Амвросий (Андрей Иванович Подобедов, 1742—1818), епископ Севский, викарий Московской епархии в 1778—1785 гг., затем возглавлял Казанскую епархию до 1799 года, когда был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру, на которой оставался до марта 1818 г. (с 1801 г. — в сане митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского); первоприсутствующий член Святейшего Синода; скончался митрополитом Новгородским и Олонецким. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 351, 353—356. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Репринт. изд. М., 1997. С. 4. Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799—1892) был епископом Дмитровским, викарием Московской епархии (1834—1837); последующие семь лет возглавлял Полоцкую, а затем Могилевскую епархии; в 1844—1857 гг. — экзарх Грузии; с 1858 по 1860 — митрополит Киевский и Галицкий; с 1860 г. до своей кончины — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 123. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 53—54. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 126—128. См. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 126—128. Софония (Стефан Васильевич Сокольский, 1799—1877) впоследствии был епископом Новомиргородским, викарием Херсонской епархии с 1863 по 1871 год, когда возглавил новообразованную Туркестанскую епархию, скончался архиепископом Туркестанским и Ташкентским. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 132.

http://bogoslov.ru/article/5065084

Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Подобедов Андрей Иванович) Родился 20 ноября 1742 года в селе Стогове Переславльского уезда Владимирской губернии в семье священника. С 1757 года обучался в Троице-Сергиевой духовной семинарии. В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря. 12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую славяно-греко-латинскую академию. С 1771 года – префект академии. С 1774 года – ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского. 25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию. С 27 марта 1785 года – архиепископ Казанский и Симбирский. С 16 октября 1799 года – архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, а в декабре назначен управляющим Новгородской епархией. С 10 марта 1801 года пожалован в митрополиты. С 26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород. Поводом к удалению его в Новгород послужило недовольство императора Александра I на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с обер-прокурором Святейшего Синода, князем А. Н. Голицыным. Скончался 21 мая 1818 года и был погребен в Новгородском Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи. Основным направлением деятельности преосвященного Амвросия была его постоянная забота о развитии духовного просвещения в России, о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске. В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях. В Казани преосвященный Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1888 (также отдельным оттиском: СПб., 1888); Абрамович Д. А. Памяти митр. Евгения, в: Исторический архив. 1 (1919). 1435 Амвросий Подобедов (1742–1818) окончил только Троицкую семинарию. Будучи архиепископом Казанским (1785–1799), он активно занимался делами Казанской семинарии, которая в 1797 г. — не без его участия — была преобразована в академию. С 19 декабря 1800 г. он был митрополитом Петербургским (Чистович И. Преосв. Амвросий, в: Странник. 1860. 5–6; он же. Руководящие деятели; Чтения. 1894. 3. С. 125–129; Рус. арх. 1904. 1. С. 193–236). 1436 О роли Евгения в реформе 1808–1814 гг. см.: Полетаев, в: Странник. 1889; Флоровский. С. 141 и след. 1437 Титлинов. 1. С. 27 и след.; Полетаев; Чистович (1857). С. 163 и след.; Знаменский. Основные начала; Флоровский. 1438 ПСЗ. 30. 23122–23124; Титлинов. 1. С. 5, 34–53; Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию, в: Прав. соб. 1891. 4; Покровский. О способах содержания, в: Странник. 1860. 4. С. 254 и след.; Опись… Дела (1910). Ср.: Доброклонский. 4. С. 207 и след.; Флоровский. С. 143 и след. 1439 Как уже говорилось, М. М. Сперанский сам был воспитанником Александро–Невской семинарии в Петербурге; см. о нем: Корф. Жизнь графа М. М. Сперанского. СПб., 1861. 2 т.; ср.: Флоровский. С. 143 и след.; Зеньковский. 1. С. 121 и след. 1440 ПСЗ. 32. 25658а, 27673–27676; Макарий (см. библиогр. к § 19). С. 204 и след.; Смирнов (1879). Гл. 1–2; Титлинов. 1. С. 105–121. Под «словесностью» понималась история русской литературы. 1441 Курсив автора. ПСЗ. 32. 25673. 1442 Курсив автора. Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету. СПб., 1900. С. 124. Филарет Амфитеатров придерживался крайне консервативных взглядов, что делает его высказывание еще более знаменательным; он был также противником мистицизма александровской эпохи. О его деятельности в качестве инспектора и ректора Московской Академии см.: Смирнов Д., в: У Троицы в Академии. С. 233–251. 1443 Титов Ф. Московский митрополит Макарий Булгаков: К 25–летию со дня его кончины, в: БВ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

