Причем владыка принимал только единомысленных себе архиереев, не запятнавших себя связями с обновленцами. В эту группу входили митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископы Пахомий (Кедров), Гурий (Степанов) , Серафим (Самойлович), Николай (Никольский), Прокопий (Титов), епископы Парфений (Брянских), Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик), Иоасаф (Удалов), Валериан (Рудич) и др. Архиереи-«даниловцы» занимали строго православную позицию, считали, что нельзя идти ни на какие переговоры и тем более уступки обновленцам, потому что это в результате приведет к развалу Церкви, чего и добивались богоборческие власти. Такая деятельность «Даниловского синода», как их еще называли, оказывала огромное влияние на общее направление церковной жизни в то время, и в том, что Церковь устояла под напором обновленчества, огромная заслуга именно «даниловцев» во главе с владыкой Феодором. Многие из членов «Даниловского синода» были духовными чадами преподобного Гавриила. С 1920-го по 1937 год архиепископ Феодор восемь раз подвергался арестам. То есть владыка практически постоянно находился в тюрьме, лагере или ссылке. В последний раз он был арестован в ссылке в Сыктывкаре 4 марта 1937 г. Это следственное дело было подробно разобрано в книге «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского) » (М.: Даниловский благовестник, 2010.), статье «Не солгу на святого» в альманахе «Даниловский благовестник» 22, 2012 г.) и в статье «Тайны следственного дела об иноческом братстве князя Даниила. Проблемы источниковедческого и почерковедческого анализа применительно к архиепископу Феодору (Поздеевскому) : факты, гипотезы и доказательства» в Журнале Московской Патриархии 1, 2014 г.). В этой статье приведем лишь некоторые факты, которые дают основание с уверенностью утверждать, что в этом деле сфабрикованы не только обвинения в контрреволюции, но и поведение арестованных на допросах в ходе следствия. Материалы этого дела свидетельствуют больше о том, что от владыки Феодора и отца Симеона никаких показаний получено не было и следователям пришлось усиленно подделывать протоколы допросов, чтобы создать видимость своей успешной работы: как они якобы добились от подследственных, которые сначала «от всего отпирались» и давали ложные показания, подробных «правдивых» «признательных» показаний. В деле подшито девять протоколов допросов владыки Феодора. Первые допросы короткие, вопросы на них в основном касаются темы: с кем владыка поддерживал связи, кто из даниловцев приезжал к нему в ссылки. Причем вся эта информация у следователей уже была – из изъятой при аресте у архимандрита Симеона (Холмогорова) переписки с владыкой Феодором. Схема была такая: сначала следователь о чем-либо спрашивает, что он и так уже знает из изъятой переписки, владыка категорически всё отрицает, а на следующем допросе его «уличают во лжи» и зачитывают его же собственные письма, из которых взята эта информация. Внимательный анализ следственных дел владыки Феодора и архимандрита Симеона показывает, что:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Поэтому записи самого о.Александра так ценны. Скупые строки послужного списка не дадут представления о подвиге церковного служения тех лет, если рассматривать их отдельно от биографий упомянутых в нём архиереев. Святитель Иов (Рогожин), первый поставивший о. Александра Колесникова на церковное служение, за время своего архиерейского служения претерпел несколько арестов, тюрьму, Соловки и ссылку, после которой в 1933 г. и скончался. Во время голода в Поволжье Владыка без колебаний пошел на передачу церковных ценностей в помощь голодающим, занимал непримиримую позицию по отношению к обновленцам. Иов (Рогожин), епископ Вольский у изголовья усопшего еп. Амвросия (Сосновцева), 1928 г., с сайта комиссии по канонизации Владимирской епархии Менее чем через год он был арестован. Их недолгое общение словно приоткрыло о.Александру путь, по которому ему предстояло пройти и самому. Григорий (Козырев), епископ Бежецкий, нач. 1930-х гг., с сайта Православной Энциклопедии Служение 2 марта 1925 г., о. Александр был «рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика к Богоявленской церкви того же села», а 25 сентября того же года был «перемещен к Покровской церкви села Акатной Мазы Вольского округа Хвалынского района». Его рукополагал и ставил на новое место Преосвященный Григорий (Козырев), епископ Вольский, учёный монах, в середине 1920-х примыкавший к «даниловской» группе епископа Феодора (Поздеевского), епископ, неоднократно посрамлявший безбожников. О нем летом 1925 г. писало местное Вольское издание «Луч правды»: «Защитники веры и Бога на этот раз приготовили тяжелую артиллерию в виде епископа тихоновской церкви Григория». Претерпев аресты и заключения, еп. Григорий был в 1937 г. расстрелян. Иван Гаврилович Колесников с супругой Марией Михайловной, сыном диаконом Александром Колесниковым и его женой Софией Иларионовной. Село Павловка, 1930 г.; из частного архива С 6 августа 1930 г. о. Александр начал служить в нынешнем Павловском районе, куда «Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Серафимом перемещен на штатное диаконское место к Воскресенской церкви села Павловки Кузнецкого округа Средневолжского края».

