Тотчас за ним встали и вышли из зала профессора-монахи и священники, а также светские профессора, принадлежавшие к антитареевской группе. Ректор, начавший было что-то говорить, оборвал свою речь и направился вслед за ними. Тут встали и остальные профессора и вышли тоже из зала. Последним медленно вышел в одиночестве Тареев. В это время раздались шумные аплодисменты со стороны студенчества, наполнявшего зал. Я и тогда не мог понять, кому студенты выражали свое сочувствие – Флоренскому или Тарееву. И потом, как я ни расспрашивал других об этом, я слышал самые противоречивые суждения. Диспут прервался. Студенты тоже начали расходиться, возбужденно беседуя и споря. Потом я узнал, что в профессорской комнате Тарееву было предложено (кем, точно не знаю, кажется Советом Академии) извиниться перед Флоренским. Он извинился, в каких выражениях, опять-таки не знаю, но говорили, что извинение было таково, что не только не улучшило, а напротив – ухудшило положение дела. Кое-как в профессорской закончился коллоквиум, и А. М. Туберовскому, глубоко расстроенному случившимся инцидентом, было присуждено звание магистра. Так прошел и закончился этот уникальный в своем роде диспут!». (цитируется по авторскому машинописному экземпляру «Воспоминаний о МДА» С. А. Волкова). 82 Симеон (Холмогоров) (1872–1937), архимандрит. 1-й магистрант XLIV курса (1899–1903) Казанской духовной академии, учился на 3 курса младше Феодора (Поздеевского) , с 1906 г. был при его ректорстве в Тамбовской семинарии инспектором, а затем преемником. 7 апреля 1907 г. около 9 часов, в субботу, на архим. Симеона было совершено покушение. Выстрелом в спину ему повредили позвоночник, и до конца жизни он оставался прикованным к постели, что не помешало большевикам расстрелять его. Близкий друг епископа Феодора, пребывал рядом и в Сергиевом Посаде, и впоследствии в Московском Даниловском монастыре. На высказанном здесь отношении к нему сказывается характерная для П.Волкова недооценка аскетизма и вообще монашества. 84 Ср.: «Докладную записку » (БВ 5–6. 2005–2006. С.465–471), а также окончание части I «Страх Божий»// Павел Флоренский , свящ. Собрание сочинений. Философия культа. М., 2004. С.48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В данное время я, состоя настоятелем Московского Покровского монастыря, проживал в Даниловом монастыре у его настоятеля епископа Феодора (Поздеевского Александра Васильевича) как гость временно. Когда я указал следователю на свое частное отношение к Данилову монастырю, то им было заявлено, что я все-таки в данный момент жил там. Каких-либо иных суждений по предлагаемому обвинению следователем со мною не велось и никаких доказательств по активному или пассивному выступлению против советской власти и участию в контрреволюции мне не было предъявлено. Вскоре после допроса последовало решение президиумом В.Ч.К. об административной высылке. При отсутствии данных о моей явной или тайной контрреволюционной деятельности следовало бы думать, что амнистия 7 ноября 1920 года дает мне согласно ее духу полное освобождение. Между тем по амнистии я оказался осужденным на 5 лет тюремного заключения, что является, с моей точки зрения, неправильным актом применения амнистии и более тяжелым осуждением, чем решение президиума В.Ч.К. от 26/27 июля 1920 года» . Владыка Гурий находился в заключении в Таганской тюрьме по март 1922 года (до конца гражданской войны) . Здесь он был вместе с епископом Феодором (Поздеевским). В московских монастырях в это время молились о заключенных. Московский житель Никита Окунев в своем дневнике от 26/8 августа 1920 года писал: «Вчера был в Сретенском монастыре, где дьякон в ектенье упоминал о «заключенных епископах Феодоре и Гурии». Дьякон такой «тощий, голодный на вид» . Сведения о владыке Гурии (Степанове) во время его пребывания в Покровском монастыре сохранились в воспоминаниях епископа Вениамина (Милова), который писал: «С Преосвященным Гурием я прожил года три в одной комнате и узнал его довольно хорошо. Искренний до самозабвения, любитель веры и Церкви, труженик на ниве богословской науки, аскет высшей степени, монах в истинном значении этого слова, сильный волей при глубокой снисходительности к людям, бескорыстный и благородный душой, знаток практической жизни, тонкий психолог, душа, способная увлечь к святой жизни своим примером и словом.