83 Ириней Братанович из архимандритов Ростовского Иаковлевского монастыря рукоположен 26 апреля 1775 г. в епископа Вологодского. Скончался 1796 г. апреля 23 дня. 84 Тихон (Тимофей) Малинин родился в 1745 г. С 1755 г. обучался в Московской академии, и, по окончании курса, проходил в той же академии учительские должности; 25 октября 1767 г. пострижен в монашество, и был префектом академии. Отсюда взят преосвященным Платоном, архиепископом Тверским, на ту же должность в Тверскую семинара, с возведением в сан архимандрита и назначением в настоятеля Отроча монастыря. В 1774 г. определён ректором семинарии, с переведением из Отроча монастыря в первоклассный: Троицкий Калязин монастырь. 1775 г. 21 июня рукоположен в Москве во епископа Воронежского; 6 мая 1788 г. переведён в Тверь и пожалован членом Св. Синода; 18 мая 1792 г. переведён в Астрахань, с возведением в сан архиепископа. 1793 г. 14 ноября скончался. 87 Павел (Пётр) Зернов сын подьячего Троицкой Сергеевой Лавры. Учился в Троицкой семинарии (17501763 г.). По окончании курса, был учителем певчих в Лавре, библиотекарем семинарии, учителем шитики и риторики; в 1767 г. пострижен в монашество; был преподавателем Богословия и вместе наместником Лавры. 1775 г. 9-го апреля переведён в Ярославль на должность ректора семинарии, с возведением в сан архимандрита Спасского монастыря. В 1778 г. рукоположен в епископа Костромского; 1800 г. января 15 дня переведён в Тверь, и здесь 15 сент., 1801 г. возведён в сан архиепископа; 1800 г. января 15 дня переведён в Тверь, и здесь 15 сент., 1801 г. возведён в сан архиепископа; 1803 г. 18 декабря перемещён в Казань, где 14 января 1815 г. умер, оставив по себе очень недобрую память в нравственность отношении. (См. Русский Архив 1886 г., ч. II, стр. 347349). 88 Амвросий (Андрей) Подобедов родился в 1742 г. в погосте Стогове, Владимирской епархии. Образование получил в Троицкой семинарии и там же проходил учительские должности по разным предметам. По принятии монашества в 1768 г., переведён был в Московскую академию и постепенно проходил здесь должности проповедника, префекта и ректора. В 1778 г. 5 дня рукоположен в епископа Севского, викария Московской епархии; в 1782 г. переведён на Крутицкую в Москве епархию; в 1785 г. – архиепископ Казанский; 1799 г. – Петербургский; 1800 г. – Новгородский и Петербургский; 1801 г. – митрополит; 1818 г. апреля 11 дня уволен на покой; 21 мая того-же года скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

33 Марфа Никифоровна Говорова была замужем за родным братом священника Василия Тимофеевича Говорова – Гавриилом Тимофеевичем Говоровым, который не имел духовного образования и жил с семьей в церковном поместье у старшего брата. (Письмо Ивана Александровича Крутикова к Ивану Николаевичу Корсунскому //ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1966. Л. 7 об.). 34 Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 8 об, 9. 40 Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 3–3 об. 47 Письмо иерея П. Виноградова к Марии Антоновне//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133. 49       Крутиков Н. Из воспоминаний о преосвященном Феофане//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1963. Л. 16 об. 51       Ср. также упоминание святителя Феофана о своем детстве из его позднего письма, в котором он увещевал вдову своего покойного друга Степана Онисимовича Бурачка, Ольгу Степановну Бурачок, возгревать в себе страх Божий: « Я не помню, прошлый раз писал я Вам, чтоб страх Божий возгреть. Если не писал, так вот рецепт: страх Божий. В школе, помню, до прихода учителя мы на головах ходили. Но как только учитель показывался, все по местам и ни гу-гу! То же сделает и страх Божий, когда появится в душе. Все там в струнку встанет » (Письмо епископа Феофана к Ольге Степановне Бурачок от 1 октября 1877 г.//ИРЛИ. Ф. 34 (С.О. Бурачок). 481. Л. 7–8 об. (4 с. или 2 разворота). (Скопированы отчасти Бурачком (1991–1992) и сверены А.М. Гупало (9.10.1996)). 