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/blagovesti...

Движение «непоминающих» охватывало все епархии, но из-за гонений не было оформлено в виде организации. В залитом кровью и обезумевшем от страха обществе между «нелегальными» церковными кружками поддерживались связи, происходил обмен сведениями о положении в Церкви, оказывалась реальная взаимопомощь. При этом «тайные» христиане жили вполне на виду, не прячась (да и скрываться было особенно некуда). Они несли труд постоянного исповедничества и первыми принимали на себя удары насильников… Протоколы допросов позволяют предположить, что о.Симеон постепенно вступает в диалог со следователями. Он согласился говорить о своей личной жизни, о своей «домашней церкви», о своих ближних, арестованных с ним в его доме в Киржаче. Конечно, он не признавал наличия в своих действиях политики или антисоветского умысла, пытался протестовать против карикатурного изображения следствием его частной жизни. Он просто переписывался, а не получал инструкции от архиепископа Поздеевского, он молился, а не совершал контрреволюционные действия, помогал страждущим и нуждающимся, а не устраивал «нелегальную кассу», духовно окормлял паству, а не производил вербовку новых членов в нелегальную организацию «путем тайного пострига». Но чекистам и нужно было согласие жертвы на любой частный о себе разговор: да, оказывается, у него существовала подпольная церковь (то есть свой молитвенный угол); да, он не поминал митрополита Сергия и возносил молитвы о заключенном духовенстве; да, он рассуждал о всесоюзной переписи; да, он интересовался датой кончины эмигрантского митрополита Антония (Храповицкого) – связь с заграницей! – все это эпизоды обвинения и основания для будущей казни. На допросе 8 февраля 1937 года происходит резкий слом обвиняемого, факты его частной и чистой жизни превращаются на листах протокола в «нелегальную антисоветскую группу». Он признает, что не только создавал общины единомышленников, но что они имели между собой «тесную связь и единое руководство» 216 . Дальше признания нарастают как снежный ком, он подписывает все и оговаривает всех, чьи имена разрабатывало следствие. Он «идейно разоружается» 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разделы портала «Азбука веры» Владимир Заманский, Наталия Климова " decoding="" title="" Дар творчества – это дар Божий Владимир Петрович Заманский родился в Кременчуге (Украина) 6 февраля 1926 года. Во время войны погибла его мама, отказавшаяся эвакуироваться. Ее сын в 1943 году, семнадцати лет, был призван в Армию из Средней Азии, где жил вместе с теткой. После сержантской школы в 1944 г. Заманский попал на фронт. Победу встретил под Кенигсбергом… В 1955 году он поступает в Школу-студию МХАТ, по окончании которой молодого артиста приглашают в самый популярный тогда театр – «Современник». В середине 60х Заманский ушел на «Мосфильм», где сыграл очень много ролей – «от солдата до генерала» (по его словам). В середине 70х снимается в знаменитом фильме А. Германа «Проверка на дорогах» (играет «власовца»). И только через много-много лет (в начале 90х) народный артист СССР В.П. Заманский вернулся в театр – вернулся, по его словам, «на роли». Он хотел сыграть в русском репертуаре Любима Торцова в пьесе «Бедность не порок» А.Н. Островского. Такую возможность дали артисту в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой, предложив и еще одну замечательную роль – Кузовкина в пьесе И.