М.Д. Хмыров 1 Лаврентиевская летопись. См. Полное Собрание Русских Летописей. Изд. 1846, т. I, с. 27. 4 «О годе рождения Святослава», – пишет Август Шлецер, один из усерднейших иноземных исследователей русских летописей, – «противоречивы ужасно». Ольга вышла замуж в 903,904 или 912 г.; родила Святослава к 920, в 933, к 942. г. Но после увидим мы, что Святослав, уже в 946 г., во время сражения, пустил копье в одного Древлянина. И несмотря на это, после говорится, что он только в 964 г. достиг мужеского возраста!– См. Нестор. Русские летописи на древле-славянском языке, сличенные, переведенные и объясненные Авг. Луд. Шлецером, перев, с немецк. Дм. Языков. Изд. 1819. Ч.III с. 76. 5 Вот что говорит об этом Карамзин: «Татищев, ссылаясь на Ростовскую летопись, полагает рождение Святослава в 920 г.; но в первой, в Ипатьев., Хлебниковск. и Воскресенской означено, что сей князь родился в 942 г. Следовательно, в 39 год Ольгина замужства? Вероятно ли? В 946 г. Святослав уже мог воевать, хотя, по словам летописца, был еще детеск, т. е. очень молод; а в 970 г. сыновья его начальствовали в удельных областях. В год Игоревой кончины Святославу могло быть лет 12. В таком случае, Ольга родила его будучи, но крайне мере, сорока трех лет». См. Ист.Гос.Росс, т. I, прим. 365. 8 Наш «Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови». Изд. 1870. 23 Ядро Российской истории, приписываемое кн. Хилкову, но сочиненное его секретарем, А. Манкиевым. 35 Киевлянин. 1840. Кн. I. «Статья: Обозр. стар. Киева». – Шлецер, в перев. Языкова, с. 297. – «Пир Святослава», статья Н. Полевого, в «Московск. Наблюд». 1835. Окт. Кн. I. 48 Долуга-Ходаковский: Пути сообщения в древней России. Русский Историч. Сборник. 1837, т. I, kh.I с. 5. 56 Кентинарий, или Центинарий, содержал 100 литр золота, каждая в 72 нумисматы, называвшиеся также солидами, византинами, и весившие по 70 гран штука. Так что все золото, полученное Святославом от Греков, стоило от 132 до 135 тыс. голландских червонцев или около 68 тыс. фунт, стерл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

2 Другие списки: РГБ, рук. колл., ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, лл. 30–50; РГБ, рук. колл., ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, лл. 111–129 об.; РГБ, рук. колл., ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, лл. 305–326 об., ГИМ, Синодальнее собрание, 799, лл. 1152–1719; СПб. филиал ИРИ РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачева), 397, 5 листов; ИРЛИ РАН, собрание М.Ф. Першина, 7, лл. 505 об.–530 об.; ГИМ, собрание A.C. Уварова, 184, л. 210–229 об.; РНБ, F. I. 306, л. 200–212 об. 3 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ): Софийская I летопись. ПСРЛ, т. V. СПб., 1851, с. 207–215; Воскресенская летопись. ПСРЛ, т. VII. СП6., 1856, с. 188–198; Никоновская летопись. ПСРЛ, т. X. – СПб., 1885, с. 180–187; Рогожский летописец. ПСРЛ, т. XV. – Пг., 1922, стлб. 38–41; Книга Степенная царского родословия. ПСРЛ, т. XXI, ч. I. – СПб., 1908, с. 333–338; Ермолинская летопись. ПСРЛ, т. XXIII. – СПб., 1910, с. 98–101; Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ, т. XXV. – М. – Л., 1949, с. 161–166; Вологодско-Пермская летопись. ПСРЛ, т. XXVI. – М. – Л., 1959, с. 99–107; Никаноровская летопись. ПСРЛ, т. XXVII. – М. – Л., 1962, с. 56–61. 4 Памятники славяно-русской письменности. Великие Минеи Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. вып. 9. ч. I. ноябрь. – М., 1914; Пролог (сентябрь – февраль). – М., 1661, л. 448. 5 Татищев В.Н. История Российская, т. V. – М. – Л., 1965; Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. т. III. СПб., 1817; Карамзин Н.