III. Особенности 1) Был Иона ясным прообразованием Иисуса Христа, а особливо в рассуждении смерти, которая была самопроизвольная, ходатайственная и спасительная; также в рассуждении погребения, воскресения и последующего проповедания о покаянии и Евангелии ( Мф.12:39–41; 16:4 ; Лк.11:29–32 ). – 2) Прежде и после проповеди о покаянии оказал некоторую слабость человеческую ( Ион.1:3; 4:1,3,8 ). – 3) Слог имеет исторический и ясный. IV. Случай Нечестивая жизнь Ниневитян, и приближающееся их истребление. V. Содержание Иона описывает покаяние Ниневитян, его проповедью возбужденных, предыдущими и последующими тому случаями. VI. Конец Дабы 1) самым ясным доказать примером, что Бог не хощет смерти грешников, но желает им спасения, и ничего не опускает, что только к исполнению сего намерения служит, и что истинно кающимся все беззакония прощает; а потому пременение жизни пременяет Божий суд; что благочестивые заблуждают иногда от пути истинного, а потому святость их несовершенна. – 2) Дабы Иудеев поощрить к подражанию, то есть, чтоб они, смотря на Ниневитян, скорым и истинным покаянием предварили наступающую им гибель. ( Мф.12:41 ). III. Разделение Разделяется на две части: В первой части в первой раз призывает Бог Иону, дабы шел проповедовать Ниневитянам; тут же несчастливое Ионе приключение, – Ион.1 до ст. 3, где: 1) Призывание Ионы. Гл. 1, ст. 1–3 ( Ион.1:1–2 ). 2) Тщетное Ионы предприятие, где: а. Бегство его, сильная буря на море, ввержение Ионы в море. Ион.1 :3с до конца. б. Поглощение Ионы от кита; молитва его. Гл. 2, ст. 1 до 11 ( Ион.2:1–10 ). в. Извержение его на сушу. Ион.2:11 . Во второй части второе призывание Ионы, и благополучный его успех, – от Ион.3с до конца, где: 1) Повторенное звание. Гл.3, ст. 1 до 3 ( Ион.3:1–2 ). 2) Послушание его и проповедь. Ион.3:3–5 . 3) Успех его проповеди, и отвращение погибели от Ниневитян. Ион.3:5 до конца. 4) Малодушие Ионино, Божие наставление, и убеждение Ионы засохшею тыквою. Ион.4 . VII. Места особливого примечания достойные

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

IV. Содержание Заключает в себе бремя, то есть, суд Божий, или изречение жестокое на ожесточенных Иудеев, на Халдеев и их бесчеловечие, и на прочих им подобных. Аввакум жалуясь на нечестие Иудеев, объявляет им разрушение, чрез Халдеев быть имеющее, о чем Исаия еще прежде предсказал ( 4Цар.20:17,18 ); но сожалея о жребии народа Божия, испрашивает у Бога отмщения на его врагов, и извествуется о пришествии Мессии и о погибели Халдеев, наконец горячайшими молитвами запечатлевает свое пророчество. И так по случаю несчастий, которые в то время должны быть предсказываемы, приступает к пророчеству о благодати Христовой; ибо из оной, как из единственного источника, пророки утешения для народа почерпать обычай имели. V. Случай Чтоб нечестивых объявлением праведных Божеских наказаний привесть к истинному покаянию, а благочестивых напротив по развратности своего века о наступающих Божеских судах смущающихся, обещанием падения Халдеев и пришествием Мессии утешить и увещать, дабы непоколеблемы пребыли в вере. %H6%VI. Пророчество о Христе Иисусе Авв.2:3,14 . VII. Разделение Разделяется пророчество на три части: В первой части содержится жалоба на развращенное состояние земли Иудейской; угрожение разорением ее чрез Халдеев. Гл. 1 ст. 1 до 12 ( Авв.1:1–11 ). Во второй, утешение верных, стенящих по причине жестокости Халдеев к народу Божию – Авв.1 :12с до конца, где: 1) Стенание верных. Авв.1 :12с до конца. 2) Ответ Божественный, требующий твердой веры в грядущего Мессию; проречение на Вавилон лихоимствующий, насильствующий, пьянствующий и идолопоклонствующий. Авв.2 . В третьей, молитва пророка, прославляющего дела Божия, и радующегося о Боге. Авв.3 . VII. Места особливого примечания достойные Авв.1:12,13; 2:3,4,6,14,20; 3:2,18,19 . § 44. О Книге пророка Софонии I. Надписание От имени писателя у евреев Цефаниа, а у греков Σοφνιας, Софония. II. Писатель Софония. О нем должно знать. 1. Знаменование его имени, которое значит тайн Божиих вестник, или тайна Божия, или Бог себя сокрыл. 2. Род. Отца имел Хусия, деда Годолия, прадеда Амория, прапрадеда Езекию. Соф.1:1 . Сия предков его связь довольно показывает, что он был не подлого рода и различен от тех, о которых упоминается в 1Пар.7:36 , и 4Цар.25:28 ; снеси Иер.21:1; 29:25,29; 37:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

