702 Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося. М., 1778. С. 32 703 К таким прижизненным подражателям Платона, к «вторым Платонам» можно отнести, например, Амвросия Подобедова . Излюбленный у раннего Платона прием противопоставлений повторяется у последнего в 1785 г. (Проповедь о ходящих по плоти и ходящих по духу. Собрание поучительных слов. Изд. 3-е. М., 1825. Ч. I. С. 26–35). Ср. также проповеди о гордом и смиренном (Амвросий. Ч. II. С. 248–258), о просвещении и невежестве (Ч. III. С. 171–179). У Амвросия те же контрасты житейского моря, воздвизаемого «напастей бурею» и тихого пристанища (Ч. IV. С. 102), те же эпизоды из древней истории (например, о Дарии и Харидеме. Ч. I. С. 115–116), те же рассуждения о добродетели: «едина добродетель есть основательница благополучия нашего» (Ч. IV. С. 8 ). Те же, наконец, обращения к Богу и святым после формулировки темы: «Ты же, просветивый светом Твоим учеников и апостолов, Христе Иисусе» – в проповеди о просвещении (Ч. III. С. 171) или «Ты же славословимая нами Преблагословенная Дево и Матерь Бога нашего, яви нам собственным Твоим примером истинное блаженство человеческое» – в проповеди о блаженстве (Ч. III. С. 95). Как и у Платона, происходит экземплификация общих положений проповеди на монархине (Ч. IV. С. 150). Заметим, все эти проповеди Амвросия произносились в 70-х – 80-х годах, т. е. дублировали, а не продолжали Платона. Позднее Платоновы проповеди изучались как образец в классах риторики. Его речь на коронацию Александра превозносит в своей риторике Кошанский. Эту же речь разбирает или, вернее, восхваляет по стопам старших воспитанник Санкт-Петербургского Высшего Училищ Поздеев (Отечественные Записки. 1825 г. XXI. Кн. 57. С. 111–124). Начало ея подробно разбирает И.Ламанский (Вестник Европы. 1812 г. LXIV. С. 279–288). 710 Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского. Изд. 2-е, дополненное. М., 1848. Часть II. В дальнейшем ссылки на второе издание будут даваться в квадратных скобках, перед которыми римской цифрой будет указан номер тома, арабской – страница первого издания сочинений митрополита Московского Филарета «Слова и речи». II, 31 [=II, 211].

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Шансы одолеть заговор синодалов у него были. Инструкция обер-прокурора давала ему много полномочий: требовались намерение ими воспользоваться и решительность. Первоначальной его заботой стала синодальная типография, которой заведовал племянник Подобедова. Яковлев заметил, что при торгах на бумагу и другие типографские материалы имелись большие злоупотребления. Типография вела большой оборот при неразвитости полиграфии в стране. Через Новосильцева он добился императорского указа о том, чтобы торги шли под контролем обер-прокурора, что прекращало злоупотребления. Наводя порядок в расходовании казенных средств, он находил деньги на финансирование важных дел, таких, как реставрация запущенного синодального храма, до которого иерархам словно не было дела. Но одновременно обострились конфликты в Синоде. Главным недоброжелателем обер-прокурора, как упоминалось, был митрополит Амвросий (Подобедов). Уже в начале архиерейства обнаружились его личные качества. В 1782 году, будучи епископом, Подобедов занял Крутицкую кафедру, к которой было приписано подворье Саввино-Сторожевского монастыря, и вскоре велел разобрать Воскресенскую церковь подворья. Материалы, полученные при разборке, продали, получив прибыль почти в 1, 5 тыс. руб. Из них 600 руб. ушло на нужды архиерейского дома, остальные причислили к " неокладной сумме " . Ни слова мы не найдем о благотворительных тратах. Сама архиерейская среда делала из подобных иерархов стяжателей. В 1785 году митрополит Гавриил (Петров) внушал Амвросию, тогда архиепископу Казанскому: " Просить государыню (Екатерину П. – " НГР " ), чтоб вы отводом рыбных ловель были осчастливлены... Советую не медлить, чтоб не спроворили дворяне " . Нет сомнений, Яковлеву было нелегко с Подобедовым. После " типографского дела " открылось " дело сорокинское " , состоявшее, по источникам, в том, что при предшественнике Яковлева обер-прокуроре Дмитрии Хвостове из синодального магазина продали книг на 20 тыс. руб., но из них ни гроша не пошло в государственное казначейство. Для скрытия растраты Подобедов уговорил чиновника Сорокина на фиктивную сделку о покупке несуществующих книг на искомую сумму с тем, чтобы, объявив о недоброкачественности товара, Сорокин получил назад из Синода будто бы затраченные тысячи. Ясно, в чей карман пошли те деньги. Через вмешательство Яковлева последовало " высочайшее " повеление о расследовании казнокрадства и подлога. Но до преследования казнокрадов дело так и не дошло.