http://pravoslavie.ru/61450.html

     Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду. Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет. И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти.

http://pravoslavie.ru/104997.html

14) Известно со слов Коренченко и Виноградской входящие в организацию следующие: 1) Архимандрит Серафим из г. Киржача. 2) Архимандрит Стефан из г. Калязина Московской области. Вопрос: Вы не всех назвали лиц входящих в организацию? Ответ: Тех, которых я знал лично и из разговоров с Коренченко и Виноградской, я назвал всех. (Необходимо отметить, что список значительно пополнился и уточнился, названы, все-таки, скорее всего, именно названы, ближайшие сподвижники владыки Феодора, названы также и источники информации. – Ред.). Вопрос: Расскажите о практической деятельности членов названной организации. Ответ: Деятельность участников организации выражалась в посещении квартиры Холмогорова и устройстве антисоветских собраний. Архимандриты Симеон, Поликарп, игумен Алексей, иеромонах Павел и епископ Афанасий совершали нелегальные церковные службы, читали выдержки из церковных книг. Холмогоров и Коренченко в беседах со мной говорили, что митрополит Сергий продался Советской власти, потому в церковь ходить не надо, там поминают Советскую власть, поэтому благодати в церкви нет. Они агитировали меня, чтобы я бросил учебу в заочном институте и вербовали в их организацию и предлагали принять тайное монашество. В августе м-це 1935 г. Холмогоров послушника Карелина посылал к архиепископу Феодору в ссылку, что он туда возил и чего привез оттуда мне неизвестно». И на следующий день опять допрос Голубцова. В основном он касается знакомства и встреч Голубцова с Коренченко и другими даниловцами. Голубцов опять рассказывает, что его «вербовали». (Лл. 198–199 об.) Допрос Голубцова 2 февраля очень важен – в нем сформулированы уже основополагающие, можно сказать, для следствия «цели и задачи контрреволюционной организации церковников», которые опять же потом перейдут в «показания» о. Симеона, владыки Феодора и других: «Вопрос: На допросе 17 января 1937 г. Вы недостаточно отчетливо дали определение характера нелегальной организации церковников, созданной схиархимандритом Холмогоровым и ссыльным архиепископом Поздеевским. Уточните этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На конференции в Храме Христа Спасителя обсудили проблемы прославления святых и почитания новомучеников в современных исторических условиях 27.01.2017 26 января 2017 года в рамках конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась широкая экспертная дискуссия по вопросам канонизации святых и почитания угодников Божиих, уже прославленных в лике новомучеников и исповедников. С развернутыми сообщениями, приуроченными к 100-летию трагических революционных событий, выступили секретарь Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии монахиня Мелетия (Панкова) — о первомученике Иоанне Царскосельском (Кочурове; +1917); член Союза писателей России Артем Маркелов — о первых новомучениках Вятской земли протоиерее Павле Дернове и трех его сыновьях (+1918); член Комиссии по канонизации святых Симферопольской епархии протодиакон Василий Марущак — о святителе Антонии Абашидзе (+1942); настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) — о верных слугах семейства последнего российского императора генерале Илье Татищеве (+1918) и наставнике юного цесаревича матросе Клементии Нагорном (+1918). Полемическое выступление председателя Комиссии по канонизации святых Костромской епархии кандидата богословия протоиерея Димитрия Сазонова было посвящено теме критериев канонизации репрессированного духовенства применительно к открываемым в архивах источниках. В частности, докладчик затронул проблему обоснованности учета при канонизации следственных материалов НКВД и бумажной документации вообще. «Мы очень хотим прославить подвижников XX века, — кратко резюмировал, завершая заседание, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев . — Но просим проявить понимание: в нашем органе тоже бывают споры. Иногда разногласия длятся годами — меж тем решения мы принимаем исключительно на основании консенсуса». В частности, привел пример отец Владимир, следственное дело пока еще не прославленного архиепископа Феодора (Поздеевского) (+1937) (об обстоятельствах преследования и позднейшей реабилитации которого светской властью «Журнал Московской Патриархии» подробно рассказывал) полностью сфабриковано: «Это очевидно и убедительно доказано, и у меня нет сомнений: рано или поздно этот достойный архипастырь будет канонизирован». Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.03.2020 14:37:43