б. Объявление наступающих зол за нечестия и идолопоклонство Израиля. Ос.8 . в. Тягчайшие судьбы Божии на Израиля, изгнание и отведение в плен. Ос.9 . г. Сравнение Израиля с виноградом благолозным, угрожение и увещание. Ос.10 . 4) Отделение шестое, и в нем благодеяния Божии, казнь неблагодарного народа и бесконечное милосердие Божие. Ос.11 . 5) Отделение седьмое, где: а. Укорение Израиля за идолопоклонство, угрожение наказанием, борьба Иакова со Ангелом, увещание к покаянию. Ос.12 . б. Обличение Ефрема за введение идолопоклонства, угрожение наказанием, освобождение чрез Мессию. Ос.13 . в. Увещание к покаянию. Ос.14 . VII. Места особливого примечания достойные . § 37. О Книге пророка Иоиля I. Надписание На еврейском языке Иоель, и у греков ηλ. II. Писатель Иоиль, ( Иоил.1:1 ). – Должно примечать: 1. Знаменование его имени, которое на еврейском язык значит, желающий или желание. 2. Род. Отца имел Вафуила, и потому различен от тех, которые тем же именем называются в 1Пар.7:36 ; 1Цар.8:2 и 1Пар.12:38; 29:12 . 3. Звание. Оно было пророческое, непосредственно от Бога на него возложенное Иоил.1:1 , и притом во Иудеи ( Иоил.1:13; 2:15,17,23; 3:23–25 ), – вероятно, что во время царствования Озии немного прежде Амоса. Ибо 1) неприятелями Иудеев в те времена считаются только Египтяне и Идумеане, а об Ассирианах и Халдеях нимало не упоминается. – 2) Что еще благочестие в то время не было повреждено ( Иоил.2:15,17 ). – 3) Те же поносит пороки в Тирянах, Сидонянах и Идумеянах, которые и Амос, и подобную на их произносит казнь ( Иоил.3:2–7 ), снеси Ам.1:9–11 . – 4) Иоиль предвозвестил Иудеянам, что скоро наступит бедствие, то есть, глад и неплодородие ( Иоил.1 ). Амос доказывает, что Израильтяне уже под оным стонали и ныне стонут ( Ам.4:6,7,9–11 ). – 5) Что Амос свое пророчество таким же почти рассуждением начинает ( Амос.1:2 ), каким Иоиль свое заключает ( Иоил.3:21 ). И так учинил Бог Иоиля сосвидетелем Амосу, особливо в земле Израильской проповедующему, и притом для того, чтобы они совокупным обличением и пророчествами большую возымели важность, и всему народу, разделенному уже на два царства, открыли волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Другие суть (Apocryphi) священноцерковные, яко в ковчеге Завета у Евреев не бывшие, и от неизвестных лиц написанные, однако ж к правильным из древних веков присоединенные, и признаваемые 1) священными в рассуждении языческих писаний подметных и приятия никакового недостойных; 2) церковными, потому что, по свидетельству Иеронима, для народного нравоучения в собраниях публично были читаны. Таковые книги суть Иудифь, Премудрости, Товии, Маккавейские все, Есфири шесть глав последние, 2 и 3 Ездры, две главы последние Даниила, и песнь трех отроков в главе третьей. Смотри вышеупомянутые доказательства и свидетельства у Феофана Прокоповича , Богословие том 1. Что касается до Пророка Варуха, оный от иных почитается частью Пророка Иеремии, а иные считают его между священноцерковными книгами. IV. Язык, на котором книги Ветхого Завета были писаны В рассуждении правильных, он есть еврейский, которой у евреев был природный, и от которого другие восточные в то время только по одним наречиям отличались, выключая то, что читается Быт.31:47 ; Иер.10:11 ; Дан.2:4; 7:1 ; кон. Ездры 4:8 ( 1Ездр.4:8 ); гл. 