http://religare.ru/2_98717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ (Подобедов Андрей Иванович; 20.11.1742, с. Стогово Переславль-Залесской пров. Московской губ.- 21.05.1818, Новгород), митр. Новгородский и Олонецкий. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Род. в семье священника Владимирской епархии. Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1757 г. поступил в Троицкую лаврскую ДС, где его наставниками, в числе проч., были буд. митр. С.-Петербургский Гавриил (Петров) и митр. Московский Платон (Левшин) . По окончании курса в 1764 г. оставлен в семинарии преподавателем риторики, катехизатором, с 17 нояб. 1765 г.- библиотекарем, с 12 июня 1767 г.- преподавателем евр. языка. 12 февр. 1768 г. принял постриг, 22 сент. 1768 г. рукоположен во иеромонаха и переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где с сент. 1771 г. занимал должность префекта и преподавателя философии. 18 авг. 1774 г. назначен ректором академии с возведением в сан архимандрита Заиконоспасского московского мон-ря , где ярко проявился проповеднический дар А. Проповедь, произнесенная А. по поводу убийства Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) , была опубликована на рус., франц. и нем. языках. Высоко ценившая талант А. имп. Екатерина II пожелала, чтобы он был представлен на первую архиерейскую вакансию. 5 июля 1778 г. в Троице-Сергиевой пуст. в Стрельне близ С.-Петербурга в присутствии императрицы А. был хиротонисан во епископа Севского, викария Московской епархии. Проявлял особую заботу о развитии духовного образования: открыл в 1778 г. семинарию в Севске и духовные уч-ща в Орле и Брянске. 25 апр. 1782 г. переведен на Крутицкую и Можайскую кафедру, усовершенствовал и отстроил Крутицкую ДС, размещавшуюся прежде в московском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре , открыл духовные уч-ща в Боровске и Белёве. С 14 февр. 1782 г. являлся членом Московской синодальной конторы. С 27 марта 1785 г. архиеп. Казанский и Свияжский. Восстановил сгоревшее здание Казанской ДС; позаботился об усовершенствовании преподавания в ней, для чего испросил у своего учителя и друга митр. Московского Платона (Левшина) неск. лучших преподавателей Троицкой ДС; способствовал приобретению семинарской б-кой значительной партии книг. Количество семинаристов в бытность А. в Казани выросло с 200 до 500 чел. В 1797 г. Казанская ДС была преобразована в ДА. В миссионерских целях улучшил постановку учебного дела в казанской школе для новокрещеных татар. Стараниями А. на епархиальные средства был капитально отремонтирован кафедральный собор, перестроено здание духовной консистории, устроен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/114402.html

24-й. Епископ Гавриил II (Кременецкий-из воспитанников Московской Академии) был учителем и Ректором Александро-Невской Семинарии. В Казань он переведен из Епископов Коломенских, а потом он был назначен Митрополитом Киевским († 1783 г.). 25-й. Митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович-из воспитанников Киевской Академии) большую часть своей жизни посвятил Казани, начиная с учительства в Славяно-Латинской школе и оканчивая ректурою в Семинарии. Преосвященный Вениамин с 1748 года преемственно занимал кафедры Нижегородскую, Тверскую, Псковскую, Петербургскую и в 1762 году по прошению переведен в Казань после коронации Императрицы Екатерины II. При нем в 1771 году Казань подвергалась моровой язве, от которой избавилась по обнесении Седмиозерской Смоленской чудотворной иконы Божией Матери вокруг города. В 1772 году на Казань напал Пугачев, выдававший себя за Императора Петра III. Пред нашествием его Архиепископ Вениамин разослал послание, в котором, как очевидец, доказывал, что Император Петр III скончался. Во время осады Казани Пугачевым преосвященный Вениамин усердно молился в Соборе об избавлении Казани от злодея-самозванца. В отмщение за это, при производстве следствия над бунтовщиками, последние оклеветали его в сношениях с