С. Тургенева «Нахлебник». Он сыграл эти роли и ушел из театра, но теперь дорога вновь привела Заманского в кино. Кино необычное – Владимир Петрович стал «озвучивать» документальные православные фильмы. Это – «Храм Христа Спасителя», «Побеждайте зло добром» (о настоятеле Данилова монастыря архиеп. Феодоре (Поздеевском) , расстрелянном в 1937 году), «Кремль», «Великая княгиня Елисавета Феодоровна», «Св. Серафим Вырицкий », «Русская Голгофа» (об убиении Царской Семьи). По благословению наместника Данилова монастыря Владимир Петрович записал на аудиокассету Евангелие от Марка для больных и немощных, не имеющих возможности читать самим и посещать храм. За короткими строками биографии – длинная жизнь, славная актерская судьба, столькими переживаниями полная. Но все же не это главное. Все главное в своей жизни Владимир Петрович уже давно связывает с верой и Церковью.

http://azbyka.ru/way/beseda-s-vladimirom...

Почему Вы это скрываете? Ответ: Повторяю, что я не знаю, на какие средства живет Соловьев. Вопрос: Кто еще приезжал к Вам в ссылку в Сыктывкар? Ответ: В 1935 году приезжал в Сыктывкар Баляев Тихон Георгиевич, который, проживая там, приходил и ко мне. Вопрос: Как Вы с ним знакомы? Ответ: Балуев раньше учился в духовной академии, а я был в ней ректором. Вопрос: Следствию известно, что Баляев нелегальный иеромонах и активный член контрреволюционного «Иноческого братства князя Даниила». Почему Вы об этом молчите? Ответ: Баляев действительно иеромонах и б. послушник Даниловского монастыря. Свою связь с ним я не скрываю». (Лл. 64–65 об.) Дальше идет очень интересный вопрос владыки ФЕОДОРА от 25 мая – о «связях» с епископом Германом Ряшенцевым, во время ректорства владыки в Духовной Академии они были друзьями, близкими по духу людьми. Из этого допроса становится понятно, как владыка Феодор во что бы то ни стало пытается оградить от каких бы то ни было обвинений в связях с собой. «Вопрос: На допросе 27 апреля 1937 г. Вы, категорически отрицая свои встречи с епископом Германом Ряшенцевым в ссылке, дали заведомо ложные показания. Вы признаетесь в этом? Ответ: Признаюсь, что в этой части допроса меня я действительно дал ложные показания. С епископом Германом Ряшенцевым я в 1936 году в г. Сыктывкаре один раз встречался на почте. Встреча была очень короткой, минут 15–20. Говорили мы с ним исключительно, как тот и другой провели время, поскольку мы с ним не встречались давно. Вопрос: И все-таки Вы продолжаете давать ложные показания. В письме от 8/VI Холмогорову Вы сообщали (все те же письма! – Ред.), что епископ Герман Ряшенцев приходил к Вам на квартиру и беседовал с Вами по ряду вопросов. Вы не отрицаете того, что такое письмо Холмогорову было послано Вами? Ответ: Письмо, об этом, Холмогорову я действительно посылал, но я в нем сообщал ему, что встречался с еписк. Ряшенцевым на почте, а не у себя на квартире. Вопрос: Следствие утверждает, что в упомянутом письме о встрече на почте Вы ничего не говорите, а сообщаете, что Ряшенцев приходил к Вам в один из праздничных дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, священномученик Век: XIX — XX Почитается Церковью: как Святой Дата Рождения: 1878 Дата Смерти: 1937 Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под на Епископ Шлиссельбургский, викарий Ленинградской епархии. Преподавал в духовных и светских учебных заведениях. В 1921 был пострижен в монашество епископом Варфоломеем (Ремовым) в Зосимовской пустыни Владимирской губернии. Затем Григорий (Лебедев) был иноком Московского Свято-Данилова монастыря под началом настоятеля, владыки Феодора (Поздеевского). Хиротонию будущего мученика Григория (Лебедева) возглавил Патриарх