В) Под предлогом организации тайных церковных общин, т. н. “домашних скитов” и “обителей” вовлечь в антисоветскую деятельность наибольшее число верующих, обрабатывая их против мероприятий Советской власти. По прямым указаниям Поздеевского созданы нелегальные контрреволюционные группы церковников в ряде районов Ивановской и Московской областей. Архимандритами Холмогоровым, Климковым и Соловьевым, по указанию Поздеевского, в гг. Владимире, Киржаче, Ивановской обл., Зарайске, Малом Ярославце и Кашире Московской обл. насаждались тайные домашние церкви, вокруг которых группировалось монашество из закрытых монастырей и подготовлялись новые антисоветские кадры церковников, путем тайных постригов и рукоположений. Участники антисоветских групп “подпольной церкви” распространяют клеветнические измышления против Советской власти в части отношения ее к религии, возбуждают недовольство политикой партии и правительства среди верующих и ведут антисоветскую агитацию». Здесь нет ничего нового, все взято из предыдущих допросов, а «цели и задачи» «братства» практически дословно сформулированы в протоколе допроса Голубцова 2 февраля и полностью повторяются в допросе о. Симеона 9 февраля. При аресте и обыске владыки в Сыктывкаре присутствовали 4 человека, в том числе Каретникова Александра Ипатьевна – монахиня Ермогена, постоянная помощница, можно сказать, келейница владыки в его ссылках, для властей она была «двоюродной сестрой» владыки. Она будет тоже арестована. Изъяты книги, столовые приборы, карта СССР, переписка, иконы. Первый допрос состоялся 25 марта 1937 года. В анкете арестованного в графе «Каким репрессиям подвергался» коротко перечислено, судя по всему, со слов самого владыки: «В 1920 году был осужден за к/р деятельность на 5 лет заключения, в 1925 году был выслан в Каракалпакию, где находился 6 лет, в 1931 году арестован и осужден на 3 г., в 1934 г. выслан в Сыктывкар». Приведем запись показаний владыки Феодора без сокращений, потому что здесь еще отвечает на вопросы владыка сам. По этим первым допросам можно понять, как он был настроен вести себя на следствии, здесь еще слышны его живые интонации.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В московском Даниловом монастыре молитвенно почтили память архиепископа Феодора (Поздеевского) 24 октября 2018 г. 13:00 23 октября 2018 года по окончании Божественной литургии в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова ставропигиального мужского монастыря братия, прихожане и паломники обители почтили память архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего настоятеля обители перед ее закрытием в советские годы. Служение панихиды по архиепископу Феодору возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Даниловой обители. Его Высокопреподобию сослужили насельники обители архимандрит Лука (Пинаев), архимандрит Даниил (Воронин), братия монастыря в священном сане. В своей проповеди по завершении панихиды наместник Данилова монастыря напомнил молящимся о подвижнической жизни Высокопреосвященнейшего Феодора, последние годы которого прошли в ссылках и тюрьмах, о твердой вере владыки и его неизменной пастырской заботе о спасении душ братии и пасомых им чад. «Молитва о владыке принесет пользу и нам, ведь, когда мы молимся за усопших, они имеют возможность ходатайствовать о нас пред Богом», — сказал в заключение архимандрит Алексий. Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея. Окончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В июле 1900 года рукоположен во иеромонаха. Магистр богословия (1903). С 4 февраля 1904 года — ректор Тамбовской духовной семинарии. С августа 1906 года — ректор Московской духовной семинарии и преподаватель пастырского богословия, с 19 августа 1909 года — ректор Московской духовной академии. В сентябре 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В мае 1917 года назначен управляющим (на правах настоятеля) Даниловского монастыря. В первой половине 1920-х годов вместе со сподвижниками по монастырю неоднократно арестовывался по обвинению в антисоветской агитации. В 1925-1927 гг. в ссылке в г. Аулие-Ата (ныне Казахстан, г. Джамбул). 4 ноября 1927 г. из ссылки освобожден. В 1931 году арестован во Владимире. 10 октября того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ИТЛ. Наказание отбывал во Свирьлаге. 20 мая 1932 г. освобожден по амнистии. 3 ноября 1933 арестован по делу «Партии Возрождения России». 17 января 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки. Ссылку отбывал в Архангельске, а с июня 1935 года — в Сыктывкаре. 4 марта 1937 года арестован вместе с келейником и келейницей в Сыктывкаре и отправлен из Сыктывкара в Ивановскую тюрьму для следствия по «делу иноческого братства князя Даниила».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