6:12,26. – Ибо те писано на языке халдейском, и притом для сей причины: Моисей самые те слова, который употребил Лаван Халдеянин, внести хотел; Иеремия Иудеев, к которым приближалось пленение Вавилонское, научал идолослужение халдеев на собственном их языке обличать; Даниил не только писал на халдейском, но и образные слова волхвов и Навуходоносора на природном их языке привнести хотел, и будучи искусен и в халдейском и в еврейском языках, употреблял то еврейский, то халдейский; а Ездра по пленении Вавилонском писал, в которое время чрез самое пленение халдейский язык Иудеям был известен, и говорили на нем также внятно, как на еврейском; а священноцерковные книги писанными находятся иные на еврейском, иные на греческом, а иные на латинском языках. V. Невредимость книг правильных Ветхого Завета Что сии книги не повреждены, и от всеобщей порчи в важных наипаче вещах предохранены и дошли до нас так, как с начала Духом Святым были преподаны и богодухновенными мужами написаны, и что ни от злобы Иудеев, ни от нерадения книжников, ни от дерзости переписчиков какового либо повреждения не претерпели, то довольно видно. Ибо:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

IV. Конец Конец, есть тот, чтобы Египтяне примером предков устрашены будучи, неправедно утеснять Иудеев перестали, и возлюбили бы истинную небесную премудрость; а Иудеи надежду и упование на Бога возлагали бы, зная, что предки их тягчайшие прежде в Египте ожесточения претерпевши, Божией помощью избавлены. V. Разделение На три части сия книга разделяется: В первой части, Премудрости описания различные – от гл. 1 до гл. 7 ( Прем.1–6 ), где: 1) Общие, гл. 1 до 6 ( Прем.1–5 ), именно: а. Наставление царское, Прем.1 . б. Зерцало жизни и нечестивых советов. Прем.2 . в. Благочестивых после сей жизни блаженство. Прем.3 . г. Утешение благочестивых против смерти, и потому спокойная смерть и бессмертие. Прем.4 . д. Блаженство праведных в другой жизни, и позднее покаяние нечестивых. Прем.5 . 2) Особливые. Прем.6 – где увещание к исканию премудрости для того, что сама она предваряет ищущих ее, и великие благодеяния делает. Во второй, части приобретение премудрости – от гл. 7 до 9 ( Прем.7–8 ), где: 1) Начало премудрости и превосходство описывается. Прем.7 . 2) Премудрость, дева возлюбленная, любовь приобретает человеку от Бога и людей. Прем.8 . В третьей части речь Соломона, здесь введенного – Прем.9с до конца, где содержится: 1) Молитва о получении премудрости и потребность оный. Прем.9 . 2) Употребление ее, разными примерами изъясненное. Прем.10 . а. Премудрость в пустыне путеводствует, везде питает человека, и его неприятелей преодолевает. Прем.11 . б. Божие долготерпение в наказании грешных изъявляется. Прем.12 . 3) Дела безумных, особливо идолопоклонников. Гл. 13 до 16 ( Прем.13–15 ). а. Суетно есть тварь почитать выше, нежели Творца. Прем.13 . б. Суета идолопоклонства, и начало оного размножение и происшествия. Прем.14 . в. Верных и неверных состояние различное. Прем.15 . 4) Божий суд в рассуждении премудрых. Прем.16с до конца. а. Каков Бог в рассуждении праведных и нечестивых, и какое различие в рассуждении их имеет. Прем.16 . б. Нечестивые не бывают участники света оного, которой благочестивые души просвещает. Прем.17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

