Закрыть 23 октября 1937 года – день расстрела архиепископа Феодора (Поздеевского) Татьяна Петрова   10:52 23.10.2020 677 Время на чтение 15 минут Источник: Прихожанин Последнего перед закрытием настоятеля московского Данилова монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского) (1876 – 1937) обычно в исторической литературе называют ученым монахом, строгим аскетом, столпом Православия времен гонений ХХ века. И он действительно был таким. Особенно строгим и недоступным предстает владыка в воспоминаниях многих студентов и преподавателей в период его ректорства в Московской духовной академии. И учащиеся, и даже профессора трепетали перед отцом Ректором и даже часто недолюбливали его, считали отсталым во взглядах, жестким и высокомерным. На самом деле это было связано больше с тем, что в тот период даже духовные школы были сильно подвержены духу революционного брожения, а владыка Феодор не пытался заигрывать с охваченной идеями «свободы» и «прогресса» «передовой» молодежью и их старшими наставниками, а будучи искренним монархистом, консерватором и традиционалистом, ярым противником насильственного изменения строя и таким же ярым приверженцем истинного святоотеческого Православия, он все свои силы отдавал на борьбу с этим разлагающим тлетворным якобы свободомыслием, а на самом деле – духом хульным и лукавым. В то же время у владыки были и близкие по духу люди, и студенты, и единомысленные с ним преподаватели, и друзья, сподвижники, в воспоминаниях которых владыка Феодор предстает совсем другим человеком – милостивым, внимательным, заботливым, любящим, остроумным, способным на неожиданные и неординарные поступки. Владыка далеко не всем раскрывал сокровенные тайны своей души, далеко не каждого впускал в свое сердце, но если впускал – то человек на всю жизнь становился его верным другом и помощником. У владыки был круг людей, преданно его любивших, не прерывавших с ним связи даже когда это было опасно, в лагерях и ссылках. Владыка Феодор, безусловно, был яркой и неординарной личностью, оставлявшей незабываемый след в душах и памяти людей. Многие из его учеников в академии, затем ставших даниловскими насельниками, были преданы владыке до конца, до мученической кончины. А те немногие, и не только даниловские монахи и прихожане, но и его ученики-епископы, кто пережил осень 1937 года, через всю свою жизнь пронесли благодарную благоговейную память о владыке Феодоре, о Даниловом монастыре, о том особом даниловском исповедническом духе, который укреплял их потом на протяжении всей последующей жизни.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/23/_oktya...

Скачать epub pdf Содержание 1. Архиепископ Феодор (Поздеевский) 2. Первые аресты и допросы 3. Арест архиепископа Феодора 4. Последние допросы архиепископа Феодора Подводя итог... Духовник, молитвенник, доброхот Из материалов следственного дела     В журнале «Даниловский благовестник» 2009 г.) начата публикация последнего следственного дела архиепископа Феодора и даниловской братии – об “Иноческом братстве князя Даниила”. Частично «Дело об “Иноческом братстве князя Даниила”», дело 7014-П, уже публиковалось в различных изданиях и в России, и за рубежом, исследователями предпринимались попытки проанализировать это обширное и запутанное дело. «Странное впечатление производит этот протокол», – отмечает в «Жизнеописании архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) » автор, монахиня Иоанна, о протоколе последнего допроса владыки Феодора. «Странное впечатление производит все это дело!» – можем отметить мы после внимательного его изучения. До этой публикации обычно исследовались в основном протоколы допросов архиепископа Феодора, да и то последние. Но оказалось, что при внимательном изучении всех протоколов допросов всех обвиняемых и свидетелей и притом в хронологическом порядке, очень многие «странности» этого дела становятся вполне понятными. Насколько можно верить тому, что написано в протоколах допросов следственных дел 1937 года? Достаточно ли прочтения протокола последнего допроса, как правило, в то время, «признательного», чтобы судить о том, сломало следствие человека или нет? Может ли неизвестно как полученная подпись служить доказательством того, что человек не выдержал мучений? Имеем ли мы вообще моральное право по материалам следствия карательных органов страшного богоборческого режима – следствия, ставящего себе целью, создавая некую видимость законности, не только уничтожить человека физически, но еще и оклеветать его имя в истории, – имеем ли мы право лишь на основании всего этого судить о том, насколько свята мученическая кончина прожившего исповедническую жизнь православного человека?!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