М. История государства Российского, кн. I. т. IV. – М., 1988; Полевой H.A. История русского народа, т. IV. – М., 1833; Макарий. История Русской Церкви, т. V. СПб., 1886; Соловьев C.M. История России с древнейших времен. кн. 2, т. 4. – М., 1990; Костомаров Н.И. Лекции по русской истории, ч. I. – СПб., 1861; Он же. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, кн. I. – СПб., 1912; Ключевский В.О. Курс русской истории, т. II. – М., 1988; Карманов Д.И. Собрание сочинеиий, относящихся к истории Тверского края. – Тверь. 1992; Борзаковский B.C. История Тверского княжества. – Тверь. 1994; Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. – Тверь. 1994; Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). – Тверь. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как можно заметить, в МАк указано в качестве даты преставления митрополита не 16, а 15 сентября, а также зафиксировано время его кончины – 1 час ночи. Почему именно в этом известии, где конкретизировано время смерти, иной оказалась дата, можно лишь высказать предположение. Начало дня – как в Древней Руси, так и в Византии – считалось с рассвета. Возможно, составитель известия имел точные сведения от тех, кто был при митрополите в его последние часы (либо сам был среди таковых). Этот текст не получил распространения, а пространный рассказ, который переписывался и редактировался в большинстве летописей, зафиксировал время, когда о событии стало известно в Москве, – уже после рассвета 16 сентября. Отчасти это подтверждается материалом, содержащимся в Супрасльской летописи, которая в этом известии обнаруживает некоторое сходство с МАк. Как и в МАк, здесь говорится, что умер митрополит 15 сентября, правда, не в час ночи, а просто «на нощь». Далее в Супрасльской летописи речь идет уже о 16 сентября, но при этом добавляется, что преставившегося митрополита «проводиша в город, нешоша на Именно этой информации не хватает в пространном рассказе, читающемся в большинстве летописей 2-й половины XV – 1-й половины XVI в. В них нет эпизода перенесения покойного из Голенищева в Москву, а сразу говорится: «Проводиша его честно весь градъ, и епископи слоужиша надъ нимъ». Таким образом, случайно или благодаря усвоению некоего «урока», рассказы о смерти святителя оказались столь же насыщены хронологическими материалами, как и его собственные тексты – о его жизни.   © Конявская Е. Л., 2015   Житие Александра Невского// Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли» М.; Л., 1965. С. 176. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 15. Вып. 1. Пг., 1922. Стб. 90. ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 447. См.: Флоря Б. Н., Турилов А. А. Киприан//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2013. С. 638–639. Кучкин В. А. Был ли митрополит Киприан в 1380 г. в Москве?//Анфологион. Славяне и их соседи. Власть, общество, культура в славянском мире в средние века. К 70-летию Бориса Николаевича Флори. Вып. 12. М., 2008. С. 265–266.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

753 Лучшее издание всех этих Греческих церковных историков, в 3-х томах, принадлежит Генриху Валезию, Paris, 1659. 754 Одиннадцать книг церк. истории Руфина изданы Ренаном вместе с историей Кассиодора (Basileae, 1523); сочинения Сулпиция Севера – Иоанном Клериком (Lipsiae, 1709); история Григория Турского – Феодориком Руинарцием (Paris, 1699). 755 Все эти историки Византийские, под заглавием: Corpus Scriptorium Historiae Bysantinae.., изданы уже трижды: в Париже 1645–1702 г., в Венеции 1729 г. и в Бонне, нач. с 1829 г. 756 Сохранившиеся 18 первых книг этой истории (доведённой до 610 года) издал Fronto Ducaeus, Paris, 1630. 