1. История Езекиина, в которой упоминается а. О взятии твердых градов Иудиных от Семиахирима; о возложении от него на Езекию дани; о Езекиином отдаянии сребра из дому Божия и царева, и послание военачальников на Иерусалим. 4Цар.18 . б. О Езекииной печали; молитва его; поражение от Ангела воинства Ассирийского, и убиение Сеннахирима. 4Цар.19 . в. Езекиина болезнь, приложение 15 лет к жизни его; проречение Исаии о взятии в Вавилон детей и всего стяжания Езекиина, и смерть его. 4Цар.20 . 2. История Манассиина. 4Цар.21:1–18 . 3.История Аммонова. 4Цар.21 :18с. 4. История Иосиина, в которой упоминается а. О его благочестии. 4Цар.22 . б. Об искоренении от него идолопоклонства, о праздновании Пасхи и убиении его. 4Цар.23:1–30 . 5. История Иоахазова. 4Цар.23:30–34 . Б. История о самом падении царства Иудина, где: а. Иокимово даяние дани Фараону. 4Цар.23 :50с. б. Трилетнее порабощение его от Навуходоносора, и отвержение. 4Цар.24:1–6 . в. От Навуходоносора приведение в Вавилон Иехонии и всего дома его, и всех подданных его, кроме убогих, и воцарению вместо его Седекии, и проч. 4Цар.34 :6с. г. Пленение Вавилонское при Седекии. 4Цар.25 . § 17. О книге первой Ездры I. Надписание По писателю и главному предмету у евреев Езра, у греков σδρας надписывается. II. Писатель. Написал сию книгу Ездра. 1Ездр.7:27,28; 8:15; 9:5,11,12 . – Имя его означает помощь, которое дано ему не без предзнаменования; ибо он Церкви и обществу Иудейскому, в крайность приведенному, помог. Был, священник первейшего чина 1Ездр.7:11; 10:5 , и славный законоучитель 1Ездр.7:6 , и сын Сарея, великого первосвященника 1Ездр.7:1–5 , от Навуходоносора убиенного 4Цар.25:18,21 , не родной, но усыновленный; ибо ему в лето 20 Артаксеркса Долгорукого было бы 142 года, ежели бы только в то время, в которое Сарей убит, хотя за один год был рожден. А что у Евреев было в обыкновении внуков и правнуков называть сынами, довольно видно из священных книг. Он с дозволения царя Персидского Артаксеркса Долгорукого в лето 7 царствования его, был во Иудеи, для приведения церкви и общества в совершенный порядок 1Ездр.7:8–27 ; и потому он без сомнения не тот, о котором упоминается Неем.12:1 ; ибо он за 70 лет с Зоровавелем и Иисусом при владении Кирове пришел во Иудею. Иосиф в кн. 11, гл. 5, Древн. Иуд. повествует, что Ксеркс Ездру и Неемию послал во Иудею; но что сие совсем с правдою не сходно, видно из Неем.12:6; ибо Неемия пришел к Арфаксаду, в лето царствования 32, а Ксеркс царствовал только 21 год. У Евреев называется он другим Моисеем, и славные его труды в восстановлении священных книг всякому известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В третьей части Притчи Соломоновы, друзьями Езекии царя Иудейского собранные гл. 25 до 30 ( Притч.25–29 ) – где: Должность царя в рассуждении подданных, и сих в рассуждении царя; удаление от ссор. Притч.25 . Разные подобия, изображение лености. Притч.26 . О суетной надежде, о похвале самого себя, о явном обличении, о сытости. Притч.27 . О страхе, происходящем от худой совести; о наблюдении закона. Притч.28 . О презрении учения, о любви к премудрости, о правосудном царе, о человеке ласкателе. Притч.29 . В четвертой части Притчи под именем Агура, коего и самого Соломоном почитают – Притч.30 , где: Прошение Соломоново о трех ненасыщных, о трех скрытых, о трех землю движущих, о четырех кротких земли, и о трех добре шествующих. Притч.30 . В пятой части Притчи, под именем Самуиловым, или Соломоновым, от матери ему поднесенные – Притч.31 , где: Наставление царю, похвала и редкость жены тщательной. Притч.31 . VII. Места особливого примечания достойные Притч.1:10,20–33; 2:7,8; 3:3–7,11,12 ,27,33; 4:18,23,25; 6:21–23; 8:11,13,17; 9:7; 10:3,12,16,19,22,24,28; 11:2,7,15,20,23,28,30,31; 12:1,10,22; 13:12,24; 14:9,26,27,31,32,34; 15:8,15,16; 16:1–5,9,18,32,33; 17:5,13,15; 18:1,10; 19:5,17; 20:1,6,24; 21:1–3,12,13,27,31; 22:4,14,15,19,20; 23:17,26,29,30; 24:8,16,17,29; 27:1; 28:1,2,9,13, 20,26; 29:24,27; 30:7–9,17. § 26.О Екклесиасте I. Надписание У евреев надписывается, Когелет, а у греков ’Εκκλησιστης, Екклесиаст; означает же Когелет самого Соломона. Еккл.1:1; 12:9,10 , которой Когелетом назван или по своей премудрости, названной собирательницею, по привлечению или собиранию к ней как чужестранцев, так и единоземцев 3Цар.4:34 ; или потому, что он, созывая придворных вельмож и знатнейших из народа, учил премудрости Еккл.12:9 . 3Цар.10:8 ; или потому, что шатающихся людей желая привести к Богу и страху Его, написал сию книгу. Греческая надпись с еврейскою, по всему сходна; ибо Екклесиаст значит, собиратель и проповедник. II. Писатель Что Соломон сию книгу написал, видно из Еккл.1:1,12,16; 2:4–10; 12:9,10 . Сличи 3Цар.4:32 . Не без Божьего ж промысла пред прочими избран Соломон, для показания суеты во всех вещах века сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