Пугачевым. После строгого дознания невинность Архиепископа была ясно доказана, он был пожалован драгоценною панагией от Императрицы и возведен в сан Митрополита. В 1782 году он уволен был по прошению на покой в Седмиозерскую пустынь, где и скончался в следующем году. 26-й. Архиепископ Антоний I (Забылин-из воспитанников Московской Академии), был учителем, префектом и ректором Московской Академии и архим. Заиконосп. монастыря. В 1781 году перемещен в Казань из Нижнего Новгорода. При нем открыто в Казани наместничество. Уволенный по болезни на покой (1785 г.), он скончался в Макарьевском Нижегородском монастыре. 27-й. Синодальный Член Архиепископ Амвросий (Подобедов) -из воспитанников Троицко-Лаврской Семинарии, в которой он был префектом и ректором. Во всех епархиях, где ему приходилось быть Архипастырем, он всячески содействовал процветанию духовных училищ. Назначенный Архиепископом в Казань в 1785 году, он выстроил для Семинарии новое здание, вместо сгоревшего. В 1798 году он встречал в Казани Императора Павла I, совершавшего здесь закладку холодного соборного храма в женском монастыре. В следующем году преосвященный Амвросий был переведен в Петербург, с возведением в сан Митрополита и пожалованием ордена св. апост. Андрея Первозванного, а потом и бриллиант. знаков онаго и ордена св. Владимира 1 степени. В 1818 году он был уволен на покой и мирно почил о Господе 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Устав Валаамского мон-ря был принят братией в 1782 г., утвержден митр. Гавриилом 19 марта 1784 г. и митр. С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Амвросием (Подобедовым) 29 июля 1803 г. Он копировал общежительный Саровский устав, составленный «на основании древних правил» в 1706 г. иером. Исаакием (в схиме Иоанн). В 1-м отделе устава в 24 главах были описаны правила благочиния, прежде всего поведения иноков; во 2-м изложены порядок совершения богослужений, в частности всенощных бдений, и монашеское правило. Новый устав вводил общность молитвы, трапезы, имущества для всей братии и регламентировал поведение монахов. Настоятель не только выполнял хозяйственные и адм. функции, но и становился духовным наставником. В обители был введен строгий богослужебный порядок, установлены 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынная. В 1783 г. архиеп. Гавриил поблагодарил Владимирского и Муромского еп. Виктора (Онисимова) «за увольнение отца Назария», к-рый устроил «порядок пустынный» в Валаамском мон-ре, а 9 марта 1787 г. прислал на Валаам грамоту о непременном исполнении общежительного устава, подчеркнув подвиги Н. и его усердие в утверждении иночествующих в спасительной жизни. Ок. года Н. один совершал богослужения за отсутствием братии в священном сане. 5 марта 1786 г. по ходатайству митр. Гавриила повелением имп. Екатерины II Алексеевны Валаамский мон-рь включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством. Н. был удостоен сана игумена уже в мае 1785 г. В 1790 г. братство обители составляло уже 12 чел., в т. ч. 4 иеромонаха, в 1796 г.- 55 чел., в т. ч. 10 иеромонахов. Стараниями митр. Гавриила и Н. появились пожертвования на обитель. В 1782 г. для восстановления мон-ря митрополит назначил Н. помощника - казначея иером. Иннокентия (Моруева; 1746-1828), карела по происхождению, хорошо знавшего местные реалии. Проект Н. был утвержден митр. Гавриилом 10 февр. 1785 г. Первоначально на месте обветшавших деревянных строений в кон. XVIII в. был поставлен каменный келейный корпус, устроена ц.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