2 Цит. по: Протодиакон Василий Марущак. Святитель-хирург. – М.: Даниловский благовестник, 2005 – С. 54–55. 5 Бабиков Исаакий, иеромонах (1879–1937), с 1923 г. монах в Даниловом, в 1931 г. рукоположен в иеромонаха, 14.04.1931 – арест, осужден как «член к/р монархической организации «ИПЦ», а/с пропаганда, помощь ссыльному духовенству» на 3 года ссылки, арестован 13.09.1937 по делу епископа Григория (Лебедева) и «фашистско-монархической организации» г. Кашина, расстрелян 17.09.1937. 6 Григорий (Лебедев) (1878–1937), епископ Шлиссельбургский. В 1921 г. был пострижен в монашество, был насельником Данилова монастыря, здесь рукоположен в иеромонаха, а позднее получил сан архимандрита. С 1923 г. – епископ Шлиссельбургский, викарий Петроградской епархии и наместник Александро-Невской Лавры. После издания Заместителем Патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) «Декларации», содержавшей далеко идущие уступки большевистской власти, осторожно поддержал митр. Иосифа (Петровых) , ставшего во главе правой оппозиции митр. Сергию. Поминал за богослужением только Патриаршего местоблюстителя митр. Петра (Полянского) . В 1928 г. не принял назначение епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии, ушёл на покой. Жил в Коломне, Москве, в посёлке Жаворонки Московской области, с 1933 г. – в г. Кашине. 16 апр. 1937 г. арестован в Кашине и отправлен в Калининскую тюрьму. Был обвинен в том, что «являлся руководителем контрреволюционной группы фашистскомонархической организации в г. Кашине». Виновным себя не признал. 17 сент. 1937 г. расстрелян. В 2005 г. причислен к лику святых. 7 Питирим (Крылов), архиепископ Велико-Устюжский (1895–1937?). В 1921 г. – иеродиакон. В 1922 г. – иеромонах. В 1923 г. – игумен. В 1926 г. – архимандрит. В 1928 г. – еп. Волоколамский, в этом же году – еп. Шуйский и Управделами Св. Синода. С 1929 г. – еп. Орехово-Зуевский. С 1931 г. – еп. Дмитровский. В 1932 г. возведен в сан архиепископа с поручением ему управления Московской епархией. 13 февраля 1933 г. освобожден от должности управляющего делами Св. Синода. В 1934 г. награжден крестом на клобук. С января 1936 г. – архиепископ Велико-Устюжский. С 20 июня 1937 г. епархией не управлял. Есть данные, что как член «террористической фашистской организации церковников» расстрелян 19 августа 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРАФИМА (ВИНОГРАДСКАЯ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Виноградская Лидия Сергеевна Мон. Серафима (Виноградская), 1937 г. Из материалов дела П-5328, 1937 год: «...Установлено, что существовала подпольная к/р организация церковников и монашества, т.н. «Всероссийское Иноческое братство», возглавляемая епископом Поздеевским, находившимся в ссылке и архимандритом Холмогоровым с группой своих послушников из бывшего Московского Данилова монастыря на основе к/р платформы ссыльных епископов «Истинно Православная Церковь»… по прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935 году был создан ряд к/р групп – ячеек организации, объединённых в т.н, «домашние нелегальные церкви» («скиты», «обители» и т.д.)...». «Всероссийские иноческие братства» до революции выполняли функции епархиальных училищных советов и заведовали церковными школами разных типов (городскими, приходскими и епархиальными училищами, воскресными школами), оказывали финансовую помощь и сами учреждали специальные училища и школы: иконописные, пчеловодства, ремесленные (ректор МДА Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский) содержал школу-приют «Союз детей», где преподавали воспитатели и студенты МДА); преследовали задачу просвещения взрослых посредством собеседований при храмах, организации народных чтений, распространения книг, брошюр и листков, занимались издательской деятельностью. Иноческие Братства проводили широкую миссионерскую деятельность, оказывали помощь противораскольническим движениям. Иноческое Братство под руководством епископа Феодора (Поздеевского) не приняло « Декларацию Митрополита Сергия » от 29 июля 1927 года, и перешло в « Даниловскую оппозицию », отказавшись от поминовения за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Это несогласие спровоцировало волну гонений на православных религиозных деятелей, чьи взгляды противоречили советскому режиму.