http://drevo-info.ru/news/21901.html

СМИРНОВ Константин Иларионович, 1863 г. рождения, адмссыльный, бывший митрополит, неоднократно судимый за контрреволюционную деятельность. КОБРАНОВ Евгений Яковлевич, 1892 г. рождения, адмссыльный, бывший епископ, неоднократно судимый за контрреволюционную деятельность. ПЕТРОВЫХ Иосиф Семенович, 1872 г. рождения, бывший митрополит, неоднократно судимый за контрреволюционную деятельность, которые обвиняются в том, что, являясь руководителями контрреволюционной повстанческой организации церковников, в задачу которых было поставлено свержение советской власти, установление монархического строя, организовывали контрреволюционные ячейки и вырабатывали методы повстанческой деятельности. За что 19 ноября 1937 года были осуждены к высшей мере наказания – расстрелу. Решение тройки от 19/XI-37 г. было 20/XI-37 г. приведено в исполнение. На допросах, на предварительном следствии обвиняемые СМИРНОВ, КОБРАНОВ и ПЕТРОВЫХ виновными себя признали 694 . Контрреволюционная их деятельность подтверждается приложенными к делу протоколами допросов по другим делам ХОЛМАГОРОВА и ПОЗДЕЕВСКОГО 695 , а также показаниями допрошенных свидетелей по делу ЧИЖОВА-КОКОВЦЕВА А. М. и ПОСПЕЛОВА А. А. Рассматривая изложенное выше и принимая во внимание, что привлечение к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления СМИРНОВА К. И., ПЕТРОВЫХ И. С. и КОБРАНО- ВА Е. Я. правильно, и решение тройки УНКВД Южно-Казахстанской области от 19/XI-37 г. в отношении их вполне обосновано. Исходя из изложенного ПОЛАГАЛ БЫ: решение тройки УНКВД от 19/XI-37 г. считать правильным, к пересмотру данного дела оснований не имеется. Пом. Прокурора Южно-Казахстанской области по спеццелам Младший советник юстиции/РОГАНОВ/» 696 Впрочем, «избирательность» реабилитационных процессов 50-х годов в отношении церковнослужителей объясняется довольно просто. Хрущевское правление, ставшее временем «оттепели» в общественно-государственных отношениях, оказалось периодом «заморозков» в отношениях государственно-церковных. С именем Хрущева в церковной истории связаны гонения на Православную Церковь , закрытие и уничтожение тысяч храмов. Так, в начале 1959 года было 13372 действующих храма, а в 1966 году – 7523, число клириков РПЦ за эти годы сократилось с 12099 до 7347 человек, число монастырей с 63-х до 18-ти (причем, только два монастыря находилось на территории Российской Федерации, большинство же сохранялось на Украине), число насельников снизилось в четыре раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возложив на себя бремя высшей церковной власти, митрополит Петр совершал свое Первосвятительское служение в крайне трудных для Церкви условиях, когда половина епископата и многие тысячи священников находились в лагерях и ссылках, когда Церковь страдала не только от внешних и явных врагов своих, но также и от расколов, спровоцированных ее гонителями: нешвенный хитон Христов пытались разодрать обновленцы и украинские самосвяты, а также приверженцы иных, имевших локальное распространение расколов. Выбирая линию церковной политики в отношениях с государственной властью и раскольниками, митрополит Петр следовал по пути, проложенному его святым предшественником патриархом Тихоном, – твердое стояние на страже Православия, бескомпромиссное противодействие обновленчеству, лояльность в отношениях с государственной властью, но без роняющих достоинство Церкви заявлений об идеологической близости с ней или о том, что Церковь пользуется в Советском государстве свободой. В 1925 году обновленцы готовили очередной лже-собор. Как и прежде, вновь делались попытки договориться с Патриаршей Церковью об объединении; и некоторые из православных священнослужителей готовы были пойти навстречу коварным предложениям об объединении. В этих обстоятельствах Глава Церкви митрополит Петр обратился к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Российской Церкви с посланием, в котором бесстрашно обличил происки раскольников, за спиной которых стояли гонители Церкви, а колеблющихся и малодушных убеждал хранить верность Православию и канонической правде. После издания Послания Патриаршего Местоблюстителя по замыслам обновленцев подчинить себе «тихоновцев» через объединение с ними нанесен был удар. В обновленческих газетах и журналах развязана была кампания травли Местоблюстителя Патриаршего Престола. Его обвиняли в сношениях с церковной и политической эмиграцией, в стремлении «посчитаться с современной властью». В недолгое время своего Первосвятительского служения в Москве митрополит Петр часто совершал Божественную Литургию в московских приходских и монастырских церквах. Особенно он любил бывать в Свято-Даниловом монастыре, арестованного священноархимандрита которого, архиепископа Феодора (Поздеевского , 23 октября 1937 г.), Местоблюститель высоко ценил за его непоколебимое стояние на страже Православия, за неукоснительное следование канонам, за обширную богословскую образованность и глубокий ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