762 Акты, изд. Румянцевым, Археографическими Экспедицией и Комиссией, временной Комиссией при Киевском Генерал-Губернаторе. Акты городов: Вильны, Ковно... и проч. и проч. 763 Annales ecclesiastici, доведённые Баронием до 1198 года и продолженные Рейнальдом до 1565 года. Изданы несколько раз. 764 Historia ecclesiastica Novi Testamenti in XXIV tomis, изд., в первый раз, в Париже 1676–1686. 765 Histoire ecclésiastique..., доведённая до 1414 года, изданная, в первый раз, в XX волюмах, 1691–1722. 766 Centuriae Magdeburgenses... in XIII tomis, изд. несколько раз. Названы центуриями потому, что каждый том объемлет собой особое столетие (centuriam), а Магдебургскими – потому, что начаты в Магдебурге обществом учёных. 769 Одни из этих летописей уже изданы, другие ещё нет. Лучшее издание начато и продолжается Археографической Комиссией под названием: Полное собрание Русских летописей. 770 Annales Polonici, изд. в tom. 1–2 script, rer. Siles. T. W. Sommersberg, а некоторые изданы отдельно в разные времена. 771 Памятники, изд. Временной Комиссией для разбора древних актов при Киевском военном Генерал-Губернаторе, в 2 томах. 775 Historica Russiae monumenta, ex antiquis gentium archivis et bibliothecis deprompta..., Petropoli, 1841. 776 Таковы: сказания Князя Курбского, изд. СПб. 1833; о России в царствование Алексея Михайловича, Кошихина, СПб. 1840; записки Русских людей Петрова времени... СПб. 1838.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

271 Хронограф редакции 1512 г. СПб., 1911, с. 391—392. (Полное Собрание Русских Летописей, т. XXII). 272 Р. E. Riant. Exuviae sacrae constantinopolitanae, vol. I. Geneve, 1876, PP. XL-XLVIII. 273 Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 763. 274 Текст этого договора 1204 г. приведен в издании — G. L. F. Tafel, G. M. Thomas. Urkunden zur ältern Handels — und Staatsge-schichte... Bd. I, S. 464—488. (Полное библиографическое описание этого издания приведено в прим. 1 на стр. 111. — Науч. ред. ) 275 Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., pp. 824, 854—855. 276 Michael Acominatos (Choniates). Opera, ed. S. Lampros, vol. II. Athenae, 1879, pp. 44, 127. 277 Marino Sanudo. Istoria del regno di Romania in: C. Hopf. Chroniques gréco-romanes inédites ou peu connues. Berlin, 1873, p. 102. 278 Chronique de Ramon Muntaner, chap. 261; ed. J. A. Buchen. Chroniques étrangères. Paris, 1841, p. 502. То же самое — herausgegeben von K. Lanz. Stuttgart (Bibliothek des literarischen Vereins in Stuttgart, Bd. VIII), 1844, pp. 468—469. То же самое — The Chronicle of Muntaner, in the works issued by The Hakluyt Society, vol. L. (Translated from the Catalan by Lady Goodenough). London, 1921, p. 627. 279 Epistolae Honorii III (20 мая 1224 г.). В кн.: Recueil des historiens des Gaules et de la France, vol. XIX. Paris, 1833, p. 754. 280 The Chronicle of Morea, ed. J. Schmitt. London, 1904, vss. 2712—2713. 281 W. Miller. The Latins in the Levant. A History of Frankish Greece (1204—1566). London, 1908, p. 6. 282 K. Hopf. Geschichte Griechenlands vom Beginne des Mittelalters bis auf die neuere Zeit. Bd. II, S. 10. 283 См.: The Chronicle of Morea... pp. LVIII-LXVI. 284 А. А. Васильев в исходной русской версии 1923 г. цитирует «Фауста» в переводе Холодковского. Приводимая здесь цитата взята из следующего издания: Иоганн Вольфганг Гете. Собр. соч., т. 2. Фауст. Трагедия. Перевод с немецкого Б. Л. Пастернака. М., 1976, с. 334. 285 Этих слов А. А. Васильев не приводит ни в исходной русской версии, ни во втором американском издании (во французском издании непосредственная цитата из текста «Фауста» отсутствует). Между тем, можно согласиться с мнением А. Аникста, автора комментариев к изданию «Фауста» в переводе Пастернака, что именно данная строчка, хотя она и отстоит на одну реплику от приведенной в тексте цитаты, завершает описание замка. ( И. В. Гете. Собрание сочинений, т. 2. М., 1976, с. 498). Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