http://drevo-info.ru/articles/23376.html

Закрыть Архиепископ Феодор (Поздееевский) «Значение искушений Господа от диавола для пастырей Церкви» Татьяна Петрова   03:38 10.04.2021 777 Время на чтение 11 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 21 марта/2 апреля исполняется 145 лет со дня рождения архиепископа Феодора (Поздеевского) 23 октября 1937 года – день расстрела архиепископа Феодора (Поздеевского) О смысле и трудностях пастырского служения Архиепископ Феодор (Поздеевский), последний до закрытия Данилова настоятель монастыря, расстрелянный 23 октября 1937 года, в 1909 – 1917 годы был ректором Московской духовной академии. В это время им был прочитан на кафедре Пастырского богословия курс лекций по Аскетике, в которых он изложил основы православной Аскетики как современной богословской дисциплины, опираясь на аскетическую систему преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, дополненную духовным наследием и других святых отцов. Лекции курса Аскетики владыки Феодора были изданы книгой «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)», выпущенной в 1911 году в типографии Свято-Троицкой Сегиевой Лавры. По сути, эта книга является введением в курс Аскетики. Владыка Феодор неоднократно писал о недостатках в изучении и преподавании богословия в современной ему духовной школе. По его мнению, в духовной академии вся научная работа сводилась «только к критике текста Писания, к исследованию внешней стороны памятников, к разбору и сочинению разных теорий, как это делается на Западе». В результате это привело к тому, что была парализована выработка православного богословского мировоззрения и «дух жизни, дышащий со страниц Откровения и творений святых отцов и вводящий душу в светлую атмосферу истинного богословия, минует… изучающего, и он питается только суррогатом богословия». Такое положение дел владыка пытался исправить своей деятельностью и преподавателя, и ректора академии. Ранее Пастырское богословие, по мнению владыки Феодора, сводилось к изучению «формальной стороны пастырства, не касаясь его внутренней идейно-психологической стороны, и потому было абстрактно, мертво». И только при «раскрытии существа внутренней психологии пастырства» рассматриваемые вопросы пастырства сразу получили «особенный, глубокий, жизненный смысл».

http://ruskline.ru/opp/2021/04/10/arhiep...