40. Иларион Властелинский хирот. 21 мар. 1703 из архим. Троице-Сергиевских, а 11 мар. 1711 перев. в Белгород. III. Епископы и Архиепископы Сарские и Подонские 41. Феодосий, кн. Вадбольский , еписк., хирот. 25 мар. 1711 из архим. Чудова монастыря; † 13 авг. 1712. 42. Алексий Титов , епископ, 21 янв. (sic) 1714 перев. из Твери, а 25 янв. 1719 – в Вятку. 43. Игнатий Смола , митрополит, перев. из Суздаля 25 янв. 1719; был под судом; 8 сент. 1721 назначен епископом в Иркутск, а 1 окт. уволен в Нилову пустынь. С 13 июня 1727 епископ Коломенский. 44. Леонид , архиепископ, хирот. 18 февр. 1722 из архим. Высокопетровского монастыря, а 1 сент. 1742 уволен на покой в Новоспасский мнтрь; † 18 февр. 1743. 45. Платон Малиновский , возвращённый из Сибири, архим. Ипатиевский, хирот. 19 сент. 1742; 17 июля 1744 пожалован в архиепископа; 14 апр. 1748 перев. на епархию Московскую. 46. Иларион Григорович хирот. 22 мая 1748 из архим. Новоиерусалимских; † 3 дек. 1760. Погребён на Крутицах. 47. Амвросий Зертыс-Каменский , еписк., 8 мар. 1761 перев. с епархии Переяславль-Залесской; 7 окт. пожалован в архиепископа; 6 июля 1764 велено именоваться «Крутицкий и Можайский»; с 18 янв. 1768 архиепископ Московский. IV. Епископы Крутицкие и Можайские 48. Сильвестр Страгородский 4 февр. 1768 перев. с епархии Переяславль-Залесской; 24 февр. 1771 уволен на покой; с 22 февр. 1788 управлял Спасо-Андрониевым мнтрём; † там 19 окт. 1802. 49. Самуил Миславский 24 сент. 1771 перев. из Курска, а 17 мар. 1776 – в Ростов. Управляла Московская синодальная контора. 50. Амвросий Подобедов 28 апр. 1782 перев. из викариев Московских, а 27 мар. 1785 – в Казань. В 1785–88 епархией управляла Московская синодальная контора; потом она упразднена. Епархия Владимиро-Волынская Владимиро-Волынская епархия упом. в исх. XI века; обращена в униатскую в начале XVII столетия. I. Епископы Владимирские 1. Стефан хирот. 1091 из игум. Киево-Печерских; † 27 апр. 1094. 2. Амфилохий хирот. 1105; † 1122. 3. Симеон хирот. 1123; † 1136. 4. Феодор хирот. 1137; упом. 1147.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1762 г. он переведен был в Казань. Проявлял он большую миссионерскую деятельность. Во время бунта Пугачева (1773–75) владыка Вениамин был первым из архиереев разославшим в своей епархии увещательные граматы к населению, в которых обличал самозванца, принявшего имя Петра III. Один дворянин, замешанный в бунте, в показании оговорил владыку в сочувствии Пугачеву. Вениамин был подвергнут оскорбительному аресту. Расследование доказало полную его невиновность. Имп. Екатерина поспешила утешить его милостивым рескриптом и возведением в сан митрополита. Во время ареста архиеп. Вениамина постиг паралич, от которого он не мог поправиться до самой кончины в 1782 г. С 1785 г. архиепископом казанским был великоросс Амвросий (Подобедов) , ранее ректор московской академии, викарный епископ – севский, потом крутицкий. Дальнейшая деятельность этого видного иерарха будет изложена в части пятой-шестой. Императрица благожелательно относилась к архиереям малороссам Георгию (Конисскому) и Самуилу (Миславскому). Владыка Георгий (1718–1795), из нежинских дворян, воспитанник и ректор киевской академии, преподававший догматическое богословие и философию, известный проповедник. Он прославился, возглавляя с 1758 г. белорусскую кафедру, своей защитой православия от воинствующего латинства. Владыка Самуил (1731–96), воспитанник, префект и ректор киевской академии, епископ белгородский, потом крутицкий и архиепископ ростовский, с 1783 г. митрополит киевский. Он ввел в академии преподавание русских языка и словесности, весьма ценя труды Ломоносова. При нем включены были в программу академии общеобразовательные предметы и новые языки. Владыка Самуил сочувствовал преобразованиям императрицы. В начале 1763 г. Екатерина II издала следующий указ о сношении Снода с нею: «Указы наши словесные принимать повелеваем: 1) от членов Св. Снода, 2) от ген. прокурора и 3) обер-прокурора снодского; 4) от дежурных ген. адъютантов и 5) от правящего нашим Кабинетом». Снод следовательно имел непосредственное право доклада императрицы, чем иногда пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Митрополит Амвросий Подобедов сам имел всегдашней своей заботой умножение духовных училищ и улучшение способов духовного образования. Сын священника владимирской губернии, получивший образование в Троицкой лаврской семинарии и в ней