58       Письмо иерея П. Виноградова к Марии Антоновне//АРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 42. Ед. хр. 4012. Л. 133 – 133 об. 59        Амвросий (Подобедов , 1742–1818) был епископом Севским, викарием Московской епархии в 1778–1785 гг., затем возглавлял Казанскую епархию до 1799 г., когда был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру, на которой оставался до марта 1818 г. (с 1801 г. – в сане митрополита Новгородского, Санкт- Петербургского, Эстляндского и Выборгского); первоприсутствующий член Святейшего Синода; скончался митрополитом Новгородским и Олонецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Амвросий Подобедов (1742–1818) окончил только Троицкую семинарию. Будучи архиепископом Казанским (1785–1799), он активно занимался делами Казанской семинарии, которая в 1797 г.— не без его участия — была преобразована в академию. С 19 декабря 1800 г. он был митрополитом Петербургским (Чистович И. Преосв. Амвросий, в: Странник. 1860. 5–6; он же. Руководящие деятели; Чтения. 1894. 3. С. 125–129; Рус. арх. 1904. 1. С. 193–236). О роли Евгения в реформе 1808–1814 гг. см.: Полетаев, в: Странник. 1889; Флоровский. С. 141 и след. Титлинов. 1. С. 27 и след.; Полетаев; Чистович (1857). С. 163 и след.; Знаменский. Основные начала; Флоровский. ПСЗ. 30. 23122–23124; Титлинов. 1. С. 5, 34–53; Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию, в: Прав. соб. 1891. 4; Покровский. О способах содержания, в: Странник. 1860. 4. С. 254 и след.; Опись... Дела (1910). Ср.: Доброклонский. 4. С. 207 и след.; Флоровский. С. 143 и след. Как уже говорилось, М. М. Сперанский сам был воспитанником Александро-Невской семинарии в Петербурге; см. о нем: Корф. Жизнь графа М. М. Сперанского. СПб., 1861. 2 т.; ср.: Флоровский. С. 143 и след.; Зеньковский. 1. С. 121 и след. ПСЗ. 32. 25658а, 27673–27676; Макарий (см. библиогр. к § 19). С. 204 и след.; Смирнов (1879). Гл. 1–2; Титлинов. 1. С. 105–121. Под «словесностью» понималась история русской литературы. Курсив автора. ПСЗ. 32. 25673. Курсив автора. Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету. СПб., 1900. С. 124. Филарет Амфитеатров придерживался крайне консервативных взглядов, что делает его высказывание еще более знаменательным; он был также противником мистицизма александровской эпохи. О его деятельности в качестве инспектора и ректора Московской Академии см.: Смирнов Д., в: У Троицы в Академии. С. 233–251. Титов Ф. Московский митрополит Макарий Булгаков: К 25-летию со дня его кончины, в: БВ. 1907. 6. С. 393. ПСЗ. 30. 23254; ср.: 30. 23122, 23123. ПСЗ. 31. 24159; 2 ПСЗ. 1. 98; 3. 2034; 12. 10843 (о выплатах из школьного капитала — например, для поддержки вдов и сирот духовного звания и др.); см. об этом также: 2 ПСЗ. 2. 1081; 1. 264.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. В дореволюционной историографии было принято различать историю «старой» КазДА (1797-1818) и «новой» (с 1842). История «старой» КазДА (1797-1818) Учреждение «Старая» КазДА была образована в соответствии с указами имп. Павла I Петровича от 18 дек. 1797 г. и от 11 янв. 1798 г. на базе действовавшей с 1723 г. КазДС (с 1723 по 1732 в качестве Казанской архиерейской славяно-лат. школы). В имп. указе от 18 дек. 1797 г. сообщалось: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в С.-Петербурге при Александро-Невском мон-ре и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным» (ПСЗ. Т. 24. 18273 (1797 г.)). Одним из инициаторов реформ духовного образования стал архиеп. Казанский и Свияжский Амвросий (Подобедов) , постоянный член Синода, оказавший большое влияние на имп. Павла I. Создание КазДА было обусловлено неск. причинами. Во-первых, к кон. XVIII в. КазДС считалась одной из крупнейших по количеству учащихся (напр., к сер. 50-х гг. XVIII в. общее количество учащихся семинарии достигало 600 чел.) и лучшей в России из духовных школ благодаря трудам как правивших архиереев Луки (Конашевича ; 1738-1755), Вениамина (Пуцек-Григоровича ; 1762-1782) и Амвросия (Подобедова; 1785-1799), так и ректоров, нередко малороссийского происхождения. По словам одного из первых историографов КазДА, «семинария... находясь под исключительным влиянием студентов киевской академии, приглашаемых казанскими иерархами на учительские должности, к концу XVIII века успела сравняться с главной Александро-Невской семинарией и учебными порядками походила на киевскую академию» ( Благовещенский. 1875. С. 4). Мн. дисциплины, преподававшиеся в КДА и МДА, были введены и в КазДС (философия - в 1739, богословие - в 1751, позже - англ. и франц. языки, историческая география). Во-вторых, согласно образовательной реформе, именно Казани отводилось значение духовно-образовательного центра восточной части Российской империи. Указом от 11 янв. 1798 г. в КазДА для продолжения образования направлялись воспитанники Астраханской, Тобольской, Нижегородской, Вятской, Тамбовской и Иркутской Духовных семинарий. С 1808(?) г. КазДА стала центром Казанского духовно-учебного окр. и осуществляла через внешнее академическое правление надзор за находившимися в округе семинариями.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