1887. Ч. 252. C. 312–319. 699 В одной из летописей (Царственной книге) встречается редакторская помета, указывающая на необходимость упоминания о помазании; эта помета была сделана после поставления Ивана IV на царство и не имеет исторического значения (см.: Успенский. Царь и патриарх. С. 21–22. Прим. 17). То же относится и к описанию поставления Ивана IV на царство из сборника Погодинского собрания (Российская национальная библиотека. Погод. 1567), где сообщается, что Иван «преславно венчан был на царство всея Руси... по закону совершеннаго царьскаго поставления и всесвященнаго миропомазанием [sic!] на престоле древняго достояния отеческаго... благословением и рукоположением первосвятителя преосвященнаго митрополита всея Руси кир Макария... еже бысть в лето 7055-го генваря 20» [sic!]. В этом же описании упоминается о «Царском месте», то есть о царском троне в Успенском соборе, сооруженном в 1551 году, то есть оно было составлено задним числом (Забелин И. Археологическая находка: Решение вопроса о Царском месте, или так называемом Мономаховом троне (по рукописи Погодинского древлехранилища)//Москвитянин. 1850. 11. Кн. 1. Отд. 3. С. 55). Ср. еще в «Казанской истории» о поставлении Ивана IV: «...и воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочие православнии царие поставляхуся» (Казанская история/Подг. текста: Т. Ф. Волкова//Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI века. М., 1985. С. 360). Протограф «Казанской истории» датируют 1564–1565 годами, то есть тем временем, когда уже существовала Формулярная редакция чина поставления на царство Ивана IV; вместе с тем дошедшие до нас рукописи содержат следы авторской обработки конца XVI века в годы правления Федора Ивановича, который, как мы знаем, был помазан на царство. Таким образом, здесь отражаются позднейшие представления о порядке поставления на царство. Равным образом исторически недостоверно и сообщение Вологодской летописи о том, что в 1547 году Иван IV «царьствия ради помазася на царьство» (Полное собрание русских летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   Например: Lehrbuch des Kirchenrechts aller Christlichen Konfessionen, von Ferdinand Walter, Bonn. 1842.    Лучшее издание всех этих Греческих церковных историков, в 3-х томах, принадлежит Генриху Валезию, Paris, 1659.    Одиннадцать книг церк. истории Руфина изданы Ренаном вместе с историей Кассиодора (Basileae, 1523); сочинения Сулпиция Севера — Иоанном Клериком (Lipsiae, 1709); история Григория Турского — Феодориком Руинарцием (Paris, 1699).    Все эти историки Византийские, под заглавием: Corpus Scriptorium Historiae Bysantinae.., изданы уже трижды: в Париже 1645—1702 г., в Венеции 1729 г. и в Бонне, нач. с 1829 г.    Сохранившиеся 18 первых книг этой истории (доведённой до 610 года) издал Fronto Ducaeus, Paris, 1630.    Изданы троекратно: в Риме. 1564 г., в Лионе 1615 г. и в Гельмштадте 1671 г.    Изд. в Гамбурге 1706 г.    Enchiridion de statu hodiernorum Graecorum... Cantabrigiae 1619, и потом ещё нисколько раз.    Chronicon Ecclesiae Graecae..., Franeckerae, 1679.    Status praesens ecclesiae Graecae..., Altorfii, 1714.    