же, по окончании курса, остававшийся некоторое время учителем, он в 1768 году, двадцати шести лет, принял монашество и стал быстро делать свою карьеру. Будучи учителем и префектом московской академии, он в 1771 году своей проповедью «о пагубных действиях суеверия», сказанной в донском монастыре при погребении убитого взбунтовавшеюся толпой во время чумы в Москве московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, обратил на себя высочайшее внимание. По повелению императрицы Екатерины II проповедь эта была напечатана, а потом несколько раз была перепечатываема и переведена на языки немецкий и французский 191 . Вслед за тем Амвросий был назначен вскоре и ректором. В 1775 году своею проповедью в день рождения первой супруги тогдашнего наследника престола, Павла Петровича, Натальи Алексеевны, Амвросий окончательно завоевал симпатию присутствовавшей в церкви императрицы и её августейшего сына. Государыня пожаловала ему тогда алмазный крест 192 . В 1778 году он был хиротонисан во епископа севского, викария московской митрополии, причём императрица удостоила своим присутствием его хиротонию, 5 июля, в Сергиевой пустыни под Петербургом, и пожаловала новохиротонисанному драгоценную панагию, полное архиерейское облачение и 8.000 рублей. В 1781 году Амвросий был назначен епископом крутицким, в 1785 году – архиепископом казанским. Павел, воцарившись, украсил его орденами, которые только что стали жаловаться духовным особам, наконец, водворил его на петербургской кафедре, после удаления петербургского митрополита Гавриила Петрова в Новгород и накануне своей кончины пожаловал его митрополитом. Восхвалявший в своих церковных речах великую Екатерину при её жизни и, без сомнения, хорошо осведомлённый о взаимном расположении царицы и её наследника, Амвросий в речи при погребении Екатерины говорил Павлу, что тот предопределён от века самим Богом «в достойное наследие» своей великой матери, чтобы «недоконченное ею исправить», и что в него «прелияны с кровию все дарования и добродетели» его матери и в нём они процветут ещё более 193 . Похвалы были выражены так искусно, что должны были быть приняты за выражение искренних чувств. Первые дни александрова царствования были тяжелы для митрополита Амвросия. Он ощутительно чувствовал холодность к нему молодого императора, со дня на день всё больше грустил, сделался «скучен и уединён», ходили слухи, что и его ждёт судьба его предместника: невольное удаление на покой. Но, обладая драгоценной для практической жизни способностью терпеливо сносить всякие удары самолюбию, он покорно вынес холод зимы, дождался весны и остался на своём посту, пока уже в глубокой старости, когда сделался болезненно-капризным, не был вынужден всё-таки уйти на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

790 Там же, д. 1784 г. лл. 107–109. На три новые самостоятельные великорусские кафедры, из которх две преобразованы из викариатств, и на два викариатства по штатному окладу требовалось прибавки 13 194 руб. 22 1 / 2 коп. 791 До 1703 г. на месте нынешнего Петрозаводска стояла мукомольная мельница на р. Лососинке и жил одинокий мельник из Деревни Ужесельги, в 9 верстах от города. В 1703 г. здесь построен чугунноплавильный завод и выделывались железо и оружие. Для приезда Петра построен дворец и явилась первая церковь во имя Петра и Павла. С постройкой Петровского завода явилась и слобода (П. Семенов. Географический словарь, IV, стр. 94–95). 794 Там же, д. 1775 г. 86. Конечно ничего общего с предполагаемым окружным архиепископским управлением не имело возведение некоторых епископов в сан архиепископа в 1785 г., а именно: 27-го марта – ростовского Арсения и казанского Амвросия (Подобедова) , 30 мая – Иоасафа тверского и Антония астраханского (Списки Ю. Толстого, изд. 1890 г. 131, 132, 143 и 145). 