Казанским Кириллом Смирновым я совершенно ничего и ни от кого не слышал и не знаю. Вопрос: Это Ваше категорическое утверждение также ложное, как и предыдущие. В этом Вы уличаетесь документами, изъятыми при обыске у Холмогорова (подчеркнуто мной. – Ред.). В одном из этих документов, начинающимся словами «по поводу перехода» и т. д. Вы Холмогорову, в ответ на его запрос, в письме, сообщаете, что «о послании митрополита Кирилла Вы слышали и с ним хорошо знакомы» (подчеркнуто мной. – Ред.), указывая, что с юридическим обоснованием предполагаемого построения «власти» нелегальной церкви, так как выдвигает вопрос митрополит Кирилл – Вы не согласны. Следствие настаивает на правдивых показаниях. Ответ: Подтверждаю, что действительно об упомянутой декларации митрополита Кирилла я слышал и знаком был с ней в общих чертах. Я также не отрицаю и того, что по этому вопросу мы переписывались с Холмогоровым. В одном из писем Холмогорову, в ответ на его письмо, я сообщил ему свое отрицательное мнение о проекте выдвижения кандидатуры на место заместителя патриаршего местоблюстителя на случай смерти Петра Крутицкого. Вопрос: Что писал Вам об этой контрреволюционной декларации митрополита Кирилла – архимандрит Холмогоров? Ответ: Мне Холмогоров об упомянутой декларации писал, что в ней митрополит Кирилл претендует на место заместителя патриаршего местоблюстителя. Вопрос: Вам сообщал Холмогоров, из каких источников ему стало известно о распространяемой к/р декларации митрополитом Кириллом? Ответ: Нет, он мне этого не сообщал». (Лл. 70–73) Произошел поворот интереса следствия от даниловцев к епископу Герману, митрополиту Сергию и митрополиту Кириллу. Сведения черпаются все из того же источника – из писем, неосмотрительно не уничтоженных в свое время. Но ничего нового для следствия здесь нет, всё это уже давно известно и обсуждалось на многих других следствиях. «Показания обвиняемого Поздеевского А.В. 1 июня 1937 г. Вопрос: Следствию известно, что Вы, как руководитель контрреволюционного «Иноческого братства князя Даниила» входили в нелегальный центр ссыльного епископата, возглавляющий контрреволюционную подпольную организацию, созданную из фашистски настроенного духовенства и активных церковников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Лихое для Церкви и для Отечества время предчувствовал его духовник, схиархимандрит Гавриил (Зырьянов), который задолго до грозных событий гонений писал: «В терпении нашем мы увидим и восчувствуем в себе пришествие Царства Божия в силе Его, и воцаримся воедино с Господом и обожимся… Мы не станем судить (мир – прим. автора), так как судить его будет Иисус Христос , но мы увидим мирскую ложь, грех в нем. Мы увидим и правду, но только во Спасителе, и будем ее черпать только в Нем одном» 29 . Этими словами был укрепляем и владыка Федор. Понимая, что цель богоборческой власти состоит не столько в физическом уничтожении Церкви, сколько в разрушении ее церковно-канонического строя, он считал, что Церкви незачем вести диалог с атеистическим государством. Известно, что владыка Федор пытался убедить митрополита Сергия отказаться от провозглашающей союз Церкви и советского государства декларации. Вокруг него, чувствуя его духовную силу, собирались те, кто не поддался льстивым уговорам о сотрудничестве. Единомышленниками его позиции были епископы Амфилохий (Скворцов), Арсений (Жадановский) , Серафим (Звездинский) , Афанасий (Сахаров) , протоиерей Алексей Мечев и мн. др. Терпеть эту духовную силу власть не собиралась. В январе 1933 г. владыка был арестован по делу «Партии Возрождение России», приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, в 1934 г. выслан в Северный край, где проживал в с. Тентюково, близ Усть-Сысольска Коми АССР. В 1935 г. срок ссылки ему был продлен еще на 3 года. В июле 1937 г. он был арестован в Усть-Сысольске и отправлен в тюрьму г. Иваново для следствия по делу «Даниловского братства». В архиве УФСБ РФ по Ивановской области области хранится уголовное дело 7014-П в отношении Поздеевского Александра Васильевича, в котором в предъявленном обвинении говорится, что он «…являлся руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, т.н. «Всероссийское иноческое братство князя Даниила», которое в целях борьбы с советской властью ставило задачу: организовывать, поддерживать и сохранять старые церковные кадры.