжавшие в Пермь для расследования убийства архиепископа Андроника. Таким образом, красный террор превращается в разнузданную кровавую бойню, а творцы террора теоретически обосновывают то, что не поддается моральному оправданию... В Перми в ответ на покушения на Ленина и Урицкого было расстреляно 42 заложника. Расстрелы выполняли устрашающую роль, поэтому списки расстрелянных по политическим мотивам публиковались в официальном органе «Известия Пермского губернского Совета рабочих, крестьянских и армейских депутатов». Так, первый список был опубликован 11 сентября 1918 года. Каждое поражение красных на фронте, любая забастовка рабочих, всякое восстание крестьян вызывали казни заложников. В начале октября 1918 года в ехавших на автомобиле пермских чекистов была брошена бомба. В ответ на это было расстреляно 37 заложников. 9 октября в газете «Известия Пермского губернского Совета рабочих, крестьянских и армейских депутатов» опубликовали список расстрелянных. В нём, кроме бывших жандармов, полицейских и представителей оппозиционных партий, значились имена священников Пермской епархии: Григория Гаряева, Александра Шкляева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского. В Пермской губернии начались аресты и расстрелы священников, которые, выполняя решения Поместного собора, призывали не отдавать церковное имущество. Другой фактор, послуживший усилению террора - это крестьянские восстания, прокатившиеся по всей губернии в ответ на разорение крестьянских хозяйств и мобилизацию в ряды Красной армии. Многие земледельцы - бывшие староверы, после открытия в начале ХХ века в эпицентре старообрядческого раскола - Осинском уезде Пермской губернии - Белогорского миссионерского монастыря, архимандритом которого стал непререкаемый для них авторитет - бывший начетчик - будущий священномученик Варлаам (Коноплёв), стали массово переходить в православие. Если в некоторых других Российских губерниях перед октябрьской революцией наблюдалось охлаждение к живой вере во Христа, то в Перми в этот период Православие переживало расцвет. Старообрядцы, соединившись с канонической Церковью, были на пике воодушевления и готовы были положить душу за Церковь и христианские основы своей жизни. А потому коммунистическая идеология, деятельность продотрядов и комбедов, и попытки заставить крестьян воевать за власть советов вызвали крестьянские мятежи, закончившиеся жестокими расправами над их участниками, а также над сочувствующим крестьянам или пытавшимися примирить обе стороны духовенством.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/13/...

На стендах не только представлены темы, обсуждавшиеся на Соборе, но и доводы, приводившиеся сторонами, а также статистические данные. Посетителям выставки будет интересно узнать, как распределялось число голосов по тем или иным вопросам. Фото: Иоанн Ткаченко      Октябрьский переворот не воспрепятствовал работе Собора. Однако новая власть, развернувшая гонения на Церковь, не щадила соборян. Множество стендов посвящено делегатам Собора, засвидетельствовавшим свою верность Христу и Церкви даже до смерти. Первым из пострадавших соборян стал митрополит Владимир (Богоявленский), 7 февраля убитый в Киеве группой революционно настроенных людей. Во время работы Собора погибли и некоторые другие его участники — священномученик Андроник (Никольский), преподобномученик Матфей (Померанцев), мученик Алексий Зверев. В мае 1918 г. был арестован и впоследствии расстрелян известный миссионер и борец с сектами мученик Николай Варжанский. Некоторым участникам Собора было суждено принять мученический венец позже. В 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей был осужден и расстрелян митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Один из защитников патриаршества архиепископ Иларион (Троицкий) умер от тифа в заключении в 1929 г. Немало делегатов Собора пострадало в годы атеистических гонений 1930-х гг. В большинстве своем члены Собора погибли в годы Большого террора 1937–1938 гг. Среди них священномученики Кирилл (Смирнов), Серафим (Чичагов), Никодим (Кротков), Николай (Добронравов), Серафим (Остроумов). В послевоенные годы был в очередной раз арестован и приговорен к лагерному сроку протоиерей Петр Чельцов — известный подвижник и праведник. Лишь в 1955 г. вышел на свободу священноисповедник Афанасий (Сахаров) — автор службы всем святым, в земле Российской просиявшим. Фото: Иоанн Ткаченко      Часть стендов выставки посвящена делегатам Собора, ушедшим в эмиграцию и хранившим в изгнании идею Святой Руси. Среди них один из претендентов на патриаршество митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший Русскую Зарубежную Церковь, митрополит Евлогий (Георгиевский), ставший главой Русского Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, митрополит Платон (Рождественский), возглавивший Североамериканскую митрополию, и др.