796 Арх. Св. Син. д. 1784 г. 28, л. 271. По вопросу о распределении приходов, постройке храмов, о содержании приходского духовенства в деле о разграничении епархий 1784 г. выведены на справку прежние распоряжения о том, чтобы церковь строилась при 100–150 приходских дворах. При меньшем числе дворов разрешалось строить храмы лишь тогда, когда приходская церковь была слишком далеко, или неудобно было сообщение с ней через реки, степи, болота и т. п. Указом 1722 г. требовалось, чтобы в самом большом приходе не было больше 300 дворов, на одного священника не должно приходиться более 100–150 дворов, на двоих – 200–250, на троих – 300 дворов. Указом Св. Синода 1770 г., разосланным всюду 11 дек., определено, чтобы старые церкви – ветхие или сгоревшие – возобновлялись только там, где в селах было не менее 40 дворов, а в городах не менее 20 дворов и всякий раз по особому указу Св. Синода. В 1784 году средним числом приходилось на каждый приход – 128 дворов. Служащее духовенство содержалось штатным жалованьем, а больше доброхотным «подаянием». У сельского духовенства была земля; норма платы за требоисправление была определена очень бедно. По указу 1765 г. за молитву родильнице положено – 2 коп., за крещение младенца – 3 коп., за свадьбу – 10 коп., за погребение больших – 10 коп., младенцев – 3 коп., за исповедь и причастие – ничего. За молебны и поминовение давалось по желанию. В деле 1784 г. 28 собрано много статистических данных о содержании епархиальных учреждений и приходского духовенства. Однако этих сведений оказалось недостаточно, чтобы решить сложное дело о равномерном, достаточном обеспечении приходского духовенства без народной тягости. Собранный в свое время материал и сданный в архив, несомненно, имеет историческую ценность, но остается пока научно неразработанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

7-го июля 1788 года митрополит Платон в одном из своих писем к другу – архиепископу Амвросию (Подобедову) , переведенному в Казань с Крутиц 27 марта 1785 г., горько сетовал на то, что «вся власть вверена светскому начальству, нас ставят ни во что и не только хотят подчинить себе, но уже и считают подчиненными. Крутицкую кафедру просил я назначить местом пребывания викария – отказано, чего же справедливее мне можно просить. Теперь, как слышу, помешают на жительство в архиерейском доме упраздненной Крутицкой кафедры полицейских солдат. Поистине, это гнев Божий за наши грехи. Особенно тяжело, что наше-то начальство не только не идет против них, но даже содействует им и бежит с ними в перегонку». 813 Много позже при митр. Филарете (Дроздове) крутицкая митрополичья церковь оставалась складом вещей для местных войск. 814 Слухи о прикрытии Крутицкой епархии упорно ходили еще за два года до её прикрытия, когда Амвросий (Подобедов) переведен был в Казань, а ризница Крутицкой кафедры в 1786 году увезена в Екатеринославскую епархию, которой особенно покровительствовал Потемкин, 815 самый сильный человек из Екатерининского «светского начальства», подчинившего себе духовную власть. Ни в Пензе, ни в Симбирске, ни в Харькове указом 6-го мая не было открыто архиерейских кафедр, как предполагалось в 1784 году, куда намечались к переводу суздальский, устюжский и переяславль-залесский архиереи. Большинство епархий после указа 6 мая 1788 г. состояли далеко не из одного наместничества. В составе С.-Петербургской епархии, по-прежнему, оставлены, по малочисленности церквей, Выборгская и Ревельская губернии, в Псковской – Рижская и Полоцкая. При этом, однако, требовалось наблюдать, чтобы только названные губернии полностью входили в свои епархии; церкви других губерний должны отойти от них в соответственные епархии при том так, чтобы не только ни одной церкви, но даже части прихода из других губерний не было в них. Тоже самое предписывалось московскому митрополиту Платону, епископам белгородскому и коломенскому, но лишь относительно губерний Калужской, Тульской и Курской, вошедших полностью в состав их епархий. Других губерний, входивших частями в их епархии, последующие распоряжения Св. Синода, на основании указа 6-го мая 1788 г., не касались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010