. Зарубежный Архиерейский Собор решением от 27.8.1927 отверг требование лояльности, как " неслыханный и неестественный союз между безбожной властью и Святой Православной Церковью " . Архиерейский Собор постановил: " ...Впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской Поместной Православной Церкви 1917-1918 гг. и постановлению... от 7/20 ноября 1920 г., при помощи Архиерейского Синода и Собора Епископов " (Архиеп. Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. VI. Нью-Йорк. 1960. С. 228-232). . Ср. с высказыванием известного своей твердостью вл. Феодора (Поздеевского, +1937). " Как-то в конце лета 1919 года, - вспоминает очевидец, - трое каменщиков, ремонтировавших колонны Троицкого (Даниловского монастыря - С. Ф.) собора, сели отдохнуть на лавочке у " черного хода " настоятельского дома. Среди них зашел разговор о недолговечности советской власти. Неожиданно из сеней дома вышел владыка Феодор в простом сереньком подряснике. Очевидно, он что-то мастерил в сенях. Он остановился около каменщиков и сказал: " Я невольно слышал ваш разговор. Те, кто думает, что советская власть недолговечна, - ошибаются. Эта власть - всерьез и надолго, потому что ее поддерживает большинство народа. Если вообще когда-либо произойдет замена этой власти другою, то это может случиться очень не скоро, через несколько поколений и только тогда, когда ее руководители оторвуться от народа " (Макаров М. Даниловцы//Московский журнал. М. 1992. 6. С. 46). . См. прим. 38. . Имеется в виду датированное маем 1927 г. т. н. " Соловецкое послание " - обращение " К правительству СССР " православных епископов из Соловецких островов " (Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917-1943. Сост. М. Е. Губонин. М. 1994. С. 500-507). Впервые было опубликовано в " Вестнике Русского Студенческого Христианского движения " . Париж. 1927. Июль. Послание было составлено проф. И. В. Поповым (1867 +938) при участии возглавлявшейся архиепископом Благовещенским Евгением (Зерновым) группой из 20 архиереев-узников (некоторые называют епископа Илариона (Троицкого) как инициатора создания этого документа).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1042...