С. Девятова Скачать epub pdf Архимандрит Симеон (Холмогоров) (в схиме Даниил) (1874–1937) Архимандрит Симеон (Холмогоров) был духовным сыном старца Гавриила (Зырянова) (1844–1915) (ныне прославленного), он подготовил жизнеописание великого подвижника. Архимандрит Симеон, в прошлом насельник Данилова монастыря, был духовным другом архиепископа Феодора (Поздеевского) (1876 – 1937) (священномученик Феодор). Архимандрит   Симеон, сменив архиепископа Феодора на посту ректора  Тамбовской семинарии, в определённом смысле, заслонил собой владыку Феодора, на которого ранее было совершено покушение.   7 апреля 1907 года на архимандрита Симеона было совершено покушение, выстрелом в спину ему повредили позвоночник,  до конца жизни подвижник остался прикованным к инвалидной коляске. Незадолго до кончины он принял схиму с именем Даниил. Исповеднический путь схиархимандрита Даниила (Холмогорова) завершился мученичеством.  Архимандрит Симеон (в миру Михаил Михайлович Холмогоров) родился в 1874 году в семье священника в Пермской губернии. После окончания семинарии поступил в Казанскую академию. Однажды будущий подвижник со своими друзьями студентами Стефаном и Гурием отправился за духовным советом к старцу Гавриилу (Зырянову) в Седмиезерную Богородичную пустынь. Приветливый старец тепло встретил студентов, долго говорил с товарищами Михаила, а самого Михаила словно не замечал. Перед уходом гостей старец Гавриил благословил каждого, когда подошёл последний Михаил, он сказал: «А ты постригайся». В ответ услышал: «Благословите». Когда друзья вышли из кельи, посыпались вопросы: – Как ты мог ответить – благословите, ведь ты и не мечтал о монашестве...? -Вы ведь не знаете, что у меня на сердце. Михаил вскоре был пострижен, в постриге принял имя в честь преп. Симеона Верхотурского. В 1905 году профессорский стипендиат Казанской академии иеромонах Симеон был назначен инспектором в Тамбовскую семинарию, где ректором был архимандрит Феодор (Поздеевский) . В Тамбове в то время действовала подпольная революционная группа, которая планировала уничтожить губернатора города, вице-губернатора, ректора семинарии и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду. Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет. И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти.

http://pravoslavie.ru/104997.html

Архиваная выписка из расстрельного приговора " тройки " в отношении архиепископа Феодора (Поздеевского; + 1937) 5 мая 2017 г. 11:59 Сраму не имут НАДО ЛИ МЕНЯТЬ КРИТЕРИИ КАНОНИЗАЦИИ РЕПРЕССИРОВАННОГО ДУХОВЕНСТВА И КАК ИМЕННО? О репрессированном духовенстве собран огромный фактический материал, сказано много слов и написано немало комментариев, но всё же удовлетворяющего своей глубиной анализа причин репрессивной политики Советского государства пока нет. Отсутствуют внятные объяснения природы и сущности высказываний обвиняемых. Какую роль в репрессиях сыграли основополагающие государственные акты? Как стали возможными массовые сфальсифицированные обвинения? Эти и другие близкие по теме вопросы еще предстоит решить исследователям. В 1995 году, в самом начале своей работы, Синодальная комиссия по канонизации святых разработала документ «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века». Этот документ был одобрен священноначалием и лег в основу деятельности комиссии по вопросу изучения подвига новомучеников и исповедников. За прошедшие годы епархиальные комиссии по канонизации святых, несмотря на закрытость некоторых фондов, нашли новые источники, исследовали множество документов и еще раз оценили методы следствия и «подлинность» протоколов допросов. Проведенная ими огромная работа и сделанные выводы приводят к мысли, что пришло время по-новому взглянуть на критерии канонизации, соответствующие времени. Малодушие не пример Канонизация всегда мыслилась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника благочестия. Посему во все времена основным условием прославления было проявление подлинной святости праведника. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 года на тему «О канонизации святых в Русской Православной Церкви» изложил признаки святости православных подвижников, среди которых определены: мученическая смерть за Христа, чудотворения, народное почитание 1 .

http://e-vestnik.ru/church/kriterii_kano...

Архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; †1937) — один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени 13 января 2014 г. Тайны следственного дела об иноческом братстве князя Даниила Проблемы источниковедческого и почерковедческого анализа применительно к архиепископу Феодору (Поздеевскому): факты, гипотезы и доказательства Московский Свято-Данилов монастырь много лет ведет работу по изучению своей богатой истории, в том числе недавней — истории гонений, закрытия обители и мученической кончины братии. Важнейшей фигурой этого периода является последний перед закрытием настоятель монастыря архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский; †1937) — один из самых ярких иерархов в истории Русской Церкви последнего времени. Скрупулезное изучение всех материалов его последнего следственного дела заставляет иначе оценить многие ключевые аспекты достоверности и подлинности «лично подписанных» протоколов обвиняемых того страшного времени. И, наконец, исправить страшную несправедливость 1937 года, когда человека не только уничтожили физически, но и оклеветали его имя. Глава «Даниловского Синода» Архиепископ Феодор воспитал целую плеяду архиереев — настоящих духовных пастырей православного народа в годину страшных испытаний. Во многом именно благодаря владыке и близким ему по духу архиереям, сплотившимся вокруг него и Данилова монастыря (которых так и называли «Даниловским Синодом»), Русская Церковь устояла перед натиском богоборцев и разрушителей. Храмы, захваченные обновленцами, пустовали, в то время как Данилов монастырь еле вмещал молящихся. Владыку называли столпом православия, а «даниловцы» были для всех образцом непреклонного стояния в вере. Последнее следственное дело архиепископа Феодора и даниловской братии 1 , получившее в исследовательской литературе название дела «Иноческого братства князя Даниила», частично уже публиковалось. Прежде исследователи неоднократно пытались его проанализировать, в основном принимая во внимание только протоколы допросов архиепископа Феодора, причем лишь последние. Но при внимательном изучении всех протоколов допросов обвиняемых и свидетелей (причем в хронологическом порядке, и не только дела владыки Феодора, но и предшествовавших ему дел — например, Ковровского епископа Афанасия (Сахарова; †1962) 2  и даниловского архимандрита Симеона (Холмогорова; †1937) 3 , очень многие «странности» следственного дела становятся вполне понятными.