http://pravoslavie.ru/108881.html

Сообщение члена Собора архимандрита Матфея (Померанцева) на 29-м заседании Священного Собора об оскорблении святых мощей угодников Божиих Печерских 23 октября (5 ноября) 1917 года. В издательстве ПСТГУ вышла книга «Приспело время подвига…» Этот сборник представляет собой уникальное собрание документов, характеризующих самый первый этап гонений на Русскую Церковь после революций 1917 года.В него вошли малоизвестные и ранее не публиковавшиеся материалы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, касающиеся начала гонений на Церковь и реакции Собора на эти события. В необычайно тяжелых исторических условиях распада Российской империи и начинающейся гражданской войны Собор, единственный на тот момент законно избранный орган власти России, призывал русский народ к миру, согласию и единству. Читайте также: Молитва о спасении Церкви Православной Уроки истории Александра Феофанова Люди жаждали слова о вере: у истоков Свято-Тихоновского Молодежь должна иметь возможность найти ответы на все свои вопросы Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 апреля, 2023 30 августа, 2022 25 августа, 2022 20 апреля, 2022 5 апреля, 2022 21 ноября, 2021 23 августа, 2021 16 мая, 2020 25 февраля, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/1nado-vsem-prinesti-po...

334-338 МАТРОНИНСКИЙ (Мотронинский) во имя Святой Троицы монастырь - см. Мотронинский во имя Святой Троицы монастырь МАТТА АЛЬ-МАСКИН [Матта аль-Мескин/Мискин; араб. - Матфей Бедняк/Убогий] (1919-2006), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви 338-340 МАТТЕИ Христиан Фридрих фон (1744-1811), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та 340-341 МАТТЕОС УРХАЕЦИ [Урхайеци; Матфей Эдесский, Матфей из Урфы] († 1144), мон., арм. средневек. историк, автор «Хронографии» 340-341 МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) 342-367 МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ (Швецов Митрофан Кузьмич; 1855-1927), иером., прп. (пам. 16 мая и в Соборе Вятских святых) 371-374 МАТФЕЙ Иванович Александров (1872-1921), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Алоин (1879 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 374-375 МАТФЕЙ Васильевич Казарин (1886-1942), протодиак., сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 375-376 МАТФЕЙ (Банников Михаил Яковлевич; 1881 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Померанцев Михаил Владимирович, 1881 - 1918), архим. , прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополиии в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Претензии комитета на участие в управлении всей жизнью Лавры были отклонены Духовным Собором, который переработал наказ ЦК и 30 апреля представил новый вариант документа на утверждение митрополиту Вениамину. В этом варианте говорилось, что «ЦК имеет право посылать двух своих представителей в Хозяйственное управление с правом решающего голоса для решения вопросов, касающихся профессиональных интересов служащих и рабочих». 31 апреля владыка утвердил представленный ему проект, но реакция ЦК первоначально была резко негативной, 10 мая он письменно известил Духовный Собор о своих возражениях, «так как этот наказ совершенно неприемлем, потому что он совершенно извращен». Пытаясь добиться осуществления своих требований, комитет обратился за помощью к советским властям, которые тут же охотно откликнулись. Уже 11 мая из Александро-Невского подрайонного комиссариата городской милиции в Духовный Собор пришло предписание в трехдневный срок прислать ответ об изменении состава Собора, «ввиду того, что во всех учреждениях Российской республики проводится полная демократизация, а до сего времени в Духовном Соборе таковой не было, представители от служащих и рабочих должны быть от 3-5 с правом решающего голоса ввиду того, что в стране сам народ решает свою судьбу». Подписавшему это отношение комиссару Бондареву и в голову не пришло, что он грубо вмешивается во внутренние дела уже отделенной от государства Церкви. 28 мая Бондарев послал еще одно требование – придти к соглашению с ЦК и представить в комиссариат список выборных лиц от служащих Лавры и Собора с правом решающего голоса, угрожая до этого «прекратить выдачу денег по текущим делам» [vii] . Правда, к этому времени конфликт удалось погасить. Выход был найден в расширении намеченного представительства рабочих и служащих в составе Хозяйственного управления. Последнее было создано по указу Свят. Синода по итогам ревизии Лавры от 14 декабря 1917 г. Первое заседание управления состоялось 7 марта 1918 г. и первоначально в его состав входило 5 насельников обители под председательством архимандрита Иерофея (Померанцева).

http://bogoslov.ru/article/3041971

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010