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Можно сказать, что основной материал для обвинений владыки Феодора и других даниловцев собран. Добавили еще допросы свидетелей. Те показали, что у даниловцев были «тайные церкви», где они собирались, что они находятся в оппозиции митрополиту Сергию за лояльное отношение того к советской власти, потому что сами к ней относятся недоброжелательно, что они выражали недовольство советской властью, гонениями на церковь , ссылкой священников, говорили, что при советской власти трудно жить и рабочим, и крестьянам, что все страдают за то, что забыли Бога, говорили «о конце мира и что надо ждать Второго Пришествия». Одна из свидетельниц (в основном это были хозяйки домов, в которых жили ссыльные даниловцы) показала, что они говорили о том, что «скоро будет война, коммунистов уничтожат, восстановят царя Михаила Романова». Опять возобновились допросы многострадального архимандрита Симеона (Холмогорова). Тон их поменялся, отец Симеон начал «говорить» какими-то искусственно-правильными фразами, больше похожими на стиль следователей: «Протокол допроса обвиняемого Холмогорова М. М. от 6/II–1937 г. Вопрос: Вы продолжаете настаивать на своих предыдущих показаниях о том, что Вами в гг. Владимире и Киржаче были созданы ряд контрреволюционных групп церковников «Истинно-православной веры», которые якобы связи между собой и руководящего центра не имели. Ответ: Нет. По этому вопросу я свои предыдущие показания дополняю следующими: Я признаюсь в том, что мною при активном участии некоторых лиц, в пределах Ивановской и Московской областей были созданы нелегальные антисоветские группы церковников «Истинно-православной веры», которые имели между собою тесную связь и единое руководство. Вопрос: Кем возглавлялось руководство группами? Ответ: Руководство группами возглавлялось мной и ссыльным архиепископом Федором Поздеевским. Каждая в отдельности группа (за исключением моего, так называемого «скита» и Поздеевского) имела своего руководителя из числа старших монахов-архимандритов. Вопрос: Кем возглавлялись эти группы?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Вопрос: Если допустить, что в Ваших связях с б. послушниками Даниловского монастыря нет ничего антисоветского и никакой нелегальной организации, то почему же Вы скрываете от следствия лиц, поддерживающих с Вами общение и посещавших Вас? Ответ: С другими б. послушниками Даниловского монастыря, кроме архимандрита Холмогорова, связь и общения у меня были в большинстве случайными, а поэтому я этих лиц и не указал. Вопрос: Почему Вы скрыли от следствия приезд к Вам в ссылку в 1935 году Мих. Карелина? Ответ: Я категорически заявляю, что Карелин Мих. ко мне в ссылку в 1935 году не приезжал». Владыка, конечно, еще не знал, что об этом уже было сказано 31.12.1936 на первом допросе архим. Симеона (вернее, взято из писем, изъятых у того при обыске) и на допросе 20.01.1937 арестованного Голубцова. «Проводится очная ставка Поздеевскому А.В. с Карелиным М.П. Вопрос Карелину М.П.: Представленного Вам на очной ставке Поздеевского А.В. Вы знаете? Ответ: Да, знаю. Это архиепископ Поздеевский Александр Васильевич (в монашестве Федор), с которым я неоднократно встречался. Вопрос Карелину М.П.: Вы ездили к нему с посылками в ссылку в г. Сыктывкар в 1935 году? Ответ: Да, в 1935 году я к Поздеевскому в ссылку ездил и возил ему посылку из г. Владимира. Вопрос Поздеевскому А.В.: Вы продолжаете отрицать приезд к Вам в ссылку Карелина М.П.? Ответ: Да, я утверждаю, что в ссылку ко мне Карелин М. в 1935 году не приезжал. Он приезжал в 1933 году в г. Зарайск, где я проживал тогда и привозил мне мои вещи. Холмогоров мне писал, что Карелин выезжал ко мне в Сыктывкар, но в пути заболел и не доехав до места возвратился, что не будет отрицать и сам Карелин. (Вношу поправку: не ко мне в Сыктывкар направлялся Карелин, а в какие-то места на север.)». Михаил Карелин не мог этого не сказать, потому что его уже «уличили» указанием на его приезд в письме о. Симеона и показаниями Голубцова, он понимал, что отказываться бесполезно, опыта следствия у него еще не было, он, видимо, считал, что отказываться от «знакомства» с владыкой уже не имеет смысла и это может быть воспринято самим владыкой как трусость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010