2. Окончание оного в рассуждении: а. Амана. Эсф.7 :7с. б. В рассуждении Мардохея. Эсф.8 . в. В рассуждении всех неприятелей и врагов Иудейских. Эсф.9:1–17 . 3. Веселие Иудеев, и установление праздника, нарицаемого Фурим. Эсф.9 :17с. 4. Приращение Мардохеева достоинства, и истолкование сна Мардохеева. Эсф.10 . VII. Места особливого примечания достойные Эсф.1:8,22; 2:20; 3:15; 4;13,14,16; 5:13; 9:22 . § 23. О Книге Иова I. Надписание У евреев называется Иоб, и у греков ωβ, Иов; потому что в ней содержатся его приключения и разговоры, и может быть она им и написана. II. Писатель Вероятно, что история в самой точности вместе с бывшими между Иовом и его друзьями разговорами, которые никому, кроме Иова, более не были сведомы, сперва от него самого в домашних записных книгах Иов.19:23 написана на арапском языке, а потом Моисеем, или каким либо пророком за нисколько времени пред Иезекиилем ( Иез.14:14,20 ) на еврейской язык переведена, и известными стихами расположена. Ибо 1) в Иов.19:23 видим весьма усердное Иовлево желание, чтобы слова его были написаны в книге; 2) Иов был Аравлянин, и вся книга сия показывает слог арапский; 3) а расположение стихов имеет еврейское, и в Иов.12:43 , чистой еврейской слог. III. Предмет личный Оный есть Иов, которое имя, ежели с еврейского языка производить от начала, Ииб, то означает ненавидящего нечестивых, или врага пороков; а ежели, с арапского, от начала, Иоб, то означает истинно обратившегося к Богу. Одним сим именем различается он от царя Иовава. Быт.36:33 . Начало свое ведет, вероятно, не от Авраама: (ибо он нигде не упоминает о благодатном Божием завете, учиненном с Авраамом, или об обрезании, ниже Бога где-нибудь по обыкновению потомков и слуг Авраамовых, Быт.24:27 , называет Богом Авраамовым), но от поколения Нахора, брата Авраамова, ибо его дети были Окс, Вавкс, Хазад и проч.: Быт.22:21,22 . Жил же Иов в стране Авситидийской. Иов.1:1 . Между друзей его считается Елиус Вузитянин Иов.32:2 , и имел в соседстве Халдеев, происшедших от Хазада. Притом, земля Авситидийская погранична или соседственна с прежним Нахоровым обиталищем Харраном.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

VII. Конец Дабы гражданам царства Ассирийского и столичного града Ниневии, которые в прежние устремились беззакония, и сделались развращеннейшими прежнего, возвестить наступающее разрушение, а чрез то и Божий народ, который уже от Салманассара отведением десяти колен в Ассирию был отягощен, и которого Сеннахирим вознамерился жестоко утеснить ( 4Цар.18 ), утешить и поощрить к упованию на Бога. VIII. Разделение Разделяется пророчество на две части: В первой части содержится изречение Божие на Ниневию – Наум.1–3 , где: 1) Проповедь общая. Наум.1:1–12 . 2) Суд Божий. а. На Сеннахирима. Наум.1 :12с до конца. б. На Ниневию. Наум.2 . Во второй, причины разорения Ниневии. Наум.3 . %H6%IX. Пророчество о Христе Иисусе Наум.2:1 . Х. Места особливого примечания достойные Наум.1:2,3,6,7 . § 43. О Книге пророка Аввакума I. Надписание. От имени писателя у евреев Хаббакук, а у греков μβακομ, Аввакум. II. Писатель. Аввакум. Авв.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит обнимающий, и пророку весьма прилично: ибо Иудеев как бы объемлет и утешает, и потому думали Иудеи, что он был сын Соманитянин. 4Цар.4:36 . 2. Род. О нем Священное Писание ничего не упоминает. 