http://e-vestnik.ru/history/tayny_sledst...

Архиепископ Феодор (Поздеевский) о духовном образовании и воспитании юношества Архиепископ Феодор (Поздеевский) Обычно мы говорим об архиепископе Волоколамском Феодоре (Поздеевском) как о ревностном пастыре и знаменитом настоятеле Московского Данилова монастыря. И действительно, в суровые и трудные годы обновленческой смуты имя «даниловцы» стало нарицательным в церковном народе, как символ чистоты православного исповедания и твердости стояния в вере. Но мне хотелось обратить ваше внимание на то, что в жизни владыки Феодора было еще одно церковное делание, которое он сам считал несравнимо более важным и почетным – это воспитание подрастающего поколения. Именно в него вложил он всю свою душу и сердце, ему посвящал свою жизнь. «Скромно и незаметно это дело воспитания, - говорил он, - но велико оно, ответственно и трудно. Велико оно тем, что здесь личная жизнь воспитателя как бы приносится в жертву жизни других и свои интересы заменяются интересами другого. Ответственно потому, что созидается и формируется не бездушный материал и слепая сила, а цельная живая личность человека… Трудно и мучительно потому, что и духовное рождение не бывает без тех болей и страданий, которыми сопровождается рождение телесное… Ведь отдать лучшую пору своей жизни, расцвет своих сил другим во имя их доброго созидания для жизни, это значит своими соками как бы питать многих и чувствовать, что каждое уходящее поколение уносит с собой часть этих сил. А заботы, а разочарования, а компромиссы совести, а необходимость видеть прямое непонимание истинно полезного, ради которого тратятся силы, разве это не подвиг, разве это не труд? Только все это скрыто от взора, все это не видно и тайно, но тем-то оно и велико, что скрыто и тайно». Вот об этом «скрытом и тайном» делании архиепископа Феодора хотелось бы сегодня поговорить. Его учительство и преподавание началось с 1896 году еще в стенах Казанской духовной академии и продолжалось вплоть до его смерти в 1937 году. Ведь учитель остается примером для учеников на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/752.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Феодор (Поздееевский) «Значение искушений Господа от диавола для пастырей Церкви» 10.04.2021 775 Время на чтение 11 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 21 марта/2 апреля исполняется 145 лет со дня рождения архиепископа Феодора (Поздеевского) О смысле и трудностях пастырского служения Архиепископ Феодор (Поздеевский), последний до закрытия Данилова настоятель монастыря, расстрелянный 23 октября 1937 года, в 1909 – 1917 годы был ректором Московской духовной академии. В это время им был прочитан на кафедре Пастырского богословия курс лекций по Аскетике, в которых он изложил основы православной Аскетики как современной богословской дисциплины, опираясь на аскетическую систему преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, дополненную духовным наследием и других святых отцов. Лекции курса Аскетики владыки Феодора были изданы книгой «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)», выпущенной в 1911 году в типографии Свято-Троицкой Сегиевой Лавры. По сути, эта книга является введением в курс Аскетики. Владыка Феодор неоднократно писал о недостатках в изучении и преподавании богословия в современной ему духовной школе. По его мнению, в духовной академии вся научная работа сводилась «только к критике текста Писания, к исследованию внешней стороны памятников, к разбору и сочинению разных теорий, как это делается на Западе». В результате это привело к тому, что была парализована выработка православного богословского мировоззрения и «дух жизни, дышащий со страниц Откровения и творений святых отцов и вводящий душу в светлую атмосферу истинного богословия, минует… изучающего, и он питается только суррогатом богословия». Такое положение дел владыка пытался исправить своей деятельностью и преподавателя, и ректора академии. Ранее Пастырское богословие, по мнению владыки Феодора, сводилось к изучению «формальной стороны пастырства, не касаясь его внутренней идейно-психологической стороны, и потому было абстрактно, мертво». И только при «раскрытии существа внутренней психологии пастырства» рассматриваемые вопросы пастырства сразу получили «особенный, глубокий, жизненный смысл».

http://ruskline.ru/opp/2021/04/10/arhiep...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Введение   Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Глава 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельские образы. (Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки) Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Введение Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки Григорий, епископ Шлиссельбургский Евангельские образы § 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010