Акты, изд. Румянцевым, Археографическими Экспедицией и Комиссией, временной Комиссией при Киевском Генерал-Губернаторе. Акты городов: Вильны, Ковно... и проч. и проч.    Annales ecclesiastici, доведённые Баронием до 1198 года и продолженные Рейнальдом до 1565 года. Изданы несколько раз.    Historia ecclesiastica Novi Testamenti in XXIV tomis, изд., в первый раз, в Париже 1676—1686.    Histoire ecclésiastique..., доведённая до 1414 года, изданная, в первый раз, в XX волюмах, 1691—1722.    Centuriae Magdeburgenses... in XIII tomis, изд. несколько раз. Названы центуриями потому, что каждый том объемлет собой особое столетие (centuriam), а Магдебургскими — потому, что начаты в Магдебурге обществом учёных.    Institutionum Hist. Ecclesiasticaë... libri IV, Helmstadii, 1764.    Все они находятся в упомянутом Сборнике: Corpus Scriptorum Hist. Bysantinae.    Одни из этих летописей уже изданы, другие ещё нет. Лучшее издание начато и продолжается Археографической Комиссией под названием: Полное собрание Русских летописей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

513 (б) Вероятно, до поставления в Митрополита, Кирилл был Епископом Хельмским: ибо ещё при нашествии монголов на Галичское княжение (окол. 1243. г.), в Волынской летописи замечено, что Даниил, спасаясь от неприятеля «еха ко брату и поима с собою Кирила Митрополита». Но о возведении Кирилла в сан Митрополита в той же летописи говорится позднее (под 1250 r.). Полное собрание Русских летописей. 1843 года. Том. II. стр. 181. Сие подтверждается и соображением последующих событий. Король Венгерский Бела стал искать союза с Даниилом, по возвращении его с милостью Ханскою из Орды. А Даниил был в Орде в 1245 году – Следовательно, уже после 1245 года Бела мог просить Кирилла, отправляющегося в Грецию для поставления в Митрополита, чтобы Даниил сотворил ми с Венгрией. 515 Епископ Полоцкий Алексий в 1231 г. называется вместе Белогородским и Юрьевским. Ист. Г. P. Том. III. пр. 369. А Переяславская кафедра соединена со вновь открытою Сарайской. Том. IV. пр. 108 и 147. 516 Впрочем, Кирилл не перенёс сюда своей кафедры, ибо из летописей видно, что во Владимире были свои Епископы до конца XIII столетия. 518 Летоп. Ипатиевск. в полном Собр. Русск. летоп. Том. II. стр. 191. Dlugossi. Histor. Polonic. L. 7. p. 705. 706. Lips: 1711. 522 В исправнейшем виде он напечатан при исследовании Г. Григорьева о достоверности ярлыков, данных Ханами Золотой Орды Русскому духовенству. Москва. 1842 г. стр. 124. Впрочем, на конце сего ярлыка от опущений и перестановки слов смысл не ясен. Он мог бы быть восстановлен по списку с сего ярлыка, находящемуся в библиотеке М. Д. Академии. Из сего списка видно, что все ярлыки Ханские были собраны и представлены Государю по случаю Собора о церковных имениях в 1500 году. 524 Это видно из письма к митрополиту Кириллу самого Иакова Святислава, которое сохранилось в некоторых списках Славянской Кормчей. Письмо писано между 1262 и 1270 г. Список правил называется у Святослава Зонарою. Опис. рукописей Руманц. Музеума стр. 290–292. Обозрение Кормч. книг. Розенкампфа. 1829. стр. 56–60.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

i Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. М., 1962, стр.370. ii Имеется еще «Достойно есть» Опекаловское (ГПБ, Кирилловское собрание, л.122 и об. iii Д.В. Разумовский. Материалы для археологического словаря. «древности. Труды Московского археологического общества», т.1. М., 1865–1867. iv В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. v Противодвижение как архитектонический прием можно назвать характерным для творчества Маркела Безбородого. Сочиненный им «вельми изящен» канон Никите, архиепископу новгородскому, представляет два многострофных произведения, акростихом для которых служит сначала алфавит, а затем имя автора. В первом произведении алфавит дан в нисходящей последовательности букв – а, б, в и т.д., а во вором «опрокинутый», т.е. от последней буквы к первой. Акростих первого канона заканчивается согласными буквами из имени автора – МРКЛ, а второй полным именем в «противодвижении» – ЛЕКРАМ. vi Стоглав, издание третье. Казань, 1912, стр. 59. vii Там же стр.59 viii В.М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1894, стр.22. ix Там же. x Н.Ф. Финдзейн. Очерки по истории музыки в России, т.1, вып.3, М.-Л., 1928, стр. 246–247. xi Ф.Г. Спасский. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951, стр.225 и 226. xii В. М. Ундольский. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1864, стр.22. xiii Текст этих стихир принадлежит византийскому гимнографу, императору Льву Мудрому (886–911 гг.). Их содержание – пересказ одиннадцати разделов Евангелия, читаемых в порядке очереди на утренях воскресных дней всего года. Отсюда их название – евангельские. xiv О переложениях Жукова для четырехголосного партесного хора будет сказано в комментариях к разделу V, в котором помещен пример его «Блаженн». xv Н. Финдзейн. Очерки... вып. III, стр. XXVII. xvi Например, рукопись ГПБ, Соловецкое собр. Л.50 об. xvii Например, рукопись Московского исторического музея. Певческое собрание, л.76.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. Пиоро 1975 – Пиоро И. С. К вопросу о локализации хоры Дори//150 лет Одесскому археологическому музею АН УССР; Тезисы докладов юбилейной конференции. [Одесса, апрель 1975 г.]/АН УССР. ИА. Киев, 1975. С. 162–163. Половой 1958 – Половой Н. Я. О дате второго похода Игоря на греков и похода русских на Бердаа//ВВ. 1958. Т. 14. С. 138–147. Приселков 1941 – Приселков М. Д. Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам//Ученые записки Ленинградского государственного университета. 73. Серия исторических наук. 1941. Вып. 8. С. 215 –246. Приселков, Фасмер 1916 – Приселков М., Фасмер М. Отрывки В. Н. Бенешевича по истории русской церкви XIV в.//ИОРЯС. 1916. Вып. 21. С. 48–70. Прокоп. Гот. – Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1–2. Прокоп. Перс. – Прокопий Кесарийский. Война с персами. М., 1993. Расовский 1933 – Расовский Д. А. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии//Seminarium Kondakovianum. 1933. Т. 6. С. 1–66. РИБ – Русская историческая библиотека. Розанов 1880 – Розанов Н. П. Евсевий Памфил , епископ Кесарии Палестинской. М., 1880. Россейкин 1915 – Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского . Сергиев Посад, 1915. Рыбаков 1982 – Рыбаков Б. А. Киевская Русь и древнерусские княжества. М., 1982. Салямон 1972 – Салямон М. К вопросу о дате      главного       сражения русских с греками в июле 1043 г.//ВВ. 1972. Т. 33. С. 88–91. Сахаров 1980 – Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X вв. М., 1980. Сахаров 1982 – Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. Свод I, Свод II – Свод древнейших письменных известий о славянах.      М. 1991. Т. I (2-е изд. М., 1995); М., 1995. Т. II. Седов 1982 – Седов В. В. Восточные славяне в вв. М., 1982. Семеновкер 1995 – Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. М., 1995. Сидоренко 1991 – Сидоренко В. А. «Готы» в области Дори Прокопия Кесарийского и «Длинные стены» в Крыму//Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Симферополь, 1991. Вып. 2. С. 105–118.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010