Тихон, который сопроводил церемонию следующими словами, обращенными к верующим Петрограда: «Посылаю вам жемчужину». Находился в тюрьме в 25–26 гг. После обнародования Декларации митр. Сергия ушел в иосифлянскую оппозицию. Митр. Сергий, желая удалить оппозиционера из Ленинграда, назначил его на Таврическую кафедру. Однако св. Григорий (Лебедев) ушел на покой. Жил в Коломне, с 1931 — в Москве, с 1932 — в поселке Жаворонки Московской области, с 1933 — в городе Кашине. Работал над богословскими трудами, в том числе над комментариями к Евангелиям («Евангельские образы»; из них наиболее известна его работа «Благовестие святого евангелиста Марка (духовные раз­мышления)»). Направлял письма своим духовным чадам. Григорий (Лебедев) продолжал находиться в оппозиции митрополиту Сергию. В апреле 37 года вновь арестован. В сентябре Григория (Лебедева) расстреляли. Введение   Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления Глава 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Оспариваемый святитель Священник Александр Мазырин об архиепископе Феодоре (Поздеевском), мифах и спорах вокруг его личности и жизни Монах Рафаил (Попов) Архиепископ Феодор (Поздеевский)      22 октября 1937 года был приговорен к расстрелу и на следующий день расстрелян архиепископ Феодор (Поздеевский). Владыка Феодор – яркая фигура в Русской Церкви XX века. И одна из тех, вокруг позиции и отдельных страниц биографии которой сфокусирован целый клубок проблем, мифов и споров. Даже церковная оценка его жизни неоднозначна: дискуссионным остается вопрос о возможности прославления владыки Феодора в лике святых Русской Православной Церкви, при том, что Русская Зарубежная Церковь канонизировала архиепископа Феодора как священномученика и исповедника еще в 1981 году. Парадоксальным образом все эти столкновения мнений порождены твердостью, определенностью и непоколебимостью убеждений владыки Феодора: монархист, рьяный защитник Православия, глава «даниловской» оппозиции. Встают в связи с именем владыки Феодора и проблемы общего характера: о допустимости политических разделений в церковной ограде, о возможности открытой поддержки Церковью политических движений, о степени доверия следственным делам ЧК–ГПУ–НКВД. Обо всех этих вопросах, мифах и спорах мы беседуем с церковным историком иереем Александром Мазыриным . Революционный уксус Архиепископ Феодор (Поздеевский) – Отец Александр, мы знаем, что владыка Феодор был убежденным антиреволюционером, монархистом, в то время как многие церковнослужители, в том числе и иерархи Русской Церкви, в начале XX века сочувствовали революционному движению, хотели, чтобы в России произошли кардинальные изменения вплоть до уничтожения монархии. Почему в Церкви был такой дух поддержки революционеров? – В Церкви к началу ХХ века накопилось много недовольства. Ропот был и среди высшего духовенства, и среди рядового, и в низовых церковных кругах – среди диаконов, псаломщиков, семинаристов… Правда, по разным поводам. Иерархия, члены Синода были недовольны чрезмерной, как им казалось, зависимостью Церкви от государства, от обер-прокурора. Это недовольство подогревалось влиянием Григория Распутина на принятие важнейших кадровых решений в последние годы самодержавия в России. Белое духовенство стремилось к расширению своих прав, к соучастию в деле церковного управления. Этого же хотела и образованная часть мирян – правда, их было не так много, но это была весьма активная прослойка. Низовые церковнослужители ратовали за более, как им казалось, справедливое распределение приходских доходов.