Отсылая читателей к этому изданию, отметим только, что со ссылкой на свидетельство монахинь того времени, утверждается, что архиеп. Варфоломею общение с католиками было поручено (или разрешено ?) Святейшим Патриархом Тихоном. Также заметим, что опубликованная автобиография охватывает только детские и юношеские годы будущего иерарха. Монахиня Игнатия, духовная дочь о. Агафона, ничего не знала о существовании католической общинки в Петровском монастыре. 23 20 мая – у митр. Мануила, очевидно, ошибочно. От проректорства в Академии он был освобожден 21 апр. 1920 г.(ст.ст.?). 24 Протоиерей Виктор Шаповальников, (служивший когда-то в храме близ ст. Удельная Казан. ж.д., потом – в Озерах) был посошником у Илариона в Архангельске, и уверял автора, что это имело место в 1927–28 гг. Может быть, Иларион был там дважды? 26 См. Амвросий, епископ Готфский (ИПХ). Соборы Катакомбной Церкви. – ж. " Русское Православие» (Всероссийский Вестник ИПХ), N 3 (7),1997. 27 Известный церковно-обществ. деятель, издатель «Религиозно-философ. библиотеки» Мих. Ал-др. Новоселов, погибший в Ярославском изоляторе в 1938 г. 30 См.: протопр. М. Польский , цит. соч. т. II. с. 1–18; «Акты», с. 865. Согласно Чимкентским документам, обыск и арест митр. Кирилла был проведен 23 июня 1937 г., а у Иосифа (Петровых) – 7 июля, когда у него среди прочего было изъято, якобы, 7 тысяч рублей на подпольную деятельность, после чего его поместили в КПЗ. Всего было арестовано 64 человека. Следствие выявляло лиц подпольной, нелегальной Церкви, главой которой считался митр. Кирилл, его заместителем – митр. Иосиф, а идеологом арестованный там же и на день позже расстрелянный архиеп. Евгений Кобранов. В делах фигурировал и протокол допроса архиеп. Феодора Поздеевского , неясно, правда, где и когда проведенного. В нем есть признание, что он направлял в Киржач для подпольной церковной деятельности ряд лиц, в т.ч. архим. Серафима Климкова. Упоминается среди деятелей ИПЦ и еп. Игнатий Садковский . 31 В аттестате от Воронежской семинарии указано 26 июня, а в копии метрик – 20 июля, что более достоверно; в «Актах» же почему-то стоит 28 июня ! 32 Архиеп. Иоанн (Снычев) сообщает, что якобы еще в 1897 г. он стал делопроизводителем в Синоде, а епископом стал 25 апреля 1920, Губонин же называет 25 сентября. В «Актах» указано, что он стал членом Учебного Комитета в 1906 г. Все эти данные требуют проверки. 33 Согласно Краснову-Левитину, он за несколько месяцев до этого принял сан иерея, а месяца за два – монашеский постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Петр (Руднев), архиеп. Куйбышевский. Фотография. 1935 г. (Руднев Николай Николаевич; 18.04.1891, с. Кузяево Московского у. и губ.- 3.11.1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), архиеп. Куйбышевский. Из семьи земских учителей, родители происходили из духовного сословия. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1906 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1912 г. В том же году принят в МДА. 4 янв. 1914 г., во время учебы в академии, пострижен в рясофор, исполнял обязанности чтеца и канонарха в академическом Покровском храме. 30 июня 1915 г. в Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни ректором МДА архим. сщмч. Иларионом (Троицким ; впосл. архиепископ) пострижен в мантию с именем Петр. 5 июля того же года рукоположен в Троице-Сергиевой лавре архиеп. бывш. Вологодским Никоном (Рождественским) во диакона, 20 июля - во иерея. По окончании 4-го курса академии не был включен в разрядные списки выпускников. Ему было разрешено «сдать устные испытания и представить курсовое сочинение после летних каникул, в сентябре месяце 1916 года, после чего и иметь суждение об удостоении его ученой степени или звания». В дальнейшем П. упоминается в числе бывш. учащихся академии, не явившихся на итоговые экзамены «частью по болезни, частью за пребыванием на театре военных действий» (БВ. 1917. Т. 2 . 6/7. С. 95). В 1917 г. П. служил священником в санитарных отрядах и госпиталях на Юго-Западном фронте. В 1918 г. преподавал в КДА, в 1919 г., после закрытия академии, переехал в Москву, был принят в братию Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Видимо, в это время он завершил свое духовное образование - либо в высшей богословской школе, действовавшей в Даниловом мон-ре под рук. его настоятеля еп. Феодора (Поздеевского ; впосл. архиепископ), либо у преподавателей МДА, продолжавших после выселения академии из Троице-Сергиевой лавры учебную деятельность в Москве. Впосл. упоминается о наличии у П. степени кандидата богословских наук (ЖМП, 1931-1935. С. 174).

http://pravenc.ru/text/2580320.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010