3. Звание. Исполнял пророческое звание ( Авв.1:1 ), во Иудеи прежде пленения Вавилонского ( Авв.2:20 ), в царство Манассии, как думают Иудеи; ибо оплакивает пророк разрушение прав и уставов, и предвозвещает наступающее Вавилонское пленение ( Авв.1:2,3,4,6 ; снеси 4Цар.21 ); – или в царствование Иоакима, по мнению Уссерия, который противополагает ( Авв.1:5,6 ), и что в третий год царства Иоакимова Халдеи напали на Иудею. Ежели сие правда, то современными ему были Иеремия и Софония. 4. Особенности. 1) Слог имеет чистый, важный, краткий и так сразмерный, что слова соответствуют смыслу. – 2) Явственнее паче прочих свидетельствует, что оправдиться пред Богом должно верою. Авв.2:4 . Сии слова апостол Павел в трех посланиях приводит. III. Случай Царь Ассирийский, разоривши царство Израильское, десять колен отвел в плен; приближалось также разорение, от пророков предсказанное, земле Иудейской, по причине развращенных нравов ее жителей. Потому все благочестивые боялись, что ежели предреченное угрожение самым делом исполнится; то легко все между язычниками погибнут, и общение Божие о пришествии Мессии уничтожится; для того Аввакум по повелению Божескому пророчества своих предшественников подтверждает и объявляет достойные за беззакония казни, но так, что утесненную истинную веру не оставляет без надежды и утверждения, и извествует каждого из благочестивых, что Божественные о Искупителе обещания пребудут непременны, хотя впрочем и разрушится правительство Иудейское, и что Халдеи в свое время погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Решительно выступал преосвящ. Павел против раскольников . Он воскрешал, по возможности, " Питиримовские времена " , тем более, что светские власти ввиду выгоды преследовали раскольников, всегда были к услугам Нижегородского преосвященного. В бытность свою на Нижегородской кафедре преосвящ. Павел сделался известен имп. Павлу , который во время поездки в Казань дважды был в Нижнем. Для встречи императора преосвященный приказал с необыкновенной быстротой если не исправлять, то хотя бы замазать ветхости в кафедральном соборе, построенном в 1632 г. и угрожавшем падением. Всем священникам были сшиты новые ризы, в певчим форменные платья. С 26 октября 1798 г. - епископ Тверской и Кашинский . 15 мая 1799 г. возведен в сан архиепископа . Жил в Санкт-Петербурге, присутствовал в Синоде. С 26 декабря 1799 года - архиепископ Ярославский и Ростовский . Как член Св. Синода, преосвящ. Павел жил в Петербурге, Первоприсутствующим тогда в Синоде был митр. Амвросий (Подобедов) . Сравнивая Амвросия с Павлом, обер-прокурор Яковлев в своих записках замечает, что Амвросий отличался мягкосердечием и откровенностью до болтливости, тогда как Павел - мстителен, корыстолюбив, зол, скрытен, упрям, многосведущ. И в Нижнем, и в Ярославле о нем сохранились предания, как о человеке суровом. Он был очень дружен с первоприсутствующим в Синоде митр. Амвросием. Но по своей плохой натуре Павел был плохой товарищ. В своих записках обер-прокурор Яковлев рассказал следующий случай. Павел, будучи как-то в размолвке с Амвросием, предложил Яковлеву действовать заодно против Амвросия, высказав при этом и программу действий и главную цель - Амвросия отправить в Новгород, а ему (Павлу) надеть белый клобук и занять место первоприсутствующего. Яковлев решительно отказался от союза с ним. Увидев себя в крайне неловком положении и опасаясь, что обер-прокурор передаст Амвросию их разговор, Павел поспешил к митрополиту и прямо от прокурора поскакал в Невскую Лавру. Притворяясь оскорбленным и вместе с тем, вполне преданным митрополиту, сказал, что обер-прокурор сейчас предлагал ему действовать с ним заодно в деле удаления его (Амвросия), за что обещал выхлопотать ему белый клобук. Амвросий поверил и помирился с ним.

http://drevo-info.ru/articles/17107.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010