В 1781-85 – епископ Крутицкий, в 1785-99 – архиепископ Казанский. В Казанской семинарии Архиепископ Амвросий расширил и улучшил преподавание, значительно пополнил семинарскую библиотеку, обновил состав преподавателей и посылал лучших воспитанников для завершения образования в Московский университет и Академию. С 1799 года возглавлял Петербургскую кафедру в звании Архиепископа Санкт-Петербургского, Эстляндского, Выборгского и Новгородского. С 1801 года – в сане митрополита. Одной из главных забот Преосвященного Амвросия было духовное образование в России.  В своих епархиях он возобновлял старые и основывал новые духовные учебные заведения, обеспечивая им приличное содержание. В бытность свою епископом Севским он учредил семинарии в Севске и Брянске и духовное училище в Орле. Занимая Крутицкую кафедру, позаботился об обеспечении Крутицкой семинарии, находившейся в Московском Покровском монастыре, и основал училища в Боровске и Белеве. В Новгородской епархии устроил Тихвинское духовное училище и Александро-Свирское, возобновил Кирилловское и Новгородское, завел новые училища при Старорусском и Каргопольском монастырях, также Устюжское. Особой его заботой в Казанской епархии были окружены, так называемые, «новокрещенские» школы, в которых обучались вместе русские, татары, мордва, черемисы и чуваши. В обширной Новгородской епархии владыкой Амвросием учреждены были училища в Каргополе, Боровичах, Устюге, Белозерске, Петрозаводске, Вытегре, Валдае, возобновлены училища в Кирилло-Белоезерском монастыре и при Новгородском Архиерейском доме. Под непосредственным наблюдением владыки Амвросия осуществлялась успешно реорганизация Санкт-Петербургской духовной Академии, ректором которой в то время был архимандрит Филарет (Дроздов). Талантливый администратор и дипломат, митрополит Амвросий умел отстаивать интересы Русской Церкви и ограждать иерархию от давления всесильного обер-прокурора Святейшего Синода князя Александра Голицына. Однако в 1817 году митрополит открыто выступил против покровительства сектантам со стороны обер-прокурора. В результате владыка был переведен из Санкт-Петербурга в Великий Новгород, где и скончался 21 мая (3 июня) 1818 года, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, в 7-м часу пополудни.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-05/9...

Академия за 1811, 1812 и 1818 г. получила процентов с 6000 р. 850 рублей 12 . В делах академических сохранились репорты благочинных с представлением в академию разных пожертвований. При репортах прилагались и собственно-ручные реестры духовных лиц с обозначением, «кто, чем и каким количеством пожертвовал». Духовные лица жертвовали от 25 до 1 р. По реестрам можно думать, что некоторые благочинные побуждали всех подведомых духовных особ к пожертванию и назначали некоторые определенные сборы деньгами. Пожертвования крупные и мелкие принимались архипастырями с живейшею признательностью. Пр. Амвросий на одном докладе академического правления о пожертвовании петропавловского протоиерея Гурия Ласточкина с причтом в октябре 1816 г. написал: «ничем более утешить меня никто не может, как споспешествованием пользе академии, просвещению духовенства, и потому пожертвование принять, а о. протоиерею с братиею объявить за сие благодарность и благословение Божие, мною недостойным им преподаваемое» 13 . Достопамятный ревнитель христианского духовного просвещения, казанский епископ, Лука Канатевич около 1750 г. построил в татарской слободе каменную церковь во имя праведных Захарии и Елизаветы, и чтобы сосредоточить под своим ближайшим попечением образование крещенных инородцев, построил при этой церкви деревянную школу, которая стала таким образом центральным и единственным заведением для христианского образования инородческих племен края: крещенных татар, чуваш, черемис и т. д., даже башкир и киргизов. Но едва положивши основание этому заведению, Лука был переведен в 1755 году в Белгород, а его преемники в Казани вероятно не особенно сочуствовали просветительным идеям Луки. Пр. Амвросий Подобедов , бывший казанским архиепископом от 1785 до 1799 г., усиливался поднять новокрешенские школы; он заново перестроил их здания в 1792–3 годах. Амвросий, наконец, даже пришел к уразумению необходимости родных языков для христианского образования инородцев. Эта мысль положительно и настойчиво высказана им в донесении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010