http://pravoslavie.ru/87037.html

Родился в семье крестьян-бедняков. В 1922–1941 гг. – в Свято-Успенском Жировицком монастыре (монах, иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит). В 1941–1943 гг. проводил миссионерскую деятельность на территории Восточной Беларуси, открывая храмы и возобновляя церковно-приходскую жизнь. Арестован в сентябре 1944 г. по обвинению в «пособничестве немецким оккупантам». В июле 1945 г. Особым совещанием при НКВД приговорен к 5 годам ИТЛ. Направлен в Горьковскую область. В 1946 году скончался в тюрьме НКВД. Сергиенко Василий Тимофеевич (1903–1982), один из руководителей органов государственной безопасности, нарком внутренних дел УССР (1941–1943). Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич) (1897–1944), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Московское духовное училище. В 1918–1922 гг. – на гражданской службе. С1922 года – в московском Свято-Даниловом монастыре. Послушник ректора Петроградской духовной академии епископа Федора (Поздеевского). Принял постриг (1925 (по другим данным, 1923)). Иеродиакон (1925). Иеромонах (1925). Секретарь Московской Патриархии (1926). Настоятель храма в г. Орехово-Зуево (1930). С 1931 г. – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». Настоятель Воскресенского храма в Сокольниках (1932–1933). Архимандрит. В 1933 г. хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Епископ Бронницкий (1934), Дмитровский (1936). Архиепископ Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии (1937–1941). В 1939 году – член Священного Синода, состоящего в то время из четырех иерархов. В конце 1940 г. направлен в Латвию и Эстонию в качестве полномочного представителя Патриархии для ознакомления с положением дел в Церкви. Митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии (1941–1944). В первые дни оккупации Риги, 1 июля 1941 года, арестован, но через четыре дня отпущен на поруки. После освобождения собрал духовенство Риги в Троице-Сергиевом монастыре и объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) », т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В двадцатые годы благодаря владыке Даниловский монастырь стал православной крепостью, где, вопреки всем веяниям и потрясениям, сохранялись расцвет духовности, молитвенного настроя и традиции Православия. Многие лишенные кафедр архиереи, твердо державшиеся своих православных взглядов и не допускавшие компромиссов с советской властью и обновленчеством, нашли приют в стенах монастыря. Тем самым, владыка Федор оказал еще раз неоценимую поддержку Церкви. Его позиция, а значит, и позиция многих архиереев, находившихся в «даниловском братстве», позиция всех духом не павших – это позиция Церкви, не допускавшая никакого соглашательства и уступок, исключавшая всякий диалог с обновленцами и атеистами – врагами Бога и Церкви – позиция исповедников Христа. Несмотря на некоторые разногласия этих взглядов со взглядами Святейшего Патриарха Тихона и архиепископа Иллариона (Троицкого) на курс церковной политики (некоторого компромисса), Святейший всегда с большим уважением относился к бескомпромиссной позиции архиепископа Федора и даниловцев, в шутку называя их «конспиративным Синодом» 25 . «Действенная, подлинная церковность – это главное и основное, что было в те годы в Данилове. Данилов монастырь стал тогда в одну чреду духовного подвига с другими подобными обителями, такими как Оптина и Зосимова пустыни, но духовного подвига особенного – просветительства, учительства церковного народа и своих собратьев – священников и епископов, защиты церкви и Православия», – такую оценку современников заслужил Данилов под духовным руководством архиепископа Федора 26 . «В Данилове началась слава владыки, слава первого праведника, охраняющего Церковь от мятежных мирских течений», – слышим мы еще одно свидетельство духовного стояния владыки, позиция которого имела огромное влияние на церковную ситуацию того времени 27 . С 1920 г. началась череда арестов, обвинений, допросов и заключений: концлагерь, Бутырская и Таганская тюрьмы, ссылки (1922,1925–1937). В начале 1922 г., под духовным руководством владыки Федора в Данилове началось формирование «параллельного Синода», ввиду угрозы ареста Синода патриаршего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010